Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Современный урок физкультуры в коррекционной школе. Здоровьесберегающая направленность физической культуры в коррекционной школе VIII вида Учитель Золотухина О. В

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Головинщинская школа-интернат

для обучающихся по адаптированным

образовательным программам»

(ГКОУ «Головинщинская школа – интернат»)

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Кондрашкин Сергей Александрович, учитель физического воспитания

Понятия «здоровье» и «инвалид» на первый взгляд кажутся несовместимыми, однако их можно объединить таким понятием, как жизнеспособность, которое определяет все уровни бытия человека. Жизнеспособность позволяет и здоровому, и больному человеку реализовывать свои биологические и социальные возможности.

В ГКОУ «Головинщинская школа-интернат» основная линия системы оздоровления детей с проблемами психофизического здоровья в образовательном процессе выстраивается следующим образом:

I этап – коррекционная подготовка: лечебная физкультура, ритмика (основная цель – коррекция двигательной сферы и восстановление здоровья детей);

II этап – основной учебный процесс: уроки физкультуры и внеклассная работа (главная цель – повышение функциональных возможностей организма каждого ребёнка);

III этап – дополнительное школьное образование: адаптивный спорт – лёгкая атлетика, баскетбол, мини-футбол, боулинг, ритмическая и спортивная гимнастика, коньки (цель – достижение высших результатов).

Систематические занятия адаптивной физической культурой и спортом являются необходимой и важнейшей составляющей процесса нормализации психофизического развития детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Спонтанные занятия физкультурой, спортом для них проблематичны вследствие значительного снижения и ограничения самостоятельных действий из-за отсутствия или серьёзного ограничения побудительных мотивов.

Большое внимание спортивно-оздоровительной работе в школе уделяется именно потому, что физкультура и спорт дают возможность значительно повысить уровень как биологической, так и социальной жизнеспособности детей-инвалидов с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, улучшить их адаптивные способности.

Физкультура и адаптивный спорт позволяют школьникам освоить такие уровни здоровья, как осознание в ближайшем окружении полезных и вредных для собственного здоровья факторов, овладение социальным поведением (привычки ведения здорового образа жизни), развитие собственных способностей, в том числе и волевых, формирующих характер.

Спортивно-оздоровительной работой, которая строится на простых принципах: свежий воздух, движение, понимание состояния ребёнка, - пронизана вся жизнь в школе. Циклограмма школьных спортивно-оздоровительных мероприятий включает «Весёлые старты» для младших школьников, семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», легкоатлетические эстафеты, первенство школы по командным видам спорта, личное первенство по конькам, настольному теннису, легкой атлетике.

Каждое спортивно-оздоровительное мероприятие проводится с определенной педагогической це­лью. Педагогическими целями таких мероприятий в специальной (коррекционной) школе могут быть: активный отдых детей, оценка качества физического воспитания школьников, выявление наиболее подготовленной команды для участия в соревнованиях более высокого ранга, приобщение школьников к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой, подведение итогов физкультурно-спортивной работы в школе, популяризация различных видов спорта, пропаганда подвижных игр как важного средства физического воспитания, ориентирование школьников на здоровый образ жизни, пропаганда физической культуры как фактора здорового образа жизни, проверка уровня спортивной подготовки юных спортсменов (занимающихся одним или различными видами спорта).

Для реализации поставленных целей формулируются педагогические зада­чи, которые последовательно решаются в ходе проведения мероприятия:

Формирование навыков поведения и выполнения игровых действий в составе команды с максимальной точностью и быстротой;

Воспитание толерантности (устойчивости, сопротивляемости стрессо­вым ситуациям);

Воспитание воли к победе, смелости и решительности;

Побуждение к максимальному проявлению у школьников специальных качеств двига­тельной деятельности (быстроты, силы: выносливости);

Формирование у школьников потребности в спортивном или физиче­ском совершенствовании;

Формирование жизненно ценных черт личности (умение радоваться успехам победителей, оказывать взаимопомощь, критически относиться к своему по­ражению и т.п.).Местом проведения спортивно-оздоровительного мероприятия может быть спортивный зал, игровая пло­щадка и хоккейный корт на пришкольном участке.

Большое внимание уделяется организационным вопросам. Общее руководство по подготовке и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, а непосредственное его проведение осуще­ствляется учителями физкультуры. В жюри (судейскую коллегию) входят учитель физкультуры, старшеклассники, члены совета физкультуры школы.

Учёт специфики контингента учащихся, ранимости психики детей и их болезненного восприятия проигрыша требует четкой организации и системы судейства, способной объ­ективно определить победителей.

Команды участников формируются по разным принципам: по возрасту, по полу, по физической подготовленности. Команды составляются из учеников одной параллели или одного класса. В состав команды включается десять и более учеников. Команда может быть сме­шанной или однополой Дополнительно можно ввести одного родителя. Из числа участников команды выбирается капитан. Заявки на участие в спортивно-оздоровительном мероприятии учеников одного класса аккуратно оформляются, заверяются школьным врачом и подаются в органи­зационный комитет за неделю до его начала.

Участники проходят предваряющий контроль - осмотр, который проводит медицинский работник школы и делает отметку в заявке о допуске к соревнова­ниям. Медицинский работник присутствует при проведении спортивно-оздоровительного мероприятия, осуществляет оперативный контроль и оказывает при необходимости оперативную помощь.

Программа спортивно-оздоровительного мероприятия разрабатывается оргкомитетом при руководстве заместителя директора по воспитательной работе. Она включает перечень заданий. Все задания соответствуют педагогической цели и поставленным задачам. Их содержание определяется в зависимости от возраста, физиологиче­ских и психических способностей, а также от уровня физической подготовленно­сти участников. При подборе различных заданий для составления программы учитывается характер воздействия выполняемых физических действий на организм участника, интенсивность и объем этих нагрузок, последовательность их выполнения и вре­мя, в течение которого эти задания выполняются. Программа предусматривает также форму выполнения заданий: одновременная (все участники команды одновременно выполняют задание) или поочередная (задание выполняется каждым участником команды поочерёдно).

Программа составляется с учётом биологических, физиологических особенностей и возможностей детей, а также ряда педагогиче­ских требований:

1) постепенность повышения объема и интенсивности нагрузки;

2) правильность чередования физических нагрузок и активного отдыха; повторение одинаковых по характеру физических нагрузок проводится после значительной степени восстановления обменных процессов;

4) педагогическая направленность на развитие и укрепление эмоционально-волевой, личностной сферы участников, на воспитание командного духа, коллективизма.

В программу включаются от 6 до 12 заданий. Видами заданий могут быть забавы, развлечения, аттракционы, подвижные игры (включается не менее 3 игр), игры с участием болельщиков или зрителей (родителей), конкурсы, показательные выступления спортсменов класса или приглашенных мастеров спорта, упражнения, включенные в школьную программу по физическому воспита­нию, простые эстафеты.

Результативность спортивно-оздоровительных мероприятий:

Оздоровительные мероприятия

Ожидаемые результаты

Достигнутые результаты

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний (прививочная работа, углублённый профилактический осмотр)

Своевременное выявление и лечение заболеваний у школьников

В течение трёх последних

лет нет вспышек

массовых инфекций; школа

на карантин не закрывалась.

Лечебная физкультура

Уменьшение количества школьников, занимающихся в специальной медицинской группе

Уменьшение за три

года количества

школьников,

занимающихся в

специальной

медицинской группе

Организация работы спортивных секций

Укрепление здоровья обучающихся

В течение трёх последних

лет нет вспышек

массовых инфекций;

Увеличение числа

детей, увлечённых спортом.

Прогулки и занятия обучающихся на свежем воздухе (подвижные и дидактические игры)

Профилактика переутомления учащихся

Уменьшение

показателей заболеваемости

Библиографический список

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: издательский центр «Академия», 2001.

2. Попов С.Н. Физическая реабилитация. – М.: «Феникс», 1999.

3. Рогозин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. – 2000. - №1.

4. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность. // Мир психологии. – 2000. - №1.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 1-4 КЛАССА

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Составитель: учитель высшей

Пояснительная записка.

Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.

В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе", утвержденной Министерством просвещения и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями в здоровье. Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими.

Занятия ЛФК направлены:

На коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);

На развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

На коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.);

На коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.);

На устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.);

На формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

- упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки № 1,2,3; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1,2,3; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; упражнения для развития координации; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата; специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп; специальные упражнения для глаз; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно- гигиенических требований.

Оценка по занятиям ЛФК не выставляется.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;

Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным

Большим и средним

Большим и безымянным

Большим и мизинцем

Хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;

Круговые движения кистями;

Руки в замок - круговое движение влево - вправо, вперед - назад;

Пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;

Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;

Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Игровые упражнения: "Сильные пальчики.", "Аплодисменты.", " По ягоде.", "Гармошка.", "Птичка.", "Скачет зайчик.", " Где твой пальчик.", "Колыбельная.", "Балалайка.".

Упражнения для формирования правильной осанки № 1

Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.

Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.

Поднимание согнутой в колено ноги.

Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.

Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.

Ходьба высоко поднимая ноги.

Упражнения для формирования правильной осанки № 2

1. И. п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх - вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки № 3

1. И. п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и. п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И. п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И. п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И. п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И. п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И. п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И. п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И. п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И. п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и. п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 1

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед " с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 2

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О. с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия № 3

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки.(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

Специальные упражнения при миопии условно можно разделить на несколько групп.

I. Упражнения для наружных мышц глаза: а) упражнения для прямых мышц глаза; б) упражнения для прямых и косых мышц глаза.

II. Упражнения для внутренней (цилиарной) мышцы: а) в домашних условиях; б) на эрографе; в) с линзами. Выполняют эти упражнения движением глазного яблока по всем возможным направлениям и путем перевода взгляда с ближней точки ясного видения на дальнюю и наоборот.

III. Самомассаж глаз выполняют путем зажмуривания, моргания, а также надавливанием тремя пальцами рук на верхнее веко, не вызывая боли, с разной частотой и силой.

Ниже в методической последовательности приводится перечень специальных упражнений для лечения больных с миопией. Интенсивность этих упражнений увеличивают постепенно: в 1-2-е занятие включают 2 упражнения, выполняя их 2 раза, начиная с 3-го занятия, те же 2 упражнения выполняют 3 раза, затем через каждые 3 занятия прибавляют по одному упражнению и доводят их до 5-6, выполняя каждое упражнение по 3 раза. По этой методике рекомендуется заниматься 11/2-2 мес, в течение следующего месяца увеличивают число повторений каждого упражнения до 5-6 раз. Затем также постепенно включают последующие упражнения.

Специальные упражнения для глаз

И. п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И. п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И. п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата .

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Прогнозируемый результат

Дети занимающиеся в группе ЛФК должны знать:

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки изучения

Коррекция часов

Упражнения для коррекции правильной осанки.

Упражнения для развития правильного дыхания. Игра «Громче меня».

Ходьба по начерченной линии с предметом на голове. Игра « Гуси - Лебеди».

Упражнения у стены. Игра «Быстро в домик».

Упражнения в парах, Стоя спиной друг к другу. Игра «Левые - правые».

Ходьба по гимнастической скамейке.

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).

Прыжок в длину с места в ориентир.

Построение в круг по ориентиру.

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его закрытыми глазами.

Увеличение, уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир.

Упражнения для укрепления мышц живота

Вис на гимнастической стенке с подниманием ног под 90 градусов. Игра «Выше земли».

Упражнения сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».

Подъем туловища из положения, сидя на скамейке в парах.

Упражнения в висе спиной к стене.

Упражнения для мышц брюшного пресса.

Упражнения для коррекции плоскостопия.

Катание ступнями кеглей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?»

Ходьба на носках, на пятках.

Катание гимнастических палок.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Катание ногами мячей.

Упражнения для моторной неловкости

Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев».

Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».

Подбрасывание мяча на разную высоту. Игра «Кого назвали тот и ловит».

Ловля мяча после хлопка над головой.

Ловля мяча после отскока от пола двумя руками, одной.

Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Вот так позы».

Упражнения с обручами. Игра «Проскачи через круг».

Ловля мяча от стены. Игра «Кто быстрей поймает?».

Самомассаж рук, головы, ног. Игра «Ну-ка отними».

Собирание крышек, составление фигур. Игра «Кто быстрее».

Подбрасывание мяча вверх, три хлопка. Игра «Поймай мяч».

Подъем предметов различной величины.

Массаж пальцев, кистей рук. Игра «Морские фигуры»

Эстафеты с применением мячей, скакалок, гимнастических палок.

Календарно – тематическое планирование

Задачи:

  • Выработка устойчивой правильной осанки, равновесия.
  • Укрепление и развитие мышечной системы.
  • Развитие общей организованности, внимания, памяти.
  • Воспитание в детях чувства взаимопомощи, товарищества, уверенности в себе.

ХОД УРОКА

I. Подготовительная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы урока.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок лечебной физкультуры. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым упражнением. Это упражнение очень хорошо делает одна птица. А, что это за птица мы узнаем, совершив путешествие. Строимся друг за другом и отправляемся на прогулку.

1. «Идём по лесной тропинке». (Ходьба друг за другом).
2. «Перешагиваем свалившиеся деревья». (Ходьба с подниманием ног).
3. «Идём по извилистой дорожке». (Ходьба между кубиками).
4. Ходьба на носках. (Мы в затылок поравнялись, На носочки приподнялись
5. Ходьба на пятках. (Руки за спину кладём И на пятках мы идём).

II. Основная часть

Вот мы с вами вышли на поляну и немного отдохнём.

Зарядка.

Ручки вверх мы поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ-топ.
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Общеразвивающие упражнения:

1. И. п. – стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх – вдох, опускание – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И. п. – стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад – вдох, возвращение в и. п. – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

3. И. п. – стоя, руки опущены; подняться на носки – вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И. п. – стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево – попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону – по 3 раза.

– Смотрите, кто это сидит на тропинке и смотрит на вас? Да это же ёжик. (игрушка ёжик) Он живёт в лесу. Ёжик принёс вам корзинку. Посмотрите, ребята, что в ней лежит. (мячи –колючие, как ёжик). Давайте, поиграем с ними.

– прокатываем мяч между ладонями.
– перекладываем мяч из руки в руку.
– сжимаем пальцами мяч, сначала одной рукой, затем другой.

Выполнив упражнения, дети кладут мячи в корзину. Благодарят ёжика и прощаются с ним.

– Смотрите, ребята, а кто там сидит под кустом? (игрушка зайчик) Это зайчик. А вы, ребята, умеете прыгать как зайчики? Давайте, друг за другом попрыгаем как зайчики.

Прыжки на двух ногах друг за другом.

– Молодцы, ребята. Вот мы с вами прыгали, прыгали и припрыгали к болоту. Нам надо с вами перейти болото.

Ходьба по кочкам. («Дорожка здоровья»).

Знакомство с новым упражнением

– Смотрите, ребята, что там за птица? (картинка Аист). Правильно, это аист. Посмотрите, как аист может стоять на одной ноге. Давайте, и мы попробуем постоять на одной ноге.

Выполнение упражнения «Аист».

И.П.: Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Стоя на одной ноге, стопу второй ноги разместить на внутренней стороне колена. Руки в стороны или на пояс. Задержаться, вернуться в И.П. Повторить на другой ноге.

III. Заключительная часть

– Молодцы, ребята, мы с вами хорошо погуляли, но пора возвращаться домой. Давайте, представим себя листочками и поиграем с ветром.

Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели.
И на землю снова сели.
Долго – долго мы плутали
Очень – очень все устали.
Наши ручки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.

Релаксация

Дети ложатся на коврики (звучит музыка: звуки природы – Лес).

Подведение итогов урока

– Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданиями и выполнили упражнения.

Физическая культура, 1-4 класс

Аннотация к рабочим программам по физической культуре 1-4 классы

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида». Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с обучающимися ОВЗ. Физическое воспитание рассматривает и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Цель - содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося, с учетом психофизических особенностей. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных,подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) лыжная подготовка (зимние игры), подвижные игры, для 4 класса - пионербол. В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Физическая культура, 5-9 класс

Аннотация

Настоящая рабочая программа по физической культуре для начальной школы создана на основе: программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы». Сборник под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуман. изд. «Владос», 2010 г.; учебного плана ГКС(К)ОУ «Введенская школа - интернат VIII вида»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна-ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво-енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола и физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 классах из расчёта 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Курс обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональноценностного отношения к физической культуре; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли и формировании здорового образа жизни. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5-9 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 102 часа.

Предварительный просмотр:

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Батраченко Т.В. учитель ЛФК

МК(С)КОУ Верх-Ирменской

специальной (коррекционной)

Школы-интерната VIII вида

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида……………………………………………………………….….7

1.1. Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений…………………………………………………………………7

1.2 Методы исследования показателей двигательной сферы……….9

3. Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся

С ОВЗ на уроках лечебной физической культуры……………………..12

4. Список литературы……………………………………………………..17

5. Приложения………………………………………………………….…19

  1. Введение

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, установления контакта с окружающим миром, успешной психолого-педагогической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями относится в настоящее время к числу первостепенных государственных социальных задач.

Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в школе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности данной категории школьников в оздоровительных и коррекционных целях, поиске эффективных путей и методов физического воспитания, направленных на повышение уровней двигательной подготовленности, формирование двигательной способности и познавательной активности, укрепление здоровья.

В нашем образовательном учреждении ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей, которые помимо основного диагноза имеют ряд сопутствующих нарушений здоровья, а именно нарушение осанки, плоскостопие, астенический синдром.

У этих детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечнососудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

Все эти недостатки очень влияют на эмоциональную сферу обучающихся, у которых наблюдается страх, неуверенность в своих силах и возможностях, неумение владеть собой, неумение проявлять сознательную дисциплину, строго соблюдать установленные правила, нарушено чувство ритма, слуха и моторики.

Большое внимание должно быть обращено на проведение коррекционной работы с детьми этого контингента. Непременным условием является следующая работа – уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы, ритмика, уроки ЛФК, где отражаются задачи по коррекции двигательных недостатков.

Занятия лечебной физкультурой включены в учебный план специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, так для учащихся с ограниченными возможностями здоровья особенно важное значение имеет здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, и являются важной составной частью комплексного ППМС сопровождения, осуществляемого в нашем образовательном учреждении.

Поэтому целью моего исследования является изучение возможностей для коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ, посредством специально организованных занятий ЛФК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу и выявить основные направления коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ.

2. Провести диагностику уровня физического развития учащихся, зачисленных в группу для проведения занятий.

3. Разработать комплексы упражнений благоприятно воздействующих на состояние организма, увеличение жизненной ёмкости лёгких.

4. Формировать у учащихся двигательные навыки и умения, развитие межполушарного взаимодействия.

5. Вырабатывание у учащихся навыка правильной осанки, координации движений и навыков самоконтроля.

Многолетний опыт работы позволил мне определить особенности в содержании проблемы коррекции движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Коррекция движений учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида не ограничивается коррекцией их двигательных функций. Она должна затрагивать и психическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Следовательно, устранение двигательных недостатков является важной составной частью психокоррекционной работы, направленной на развитие личностной сферы, на успешную социализацию учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре.

Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.

Использование системы специально организованных коррекционных занятий лечебной физкультурой является эффективным средством коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций. Позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Глава 1. Теоретические предпосылки развития и становления двигательной сферы учащихся специальных и коррекционных школ VIII вида

1.1Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений.

Одной из главных причин, затрудняющих формирования у учащихся школ для детей с нарушением интеллекта двигательных умений и навыков, является наличие двигательных нарушений, накладывающий отрицательный отпечаток на их деятельности. Двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Так, моторная недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется недоразвитием аналитического-синтетической деятельности коры головного мозга, а конкретно – корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.

Разработка проблемы двигательных нарушений у умственно отсталых школьников в процессе физического воспитания основывается на принципиальных положениях общей психологии, патофизиологии, теории и методике физического воспитания, адаптивной физической культуры, глубоком изучении состояния их физического развития, двигательной сферы, глубины и характера отклонений.

Л. С. Выготский подчеркивал, что у детей-олигофренов, помимо нарушенных, есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно и должно их воспитывать и продвигать в умственном развитии, сглаживая их недостатки. Специальное педагогическое воздействие на вторичные изменения в психическом и физическом развитии ребенка, возникающие на основе первичного дефекта, может быть эффективным только при условии мобилизации всех компенсаторных возможностях ребенка. При этом исходят из разностороннего (комплексного) воздействия на личность. Только такой подход к исправлению различных недостатков в психологическом развитии учеников специальной школы VIII вида может дать эффективные результаты. Следует добиться того, чтобы выпускники специальных школ обладали таким уровнем разносторонней физической подготовки, который бы мог им обеспечить им самостоятельность в жизни и трудовой деятельности.

Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используется различные средства физической культуры, лечебной физкультуры, однако методика их применения пока не получила должного освещения в литературе

В патологических состояниях и в условиях дефекта тип обратной связи может меняться; извращаться, что не исключает резкой дисгармонии физиологических функций физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в этом случае является восстановлении регулирующей роли моторики, подчиняющей себе все функции организма. Нормализация вегетативных функций при применении физических упражнений обеспечивается моторно-висцеральными рефлексами, подавляющими интероцептивную импульсацию. По-видимому, недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляют любое заболевание и приводят к патологии всего нервно- мышечного аппарата, но и отрицательно сказываются на функциях анализаторов аномальных детей.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет недостатков, - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культуры должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Использование богатого опыта советской и российской дефектологии специалистами физического воспитания дает широкие возможности дальнейшего развития теории и практики физического воспитания аномальных детей.

Особое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками должны занимать педагогические оправданные, экспериментально обоснованные средства и методы физического воспитания. Для исправления недостатков физического развития детей также не безразлично, с какого возраста следует начинать коррекцию движений. Известно что, чем раньше обеспечивается целенаправленное педагогическое воздействие, тем успешнее проходит процесс коррекции. Использование системы физического воспитания как эффективные средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

  1. Методы исследования показателей двигательной сферы.

Формирование того или иного качества или свойства движений, улучшения физического развития у каждого ребенка происходит индивидуально, и не всегда первоначальные признаки в улучшении двигательных способностей ребенка следует оценивать только влиянием целенаправленной коррекционной работы.

При выявлении физических недостатков требуется, чтобы диагностические методы соответствовали возможностям умственно отсталых школьников. Специалистам следует диагностировать у них нарушения двигательной сферы, сохранные двигательные возможности, определить адекватные средства и методы коррекции двигательной сферы, затем определить эффективность коррекционно-воспитательной работы по преодолению нарушений.

Понятия «коррекция двигательных нарушений» и «развития двигательных способностей» не могут быть противопоставлены друг другу. Они близки по смыслу и содержанию работы, направлены на улучшение двигательных характеристик, так как в том и другом случае могут применяться одни и те же методы, средства и формы занятий.

Вместе с тем два понятия нельзя и отождествлять, поскольку каждое из них символизирует специфический процесс, направленный на формирование различного уровня двигательных способностей. Так, если у ребенка нарушена функция статического равновесия, то следует проводить работу по коррекции двигательного нарушения упражнениями, способствующими улучшению показателей равновесия, его нормализации. Чтобы не нанести вреда организму ребенка, необходимо подбирать адекватные средства, рационально дозируя нагрузки, развивая сохранные двигательные способности с целью увеличения компенсаторных возможностей организма.

Если показатели равновесия приблизились к средним величинам уровня детей данного возраста, можно говорить о том, что коррекционная работа достигла цели. Дальнейшая целенаправленная деятельность по улучшению функции равновесия позволит применять комплекс средств физического воспитания, отличающийся от коррекционных большей их дозировкой, другими методами, активной целевой направленностью. В этом случае целесообразнее говорить не о коррекции двигательного нарушения, поскольку его уже не существует, а о целенаправленном развитии функции равновесия.

Если же отстают двигательные качества, то правомерно говорить об их развитии, а не об их коррекции, так как здесь ничего не исправляется, а лишь повышается уровень двигательных качеств.

Показателем эффективности служит положительная динамика физической подготовленности ребенка, которая складывается из оценки двигательных способностей, состояния стопы, силовой выносливости, силы мышц рук и плечевого пояса, координации движений, ловкости, быстроты двигательной реакции. Диагностика физической подготовленности проводится на основании Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 – «Об оценивании по состоянию здоровья для гру пп ЛФК ».

На основании данных диагностики и данных медицинского осмотра формируются группы для занятий. Продолжительность занятий составляет 20 минут, два раза в неделю.

Глава 2. Опыт работы по коррекции двигательной сферы учащихся с ОВЗ на уроках лечебной физической культуры

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся СКОУ.

Уроки ЛФК - это специфическое средство и способ воздействия на учащихся, способствующее общему развитию младших школьников с ОВЗ. Уроки ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально - волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности. Для организации занятий рекомендовано использовать рекомендации для учителей ЛФК.

В начале учебного года проводится медицинское обследование учащихся, на основании которого, он зачисляется в группу занятий ЛФК. С учащимся проводится педагогическая диагностика, результаты которой заносятся в «Диагностическую карту развития ребенка».

Занятия проводятся по модифицированной мной «программе занятий ЛФК для детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида».

Занятия проводятся с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и рода заболеваний учащихся. Использую разноуровневый, дифференцированный подход в соответствии с имеющейся патологией учащегося. Количество упражнений строго дозировано по нагрузке в соответствии с возрастной группой.

Очень важно, чтобы занятие так, чтобы оно проходило насыщенно, интересно, эмоционально, значимо для детей. Было разнообразно по видам деятельности и удовлетворяло потребности каждого ребенка.

Занятия ЛФК позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом речь, свои действия. Побуждения учащихся к ответам на вопросы способствуют осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса.

Основная часть занятия лечебной физкультуры построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения под руководством педагога.

При формировании двигательных навыков у школьников с ОВЗ можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

Обучение движениям идёт быстрее и более эффективно, если педагог умело сочетает наглядный показ со словесной инструкцией. Зачастую ребёнку легче выполнить движение, глядя на педагога и подражая ему.

I этап - через вторую сигнальную систему, используюется наглядность, создается цельное представление о разучиваемом движении с помощью слова, показа, подводящих упражнений;

II этап - через многократное повторение с использованием подготовительных упражнений, педагог добивается устранения ошибок; на этом этапе большое значение имеет игровая форма ведения урока, система оценки умений и навыков;

III этап - это отработка, закрепление изученных движений, их вариативность; и здесь неоценимое значение имеет привитие интереса к занятиям.

Для учащихся каждой группы целесообразно использовать специальные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для общеукрепляющей группы включает в себя дыхательные упражнения.

При правильном выполнении дыхательные упражнения успокаивают, способствуют концентрации внимания, со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В группе коррекции плоскостопия , основной акцент делается на укрепление мышц ног. Для того, чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы занятия начинаются с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя. Для закрепления достигнутых результатов в занятия включаются упражнения в специальных видах ходьбы: на носках, на пятках, на наружном крае стопы.

В группе укрепления осанки используются упражнения направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета» .

Разделяя понятия «коррекция» и «развитие», следует полагать, что первое («коррекция») целесообразно применять при исправлении нарушений физического развития (нарушения осанки, грудной клетки, стопы и т. д.), а также качественных характеристик двигательной деятельности человека.

Второе понятие – «развитие» - имеет в виду улучшение двигательных способностей, их количественных характеристик, т.е. содействие их увеличению, улучшению, возрастанию.

Исходя из вышесказанного, для всех групп используется следующая структура занятия:

Подготовительный этап – разминка. Включает в себя упражнения для верхних конечностей, нижних конечностей, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, коррекцию пространственных нарушений).

Основной этап . Упражнения в соответствии с заболеванием. Упражнения с разными предметами (обручи, мячи, шары, ленты) развивают ловкость, быстроту реакции, точность и красоту выполнения движений.

Заключительный этап – релаксация, дыхательные упражнения. Движения, выполняемые под музыку, оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но также создают благоприятную основу для формирования мышления, памяти, внимания, речи. Музыка организует ребёнка; её ритмическая структура, динамическая окрашенность вызывают концентрацию внимания, быструю реакцию на смену музыкальных фраз

В конце четверти проводятся комплексные уроки-путешествия, которые включают в себя комплексы необходимых упражнений, разнообразный игровой материал, использование ИКТ на уроках. Все это позволяет повысить мотивацию учащихся, сформировать у них интерес к здоровому образу жизни.

Эффективным средством развития и коррекции двигательной сферы учащихся являются интегрированные уроки, которые проводятся с учителем-логопедом. Совместная коррекционно-педагогическая работа на этих занятиях направлена на формирование двигательных и речевых навыков учащихся. Актуальность и целесообразность таких занятий заключается в том, что посредством двигательных упражнений, происходит коррекция речевых нарушений учащихся.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в просторном, технически оснащенном зале, который оснащен современным оборудованием.

Реализация разработанных программ и комплексов упражнений, использование здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика занятий, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов в развитии и коррекции двигательной сферы учащихся. Об этом свидетельствуют данные диагностики учащихся.

Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Список литературы:

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  2. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
  3. Бубен, С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. - 1996. - №5.-С. 3-11.
  4. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999
  5. Дмитриев, А. А . Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  6. Вайнруб, Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.
  7. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  8. Герцен, Г.И. Лобенко, А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: - Медицина, 1991 - 272 с.
  9. Гусева, Е. А. Методические рекомендации для занятий адаптивной физической культурой с детьми, имеющими выраженное недоразвитие интеллекта / Е.А. Гусева, Г.Н. Голоухова; ПГУ. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 21 с
  10. Дубровский, В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999.-607с.
  11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. Подробнее.
  12. Курпан, Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.
  13. Малыгина, В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.
  14. Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  15. Хамзин, Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.