Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста. Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох - выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.
  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох - выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

  1. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

  1. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

  1. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

  1. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

  1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  2. Задержать дыхание на 3-4 с.
  3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

  1. Повторить 3-5 раз упражнение
  1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

  1. «Ёжик».

Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

  1. «Губы «трубкой».
  2. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные
  1. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

лёгкие до отказа.

  1. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  2. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

  1. «Ушки».

Покачивая головой вправо - влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо - влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

  1. «Пускаем мыльные пузыри».
  2. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

  1. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

бы пуская мыльные пузыри.

  1. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

  1. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

  1. «Язык «трубкой».
  2. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

высунуть и тоже сложить «трубкой».

  1. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

  1. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

  1. «Насос».
  2. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  3. Выполнять наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом

наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

  1. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд - назад (большой маятник), делая при этом вдох - выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Проводится в игровой форме.

  1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

  1. «Планета «Сат - Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат - Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза - вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат - Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

  1. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

  1. «Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат - Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

  1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,

грудную клетку.

  1. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
  2. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая

«Я сильный (ая)».

  1. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Дыхательные имитационные упражнения

  1. «Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

  1. «Каша кипит».

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот - выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

  1. «На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

  1. «Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1,5 мин.

  1. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

  1. «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

  1. «Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

  1. «Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.

  1. «Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны - вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

  1. «Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох - руки поднимать в стороны. На выдох - опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

Комплекс дыхательных упражнений игрового характера

  1. Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках,

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям - выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам - вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим - так (Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх - вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки - пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу:

Я налево погляжу:

Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Насос». Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь - вдох.

Повторять 4-6 раз:

Это очень просто -

Покачай насос ты.

Направо, налёг…

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Это очень просто -

Покачай насос ты (Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

У медведя дом большой,

А у зайки - маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька (Е Антоновой-Чалой).

  1. «Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох (губы трубочкой). Голова прямо - вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад - вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой).

  1. «Цветы».

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

(Е. Антоновой-Чалой).

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

  1. «Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.

  1. «Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

  1. «Жук».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо - вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.

Дыхательная гимнастика в детском саду является наиболее оптимальным способом профилактики и укрепления здоровья детей. Картотека данной гимнастики олицетворяет разнообразные упражнения, которые очень нравятся детям.

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.

Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.

  1. Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
  2. Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
  3. Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
  4. Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
  5. Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.

Картотека дыхательных упражнений для дошкольников

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.

Например:

  1. «Надуваем щечки»

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. Руководителю нужно следить за струей выдыхаемого воздуха, она не должна быть шумной и резкой, наоборот – спокойная и плавная.

  1. «Насос»

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

  1. «Говорок»

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать воспитатель.

Например:

  • Расскажи, как едет паровозик?
  • Покажи, как гудит машина?
  • Знаешь, с каким звуком поднимается тесто?
  • Вспомни, как говорит сова?

После вопросов необходимо поработать над длительным выдохом, это можно сделать с помощью пропевания различных гласных. Сначала взрослый показывает упражнение, затем делает его вместе с малышом, и, когда ребенок будет уверенно выполнять все указания, он может пропевать гласные самостоятельно.

  1. Работа над дыхательной системой

В момент проведения методики дети спокойно и расслабленно лежат на матах, ничто не должно отвлекать их внимания.

Взрослый просит «прислушаться» к дыханию, и дает команды:


Отвечая на эти вопросы, дети учатся анализировать свое дыхание, прислушиваться к своему организму.

  1. «Ёжик»

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову.
Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.

Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет

Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным - излечиться от различных недугов.

В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.

Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:

  1. Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
  2. Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
  3. Каждому определенному движению сопутствует вдох.
  4. Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Данное упражнение является разминочным.

  1. Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
  2. Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
  3. По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
  4. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.

При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.

«Погончики» или «Погонщик»

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

«Насос» или «Накачка»

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.

«Кошечка»

В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.

«Повороты головой»

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.

Гимнастика по К. П. Бутейко для детей 2-7 лет

Дыхательная гимнастика Бутейко направлена на снижение углекислого газа в крови с помощью поверхностного вдоха. Данный комплекс благотворно влияет на весь организм, особенно он показан детям при бронхиальной астме.

Главная цель комплекса – расслабление диафрагмы. Это происходит за счет уменьшения глубины вдоха и увеличения паузы после выдоха.

Упражнение «Часики»

Ребенок находится в положении стоя, ноги чуть расставлены. Руководитель предлагает ему представить, что он – маленькие часики. Можно спросить, как они «говорят?», ребенок ответит: «Тик-так»

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

«Трубач»

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена.
Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

«Паровозик»

Веселое упражнение, которое пользуется большим интересом у детей. Воспитатель предлагает им представить, что они – большой паровозик.
Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух». Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

«Петух»

Ребенок стоит спокойно, прямо. Руководитель предлагает ему пофантазировать и представить, что он – петушок. Все дети с удовольствием показывают голосом, как кричат петухи.

После этого руководителю необходимо продемонстрировать само упражнение - нужно произносить «кукареку!», хлопая двумя руками по бедрам на каждый слог. Затем ребенок поднимает руки в стороны и, хлопая ими по бедрам, произносит: «Ку-ка-ре-ку». Следует повторить упражнение 5-6 раз.

«На турнике»

Упражнение выполняется с помощью гимнастической палки. Ребенок находится в положении стоя, держит ее перед собой.
Со вдохом ребенок поднимается на носочки, и в это время руки поднимают наверх палку. Выдох происходит с опусканием палки, и произношением звука «Ф».

«Карлики и великаны»

Дети идут по кругу, выполняя указания, которые произносит воспитатель. Он предлагает им показать карликов – присев, и идя на корточках, а затем великанов – дети вытягиваются и идут на носочках. Дыхание спокойное, не сбивчивое. Для большего вовлечения в процесс игры, руководителю следует подобрать подходящие по смыслу строки стихотворения и музыкальное сопровождение.

Такое упражнение входит в комплекс закаливания, поэтому выполнять его нужно без носков и обуви, и в майке и трусах.

Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет

Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.

Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.

А конкретнее:

  • Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
  • У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
  • Улучшается память и физическое развитие.
  • Дети лучше справляются с усвоением программы.
  • Повышается коммуникабельность и выносливость.

Упражнение «Змейка»

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.

«Водолазы»

Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.

«Шарик»

Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».

Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.

«Ветер»

Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

Игры и упражнения для дыхания в стихах

В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.


Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах

Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:

  • За вдохом детей – он осуществляется через нос.
  • За полным расслаблением плеч.
  • За выдохом – он умеренный и расслабленный.
  • За щеками – они не должны надуваться.
  • За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.

Упражнение «Футбол»

Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка - «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.

Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:

  • «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
  • «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо прочитать еще 2 строки);
  • «За тобой я успеваю» (при совместном выполнении упражнения детьми можно предложить читать строчки одному ребенку, пока другой выполняет задание);
  • «И в ворота забиваю» (повторить стихотворение несколько раз).

«Фокусник»

Упражнение развивает сильный, направленный выдох. Боковые края языка ребенка прижаты к верхней губе (в середине получается промежуток). На кончике носа находится маленький кусочек ваты.

Ребенок читает строчку стихотворения:

  • «Умелым фокусником хочу я стать» и в этот момент резко дует, стремясь уронить кусочек ваты.
  • «Волшебным образом я буду ватку в воздух поднимать!» – после прочтения фразы ребенок вновь повторяет упражнение.

«Снеговик»

Упражнение выполняется на столе, на котором лежат шарики из ваты. Руководитель предлагает ребенку «слепить» снеговика необычным способом, а именно с помощью дыхания.

На первом занятии руководитель сам читает строки стихотворения, а затем их рассказывает и сам ребенок.

  • «Со снегом я люблю играть» – ребенок делает вдох, катает шарики по столу.
  • «И Комья снежные катать» – после этих строк небольшая пауза.
  • «Снеговика задорного слеплю» - ребенок вновь дует на кусочки ваты.
  • «И вам (или имя воспитателя) за терпенье подарю» – ребенок берет шарики руками и «собирает» снеговика.

«Регулировщик»

Ребенок стоит прямо, воспитатель произносит строчку стихотворения:

  • «Верный путь он нам покажет» - ребенок вдыхает через нос, подняв правую руку наверх, а левую – в сторону.
  • «Повороты все укажет» - выдыхает со звуком «Р», теперь левая находится наверху, а правая – в стороне. Ребенок произносит звук «Ф» и в это время выдыхает.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики довольно широка. Можно выполнять упражнения как в детском саду, так и дома. Их можно видоизменять и дополнять в зависимости от возраста и возможностей детей.

Выполнение данной дыхательной гимнастики обеспечит отличную профилактику заболеваний детей, а также поднимет их жизненный тонус, улучшит работу многих внутренних органов, и позволит сплотиться друг с другом.

Видео о дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой в детском саду:

Логопед покажет несколько упражнений дыхательной гимнастики для детей:

Время чтения: 7 минут

Нервная система, пищеварительный тракт, головной мозг – не единственные части организма, нуждающиеся в постоянном притоке кислорода, особенно у малышей. С этой целью педиатры и логопеды советуют проводить дыхательную гимнастику для детей разных возрастных групп – комплексы упражнений можно подобрать и для дошкольников, и для самых маленьких. Однако как не навредить ребенку и всем ли доступна такая методика оздоровления?

Что такое дыхательная гимнастика для детей

Система специальных упражнений, созданная для обогащения организма кислородом, присутствует в нескольких системах оздоровления типа «body&mind»: пилатесе, йоге . Отдельно врачи выделяют гимнастику Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, изначально ориентированный на восстановление голоса, однако позже методику Стрельниковой начали применять в остальных сферах медицины, включая педиатрию.

Для чего нужна

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста среди прочих методик выделяется способностью быть полезной для иммунитета малышей, не оказывая на него негативного влияния, как медикаментозные схемы лечения. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит не только поставка воздуха в легкие, но и обогащение кислородом крови и тканей, что приводит к улучшению состояния:

  • сердца;
  • легких;
  • мозга;
  • нервной системы.

Дети, которые регулярно занимаются дыхательной лечебной гимнастикой, реже страдают от частых простудных заболеваний, лучше переносят физические/умственные нагрузки, более гармонично развиваются, получают хорошо разработанный дыхательный аппарат, правильную осанку. Отдельно врачи выделяют благотворное воздействие некоторых дыхательных упражнений на речевой аппарат, что поможет обойтись без вмешательства логопеда при проблемах с произношением.

Показания к выполнению

Врачи советуют делать дыхательную оздоровительную гимнастику не только для лечения уже имеющихся патологий – она может быть и профилактикой заболеваний, либо способом укрепить детский организм и укрепить дыхательный аппарат, находящийся в несовершенной форме. Особо педиатры рекомендуют гимнастику детям, которые имеют:

  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • слабый иммунитет;
  • патологии нервной системы;
  • речевые нарушения;
  • врожденные проблемы сердца.

Противопоказания к занятиям

Дыхательные упражнения для детей любого возраста не стоит делать без врачебного контроля, если недавно были перенесены травмы головного мозга, либо позвоночника. В список противопоказаний к дыхательной гимнастике специалисты включают:

  • остеохондроз, иные патологии шейно-грудного отдела;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонию;
  • проблемы с внутриглазным давлением.

Комплексы дыхательной гимнастики

Все перечисленные ниже упражнения рекомендуется выполнять в умеренном маршевом темпе, обязательно следя за равномерным соотношением длительности вдохов и выдохов. Занятия должны быть регулярными, в идеале этими упражнениями дополняется традиционная утренняя гимнастика . Родителям нужно отслеживать самочувствие детей – занятия прекращают, если есть жалобы на: кашель, головокружение, тошноту.

При кашле

С целью лечения бронхитов и остальных болезней бронхо-легочной системы, врачи советуют делать упор на верхнее дыхание с обязательным произнесением шипящих звуков и активными выдохами.

  • Посадить ребенка на стул. При повороте туловища вправо отвести руку назад и вдохнуть. Вернувшись в исходную позицию, выдохнуть и издать жужжащий звук.
  • Стоя прямо, делая вдох, поднимать медленно обе руки. На выдохе опускать с той же скоростью и издавать протяжный звук «у-у».
  • Продолжая стоять, опустить руки вдоль тела, ладошки к себе. Правую повести вперед, левую назад. Размахивать, как маятником, и негромко произносить «тик-так».

Дыхательная гимнастика в стихах

Совмещение говорения, движения и дыхания очищает слизистую дыхательных путей, помогает укреплять общую выносливость и сердце. Эффективна такая дыхательная гимнастика при кашле у детей, приступах бронхиальной астмы, проблемах с речевым аппаратом. Упражнения простые:

  • На строчке «У медведя дом большой» потянуться вверх, раскинуть руки со вдохом. Следом на «а у зайки маленький» сесть на корточки, выдыхая и обхватывая колени. Со строчкой «мишка наш пошел домой» пройтись косолапыми шагами с шумными вдохами-выдохами, а с «да и крошка заинька» пропрыгать аналогично.
  • Читая «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад», дети совершают аналогичные движения головой с короткими вдохами-выдохами. Со строкой «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете» сначала производятся повороты головы вправо-влево, а после нужно накрыть её «домиком» из рук.
  • Сомкнув руки у рта и округлив, дети читают: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».

Для укрепления иммунитета

Общее оздоровление подарит использование любых комплексов дыхательной гимнастики, поскольку все они хорошо проводят кислород в организм. Ниже предложено 3 самых используемых педиатрами даже у грудных детей. Все эти дыхательные упражнения выполняются около минуты. Список такой:

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, делать короткие вдохи носом (свободной частью), считая до 8. Поменять стороны, повторить.
  • Поставить перед ребенком банку с водой, опустить туда соломинку. На выдохе – пусть долго дует через нее, провоцируя пузырьки, а вдох нужно делать носом.
  • Выдыхать попеременно долгие звуки «О» и «А», чередуя и одновременно рисуя разведенными в стороны руками круги или треугольники.

Для развития речевого аппарата и речи

Самым маленьким такая гимнастика нужна редко – правильное речевое дыхание развивают преимущественно в старшем дошкольном возрасте, работая над силой воздушной струи. Тренировку дыхательного аппарата и речи проводят с такими упражнениями:

  • Сдувать пушок с одуванчика, не округляя щеки.
  • Попробовать долго дуть на лист бумаги, лежащий на столе, не набирая воздух в рот.
  • Подбросить в воздух кусочек (маленький) ваты и пытаться держать его дыханием – поддувать вверх.

От заикания

Для лечения заболевания такого типа нужно знать его первопричину. При проблемах с речевым дыханием специалист может прописать указанные выше варианты гимнастики. Если же с ними ребенок справляется, а речь сбивается ввиду напряженной нервной системы, подобранные врачом упражнения способствуют ее расслаблению :

  • Выставить вперед ладошки, сжимать на вдохах и разжимать на выдохах в быстром темпе, постепенно замедляясь.
  • В вертикальном положении делать шумный выдох, опуская голову и запрокидывая назад. Вдох тихий, между этими движениями.
  • Аналогично предыдущему упражнению, наклоняя голову, тянуться ухом к плечу. В каждой нижней точке шумно выдыхать носом, вдох делать тихим.

Дыхательная гимнастика для детей 1-3 лет

У самых маленьких важно следить за правильным дыханием в целях профилактики простудных заболеваний, улучшения работы легких, стимуляции деятельности органов ЖКТ, для чего подходят приведенные выше варианты. Если же совместить дыхательные комплексы упражнений с физическими (берите простую гимнастику), это поспособствует и обретению правильной осанки. Несколько упражнений, которые выполняются стоя:

  • Потянуться руками вверх, медленно вдыхая. На счет «2» расслабиться, делая шумный выдох.
  • Разводя руки в стороны, медленно вдыхать, а на быстром выдохе обнять себя за плечи.

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Детям старше 3-х лет специалисты советуют больше внимания уделять гимнастике, помогающей укреплять речевой аппарат и иммунитет, развивать дыхательную мускулатуру. Некоторые педиатры рекомендуют покупать ребенку мыльные пузыри – они способствуют правильному дыханию и особенно хорошо помогают научиться совершать долгие дующие выдохи, которые полезны для развития речи.

В младшей группе

Для разминки специалисты советуют дать малышам простое имитационное дыхательное упражнение: пусть они произносят звуки, которые издают поезд, машинка, собачка, либо протягивают гласные распевкой. На это задание отводится минута-полторы, а после можно перейти к основному комплексу. Пара эффективных упражнений дыхательной гимнастики для самых маленьких:

  • Детям нужно изображать насос: встать прямо, поставить руки на талию. Приседая вниз, нужно вдыхать воздух, а поднимаясь – выдыхать.
  • Набрать воздух через нос как можно сильнее, округлить щеки. Выдыхают его порциями из собранного трубочкой рта.

В средней группе

Упражнения на дыхание для детей возрастом 4-х лет подразумевают первичное освоение разных типов выдохов. Перед основной гимнастикой нужно научить малышей дышать беззвучно: совершать плавные вдохи-выдохи носом, поднеся к нему ладонь для контроля струи воздуха – она не должна ощущаться. После выполняют такие дыхательные упражнения:

  • Делая вдох, потянуться руками вверх, встать на носочки. На выдохе в том же положении наклониться в сторону, замереть. Вернуться со вдохом в исходную позицию.
  • Ноги на ширине бедер, руки согнуты и прижаты к бокам. На выдохе сгибать ноги поочередно, заводя их назад, подражать звуку коньков «с-кр-р».

В старшей группе

Дыхательная гимнастика для детей 5-ти лет уже сочетается с двигательной активностью, тогда она не только обогащает организм кислородом, но и укрепляет мышцы. Ребенок должен научиться чередовать короткие и длинные выдохи, разные типы дыхания . Несколько упражнений:

  • Подняться, делая вдох, на носочки. Руки вверх, сомкнуть ладони над головой. Опуститься резко, выдыхая со звуком «у-у», присесть.
  • Собрать пальцы в замок, согнуть руки, занести за голову. Резко на выдохе разогнуть руки, опуская их вниз со звуком «у-у-ух!».

В подготовительной группе

Детям, приближающимся к младшему школьному возрасту, уже можно давать меньше игровых упражнений, а в идеале на каждое дыхательное давать легкое физическое упражнение (желательно из пилатеса). Данный комплекс будет полезным для укрепления мышц живота:

  • Лежа на спине, сделать вдох. Оторвать лопатки от пола. Медленно выдыхая, совершать пружинящие движения вытянутыми вперед руками. Досчитав до 10, лечь обратно, расслабиться.
  • Лежа на спине, медленно набрать в легкие воздух. Выпускать из приоткрытого рта рваными порциями, со звуком «х-ха».

Видео

Ищи ветра.

И.п. стоя. Подражать шуму ветра – тянуть длинный звук «с-с-с…» пока выдох не закончится. То же со звуками – «ш-ш-ш… з-з-з… ж-ж-ж… щ-щ-щ…». Каждый раз оправдывая, что шумит в данном конкретном случае. Либо это комарик, либо шум листвы и т.д.

Фырканье.

Длинное фырканье, когда вибрируют обе губы, выходит из ротовой щели сильная воздушная струя. Так маленькие дети делают, когда изображают езду на автомобиле. Задача – удлинить выдох. Это упражнение хорошо тренирует диафрагму.

Насос.

И.п. стоя. Тренируем другой навык: активные движения диафрагмы. С силой выталкивается звук «с». Нужно накачать шину у велосипеда. У нас в руках воображаемый ручной насос. Мы делаем характерные движения руками вниз, вместе со звуком.

Пульверизатор.

И.п. стоя. В этом упражнении еще короче и резче выходит воздух на звуке «ф». Руки сжимают воображаемую грушу, и она «брызгает» водой. Можно в середине круга поставить одного ребенка – пусть он будет пальмой или каким-нибудь южным растением. Сначала ему душно, знойно. По команде все берут в руки пульверизаторы и со звуком «ф» опрыскивают «стебель, листья» со всех сторон. «Растение» возвращается к жизни.

Ладошки.

И.п. стоя. Руки согнуть в локтях, локти вниз, ладошки развернуты от себя. Сделать короткий шумный вдох носом (шмыгнуть) и одновременно сжать ладошки в кулачки и разжать. Таких вдохов-движений сделать без остановки 4, потом отдохнуть. Повторить еще 4 раза. Рот полуоткрыт, неслышный выдох происходит через рот, но не акцентировать на нем внимание. Происходит сам собой.

Погончики.

И.п. стоя. Сжать кулачки и опустить их на уровень пояса. Во время шумного вдоха носом руки разгибаются, кулачки, как бы отталкиваясь от живота, направляются к полу и разжимаются. Потом возвращаются на прежнее место к животу и снова сжимаются. Делать быстро. За один вдох руки должны разогнуться и согнуться. Руки выше талии не поднимать. Делать с отдыхом по 4, 8 движений-вдохов.

Упражнения на дыхание для детей (от 7–12 лет)

1. И.п. лежа на животе. Голова отведена в сторону и прижимается щекой к коврику на полу. Все тело выровнено. Правую руку тыльной стороной кисти положить на поясницу. Лежать и наблюдать за дыханием и за ощущениями под ладонью. Специально не всасывать и не выпускать воздух, не напрягаться. Лежать свободно. Вы наверняка почувствуете волнообразные движения под рукой.

2. То же. Но сдвиньте руку чуть ниже, положите ее на крестец. Те же движения вы ощутите? Сильнее или слабее? Или они исчезли?

3. На счет раз – закрыть пальцем правой руки правую ноздрю, сделать вдох носом. На счет два – задержать дыхание, в это время поменять руку. На счет три – выдохнуть через правую ноздрю. Повторить в обратном порядке. Упражнение делать 4 раза.

4. На счет раз – пальцем правой руки зажать правую ноздрю. Повернуть голову налево и одновременно сделать вдох. На счет два – выдохнуть через рот (выходит теплый воздух, согревающий голосовые связки) и вернуть голову в исходное положение. Руки при этом опущены. Далее все повторить в противоположную сторону. Упражнение делать 4 раза.

5. Сделать вдох носом и одновременно ввинчивающими движениями пальцев рук провести линию от крыльев носа до переносицы. Выдохнуть на звук «ф». Упражнение делать 4 раза.

6. «Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки (сброс, добор воздуха). И на одном дыхании говорить: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка…» и т.д.

Лазер

И.п. стоя. Ноги на ширине плеч. «Разрезать» комнату от потолка до пола фиксированным выдохом. В конце выдоха на оставшемся дыхании произнести «Амба!» (что значит: «Я разрезал(-а) комнату»).

Обмотать дыханием

Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы. На оставшемся дыхании сказать «Баста!» (что значит: «Не вырвешься больше»). И потом также «разматывать» его.

Резонирование

Импульс в нашем мозге дает команду «Звучать!», и, как по велению волшебной палочки, расходится грудная клетка, опускается диафрагма, засасывается порция воздуха, на выходящем дыхании (выдохе) трепещут голосовые складки – возникает первоначальный слабый звук. Говорить на этом звуке можно, но недолго. Складки не выдерживают нагрузки. И когда нужно говорить громче, человек изо всех сил напрягает горло, думает, что от этого зависит громкость голоса.

На самом деле связки только рождают звук. Дальше задача других областей нашего тела – резонаторов – этот тихий звук преобразовать в сильный, полетный, наполненный обертонами. Вибрации распространяются по телу, заставляют полости – пустоты вибрировать с увеличенной частотой.

«Резонирование – максимальная концентрация звуковых волн» (из «Сценической речи» под ред. Козляниновой, Промптовой).

К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные полости, зубы. Для тренировки и проверки работы резонаторов используются сонорные звуки – м, н, л, р. При их произнесении, если приложить ладонь к груди, к носу, к гайморовым пазухам, ко лбу, темени, затылку, к спине – то можно почувствовать вибрацию. Эти ощущения говорят о правильной работе резонаторов. Сонорные звуки освобождают голосовые связки от перенапряжения. Снимается напряжение с окологортанной мускулатуры. Увеличиваются сила, звонкость, полетность голоса.

Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.


Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.


Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

  • купированию резких приступов удушья;
  • устранению головных болей;
  • усилению концентрации внимания;
  • улучшению умственного развития;
  • укреплению защитных сил организма;
  • облегчению адаптации в детском саду и школе;
  • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
  • восстановлению утраченного голоса;
  • устранению заикания.

Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

  1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
  2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
  3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение. Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций. После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:

  1. «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд. На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.
  2. «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится. Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.
  3. «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям. Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».

Упражнения для детей с аденоидами

Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.

В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

  • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
  • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
  • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:


Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет

Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.

Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме. При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок. Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.

Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним. Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка. У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.

  • тяжелых заболеваний внутренних органов;
  • гипертермического синдрома;
  • повреждений головы;
  • травм позвоночника;
  • хронического шейного остеохондроза;
  • кровотечений различной этиологии;
  • высокого артериального давления;
  • повышенного глазного и внутричерепного давления;
  • миопии;
  • тромбофлебита;
  • глаукомы;
  • желчнокаменной и мочекаменной болезни;
  • поражений сердечно-сосудистой системы.

Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.