Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Понятие «умственная деятельность. Физическая активность = умственная деятельность

Менее всего хотелось изложить эти правила дидактически: де-i так и не иначе. Каждый человек уникален. У каждого свой харак-ер, свои обстоятельства жизни и образ мыслей, разные способнос-и особенности психики и духовного уровня. Поэтому выработать [ себя манеру и правила рационального труда должен каждый сам.)дному лучше работается утром или днем, другому - вечером. Один I может творить только в полном одиночестве и тишине, другой со-[чиняет стихи в забитом пассажирами вагоне метро. Поэтому основ-\ ной принцип - творчество и вариативность, самостоятельная выработка индивидуальных правил рациональной работы.

Но все-таки есть некоторые устоявшиеся, проверенные време-I рем приемы культуры умственного труда. Возможно, они приго-\ дятся при выработке вашей собственной программы. А может быть, I такой программой будет беспрограммность, спонтанность, под­сказываемый каждый раз только обстоятельствами и интуицией Грерный ход вашего поведения. Будьте творцами своей жизни и, лроцесса постижения знаний, процесса созидания! Основной пред­посылкой эффективности вашего учебного процесса будет сильно ^развитая мотивация на овладение профессией, на познание и расши-\рение кругозора, увлеченность самим процессом познания и творче­ства. К. Маркелов («Карьера журналиста») исследовал успешность ^Творческой карьеры разных групп журналистов и пришел к выво-[ ду, что один из основных факторов - сильно развитая творческая доминанта.

А правила? Пусть их будет для ровного счета десять. Правило первое: дайте себе сильный, мотивированный заказ на работу. Развивайте творческую доминанту и ярко выраженную , мотивацию на творчество, на познание, на конечные цели, связан-{"Ьые с овладением профессией. В нашем случае профессией журнали-Составьте программу, поставьте четкую цель, постарайтесь эразно представить процесс работы и результат, которого хочет-" достигнуть.


Помните, в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слс было у Бога, и Слово было Бог». Слово - начало деяния. Мы научились еще понимать глубинную сущность и креативные можности слова, мысли, не понимаем порой, какой колосса ной силой оно обладает. Наш мозг и окружающая нас информа онная среда располагают огромным запасом информации, и мы дадим мозгу мысленный заказ на поиски нужного решеь он будет выполнять эту работу и сделает ее более эффективной.

Ученые уже разработали «технику силы ума» (см., например книгу Дж. Скотт «Сила ума»), построенную на пробуждении и* иции, мысленного видения, внутреннего задания. Исследоваь связывают интуитивные функции с работой правого полушарк мозга, которое использует в отличие от логического, рациона ного левого целостное, образное восприятие мира и потому связ но с творчеством, чувствами, образами, символами и синтезе Левополушарное аналитическое мышление связано с логикой письмом и математикой.



К сожалению, в процессе обучения мы в основном развивае| левое полушарие и стараемся запомнить словесную информации Но, не будучи воспринятой образно, эмоционально, она быс «улетучивается» из памяти. Поэтому так важно пользоваться только логическим мышлением, но и образным: стараться отче ливо и ярко представить объект запоминания, вообразить, сдела! объемным и красочным, как бы эмоционально, зрительно пер жить, воспринять во всей многогранности.

Правило второе: делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом.

Интерес, вдохновение, творчество - вот что составляет осне ву всякой эффективной работы. Замечено, когда нравится работ она делается легко и быстро, незаметно летят минуты и даже чась А неинтересная, нудная, однообразная работа утомляет, и врел кажется, тянется вечность.

В. М. Бехтерев так объясняет физиологическое значение реса. Всякий труд возбуждает защитный рефлекс сопротивления-! Поэтому организм, как бы уходя от переутомления, вырабатывает! токсические продукты, которые заставляют его отдыхать, тормо­зят выполнение трудовых операций. В противоположность это* рефлексу возникает другой, который развивается главным o6paf| зом в сердечно-сосудистой сфере. Это эмоциональный фактор -I интерес к работе. Поднимая деятельность сердца, этот рефлексf противодействует утомлению.

Вы скажете: «Но есть заведомо скучные занятия, есть курсы," которые не вызывают интереса». Конечно, художественную лите-


ратуру не сравнишь по содержанию с алгеброй, хотя некоторые считают математику самой интересной и творческой областью че­ловеческого знания. А экономика или право? Для одних мрак, для других - поэзия закономерностей и тенденций, бесконечное раз­нообразие ситуаций, творческое решение актуальных проблем жиз­ни. Журналистика, как правило, интересует всех, и дисциплины, с нею связанные, кажутся интересными, хотя тоже в разной сте­пени.

Короче, нет скучных видов деятельности, есть рутинное к ним отношение. Ведь даже мытье пола можно сделать увлекательным занятием, если рисовать тряпкой цветы на полу или писать стихи. Ищите в скучных на первый взгляд предметах интересное и полез­ное, если не в содержании, так в форме усвоения знаний. Помни­те, что без них не обойтись в будущей профессии. Придумывайте, играйте, включайте воображение, фантазируйте. Будьте творцами. И тогда дело пойдет легко и продуктивно.

Правило третье: используйте полезные стереотипы в труде, старайтесь по возможности работать всегда в одно и то же вре­мя, на одном месте, в одних условиях.

При следовании этому правилу организм легко включается в

Мы уже затрагивали столь важную тему, когда говорили о пла­нировании времени. Динамический стереотип - это относительно устойчивая система реакций организма на воздействия внешней среды. Он формируется под влиянием факторов, которые повто­ряются в определенной последовательности. Это физиологическая основа автоматизации навыков, их наилучшего выполнения, сред­ство адаптации организма к среде.

Наша центральная нервная система трудится с очень большой нагрузкой, чтобы выработать такой стереотип. Поэтому всякая его перестройка вызывает большое напряжение коры больших полу­шарий мозга и иногда приводит к нервным срывам. Приведу на этот счет рассуждения А. Б. Залкинда: «Кора не должна думать и заботиться об упорядочении биологических функций - это долж­на делать за нее окружающая среда - правильной своей организа­цией, своей системой ритмических сигналов (часы еды, сна, ра­боты, движений). И если ее - кору, понуждают активно обслужи­вать эти нижние функции - горе ей, горе творчеству»*.

Например, если мы питаемся в определенные часы, то орга­низм автоматически, без принуждения делает всю подготовитель­ную работу (выделяет пищеварительные соки, дает установку на

* ЗалкиндА. Б. Умственный труд. С. 114.


Передвижение пищи, кровообращение тяготеет к брюшной пол сти и т.д.). «Фабрика заряжена» - как образно говорит А. Б. кинд, однако хозяин не явился, не ест, и вся подготовители мудрая работа оказалась напрасной. При питании в разное вре* пищеварительная подготовка требует больших дополнителм затрат со стороны мозга.

То же самое и с работой. Наш организм строит свою дея ность в зависимости от датчиков времени. К началу работы ус» вается активность сердечно-сосудистой сферы, растет возбудимс нервной системы. И чем точнее совпадает начало работы с общ» подъемом тонуса организма, тем она результативнее и тем мене человек устает. Опять приведу часто упоминаемую специалистам по НОТ цитату Маяковского: «Чтобы работа шла продуктивно» гладко, выполняй правила внутреннего распорядка».

Во время лекций и семинаров полезно сидеть на одном и же месте, если к тому же там хорошо видно и слышно. Не bhoci излишнего разнообразия в условия работы дома.

Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы.

Человек входит в любой труд постепенно, достигает в нем которого высшего оптимального уровня и затем - спад творче кой активности, после чего нужен отдых.

Назовем эти этапы.

Предстартовый, предрабочий период настройки организма труд, когда человек психологически и физиологически готов* к нему. Частота сердечных сокращений увеличивается на 15-2С по сравнению с исходной величиной.

Период врабатываемости, в течение которого организм мобя лизует свои ресурсы, чтобы достичь оптимального уровня, период в зависимости от содержания и степени трудности pat длится от 3 до 20 минут, а у некоторых и более часа. Поэто» целесообразно входить в дело постепенно, и никогда не браться; сложное с первых минут. Производительность второго часа пр» мерно на 10% выше, чем первого.

Период устойчивого состояния высокой работоспособности, ког да устанавливается оптимальный режим нервной, кровеносной! дыхательной и других систем организма, необходимый для пр дуктивной работы. Продолжительность этого периода 1,5-3 часа! зависимости от характера и степени увлеченности человека cboi-делом.

Затем наступает утомление, спад работоспособности, хотя час в конце работы наблюдается период «конечного прорыва», кото4| рый связан с эмоциональным ожиданием завершения работы и| отдыха.


Логично заключить, что сначала нужно делать несложные дела, на второй час планировать самую трудную работу, а затем распре­делять ее по мере уменьшения сложности.

Правило пятое: работайте ритмично, постоянно, используя любые возможности для работы.

Длительные перерывы в работе ведут к снижению ее продук­тивности, потому что человеку приходится заново настраиваться, входить в суть проблемы, в ритм. Очень важно доводить каждое дело до конца, делать определенные законченные куски работы, ставить реальные достижимые задачи, выполнения которых не­пременно добиваться.

Нужно четко представить себе, за какой временной отрезок какое количество работы нужно сделать, и стараться уложиться в срок. Но если все-таки приходится прервать работу, лучше сделать это на самом интересном месте, чтобы снова хотелось взяться за нее, как советовала М. Шагинян.

Правило шестое: будьте постоянны в решении сложных твор­ческих задач, не выключайтесь надолго из трудового процесса.

Умственная, особенно творческая работа любит постоянство, погруженность в поставленные проблемы и идеи. Участки голов­ного мозга, занятые в сложной умственной работе, не должны слишком часто переключаться. Это связано с понятием доминан­ты (по определению Ухтомского), или очага оптимального воз­буждения (по Павлову).

Как говорят специалисты, к занятому решением определен­ных творческих задач участку мозга привлекаются дополнитель­ные энергетические, психические, информационные ресурсы орга­низма и окружающей среды, вовлекается добавочная масса нерв­ных волоконец, притекает необходимое количество крови и т.п. Тогда качество работы оказывается высоким. Если же доминанты нет, энергетические ресурсы уходят в другие, нетворческие обла­сти и человек теряет способность совершить задуманное.

Поэтому постоянная нацеленность на работу, «вчувствование в объект», как говорил философ И. Ильин, особенно при реше­нии сложных творческих задач (написания реферата, курсовой и Дипломной работы, журналистской публикации и т.п.), имеет ог­ромное положительное значение.

Конечно, отвлечения от работы возможны и необходимы, но с учетом сказанного выше.

Л. Толстой говорил: «Я бы убил себя, если хотя один день не Работал» (а работал он за письменным столом обычно с 9 до 15 Часов ежедневно). Полезно напомнить и высказывание Ч. Дарвина: «Я никогда не считал полчаса незначительным временем». А мно-


Гие из нас рассуждают, как Обломов: «Разве можно что-либо i лать: ведь до обеда осталось два часа».

Стоит прислушаться и к словам древнегреческого ученого ", пократа, который прожил 104 года: «Праздность и ничегонеде ние влекут за собой порочность. Напротив того, устремление; чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к" реплению жизни».

Правило седьмое: используйте для творческой работы 1 подсознания или интуиции. Учитесь создавать условия для, подсознания.

Здесь следует сказать несколько слов о величайшем значен* творческой работе подсознания. Если вы решаете какую-то слс ную задачу, полезно «заказать» вашему подсознанию поиск < на заданный ему вопрос. И тогда поиски решения идут беспрерь но, мозг перебирает варианты, ищет информацию, пока не пс скажет вам решение. Поэтому чередование работы за столом с: рерывами для подсознательной работы, для возбуждения va ции крайне важно. И такой мыслительный процесс может проход во время прогулок или физического труда. Хорошо известно, великие люди часто творили, сочиняли свои произведения на ] гулках в саду.

Важной составляющей творческого вдохновения является о] низация некоторого ритмического фона, при наличии котор легче идет дело. Им может быть негромкая музыка, ритм ваг шагов, постукивание колес, если едете в метро или на трамь и т.п. Многие творческие люди признавались, что для плодотв ной работы им нужно войти в сосредоточенное состояние ритм» ности. Однако посторонние шумы и вторжения нарушают творчй кий процесс и могут «спугнуть» идею или ход ее воплощения.

Правило восьмое: чередуйте виды работы.

В процессе такой смены происходит включение различных \ рвных клеток в работу, поэтому мозг меньше утомляется. В раб ющем участке мозга кровеносное русло расширяется, но соот ственно уменьшается на других участках. Это и хорошо, пото* что он является продуктивным, доминантным, и плохо, пото* что при чрезмерной нагрузке на одну систему она лишается эла тичности, а неработающие участки лишены питания и части ев ей активности. Поэтому, как говорит А. Б. Залкинд, организм работал «животворную ритмику». Дыхательные мышцы работа* по 5 часов в день, группами. Сердце делит обязанности между: лудочком, который занят по 8 часов, и предсердием с четыре* совой ритмикой. Центральная нервная система загружена 16 сов - время бодрствования.


Чередование видов работы - органическая необходимость. Это свойство знали и с успехом использовали многие великие люди. Известно, что Толстой после работы за письменным столом ко­сил, копал, тачал сапоги (в музее в Хамовниках можно увидеть пару сапог его работы). Бородин был не только музыкантом, но и профессором химии, Чехов - врачом. Пушкин и Лермонтов пре­красно рисовали. Грибоедов писал музыку. Вообще одно из основ­ных свойств гениев - их разносторонняя одаренность.

Вольтер имел в своем кабинете пять рабочих столов и перехо­дил время от времени от одного к другому. Пять столов в вашей комнате - утопия, но принцип чередования видов деятельности полезно усвоить и применять в своей учебе и жизни.

Менять вид работы рекомендуется через 1,5-3 часа, хотя это тоже дело индивидуальное. Но тут нужно напомнить о некоторых особенностях. Лучше всего чередовать простую и сложную работы, и важно, чтобы вид последующей деятельности сильно отличался от предыдущего и был другим по сложности. Это способствует не только меньшей утомляемости, но и лучшему закреплению в па­мяти изучаемого материала. Поэтому целесообразно чередовать изучение теоретического материала с подготовительными работа­ми (поисками информации, например, или конспектированием), изучение иностранных языков с чтением художественной литера­туры и т.п. Однако следует помнить, что если вы решаете какую-то важную творческую задачу, то перебивать ее другой сложной твор­ческой задачей не следует. Но можно менять виды работы в рамках избранной темы: чтение с написанием текста, редакторскую правку с обдумыванием дальнейшего хода работы.

Правило девятое: изучите особенности своей личности: темпе­рамента, характера, склада ума, памяти, внимания, воли. Исполь­зуйте их положительные свойства, преодолевайте недостатки, учитесь активизировать свои умственные процессы, особенно вни­мание и память, овладейте методикой самовоспитания.

По этим проблемам есть немало хороших книг. Развивать, тре­нировать внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение, память можно при помощи специальных методик, тестов, психологических практикумов. Порекомендуем хотя бы «Практикум по общей психологии» (М., 1979). Подробнее об этом читайте в разделе «Активизация умственных процессов».

Правило десятое и последнее: чередуйте труд и отдых, давай­те возможность организму восстановить силы.

Отдыхая, организм освобождается от вредных веществ, кото­рые образуются во время умственной работы (углекислота, моче­вина, молочная кислота и т.п.). Поэтому очень важно делать пе-


Редышки для отдыха на 10-15 минут каждые 40-45 минут работы, а через 3-4 часа отдыхать не меньше получаса. В это время полезно сделать небольшую разминку, гимнастику, погулять на свежем воздухе, т.е. произвольно расслабиться. Этому помогает техника релаксации (расслабления) и аутотренинг. Отдыхать, естествен­но, лучше в период понижения творческой активности с учетом суточных биоритмов.

В периоды напряженной работы за столом, за компьютером важно дать отдохнуть глазам и сделать специальные упражнения, снимающие их напряжение. Специалисты советуют почаще мор­гать при чтении, периодически делать пальминг, т.е. накрывать глаза ладонями и давать им отдых в полной темноте. Хорошо делать упражнения для глаз: по 6 раз двигать глазами вверх-вниз, из сто­роны в сторону, по 2-3 раза вращать глазами по кругу, переводить взгляд с ближних предметов на дальние. Это занимает немного времени, но позволит вам сохранить зрение, особенно если вы часами сидите за компьютером. Хороший эффект дает холодное ополаскивание глаз: до 20 раз плеснуть в закрытые глаза холодной водой*.

Полезно отдыхать на свежем воздухе, лучше всего не в загазо­ванной части города, а в лесу или парке. В лесном воздухе очень много веществ, крайне необходимых организму: фитонциды, ко­торые убивают микробов, ароматические вещества, смолы, эфир­ные масла. Ионизированные частицы, которые образуются в зеле­ных зонах, оказывают восстановительное влияние на человека и стимулируют творческий процесс (особенно много ионов в зим­нем лесу, когда крона и корни заряжены биполярно). Вообще лес восстанавливает энергетический баланс человека. А если в лесу вы еще позанимаетесь физкультурой, побегаете, поиграете в футбол или волейбол, то полностью восстановите работоспособность и укрепите здоровье.

Все, что способствует здоровью, стимулирует и умственные способности. История знает имена замечательных людей, которые обладали завидным здоровьем и были колоссально работоспособ­ны: Леонардо да Винчи, Ломоносов, Толстой. Байрон одним из первых переплыл Ламанш, а Лермонтов завязывал банты из шом­полов.

Исследования показывают, что чем хуже здоровье, тем ниже уровень работоспособности. Такие студенты тратят больше време­ни и сил на приготовление заданий. Естественно, что времени для

* См.: Как самому восстановить зрение. М., 1998.


(вдыха не хватает. Утомление переходит в переутомление, когда рганизм уже с трудом восстанавливает работоспособность. По­эму так важно заниматься закалкой здоровья, спортом, физ-тьтурой и, как минимум, физической зарядкой. Для работников «ственного труда особенно полезны коньки, гребля, волейбол, даванье, лыжи, туризм. Не жалейте времени, потраченного на

физкультурой - оно окупится сторицей. Не экономьте на прогулках: в это время мозг проделывает важ-вйшую подсознательную работу, решает задания, которые вы ему гавили, перерабатывает полученную информацию и упаковы- ее в память. Лучше гулять без возбуждающих и бессмысленных зговоров, не менее часа в день. Можно для этого использовать эрогу в университет и обратно (хотя бы часть пути). Очень полезен горный воздух, недаром многие великие люди 5или ходить в горы. Хороши бани и сауны. Действие высокой рмпературы и резкие ее перепады вызывают усиленное кровооб-хение, помогают избежать застойных явлений. Но и прохлада, годные водные процедуры в перерывах или после интенсивной «ственной творческой работы тоже помогают. Шиллер, отдыхая трудов, опускал ноги в холодную воду, а Пушкин принимал ром холодные ванны.

Особо следует сказать о сне, самом длительном отдыхе в тече-ле суток. Шекспир назвал сон бальзамом для больной души, ис-*ником всех сил. Людям, занятым напряженной умственной ра-эй, рекомендуется спать в сутки 8 часов. Лучшее время отхода сну в 23.00-23.30. Во всяком случае, ученые рекомендуют лечь полуночи. Причем если холерикам, людям оптимистического |)астроя, иногда достаточно 6-7 часов сна, то флегматикам, ме-йнхоликам, людям, живущим в конфликтных ситуациях, склон-jm к переживаниям, нужно спать 8-9 часов. Естественно, меня-ся время сна у «сов» и «жаворонков».

Но вообще длительность сна - категория индивидуальная. Изве-ио, что Наполеон спал по 4-5 часов с двумя перерывами: ложил-[ в 21.00-24.00 часа и спал до 2 часов ночи. Потом вставал, работал 15 часов утра и снова спал до 7 часов. Альберт Эйнштейн спал по часов и именно во сне сделал некоторые важнейшие открытия s другие великие люди открытия часто делали во сне). Вообще сон - тайна тайн. Очевидно, что это состояние, в ко-эм организм не только отдыхает, но и занимается переработкой тенной за день информации. Как говорят некоторые ученые, во вмя сна происходит связь с информационно-энергетическими руктурами окружающего нас мира. Но это еще малопознанная пасть науки. Зато хорошо известно, что сокращение или увели-


Чение оптимальной для данного человека продолжительности 4 снижает производительность умственной деятельности на 15-

Опрос первокурсников факультета журналистики показал, Щ каждый десятый спит более 9 часов и примерно столько же пол 6 часов, т.е. каждый пятый нарушает принятые нормы сна. Мне ложатся за полночь, стараясь компенсировать упущенное днем i мя для подготовки к занятиям. Естественно, встают с больной: ловой, опаздывают на лекции, постоянно чувствуют утомление доходят до нервных срывов.

Американский психиатр Дэн Крипке установил отчетлив связь между здоровьем и продолжительностью сна*. Обследот 1958-1960 гг. миллион человек в возрасте свыше 30 лет и повтор это исследование через 6 лет, он обнаружил, что уровень смер сти оказался минимальным среди тех, кто спит 7-8 часов, уровень резко возрастал среди тех, кто спал меньше или болы этого времени, а график напоминал крутую дугу с концами, nq| нятыми вверх.

Ложиться желательно в одно и то же время. Перед сном пс лять на свежем воздухе, хорошо проветрить комнату. За два прекратить интенсивную умственную деятельность, чтобы мозгу успокоиться. Но перед сном можно прочитать то, что н> запомнить. Полезна теплая ванна перед сном. В вечерние часы ] бегайте кофе, алкоголя, обильной пищи, перевозбуждения. Ее все-таки у вас бессонница, можно применить приемы аутогеь тренировки, расслабиться и дать себе мысленный приказ ус* Полезно помассировать голову, надо лбом. Но если ничего не могает, лучше встать и заняться каким-то несложным делом почитать что-то, не вызывающее сильных эмоций. Не спите дне если ночью плохо спали. Очень полезно при бессоннице ложечку меда или выпить стакан теплого молока.

Теперь о питании. Ученые установили, что умственный
требует около 2400 калорий, тогда как физический от 3000 до 5О0|
При умственной работе расходуется много белков и фосфор?
солей, поэтому рекомендуется мясо, рыба, яйца, сыр, молок
Большую роль играет поджелудочная железа, и ей нужна пищаЦ
йодом (щавель, рыбий жир). При нервной умственной работе орг
низм нуждается в железе, которое содержится в мясе, пече*
цветной капусте, яичном желтке, хлебе грубого помола. Полез*
орехи, грибы, конечно, овощи и фрукты. Есть желательно всегда!
одно и то же время, лучше 4 раза. Но питание тоже дело индив*
альное, каждый выбирает свою диету. щ

* См. об этом подробно в кн.: Борбели А. Тайны сна. М., 1989.


Два слова о вреде такого «отдыха», как курение. Наукой доказа­ло, что 3-4 сигареты снижают способность заучивания и объем запоминания на 5-6%. Вас, конечно, не удивишь информацией о т ом, что капля никотина убивает лошадь, а у каждого пятого при­чина смерти - курение и каждая выкуренная сигарета (по данным н емецких ученых) укорачивает жизнь на 12 минут, что курильщи­ки в пять раз чаще болеют раком.

Но, может быть, на вас подействуют такие факты: курение вызывает уродства и различные аномалии у детей, рожденных ку­рящими матерями, вес тела новорожденных в среднем на 150- 200 г меньше, чем у детей некурящих женщин, в два-три раза чаще случаются преждевременные роды. У курящих ухудшается слух, зрение, обоняние. Причем пассивное курение, т.е. вдыхание дыма в прокуренной комнате, тоже очень вредно, особенно для мла­денцев.

Есть легенда, что курение помогает в умственном труде. Но опытами доказано, что резко ухудшается темп и качество решения математических, шахматных, логических и других задач. Некоторые ссылаются на то, что многие великие люди курили. Приведу слова Л. Толстого по этому поводу: «Из того, что люди, духовно сильные, подвергаясь принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только, что они произвели бы еще больше, если бы не одурманивались».

Еще хуже действует на умственную активность алкоголь. Не безопасна и бутылка пива и сухого вина, если они принимаются регулярно, потому что организм привыкает к приему спиртного, развивается алкогольная зависимость, которая переходит в страш­ную болезнь - алкоголизм. И чем раньше человек пристрастился к алкоголю, тем быстрее наступает эта неизлечимая болезнь. Боль­шие дозы алкоголя вызывают набухание, а затем сморщивание и гибель нервных клеток. Только одно сильное опьянение приводит к гибели десятков тысяч нервных клеток. Злоупотребление спирт­ным ведет к истончению и сглаживанию извилин головного мозга. Проникая в половые клетки, этанол частично разрушает ДНК, которая несет наследственную информацию, что ведет к уродствам и заболеваниям детей, рожденных от пьющих родителей.

Но зато очень полезен для творчества, для улучшения самочув­ствия, здоровья смех. Исследователи Стенфордского университета Назвали его «бегом на месте», обнаружив, что действие смеха по-Добно действию физических упражнений и имеет длительный ха-Рактер. При смехе возрастает содержание в крови адреналина и в м озг поступают эндорфины, улучшающие самочувствие. Понижа­йся частота сердцебиений, облегчается головная боль. На Западе


Даже появились клиники лечения смехом. Вообще хорошее на ение, доброжелательность, стремление помочь человеку повь ют жизненный тонус, творческие возможности и трудоспособно человека.

И последнее, что хотелось бы сказать, заканчивая разго^ отдыхе: не забывайте о необходимости приобщаться к общече ческим культурным ценностям, рационально используйте се время, чтобы стать широко образованными, культурными люд Высокая общая культура помогает и глубокому освоению узкой х циальности. Особенно это касается журналистской профессии,

Умственная работа требует широких связей с общекультур^ фондом информации, которую сейчас легко получить по Ищ нету. Библиотеки, собрания музеев, выставки, концертные: театры - вот ваше богатство. Но важно выработать систему щ чения информации о действительно достойных внимания явле ях культуры, знакомиться, прежде всего, с лучшими образ*, не тратить драгоценного времени на второсортные постановки, i мы, серую литературу. Хотя, конечно, все определяется вкус пристрастиями. Хорошим ориентиром в море кино- и видеог ции могут стать итоги кинофестивалей. Безусловно, духовный обогащается при знакомстве с произведениями, отмеченными^ конкурсах музыки и балета, театральных фестивалях (например, ■ лотая маска»). В современной литературе лучше ориентирован по литературным изданиям, итогам литературных премий, соваться к кругу чтения уважаемых вами людей, в том числе, бимых писателей.

Есть теперь свой конкурс и у тележурналистов «ТЭФИ»,= номинируются лучшие работы. Ежегодно отмечаются и журна ты печатных СМИ.

Не теряйте времени, приобщайтесь к культурной сокров* нице человечества. Это обогатит и разовьет вас, поможет стат только широко образованным человеком, но и хорошим cnei листом.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Выделяют несколько видов мышления , соответствующих стадиям развития человека.

  1. Наглядно-действенное - генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха.
  2. Наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора.
  3. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Форма мышления - это способ выражения мыслей или схема их построения. По содержанию мышление бесконечно многообразно, но все это многообразие укладывается всего в несколько форм. Существует три формы мышления : понятие, суждение и умозаключение

Понятие может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Суждение (высказывание) - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из понятий, связанных между собой, выражается в форме предложения, может быть истинным или ложным, простым или сложны

Умозаключение - форма мышления, в которой из нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

Введение............................................................................................ 2

Глава I. Интеллектуальные функции мозга..................................... 4

1.1. Внимание.................................................................................. 4

1.1.1. Определение внимания...................................................... 4

1.1.2. Физиологические основы внимания.................................. 5

1.1.3. Виды внимания.................................................................. 6

1.1.4. Основные свойства внимания............................................

1.2. Память...................................................................................... 9

1.2.1. Определение памяти.......................................................... 9

1.2.2. Виды памяти.................................................................... 10

1.2.3. Механизмы памяти.......................................................... 12

1.3. Научение и его виды.............................................................. 13

1.3.1. Адаптация и научение..................................................... 13

1.3.2. Формы процессов научения............................................ 14

1.4. Мышление.............................................................................. 16

1.4.1. Общее понятие о мышлении............................................ 16

1.4.2. Виды мышления и его формы, мыслительные операции. 17

1.5. Речь........................................................................................ 19

Глава II.Тренировка интеллектуальных функций мозга............... 21

2.1. Развитие внимания................................................................. 21

2.2. Развитие памяти..................................................................... 22

Заключение...................................................................................... 24

Список использованной литературы............................................. 25

У человека на различных ступенях исторического и индивидуального развития психика имеет разное содержание и структуру: на ранних начальных ступенях познавательная сторона психики носит чувственный характер, она выступает в виде ощущения и чувственного восприятия; первичный акт человеческой деятельности имеет преимущественно чувственно-практический характер. На высших ступенях развития в познавательной стороне психики все больший удельный вес приобретают интеллектуальные моменты, сначала относительно элементарные, непосредственно вплетенные в ткань материальной практической деятельности; затем их нее выделяется, приобретая относительную самостоятельность, идеальная, теоретическая деятельность. Однако, при этом всякий акт конкретной деятельности всегда включает единство познавательных и воздейственных моментов, и на высших ступенях познание становится все более действенным, а действие все более сознательным.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области.

Развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций. Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь, явилась существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания. Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий, конкретизируемый в науке как вопрос о функциональной локализации или локализации психических функций в коре головного мозга.

К познавательной сфере личности можно отнести внимание, ощущение и восприятие, память, мышление, воображение. К индивидуальным же проявлениям и особенностям личности относятся воля, чувства, темперамент, характер, способности каждого человека.

Задачей психологии как науки является изучение этих психических явлений, так как это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики .

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью понимают прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный(преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным и отчетливым. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

С сосредоточенностью связана интенсивность или напряженность внимания. Колебания внимания по интенсивности могут быть оценены электроэнцефалографическим методом (ЭЭГ – методом). Разным степеням напряжения внимания соответствуют различные кривые ЭЭГ. Чем больше интерес к деятельности (чем больше осознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует также отметить, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов .

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов – торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. При внимании в поле ясного осознавания выделяется предмет (объект) из множества других предметов, окружающих человека, а другие предметы представляют собой общий фон восприятия. Физиологически это значит, что возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие, действует установленный Ч.Шеррингтоном и широко использованный И.П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающий в одних участках коры головного мозга, вызывают процессы торможения других участков мозга. Образовавшийся центр возбуждения доминирует (преобладает) над всеми другими, и его называют доминантой (или оптимальным очагом возбуждения). Этим создаются такие условия, при которых устраняется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга. Очаг оптимального возбуждения перемещается по коре головного, что создает условия для лучшего познания и изучения предмета .

Большое значение для выяснения физиологических основ внимания имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А.А.Ухтомским. Понятие "доминанта" обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания.

Говоря о физиологических механизмах активного внимания следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования, эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1 –2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют .

Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системы иерархически зависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное(преднамеренное) внимание. Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Это наиболее простое и генетически исходное, называемое также пассивным или вынужденным вниманием. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности и неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности.

Cтраница 1


Умственная деятельность (как и мышечная) - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга.  

Умственная деятельность, включающая в себя процесс моделирования, развивается на основе функционирования и взаимодействия трех образований коры головного мозга: сенсорного, нейронного и оперативного полей коры мозга. Закономерности функционирования указанных образований мозга отражаются на моделирующей деятельности человека. Это значит, что в процессе построения новой модели проявляются особенности функционирования оперативного поля, различная скорость и полнота проявления информации, хранившейся в следах памяти различной прочности, а также состояние последействия, которое возникает в - корковых следах, охваченных умственными операциями.  

Умственная деятельность, - из этого исходит Пиаже, - не является всецело деятельностью логической.  

Направленно-организованная умственная деятельность в процессе поиска оптимального решения позволяет отчетливо видеть ход решения поставленной задачи, анализировать данные в связях и отношениях, организовывать свои действия исходя из существа задачи.  

Целенаправленная умственная деятельность по 11 часов в день является весьма напряженной и, конечно, утомительной. Но, во-первых, утомление от умственной активности, если оно не чрезмерно, - нормально, как и всякое утомление от работы. Во-вторых, современные общие и специальные требования к специалисту настолько велики, что едва хватает и этих 11 часов напряженной ежедневной работы.  

Умственная деятельность конструктора не позволяет нормировщику быть свидетелем возникновения, развития и созревания конструкторского замысла. Он может лишь зафиксировать время, потребовавшееся конструктору для реализации того или иного замысла в чертежах, причем в каждом отдельном случае - разное.  

Умственная деятельность машиниста непосредственно включена в практические трудовые действия и протекает в неразрывной связи с ними. Для него характерна высокая работоспособность, сопротивление усталости в условиях трассы при определенной физической нагрузке и заданном темпе работы.  

Умственная деятельность машиниста непосредственно связана с его трудовыми действиями. У него должно быть хорошо развито практическое оперативное мышление для самостоятельного решения различных технологических задач.  

Умственная деятельность машиниста крана-трубоукладчика непосредственно связана с его практическими действиями.  

Умственная деятельность операторов разных профессий различна по составу и структуре. В типичных ЧМС нефтегазодобывающего производства оператор выполняет перечисленные виды умственной деятельности с разной интенсивностью, при разных затратах времени, информации, энергии.  

Для умственной деятельности требуется тонко дифференцированное возбуждение ограниченных участков коры головного мозга и одновременное торможение других, рядом расположенных участков. Сильные чувства связаны с высоким уровнем возбуждения подкорковых центров. Импульсы из подкорки бомбардируют кору мозга, приводя к ее разлитому возбуждению, и интеллектуальная деятельность ухудшается. Такова нейрофизиологическая основа закона Еркеса - Додсона.  

«Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности». Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

«По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое. В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией». В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление -- это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. Высшие проявления человеческого ума мы наблюдаем в одинаковой мере и у великих практиков (Петр I, А.Суворов) и у великих теоретиков (Ломоносов, К.Циолковский).

«Одной из наиболее распространенных является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. «Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный различный материал».

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

Успешность решения задач во многом определяется тем, насколько адекватны содержанию задачи приемы и компоненты мышления. В разных по содержанию задачах к решению может привести преобладание различных компонентов мышления. Вот, например, как практически-действенное мышление позволило решить сложную теоретическую задачу. «П.Н.Яблочков, изобретатель первой электрической лампочки, долго думал, как сделать, чтобы расстояние между углями лампы, расположенными на одной вертикальной линии, не увеличивалось при сгорании, в результате чего ток прерывался и электрическая лампочка гасла. Пробовали делать механизм, сближающий угли, но это оказалось дорогим и сложным приспособлением. И вот однажды, сидя в кафе, П.Н.Яблочков по обыкновению что-то писал на салфетке и случайно положил два карандаша рядом. И тут его осенила мысль: поместить угли в лампе параллельно. Задача была решена, оставалось только оформить ее технически».

В других случаях наглядный образ может увести от правильного решения задачи и эффективнее использовать отвлеченное, абстрактное мышление. Вот пример такой задачи; «Два товарища направились из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми 30 км. Один из них шел пешком, делая по 6 км в час, а другой ехал на велосипеде, двигаясь со скоростью 13 км в час. Когда велосипедист доехал до пункта Б, он повернул навстречу пешеходу. Поравнявшись с ним, велосипедист снова повернул к пункту Б, оттуда поехал навстречу товарищу и так ездил до тех пор, пока пешеход но дошел до пункта Б (предполагается, что оба друга двигались непрерывно и равномерно). Сколько километров проехал велосипедист?». Нередко первые попытки решения такой за дачи вызваны наглядностью происходящего действия: учащийся пытается вычислить сколько километров проехал велосипедист до первой встречи с пешеходом, до второй и т,д, В то же время, если отвлечься от заданных образов и определить сколько времени были в дороге оба товарища (по 5ч.= 30 км: 6 км/ч), то легко найти искомое (13 км х 5 ч. = 65 км).

В мышлении каждого человека есть свои особенности, включенные в относительно устойчивую структуру умственных способностей. Эти различия в мышлении называют качествами ума. Понятие «ум» шире понятия «мышление», так как «ум», как и более современное понятие «интеллект», характеризует не только особенности мышления, но и специфику других познавательных процессов. В индивидуальных особенностях мышления может отражаться как специфика мыслительного процесса, так и различие в отдельных фазах мыслительного акта. В целостном акте мышления отличия проявляются прежде всего в соотношении различных его видов. Для одних людей характерно оперирование наглядными образами, другим свойственно использовать абстрактные теоретические модели. Особенности мыслительной деятельности будут также зависеть от эмоциональности человека, имеющихся у него знаний и опыта, соотношения содержательных и операционных структур. Динамические характеристики мышления определяются скоростью, быстротой мышления, что обусловлено временем, в течение которого дается окончательный ответ на поставленный вопрос. Конечно, это норма существенно связано со сложностью решаемой задачи, но при прочих равных условиях можно найти людей, у которых сложные мыслительные операции протекают очень быстро. «Сейчас даже определился держатель неофициального мирового рекорда по скорости устного счета. Им стал сотрудник Европейского центра ядерных исследований в Женеве голландский математик Калем Клейн. Он извлекает корень 19-й степени из числа со 133 цифрами. Калем Клейн также демонстрирует такой трюк. Просит загадать шестизначное число, затем ЭВМ возводит его в 37-ю степень и результат -- число из 220 цифр -- передают Клейну, записав на нескольких грифельных досках. Клейн в уме извлекает из этого числа корень 37-й степени и выдает результат -- загаданное шестизначное число. Вся работа занимает у него 3 мин 26 с.» Особенно отчетливо роль скорости мыслительных операций проявляется при различных психических заболеваниях. Так, у больных эпилепсией в связи с уменьшением скорости операций, мышление становится более инерционным, вязким, медленным.

Рассматривая отдельные этапы процесса мышления, можно заключить, что в начале мыслительного акта на этапе постановки задач индивидуальные особенности мышления проявляются прежде всего в его самостоятельности и инициативности. Под самостоятельностью мышления понимают умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, попытаться решить их особыми путями. Тесно связана с самостоятельностью мышления и инициативность, т.е. постоянное стремление самому искать и находить пути и средства для разрешения задачи. Указанные особенности мышления особенно ярко наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, когда дети задают так много вопросов, что взрослые назвали этот период возрастом «почемучек». На этапе поиска ассоциаций и отбора гипотез ярко выраженными оказываются такие свойства мышления, как его широта, т.е. способность охватить вопрос в целом, привлечь большое количество областей действительности, а также прошлое настоящее и будущее человека. Нередко таких людей называют «люди с широким кругозором». Однако нельзя путать широкое мышление с поверхностным, разбросанным. Поэтому широкое мышление обычно является и глубоким, т.е. отражающим наиболее существенные свойства и качества, связи и отношении действительности.

Проверка решения требует проявления критичности мышления, умения не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за» и «против». Критичность ума характеризуете и способностью человека оценивать как объективные условия, так и собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки. Основой для развития критичности мышления являются глубокие знания и опыт человека. Как свидетельствуют наблюдения, с возрастом критичность мышлении возрастает. Наименее критичными, т.е. наиболее внушаемы ми, принимающими все на веру, являются дети. Взрослым необходимо специально обучать их контрольной, оценочной деятельности.

В ходе проверки решения, а также при внедрении полученных результатов в практику на передний план выдвигается такое свойство мышления, как гибкость. Гибкость мышления выражается в ее свободе от сковывающего влиянии закрепленных в прошлом приемов и способов решения и дач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Преодоление сложившихся стереотипов мышления и действия -- процесс сложный, не безболезненный, требующий времени взвешенного подхода. Косность, шаблонность, стереотипность мышления -- качества, противоположные гибкости -- мысли, которые развиваются при малой вариабельности задач в процессе обучения и отсутствии обсуждении при вырабатывании решений.

Рассматривая индивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек, личность как целое. Немало умных решений осталось лишь проектами, не воплощенными в жизнь, поэтому большое значение имеет соединение ума с активностью личности, с готовностью применять свои силы в полезной деятельности.