Наталья Ткаченко
Экологическая неделя для старшей группы
Экологическая неделя
Экологическое воспитание детей это не только природоохранительная работа с дошкольниками. Экологическое воспитание это система знаний о природе, о взаимосвязях в природе. Осознание влияния деятельности человека на окружающую среду. Результатом работы является не только овладение определёнными умениями и знаниями, но и развитию таких чувств у детей как, отзывчивость, сострадание; желание защищать, облагораживать природную среду.
Понедельник тема дня «Дом под небом голубым» .
Беседа по теме : «Земля наш общий дом» .
Цель : раскрывать идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .
Цель : продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, явлениях природы. Расширять словарный запас. Закрепить правила поведения в природе; воспитывать желание заботиться о природе.
Наблюдения за Солнцем.
Цель : формировать у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла.
Подвижная игра «День – ночь» .
Цель : закреплять знания о частях суток, активизировать двигательную активность.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель : развивать интерес к обитателям разных природных зон.
Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»
Цель : закреплять у детей умение играть в театральное представление. Развивать речь, память, внимание.
Вторник тема дня «Лес – многоэтажный дом» .
Чтение художественной литературы «Лесная газета» В. Бианки.
Цель : углублять знания детей об особенностях природы, расширять словарный запас.
Беседа о лесе.
Цель : уточнить и расширить представления детей о лесе.
Целевая прогулка по территории детского сада. «Все деревья блистают в разноцветном уборе…»
Цель : формировать представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев (липа, сосна, ель, дуб, берёза) .
Дидактическая игра «Чьи детки на ветке?»
Цель : закреплять знания детей о семенах деревьев.
Рисование по теме : «Осенние деревья» .
Цель : воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Учить изображать деревья в ветреную погоду. Закреплять навыки работы с цветными карандашами.
Среда тема дня «Пернатые соседи» .
Рассматривание альбома «Птицы нашего края» .
Цель : расширять знания детей о птицах нашего края. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Беседа по теме : «Что мы знаем о птицах» .
Цель : уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Экологическая игра «Птичья столовая» .
Цель : дать детям элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой; что птицы едят в природе.
Подвижная игра «вороны и воробышки» .
Цель : развивать умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса; активизировать двигательную активность.
Экологическая игра «Угадай, какая птица» .
Цель : учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду.
Четверг тема дня «Четвероногие друзья» .
Дидактическая игра «домашние и дикие животные» .
Цель : уточнить признаки домашних и диких животных.
Беседа по теме : «Животные у нас дома»
Цель : закрепить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уточнить знания детей о роли человека в жизни домашних животных, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Отгадывание загадок о животных. Имитация движений и звукоподражание.
Цель : развивать воображение и творческие способности детей.
Чтение художественной литературы. «Щенок» А. Барто.
Цель : развивать слуховое восприятие, память.
Подвижная игра «Море волнуется» .
Цель : упражнять детей в сохранении равновесия. Совершенствовать двигательные способности.
Пятница тема дня «Человек познаёт природу» .
Беседа по теме : «Земля в опасности» .
Цель : дать детям представления о том, что планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.
Непосредственно образовательная деятельность художественное творчество. Изготовление поделок из природного материала.
Цель : развивать пространственное воображение, творческие способности.
Экскурсия в осенний парк.
Цель : уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке.
Познавательно-исследовательская деятельность «Огород на окне» . Посадка лука.
Цель : учить замечать изменения у подрастающего лука, создавать условия для роста растения.
Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»
Цель : познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными.
Дата ___________
Тема недели: Экологическая тропа.
Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».
Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .
Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.
2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.
3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.
ОД детей и взрослых
Понедельник.
Физи-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.
Тема: Цифра 5
Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.
2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)
Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .
Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа «Земля наш общий дом» .
Чтение «Лесная газета» В. Бианки.
На прогулке наблюдение за птицами на участке.
П\ и « День – ночь» .
Гимнастика после сна «Птицы»
Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .
Экологические ситуации для детей:
– Что было бы на Земле без воды?
– Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?
– Почему умирает лес?
– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.
Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»
Внести необходимую атрибутику для игры.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Приоритетные виды детской деятельностиОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Втор-ник.
Речевое разви-тие
Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.
1.Физическое развитие (физ. культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
2.Речевое развитие (обучение грамоте).
Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».
Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.
3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).
Тема: Золотая осень.
Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»
Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»
На прогулке наблюдение за деревьями на участке.
П\ и «Солнечный зайчик»
Гимнастика после сна «Птицы»
Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого
Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.
Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).
Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»
Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Среда
Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.
Организация ОД
на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.
1.Познавательное развитие (ФКЦМ).
Тема: «Дружная семья»
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.
Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.
2. Познавательное развитие. (ПИПКД).
Тема: Превращение.
Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Что мы знаем о воде?»
Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды
На прогулке наблюдение за солнцем.
П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».
Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"
Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»
Беседа «Пожарная безопасность»
Рассматривание иллюстраций.
Рисование в книжках-раскрасках.
Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Четверг
Познава-тельное развитие
Организация ОД
на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.
1. Познавательное развитие (ФЭМП).
Тема: Цифра 6.
Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.
2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).
Тема: Осенний ковер .
Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.
3. Физическое развитие (физическая культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Дид. игра «Экологический светофор»
На прогулке наблюдение за погодой.
Трудовая деятельность.
Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
П. игры «Совушка»; «Веревочка»
Гимнастика после сна: «Птицы»
Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»
Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.
Беседа «Бережное отношение к живой природе»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.
Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.
Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.
Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.
Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Пятни-ца
Художественно-эстети-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.
1.Речевое развитие (развитие речи)
Тема: Звуковая культура речи
Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).
Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»
Цель:
Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.
3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)
по плану музыкального руководителя.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа об охране природы.
На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.
П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».
Самостоятельная деятельность. Рисование на песке
Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».
Гимнастика после сна «Птицы»
Д/игра «Составь картинку»
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Рассматривание иллюстраций осенний лес .
Сюжетно-ролевые игры.
Иллюстрации по теме.
Пополнение книжного уголка.
Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»
Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.
Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевывать и улучшать по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанных на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по- новому.
В настоящее время экологическое образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики.
Данный учебный план дает возможность заложить основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
В процессе освоения знаний дети получают основные понятия экологии, учатся ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа- среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления).
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому, что она самоценна.
Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка.
Воспитание детей к родному краю невозможно без общения с природой. Дошкольное учреждение МДОУ № 4 “Янтарик” расположен в живописном месте Янтарного Городского округа в непосредственной близости от берега Балтийского моря. По участку ДОУ разработан маршрут экологической тропы.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).
Экологическая тропа начинается на территории детского сада и продолжается дальше в лес.
На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала.
В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она перкрастна во все времена года.
При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.
Наталья Менщикова
Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки»
Экологическая тропа на участке детского сада
Вид проекта : досугово-познавательный
Продолжительность : долгосрочный (в течение двух лет) .
Участники : дети средней и старшей групп, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область : ознакомление с окружающим
Актуальность :
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно -исследовательской деятельности на участке детского сада . Поэтому, мы в своей практике предоставляем детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка , как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
Предполагаемый результат : умение детей вести себя экологически грамотно в природе .
Предварительная работа : наблюдения, сбор материала, беседы,
Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии .
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта : привлечение муз работника, физ. работника, психолога, завхоза.
Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада , фотографии, папки-проекты , рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры , коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации региональной направленности : «Деревья» , «Растения луга» , «Животные» , «Красная книга» , «Насекомые» , семейный экологический десант , экологические знаки .
Паспорт видовых точек экологической тропинки участка группы «Звездочки»
ОБЪЕКТ №1 «Лавочка-отдыхалочка»
Объекты для наблюдений :
природные объекты участка в разное время года
эстетическое развитие
чтение художественной литературы
творческая мастерская
видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки
формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе
ОБЪЕКТ №2 – «Зеленая аптека»
Объекты для наблюдений :
1. Крапива
2. Одуванчик
3. Подорожник
4. Тысячелистник
прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор семян растений
беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения
игры с детьми «Мы растения» , «чем полезна» , «чей листочек»
сенсорное развитие детей
ОБЪЕКТ №3 – «Кусты»
Объекты для наблюдений :
экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой
связь с животным миром
польза для человека и забота человека.
ОБЪЕКТ №4– «Деревья»
рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года
сравнение их между собой
забота человека о деревьях
проведение исследований : дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева
сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
связь с животными
ОБЪЕКТ №5 - «Царство удивительных пеньков»
Объекты для наблюдений :
столики, грибки, стульчики из пеньков.
естественное старение дерева
рассматривание мха и древесных грибов
использование луп для наблюдений
создание условий для второй жизни старых вещей
исследовательская деятельность
ОБЪЕКТ №6 «медоносный островок»
Объекты для наблюдений :
связь с животными и насекомыми
сравнение травы и мха
рассматривание «тропинки » муравьёв
использование луп для наблюдений
список растений на лугу
разное время цветения растений
список увиденных насекомых
наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
исследовательская деятельность
характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды
ОБЪЕКТ №7 «Птичий городок»
Объекты для наблюдений кормушки на участке группы «Звездочки» .
предназначение кормушек
рассматривание домика для птиц
наблюдение за птицами
слушание пения разных птиц в записи
выработка правил поведения
ОБЪЕКТ №8 «Город мастеров» . (Песочница)
Объектом для наблюдений стали песок, вода, снег.
исследовательская деятельность
проведение опытов и экспериментов
коллекционная работа
коллективный труд
творческая работа
ОБЪЕКТ №9 «Тропа здоровья »
Объекты «лягушачьи кочки» , «лесенка - сороконожка» , «качели пилигримов» , «радуга-улитка» , «голубое озеро»
укрепление здоровья
формирование устойчивой привычки к двигательной активности
творческая работа
ОБЪЕКТ №10 «Хочу все знать»
Веранда на участке группы во время неблагоприятных погодных условий
сенсорное развитие детей во время прогулок
беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
эстетическое развитие
чтение художественной литературы
дидактические и настольные игры
Просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни животного и растительного мира
театрализованная деятельность
творческая мастерская
ОБЪЕКТ № 11 «Цветник»
Объекты для наблюдений :
1. Бархатцы
3. Питуния
прогулка и наблюдение за ростом цветов, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор растений для гербария
беседы с детьми о разнообразии цветов
игры с детьми «Мы - растения» , «самый красивый цветок»
сенсорное развитие детей
ОБЪЕКТ № 11 «Мини огород»
прогулка и наблюдение за ростом растений в огороде, рассматривание листьев, плодов. Сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор плодов.
беседы с детьми о разнообразии овощей, зелени.
игры с детьми «наш огород» , «полезные овощи»
познавательное развитие детей.