В рамках общей квалиметрии разрабатываются теоретические проблемы. Среди них сегодня выделяются четыре группы проблем разной обобщённости.
1. Самые общие – это проблемы наличной системы понятий и её терминологического (знакового) отображения. Иными словами, это проблемы предмета особой науки – «квалиметрия». Именно с этим предметом непосредственно имеют дело работники науки на теоретическом её уровне.
2. Далее выделяются проблемы «квалиметрической аксиоматики» (полной системы аксиом и правил, связанных с оценкой качества), или концептуального ядра в общей квалиметрии. Здесь рассматриваются исходные положения науки. В их число входят, прежде всего, определение объекта квалиметрии, определение её общих проблем, определение её принципов и её методов.
3. Особый раздел в рамках общей квалиметрии представлен проблематикой особенной «теории оценивания». Эта частная теория раскрывает законы оценивания как особой познавательной деятельности и методы этой деятельности.
(В общем же, наряду с общей теорией квалиметрии, следовало бы говорить о квалиметрической методологии. Именно в её рамках рассматривается вся область способов измерения качества: от уровня обыденного познания (с позиции «здравого смысла») через уровень профессионального познания (с позиции «компетентной экспертизы») до уровня понятийного познания – посредством инструментального технологизированного измерения).
4. Самые частные проблемы, выделяемые в рамках общей квалиметрии, это группа проблем теории квалиметрического шкалирования. (Существенное обстоятельство: будучи частным в рамках общей квалиметрии, шкалирование является общим моментом в рамках теории измерения.
Общая квалиметрия как практика – это учёт того, насколько взятая отдельность совершенна в сравнении со взятым её эталоном. Методологически-квалиметрическая практика – это учёт, использование, модификация и новаторская разработка подходящих способов измерения качества. Практика «квалиметрической аксиоматики» предполагает, что мы осознанно используем актуальные, ситуативно-функциональные (т.е. адекватные) меры на основе законов мышления и в соответствии с принятыми принципами. И, наконец, практика квалиметрического шкалирования – это осознанное использование при измерении качества всего диапазона возможностей, который предоставляется четырьмя вариантами классического шкалирования. В общем, квалиметрия как область человеческой деятельности, теоретическая и практическая, имеет фактически системную, а на теоретическом уровне – системологическую природу. И, по существованию, у квалиметрии выделяются такие атрибуты, как предметность, константность, целостность, обобщённость, структурность.
Специальная квалиметрия
Экспертная квалиметрия
Экспертный метод решения квалиметрических задач основан на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов-экспертов.
Эксперт - это специалист, компетентный в решении данной задачи (от лат. слова "expertus" - опытный). Эксперт должен быть беспристрастным и объективным при оценке объекта исследования.
Особенность экспертной квалиметрии заключается в том, что она ориентирована на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки.
Экспертный метод (метод экспертных оценок) является совокупностью нескольких различных методов:
·метод "мозговой атаки", который предусматривает генерирование идей участниками экспертной группы в творческом споре;
·метод "мозгового штурма", который заключается в том, что одна группа экспертов выдвигает идеи, а другая их анализирует;
·морфологический метод, который основан на морфологических матрицах, содержащих системные взаимосвязи между всеми элементами объекта. В левой части приводятся все функции изучаемого объекта, а в правой - возможные способы их осуществления;
·синтаксический метод, который предполагает генерирование идеи, использование аналогий из других областей знаний;
·метод "Дельфы", который предусматривает анонимный опрос группы экспертов по специальным анкетам с последующей статистической обработкой материала.
Экспертный метод применяется там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Так, например, решения различных советов, конференций, совещаний, комиссий, а также экзаменаторов при оценке знаний учащихся и т.п. - все это решения, принимаемые на основе экспертных методов.
Экспертные методы оценки качества продукции могут использоваться при формировании сразу общей оценки (без детализации) уровня качества продукции, а также при решении многих частных вопросов, связанных с определением показателей качества чего-либо. Следовательно, экспертные методы применяются:
·при общей (обобщенной) оценке качества продукции;
·при классификации оцениваемой продукции;
·при определении номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции;
·при определении коэффициентов весомости показателей качества продукции;
·при оценке показателей качества продукции органолептическим методом;
·при выборе базовых образцов и их безразмерных показателей качества;
·при сертификации продукции.
Экспертный метод оценки уровня качества продукции не должен использоваться, если качество можно оценить другими методами с большей точностью или с меньшими затратами.
Результаты общей экспертной оценки такого сложного комплекса свойств, каким является качество продукции, имеют элементы неопределенности и необоснованности. Поэтому экспертная оценка качества продукции в целом является предварительной, ненасыщенной информационно и только в первом приближении ориентировочно характеризует качество оцениваемого изделия. На основе такой экспертной оценки качества, очевидно, нет возможности принимать какие-либо инженерно-технические решения. Этот метод может, например, использоваться при коммерческих сделках, когда нет конкретных (численно выраженных) сведений об уровне качества приобретаемой продукции и т.п.
Однако следует отметить, что экспертный метод для оценки многих показателей качества технической и другой продукции (например, эстетических) является единственно возможным.
В экспертной квалиметрии выделяются два основных класса экспертиз. Первый - это класс интеллектуальных экспертных методов (ИЭМ), основанный на привлечении интеллекта (опыта, знаний) специалиста, второй - это класс сенсорных экспертных методов (СЭМ), состоящий в использовании сенсорных (чувствительных) возможностей человека (специалиста).
Механизм экспертизы на основе ИЭМ. Эксперт (группа экспертов) оценивает качество продукции (или только нескольких ее свойств) на основе вопросов (ответов) и дополнительной информации, поступившей из вне, в виде системы необходимых сведений об объекте оценки и критериях оценки (например, от квалиметролога).
Критерии, по которым осуществляется экспертиза качества, подразделяются на общие и конкретные. К общим критериям относятся сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, представления и нормы. Конкретные критерии для эксперта - это реальные требования к качеству продукции данного вида, установленные в нормативных и других обязательных для исполнения документах. В форме конкретных критериев выступает также комплекс базовых значений показателей качества, характеризующих планируемую или проектируемую продукцию. Характеристики реально существующих высококачественных изделий, изготавливаемых в стране или за рубежом, тоже являются конкретными критериями для экспертов.
В соответствии с критериями оценки качества эксперт генерирует выходную информацию в следующем виде:
·информацию о предпочтениях, т.е. в семантических (передавающих все содержание, информацию, один из разделов семиотики, науки изучающей свойства знаков и знаковых систем) оценочных шкалах;
·информацию в определенных числовых шкалах (номинальных,
метрических и др.);
·информацию о выборах оцениваемых объектов.
На основе экспертных оценок качества лицо, принимающее решение, (ЛПР) выдает свое заключение.
Механизм экспертизы на основе СЭМ. При применении СЭМ информация, как правило, формируется в непосредственном сенсорном контакте с объектом оценки. При этом особенность СЭМ состоит в том, что критерий оценки является внутренней информацией, отражающей потребности эксперта. Это означает, что эксперт в оценке качества выступает как потребитель.
Класс СЭМ по своему содержанию шире традиционно понимаемых органолептических измерений, использующих зрительный, слуховой, тактильный и другие анализаторы (органы чувств). Он охватывает также методы оценки качества, основанные на фиксируемых ощущениях испытателей различных видов техники (например, транспортных средств).
В теории организации субъекта экспертизы раскрываются основные факторы организации экспертных процедур оценки качества и тем самым реализуется деятельный аспект экспертной квалиметрии.
Основные аксиомы и принципы, отражающие закономерности организации экспертной оценки:
1. Эксперты должны выбираться с одинаковыми компетентностью и квалификацией. В этом случае действует гипотеза равноточности оценок отдельных экспертов.
С целью повышения качества экспертных оценок создается рабочая группа.
Разнообразие экспертной группы как по числу экспертов, так и по их специальностям должно соответствовать разнообразию свойств и показателей оцениваемого качества.
Это положение позволяет сформулировать групповой принцип экспертного покрытия: для сложных объектов оценки группа экспертов областью своей компетентности должна полностью охватывать пространство оцениваемого качества.
Важное требование организации экспертных процедур - минимальное психологическое напряжение эксперта. С учетом этого требования вытекает принцип иерархизации экспертной оценки, который служит регулятором при построении графа (дерева) экспертизы с учетом иерархии свойств.
Экспертные оценки по своей информационной емкости ограничены уровнем текущей информированности экспертов и объемом их знаний. Данная аксиома - методологическое основание необходимости обучения экспертов.
Экспертная квалиметрия есть измерение (оценка) качества объектов и работ на основе или привлечения "плохо" формализуемого опыта (памяти) экспертов (Э), или на основе измерения с помощью органов чувств ("сенсоров") эксперта (органолептическое измерение).
Теория экспертной квалиметрии, представляя собой часть квалиметрии вообще, одновременно входит неотъемлемой компонентой в теорию решений, в психологическую теорию решений, в теорию Выбора. Этим определяется специфика экспертной квалиметрии, которая перебрасывает "мосты" между общей теорией измерения качества (квалиметрией) и такими ее измеренческими ветвями. как психометрика, теория измерения спроса, социометрия и т.п. , где активную роль играет человек, его ощущения, потребности, интересы и т.д.
Теория объекта экспертной квалиметрии - это теория качества рассматриваемого объекта и соответственно определенная теоретическая компонента квалитологии- В данном случае она выступает как связующее звено экспертной квалиметрии с общей квалиметрией и квалитологией и определяет решение таких вопросов как классификация свойств и показателей качества (ПК), выбор показателей качества для ЭО и т.п.
Теория оператора экспертной квалиметрии направлена на разработку методов обработки экспертной информации, методов шкалирования и свертывания (многокритериальная задача сводится к задаче с одним критерием), на обоснование моделей ОК в процессе экспертизы. Так как оператор экспертизы есть совокупность операций, совершаемых субъектом над объектом ОК, то теория оператора экспертной квалиметрии отражает в себе особенности субъекта и объекта ЭО и в значительной степени связана с остальными теоретическими компонентами экспертной квалиметрии. Так, например, теория субъективных оценок и шкалирований, базирующаяся на психофизике и психологической теории решений, одновременно выступает и неотъемлемой компонентой, теории оператора экспертизы. Однако наряду с этой зависимостью в теории оператора экспертной квалиметрии имеются теоретические компоненты, обладающие "внутренними" источниками саморазвития и опирающиеся на нормативную теорию выбора, математическую теорию шкал, таксономию (теорию классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности и знания, имеющих иерархическое строение), кластерный анализ (многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы) и т.д.
В последние десятилетия в наиболее развитых в научно-техническом отношении странах применительно к самым разнообразным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного измерения и оценки качества различных видов продукции. Оценивают качество автомобилей и торговой упаковки, жилой квартиры и ракетного оружия, пищевых продуктов и электромоторов, обуви и городских жилых комплексов и многих других видов продукции.
На первый взгляд может показаться, что все эти методы не связаны между собой. В самом деле, что общего между оценкой качества, например, автомобиля и мужской обуви? Но дело в том, что в данном случае необходимо рассматривать общие принципы и методы таких оценок. И если между автомобилем и мужской обувью нет непосредственно ничего общего, то между принципами оценки качества автомобиля и принципами оценки качества обуви существует много общего и вполне правомерно можно ставить вопрос о принципиальной тождественности этих двух задач, что позволяет рассматривать их как явления одного класса.
Как известно, математика принципиально абстрагируется от свойств конкретных предметов или процессов и рассматривает только их идеальные математические модели и взаимосвязи между этими моделями. Поэтому и математическая модель качества может рассматриваться как некоторая абстрактная система отдельных свойств, имеющих разную степень сложности. Эта модель качества, в силу своего абстрактного характера, в принципиальном отношении будет совершенно одинаковой для самых различных видов продукции.
В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного вида продукции, позволяет перейти от общей, абстрактной модели качества вообще к определенной модели качества реально существующего вида продукции.
Таким образом, в настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие математический, психологический, физиологический и социологический характер.
В 1967 г. в СССР группа исследователей, занимающихся вопросами оценки качества продукции в различных отраслях народного хозяйства, пришла к убеждению, что в стадии становления находится новая научная область, охватывающая методологические и практические вопросы количественной оценки качества. Единственное, что отличало эту систему исследований от других научных дисциплин, - это отсутствие термина, обозначающего ее название.
С точки зрения легкости и удобства образования новых научных терминов, для решения поставленной задачи наиболее пригодными представлялись древнегреческий и латинский языки. Вместе с тем, учитывая, что термин должен обозначать межотраслевую науку, желательно, чтобы он был достаточно понятен широким кругам специалистов. Это означает, что при его построении нужно брать такие латинские и древнегреческие языковые корни, которые были бы достаточно привычны в научном и техническом обиходе.
С учетом перечисленных требований, эту область науки было предложено назвать квалиметрией, от латинского корня «квали» (образующего слова qualitas - качество, свойство, характер и qualis - какой, какого качества) и древнегреческого слова «метрео» - мерить, измерять.
Корень «метрео» стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня «квали», то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира означают «качество». Например, в английском - quality («кволити»), в испанском-cualidad («квалидад»), во французском - qualite («калите»), в итальянском - qualita («квалита»), в голландском - kwaliteit («квалитайт»), в немецком- qualitat («квалитет»).
Таким образом, термин «квалиметрия» очень удобен: он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия «измерение качества»; составные части его понятны для людей говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, исследователь, занимающийся квалиметрией, - квалиметролог, подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его качества - квалиметрический подход и т. д. Кроме этого, термин входит составной частью в логически связанную систему понятий и терминов - например, наука о качестве - квалиномия; смежная с ней дисциплина, занимающаяся измерением и оценкой качества - квалиметрия. (Здесь существует аналогия с некоторыми другими науками: экономика - эконометрия; биология-биометрия; психология-психометрия).
Несколько лет, прошедшие с момента выдвижения термина «квалиметрия», подтвердили его правильность и предпочтительность. В Советском Союзе на страницах журнала «Стандарты и качество» была проведена специальная дискуссия, большинство участников которой одобрило термин «квалиметрия» .
Этот термин начал применяться в научно-технических публикациях в СССР, Болгарии, Польше, Чехословакии. Статья, в которой предлагался этот термин , была перепечатана и в органе Европейской организации по контролю качества (ЕОКК) журнале «Quality» .
В 1971 г. в Москве была проведена XV конференция ЕОКК «К высшему качеству - через стандарт».
Все это свидетельствует о том, что термин «квалиметрия» прочно вошел в международный научно-технический словарь.
В квалиметрии употребляются два термина - измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок («Среди оценок, производимых опытным путем, в физических науках исключительное место занимают измерения» ), то в квалиметрии они характеризуют два несоподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции к показателю качества продукции, принятой за эталон.
Рассмотрим простейший пример, характеризующий различие между измерением и оценкой. Контрольный образец бетона при испытании показал прочность на сжатие - 250 кг/см2. В данном случае число 250 - это результат измерения качества, т. е. показатель качества. Но, чтобы оценить качество бетона или, иначе говоря, получить представление - хорош бетон или плох, нужно показатель качества сравнить с базовым. Предположим, проектная прочность бетона должна равняться 300 кг/см2. Тогда оценка будет равна 250/300=0,83. Если проектная прочность должна равняться только 200 кг/см2, оценка качества будет значительно выше: 250/200 = 1,25.
Таким образом, приняв, что измерение есть определение величины мерой, можно сказать, что и 0,83 и 1,25 - результаты измерения значения с использованием различных мер (300 - в первом случае и 200 - во втором). Однако подобное толкование внесет путаницу, так как под измерением будет пониматься как количественное выражение показателя качества в масштабе какой-то физической шкалы, так и результаты сравнения этих значений. Поэтому для удобства термин измерение желательно трактовать, как это сделано в проекте государственного стандарта «Метрология. Термины и определения»: «Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств».
Какими же оценками оперирует квалиметрия? Подробный разбор ее аппарата будет проведен ниже. Здесь кратко остановимся на основных методах определения уровня качества - его оценки.
В предыдущем параграфе говорилось, что особенно серьезную роль играют комплексные оценки, т. е. оценки показателей качества продукции, относящиеся к совокупности ее свойств. Вероятно, важность комплексных оценок и то внимание, которое уделяют им исследователи, привели к распространению мнения, что квалиметрия оперирует только комплексными безразмерными оценками, полученными в результате вычисления тем или иным способом. Это, безусловно, сужает границы квалиметрии, так как исключает из сферы квалиметрии дифференциальные методы оценки качества (т. е. оценки отдельных, единичных показателей свойств качества). Между тем, само название квалиметрия показывает, что ее аппаратом являются все виды оценок любой размерности, полученные различными способами.
Дифференциальные оценки не только являются инструментом квалиметрии, но без них невозможно получить комплексную оценку. В самом деле, оценки отдельных показателей, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное как дифференциальные оценки.
Следовательно, задача квалиметрии - разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). Тем более, что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуациях, когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого).
За последние несколько лет в области оценки качества проделана большая работа: сформулирован предмет науки о качестве продукции , вышел государственный стандарт на основные термины в области качества продукции, подготовлено несколько терминологических стандартов по качеству, разработаны «Методические указания по определению уровня качества промышленной продукции серийного производства» , опубликовано множество статей по оценке качества конкретных видов продукции и т. д.
Несмотря на это, сегодня еще рано утверждать, что сложилась стройная теория квалиметрии. Слишком небольшой срок прошел с момента ее зарождения, слишком серьезен объект исследования. Однако правомерно и необходимо говорить уже теперь об ориентации данного научного направления, о принципах и подходах к оценке качества, о главных, узловых проблемах, на решение которых должны быть направлены усилия специалистов.
В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.
Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.
Professor Garry G. Azgaldov , a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow.
Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии:
- Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Панов В.П. - М.: Экономика, 1968. - 135с.
- /Азгальдов Г.Г., Гличев А.В. и др. // Стандарты и качество. – 1968. – №1. – С.34-40.
- Interrelationship between metrology and qualimetry (A contribution to discussion) // Measurement Techniques Volume 13, Number 1, January, 1970, pp.143-146
- Azgal"dov G.G. Quality and metrology // Measurement Techniques Volume 13, Number 7, July, 1970, pp.1085-1087
- Azgal"dov G.G., Raikhman E.P. Present state of qualimetry // Measurement Techniques Volume 14, Number 10, October, 1971, pp.1571-1575
- Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение - М.: Экономика, 1971.
- Азгальдов Г.Г., Азгальдова Л.А. . – М.: Изд-во стандартов, 1971.
- Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. . 172 с.
- Методические указания по оценке качества проектов методом квалиметрии. М.: 1977.
- Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по выбору вариантов в ходе дипломного проектирования по фортификационной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА, 1978.
- Азгальдов Г.Г. и др. Методические указания по оценке вариантов в ходе дипломного проектирования на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии для слушателей электротехнической специальности – М.: ВИА,1978.
- Азгальдов Г.Г. Численные методы и проблема красоты в архитектуре - М.: Стройиздат, 1978.
- Азгальдов Г.Г. и др. Учебно-методическое пособие по выбору лучших вариантов решений при дипломном проектировании по командно-штабной специальности (на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии). – М.: ВИА,1979.
- Азгальдов Г.Г., Кичатов Ф.З., Ольшанский А.В. Методика квалиметрической оценки технических решений. – Калининград, 1979.
- Азгальдов Г.Г., Березовский Ю.М. Учебно-методическое пособие по применению квалиметрии для выбора лучшего варианта образца спецтехники.– М.: ВАХЗ, 1980.
- Азгальдов Г.Г. Разработка теоретических основ квалиметрии: Дис.... д-ра. экон. наук: 08.00.20 Военно-инж. акад. им. В. В. Куйбышева, Москва, 1981.
- Азгальдов Г.Г., Бюрюков В.С., Кружков В.А. Опыт использования квалиметрии при определении эффективности технологических схем изготовления топографических карт. – Рукопись, депонированная в Госинти 8.04.1981г., №4781.
- Азгальдов Г.Г. . М.; Экономика, 1982;
- Азгальдов Г.Г., Нагинская В.С. Оценка вариантов проекта на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии. – М.: МИСИ, 1982.
- Азгальдов Г.Г. - М.: Стройиздат, 1989. - 264с.
- Азгальдов Г.Г. // «Вестник высшей школы». - 1991. -№7. - С.32-42.
- Азгальдов Г.Г. Определение ситуации оценивания // Стандарты и качество, 1995, № 9, 12.
- Азгальдов Г.Г. Об учете категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов // Экономика и математические методы, 1996, № 3.
- Азгальдов Г.Г.
Сегодня изучению качества продукции уделяют основное внимание на любом производстве. Конкурентная борьба производителей продукции за рынки сбыта и непрерывное повышение требований к ее качеству обусловило развитие отдельной отрасли науки – квалиметрии, которая была связана с количественной оценкой качества.
Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas - качество (или quails - какой по качеству) и греческого metreo - измеряю. Активное развитие квалиметрия получила в середине1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством,стали применяться количественные методы ее оценки.
В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами:стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.
Квалимерия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов,т.е объектов реального мира.
Квалиметрия является частью качествоведения – комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е общей теории качества, квалиметрии и учении об управлении качеством,в котором рассматриваются организационные, экономические, психологические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей и общества в целом.
Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования (функционирования, применения, потребления, эксплуатации) по назначению.
Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта,которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов.
Качество в широком смысле этого понятия, - объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теории:
Общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения,оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
Специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная,вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);
Предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции - технических устройств,изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ
Квалиметрия
Курс лекций
для студентов дополнительных образовательных программ
всех форм обучения
Г. Екатеринбург-2006
Курс лекций составлен в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования от 02.03.2000 №686 и учебным планом по направлению подготовки по дисциплине «Менеджмент» (ГОС-2000) для студентов дополнительных образовательных программ всех форм обучения факультета Экономики и управления, 86 с.
Курс лекций разработал
к.э.н., доцент В.А. Шапошников
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы ……………………………..4
1. История возникновения квалиметрии…………………………………..4
2. Методология, принципы и задачи квалиметрии……………………….8
Тема 2. Квалиметрические шкалы и методы измерений……………..11
1. Классификация квалиметрических шкал……………………………...11
2. Характеристики качества и квалиметрические шкалы……………...18
3. Основные методы измерений…………………………………………..21
Тема 3. Технология определения качества технической продукции ..26
1. Принципы и процедуры оценки качества……………………………..26
2. Классификация показателей качества…………………………………28
Тема 4. Методы оценки качества технической продукции ………….31
1. Способы получения приведенных значений показателей свойств….31
2. Оценка качества продукции по ее важнейшему показателю…………34
3. Оценка качества по обобщенному показателю группы свойств……..35
4. Дифференциальный метод……………………………………………...36
5. Комплексная оценка качества…………………………………………..42
6. Смешанный метод оценки………………………………………………51
7. Интегральной метод оценки уровня качества…………………………53
8. Оценка качества продукции по ее экономической эффективности….56
9. Метод экспертной оценки показателей качества и свойств продукции..58
10. Метод оценки уровня качества разнородной продукции……………76
Литература……………………………………………………………..81
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...81
Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы.
1. История возникновения квалиметрии.
Термин «квалиметрия» происходит от корней двух слов: «квали» – качество и «метрия» – измерение и количественная оценка чего-либо.
Известно, что качество – это наиболее общая научная категория, смысл которой выражает определенность сущности или сущностную определенность любого объекта. Качество характеризуется совокупной оценкой всех его свойств, признаков и отношений с другими объектами.
Квалиметрия –это самостоятельная наука, входящая в состав качествоведения – комплексной науки о качестве (рис. 1).
Рис. 1. Структура качествоведения
Квалиметрия – научная область и учебная дисциплина о методах количественного оценивания качеств различных объектов. Численные оценки качеств и отдельных свойств объектов используются при обосновании и принятии управленческих решений для последующего обеспечения и улучшения сущности предметов, явлений и иных процессов, а также для управления видами деятельности, связанными с менеджментом качества.
Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.
Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;
2 – специальные квалиметрии больших группировок (классов) объектов, например, квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;
3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции (определение технического уровня машин), квалиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалиметрия труда, квалиметрия образования и т.д. и т.п.
Измерение и оценка качества всегда были одним из важнейших направлений в сфере производственной деятельности.
Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, - способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин.
Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойств продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX – начале XX в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.
Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.
В 20-30 годах ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции.
В годы «холодной войны» двух социальных систем (капитализма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) продукции.
В первой половине прошлого века в экономически развитых странах
Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении качества продукции.
Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».
Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д.
В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали российские авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии.
1979 г. - Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции».
Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.
Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод,. А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, В.К. Федюкин, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
2. Методология, принципы и задачи квалиметрии.
Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо:
Во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество.
Во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения.
В-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества.
Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта.
На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта.
При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, так как интересы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные
Итак, оценка качества (Q оц ) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно:
Q оц = < О, С, Б, А л >,
где О – оцениваемый объект;
С – оценивающий объект;
Б – база оценки (эталон качества);
А л – алгоритм (логика и приемы) оценивания.
У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).
8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Подготовлена для энциклопедического словаря-справочника
Квалиметрия (от латинского "qualis" - какой по качеству и греческого "метрео" - мерить, измерять) - научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов Квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу). Квалиметрия - область практической и науч. деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественной оценки качества.
Квалиметрия является составной частью квалитологии - науки о качестве. Объект Квалиметрии - это исследование принципов и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности. Квалиметрия обычно подразделяется на теоретическую, изучающую проблемы оценки качества в общем плане, и прикладную, рассматривающую вопросы измерения качества применительно к конкретным объектам. Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого мнения по ряду вопросов. Являясь в значительной степени научной дисциплиной межотраслевого характера, Квалиметрия по многим вопросам смыкается с конкретными инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией и др., а в ее аппарат включается целая группа математических теорий.
Конечной целью Квалиметрии являются разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности. Кроме того, подобные методики позволяют решить и другие задачи квалиметрического анализа. С точки зрения точности и надежности получаемых оценок качества используемые в Квалиметрии методы подразделяются на точные (являющиеся хотя и самыми трудоемкими, но обеспечивающими максимально достижимую на момент разработки точность и надежность), приближенные и упрощенные (не требующие существенных затрат, но менее точные и надежные).
В Квалиметрии разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества. Наиболее употребительный из них базируется на следующих принципах:
ЛитератураProfessor Garry G. Azgaldov , a pioneer of Qualimetry, is a Doctor of Economics and a fellow of the International Academy of Informatisation, the Russian Academy of Natural Sciences, the Academy of Economic Sciences and Business, the Futures Research Academy, the Academy of Quality Problems and the International Guild of Quality Professionals. He is a chief researcher at the Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow. Некоторые публикации Азгальдова Г.Г. по теоретической и прикладной квалиметрии (1968-2009):
|