Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Спортивно-ориентированное образование в школе «Премьер. Лыжная подготовка в школе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Проблемы урока физической культуры

глазами учащихся

Иванова Анна Геннадьевна

Учитель физкультуры ГБОУ № 628

Санкт-Петербург

2016

Ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом всегда были важны в нашей стране, а за последние 5-6 лет вышли на первые позиции по значимости. Достаточно вспомнить внедрение третьего урока в программу по физической культуре в школе, возрождение комплекса ГТО. Огромным толчком к этому послужило проведение зимних Олимпийских Игр в Сочи. Но, не смотря на это, наблюдается странная тенденция: интерес к уроку физкультуры в школе падает.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересу школьников к уроку физической культуры.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

КАК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В основной части работы мы хотим выяснить, какое место занимает физкультура в школе вообще и в нашей гимназии в частности для того, чтобы понять угасает ли интерес к урокам физкультуры или нет.

Сегодня существует много литературы по данной проблеме. В нашей работе мы использовали учебные пособия и учебники по физической культуре.

Изучив доступную литературу, мы получили следующую информацию: физическая культура это часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, а также имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. То есть без физкультуры учебный процесс невозможен.

Как же должна проходить физкультура в школе? Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке, если она имеется. И в спортзале, и на площадке должны быть созданы определенные условия, согласно нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть раздевалок, сколько душевых комнат, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Каждый урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс. В конце урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Еще физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности детей.

Но социальная активность современных детей реализуется сейчас в основном через социальные сети, сидя за компьютером, а недостаток двигательной активности у школьников неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья.

Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

КАК ПРОХОДИТ ФИЗКУЛЬТУРА В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

В нашей гимназии физкультура проходит три раза в неделю, каждый урок длится 45 минут, независимо от возраста учащихся. Один раз за время обучения в школе дети имеют возможность один урок в неделю на протяжении учебного года заниматься в бассейне, обычно это параллель третьих классов. В течение учебного года мы на уроках физкультуры занимаемся легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой. Гимназия располагает двумя спортивными залами, размерами 24х12 метров с соответствующей разметкой. В залах есть оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Для занятий гимнастикой есть снаряды: гимнастический конь, гимнастический козел, гимнастическое бревно, параллельные брусья, шведские стенки, гимнастические канаты, скамейки с зацепами для прохождения полос препятствий. Также имеется разнообразный инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастические маты для акробатических упражнений, обручи, скакалки, медицинболы (утяжеленные мячи), гимнастические коврики. Для занятий подвижными и спортивными играми (в нашем случае это баскетбол, волейбол и пионербол) залы оборудованы баскетбольными щитами (по 4 штуки в каждом), волейбольными сетками. В наличии есть также баскетбольные и волейбольные мячи, точного количества которых мы не знаем, но их хватает обычно для всех занимающихся детей, то есть примерно по 25-30 мячей каждого вида. Занятия легкой атлетикой проходят осенью и весной, в первой и четвертой четвертях. Наиболее удобно заниматься легкой атлетикой на улице. Бег на короткие и длинные дистанции, метания на дальность, прыжки в длину с разбега в зале не проведешь. Но у гимназии нет стадиона, и погодные условия в Санкт-Петербурге далеко не всегда позволяют выйти на улицу. В зале можно отработать только технику отдельных элементов: правильность стартовой позиции для длинного и короткого бега, исходные положения для прыжков и метания, передачу эстафетной палочки. Но есть и нормативы и упражнения и в легкой атлетике, которыми можно заниматься в зале: прыжок в длину с места, метания на точность, челночный бег, круговая эстафета. Для этого имеется инвентарь в виде теннисных мячей (они подходят для метания в зале), эстафетных палочек, различных конусов (с их помощью можно размечать дистанцию для челночного бега), также имеется специальная стационарная разметка для прыжков в длину, мишени для метания на точность, стойки и планка для прыжков в высоту, стартовые колодки.

Когда мы выступаем на районных соревнованиях за нашу гимназию, мы бываем в других школах и можем сравнивать. Очень многие школы изначально спроектированы так, что в них только один спортивный зал, гимнастическое оборудование, а именно снаряды, есть очень в редких школах, даже количество баскетбольных щитов больше двух в зале – мало где встречается.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

Но, не смотря на прекрасные возможности нашей гимназии, мы наблюдаем на уроках физкультуры в нашем классе спад интереса к уроку. Сведения, которые нам дали учителя физкультуры о том, какова ситуация в других классах нашей гимназии, говорят о том, что дети стали заниматься физкультурой менее охотно, чем раньше. И чем старше дети, тем меньше у них желания для занятий. Вот тогда-то нам и стало интересно выяснить причины этих изменений. Для того, чтобы понять причины, мы решили опросить детей разных возрастов с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие дети из 1А, 3В, 5А, 5Б, 7В и 8А классов, общим количеством 164 человека. В анкете были следующие вопросы:

  • нравится ли вам урок физкультуры?
  • что вам нравится в уроке больше всего и почему?
  • что не нравится и почему?
  • что бы вы хотели добавить в урок?
  • занимаетесь ли вы физической культурой и спортом где-либо еще кроме гимназии, где занятия Вам нравятся больше и почему?

Ниже мы представляем результаты проделанной работы.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Диаграмма 1. Нравится ли Вам урок физической культуры?

Диаграмма 2. Нравится ли Вам урок физической культуры? Распределение по классам

Диаграмма 3. Что в уроке Вам нравится больше всего?

Диаграмма 4. Что в уроке Вам не нравится больше всего?

Диаграмма 5. Что бы Вы хотели добавить в урок?

Диаграмма 6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом где либо еще кроме гимназии?

Диаграмма 7. Распределение по классам занимающихся и не занимающихся вне гимназии

ВЫВОДЫ

После проведённого нами анкетирования детей на заинтересовавшую нас тему, мы можем сделать следующие выводы:

  • В нашей гимназии отношение к уроку физической культуры в целом положительное. По общей статистике, урок физкультуры нравится 86% учеников. По статистике 1 и 5 классы одобряют урок физкультуры больше чем остальные классы из опрошенных. Детям нравится заниматься спортивными играми (115 голосов). Также важная роль отводится личности учителя физической культуры, в нашем случае учитель по физкультуре нравится многим детям (93 голоса).
  • Интерес по мере взросления учащихся от класса к классу угасает по следующим причинам: что больше всего детям всех возрастов не нравится кроссовая подготовка (127 человек проголосовали) и занятие теорией (40 человек проголосовали), недостаточно реализуется дифференцированный подход к ученикам на уроках, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%)
  • На формирование увеличения интереса к уроку физической культуры могут оказывать влияние следующие факторы:
  • Индивидуальный подбор упражнений.
  • Дифференцированная физическая нагрузка.
  • Увеличение количества времени отведенного на спортивные игры.
  • Увеличение количества занятий проводимых на улице.
  • Увеличение количества уроков в неделю.

Занятия по физкультуре в школе очень важны, т.к. анкетирование показало, что 66% учеников не занимаются в спортивных секциях после школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что проблема потери интереса к уроку физической культуры для современной школы действительно является актуальной. Это подтверждается изученными нами исследованиями, проведенными среди учащихся школ города, и анкетированием, проведенным среди учащихся нашей школы. Для того, чтобы поддержать интерес учеников к уроку физической культуры, и как следствие, к ведению здорового образа жизни, мы предлагаем следующие пути и методы решения проблемы:

  1. Увеличение времени, отведенного на спортивные игры, а также внедрение в урок дополнительных спортивных игр, таких как, например футбол.
  2. Дифференцировать подход к физическим нагрузкам и выполнению нормативов, учитывая физические особенности того или иного учащегося.
  3. Огромное желание всех учащихся нашей школы иметь возможность заниматься в плавательном бассейне и на специально оборудованной уличной площадке также сильно повлияли бы на повышение интереса к урокам физической культуры.

Цели, поставленные нами в начале работы, а это выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, что такое урок физкультуры, и какое значение он имеет, были достигнуты в ходе работы. Мы выяснили, что отношение к уроку в целом положительное, но есть ряд проблем, решить которые сообща в наших силах. И учителя и ученики должны обратить на это особенно пристальное внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов:Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-

Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад. шк., 1980.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.

Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе. Издательство РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург, 2013

Кузьмина С.В., Черняев Е.А. Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития, СПб, 2015.


Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.

Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны. Дети редко утомляются от нагрузок, однако их быстро утомляет монотонность, однообразие. Как сделать урок физической культуры интересным ?


Подготовительная часть урока


Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить В стандартном школьном зале один круг в среднем составляет 50 м . Перед пробежкой необходимо четко объяснить классу как бежать, куда бежать. Например,8 кругов против часовой стрелки, 8 по часовой стрелки. После 2 кругов учащиеся по диагонали или боковой линии выполняют беговое упражнение. Более высокая степень организации класса – постановка усложненной задачи: 3 круга по часовой стрелки, 1 круг приставным шагом левым боком, 3 круга против часовой стрелки, 1 круг приставным шагом правым боком, 3 круга по восьмерке используя волейбольную площадку, 1 круг спиной вперед. Во время выполнения задания основная масса учеников думает, как правило, о правильности своих действий, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному дистанция друг от друга 1 – 1,5 м. По свистку вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку то же делают вторые номера.

При деление класса на группы во время бега последний учащийся делает ускорение вдоль колонны и становится первым. Бег заканчивается, когда направляющий становится первым. Постановка усложненной задачи: последний бежит змейкой, класс работает при строгой соблюдение дистанции, чтобы не было столкновений.

После объяснения задач урока класс перестраиваться в две колонны по физической подготовке. Первая колонна физически подготовленных учащихся бежит по часовой стрелке, вторая колонна – против часовой стрелке. Разделение на группы позволяет первой колонне пробежать в более высоком темпе, второй колонне выбрать оптимальный темп и не отставать в строю выполняя задания. Учащиеся подготовительной группы выполняют половину от заданной нагрузки, переходить на внутренний круг продолжают движение шагом.

Учащиеся строятся отдельно мальчики, девочки, построение начинается с учеников подготовительной группы и заканчивается самым физически подготовленным учеником (по результатам бега на 500м или 1000м). Каждый учащийся, пробегая 2 круга, продолжает движение шагом.

Вариантов много, главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

Разминка

Скоротечная (5-7 минутная), эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит ученика в рабочие состояние. В организационном плане очень важен переход от беговой части к разминке. Более высокая организация детей на уроке – самостоятельное перестроение. После разминки если не запланированы эстафеты, то после получения спортивного инвентаря детей занимают свободное место, встав лицом к учителю. Обычно дети сразу выполняют задание правильно.

Сложнее с общеразвивающими упражнениями без предметов, так как они менее интересны. Однако, постоянно меняя форму выполнения упражнений, можно активизировать действия учащихся. Например, класс делится на девочек и мальчиков строится на лицевой линии волейбольной площадки, после выполнения двух упражнений группы поворачиваются направо и меняются местами. Затем каждый ученик занимает свое место и выполняет еще два упражнения, потом снова пробежка. В конце разминки – отжимания: 5 отжиманий и пробежка, затем 4 отжимания и т.д. Обязательное условие – класс пробегает строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений варьируется учителем в зависимости от подготовленности класса.

Очень интересно проходят разминки в парах. Например, стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Пружинящие наклоны вперед. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременный мах правой (левой) ногой назад. Стоя спиной друг к другу, руки вверх. Повернуться лицом друг другу. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременные приседания на одной ноге «пистолетом». Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде быстро встать. Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены вверху. Наклоны вперед назад. Лежа на спине головой друг другу, взяться за руки. Поднять ноги «поздороваться» ногами. Стоя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде перемещение приставным шагом вправо (влево). Прыжки.

Чтобы исключить механическое выполнения упражнений и постоянно поддерживать внимание учащихся, в разминку можно включать задания, требующие не только физического, но и умственного напряжения. Например, упражнения объясняют один раз без показа: 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – ноги врозь, 4 – ноги вместе, 5 – ноги врозь, 6 – ноги вместе, 7– упор присев, 8 – встать. Приседание: 1 – приседание руки вперед, 2 – исходное положение, 3 – приседание руки к плечам, 4 – исходное положение, 5 – приседание руки вверх, 6 – исходное положение. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – упор присев, 4 – упор стоя, 5 – упор присев, 6 – выпрямится.

Оживление в разминку вносят упражнения – «ловушки», заставляющие учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения – упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Правильное положение – упор стоя, согнувшись.

Главное в разминке – исключить лишнее перестроения, длинные объяснения, длительное выполнения упражнений и большие паузы между ними.

После разминки необходимо уделить 5 минут на развитие физических качеств (силовая подготовка). Девочки и мальчики занимаются в разных местах зала, чтобы избежать насмешки. Например, девочки выполнив упражнения на мышцы спины, затем в колонну по одному приняв упор лежа преодолевают длину зала. В это время мальчики на гимнастической стенки выполняют упражнения на мышцы пресса, затем в колонну по одному выполняют прыжки через скамейку 3 подхода. На следующем уроки группы меняются местами.

В силовую подготовку можно включать множество упражнений, но главное оставить неизменным порядок проведения силовой подготовки: занятия по группам в разных концах зала. В игровых видах удобно проводить силовую группу по следующей схеме:

1. Мальчики играют, девочки тренируются, и наоборот.

2. Две команды играют, остальные тренируются.

Главным условием успешного проведения силовой тренировки является систематичность, т.е. проведение на каждом уроке. Тем самым учитель практически показывает важность физической подготовки, постепенно увлекая их постоянным ростом результатов.

Основная часть урока

Ребенку для развития постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем он быстрее развивается физически и умственно. Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Обучать навыку желательном в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик смог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективный самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель поправляет, подсказывает ученикам. После 5 минут самостоятельных занятий просит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех у кого дела идут не важно. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников. После 2 – 3 уроков тренировки сдается зачет по техники движения.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Для учителя очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлить сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел. В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если класс достаточно подготовлен, подвижная игра в младшем школьном возрасте. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями. Урок без игры превращается в нудную работу, которую ученики не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее, делая урок динамичным, интересным.

Заключительная часть урока

Заканчивается урок должен организованно. Построив детей, учитель подводит итоги, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы совершенствования. Если коллективная работа строится на началах принудительного среднего учащихся существует темпа, то для компенсации пробелов знаний у сильных и слабых самостоятельная работа по индивидуальным планам.

Литература:

Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гу манит. Изд. ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.

17 ноября 2016 года в Академии социального управления города Москвы проходил региональный методический семинар с темой «Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры и внеурочных занятий в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры».

Актуальность темы не вызывает сомнения. Повсеместно, нехватка спортивных залов. Материально-техническая база образовательных учреждений на низком уровне. Загруженность в течение учебного дня школьных спортивных залов так велика, что просто удивляешься педагогическим способностям и мастерству наших учителей. Как можно провести полноценный урок, когда в спортзале одновременно занимаются 2-3 класса, и при чем, не всегда одного возраста?

Я не стану утверждать это про все школы страны. Современные, новые школы оснащены всем необходимым: несколько спортивных и тренажерный залы, плавательный бассейн и хореографические кабинеты. А в старых школах и, в особенности, сельских учреждениях, уже приспосабливать кабинеты под физическую культуру нет возможности из-за роста численности занимающихся. Но выходить победителем из создавшейся ситуации необходимо.

На семинаре я выступил с видео презентацией. Тема: «Организация процесса обучения на уроках физической культуры в условиях неудовлетворительной материально-технической базы в общеобразовательном учреждении».

Как же проводить уроки физической культуры или внеурочные мероприятия в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры?

Поделюсь своими соображениями и примерами из собственного опыта работы.

Первое, что хочется предложить – это заниматься физкультурой как можно больше и дольше на открытом воздухе. Лет 20 назад повсеместно, в нашей стране, проводился час здоровья. Думаю, некоторые из Вас помнят это. На открытом воздухе, в рекреации, коридорах и в спортивных залах учащиеся образовательных учреждений занимались физической культурой и спортом в течение часа в середине учебного дня. И, ведь, получалось не плохо.

А в школе, но не в спортивном зале, рекомендую широко использовать лестничные марши между этажами (можно придумать массу упражнений на развитие быстроты, силы, ловкости и координации движений). Мое спортивное становление начиналось на стадионе, и я помню беговые и прыжковые упражнения на старых, деревянных трибунах.

В рекреации или в маленьком кабинете на гимнастических матах целесообразно выполнять упражнения с элементами акробатики, борьбы и даже подвижными играми.

Я не буду акцентировать Ваше внимание на упражнениях со скакалкой и на занятиях аэробикой (очень много есть методических разработок и упражнений).

Давайте познакомимся с нетрадиционными формами занятий, которые применяются на нашей сельской школе.

Игра «Резиночка». Ох, как она была популярна в Советское время. Помните? И на переменах, и на открытом воздухе во внеурочное время. В нашей школе мои коллеги возродили эти увлекательные и полезные упражнения. С интересом занимаются учащиеся младших классов и среднего звена и не только девочки.

Напомню, что длина резинки 3 метра.

Состоит комплекс из 6 упражнений.

Высоту натянутой резинки изменяют по мере выполнения всего комплекса упражнений.

Год назад меня осенила мысль заменить мяч на волан при метании на дальность. Техника одна и та же, что при метании мяча и волана. Только волан не улетает далеко, как мяч. И можно заниматься практически везде. Выполнять метание волана можно как дальность, так и на точность (в цель).

Я уже успел провести ряд открытых уроков с использованием этого снаряда. И отзывы специалистов (тренеров по легкой атлетике) только положительные.

Ну, а это психологический тренажер под названием «Дружба» на воспитание чувства локтя, коллективизма и сплочение команды. Благодаря этому тренажеру можно легко определить лидера в группе, коллективе.

На полу установлена платформа, на которой лежит теннисный мяч. К платформе прикреплены 6 веревок одинаковой длины (1 метр). Каждому участнику, необходимо взявшись за конец веревки, натягивая к себе, приподнять платформу так, чтобы мяч не упал. Далее, пройти 2-3 метра и в условленном месте опустить на пол. Задача: во время выполнения задания, мяч все время должен находиться на платформе и придерживать его нельзя.

В этом учебном году я заинтересовал учащихся младшего и среднего звена игрой из моего детства «Колесо». Моя затея превзошла все ожидания. Во внеурочное время и во время прогулок на открытом воздухе это занятие стало одним из любимых. Смысл упражнения-игры «Колесо» заключается в катании колеса-обода при помощи проволоки-руля. Инвентарь состоит из проволоки, загнутой определенным образом на конце и колеса, обода от велосипеда. Диаметр колеса не имеет значения, но более маневренными являются диаметром 20-30 см. Можно катать, даже, гимнастический обруч.
Особый статус в моей педагогической практике имеет стретчинг. Не скажу, что сейчас я его часто использую на уроках, но интерес к нему у меня более 10 лет. Периодически я использую его на уроках физической культуры. И вас призываю заинтересоваться им.

Вот один из комплексов индивидуальных упражнений. Коротко познакомьтесь и оцените. Комплекс упражнений предназначен для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и подвижности в суставах. Он может использоваться в любой части урока.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования»

Педагогический проект по проблеме:

«Как провести урок физической культуры с пользой»

Шаповалова Н.А. учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7 имени Береста А.П.

г. Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик осознаёт необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению.

Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90х г.г. , разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребёнка (Л. Н. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.).

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Ученик сам понимает цель, выбирает способы её достижения и сам оценивает результат. Мы должны научить ребёнка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверены в себе и не испытывали чувство страха перед трудностями.

Урок физической культуры – самый травмоопасный урок из всех предметов. Поэтому технике безопасности отводится важное место в методике обучения физическим движениям. Техника безопасности присутствует везде. Это и подготовка к уроку: спортивная одежда, обувь, состояние спортивной площадки и спортинвентаря. Это техника овладения необходимыми для жизни движениями, это правила поведения и правила общения со сверстниками. Это осознание опасности, важности и необходимости движения. Большое внимание на уроках отводится практической стороне физкультуры. Момент осознания физической культуры часто пропускается, как само собой разумеющееся явление. А в результате плохое овладение техникой, низкая физическая подготовка, травматизм, низкий уровень физического развития и как результат – плохое здоровье. Задачи по физкультуре заставляют учеников задуматься над важными моментами обучения движению.

Проект

урока физической культуры № 1 для обучающихся 1 класса.

Класс: 1, урок№ 1

Тема урока: Выбор одежды и инвентаря для занятий Цель урока: Выявить и обсудить правильность выбора одежды и инвентаря для занятия спортом

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с новым школьным предметом – физкультурой; с требованиями к одежде и обуви.

    Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья и физическом развитии.

    Обучить построению в шеренгу, колонну.

    Прививать интерес к урокам физической культуры, самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга.

Место проведения: спортивный зал.

Дата проведения: 5.09.2014г.

Инвентарь и оборудование: баскетбольный мяч, два волейбольных мяча, мультимедийный проектор, диск с записями мультфильма « Ну, погоди!» выпуск №4, презентация.

Планируемые результаты:

    Универсальные компетенции – умение активно включаться в коллективную деятельность (эстафета “гонка мячей сбоку”, игра “по своим местам”), взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей (правильно передать мяч рядом стоящему в шеренге, быстро построиться в шеренгу);

    Личностные – активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживание в эстафете “гонка мячей сбоку”, игре “по своим местам”; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; проявлять дисциплинированность в достижении целей; развивать мотивы учебной деятельности и формировать смысл учения (осознание значимости роли физической культуры в укреплении здоровья и физического развития);

    Метапредметные – объективная оценка действий в соответствии с поставленной задачей; определение наиболее эффективных способов достижения результата; обнаружение ошибок при выполнении задания (построение в одну шеренгу); формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способ конструктивно действовать в ситуациях неуспеха (в случае проигрыша команды в игре или эстафете, неправильном выполнении упражнения); готовность конструктивно разрешать конфликты; анализ результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

    Предметные – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на физическое развитие человека, о физической культуре как факторах успешной учебы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д); взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр); оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;

Универсальные учебные действия:

    Познавательные: общеучебные – ознакомление с содержанием и организацией уроков физкультуры, ролью физической культуры в жизни человека; с требованиями к одежде и обуви на уроках физкультуры; с правилами игры “по своим местам” и эстафеты “гонка мячей сбоку”; выполнение строевого упражнения: построение в одну шеренгу; выполнение упражнения на координацию движений;

    Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи при выполнении упражнений и участии в игре и эстафете; принимать инструкцию учителя и четко следовать ей; планировать, контролировать и оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы достижения результата; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    Коммуникативные – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре;

    Личностные: самоопределение – стремятся одержать победу в играх и эстафетах; проявляют ответственность при выполнении групповых и индивидуальных заданий; смыслообразование – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают важность занятий физическими упражнениями; нравственно-этическое оценивание – знают основные морально-этические нормы, оценивают свои поступки, уважительно и доброжелательно относятся к сверстникам.

Проект урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

заметки

Вводная часть урока

Психологический настрой на занятие

Читает стихотворение «Школьный спорт»

Как вы думаете, есть ли среди вас такие ученики?

Ответы детей

Подготовительная часть урока

Что значит физическая культура

Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры.

Зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола, волейбола.

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека.

Какие игры вы знаете?

Каким видом спорта вы занимаетесь? Почему вы его выбрали?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Для чего нужно делать утреннюю зарядку?

Ответы детей

Ответы детей. Можно провести в виде соревнований между группами (рядами)

Ответы детей

Дети выполняют физкультминутку

Показ слайдов №3-6

Основная часть урока

Рассказ об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Давайте посмотрим на каких снарядах и каким видом спорта занимался волк из мультфильма «Ну, погоди!»

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу.

Построение в колонну

Игра “Гонка мячей сбоку”

Знаете ли вы, какой это вид спорта? Как называется спортивная форма у спортсменов?

Как называется вид спорта, который позволяет быть гибким, грациозным, сильным?

Кто знает на каких снарядах занимаются спортсмены?

Учитель задает загадки

Как вы думаете, в какой спортивной форме и обуви будет удобнее всего заниматься на уроках физической культуры?

Показ мультфильма «Ну погоди » выпуск № 4

Волк нам прислал письмо и просит назвать какими видами спорта занимается заяц и на каком оборудовании?

На этом Слайде показано как выбудете строиться По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Как вы думаете, для чего нужны правила в игре?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети отгадывают загадки и показывают отгадки

Ответы детей

Обсуждение

Работа с карточками

Дети указывают вид спорта, спортивную одежду и инвентарь и оборудование

Построение в шеренгу Игра “По своим местам”

Ответы детей

Слайд №7,8,9,10

Слайд №11

Слайд №12

Заключительная часть урока

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке.

Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке.

I . Вводная часть.

Школьный спорт

Наши мальчики «спортсмены»,
Ведь на каждой перемене
Ни за что их не унять:
Упражняются опять!

…Тренировки, тренировки –
Для спортивной, знать, сноровки.

Вот на старте Коля с Толей,
Что ракетой мчат по школе,
Догоняет их Олег –
Этот спорт зовётся «БЕГ».

Бег спортивный – это КРОСС,
На него огромный спрос!

Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,
Оттого с распухшим носом:
Он вчера подрался с Васей,
Что его в игре «раскрасил».

Коль дерущихся гурьба –
То не драка, а БОРЬБА.
Но совсем не «вольная»,
А кулачно-школьная.

Глеб – известный «чемпион»
В спорте «Школьный БИАТЛОН» –
По стрельбе, но очень гадкой:
По животным, из рогатки!

Он у школы птиц стреляет,
И, к несчастью, попадает.

Есть другие виды спорта –
ТЕННИС, только не на корте:
Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет
По столам, по книгам мячик.

Коль летят над нами шапки,
Иль пеналы, или папки –
Это вовсе не гулянье,
Это – школьное МЕТАНЬЕ!

Друг на дружке – это СКАЧКИ,
Где нужна спина-силачка.
Всадник должен удержаться,
Чтоб до финиша домчаться.

Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ –
Пола мокрого маранье,
Что совсем не распрекрасно,
А заведомо опасно!

Вот такие виды спорта…
Где призы – совсем ни торты,
Ни медали, ни признанье.
Вместо кубка – порицанье!

Натали Самоний

Диалог учителя с учениками о значении физической культуры в жизни каждого человека. Об основных формах занятий физической культурой и видах спорта, входящих в школьную программу. Рассказ о требованиях к одежде, обуви, внешнему виду.

Показать Слайд 2 . Презентация .

Учитель. Дети, сегодня у вас первый урок физической культуры. Физическая культура – это занятия физическими упражнениями для укрепления здоровья и улучшения физического развития. На уроках физической культуры вы будете бегать, прыгать, играть. Эти уроки научат вас быть здоровыми, сильными, быстрыми, выносливыми. А помогут стать такими физические упражнения и игры. Какие игры знаете вы?

Кроме урока физкультуры есть и другие формы занятий физической культурой.

Показать Слайд 3.

Например, утренняя зарядка. Утренняя зарядка – это комплекс упражнений, выполняемый после пробуждения. Зарядка оказывает огромное положительное влияние на организм. Помогает нам проснуться и зарядиться бодростью.

Показать Слайд 4.

Закаливание – способ повышения устойчивости организма к жаркой и холодной погоде, простудным и инфекционным заболеваниям. Бывает закаливание воздухом, солнцем и водой. “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. Тот кто закаливает свой организм, тот реже болеет. Не пропускает школу по болезни. У него больше сил и энергии для освоения знаний.

Показать Слайд 5.

Занятия в спортивной секции позволяют добиться достижений в определенном виде спорта. Воспитывают волю, дисциплинированность, целеустремленность. Если вы и не станете чемпионами, то приобретете здоровье. В нашем городе вы можете записаться в секции: плавания, дзюдо, гандбола, футбола, бокса, акробатики, художественной гимнастики, баскетбола,волейбола.

Показать Слайд 6 .

Фикультминутка – минутки физических упражнений, направленных на снятие усталости. Вы наверное устали сидеть с начала урока? Поэтому давайте проведем физкультминутку.

Основная часть.

А сейчас я вам расскажу, какие виды спорта входят в школьную программу. Их мы будем изучать на уроках физкультуры.

Кто знает, какой вид спорта называют королевой спорта?

Показать Слайд 7.

Королева спорта – это легкая атлетика. А называют этот вид спорта так, потому что им занимается самое большое количество спортсменов. Ведь легкая атлетика – это бег, ходьба, прыжки, метания. Легкоатлетические упражнения делали люди в глубокой древности. Сначала для того, чтобы стать крепче, быстрее, сильнее. А позже стали проводить соревнования. Спортсмен, занимающийся легкой атлетикой, называется легкоатлетом.

Следующий вид спорта – это гимнастика.

Показать Слайд 8.

Гимнастика – значит “тренироваться, упражняться”. Спортсменов, занимающихся гимнастикой, называют гимнастами. Они выполняют различные упражнения на снарядах (брусья, бревно, конь, кольца, перекладина) и также без снарядов. Благодаря этим упражнениям они становятся сильными, гибкими, выносливыми.

Есть в школьной программе вид спорта, который нельзя изучить без одного предмета. Сейчас я загадаю загадку про этот предмет. А вы ее угадаете.

Он лежать совсем не хочет.
Если бросить он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну конечно – это …………. (мяч).

Показать баскетбольный мяч.

Показать Слайд 9.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку, для какого вида спорта необходим этот мяч.

В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть,
И в кольцо его бросать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит – это………………(баскетбол).

Показать Слайд 10.

Посмотрите на Слайд и отгадайте загадку про следующий вид спорта.

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Звероловы?
Что за сетка во дворе?
Не мешал бы ты игре.
Ты бы лучше отошел.
Мы играем в…………….(волейбол).

На этом Слайде изображены волейболисты, играющие в волейбол. В волейболе игроки передают мяч через сетку руками. Стараются не допустить, чтобы мяч коснулся пола с их стороны. (Показать волейбольный мяч.)

Заниматься на физкультуре можно только в специальной форме. В зале это футболка, спортивные шорты, носки и спортивная обувь: кеды или кроссовки, с крепко завязанными шнурками. В теплую или прохладную погоду для занятий на улице – спортивный костюм.

Показать Слайд 11.

Урок физкультуры всегда будет начинаться с построения в шеренгу, где учащиеся стоят плечом к плечу. На этом Слайде показан учитель, который встал к линии и поднял левую руку в сторону. По команде учителя “В одну шеренгу становись!” вы должны будете построиться в шеренгу по росту: сначала девочки, затем мальчики.

Показать Слайд 12.

На этом Слайде показано построение в колонну по одному, где учащиеся стоят в затылок друг другу. В колонне обычно мы будем ходить или бегать в спортзале.

Построение в одну шеренгу по росту. Отдельно мальчики и девочки. Учитель выбирает самого высокого ученика и ставит его первым – правофланговым. Потом, проходя, дотрагивается до плеча ученика, который должен стоять следующим по росту, тот выходит на линию и встает рядом с правофланговым, и т.д.

Учитель: в таком порядке вы будете строиться всегда. Запомните, кто ваши соседи.

Игра “По своим местам”

Дети садятся на скамейку. Затем по команде учителя: “По своим местам в шеренгу становись”, дети строятся в шеренгу на прежнее место и в прежнем порядке (отдельно шеренга девочек и шеренга мальчиков). Выигрывает шеренга, которая быстрее построилась. Повторить 2 раза.

Эстафета “Гонка мячей сбоку”.

Соревнуются две шеренги с равным количеством детей. У правофлангового мяч. По команде учителя нужно передавать мяч сбоку из рук в руки своему соседу слева, когда мяч дойдет до левофлангового, передать мяч обратно. Выигрывает команда, которая быстрее передаст мяч обратно правофланговому. Повторить два раза.

Заключительная часть.

Упражнение на развитие равновесия.

Поставить ноги вместе, руки вдоль туловища. По команде учителя закрыть глаза и стоять не шевелясь до десяти счетов. Затем усложнить упражнение. Одну ногу поставить впереди другой по одной линии. Впереди стоящая нога должна пяткой касаться сзади стоящей ноги. Так же простоять до десяти счетов.

Рефлексия деятельности.

Организуется самооценка учениками пройденного на уроке. Дети делятся своими эмоциями, высказываются о том, что понравилось на уроке. Обязательно нужно похвалить за внимательность, дисциплинированность, активность. Победителей в играх и упражнениях похвалить за победу, а проигравших за волю к победе и старание, чтобы стимулировать детей к проявлению у них в дальнейшем двигательной инициативы и желания заниматься физкультурой.

Напомнить учащимся, что необходимо подготовить спортивную форму к следующему уроку.

Объявить о том, что урок закончен.

Список использованной литературы.

    Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А.П.Матвеева / авт.-сост. А.Ю.Патрикеев . – Волгоград: Учитель, 2012.

    Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. / авт.-сост. В.И.Ковалько . – М.:Вако, 2010.

    Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева . 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. – М.: Просвещение, 2011.

    Физкультура в 1 классе: Поурочные планы. Первое полугодие / Н.И.Сорокина, С.А.Сорокин . – Волгоград: Учитель, 2004.