Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Школа 8 вида рабочая программа по физкультуре. Методические рекомендации по корригирующей гимнастике для коррекционных школ VIII вида

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелаболихинская основная общеобразовательная школа »

Шелаболихинского района Алтайского края

Принято Утверждено

ТГ учителей области обществознания Приказ директора

И спортивно - эстетического школы № 71 от 31.08.2016.

Направления

Протокол № 1от 30.08.2016.

Рабочая программа

по предмету «Физическая культура»

на 2016 – 2017 учебный год

для 6 класса, 8 вид.

Составитель: Бадулина Н.Н.,

Учитель физической культуры.

с. Шелаболиха

2016

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса составлена на основе государственной учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., 2000 г. «Физическое воспитание » (

Место предмета в учебном плане

В соответствии с ФБУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год, при трехразовых занятиях в неделю.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Цели и задачи. Учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания являются:

Коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

Приобретение знаний в области гигиены, теоретических све дений по физкультуре;

Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и движении;

Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры

Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:

Выполнение упражнений по инструкции учителя;

Отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;

Формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива;
- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Гимнастика и акробатика.

Строевые упражнения. Ходьба, перестроение, смена ног при ходьбе.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:

Упражнения на осанку;

Дыхательные упражнения;

Упражнения в расслаблении мышц:

Основные положения движения головы, конечностей, туловища:

Упражнения на гимнастической стенке: наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой.

Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача):

Переноска груза и передача предметов;

Лазание и перелезание;

Равновесие;

Опорный прыжок;

Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.

Лёгкая атлетика.

Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий. Ходьба с речёвкой и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руках.

Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м по кругу).

Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80-100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом "перешагивание".

Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м). Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой.

Лыжная подготовка.

Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; по ворот на лыжах вокруг носков лыж; передвижение ступаю щим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке; подъем по склону наискось и прямо "лесенкой"; передвижение на лыжах в медленном темпа на отрезке до 1 км; передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м; игры "Кто дальше", "Быстрый лыжник", "Кто быстрее». Передвижение на лыжах до 1 км.

Подвижные и спортивные игры.

Пионербол. Ознакомление с правилами, расстановка иг роков на площадке. Нападающий удар двумя ру ками сверху в прыжке, лов ля мяча над головой, подача двумя руками снизу, боковая подача; розыгрыш мяча на три паса. Учебная игра.

Баскетбол. Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами по ведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение мяча на месте и в движении. Остановка по сигналу учителя. Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте.

Подвижные игры и игровые упражнения:

Коррекционные;

С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием;

С бегом на скорость;

С прыжками в высоту, длину;

С метанием мяча на дальность и в цель;

С элементами баскетбола.

Требования к уровню подготовки выпускников 6 класса.

Обучающиеся должны знать:

Правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: "Налево!", "Направо!"

Фазы прыжка в длину с разбега;

Как бежать на лыжах по прямой и по повороту;

Правила игры в баскетбол.

Обучающиеся должны уметь:

Выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!", соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом; выбирать наиболее удачный способ переноски груза;

Выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бег на время 60м;

Выполнять прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" из зоны отталкивания не более 1 м, прыгать в высоту способом "перешагивание" с шагов разбега;

Координировать движения рук и ног при беге по повороту; свободное катание до 200-300м;

Вести мяч с различны ми заданиями; ловить и пере давать мяч при игре в баскетбол.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девчки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта

10,3

Силовые

Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

К выносливости

Бег 1500 м, мин, с

7,50

8,20

К координации

Челночный бег 3по10 м, с

Последовательное выполнение пяти кувырков, сек.

Броски малого мяча в стандартную мишень, м.

12,0

12,0

15,5

10,0

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 6 класса.

№ п/п

Программный материал

Количество часов

Основы знаний о физической культуре

В процессе уроков

Спортивные игры

Лыжная подготовка

Гимнастика

Легкая атлетика

ОРУ и ОФП

Итого

Формы и средства контроля

Контроль за усвоением умений и навыков, приобретенных в процессе обучения осуществляется посредством:

  • Специальных уроков – соревнований по каждой теме;
  • Сдачей нормативов по физическому развитию обучающихся;
  • Сдачей зачетов по каждому разделу отдельных видов спорта;
  • Участием в соревнованиях школьного, районного и межрайонного уровней.

Учебно-методические средства обучения

Литература:
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2002..

Кузнецов В.С., Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2002

Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: Просвещение, 2002.Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008.

Учебник по физической культуре для учащихся 5-7 классов. Под редакцией М.Я. Виленского. Москва «Просвещение» 2002г.

Тематическое планирование 6 класс, 8 вид

№ урока

Учебный материал

Кол-во

часов

Оборудование, инвентарь

1ч. 1

Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Обучение технике низкого старта. Кроссовая подготовка.

Секундомер.

Совершенствование техники низкого старта и старта с опорой на одну руку. Кроссовая подготовка.

Секундомер.

Кроссовая подготовка. Совершенствование техники стартов. Строевые упражнения.

Флажки.

Прыжки в длину-контроль. Кроссовая подготовка Совершенствование техники старта.

Рулетка.

КДП-30м. Кроссовая подготовка. Строевые упражнения.

Секундомер.

Кроссовая подготовка. Строевые упражнения.

Бег 60м на результат. Строевые упражнения.

Секундомер.

Секундомер.

Кроссовая подготовка-10мин. Силовая подготовка.

Секундомер.

Преодоление полосы препятствий. Строевые упражнения.

Полоса препятствий.

Бег на результат 300-500м.

Секундомер.

Преодоление полосы препятствий.

Полоса препятствий.

Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Повторение ловли и передач мяча.

Мячи.

Совершенствование передач мяча со сменой мест.

Мячи.

Совершенствование ведения и передач мяча.

Мячи.

Серии прыжков со скакалкой. Совершенствование ведения и передач мяча.

Мячи. Скакалки.

Серии прыжков. Обучение броску после ведения.

Мячи.

Совершенствование бросков по кольцу после ведения. Строевые упражнения.

Мячи.

Совершенствование бросков после ведения. Силовая подготовка.

Мячи.

Совершенствование изученных элементов игры. Строевые упражнения. Правила игры.

Мячи.

Броски мяча по кольцу после ведения и с места с различных точек. Правила игры.

Мячи.

Совершенствование передач мяча. Учебная игра.

Мячи.

Силовая подготовка-подтягивание, отжимание. Строевые упражнения.

Перекладина.

КУ - броски и ловля мяча. Строевые упражнения.

Мячи.

Учет по силовой подготовке. Строевые упражнения.

Перекладина.

Совершенствование элементов баскетбола. Строевые упражнения.

Мячи.

Строевые упражнения. Скоростно-силовая подготовка.

Скакалки. Секундомер.

2ч.1 (28)

Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Кувырок вперед Комплекс ОРУ.

Маты.

2(29)

Лазание по канату. Совершенствование кувырков вперед, назад.

Канат.

3(30)

Учет по кувыркам. Лазание по канату. Строевые упражнения.

Канат.

4(31)

Лазание по канату. Вис на перекладине. Строевые упражнения.

Канат.

5(32)

Лазание по канату. Вис на перекладине. ОРУ. Развитие гибкости.

Перекладина.

6(33)

Прыжки со скакалкой. Силовая подготовка. Развитие гибкости.

Скакалки.

7(34)

Обучение о/прыжку. ОРУ.

Козел.

8(35)

Совершенствование о/прыжка. ОРУ.

Козел.

9(36)

Развитие гибкости. Строевые упражнения.

Маты.

10(37)

Силовая подготовка. Развитие гибкости – наклон вперед.

11(38)

Подтягивание, отжимание. Прыжки со скакалкой. Строевые упражнения.

Перекладина. Скакалки.

12(39)

Силовая подготовка. Развитие гибкости.

Перекладина. Маты.

13(40)

Учет по силовой подготовке – подтягивание. Игры на внимание.

Перекладина.

14(41)

Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Обучение ловле и передачи мяча со сменой мест.

Мячи.

15(42)

Обучение броскам мяча по кольцу после ведения. Совершенствование передач мяча.

Мячи.

16(43)

Совершенствование бросков мяча по кольцу после ведения.

Мячи.

17(44)

Обучение передачам мяча в движении. Совершенствование бросков по кольцу после ведения.

Мячи.

18(45)

Совершенствование передач мяча в движении.

Мячи.

19(46)

Совершенствование бросков по кольцу после ведения.

Мячи.

20(47)

Совершенствование бросков по кольцу и передач мяча в движении.

Мячи.

21(48)

Совершенствование бросков и передач мяча.

Мячи.

3ч.1 (49)

Лыжная подготовка. Инструктаж по ТБ. Обучение одновременно-одношажному ходу.

Лыжный инвентарь.

2 (50)

Обучение одновременному бесшажному ходу. Совершенствование ранее изученных ходов. Дистанция 1 км.

Лыжный инвентарь.

3(51)

Совершенствование изученных лыжных ходов. Дистанция до 1 км.

Лыжный инвентарь.

4 (52)

Учет попеременного двухшажного хода. Дистанция до 1 км.

Лыжный инвентарь.

5 (53)

Учет одновременного двухшажного хода. Дистанция до 1 км.

Лыжный инвентарь.

6 (54)

Учет одновременного одношажного хода. Дистанция до 1 км.

Лыжный инвентарь.

7 (55)

Учет одновременного бесшажного хода. Обучение подъему в гору скользящим шагом.

Лыжный инвентарь.

8 (56)

Обучение повороту плугом на спуске. Совершенствование торможения плугом.

Лыжный инвентарь.

9 (57)

Совершенствование подъема скользящим шагом и поворота плугом. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

10 (58)

Совершенствование подъема скользящим шагом, торможения и поворота плугом. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

11 (59)

Учет подъема в гору скользящим шагом. Совершенствование поворота плугом на спуске. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

12 (60)

Учет торможения плугом. Совершенствование поворотов.

Лыжный инвентарь.

13 (61)

Учет поворотов плугом на спуске. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

14 (62)

Совершенствование спусков со склона в основной стойке. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

15 (63)

Учет спуска со склона в основной стойке. Дистанция до 2 км.

Лыжный инв.

16 (64)

Прохождение дистанции 3 км с ускорениями по 100м на каждом круге.

Лыжный инвентарь.

17 (65)

Совершенствование поворотов и торможений плугом. Дистанция до 3 км.

Лыжный инвентарь.

18 (66)

Спуски и подъемы. Дистанция до 3 км. Совершенствование изученных лыжных ходов.

Лыжный инвентарь.

19 (67)

Торможения и повороты на спусках со склонов. Прохождение дистанции до 3 км изученными ходами.

Лыжный инвентарь.

20 (68)

Лыжный инвентарь.

21 (69)

Спуски с торможением. Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

22 (70)

Дистанция до 2 км.

Лыжный инвентарь.

23 (71)

Лажные гонки на 1км (д) и 2 км (м).

Лыжный инвентарь.

24 (72)

Лыжные гонки на 1,2 км.

Лыжный инвентарь.

25 (73)

Б/л. Инструктаж по ТБ. Повторение передач мяча со сменой мест в тройках.

Мячи.

26 (74)

Повторение бросков мяча по кольцу после ведения. Строевые упражнения.

Мячи.

27 (75)

Совершенствование передач и бросков мяча по кольцу. ОРУ.

Мячи.

28 (76)

Повторение ведения мяча. Строевые упражнения.

Мячи.

29 (77)

Повторение передач мяча в движении.

Мячи.

30 (78)

Совершенствование ведения и передач мяча в движении.

Мячи.

4ч.1 (79)

Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Обучение прыжку в высоту с разбега «перешагиванием».

Сектор для прыжков.

2 (80)

Закрепление техники прыжка в высоту «перешагиванием». Серии прыжков со скакалкой.

Сектор для прыжков.

3 (81)

Совершенствование прыжков в высоту. Серии прыжков со скакалкой.

Сектор для прыжков.

4 (82)

Прыжки в высоту на результат.

Сектор для прыжков.

5 (83)

Повторение техники челночного бега 3 по 10м. Серии прыжков со скакалкой.

Кубики.

6 (84)

Челночный бег 3 по 10м на результат.

Кубики.

7 (85)

Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Совершенствование передач мяча со сменой мест. Силовая подготовка.

Мячи.

8 (86)

Совершенствование передач мяча в движении. Эстафеты баскетболистов. Скоростно-силовая подготовка.

Мячи.

9 (87)

Совершенствование бросков мяча по кольцу после ведения. Скоростно-силовая подготовка.

Мячи.

10 (88)

Совершенствование элементов баскетбола. Игра на внимание.

Мячи.

11 (89)

Упражнения на развитие внимания. Строевые упражнения.

Флажки.

12(90)

Флажки.

13 (91)

Специальные беговые и прыжковые упражнения. Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона.

Флажки.

14 (92)

Специальные беговые и прыжковые упражнения. Совершенствование техники низкого старта и стартового разгона.

Флажки.

15 (93)

Бег 60 м на результат.

Секундомер.

16 (94)

Обучение прыжку в длину с разбега.

Сектор для прыжков.

17 (95)

Обучение метанию малого мяча на дальность. Совершенствование прыжков в длину с разбега.

Мячи для метания.

18 (96)

Совершенствование метания мяча и прыжков в длину с разбега. Медленный бег 6 минут.

Мячи для метания.

19 (97)

Совершенствование метания мяча и прыжков в длину с разбега. Медленный бег 7 минут.

Мячи для метания.

20 (98)

Прыжки в длину с разбега на результат. Медленный бег 6 минут.

Сектор для прыжков.

21 (99)

Метание малого мяча на результат. Медленный бег 6 минут.

Мячи для метания.

22 (100)

Кроссовый бег на результат.

Секундомер.

23 (101)

Кроссовый бег на результат.

Секундомер.

24 (102)

КДП.

Секундомер. Рулетка.


Составитель:Титарева Евгения Владимировна.

Учитель физкультуры.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн. детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и социальном воспитании, отвечающих их потребностями. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% являются инвалидами.

Органическое поражение центральной нервной системы обуславливает сложные дефекты психического и физического развития ребенка. Недостаток интеллектуального развития затрудняет ориентировку в пространстве, освоение двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной активности, а следовательно, к дисгармоничному развитию мускулатуры детей. У них часто наблюдается слабокоординированное выполнение таких простых движений, какими являются ходьба и бег. Неумение выполнять двигательные действия на хорошем техническом уровне ведет, естественно, к отсутствию интереса учащихся к урокам физической культуры.

У 60% школьников с нарушениями интеллекта в возрасте от 7 до 16 лет процесс воспроизведения отдельных параметров движений, в том числе силы и точности, происходит успешнее, чем амплитуда ориентировки в пространстве. Учащиеся легче запоминают упражнения несложные в координационном отношении, и затрудняются при появлении более трудных движений. При построении коррекционного воздействия я учитывал следующие моменты:

Организация и содержание коррекционно-педагогического воздействия должны ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности и возможности учащихся;

Необходим системный подход к реализации задач физического воспитания и физического развития на каждом году обучения;

Восстановление нарушенных двигательных функций у умственно отсталых детей должно идти по пути перевода нарушенного развития на сохранные вышележащие уровни, в частности на смысловой уровень организации движения;

Должны быть сформированы мотивационные установки к владению двигательными упражнениями;

Необходимо использовать специальные упражнения, направленные на формирование двигательных качеств.

Занятия имеют как воспитательные, так и образовательные задачи. Корригирующая гимнастика должна быть тесно связана с программой по физической культуре. Помимо специальных упражнений обязательно должны включаться подвижные игры с элементами изучаемого материала на уроках физической культуры (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры).

В процессе коррекционного воздействия ставятся как общие, так и индивидуальные задачи. Общие задачи предполагают развитие общих движений, а так же коррекцию познавательной деятельности учащихся. Они решаются на занятиях по физическому воспитанию и в системе дополнительного образования. Индивидуальные задачи учитывают особенности развития двигательной сферы у каждого ученика и индивидуальные личностные качества. Занятия носят по преимуществу игровой характер; выбор средств воздействия регламентируется отношением ребенка к процессу овладения движением. В ходе занятий используется элементы соревнования. Дети привлекаются к определению результатов работы, что способствует формированию их активной позиции.

Для реабилитации детей, страдающих, помимо основного заболевания, дефектами позвоночника применяются специальные корригирующие гимнастические упражнения двух типов - симметричные и ассиметричные. К первым относятся те упражнения, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Они не приводят к развитию противоискривлений. Их преимущество в относительно простой методике проведения и подбора.

Ассиметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебные действия на данном участке позвоночного столба (шейном, грудном, поясничном).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.

1. Принять правильную осанку стоя у стены или гимнастической стенки. Затылок, лопатки, ягодичная область, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на один-два шага, сохраняя правильную осанку.

3. Принять правильную осанку спины, сделать два шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. Стоя у гимнастической стенки принять правильную осанку, подняться на носки, удержать это положение 3-4 секунды.

5. Предыдущее упражнение, но без гимнастической стенки.

6. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени, сохраняя прямое положение головы и позвоночного столба, медленно встать принять И.П.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №2

УПРАЖНЕНИЯ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА С КРУГОВОЙ ВЕРЕВКОЙ

1.И.П. - встать лицом в круг, руки с веревкой внизу. По команде учителя руки с веревкой поднять вверх правую (левую) ногу отставить на носок назад-вдох, вернуться в и.п.- выдох.

2.И.П. - то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу(по два раза в каждую сторону). Следить за пра- вильным положением спины.

З.И.П. - то же, руки вверху с веревкой. На счет 1-2 наклониться вперед, положить веревку на пол - выдох, "вернуться в и.п.

4.И.П. - то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер. По команде учителя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой, встать руки с веревкой сзади. Также по команде перешагнуть правой и левой назад. Дыхание произвольное.

5.И.П. - встать лицом в круг, руки внизу. По команде учителя присесть - колени в сторону, руки с веревкой вперед - вверх (вдох), вернуться в и.п. (выдох).

6.И.П.- то же, руки с веревкой вверху. На счет 1 - левую (правую; ногу вперед. На счет 2-3 - наклон вперед, левую(правую) ногу назад, прогнуться "Ласточка", 4-5 - держать,6 - и.п. Дыхание произвольное.

7.И.П.- то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на пояс -Восемь прыжков на обеих ногах - вправо, 8 - влево.

Учитель должен отмечать детей, сделавших эти упражнения четко, красиво, с большим вниманием.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №3

УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

1. И.П. - ноги вместе, палка внизу.

На счет 1 - левую(правую) ногу назад на носок, палку вверх-вдох. На счет 2 - и.п. - выдох.

2. И.П. - палку на шею.

На счет 1-2 - палку назад,3-4 - и.п. Дыхание произвольное.

3. И.П. - хватом за конец двумя руками палку вверх.

На счет 1 - медленный наклон назад.

На счет 2 - и.п. (выдох).

4.И.П. – стойка – ноги врозь, палку вниз.

На счет 1 - наклон влево,левый конец к правому плечу, палку вверх - вдох.

На счет 2 - и.п. (выдох).

5. И.П. - стойка ноги врозь, палку назад - вниз.

На счет 1 - наклон вперед, палку отвести как можно больше назад- выдох.

На счет 2 - И.П. (вдох).

6. И.П. - ноги вместе, палка внизу.

На счет 1 – выпад правой ногой в сторону – палка – вверх.

На счет 2 - наклон вперед, палку на лопатки.

На счет 3 - выпад левой ногой в сторону, палка вверх.

На счет 4 - и.п. Дыхание произвольное.

7. Подскоки с одновременным движением рук вверх с палкой.

Повторить 8-10 раз.

В заключении подготовительного этапа проводится разминочный бег с правильным положением спины, бег с захлестыванием голеней и ходьба с правильной осанкой.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №4

1. И.П.- лежа на спине прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот (дыхание не задерживать), приподнять обе ноги на угол около 30 градусов, удерживать их на весу 5-7 секунд, вернуться в и.п. Дыхание произвольное, не натуживаться.

2. И.П. - то же. Принять поясницу, приподнять обе ноги над полом, скрещивать выпрямленные ноги в горизонтальной плоскости "ножницы". Одно упражнение - восемь движений ногами. Вернуться в и.п.

3. И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги и делать круговые движения выпрямленными ногами "внутрь".Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в и.п.

4. И.П. - то же. То же упражнение, но круговые движения ногами "наружу". Одно упражнение - 8 движений ногами. Вернуться в и.п.

5.И.П. - то же. Прижать поясницу, приподнять обе ноги над полом, делать движение, имитирующее езду на велосипеде. Одно упражнение

8 движений ногами. Вернуться в и.п.

6. И.П. - то же. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.

7. И.П. - то же. Руки на пояс. Приподнять туловище (присесть),задержав туловище в положении 30 градусов от горизонтали на 5 секунд.

8. И.П. - лечь на живот. Приподнять поочередно правую и левую ноги, удерживая на весу по 5 секунд.

9. И.П. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги "рыбка". Удержать 5 секунд.

10. И.П. - лечь на живот. Имитировать руками плавание стилем "брасс".

11. И.П. - то же. Руки взять в замок. Подтянуться руками внизу и за голову, втянуть живот, приподнять туловище над полом, удержав 5 секунд.

12. И.П. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой, удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же лежа на левом боку.

13. И.П. - лечь на правый бок. Приподнять обе прямые ноги, удерживая их на весу на 3-4 счета, медленно опустить их в и.п. То же на левом боку.

14. И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, сделать вдох и медленно поднять таз (полумостик), на выдохе опуститься в и.п.

15. И.П. - упор стоя на коленях и руках. Поочередное поднимание прямых ног.

16. И.П. - стоя. "Замочек" - завести руку за голову, вторую за лопатки. Применять несколько раз, меняя положение рук.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №5

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧАМИ.

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладони за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги и поймать мяч.

4. Из приседа бросить мяч вверх, прыжок вверх и поймать мяч.

5. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед и бросить мя левой рукой о землю (пол), так, чтобы он пролетел над правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не отпуская ноги Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросить мяч правой рукой.

ПРИМЕЧАНИЕ: каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу и последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №6

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ГРУДНОМ КЕФОЗЕ

1. И. П.:руки перед грудью, отведения с силой рук в стороны до сближения лопаток.

2. О.с.- руки в стороны, медленные напряженные повороты рук ладонями вперед-вверх-назад и обратно.

3. Руки за спину: правая (левая) сверху над лопатками, левая (правая) снизу под лопатками, соединить кисти.

4. Из стойки на коленях, наклоны назад, касаясь руками пяток, наклоны вправо(влево),доставая правой(левой) рукой пятку левой (правой) ноги.

5. Сидя на пятках, руки к плечам, наклоны назад, прогибаясь

в грудной части позвоночника.

6. Из стойки на коленях – руки на поясе, наклон назад, прогибаясь.

7.Из стоики на правой (левой) ноге, захватив левую (правую) ступню, сгибать ногу в колене, оттягивая ее вверх-назад.

8.Из положения лежа движение "В мост".

Детям, имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется проводить легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять).

При склонности к ассиметричному положению плечевого пояса, очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №7

1. Упражнения с мешочками на голове:

И.П. - о.с. На счет 1-3 - подняться на носочки, руки вверх. 4 - И.П.

Необходимо удержать ровное положение туловища.

2. И.П. - стоя, ноги вместе, руки на пояс.1 - сесть на носочки.2 - И.П. и т.д.

3. И.П. - то же. На счет 1-3 - сидеть на носочках, руки вперед. 4 - И.П.

4.И.П. - сидя на носочках, руки к плечам. На счет 1-4 круговые движения руками вперед. На счет 1-4 круговые движения руками назад. Стараться удержать равновесие и сохранить прямое положение спины.

5. Упражнения с мешочками на голове: И.П. - стоя, ноги врозь пошире, руки в "замок" за голову. 1 - наклон туловища вперед.2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Стараться не уронить мешочек с головы.

6. И.П. - сидя, руки в упор сзади, ноги вместе, мешочек на голове. 1 - опустить на локти туловище. 2 - И.П. и т.д. (5-6 раз) Следить за правильным положением спины в И.П.

7.И.П. - то же, но ноги согнуты. 1 - упор на локти с одновременным выпрямлением ног, не касаясь пола.2 - И.П. и т.д. (5-5 раз) Ноги выпрямлять не высоко.

8.И.П. - то же, но с удержанием прямых ног не касаясь пола. (3-4 раза) Следить, чтобы в процессе выполнения упражнения сохранялось прямое положение ног, носочки тянуть.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ №8

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

    «Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.

2. «Обхвачу себя руками,

Очень крепко, очень сильно,

И потопаю ногами,

Согревайся, Чипполино»

И.п.- руки в стороны, ладони вперед – вдох,

Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух»

3.Упражнение «Трубач»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:

«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу!»

4. Упражнение «Жук»

И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.

«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

5. И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.

«Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот.

Ну, а теперь на облака и остановимся пока.

Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

1. Необходимо строго придерживаться принципа постепенного наращивания нагрузки по мере адаптации ССС, и улучшения тренированности организма, начиная с простых и легких игр.

2. Необходимо стимулировать двигательную активность детей введением в игру эстафет, элементов соревнования, игр, вызывающих яркие положительные эмоции, например, путем привлечения образов сказочных героев, образов животных, проводить игры с обручами, скакалками, мячами, палками, использовать и специальное оборудование (гимнастические стенки и скамейки).

3. Для того, чтобы каждая игра становилась потребностью, нужно чтобы она отражала близкую и понятную ребенку действительность, лучше отраженную в сказочной форме, учитывая возраст детей и уровень их развития. Очень помогает такому восприятию созданные художником картинки - многофигурные животные композиции, отражающие содержание игры. Дети знакомятся с ними перед проведением игры в самом начале ее разучивания, а также во время дополнительных разъяснений в процессе во время проведения игры. Такая методика способствует более быстрому пониманию стоящих в игре задач, их решению.

Для лучшего эмоционального подъема использовать игры с музыкальным сопровождением.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

«Шишки, жёлуди, орехи»

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 3. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Игра "Кто устойчивее".

На расстоянии 50 см друг от друга на полу рисуют два круга диаметром 25 см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.

Игра "Пройди - не ошибись".

Дети сидят на скамье, на полу начерчена линия. Игра имеет несколько вариантов:

1.Каждый ив играющих должен пройти вперед по линии, ставя пятку к носку, впереди стоящей ноги. И обратно пройти по черте спиной назад, ставя носок к пятке.

2.Играющий должен пройти по гимнастической доске, перешагивая через положенные на пути предметы (большой мяч, коробка).

Все упражнения проводятся сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто четко проделал все упражнения с закрытыми глазами. При этом детей поддерживает преподаватель.

Игра "Удержись".

Двое детей в положении приседа. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие -сесть. Кто первым сядет, выбывает из игры, а в игру включается другое и снова играют на "победителя".

Игра " Тачки".

Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги -вторая - лицом в затылок первой. Дети из первой - становятся на четвереньки (руки выпрямлены, кистями опираются об пол, ноги слегка расставлены). Стоящие за ними во второй - захватывают впереди стоящих за щиколотки ног. По сигналу учителя каждая пара начинает передвигаться вперед, стараясь первой достигнуть финишной черты. Между парами проводится соревнование на качество и быстроте выполнения задания.

Эстафета

Группа делится на две команды, стоящих колоннами на расстоянии: 3-4 шага друг от друга. Напротив каждой команды ставится гимнастическая скамейка, кладется два гимнастических мата, расположенных в длину и далее ставятся на пол два обруча. По центру ближних матов той и другой команды устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу учителя первые в колоннах ложатся животом на скамейку и подтягивая себя при помощи рук преодолевают ее, ложатся на мат, перелезают через скамейку, далее мальчики - ползут на животе при помощи рук и ног по матам, девочки на четвереньках. Пролезают в обручи, касаются рукой стены и бегом возвращаются в свои команды. И так повторяют каждый участник. Выигрывает команда, чей игрок пришел раньше к финишной черте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина, 1990.-192с.

2. Вайнруб Е. М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Библиотека практического врача.-К.: Гигиена здоровья, 1988.-120с.

3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.

4. Герцен Г.И. Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях. - М.: - Медицина, 1991 - 272 с.

5. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999.-607с.

6. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с. Подробнее.

6. Курпан Ю.И., Талабум Е.А. Физкультура формирующая осанку.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 32.

7. Малыгина В.И. Нагрузочное тестирование в оценке реабилитационного потенциала: Методическое пособие.- Симферополь, 2004.-54с.

8. Приходько В.С., Пархоменко Л.К. Лечебная физкультура в клинике детских болезней. - Киев: Здоров"я, 1981 - 215 с.

9. Сермиев Б.В., Атаев А.К. Мерлен А.В. Физическое воспитание в семье. - К.: Здоров"я, 1986. - 259 с.

10. Спортивная медицина, лечебная физкультура массаж. Под редакцией Попова С.Н. - М.: 1985. -280 c.

11. Спекторов В. Б. Подвижные и спортивные игры на курортах и в санаториях. - Киев. Здоров"я, 1987 - 95 с.

12. Сравочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицтна, 1983 - 360 с.

13. Физическая реабилитация. Под ред. С.Н. Попова. (Учебник для академий и институтов ФК) - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2004. - 608 с.

15. Шеина А.Н. О совместимости и несовместимости физиотерапевтических факторов и процедур. Вопр. Курортол. - 1987. - №3. - с. 60.

16. Штеренгерц А. Е, Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоров"я, 1989. - 192 с.

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

г. Гусь-Хрустальный

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Ракчеева И.Г.

«_____» _____________20__ г.

« Утверждаю»

Директор школы

Бугрова Т.А.


Коррекционно развивающий курс

по ЛФК – рабочая программа

для учащихся 1- 4 классов

Составитель Ефремова Анна Петровна

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным Министерства образования и науки России, в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида для детей с нарушениями интеллекта обучаются более 180 тыс. детей, что составляет примерно 70% от общего числа обучающихся во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Из всех нарушений здоровья у детей, нарушение интеллекта является самой распространенной. Для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида характерен основной общий признак – нарушение познавательной деятельности. Эта категория детей имеет нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения головного мозга. Многочисленные исследования школьников показали, что у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, фонематический слух, моторика пальцев рук и др. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами ЛФК.

Согласно современному определению ВОЗ, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Именно такое определение здоровья обуславливает необходимость комплексного подхода к решению проблемы здоровье сбережения школьников.

По итогам обследования моторики учащихся нашего образовательного учреждения, которое состояло из 12 тестов, предложенных разными авторами (Е. И. Бондаревским, А. Н. Моториным, М. В. Серебровской, Н. И. Озерецким и др), ежегодно примерно 44% детей особо нуждаются в коррекции психофизического развития.

Количество учащихся нуждающихся в коррекции двигательной сферы.

Таким образом, неотъемлемой частью всей системы мероприятий по физическому воспитанию детей с нарушением интеллекта, должна стать лечебная физическая культура (ЛФК). Включение в учебный план школы занятий ЛФК имеет большое значение для полного осуществления коррекционной задачи, стоящей перед физическим воспитанием в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида. А следовательно необходима и программа. Предлагаемая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. Она рассчитана на детей 1-4 классов, так как ребенок с нарушением интеллекта в физическом развитии заметно уступает нормально развивающемуся ребенку. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. У таких детей с раннего детства наблюдаются задержки естественных двигательных рефлексов. Как правило, они позднее начинают сидеть, ходить. Поэтому, чем раньше с ребенком начнут целенаправленно заниматься, тем большего эффекта коррекционной работы можно добиться.

Целью программы является:

преодоление недостатков физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами ЛФК.

В целях дифференцированного подхода к организации занятий ЛФК выдвигается ряд конкретных задач:

Укрепление здоровья, коррекция или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

Улучшение показателей физического развития;

Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания.

Коррекционная работа на занятиях ЛФК направлена:

а) на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.); б) на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);

в) на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).

Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях ЛФК, содержание программы включает три блока:

    Образовательный , направленный на:

- формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,

Формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,

Формирование знаний о правилах личной гигиены.

2) Психологический , направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

3) Социальный , направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

Программа рассчитана на 4 учебных года. Каждый учебный год состоит из 35 занятий (кроме 1 класса – 34). Продолжительность одного занятия 30-35 мин. Группа создается из учеников одного класса с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности.

Коррекция двигательных недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы представляет собой важную и сложную проблему, включающую в себя вопросы физического и психического развития аномального ребенка. В связи с этим занятия ЛФК строятся с учетом следующих принципов :

Принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

Принцип коррекционной направленности обучения;

Принцип учета тяжести и характера двигательных нарушений, особенностей формирования двигательной сферы, возрастных и половых различий;

Принцип эмоционального комфорта;

Принцип упражняемости;

Ситуативный принцип.

Для успешной реализации программы выбраны наиболее эффективные методы: физические упражнения, ролевые подвижные игры, психофизические этюды, релаксация, беседы, психогимнастика.

Предполагаемые результаты:

    Улучшение физического развития и моторики.

    Сформированность знаний и навыков правильной осанки, правильного дыхания, правил личной гигиены.

    Снижение заболеваемости.

    Увеличение силы мышц туловища и конечностей.

Критерии эффективности программы.

Практический тест.

Распределение учебного времени на различные виды

программного материала по классам (условно)

Виды упражнений,

время

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Построение,

перестроение

ОРУ без предметов

Упражнения на дыхание

Упражнения на осанку

ОРУ с предметами

Лазанье,

перелезание

Метание

Прыжки

Подвижные игры

Всего

Планирование по основным разделам.

Название элементов строевых упражнений, представления о правильной осанке, ходьбе, о правильном дыхании.

Значение соблюдения правил личной гигиены для организма. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Гимнастика

Различные стойки исходного положения (1- стойка ноги вместе, руки на пояс. 2- стойка ноги врозь, руки на пояс.)

Гимнастические построения и перестроения

Построение в одну шеренгу. Построение в колонну по одному. Равнение по разметке. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Шагом марш!». Перестроение в круг из шеренги, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые руки вперед, в стороны. Повороты по ориентирам.

Построение в шеренгу и равнение по носкам. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «На месте шагом марш!», «Вольно!». Построение в круг из колонны по одному. Расчет по порядку. Расчет на «первый-второй».

Равнение в шеренге направо. Повороты на месте направо налево. Размыкание и смыкание приставными шагами

Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Перестроение из одной шеренги в две и наоборот.

Общеразвивающие упражнения без предметов

Основные положения рук: вперед в стороны, на пояс, перед грудью, на голову, за голову.

Движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости.

Движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад. Движения головы: наклоны вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы. Поднимание на носках с перекатом на пятки. Полуприседание. Приседание.

Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо и налево. Сгибание и разгибание рук. Упражнения в положении лежа на животе и лежа на спине. Упражнения для укрепления мышц стопы. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

Основные положения рук: вверх, к плечам, перед грудью. Махи руками во фронтальной плоскости. Круговые движения обеими руками во фронтальной и сагиттальной плоскостях.

Сгибание и разгибание рук в упоре стоя (кисти на уровне плеч). Выпады вперед, в стороны. Упражнения в положении лежа на животе и лежа на спине. Подтягивание в положении сидя. Упражнения для укрепления мышц стопы. «Алфавит телодвижений».

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Круговые движения кистями вовнутрь и наружу. Отведение и приведение пальцев на одной руке, одновременно на двух руках. Поочередное и одновременное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Разведение и сведение пальцев. Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями вовнутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой. Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Сжимание пальцами кисти малого мяча. Круговые движения кистью вовнутрь и наружу

Сжимание кистями рук эспандера. Поочередное противопоставление пальцев правой и левой руки. Круговые движения кистями сжиманием и разжиманием пальцев. Отжимание от стены.

Дыхательные упражнения

Вдох через нос и выдох через рот. Вдох и выдох через нос. Грудной и брюшной типы дыхания. Смешанный тип дыхания в положении стоя и лежа. Дыхание при различных движениях рук. Дыхание при приседаниях и полуприседаниях. Дыхание во время наклона туловища вперед. Дыхание во время ходьбы с различными движениями рук.

Применение элементов дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

Упражнения на осанку

Упражнения у вертикальной плоскости. Упражнения с удержанием груза на голове. Упражнения в равновесии по начерченному коридору шириной 20 см. Выполнение различных видов ходьбы и поворотов на гимнастической скамейке. Упражнения у гимнастической стенки.

Упражнения с удержанием груза на голове. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Выполнение простых комбинаций на гимнастической скамейке. Сочетание упражнений, включающих удерживание груза на голове, с упражнениями в равновесии. Упражнения у гимнастической стенки.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.

Комплексы упражнений с гимнастическими палками, с флажками, с малыми мячами, с кеглями, с малыми обручами.

Комплексы упражнений с гимнастическими палками, с флажками, с большими и малыми мячами, с обручами.

Комплексы упражнений с гимнастическими палками, с обручами, большими и малыми мячами, со скакалками.

Комплексы упражнений с гимнастическими палками, с большими и малыми мячами, с обручами, со скакалками, с набивными мячами.

Лазанье и перелезание.

Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом 20°. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, в стороны. Подлезание под препятствием (под веревочку, под первую рейку наклонной лестницы и т.д.

Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом 30°(вверх и вниз, с переходом на гимнастическую стенку). Подлезение под препятствием в горизонтальном положении; то же с перекатыванием мяча. Перелезание через препятствие высотой до 80 см.

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз различными способами. Пролезание сквозь гимнастические обручи.

Лазанье по гимнастической стенки разными способами. Лазанье по канату произвольным способом.

Ходьба и бег.

Ходьба широким, свободным шагом с сохранением правильной осанки. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, перед грудью, за голову). Ходьба на носках, на пятках на наружных сводах стоп, с различными положениями рук. Свободная непринужденная пробежка (15-20 сек). Чередование бега с ходьбой (15 сек бега и 1 мин ходьбы).

Ритмичная ходьба: с подсчетом учителем, с хлопками в ладоши, с коллективным подсчетом. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см. Ходьба с замедлением и ускорением (до 100 м). Ходьба с высоким подниманием бедра и перешагиванием через различные предметы. Свободная непринужденная пробежка (15-20 сек). Чередование бега с ходьбой (20 сек бега и 1 мин ходьбы).

Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Свободный непринужденный бег до 40 м. Умеренный бег в чередовании с ходьбой (бег 15 сек и ходьба 30 сек -2 раза).

Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Сочетание различных видов ходьбы. Свободный непринужденный бег до 40 м (основное внимание на прямолинейность бега, достаточное поднимание плеч и согнутых рук). Умеренный бег в чередовании с ходьбой (бег 20 сек и ходьба 40 сек-2 раза).

Прыжки на месте с мягким приземлением. Прыжки на двух ногах через длинную качающуюся скакалку с промежуточным прыжком (дозировка индивидуальная).

Прыжки с высоты 30 – 40 см. Соскок с гимнастической скамейке с мягким приземлением. Прыжки через короткую скакалку на месте на двух ногах с промежуточным прыжком.

Прыжки с высоты 40-60 см с правильным (мягким) приземлением. Прыжки через короткую скакалку на одной ноге с промежуточным прыжком.

Прыжки на мягкие препятствия (несколько сложенных гимнастических матов, высотой 70-80 см). Прыжки через короткую скакалку поочередно с одной ноги на другую с промежуточным прыжком. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед.

Метание малого мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания в щит (1×1), расположенный на высоте 2 м, с постепенным увеличением расстояния от 2 до 6 м для мальчиков и до 4 м для девочек. Метание малого мяча и других легких предметов с места через высоко расположенные препятствия 1,5 м.

Метание малого мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания в щит. Метание малого мяча и других легких предметов с места через высоко расположенные препятствия 2 м.

Метание малого мяча с места по вертикальной цели на высоте 2-2,5 м. Метание малого мяча и других легких предметов через высоко расположенные препятствия 3 м. Метание малого мяча в стену на дальность отскока.

Метание малого мяча через высоко расположенные препятствия выше 3 м. Метание малого мяча с колена.

Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).

Шаги вперед, назад, вправо, влево, с последующим повторением с закрытыми глазами. Ходьба по заданным направлениям.

Выполнение строевых упражнений по ориентирам. Подпрыгивание, касаясь рукой определенного ориентира.

Выполнение строевых упражнений по ориентирам и по заданному курсу учителя.

Выполнение строевых упражнений с изменением места построения. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Выполнение различных упражнений на время, с последующим повтором и определением времени повторения.

Подвижные и коррекционные игры.

«У ребят порядок строгий», «Совушка», «У медведя во бору», «Что изменилось?»

«К своим флажкам», «Мяч соседу», «Музыкальные змейки», «Угадай кто?», «Горячая картошка», «Съедобное – несъедобное».

«Карлики – великаны», «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Самый меткий».

«Гонка мячей по кругу», «Вышибалы», «Рыбаки и рыбки», «День и ночь».

ЛИТЕРАТУРА

    Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. // Москва 1997 г.

    Воронкова В. В. Программа специального общеобразовательного учреждения VIII вида // Владос 2000 г.

    Веневцев С. И., Дмитриев А. А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. // Москва 2004г.

    Ловейко И. Д. Формирование осанки у школьников. //Москва 1970 г.

    Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. // Москва 2004г.

    Рубцов А. Т. Группы здоровья. // Москва 1984г.

    Рубцова Н. О., Ильин В. А. Методика адаптивного физического воспитании я детей с нарушениями интеллектуального развития. // Москва 2004 г.

    Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников //Москва 2003 г.

    Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе. // Москва 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии диагностического мониторинга

Ф.И.О., дата рождения

Показатели «Мониторинга здоровья».

Мальчики

Девочки

4

Вис (с)

Наклон вперед (см)

12,5

11,5

Поднимание туловища за 30 с (раз)

Броски набивного мяча (см)

Прыжок в длину с места (см)