Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Педагогические условия формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста. Методика «жужжащего чтения

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и , приучать детей читать правильно, без ошибок.

Смотрите также :

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Л.В. Безкоровайная,

Учитель начальных классов

Обучение чтению в начальной школе

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается, поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие- то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Пример: мама – первокласснику: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Это ошибка. Домашняя тренировка на начальном этапе должна проводиться порциями по 5- 7 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течении 1- 1,5 часа за один прием.

2. Жужжащее чтение было одним из основных приемов обучения чтению в Павловской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

В течении 5 минут в классе плодотворно работают тридцать человек. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2-х раз. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10 х 2 = 20 «человеко /минут». При жужжащем чтении тот же тренаж составит 30 х 5 =150 « человеко/ минут». Вряд ли можно комментировать эти цифры.

^ 3. Ежеурочнные 5 минутки чтения.

Этот прием заимствован в школах Монголии еще в советские времена. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает как обычно, он имеет 3 урока чтения в

3 -4 классы. Это катастрофически мало в наших условиях. За неделю учитель опросит по 1 разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей быстро читать.

А если обучение организовать более рационально, т.е. ввести в практику ежеурочные 5 минутки.

Вот результаты за неделю:

5* 4* 5 = 100 минут.

Время тренировки с 2- х минут увеличилось до 100 минут, т.е. в 50 раз.

Без всяких методических ухищрений что-нибудь ХОРОШЕЕ получиться, несомненно, будет положительный эффект. Здесь возникает вопрос: где взять книги для такого чтения? Конечно же, в библиотеке. У нас есть фонд (например: автор Джежилей). И мы этим фондом с помощью библиотекарей активно пользуемся. Вновь приобретена «Хрестоматия для начальной школы». Это очень хорошая поддержка для работы в обучении чтению.

^ 4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том. Что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением! Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Режим щадящего чтения на начальном этапе: ребенок читает несколько строчек, затем следует кратковременный отдых. При просмотре диафильмов – такой режим получается автоматически. Подобный просмотр проводить перед сном. Данный метод эффективен в работе не только с учащимися начальной школы.

^ 6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Пока ученик читает текст из нескольких предложений, забывает содержание первых, поэтому не может уловить смыслового текста. Значит, необходимо работать над оперативной памятью. Для этого существуют так называемые методики зрительных диктантов.

^ 7. Три типа упражнений:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

I. При проведении многократного прочтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок. Лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом:

Начало нового текста прочитывается учителем и осознается (осмысливается) учениками,

Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить в течение 1 минуты,

По истечении одной минуты каждый ученик отмечает, до какого слова успел дочитать,

Затем следует повторное чтение этого же отрывка в течение 1 минуты. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает результаты первого прочтения. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличился темп работы, а это вызывает положительные эмоции.

II. Меняем задание. Читаем в темпе скороговорки. Тренируем артикуляционный аппарат (тот же отрывок). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности. Нельзя ставить одновременно взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляционного аппарата. Требование к выразительности понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться», они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

III. Затем читаем выразительно. Дает на это установку учитель. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается «маленькое чудо». Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать в том же темпе. 2-3 недели такого ежедневного тренинга дают очень неплохие результаты. Чтение заметно улучшается.

8. В конце урока обычно 3-4 минуты производится САМОЗАМЕР скорости чтения.

Подведем итоги.

Каковы же условия успеха в формировании оптимального навыка чтения?

Систематичность работы;

Расширение поля зрения;

Развитие оперативной памяти, устойчивого внимания;

Самозамеры;

Состязательность;

Опора на помощь родителей;

Постоянный учет и контроль техники чтения;

Установка на достижение скорости 120 слов в минуту.



Учитель начальных классов СШ6 г. Аксу

Есенгужинова К.Ж.

Введение.

«Подготовленный читатель должен,

во-первых, если потребуется, взять

из книги сполна все, что она может

дать, выжать, выпить, впитать

сполна все ценное, что в ней имеется

и может быть дано чтением,

а во-вторых, приспосабливать

способ чтения к цели чтения.»

С.И. Поварин

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности учащегося. Оно несет в себе огромный развивающий потенциал, влияя на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащение личного опыта, интеллекта ребенка.

В данной работе излагаются основы методики обучения в начальных классах, чтение рассматривается как читательская деятельность, которая включает в себя такие ее виды, как овладение техникой чтения, понимание текста, работу с художественными и научно-популярными произведениями и развитие речи. Эти виды деятельности осуществляются одновременно и последовательно, обогащая учащихся на каждом этапе обучения конкретными знаниями, умениями и формируя у них читательскую самостоятельность и интерес к чтению.

Обучение началам грамоты сочетается с пониманием текста и воспитанием интереса к чтению, поэтому вводится слушание книги. По мере освоения громкого чтения подключается чтение молча (про себя) и элементы выразительного чтения. Интерес к чтению, потребность в чтении становятся основным мотивом чтения ребенка. С помощью чтения он познает себя и мир, удовлетворяет свои познавательные интересы и эмоциональные потребности, осуществляет учебную деятельность. При этом, конечно, необходимо учитывать особенности восприятия литературы младшими школьниками. Кроме того, следует иметь в виду, что чтение используется как один из видов учебной деятельности, поэтому на уроках математики, русского языка, познания мира следует учить читать учебные тексты.

Специальные разделы посвящены трудностям в чтении, преодолению технических ошибок и предупреждению непонимания текста. Приведены различные виды упражнений, предупреждающие ошибки чтения.

Используются обобщенные схемы, идеограммы для удобного усвоения материала.

Подводя итог работы, предлагается учет и контроль знаний через динамику техники чтения. Динамика показывает, как повышается рост техники чтения учащихся благодаря применению методик и упражнений для повышения скорого и осмысленного чтения.

Данная работа предназначается для творчески работающих учителей.

2

Техника чтения.

Чтение – сложная синтетическая деятельность мышления, чувств, памяти и внутренней речи. Известный философ Н.А. Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мысли других». Самую высокую оценку чтению дал Максим Горький. Только книги и знания «смогут сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного труда», утверждал писатель, подчеркивая гуманистическое начало чтения, его сильное воздействие на ум, чувства и волю человека. Чтение – творческий процесс, в котором переплетаются чувства и мысли читателя, героев и автора. Чтение – сложная деятельность мышления, воображения, чувств, памяти и внутренней речи.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглого чтения), на втором году обучения – постепенное введение чтения, на третьем и четвертом году обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. По мнению учителей, оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один - скорость чтения.
Существует множество рекомендаций обучения чтению. Важна не

длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению. Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения . У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, музыка, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Что дают ежеурочкые пятиминутки за неделю:
5 х 4 х 6 = I2Омин.
то есть 5 минут за урок, 4 урока в день, б дней в неделю. Недельный тренаж

3

получается в объеме I20минут. Очевидно, если увеличить время тренировки

в 60 раз, с двух минут, то без методических ухищрений что-нибудь хорошее

да получится, несомненно, будет положительный результат.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения . В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может, приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозит из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-7 слов. дочитав до 3-4 слова, забыл 1-е слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут б предложений и закрывают листком бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течении определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях... затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Из системы И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко можно использовать три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффектными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все названные упражнения не индивидуально, а коллективно, то есть читают все ученики, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг другу задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикулярного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь снижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Затем учитель начинает З-е 4 упражнение. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца. И учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если

ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2-З недели, чтение ребенка заметно улучшится.

Большое имеют значение, для развития повышения скорости чтения, упражнения Лысенковой О.В.

Упражнения для расширения поля зрения:

1. «Числовые лесенки».
2. «Боковые цифры».
З. «Справа и слева от черты».
4. «Столбики>.
5.
«Вертикальная черта».
6. «Сфотографируй два слова».
7. «Определение границ поля зрения и тренировки в его расширении».
8. «Чтение слов, имеющих одинаковое начало или одинаковый конец».
9. «Словесные лесенки».
10. «Орфографический словарь».

Упражнения по уровню организации внимания.
1. «Вычеркни один из элементов».
2. «догони и поймай букву».
З. «Таблицы Шульте».
4. «Найди спрятанное слово».
5. «Найди спрятанные слова в таблиц
6. «Расставь буквы соответственно символам».
7. «Вычеркни в каждой строке те цифры, которые повторяются и стоят рядом».
8. «найди два повторяющихся слова».
9. «Прочитай первое слово».
10. «Формирование устойчивости внимания».
11. «Сканирование текста и поиск всех повторов слов в тексте». Проводить предлагаемые упражнения рекомендую в начале урока.

Упражнение «Вычеркни один из элементов».
Влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально или в паре с целью контроля.
Задание: Вычеркни один из выбранных элементов в течении минуты. Засеките, сколько строчек ребенок сумеет проверить за одну минуту. Пусть
напарник проверит наличие пропусков.
5 Упражнение повторяется 2-4 раза.
Какие должны быть показатели, результаты? Если в течении одной минуты ученик сумел проверить б строчек, то перед второй попыткой учащийся отсчитывает на полстрочки, на строчку больше и ставит какую-нибудь пометку, знак, границу, чтобы стремиться успеть обработать требуемый объем
.

Структура развития чтения схематически:

Чтение контекста и абзаца


Автоматическое чтение


6

Чтение – это деятельность. Оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Продуктом деятельности чтения является смысловое решение, умозаключение, суждение, т.е. понимание текста. Наглядно это можно представить в виде таблицы:

Чтение как деятельность

Структура

Реализация

Предмет деятельности

Мысль

Мотив деятельности

Познавательная потребность, интерес

Выбор вида чтения (вслух, молча)

Ориентировочно-исследовательское звено (уровень)

Просмотр текста, определение темы, смысловое прогнозирование, установление связей.

Исполнительское звено (уровень)

Применение способов смысловой обработки текста, преобразование смыслового звена в «речевой поступок» (высказывание, внутренняя речь)

Продукт деятельности

Смысловое решение, умозаключения

Самооценка, оценка деятельности

Оценка с применением критериев: правильности, логичности чтения, выразительности и т.д.

Результат деятельности

Понимание читаемого текста (смысла или основной мысли в статье)

Фактически уже со второго года обучения чтение широко используется как общеучебная деятельность и средство обучения. Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Научить пользоваться чтением как средством обучения – важная задача, ибо работа учебными материалами требует не только особой техники чтения, но и понимания разных по форме, структуре и логике текстов. Так грамматическое правило, арифметическое задача, текст опыта и научно-

7

познавательная учебная статья по познанию мира читаются по-разному. Задача учителя – помочь ребенку осознать цель и последовательность своих действий с тем или иным материалом.

Основными приемами достижения наилучшего понимания текста

является:

1) оптимальное чтение - чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) - это тот диапазон, к которому в течении столетий приспособились мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат;

2) самостоятельная постановка учащимися вопросов к тексту и нахождение на них ответов. Важно, чтобы ученик сам вычленил скрытый вопрос и обнаружил проблемную ситуацию. Решение проблемной задачи возможно при условии, если текст не является ответом на вопрос, но содержит или полную информацию для ответа на него, или частичные ответы, которые можно восполнить путем воображения. Скрытые вопросы мы также можем обнаружить, если текст содержит информацию или не содержит ее. Постановка вопросов – лучший способ понимания текста. Существует три разновидности постановки вопросов: учитель ставит предварительный вопрос, ученик ищет на него ответ в тексте; ученик ставит вопрос после прочтения всего текста, другой ученик отвечает на него; ученик ставит сам себе вопрос и по ходу чтения пытается найти ответ.

3) хорошие результаты дает чтение перед сном . Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их влиянием. Организм привыкает к этому состоянию.

4) смысл произведения часто передается через образы персонажей, их взаимоотношения. Прежде всего важно выяснить, в каких обстоятельствах действует наш герой, определить место и время действия, ибо они также несут сведения о персонаже. Важны и внешний вид (портрет) героя, его внутреннее состояние, переживания в процессе совершения поступка.

Таким образом, главной проблемой чтения является понимание текста, а скорость чтения – производное от понимания читаемого. Выразительность учебного текста так же необходима, как и художественного, но в учебном тексте главным является определение его логики, логических связей.

В 3-4 классах важно развивать более интенсивное чтение «про себя», без

8

участия речедвижений. Известно, что остаточные кинестезии (речедвижения) выражаются у школьников в шепотном чтении или шевелении губами. Беглое, просмотровое чтение важно развивать как ориентировочное (ориентиры по заголовку, названию, писателю, объему, структуре статьи или книги). Это умение особенно необходимо в библиотеке, когда ученик выбирает книгу или справочный материал.

Характеристика героя (персонажа) произведения.

Место действия


9

Выразительность речи. В том числе чтения, связана с пониманием смысла текста (высказывания), богатством интонаций, соответствием ситуации общения, а в чтении – соответствием задаче чтения, т.е тому, что хочет сообщить говорящий (читающий) слушающему. Задачей чтения определяется выбор индивидуальных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона, темпа, модуляций голоса).

Выразительность чтения требует особого внимания, знаний и специальной подготовки. Это сложная деятельность, которой нужно учить. Структуру выразительного чтения можно представить в схеме:

Дыхание

10

Критическое мышление

Применение на уроках методов технологии Критического мышления, способствуют развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков (наблюдение, умение сравнивать, обобщать). Развивают логическое, пространственное, творческое мышление, навыки самоконтроля и самокоррекции. Это такие методы как «Кластер», «Диаграмма Венна», «Дебаты», «Выброс на доску», «Обобщение в парах в вопросах и ответах», «Свободное письмо с использованием ключевых слов» и др.

Открытый урок – литература в 4классе в режиме Критического мышления.

Тема: А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя».

Цель: создать для элементарного формирования представлений о зиме, систематизировать самостоятельную работу над текстом,умения выделять главное (основное) в тексте,

Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мыслительных навыков, умения слушать самому и научить других, слушать тебя;

Содействовать воспитанию доброты, трудолюбия, способность чувствовать, понимать, самосовершенствоваться.

Ход урока:

. Вводно-мотивационный этап.

1.Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, посмотрите, поздоровайтесь с гостями. Слушайте внимательно и дружно выполняйте задания. Итак, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Сегодня мы продолжим работу в режиме критического мышления.

2.Минутка чтения.

Чтение про себя, жужжащее чтение, чтение вслух.

. Операционный этап.

1. Методика «Свободное письмо на основе ключевых слов».

На доске записаны 5 ключевых слов. Вам надо их внимательно прочитать и составить небольшой рассказ из 4-5 предложений.

На доске: пушистый снег

ледяная река

трескучий мороз

зима

радость

а) работа в индивидуальном режиме;

б) работа в парах (передайте свою работу соседу, чтобы он написал отзыв о вашем письме);

11

в) работа в группах (обсудите в группах свои письма и отзывы на них, подготовьте одно из них для озвучивания);

г) чтение готовых рассказов;

Какие ассоциации у вас вызвали эти ключевые слова?

Какое настроение при чтении?

А теперь, опираясь на свои письма, скажите, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Чему будет посвящено произведение, с которым мы познакомимся?

2. Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».

Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведениями знаменитого русского поэта А.С.Пушкина.

Что вы знаете о поэте?

Как вы думаете, о чем он любил писать? (сказки, о природе)

И сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений А.С.Пушкина о зиме «Вот север, тучи нагоняя».

а) Чтение стихотворения по учебнику на стр. 124.

Чтение про себя (обратить внимание на выразительность)

Выразительное чтение (3-4 учащихся)

б) Беседа: - Какой изобразил зиму А.С.Пушкин? (волшебной)

С каким чувством пишет о ней?

в) Выборочное чтение

Как писатель изображает зиму?

Как еще ласково называет зиму поэт? Почему? (матушка)

3. Работа над средствами языка. 3-х шаговая методика.

- У вас на партах лежат карточки с цитатами из стихотворения. А вы должны определить, к каким художественным средствам изображения они относятся.

Работа в группах. Обсудите, правильно ли вы определили художественное средство изображения.

1карточка: «Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл…»(олицетворение)

2 карточка «Волшебница зима» (сравнение)

3карточка «Матушка зима» (сравнение)

4карточка «Повисла на суках дубов..» (эпитет)

5карточка «Легла волнистыми коврами» (Эпитет)

6карточка «Блеснул мороз..» (эпитет)

7карточка «…пухлой пеленой» (эпитет)

Выступают лидеры.

. Рефлексия.

Методика «Цветограмма.

А сейчас, при помощи метода «Цветограмма» мы выразим свое настроение, которое у вас создалось во время урока в цвете. На столах у вас

12

лежат сердечки и мы должны их закрасить. Сверьте свои сердечки и скажите, какой цвет у вас больше преобладает и почему?

Методика «Пятистишье».

Раз у вас отличное настроение, то мы сейчас побываем в роли поэтов и составим пятистишье на тему «Зима».

Для озвучивания выбирается лучшее пятистишье.

Выставление оценок. Д/З – выучить наизусть

Трудности при обучении чтению.

1.Понимание текста.

Какие параметры характерны для чтения? Прежде всего, это понимание, которое должно включить понимание значений (слов, текста) и понимание смысла, в том числе скрытого – подтекста, а также свое личностное, читательское отношение к читаемому.

Представим этот процесс схематически:

Аспекты понимания текста


Восприятие

Воспроизведение

Воссоздание


Уровни понимания


13

Этапы смыслового прогнозирования текста.

1 этап – смысловое прогнозирование (угадывание по – следующих частей).

2этап – «вербальное сличение» (опознание графических образов: знаков препинания, шрифта, грамматической формы; умение делить тексты на синтагмы – словосочетания и т.д., т.е. расчленение речевого потока).

3этап – определение смысловых связей.

4этап – результат смысловой работы (понимание подтекста, выявление отношения к героям и т.д.)

Закономерности, связанные с проблемой текста

. Понимание текста есть установление читателем связи или отношений между предметами реальной действительности, которые отражены в этом тексте.

. Понимание текста всегда опирается на опыт знания читателя, степень владения им языковыми средствами, знание описываемого предмета.

. Понимание текста зависти от трудности самого объекта понимания (текста).

. Понимание текста предполагает анализ этого текста, выделение его основных элементов, установление их взаимосвязи и объединение этих элементов в общую смысловую структуру текста.

14

2.Ошибки чтения и их предупреждение.

Большое значение для совершенствования чтения вслух и «про себя» имеет значение учителем природы ошибок чтения. Они порождаются рядом причин: слаборазвитым зрительным восприятием графических образов слов (замены, искажения), непонимание логики текста и его связей, несформированным навыком звукового анализа (фактические ошибки). Графические ошибки возникают по тем же причинам. Непонимание слов связано с небогатым жизненным опытом ребенка, недостаточной культурой речи, непоставленным произношением.

Виды типичных ошибок чтения.

15

Предупреждение ошибок понимания.

Основные виды пропедевтических упражнений:

    Различие набора предложений и текста.

    Подчеркивание важных слов в тексте.

    Угадывание продолжения текста:

Договаривание текста;

Восстановление частей слов.

Восстановление частично закрытого текста.

4. Логический анализ текста: установление структуры текста – связей между предложениями и абзацами; сравнение разных типов текстов.

5. Восстановление деформированного текста.

6. Моделирование текста.

7. Выборочное чтение.

8. Редактирование текста.

9. Постановка вопросов к тексту.

10. Дополнение и составление планов.

11. Установление структуры абзаца (обобщение в начале, середине, в конце текста).

12. Свободная интерпретация текста.

Восстановление деформированного текста.

Один из приемов, обучающих пониманию, восстановление деформирование текста.

Наведи порядок! Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Для этого установи, что было сначала, что затем, что в конце рассказа. Обозначь цифрами 1, 2, 3.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Дети взяли дощечку, сделали лодку, пустили лодочку по воде.

Пришла весна, потекла вода.

Совершенствование восприятия

    Упражнения, предупреждающие зрительные ошибки при чтении.

1Звуковой анализ слова и проговаривание.

    Слуховые и зрительные диктанты.

    Считывание с доски заведомо неверного текста и его корректирование.

    Организация внимания детей к окончаниям слов.

Примеры зрительных диктантов

    Булка, белка, пулька, Булька.

    Испугался, несешься, припрячь, зачитались.

    Наступила весна. Зазеленела травка.

16

2. Упражнения для развития внимания, памяти, зрительного восприятия, расширения поля зрения.

Предъявление за одну секунду знакомых слов на тему читаемого произведения, или которое будет читаться в классе.

    Двусложные слова.

Вода, парта, тетрадь.

2. Трехсложные слова.

Работа, собака, посылка, весенний.

3. Сочетания двух двусложных слов.

Вода – водный: вода течет: весна пришла..

    Сочетание типа «два плюс три слога».

Птицы запели.

    Два трехсложных слова.

Ребенок рисует.

Этапы формирования подготовленного

читателя представим в таблице (по Н.Н. Светловской):

Этап обучения(класс)

Качество читателя, которые должны быть сформированы

Подготовительный (1класс)

Интерес к книге

Начальный (2класс)

Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.

Основной (3класс)

Понимание целей чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.

Завершающий (4класс).

Потребность в создании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.

17

Учет и контроль чтения.

Различают текущий, четвертной и годовой контроль над чтением учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке: учитывается понимание, способ чтения (слогами или словами), темп чтения. Оценивается совокупность ответов на уроке.

Динамика техники чтения 1класса 2005-2006уч.г.

1полугодие 2полугодие

18

Литература:

    Журнал «Начальная школа» №9 1991г. «Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом».

    Лысенково О.В. «Обучение чтению за 10 уроков» Павлодар -2002г.

    Левин В.А. « Когда маленький школьник становится большим читателем» -1996г.

    Оморокова М.И. «Основы обучения чтению»- 2005г.

    Оморокова М.И. «Совершенствование чтения младших школьников». 2001г.

    Оморокова М.И. «Чтение в начальных классах 2.-Тула, 2003г.

    Романовская З.И. «Чтение и развитие младшего школьника». – 1982г.

19

Стр.

    Введение.

    Техника чтения

1) Развитие навыка чтения

Жужжащее чтение;

ежеурочные пятиминутки чтения;

режим щадящего чтения

развитие оперативной памяти

многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

3) Упражнения Лысенковой О.В.

Упражнения для расширения поля зрения:

упражнения по уровню организации внимания.

    Чтение как учебная деятельность.

    Обучение выразительному чтению.

    Критическое мышление.

1) эффективность применения методов КМ на уроках

2) урок литературы в 4классе в режиме КМ.

    Трудности при обучении чтению:

    1. понимание текста

    1. ошибки чтения и их предупреждение.

    Совершенствование восприятия.

    Этапы формирования подготовленного читателя.

    Учет и контроль чтения:

динамика техники чтения.

    Литература.

20

Составитель: Есенгужинова Кенжегуль Жанбырбаевна – учитель начальных

классов СШ№6 города Аксу.

Рецензент: Идилуп Айман Тулегеновна – заведующая кабинетом

дошкольного и начального школьного образования

Резервы обучения чтению.
Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче­ники читают
одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате­
матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж­
жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры­
вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио­нальной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и
после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по­лучается,
если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по­смотрел
картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите­лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа­фильмов
проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с
помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого­физиологическую природу
чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя ­ новато­ры, с
которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату­ру по
данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери­
ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно­ваны и
проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не
случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное)
может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под­ходом, и ваш
способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в
режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут
за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж ­ 120 минут. /
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания,
чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам
недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз­можность
абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком­либо действии. Дети

произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а –
а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото­рых звук а
был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь,
грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу­чившееся
слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де­ти должны
как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову ­ свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля­ют его
или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему
по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз­

мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс­
ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри­
чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке
окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета­
ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи­теля все
записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3
минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал
слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен
найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена
существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из
подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река,
интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга
порядком слогов или букв (например: кони­кино, сон­нос, липа­пила) или буквенным
составом (слон­стон, рак­мак, раки­руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет,
что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот
кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном
предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис­
правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель
на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова
прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова ­ невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри­ятия его
содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес­сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес ­ лесок ­ лесник ­ лесоруб ­ лесосплав.
Лист ­ листок ­ листочек ­ листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов ­ волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб ­ куб ­ дуб ­ душ;
Зина ­ Рина ­ рана ­ рама, дама ­ лама ­ мама ­ Маша ­ каша ­ Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова ­ несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду­мывают
свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты­вает
четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди­ный темп
чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо­стишия.
Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но
с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым
разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем
показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо­бом
дирижирования).
Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при
чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос­
приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред­

варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно
наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав
до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло­жения, не
может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной
памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых
разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова:
если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение
18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од­ного набора,
далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен­ного времени
читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо­зиции – 4 – 7
секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам
записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за­пись второго
предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре­мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети
успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты
должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред­ложений,
охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели
динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек­ста. Динамическое
чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными
приемами чтения, мы составляли памятки, например:

Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны
дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста­
точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений,
формирующих этот навык.
Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева ­ Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя­ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте­ния.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3
Упражнение «Спринт­чтение»
Таблицы Шульте­Швайко

Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста
Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на­чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения
Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя ­ обеспечить интенсивное совершенствование чтения
учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е.
чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию
прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу
обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с
ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.