Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Марат Башаров: «Я очень благодарен Лизе, что дождалась меня. Марат Башаров: «Со свадьбами я завязываю

Будучи вполне серьезным и образованным человеком, я не просто верю, я знаю, что существуют люди - сверхчувствительные. Дело в том, что человек в процессе эволюции растерял некоторые свои навыки. Но - не бесповоротно. У некоторых людей она осталась. Их называют экстрасенсами.

Канал ТНТ, столь презираемый людьми образованными, уже который год проводит смотр способностей этих людей в передаче под названием "Битва экстрасенсов". Несколько лет ее вел Михаил Пореченков, затем эстафету у него перенял Марат Башаров.

Пореченков признавался, что экстрасенсы убедили его, что их экстраординарные способности - реальны. Марат Башаров начинал со скепсиса, но затем тоже поменял свое мнение.

Перед началом новой "Битвы..." он дал интервью корреспонденту газеты "Собеседник".

- Число 13 считается мистическим. Но сделает ли оно новый сезон особенным?

Главной отличительной чертой 13-го сезона станет количество участников. В этот раз их не 10, а 13. Хотя, знаете, один из экстрасенсов для получения информации использует крысу. Так что ее я тоже считаю участником. 13-й сезон - самый интернациональный. В нем есть американец, египтянин, армянин, дагестанка, грузин…

- Кто-то из них заставил поверить, что на ваших глазах происходит нечто необъяснимое?

Если говорить про 13-й сезон, то мурашки по коже у меня пошли во время одного из испытаний, когда Елена Голунова (это мама Влада Кадони, участника предыдущих сезонов) разговаривала со змеями! Она что-то шипела, шептала.

Чувствовалось, что она правда знает их язык. И еще один раз я был удивлен, когда египетский экстрасенс угадал среди нескольких стаканов тот, где была налита не вода, а водка. Он просто взял меня за руку, прочел Коран (я тоже мысленно это сделал) и тут же указал на сосуд с алкоголем. Удивительно!

- Вы научились сразу отличать настоящих экстрасенсов от тех, кто ими прикидывается?

С первого взгляда определить экстрасенса очень трудно. Но по личному опыту могу сказать, что те, кто при первом знакомстве старается произвести на меня впечатление, из кожи вон лезет, лишь бы выделиться, как правило, ничего собой не представляют. И напротив, те, кто действительно обладает даром, не стремятся продемонстрировать его в первую же секунду.

Мне бывает очень обидно, что люди, которые проходят испытания, ничего не чувствуя и ничего не видя, начинают сочинять. Я бы советовал в таком случае сказать правду: «Я не могу сейчас пройти это испытание, потому что не готов». И я это всегда приму, пойму. Но когда кто-то начинает из пальца высасывать какие-то небылицы, только чтобы произвести впечатление, то, честно скажу, это ужасно раздражает. Моя задача на шоу «Битва экстрасенсов» вывести таких вот нечестных ясновидящих на чистую воду и показать зрителям, кто чего стоит.

- Ваша честность тоже вызывает вопросы. Часто кажется, будто экстрасенсам сливают подсказки, которые они уже сами докручивают. Ручаетесь, что никаких подстав?

Этот вопрос - а правда ли то, что происходит на «Битве экстрасенсов», или это все по сценарию? - люди задают мне чаще всего. С пеной у рта приходится доказывать, что всё - правда! Иногда экстрасенсы выдают такую информацию, о которой вообще никто не знал! Даже герои вспоминают о ней с трудом. Так что никаких подсказок!

- Дмитрий Назаров, который несколько лет вел программу «Кулинарный поединок», сейчас играет повара в новом сериале «Кухня». Представьте, что завтра получите предложение исполнить роль экстрасенса. Каким будет ваш герой?

Если бы мне предложили такую роль, я бы не стал играть какого-то конкретного экстрасенса, а взял понемногу от каждого. Помнится, Влад Кадони на одном из испытаний курил одну сигарету за другой. Было уже невозможно дышать, все было в дыму! Я сказал ему: «Влад, успокойся уже!» А он ответил, что сигареты и дым ему очень помогают. Было забавно. Наверное, я бы обязательно использовал это в роли… Я бы вложил иронию в своего персонажа. Я бы собрал черты всех моих подопечных: Влада Кадони, Алексея Педина, Валентина Дивина, который ходил с иглами дикобраза, шаманки Тудыв. Думаю, это был бы самый эффектный экстрасенс в мире!

- Если друг спросит вас, к кому пойти за помощью - к экстрасенсу или психологу, что посоветуете?

Все зависит от того, в чем нужна помощь. Иногда можно разобраться самим или сходить к психологу. А бывают ситуации, что в них, как на войне, все средства хороши. Тогда я советую кого-то из экстрасенсов. Я ведь со многими из них общаюсь, хотя сам за помощью никогда не обращался. Не потому, что не верю - просто не хочу быть зависимым от информации, которую получу.

20 января 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» актер Марат Башаров.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Наш сегодняшний гость - театральный актер Марат Башаров. Доброе утро, Марат.
М. БАШАРОВ Доброе утро всем.
К. ЛАРИНА Ранний гость, я уже сегодня всем, когда вас объявляла, сказала, что времена сильно изменились. Раньше заставить артиста драматического театра и кино прийти в эфир в 10 часов утра было практически невозможно. А сегодня нормально, да?
М. БАШАРОВ Да.
К. ЛАРИНА Ну, что, мы начнем с театра, поскольку это главный повод нашей встречи, спектакль называется «Рикошет». Это антреприза, насколько я понимаю, да?
М. БАШАРОВ Да, это антрепризный спектакль по пьесе английского драматурга Эдварда Тейлора. Это триллер-детектив и это пока на сегодняшний день моя единственная работа в театре, ну, действующем, потому что было до этого еще «Горе от ума» и был в театре «Современник», это было еще на заре моей юности, это было совсем давно.
К. ЛАРИНА А почему вы так театр не полюбили, не пошли в театр после окончания училища Щепкинского?
М. БАШАРОВ Ну, я, честно говоря, очень хотел работать в театре, и сейчас хочу, но почему-то меня не приглашают режиссеры.
К. ЛАРИНА Да ладно!
М. БАШАРОВ Честное слово! Да не знаю, так получилось, наверное, после окончания театрального института я пошел в кино. Пригласил Никита Сергеевич сняться в «Цирюльнике». Правда, он не говорил точно, какую роль он мне предлагает, просто меня отобрали в двадцатку юнкеров. И я подумал, что в театр-то я всегда успею, а сняться у Никиты Сергеевича надо сейчас. И я пошел сейчас сниматься у Никиты Сергеевича.
К. ЛАРИНА Ну, вот, насколько я помню, вы в «Утомленных солнцем» еще снимались. Тогда с ним познакомились?
М. БАШАРОВ Да, я снимался, это было на первом курсе, у меня была маленькая роль, я играл роль танкиста, которого бабулька била сумкой по голове. Но меня там почти не видно. Правда, в титрах есть.
К. ЛАРИНА Нет, там видно, когда вас еще не знаешь, то естественно, вас не видно, а когда уже знаешь кто такой, что за артист, то вспоминаешь, думаешь, да, да, да, где-то там я его видел. Ну, немножечко расскажите о вашей встрече первой с Никитой Михалковым. Все-таки сразу попасть в руки такого патриарха страшновато, наверное.
М. БАШАРОВ Ну, дело было так. На первом курсе пришла ассистентка по актерам в театральный вуз в Щепкинский, и сказала, что нужны на эпизодические роли ребята. Сказала, что есть роль танкиста, мы с еще двумя однокурсниками пошли, нас взяли, ну, Никита Сергеевич нас не смотрел. И все, и мы потом приехали, это снимали в Подмосковье, где-то вот по Можайке.
К. ЛАРИНА На Николиной горе, наверное, да?
М. БАШАРОВ Нет, там какие-то хлебные поля были, я даже не помню, где это было. Вот. И мы приехали втроем, нас одели в танкистскую форму, первый день, было лето, жарко, мы просто лежали на танках, загорали, второй день мы тоже загорали. А на третий день что-то съемки подошли ближе к нашим ролям. Правда, изначально у нас не было никакого текста, ничего не было. И потом, я помню, сижу я в танке, и подъезжает Никита Сергеевич на лошади.
К. ЛАРИНА Всегда на лошади.
М. БАШАРОВ Ну, он любит лошадей. А потом, все-таки, он снимался на лошади, поэтому подъехал на лошади ко мне, и говорит: ты актер? Я говорю: да. «Так, дайте ему текст, Тамара, дай ему текст быстро». И мне дали текст, на меня накинулись люди: гримеры, костюмеры. Начали меня поправлять, суетиться надо мной. И мне дали текст, даже сейчас вспомню «Бабушка, уходи, у меня приказ, не могу» Что-то такое. А она меня била сумкой. Вот и все. Вот я и снялся в этом эпизоде, после чего ассистент Никиты Сергеевича пригласила меня и тоже моего однокурсника озвучивать у Никиты Сергеевича есть такой на телевидении цикл, «Живопись» называется, где он берет картины и озвучивает их. Он пригласил нас озвучивать картину, я даже не помню, что это за картина, что это за художник, мы озвучивали двух рыбаков, деревенских двух парней, которые там на реке где-то ловили рыбу. «Шо, Вань, клюет?» - «Да не, не клюет. А у тебя клюет?» - «И у меня не клюет». «Какой же, Вань, ты дурак!» Мы тоже озвучивали эту картину. Я не знаю, может, он запомнил нас. А потом уже пригласил на юнкеров.
К. ЛАРИНА Ну, вы с ним, если можно так спросить, дружны, близки, общаетесь, как товарищи, скажем так? Хотя, я думаю, что вряд ли вас можно назвать близкими друзьями, но тем не менее. Разговариваете о посторонних вещах?
М. БАШАРОВ Ну, конечно, разговариваем, потому что Никита Сергеевич человек очень разносторонний, и когда мы встречаемся, я не могу, конечно, сказать, что мы каждый день с ним утром и вечером созваниваемся, но когда встречаемся, да, и вспоминаем многое, и на руках боремся. Ну, вот знаете, как армрестлинг. Мы как встречаемся, мы всегда с ним боремся. Один раз он мне в «Праге» чуть руку не вывернул.
К. ЛАРИНА Все актеры, которые с ним работали, и народные, и заслуженные, и молодые, и не очень молодые, они, конечно, вспоминают это время как самое счастливое время в своей жизни, и мечтают еще раз сняться у Михалкова. Безусловно, у него там своя атмосфера, на съемках, которую только он умеет создавать. Но это очень высокая планка, наверное, для начала. Вам это не мешает? Вот этот опыт, когда вы работаете с другими режиссерами, другого уровня?
М. БАШАРОВ Да вы знаете, дай бог каждому, чтобы каждый попал в начале своей карьеры, в начале своей жизни актерской, попал в руки к такому человеку. И наоборот даже, это подстегивает, когда ты сразу попадаешь в хорошие. То есть, постоянно нужно, когда ты увидел хорошее, что такое хорошее, нужно постоянно к этому стремиться. Я, по крайней мере, стараюсь. Не знаю, как это получается.
К. ЛАРИНА Ну, а в чем особенность его работы на площадке, что он делает с артистом?
М. БАШАРОВ Ну, это надо видеть.
К. ЛАРИНА Показывает сам? Он же актер блестящий.
М. БАШАРОВ Показывает, но как! Но сначала он дает тебе поле, все отпускает в твои руки. И ты лепишь себя сам. Если нужно где-то что-то подлепить, или подкрасить, он конечно, покажет. И ты понимаешь, что, господи, нужно было так играть, потому что он покажет лучше. Ну, просто его нужно повторить.
К. ЛАРИНА Вы себя не чувствовали учеником, когда снимались в «Сибирском цирюльнике»?
М. БАШАРОВ Ну, а как вы думаете! Конечно, чувствовал. Первая роль, это Никита Сергеевич, это Джулия Ормонд, это Олег Меньшиков, это Ричард Харрис, ну, это Ну, а как?! Это моя первая работа в кино была. Конечно, конечно, я смотрел широко открытыми глазами на все на это, и впитывал как губка.
К. ЛАРИНА А «Ворошиловский стрелок» раньше был или позже?
М. БАШАРОВ Нет, «Ворошиловский стрелок» был после.
К. ЛАРИНА А просто он по телевизору был показан, наверное. Поэтому очень многие запомнили вас по этому отрицательному персонажу. Вдруг отрицательное обаяние появилось у Марата Башарова.
М. БАШАРОВ Ну, да, мне после «Цирюльника» сказали: слушай, ты смотрел «Цирюльника»? Я говорю, ну, да. «Слушай, как там парень сыграл!» А меня все время путают с Димой Марьяновым, с актером. «Слушай, Димка Марьянов там классно сыграл Полиевского, класс!» Я говорю: да, действительно, классно сыграл Димка Марьянов Полиевского!
К. ЛАРИНА По-английски сами говорили?
М. БАШАРОВ Нет, дублер! Конечно, сам, потому что мы когда подготавливались к «Цирюльнику», мы же жили в Костроме в казармах и нами занимались усиленно.
К. ЛАРИНА Ну, давайте вернемся к самому началу все-таки, к театру. «Современник», о котором вы уже сказали, когда вы туда пришли работать вообще без всякого образования. В МГУ еще учились или еще нет?
М. БАШАРОВ Нет, еще нет, только поступил.
К. ЛАРИНА После школы.
М. БАШАРОВ Только поступил в МГУ, и еще не начав учебу, я
К. ЛАРИНА То есть, раньше о специальности актера, о профессии даже не мечтали, не думали? Или думали?
М. БАШАРОВ Я даже не знал, как это делается, и куда надо идти учиться, чтобы стать актером.
К. ЛАРИНА Чистый случай.
М. БАШАРОВ Да. Да все в нашей жизни случай.
К. ЛАРИНА И прямо понравилось сразу? Не испугались, ничего?
М. БАШАРОВ Нет, ну, страх был такой, мандраж был. Но я не знаю, что меня потянуло. Я помню вот, когда я приехал первый раз на репетицию, спектакль в «Современнике» уже был, так сказать, когда репетировали на сцене, я помню, я вышел на сцену, вот сзади, из-за кулис меня долго вели. Я помню темные эти кулисы, запах этот и я вышел, в меня лупил свет, а там, в глубине, такая вот пустота, темнота и только помню огонек режиссера от сигареты в зале. Вот среди этой темноты огонек мерцает. И вот это запомнилось. Это красиво. И это наслаждение такое.
К. ЛАРИНА Не боялись зала зрительного? Вот что приходилось в себе преодолевать, если вспомнить свои первые ощущения от сцены?
М. БАШАРОВ Нет, боязни зала не было, прямо такой уж боязни, что все, я не пойду сейчас играть, и все. Ну, конечно, конечно, было не жутко, а было как-то страшно, но не было прямо уж такого, чтоб меня до тряски. Да вы знаете, тоже говорить об этом это нужно попробовать, попробовать выйти на сцену. Ну, не зря же говорят, что на сцене все проходит, вся боль.
К. ЛАРИНА Да, точно, как в бою, действительно.
М. БАШАРОВ Да, да.
К. ЛАРИНА Кто вам первый сказал, что вы талантливый человек, что вам нужно учиться, быть артистом? Был такой человек? Который сказал, Марат, тебе надо учиться, ты актер.
М. БАШАРОВ Нет.
К. ЛАРИНА Не было?
М. БАШАРОВ Мне и сейчас такого никто не говорит.
К. ЛАРИНА Нет, ну когда вы в «Современнике» работали? Галина Борисовна Волчек не говорила вам ничего?
М. БАШАРОВ Нет. Да, по-моему, и не надо этого говорить. Может быть, кому-то и надо, но для меня это не главное.
К. ЛАРИНА Ну, вас нужно хвалить или ругать? Когда вы работаете.
М. БАШАРОВ Меня нужно хвалить. Потому что я Лев по гороскопу, а Львов надо холить и лелеять.
К. ЛАРИНА Львы, да, это амбициозные очень люди. Львов знаю я. Это так?
М. БАШАРОВ Спасибо за комплимент. Да, это так.
К. ЛАРИНА Хорошо. Про «Рикошет» мы еще ничего не сказали, а на самом деле надо сказать про то, что это триллер-детектив, кто все-таки это поставил, кто там с вами работает вместе?
М. БАШАРОВ Это независимый театральный проект, это замечательнейшие люди, которым я очень благодарен, это чистые, открытые, честные люди. Поставил спектакль Анатолий Спивак, классный режиссер, можно сказать, что он продолжатель Эфроса, один из немногих продолжателей, их не так много. Партнеры мои: Егор Дронов, тот самый мой однокурсник, который меня привел тогда в «Утомленные солнцем», который собственно сказал, что пришел ассистент от Михалкова, и пойдем попробуемся. Тот самый Егор, с которым мы озвучивали у Никиты Сергеевича эту картину. Илья Исаев, это молодой актер, который заканчивал тоже Щепкинское, у моего же мастера, у Виктора Ивановича Коршунова курс, но только на 4 года позже меня. И Оксана Игнатова, актриса, которая занята в этом спектакле, она в театре работает «Модерн».
К. ЛАРИНА Это больше коммерческая работа, как вы думаете? Чтобы зрителей привлечь? Чтоб поехать поиграть?
М. БАШАРОВ Нет.
К. ЛАРИНА Потому что сейчас к антрепризе, как вы сами знаете, Марат, отношение достаточно такое, многослойное.
М. БАШАРОВ Понятно, естественно, антреприза возможность заработать и актерам, и это и бизнес для кого-то. Я в театре не играл после «Горя от ума». Я хочу играть в театре. Даже можно сказать призыв к режиссерам. Режиссеры, если вы встаете так рано, актер Башаров свободен, свободен, как поняли, прием! Роли при нем. Вот Нет, я хочу играть. Потом, пьеса классная.
К. ЛАРИНА Она сюжетная, если это детектив, триллер, понятно. Хотя триллер на сцене я себе с трудом представляю.
М. БАШАРОВ Ну, вы приходите, посмотрите. Там есть и смешное, есть и страшное, есть и такое расследование, детектив. Ну, там все есть. Есть и любовь, естественно, как и везде.
К. ЛАРИНА А вы сами ходите на спектакли вот ваших товарищей? Смотрите что-нибудь?
М. БАШАРОВ А мне показалось, вы сами ходите на спектакли ваши.
К. ЛАРИНА Нет, вы смотрите что-нибудь? Вас же зовут друзья.
М. БАШАРОВ Зовут, конечно, конечно, по мере возможности хожу.
К. ЛАРИНА Ну, и как общее впечатление от современного театра?
М. БАШАРОВ Вы знаете, хорошее. Нет, правда, смотреть надо все, как вот нас учили в институте. Надо смотреть и плохое, и хорошее, все надо смотреть, потому что профессия такая, надо смотреть.
К. ЛАРИНА А курс у вас вообще талантливый был в Щепкинском училище? И как судьба его сложилась вот на сегодняшний момент? Сколько там прошло лет-то? Не так много, наверное, после окончания, да?
М. БАШАРОВ Ну, конечно, если сравнивать с курсами, которые были тогда, вот, раньше, был курс Олег Даль, Соломин, Кононов Михаил, конечно, если сравнивать с теми курсами, то, так сказать, пообнищал немножко, чуть-чуть. Ну, а с нашего курса Да давно мы не встречались с ребятами.
К. ЛАРИНА Ну, работают актерами люди? Или уже потихонечку разбредаются?
М. БАШАРОВ Работают, работают, но, я бы сказал так, что процентов, наверное, 70 с курса работают. Вы знаете, когда я поступил в театральный, когда было первое занятие по мастерству актера, это было 1-го сентября, нас собрал Виктор Иванович Коршунов, и сказал: «ребята, вот вы поступили, вы прошли очень жестокий отбор, вас было по 70 человек на одно место. Теперь я вам скажу очень грубую и, наверное, неправильную вещь: из вас, из 25-ти человек, которые вот сейчас передо мной сидят, актерами станут один, в лучшем случае двое. Это жестоко, но я вам сразу, 1-го сентября, с начала вашей учебы этому ремеслу говорю такие вещи». И я тогда подумал, думаю, черт побери, а почему не я, например, должен стать актером? Наверное, каждый из нас так подумал. Но в нашей профессии тоже везение в какой-то степени, везение. Я считаю, что мне повезло в жизни.
К. ЛАРИНА Тьфу, тьфу, сплюньте.
М. БАШАРОВ Тьфу, тьфу, тьфу. И везет.
-
К. ЛАРИНА Пока у нас был перекур, Марату даже позвонил его однокурсник. Про курс мы говорили. Оказалось, что это коллега не Марата, а мой коллега, скорее всего. Здесь уже вопросы на пейджер. «Есть ли у вас сайт в Интернете?» - спрашивает Лола. Есть?
М. БАШАРОВ Есть сайт, это неофициальный сайт, я его не создавал, мне просто случайно сказали, что в Интернете есть мой сайт, я нашел. Делают замечательные люди из Екатеринбурга, за что я им очень благодарен, и я могу сказать адрес?
К. ЛАРИНА Конечно.
М. БАШАРОВ www.marat-basharov.narod.ru.
К. ЛАРИНА Залезаете туда, смотрите, что про вас пишут?
М. БАШАРОВ Да, когда время есть.
К. ЛАРИНА Общаетесь с народом?
М. БАШАРОВ Да, там даже есть чат, и болтаю. Правда, я люблю заходить туда, сейчас раскрою тайну, под разными именами.
К. ЛАРИНА Инкогнито.
М. БАШАРОВ И говорю - девчонки, что нового про Марата знаете? Но меня в последнее время почему-то сразу раскусывают, а не Марат ли это?
К. ЛАРИНА Не ругаются там, ничего не говорят? Претензий пока не предъявляют?
М. БАШАРОВ Нет, претензий не предъявляют, но что мне нравится, что люди оставляют не только, если можно сказать, не только сладкие пожелания, но есть и, например, по поводу каких-то работ моих, по поводу ролей в кино какие-то замечания. Это нормально, это естественно, и это хорошо, это мне нравится, потому что как правило такого мало кто говорит в глаза. Что ты знаешь, тут надо было так, а здесь вот так, и вот это мне не понравилось. А так я читаю, и я очень благодарен, пусть пишут.
К. ЛАРИНА Еще вопрос от Евгения: «уважаемый Марат, вы снимались в «Кобре», как ваше впечатление о Таллинне и его жителях? Соответствуют ли характеры героев современным жителям города? О нынешней обстановке в этой республике, хочется ли вам туда еще раз съездить?»
М. БАШАРОВ Ну, Таллинн, это как-то город, очень хорошо Таллинн да, хороший город, и мне там очень понравилось, мы месяц снимали вот этим летом там. Почему-то называют «Кобра», но это, наверное, сериал, потому что мы снимали кино, которое называется «Черная кровь», и этот фильм вставили в сериал «Кобра». Да, мне понравилось, понравилось и сниматься, понравился и Таллинн, потом было очень жаркое лето, море, солнце и вода. Я вот всегда завидовал, знаете, фильм такой есть, «Три плюс два», и когда я смотрю этот фильм, я думаю, господи, какой кайф, они там живут, снимались на берегу моря, все съемки на берегу моря, как это хорошо! Потом, правда, я узнал, что они снимали в октябре и в ноябре, что было очень холодно. Но хорошо.
К. ЛАРИНА Совместить приятное с полезным.
М. БАШАРОВ Да.
К. ЛАРИНА Ну, здесь есть, кстати, о море. «Расскажите о фильме «Граница. Таежный роман», вы сыграли блестяще», - Марина просит рассказать.
М. БАШАРОВ Спасибо, Марина.
К. ЛАРИНА Там условия вообще как были?
М. БАШАРОВ Условия были тоже хорошие.
К. ЛАРИНА Болото, москиты, да?
М. БАШАРОВ Да это даже все как бы и не чувствовалось, не до этого было. Была хорошая компания, Александр Митта, Мишка Ефремов. Ну, самое ведь главное, это когда команда есть, и есть когда хорошая компания, я готов сниматься по 16 часов в сутки. Ты не замечаешь работу, наоборот она в кайф. Ну, наверное, и результат на лице, потому что фильм, наверное, я думаю, что он удался.
К. ЛАРИНА Удался, да, я вот сейчас его смотрю первый раз, потому что когда был первый проход, я посмотрела там кусочки какие-то, а сейчас смотрю с удовольствием, мне нравится. Но там же есть еще, насколько я знаю, вариант для большого экрана, да?
М. БАШАРОВ Да, есть, он тоже называется «Граница. Таежный роман». Он уже на кассетах вышел. Не знаю, был ли прокат или нет, но на кассетах уже вышел.
К. ЛАРИНА Спрашивают про ваших партнеров, здесь разные имена называются. Ну, вопрос, наверное, можно так сформулировать, с кем из ваших партнеров сложились дружеские отношения, кто стал вашими друзьями после работы?
М. БАШАРОВ Вот с друзьями-то это слово такое я вот считаю, что друг это надолго, это давно. Приятелей много, с приятелями я со всеми, в принципе, в хороших отношениях, со всеми поддерживаю. С Машкой Мироновой общаемся, регулярно хотел сказать. Ну, не регулярно, но общаемся, поддерживаем отношения. И с Андрюшкой Паниным. В принципе, со всеми. С ребятами из «Цирюльника». С Олегом Меньшиковым общаемся.
К. ЛАРИНА Ну, а так, те, кто ваши близкие друзья, они не из этого мира? Из мира детства, школы? Есть такие?
М. БАШАРОВ Да, да, да, близкие друзья. Это люди, которые давно. Но я бы сказал, что и из института у меня осталась пара друзей, пара друзей у меня осталась из курса.
К. ЛАРИНА Не завидуют?
М. БАШАРОВ Не знаю, это надо у них спросить.
К. ЛАРИНА Вы сами не чувствуете, что как-то отношения меняются?
М. БАШАРОВ Нет, я не чувствую. Я благодарен ну, вот сейчас мне позвонил мой однокурсник абсолютно искренне, Лешка Зверев сказал, что так держать, молодец. И я очень рад. Нет, я не чувствую. Если бы я чувствовал зависть с их стороны, то, наверное, я бы не дружил уже, это уже не дружба была бы.
К. ЛАРИНА А вы никому не завидовали?
М. БАШАРОВ Завидовал, и сейчас завидую.
К. ЛАРИНА Роберту де Ниро?
М. БАШАРОВ Да. Николсону, Мастроянни завидую.
К. ЛАРИНА Нет, ну, Мастроянни как раз не надо уже завидовать, уже поздно. А де Ниро и Николсону можно еще.
М. БАШАРОВ Но завидую, да, завидую.
К. ЛАРИНА Вот, теперь давайте перейдем к международным проектам. Тоже хорошая тема. Очень многие ваши коллеги стремятся поехать в Голливуде подработать, подхалтурить, как вот Володя Машков это с успехом делает, по-моему, Валера Николаев часто там бывает, частенько, Балуев был. У вас нет таких амбиций, скажем так? Или есть?
М. БАШАРОВ Ну, желание я бы съездил, если бы предложили, я бы съездил, посмотрел, поработал бы с вражескими режиссерами. Но пока нет таких предложений, нету, поэтому что говорить? Было бы - поехал.
К. ЛАРИНА А зачем? Из такого зоологического интереса или что?
М. БАШАРОВ Денег заработать. А что, а зачем они туда поехали, Оскара получить?
К. ЛАРИНА Ну, я честно говоря, я думала Оскара получить. Нет?
М. БАШАРОВ Не знаю, не знаю. Денег заработать можно поехать.
К. ЛАРИНА А что рассказывают? Вы с ними разговаривали на эту тему, с теми, кто там побывал? Там, говорят, все по-другому совсем, кино снимается.
М. БАШАРОВ По-другому, по-другому. Да я, собственно, не разговаривал на эту тему. Приезжают, вот если сравнивать человека до и после, то приезжают несколько другими и уже не такими. Приезжают уже ну не вражескими, но другими.
К. ЛАРИНА Ну, вот видите? Может быть, и не стоит ехать? Хотя это все очень индивидуально, конечно, на самом деле. Вот, Андрей Сергеевич Кончаловский тоже там побывал, и ничего, Кончаловский как Кончаловский.
М. БАШАРОВ Да, да.
К. ЛАРИНА Ну, что, давайте теперь про планы, это тоже хорошая тема, любимая тема наших слушателей. Очень все просят рассказать о ближайших кинопроектах, где вас можно будет увидеть в течение этого года, где вы работаете? Если говорить о кино.
М. БАШАРОВ Кино, вино и домино. Сейчас я снимаюсь в телевизионном фильме, режиссер Александр Буравский, ОРТ, называется «Хроника гангстерских войн». Снимаемся с замечательным актером, Александром Абдуловым. Для меня это, я считаю, это подарок, поработать с Александром Гавриловичем, потому что у него надо, так же, как у Никиты Сергеевича смотреть и учиться. Вот, собственно говоря, и все. То, что касается кино. А в театре это «Рикошет», и мне хватает сполна.
К. ЛАРИНА Скажите, пожалуйста, здоровый прагматизм необходим для творческой работы? Или это не нужно?
М. БАШАРОВ Где-то нужен, где-то и нет. В каких-то вещах он нужен. Но, зачастую вот у меня складывается так, что я не прагматик и у меня все получается очень быстро и спонтанно. Я очень быстро принимаю решения, не продумываю все, и не смотрю вперед. Хотя в некоторых вещах, конечно, и надо думать о будущем, надо.
К. ЛАРИНА Потому что я смотрю на вас, мне так кажется, что вы такой романтик. Потому что в основном нынешнее поколение советских артистов, они несколько другие. Они как-то свою жизнь выстраивают очень жестко, очень прагматично, вот, пытаются это делать.
М. БАШАРОВ Да, я не выстраиваю, у меня не получается, нет, не получается, хотя меня и мама корит, что я такой ветреный, ни о чем не думаю. Да жизнь, как говорил в пьесе «Пять вечеров» Володина
К. ЛАРИНА «Жизнь моя железная дорога и вечное движение вперед».
М. БАШАРОВ Да, и еще одна такая была фраза. «Жизнь нам дана один раз и поэтому прожить ее нужно так, чтобы потом не было больно за бесцельно прожитые годы». Поэтому надо наслаждаться жизнью. Ну, чего я буду думать, сейчас я снимусь в этой картине, чтобы сделать там ремонт в квартире. Да, понятно, я говорил, что нужно в Голливуд съездить хоть денег заработать, но я не прагматик, чтоб вот прям уж вот, нужно сняться там или сделать то-то, чтобы потом получилось это. А если получится это, то потом мне нужно то. Нет.
К. ЛАРИНА А просили когда-нибудь роль?
М. БАШАРОВ Нет.
К. ЛАРИНА Просто потому, что везло. А допускаете такую возможность для себя?
М. БАШАРОВ Нет, не потому, что везло. Не знаю, наверное, это амбиция своего рода. Ни разу не просил. Нет, не было.
К. ЛАРИНА Опять хочется сплюнуть. Нет, все равно везет.
М. БАШАРОВ Тьфу, тьфу, тьфу.
К. ЛАРИНА Так, возвращаемся к вопросам наших слушателей, они очень просят рассказать о Щепкинском училище, что читали, когда поступали? Кстати, хороший вопрос, редко его сейчас стали задавать. Раньше его задавали очень часто.
М. БАШАРОВ Ой, я из прозы читал Олешу, есть такой рассказ, «Зависть», кстати говоря, читал басню, у меня были «Слон и моська» и «Квартет» Крылова. Стихи у меня были Пушкина, «Цветок», такое стихотворение. И все, собственно говоря. Еще я поступал с балалайкой.
К. ЛАРИНА С какой балалайкой, с настоящей? Вы играете на балалайке?
М. БАШАРОВ Ну, так, трынькаю немножко.
К. ЛАРИНА Мне сразу вспомнилось почему-то «Собачье сердце». Не такой вариант?
М. БАШАРОВ Ну, в принципе, может, был похож, такой, парень такой, простяк такой. Вот, я пришел с балалайкой, и пел «Светит месяц, светит ясный». Наверное, я этим и взял педагогов.
К. ЛАРИНА Ну, брали на героя, наверное, да?
М. БАШАРОВ Брали на героя, хотя я вот и сейчас себя чувствую не столько героем, сколько раздолбаем. Я в институте отрывки делал какие-то комические штучки, старался играть какие-то комические персонажи. Но давали героев зачастую.
К. ЛАРИНА Ну, легко учились?
М. БАШАРОВ Легко.
К. ЛАРИНА Все нормально было? Без стрессов?
М. БАШАРОВ Давалось легко. Хотя мы жили, конечно театральный институт это как другой мир, ты уходишь в 9 утра, и возвращаешься в 12 часов ночи, а то и не возвращаешься вообще, потому что спали на сцене, стелили на сцене из костюмов, из реквизита какие-то и ночевали прямо на сцене, репетировали и ночевали. Так что, 4 года, действительно, я согласен с тем, что говорят, что студенческие годы это самые запоминающиеся, лучшие годы. Да, это так, у меня было так. Актер это не профессия, это болезнь.
К. ЛАРИНА Ну, почему, и профессия тоже. Когда она становится болезнью, это опасно.
М. БАШАРОВ Это болезненная профессия.
К. ЛАРИНА Вредная.
М. БАШАРОВ Да.
К. ЛАРИНА Кстати, о профессии. Очень многие считают, что это не мужская профессия.
М. БАШАРОВ Да?!
К. ЛАРИНА В том числе, и актеры сами, мужчины.
М. БАШАРОВ Ну, просто у нас сейчас так много актеров таких стало, вот, поэтому они, наверное, не считают.
К. ЛАРИНА Ну, не знаю, с этой точки зрения, может быть, и так. Но не знаю все-таки зависимая профессия, чего там говорить. Да, она болезненная, она вредная, но для мужчины это очень труднопреодолимые вещи. Как-то себя заставить кому-то подчиниться.
М. БАШАРОВ Вы знаете, я бы не согласился. Я бы не согласился, потому что она как сложна для мужчины, так и для женщины. Я считаю, что для женщины она гораздо сложнее. Гораздо. Женщинам Нам легче в этом котле вариться, легче. Есть возможность и подработать, если есть возможности подработать где-то в ином. А для женщины нет, для женщины болезненнее. Потом, и внешность у женщины.
К. ЛАРИНА И возраст.
М. БАШАРОВ И возраст. Нет. Я считаю, что для женщины-то потяжелее будет.
К. ЛАРИНА Может быть, вы с этим еще не сталкивались.
М. БАШАРОВ Ой, может быть.
К. ЛАРИНА Потому что тяжело иногда переживать такие вещи, очень болезненные для самолюбия, что для мужчины очень важно.
М. БАШАРОВ - А у женщины самолюбия нету, да?
К. ЛАРИНА Да, бросьте! Женское самолюбие это так, это вода абсолютно. И еще вопрос по Щепкинскому училищу, то, что мне интересно, что вы играли на дипломных спектаклях?
М. БАШАРОВ Я играл Островского, у нас была пьеса «Не в свои сани не садись». Я играл Степана, слугу, там есть такой персонаж. Значит, потом я играл «Пять вечеров» Володина, Славика. Я играл, пьеса такая, это французская пьеса, Пьера Шарля Мариво, автор, называется пьеса «Игра любви и случая». Я играл там тоже, Марио, что ли его звали, не помню, братика. И у нас еще был спектакль Фриша «Дон Жуан или любовь к геометрии», замечательная пьеса, но, к сожалению, не успели мы доделать эту пьесу, этот спектакль, не успели доделать, я играл там Дон Жуана.
К. ЛАРИНА Щепкинская школа, хорошая школа?
М. БАШАРОВ Ну, как
К. ЛАРИНА В наше время был такой анекдот про студентов театральных вузов, по поводу училищ. Щукинское, ГИТИС, Щепкинское, МХАТ, самых плохих отсылали в Щепкинское. Когда вот говорили, ну, этот и тут не может, и тут не может, и тут не может, в Щепкинское, до свидания. Сегодня, по-моему, такого разделения все-таки не существует. Все зависит от руководителя курса?
М. БАШАРОВ Наверное это, наверное, про Меньшикова говорят.
К. ЛАРИНА Ну, это редкие, кстати, звезды.
М. БАШАРОВ Его там отослали. Или Инну Чурикову. Ее отослали в Щепкинское, и они потом там
К. ЛАРИНА А вы во все поступали, как все это делают?
М. БАШАРОВ Я поступал в ГИТИС, по-моему, прошел первый тур, а потом пошел в Щепкинское, и на первом туре мне сказали: не ходи никуда, не надо.
К. ЛАРИНА Мы тебя берем, да?
М. БАШАРОВ Да. И я остался в Щепке.
К. ЛАРИНА Ну, и что вам это дало? Образование актерское? Что оно дает?
М. БАШАРОВ Ой, актерами не становятся, актерами рождаются.
К. ЛАРИНА Да.
М. БАШАРОВ Не знаю. Что-то дало, конечно, что-то дало, но прям уж сказать, что чему-то я научился в театральном, я не могу сказать.
К. ЛАРИНА То есть, оно все опыт, собственно, опыт, востребованность, собственное желание.
М. БАШАРОВ Ну, вы знаете, после театрального я пришел в кино. В театральном кино-то не учили. Киноделу. Хотя в дипломе написано актер театра и кино. И то, чему меня научили в театральном институте, я не знал, куда это применить в кино, потому что там это была уже жизнь, это была не учеба. А в жизни все по-другому, все гораздо серьезнее, и жестче.
К. ЛАРИНА Но если говорить именно о профессии актера, что бы вы назвали главным в ней? Именно с точки зрения профессионала?
М. БАШАРОВ Фантазия. Потому что, конечно, можно быть хорошим актером, но без фантазии, я считаю, это моя точка зрения, без фантазии сложно будет. Для меня это главное, фантазия.
К. ЛАРИНА Марат, вы еще очень и очень молодой человек.
М. БАШАРОВ Спасибо большое, я таким хочу остаться лет, наверное, 20.
К. ЛАРИНА Я вам желаю удачи. Напомню, что спектакль «Рикошет» открывается 23-го января. Где вы играете, на какой площадке?
М. БАШАРОВ Мы играем в филиале театра Маяковского, это вот на Сретенке, Пушкарев переулок.
К. ЛАРИНА А следующий спектакль не назовете, не помните когда?
М. БАШАРОВ Вы знаете, я очень забывчивый человек.
К. ЛАРИНА Хорошо, мы это узнаем, и скажем слушателям нашим обязательно. Я вам желаю ни пуха в этой работе, и удачи по жизни.
М. БАШАРОВ К черту! Спасибо. С богом.
К. ЛАРИНА Спасибо вам.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был актер Марат Башаров.

Что больше приносит удовлетворение: кино или театр?

Удовлетворение, наверное, приносит больше театр, а известность и материальную прибыль больше приносит кино.

Считается, что процесс кино затягивает, и если однажды в нем побывал, то хочется вернуться. Вы такое не испытываете?

Смотря какое кино. Вы знаете, так получилось, что после института меня взяли не в театр, а в кино, несмотря на то, что я закончил театральный институт. И я очень мечтал вернуться в театр, поработать, и, слава богу, три года назад так сложилось, что я начал работать в театре. Я, конечно, себя больше считаю театральным актером, нежели киношным.

Если бы Вы заработали очень много денег - допустим, Вас бы пригласили в Голливуд, и заплатили несколько миллионов долларов, на что бы Вы их потратили?

Часть бы прогулял, а часть пропил. (Смеется) Не знаю, на что. На жизнь, на отдых, но не стал бы класть на счет в банк, чтобы жить на процент этой суммы.

А есть какая-то мечта в жизни?

Есть: сняться в Голливуде, заработать несколько миллионов долларов.

А после этого?

После этого? Прогулять их и пропить.

Вы так отреагировали по поводу денег, как исконно русский человек. Вы же татарин?

Я татарин, но живу-то я в России, понимаете? А в этой стране нельзя по-другому. Что татары, что грузины, что украинцы, что белорусы. Мы живем в России, поэтому мы живем по принципам, по законам Российской Федерации.

А татары исповедуют мусульманство?

Да, я мусульманин.

В Мекку хотите съездить?

В Мекку? Вы знаете, у меня мама очень мечтает съездить в Мекку, совершить паломничество. Мечтает, но я её почему-то боюсь отпускать туда. Очень много случаев, когда там образовывается давка, очень много людей погибает, но может быть, как-нибудь я съезжу с ней. Пока еще я не готов.

То есть, Вы более мягко исповедуете религию, без фанатизма?

Да, можно, наверное, так сказать. На самом деле, я верю в бога, искренне, по-настоящему.

А Ваши дети какую религию будут исповедовать?

Я думаю, мусульманство. У меня жена не мусульманка, но мы говорили на эту тему, дай бог, будут дети, будут мусульманами. У меня у брата двоюродного, он сам мусульманин, жена - чистокровная еврейка, тоже верующая, а дочка приняла мусульманство. Несмотря на то, что в иудаизме, если мама у ребенка еврейка, то ребенок автоматически становится евреем, у них так принято. Но вот, в их семье так.

А Вы соблюдаете посты?

Это не мешает гастролям?

Нет, даже напротив. Даже помогает. Я вот, вообще, иногда грешу. Мусульманам нельзя выпивать, а на гастролях не выпить просто сложно. Потому что, нужно съездить один раз, чтоб понять, что это такое - гастроли. Поэтому, если я держу пост, мне даже это помогает, больше сил остается на гастролях - на посту не выпиваешь, придерживаешься каких-то ограничений.

Легко ли Вы разделись в спектакле "Ladies" Night. Только для женщин"?

Не сложно, легко, без напряжения. Нас долго к этому готовили на репетициях, потом нас водили в спортивные залы, чтобы фигура была подходящая, водили по соляриям, чтобы белого тела было меньше на сцене.

А в финале на сцену выходит из зала девушка - это подсадной человек?

Нет, это не подсадные люди, каждый спектакль разный человек. Ну, зачем же подсадной - это неинтересно. Они живо реагируют, интересно посмотреть на реакцию людей. Каждый раз разная девушка, и когда я спускаюсь в зал во время спектакля, и вытаскиваю мужчину, начинаю кормить его бананом, то это тоже не подсадной. Бывали случаи, когда кто-то из знакомых просил вытащить его девушку на сцену, и мы делали такие сюрпризы, но эта девушка никогда не знала, что ее выведут. Но одно из условий, когда девушку вытаскивают из зала, чтобы она была не в юбке, а в брюках, потому что во время спектакля девушка раздвигает ноги.

А бывали ли случаи, когда человек начинал реагировать неадекватно, не так, как Вы планировали?

Бывали случаи, когда девушки просто убегали со сцены в зал, их за руку держали, а они все равно убегали. Бывали случаи, когда девушки тоже начали раздеваться на сцене под бурные аплодисменты зрителей. Но я думаю, что в тот момент аплодировала больше мужская часть зрительного зала.

А Вы были на мужском или женском стриптизе?

Нет, бог миловал, на мужском не был. На женском бывал, даже участвовал. Мы как-то были на гастролях в Одессе, и девушки-стриптизерши пришли на наш спектакль. И после спектакля решили нам показать свое шоу, сделать такой подарок. И в ресторане они нам устроили шоу, и мы все ринулись тоже участвовать, получилось такое би-стрип-шоу. И мужчины, и женщины раздевались.

А во время работы над этой ролью не было желания сходить на мужской стриптиз?

Игорь Оршуляк, профессиональный стриптизер, который ставил нам финальное шоу спектакля, звал нас, некоторые ребята даже ходили. У меня не получилось сходить и посмотреть на мужской стриптиз.

Как Вы относитесь к поэзии?

Стихи я не пишу, единственное, что иногда пишу - это на дни рождения друзьям переделанные стихотворения. Маяковского переделать могу, дружеские смешные шаржики. А что касается слишком серьезной поэзии - честно скажу, не увлекаюсь. Я люблю простоту, люблю очень Пушкина, потому что все просто. Все гениальное просто. Иртеньева очень люблю. Что касается Пастернака - я не то что не люблю, он потрясающе пишет, но я не всегда понимаю.

А "Доктора Живаго" читали?

Ну, не много потеряли, несмотря на то, что он Нобелевскую премию за него получил.

Ну, и Сахаров получил, но это не значит, что нужно читать труды Сахарова, правильно?

Да, и вообще Нобелевская премия - это все политика. Как Вы относитесь к политике, кстати?

Да нормально. Единственно, жалко, что иногда люди, которые приходят в политику, очень меняются. Мне было бы интересно посмотреть в будущем на работу Арнольда Шварцнеггера в кино. Уже после того, как он стал политиком, посмотреть, как бы он играл. Не знаю, политика, это штука такая… Тальков, по-моему, пел: "Не дай бог вляпаться во власть". Это очень серьезная сторона жизни. Я, наверное, вряд ли бы смог, если бы даже была такая возможность. Я боюсь, это очень большая ответственность. Я поэтому и выбрал профессию актера, что никакой ответственности нет за то, что ты сделал.

По поводу Шварцнеггера я хотела спросить: Вам он нравится как актер?

Да, нравится. В принципе, смотришь "Терминатора" - он ничего не играет, просто ходит с каменным лицом. Но попробуй, походи с каменным лицом, ничего не получится, будет какой-то странный Железный дровосек. А ходить с таким лицом органично - это тоже искусство, не каждому дано. То, что он сделал - я считаю, это просто "Оскар"!

А если он станет президентом Америки?

Дай-то Бог, я буду счастлив.

Вы думаете, это будет на благо страны?

Почему же нет? Рейган тоже актер.

Но они тогда были нашими врагами…

Значит, у нас было что-то не так. Сейчас у нас, вроде бы, более-менее нормальные отношения с Америкой.

Моральную ответственность не чувствуете в профессии?

Нет. Я думаю, что моя профессия заключается в том, чтобы развлекать людей. Есть актеры-философы, которые пытаются научить людей как жить. Я - нет, я люблю развлекать и шутить. Поэтому я в фильмах стараюсь выбирать комедии и какие-то легкие, веселые, ненавязчивые штучки, чтобы народ веселился и не задумывался о жизни. Чтобы человек, приходящий на спектакль, улетал вообще на другую планету, и хотя бы на час, на два забывался и радовался жизни.

Но в "72 метрах", несмотря на то, что герой у Вас балагур, беззаботный, но фильм-то героический?

Так радоваться надо жизни, любить. В финале спасают же подводников. Ценить надо жизнь. Поэтому в этом фильме я сыграл раздолбая, веселого хохмача, насколько это получилось. Я пытался сыграть такого легкого человека.

Чулпан Хаматова тоже татарка. Вы с ней поддерживаете отношения?

Да. Мы учились в разных институтах на параллельных курсах, поэтому мы с института еще дружили. Слава богу, что получилось сыграть вместе в "72 метрах", и сейчас мы с Чулпан снимаемся у Владимира Ивановича Хотиненко в картине "Гибель империи" - это достаточно большой проект на "Первом канале", уже год снимается картина.

Кто там Ваш герой?

Играю немца, который работает в контрразведке. Наш, хороший немец. Он работает на батюшку-царя, мы придумали, что он немец с Поволжья. Действие происходит во время революции. Это довольно забавный, милый человек, который увлекается техникой. Такой Кулибин, который ездит на велосипеде, и увлекается автомобилями и всей техникой, которая на тот момент только была.

А с героиней Чулпан у Вас также какие-то романтические отношения?

Нет, не у меня. В этой картине не у меня.

А то Вы очень хорошо "монтируетесь", вам удалось сыграть чувство в "72 метрах".

Да? Спасибо большое.

Вы занимаетесь каким-либо видом спорта?

Занимаюсь для себя. Играю в хоккей. Просто я хоккеем долго занимался, около десяти лет. И вот сейчас играем периодически, два раза в неделю. Сейчас лето, закрыты все площадки, дворцы спорта лед растопили, поэтому летом в футбол играем. Актерской командой собираемся и играем.

Вы такой энергичный человек, постоянно огонь в глазах. Откуда столько энергии берете?

Еда, сон. Двенадцать часов в сутки я сплю. У меня аккумуляторы очень ёмкие, заряжать надо долго. А потом, чтобы произвести регенерацию аккумуляторов, нужно разрядиться, и помогает алкоголь, честно скажу, в нормальных дозах, нормальных количествах. Пивка я еще люблю. А потом, чего еще? Все, собственно.

Как Вам удается не сниматься в сериалах?

Почему, я снимаюсь в сериалах. "Гибель империи" - это многосерийный фильм, десять серий. Сейчас вот выйдет на НТВ, с Кристиной Орбакайте мы снимались, "Родственный обмен". Такая комедия легкая.

Вы вообще, не тусовочный человек? На светских вечеринках не бываете?

Не, я не очень люблю тусовки, я люблю избранные компании. Я люблю, когда почти все свои. Такие тусовки я обожаю. А незнакомые почему-то я не очень люблю. Я почему-то теряюсь.

Хотя считается, что актер должен находиться в свете, на мероприятиях…

Вот, наверное, потому, что должен, поэтому я не люблю. Я не люблю обязанностей: "обязан", "должен" идти "светиться". Я лучше буду светиться на экране, в театре, в работе, чтобы на меня приходили и смотрели в другом месте.

По поводу "72 метров": такой серьезный фильм на Вас как-то повлиял? Ваша роль на Вас лично отразилась - на Вашем характере, взглядах?

Я и раньше понимал, что такое подводники, но тут я посмотрел как они работают, как они живут, что это такое на самом деле. Это, конечно, перевернуло все мое представление о флоте, о подводниках. Эти люди не любят, когда их называют моряками. Они говорят: "Мы - подводники". Нужно там побывать, чтобы это понять. Это люди, которым надо при жизни памятники ставить. Самое смешное, что их никто насильно не загоняет в подводную лодку, все идут по призванию. И когда ты видишь, что люди идут на такую службу осознанно, просто поражаешься их мужеству, и я думаю, что моя профессия - просто ничто по сравнению с этой профессией.

Вы с ними в море выходили?

Да, выходил, мы даже погружались с актером Андреем Краско, который играл командира лодки, четыре раза на пятьдесят метров.

Как ощущения?

Неприятно. Интересного мало. Ладно бы, там было какое-то окошко, и можно было бы смотреть на рыбок. А так ты сидишь в комнате, в которой ни окон, ни дверей, и одно железо, приборы, и тебе говорят: тридцать, сорок, пятьдесят метров. Ты понимаешь только, что над тобой толща воды пятьдесят метров, и очень жарко почему-то.

А лодка атомная была?

На атомной погружались, и на дизельной. На самом деле зря я это рассказываю, потому что на секретных объектах погружались.

Вы воду пили забортную?

Как ощущения?

Ничего, морская вода.

Когда Вы готовились к съемкам "Сибирского цирюльника", Вас на самом деле поселили отдельно, готовили?

Да, мы жили в казармах, в военном училище три месяца. Как в армии, все по-настоящему. Нас сразу предупредили: "Ребят, вы едете в казарму, будете жить как в армии, только у вас форма будет того времени, будут занятия не по современному военному делу, а того времени". Поэтому мы были готовы. Нас обучали этикету, танцам того времени, фехтованию, строевой подготовке, Закону божьему - все было.

Вы изучали Закон божий, чтобы просто знать материал?

Нет, у нас на территории даже была церковь, и каждый юнкер того времени знал очень много молитв, молился: и утреннюю молитву читали, и вечернюю. Это нельзя сыграть, это должно быть в самом человеке. Чтобы не было такого, когда ты не выучил молитву, пришел на съемку и просто стоишь, поэтому нас учили заранее.

У Вас была возможность съездить домой, пообщаться с друзьями?

И это дало что-то для Вас?

Это очень много дало. Мне это дало вообще, можно сказать, восемьдесят процентов всего, что я делал в кино. Потому что я не знал как и что, не умел маршировать правильно, вообще ничего не умел. Тем более, что мы были мало знакомы друг с другом, а сыграть дружбу тоже нельзя. "Здравствуйте! - Здравствуйте! Меня зовут Вася. - Меня зовут Сережа. Сейчас мы должны в кадре сыграть дружбу". Как ее сыграть? Поэтому там мы подружились, у нас были уже свои "приколы", свои полувзгляды, свои шутки. И это все было найдено, рождено временем этим. Можно, конечно, придумать, но это будет не так.

И последний вопрос: как переводится Ваше имя?

Марат, по-моему, означает "великий" на древне-персидском, или древне-арабском. Это не татарское имя. Думали, что французское, но оказалось, что нет.

Фильм "Герой" Юрия Васильева, где Марат Башаров играет друга главного героя - офицера царской армии, благородного барона, который готов жертвовать собой ради любимой. Башаров нечасто дает интервью, но легко согласился говорить о яркой роли в громком проекте. И, размышляя о любви, как будто между прочим признался, что и сам снова влюблен и скоро станет отцом...

Марат Башаров

Марат, вы в очередной раз играете аристократа.

Кстати, да: графа играл в "Сибирском цирюльнике", Керенского в "Батальоне", тоже человека "из благородных", - что-то у меня прямо линия обозначилась... И в этой картине мой герой - барон, который и фехтовать, и на дуэлях стреляться, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах умеет. В реальной жизни я видел аристократа лишь однажды - князя Монако Альбера II. Мы были на фестивале телесериалов в Монте-Карло, на который приехали с сериалом "Индус". И там в зале сидел Альбер II, и был, помню, банкет шикарный...

Необходимо ли в своей актерской копилке искать что-то особое, чтобы сыграть "ваше благородие"?

Обязательно! Хотя иногда достаточно мужчине надеть военную форму, чтобы измениться. Появляется другая осанка, поступь. Он уже не будет стоять сутулясь, на полусогнутых ногах. Меня, я знаю, форма преображает. Вот еще хороший пример! Соседский паренек, Андрюшка, 12 лет, был раздолбай раздолбаем. У них мама ушла из жизни и папа один не справлялся с воспитанием. И отец отдал его в Суворовское училище. Через год приезжает мальчишка в отпуск. Он чуть подрос, у него вытянулась шея. Но не это главное. Андрюшка начал называть меня на "вы". За год - совершенно другой человек!

Он еще продолжает учиться и, когда приезжает домой, всегда позвонит, печенье какое-нибудь моей дочке Амели подарит или букетик. Так что, я считаю, необязательно иметь голубую кровь, чтобы взрастить в себе все это. В Суворовском ведь у них и танцы, и этикет, и история, и Закон Божий. Как же все это облагораживает человека! Достаточно иметь желание учиться. Будет желание - будет и стать.

Марат Башаров в фильме "Герой"

Приглядываетесь к поклоннику Амели?

Как к будущему жениху? Нет. Пока, во всяком случае. Но вырастут - посмотрим. Амели всего 11. Но ей, как любой девушке в любом возрасте, приятно внимание. Тем более от Андрюши, который совсем недавно снежки в нее кидал и за косички дергал. Хотя это тоже признаки внимания, конечно. В колеса велосипеда он ей палки вставлял, и она падала носом в асфальт. А сейчас он галантный кавалер. И у нее сердечко, я вижу, немного екнуло.

"Герой" - фильм о любви. Но и о войне тоже. Есть мнение, что бой важен для мужчины, как материнство - для женщины, что мужчина рожден для войны. Согласны?

Что женщину женщиной делает материнство - согласен. А с мужчиной - нет. Зачем сразу война? Считаю, что не война, а служба в армии должна быть в жизни каждого мужчины. И еще - сильные эмоции. Встряски. Они нужны, чтобы понять, что хорошо, что плохо.

Можете дать характеристику своему барону?

Во-первых, он человек долга. Во-вторых, очень сильный человек, готовый пожертвовать собой ради Родины, ради любимой женщины, ради друга. Честь для него превыше всего. Но жизнь складывается так, что мой барон вынужден жертвовать принципами, - а они правильные! - чтобы спасти Отечество, спасти друга и... спасти любовь. Потому что любовь (вздыхает), она такая... зараза!

Кадр из фильма "Герой"

Робко спрошу: а она вообще есть - любовь?

Есть. Мы сейчас с моей любимой ждем ребенка. У меня будет сынок, Бог даст. Держим кулачки. Так что все хорошо.

Ваша избранница актриса?

Нет-нет, Лиза (Елизавета Шевыркова. - Ред.) отношения к театру-кино не имеет. Два больных человека в одном доме - это тяжело. Есть крепкие актерские семьи, бывает, такие пары проживают целую жизнь вместе. А я нет, не могу. И, наверное, не только я с актрисой не ужился бы, но и актриса - со мной.

Давнюю мечту о большом доме, в котором жила бы ваша дружная семья, куда бы с радостью приезжали многочисленные друзья, вы осуществили?

Уже лет 11 как. Родилась моя дочь Амели, и появился загородный дом. В нем всегда многолюдно: приезжают друзья, приезжает моя бывшая супруга с ребенком, с мужем. Елизавета. Мы дружим семьями. Дочь неделю живет у меня, неделю - с мамой. Мы сразу так решили. И теперь у дома есть прекрасная хозяйка, ожидаем пополнения... Амели счастлива, что у нее будет брат. Уже второй: один - по линии мамы (Арсению, сыну Елизаветы Круцко - бывшей жены Башарова, а ныне директора артиста, - три года. - Ред.), а теперь вот будет по линии папы. И она уже фантазирует, как это будет здорово: она, такая взрослая, а рядом - братья, один из которых совсем малыш... Знаете, раньше мои мечты были связаны с новыми машинами, новыми квартирами. Человеку всегда хочется иметь что-то лучше того, что он уже имеет. Это естественно, это в человеческой природе. Но теперь у меня нет желания тратить силы на квартиры, на машины, на дома. Хочется уже детьми заниматься.

Вы научились ценить то, что имеете? В одном давнем интервью вы сетовали, что не умеете.

Я такое говорил? Нет, не согласен. Я всегда дорожу тем, что имею! Тем более если не так просто было желаемое получить. Вот в детстве, чтобы купить мне балалайку (я очень хотел научиться играть на этом инструменте), мама продала кроссовки, которые тетя привезла из Чехословакии. Мама сказала: "Либо инструмент, либо кроссовки". Надо было чем-то жертвовать, потому что денег на все не хватало.

Я пожертвовал кроссовками. Мы сдали их в комиссионку, и я бегал туда каждый день и смотрел - купили или не купили. И вот вижу - купили. Бегу домой, звоню маме. Она: "Хорошо. Но деньги за них мы можем забрать только через два дня". Такое тогда было странное правило. Я взмолился: "Мама, пожалуйста, давай купим балалайку, а потом заберем деньги!" И мама согласилась: "Ладно. Сделаешь уроки, приезжай ко мне на работу". Нашла где-то 11 рублей. Поехали в музыкальный магазин, купили. И я ею так дорожил! И играть научился, конечно. Поэтому нет - я всегда ценю то, что имею. И дочь так воспитываю. Чтобы не разбрасывалась. Потому что потом сложно восполнять то, что теряешь по молодости, по легкомыслию.

Вернемся к картине. Слово "герой" имеет много значений. В названии фильма какой у него смысл?

С одной стороны, имеется в виду тот герой, который готов за Родину жизнь отдать. Но лично я трактую для себя название так: наши с Димой Биланом персонажи - герои, потому что пронесли свою любовь с того момента, как она зародилась, до самого конца, через горе, через болезни, через смерть, через время. Страна умерла! Эпоха погибла! А любовь жива осталась. Хотя другой человек, наверное, отчаявшись, сказал бы: ее больше нет, она ушла... Но я убежден: любовь никогда не умирает. Просто уходит. В нашей истории геройство - сохранить, сберечь этот огонек, который однажды загорелся.

Вы с иронией относились к новичку на площадке - Диме Билану?

Скорее, с недопониманием. У Димы хорошая, сложная роль, роль - подарок для актера. Но получить такую роль и не сыграть ее - это все, профнепригодность и на карьере крест. Как можно доверить ее непрофессионалу? В своем деле он молодчина. Но играть в кино - это абсолютно другое. Но сомнения быстро ушли. Он оказался таким работягой! Дима меня даже в какой-то степени "завел". Я подумал: вот, блин, учится человек, стремится освоить что-то для себя новое, а я что? Есть же свободное время: учись на фортепьяно играть или в седле сидеть! Возможностей куча. И друзей-каскадеров - тьма. Говорят: "Приезжай в любое время! Принеси лошадям морковки, сахарку. И денег не надо. Катайся! Мы тебя научим". Актеру ведь нужно уметь все. Я говорю на английском языке и играл на нем не раз. И французский знаю. Пацаны утром играли в футбол во дворе, а я с папой мыл полы в столовой. И на эти денежки мне брали репетиторов. Но язык-то без применения забывается. Так возьми книжку на французском - почитай, повтори! Нет - лучше телик или Интернет, будь он неладен...

Давайте о приятном поговорим. О девушках, с которыми вы снялись в "Герое".

О, они прекрасны! Мне давно хотелось поработать со Светой Ивановой, потому что она такая... хрупкая. Еще я очень хотел оказаться на одной съемочной площадке с Таней Лютаевой. Мы с Таней понимаем друг друга с полувзгляда. И вот - посчастливилось. Юргита Юркуте, литовская актриса, которая в картине моя возлюбленная, - потрясающая, красивая, умная, талантливая. Но ей было сложно: в Литве молодое поколение уже плохо говорит по-русски. Юргита занималась по ночам, брала репетиторов, чтобы ей поставили интонацию. И вот будете смотреть картину, обратите внимание: разве можно подумать, что играет литовка, а не русская актриса? Вот это профессионализм! Наша "девичья" команда - это такой подарок!

Грустно было в финальный день съемок? Актеры жалуются: мол, кино - страшная вещь! Сдружишься, сроднишься, а потом финал - и все разлетаются в разные стороны...

Есть такое дело. А я вот воспользуюсь случаем и выступлю с предложением - снять картину "Герой 2". Или еще лучше - "Героиня". А? По-моему, хорошая идея! Может, продюсеры прочитают это интервью и задумаются? (Смеется.)

Текст: Марина Бойкова

Марат Башаров

Марат Башаров за свою актерскую карьеру пережил и крутой взлет, и падение, и снова подъем. Когда он появился впервые на экране в главной роли в сериале «Граница. Таежный роман», все таблоиды пестрели заголовками «О, Марат!». А после выступления в «Ледниковом периоде» свел с ума половину женского населения страны. Сейчас актер счастлив в третьем браке с одной из своих давних поклонниц Елизаветой Шевырковой. Год назад у них родился сын Марсель, и прошедшим летом .

- Марат, прежде всего, разрешите поздравить вас с бракосочетанием. Хорошо отпраздновали свадьбу?

Очень хорошо, в узком семейном кругу, человек сто, с друзьями и родными, и сразу уехали отдыхать в Доминиканскую республику. Марселя с собой не взяли, оставили с бабушкой. И удачно проскочили, как раз между двумя ураганами.

Мы не виделись с вами десять лет. Представьте, что вы с другом не виделись столько времени. Что бы вам захотелось рассказать о себе?

Свадьба у меня была, сын родился, подросла дочь, появилось много новых ролей в спектаклях и кино. Открыл юбилейный сезон «Битвы экстрасенсов». Эту программу на ТНТ я веду уже десять лет.

- Там действительно все по-настоящему?

Абсолютно. Если десять человек за день не спросят меня, правда это или нет, то день прошел зазря. (Смеется.) Попадаются иногда неадекватные люди, но в основном настоящие экстрасенсы. Никаких подстав. И они такие сложнейшие истории распутывают!

- Используя, так сказать, служебное положение, вы обращались когда-нибудь к экстрасенсу?

Никогда.

- Почему? Неужели не было соблазна узнать, хотя бы на пять лет вперед, что будет?

Этого нельзя делать. Экстрасенсы такие люди, как бы вам объяснить, они обладают такими способностями, что могут на энергетическом уровне влезть в твою жизнь и что-то там изменить, на что-то повлиять. И если ты слаб, то поведешься на это. Надо быть собранным, сильным, надеяться только на себя и никого не допускать к себе. Я так и живу всегда.

Десять лет назад в интервью вы мне сказали, что самое страшное в жизни - одиночество, когда тебя забывают даже твои дети, и если Амели вдруг забудет вас - этого не пережить. Как преодолеваете трудности ее переходного возраста?

Ей тринадцать. Пока ничего подобного не замечаю. Все хорошо, и, надеюсь, так будет и дальше. Она рисует и серьезно занимается в художественной школе. Они и на пленэр на этюды выезжают, все поставлено там на высоком уровне.

- И уже можно предполагать, что это станет ее профессией в будущем?

Думаю, да. Наверное. Хотя так сложно судить. Я, например, в детстве занимался очень многими вещами, всем, кроме актерского мастерства. И видите, как получилось? Мне говорили: «Поступай в театральный». А я не знал: куда идти, что делать? Может, и у дочки так будет. Она, например, обучилась компьютерной графике, это помимо того, что работает карандашом и кистью. Спрашиваю ее: «Кто тебя так научил?» Она говорит, что сама. И я смотрю и восхищаюсь, как она работает в этих программах. Я знаю компьютер, разбираюсь, но до такого уровня не дошел бы. А переходный возраст уже дает о себе знать. Звоню ей на днях после школы: «Амели, ты где?» Она говорит: «Папа, мы с друзьями зашли в кафе». - «Так. И что?» - «Просто сидим, болтаем, пьем чай с пирожными». - «День рождения чей-то отмечаете?» - «Нет. Решили отметить конец недели, пятница ведь». Я подумал: «Оп-па, вот он, первый звоночек». Но голос у нее был трезвый, веселый, и она при этом не скрывала, что гордится, что такая взрослая уже. И я погордился, что она не стала мне врать. Ведь когда дети скрывают что-то от родителей, это очень плохо.

- С уроками вы ей помогаете или уже отстаете от программы и помогают репетиторы?

Уже не догоняю. Потом, я же нетерпеливый человек, сразу психую. Или предлагаю: «Давай посмотрим ответ». Ответы же есть в Интернете, так ведь проще, правда? Иначе сидишь до ночи с этими уроками. Знаете старый анекдот? Папа звонит учительнице в три часа ночи: «Марья Ивановна, что вы делаете?» «Сплю», - отвечает удивленная Марья Ивановна. - «А мы „собираем яблоки“, „пилим деревья“ и учим стишки!» Так что у дочки репетиторы по математике и физике. Эти предметы я уже совсем не помню.

Геннадий Авраменко

- Ваша первая жена, мама Амели, Лиза, тоже вышла замуж?

Давно! У нее теперь трое детей. Сыну пять лет, и четыре месяца назад родилась дочка.

- И дети все общаются между собой?

Конечно. Знаемся домами. Даже ездили все вместе кататься на горных лыжах. (Улыбается.)

Вы рассказывали, что маленькую Амели можно было посадить смотреть рекламу по телевизору, и тогда она давала сделать какие-то неотложные дела. А Марсель как? Спокойный или такой же, как сестра?

Марсель не Амели, его рекламой не отвлечешь. Мультики занимают его ровно на минуту, и снова он требует внимания. Не знаю просто, как Лиза с ним справляется? Няню подходящую мы пока не нашли. А когда я был маленький, мы жили в коммунальной квартире и у соседей был телевизор. Мама сажала меня перед экраном, и я часами мог сидеть как завороженный, а она занималась делами. Я был очень заводной, и нередко мне доставалось от мамы за шалости. Марсель весь в меня и тоже будет получать ремня, если что.

- А как же ювенальная юстиция?

Официально говорю: за дело будет получать. (Смеется.)

- Как Амели с братиком ладит?

Прекрасно! Она с ним играет. Марсель очень ласковый, все время ее обнимает. А она у нас девочка еще не целованная, строго так: «Не надо, Марсель!». Она нежная девочка. А Марсель - моя копия. Мы сделали его черно-белые фотографии, и если сравнить их с моими детскими, тоже черно-белыми (цветных тогда еще не было), - одно лицо! Просто перепутать можно.

- Как вы думаете, Лиза решится родить второго ребенка?

Мы говорили об этом. Да! Мама однажды призналась мне, что отец просил еще мальчика или девочку, а она не решилась. Квартиры не было, и мама побоялась, что меня в чем-то обделит, если появится еще ребенок. А потом очень об этом жалела! Она сама призналась мне в этом, уже когда я совсем взрослым был. Так что мы с женой настроены расширять семью.

- Жаль, что вашей мамы так рано не стало и она не увидела Марселя…

Да, потеря ужасная. Все случилось внезапно, я был совершенно не готов к этому. И, конечно, очень жаль, что Марсель вырастет без нее. Хотя мне кажется иногда, что он с ней общается. Ведь говорят, что малыши имеют связь с космосом; мне кажется, что у него с бабушкой есть контакт. Он смотрит иногда куда-то вверх, что-то лепечет и смеется. Мне кажется, это она, мама… Мне очень ее не хватает. Мама была моей опорой, тылом, а теперь я один.

- Ваши близкие друзья, которые с вами все эти годы, - это кто?

Рома Костомаров и Оксана Домнина. Илья Авербух и семья Костомаровых не смогли присутствовать у нас на свадьбе и теперь требуют встречи, чтобы официально нас поздравить. Изыскиваем время и возможность встретиться. Купленный тостер им нужно нам подарить. Катя и Саша Стриженовы - самые близкие мне люди уже много лет. Катя даже была свидетелем на нашей с Лизой свадьбе.

- Помнится, вы еще с Олегом Меньшиковым дружили и играли с ним в хоккей…

Нет, мы играли с ним в футбол. У нас по-прежнему хорошие отношения, но жизнь немножко развела нас в стороны. Олег теперь занятой человек, у него театр. А в хоккей мы играем с артистами. У нас и команда так называется - «КомАр», команда артистов. Надо держать себя в форме. Я заметил, что стало как-то сил не хватать. И два раза в неделю мы обязательно собираемся на игру.

- Когда успеваете, вы же все время то на гастролях, то на съемках?

После спектакля, ночью.

- Хоккей - силовая игра, и на ночь глядя давать такую нагрузку на сердце разве полезно?

Что вы, это не нагрузка, а сплошное удовольствие, отдых. Недавно у нас была встреча с командой Жени Плющенко и Александра Мостового. Их команде исполнилось пять лет. У нас состоялся товарищеский матч, потом был банкет, куда пригласили и наши семьи.

- Расскажите про свою жену.

Я очень благодарен Лизе, что она не обиделась на меня за то, что я тогда надолго пропал (в 2014 году Марат женился на Екатерине Архаровой, а после развода снова вернулся к Лизе. - Прим. авт.), и не изменила свое отношение ко мне.

Наоборот, она вас очень поддержала, когда случился скандал с вашей бывшей женой Екатериной. Написала, что любит вас по-прежнему.

Да. Я это оценил.

Не понимаю, как можно судить о чужих семейных проблемах, если не знаешь ситуацию изнутри? Честно говоря, «показательное выступление» Татьяны Тарасовой у Малахова мне тогда не понравилось.

Вот именно! Татьяна Анатольевна не знала, что и как было на самом деле. Она уважаемый и прекрасный тренер, но она не в курсе нашей семейной истории. И я очень благодарен режиссеру Григорию Константинопольскому, что дал мне тогда работу в сериале «Пьяная фирма».

- А что, отвернулись многие?

Почти все…

- Да, я посмотрела, у вас сейчас мало кинопроектов - по одному в год. Но слышала, у вас своя антреприза?

У меня четыре антрепризы.

- И одна из них - ваш проект?

Нет, конечно. Я артист и не могу быть больше никем: ни продюсером, ни режиссером. Сейчас у меня премьера - «День сюрпризов» с Татьяной Васильевой. Я со школьных лет был влюблен в эту актрису после фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Все мальчики из нашего класса были влюблены в персонаж Татьяны Веденеевой, а я - в Татьяну Васильеву. И когда мне предложили с ней играть, я, не читая даже пьесы, сразу согласился. Татьяна Григорьевна - величайшая звезда сцены, мэтр. Она удивляет и завораживает, как удав, в ее глазах можно пропасть и там остаться. Когда смотрю в них, то ловлю себя на том, что задумываюсь, утопаю. И с ней играть - как на минном поле: она непредсказуемая, всякий раз разная. Временами просто не выдерживаю, срываюсь и ржу. Отворачиваюсь от зрителя и умираю со смеху. Вот такая она, наша Т. Г. Еще у меня спектакль на двоих с народным артистом Владимиром Александровичем Стекловым по пьесе Энтони Шеффера «Игра». А со Стержаковым Володей «Сублимацию любви» мы сыграли девяносто девять раз! И все никак не могли поставить юбилейный, сотый спектакль. То я на съемках, то он. И четвертого октября мы наконец-то встретились. Перед спектаклем начали вспоминать и проходить материал. Волновались - все-таки год почти прошел и возраст сказывается, но выяснилось, что есть еще порох в пороховницах. Удивительно: оказалось, тело помнит все лучше, чем голова. Тело ведет тебя в определенную мизансцену, и ты вспоминаешь и текст, и шутки, и как зритель тогда реагировал. И такой кайф ловишь от этого! А в ноябре у меня премьера фильма «Движение вверх». История о том, как сборная СССР выиграла в баскетбол у непобедимых американцев. Это произошло на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Впервые за тридцать шесть лет американцы проиграли. Наши вырвали у них победу в последние три секунды. Это была уникальная игра. Американцы так обиделись, что даже приз свой не забрали. Он до сих пор там. Я играю чиновника от спорта.

- Что еще было у вас за десять лет, о чем приятно вспомнить?

Работа в шоу «Звезды на льду» с Ильей Авербухом. Оно было блестящим. Потом мы выступали с концертами и спектаклем на льду, гастролировали по всей стране. Нас принимали шикарно, и за рубежом тоже. Там ведь наших много, они скучают и всегда нам говорят: «Приезжайте еще!» Я бы вернулся, если бы Илья меня позвал. С большим удовольствием. Это было самое прекрасное время. Год мы работали в Сочи со спектаклем «Огни большого города». Потом Илья сделал «Кармен» - и меня не позвал. После - «Ромео и Джульетту». Меня не позвал. Пользуясь случаем, через ваш журнал обращаюсь к Илье: «Если так дальше пойдет - уйду к Навке!». Татьяна как продюсер готовит свое шоу «Руслан и Людмила».

- А она звала?

Нет. (Смеется.) Если тоже не позовет - пойду к Плющенко.

Я вас видела в фильме «Батальонъ» в роли Александра Керенского, очень интересно. По-моему, роль получилась. Вы убедительны в этом образе.

Говорят, я на него похож.

Похож-то похож, но при взгляде на вас не скажешь ведь сразу: «Ой, Керенский!». Роль действительно яркая получилась. Вы много в нее вложили или была прописана хорошо?

Я благодарен Игорю Угольникову, который был продюсером этого фильма и автором идеи. Он показал мне много интереснейшей архивной кинохроники. Я такой никогда даже не видел. Я смотрел, как Керенский говорил, как он держался, двигался. Личность ведь очень неоднозначная. Александр Федорович прожил долгую, насыщенную, страшную временами жизнь.

Как поживают ваши поклонницы, которых раньше у вас было просто море? Лиза познакомилась с вами через Интернет, наверное, и другие пытались это сделать?

Они поживают по-прежнему. Но сейчас меня в соцсетях нет. Пользуясь случаем, сразу скажу всем: не ищите меня там. Если какие-то страницы еще существуют - это фейк. Но есть мой сайт, который давным-давно ведут Яна и ее команда. Девчонки молодцы: ни одной моей премьеры не пропускают. На день рождения дарят мне интересные творческие подарки. И Марселю на день рождения сделали отличный подарок, с юмором. Книги обо мне оформляют со стихами. Такое внимание дорогого стоит, и я им очень благодарен за верность.

- Они вас к Лизе не приревновали?

Не думаю. Я их личную жизнь не знаю, но такие красавицы не могут быть одинокими, у них наверняка есть пары.

- Вы по-прежнему живете за городом и московскую квартиру не жалуете?

В городской квартире совсем находиться не могу. Там соседи, тут, сверху, снизу - ужас! Хотя сам-то вырос в коммуналке. И прекрасное, между прочим, было время. Все соседи меня любили, печеньем угощали. Их нет уже давно, а я всех помню по именам. Тетю Валю. Она сидела в инвалидном кресле и не могла взять меня на руки, меня сажали к ней на колени. Дядю Колю, столяра, - у него были золотые руки. И я, маленький, завороженно наблюдал, как он из дерева мастерил всякие вещи. Это было просто колдовство, магия. А мальчишке это ведь как интересно! Сейчас есть какой хочешь инструмент, а тогда что было - молоток да рубанок. И на мой день рождения он однажды смастерил маме табуреточку для меня. Она сохранилась до сих пор. Когда я занимаюсь чем-то по хозяйству, показываю Марселю, чтобы он смотрел, учился у меня.

- Помнится, загородный дом вы сами строили? Довольны результатом?

Нет, все не так! (Смеется.)

- Пришлось перестраивать?

Нет, мы построили еще гостевой домик с баней.

- Сейчас другая жизнь и другие люди. Как вы живете в поселке, дружно?

Живем дружно. Мы можем к ним без звонка прийти, и они к нам: если свет в окнах горит, значит, не спят. По большей части в нашем поселке врачи. Шестнадцать домов и одна улица. Я называю ее Бродвей. Дома стоят по одной стороне, и наш почти в конце,когда возвращаюсь поздно, вижу, кто из соседей спит, а кто нет. Поэтому мы с Лизой ходим в гости чаще, чем ходят к нам. (Смеется.)

- «Может, пьют вино, может, так сидят»?

Или в лото играют. Часто это практикуем.

- Какие у вас еще общие интересы с соседями? Может, на рыбалку ездите вместе?

Нет, на рыбалку и охоту я езжу с друзьями. Ходим на кабана, косулю или лося. А на рыбалку выезжаем два раза в год, весной и осенью, на Ахтубу. Это Мекка моя, Ахтуба.

- А семью можно брать с собой на рыбалку?

Можно. Марселю было всего полтора месяца, когда я предложил Лизе: «Хочешь со мной?» А она легкая на подъем: «Давай!». Сели в самолет и полетели. Так Марсель в первый раз на рыбалке побывал. Я удил рыбу, а он в коляске ждал с мамой улова на берегу. Как только подрастет, обязательно буду брать его с собой. Мой партнер по сцене и экрану Володя Стержаков тоже заядлый рыбак. У него два сына. Он мечтал передать им страсть к этому занятию, и, представьте, ни один, ни другой совершенно рыбалкой не интересуются. Он страшно горюет об этом. Поэтому у меня большое опасение: если Марсель не полюбит рыбалку, это будет удар для меня. Да, действительно, за эти десять лет многое произошло в моей жизни. Но самое главное, что сын родился. Марсель Маратович Башаров, продолжатель фамилии. Это важно.