Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Музыкальный инструмент похожий на трубу. Труба - музыкальный инструмент

Труба с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет своего пронзительного звучания она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу. А в польском городе Кракове до сих пор храниться история о герое-дозорном, который несмотря на ранение, смог предупредить жителей о надвигающейся опасности. Он успел вовремя подать знак о приближении вражеского войска в медную трубу, однако до конца так и не доиграл. До сих пор в этом городе позывной сигнал – это мелодия, которая внезапно обрывается на последнем звуке.

По мере совершенствования труба стала занимать все более значимое место в музыкальной культуре. Первоначально обладая способностью исполнять лишь отдельные ноты, она со временем превратилась в полноценный инструмент, для которого многие композиторы стали сочинять отдельные произведения.

Историю трубы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный - так можно описать голос трубы. Она имеет характерный насыщенный тембр, который придает звучанию оркестра величественность и патетичность. Также звук трубы применяется для придания музыке драматического характера, когда внутреннее напряжение достигает своей кульминации. Голос этого инструмента создает героические, волевые и мужественные образы, он умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно, когда озвучивает сцены сражений.

Диапазон трубы от ми малой октавы до ре третьей октавы, но это не предел, мастерство музыкантов позволяет его немного увеличивать.

Для расширения средств художественной выразительности трубачи очень часто применяют сурдину - приспособление которое по форме напоминает грушу. Главное ее назначение - это изменение силы звука и некоторые звуковые эффекты. Так, на трубе "форте" с сурдиной звучит вызывающе дерзко, а "пиано" дает эффект звучания на расстоянии. С помощью сурдины инструмент может издавать мяукающие, квакающие и рычащие звуки, а также она помогает музыканту создавать разные образы: от суровых и мрачных, до необыкновенно нежных.

Труба является технически подвижным инструментом, на котором исполнитель, в зависимости от его мастерства, может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные трели.

Фото :





Интересные факты

  • Труба может показаться небольшим и компактным инструментом по сравнению с более крупными, такими, как тромбон или валторна , но если ее выпрямить, то длина трубы будет составлять примерно 190 см, а это выше, чем рост среднего человека.
  • Самые ранние трубы делались из различных материалов, в том числе из раковин и дерева.
  • Самая большая труба имеет длину 32 метра, диаметр раструба составляет 5,2 метра. Звук на ней воспроизводится с помощью воздушного компрессора.
  • Знаменитая труба с изогнутым раструбом торговой марки «Мартен комитет», которая принадлежала джазовой легенде Диззи Гиллепси, была продана на аукционе Кристис в 1995 году за 55000 долларов.

  • На трубе играли такие знаменитости, как Джеймс Хант (автогонщик), Ричард Гир (актер), Джеймс Вуд (актер),Джастин Бибер (певец), Стивен Тайлер (рок музыкант), Сэмюэл Л. Джексон (актер), Пол Маккартни (Битлз), Джейн Мэнсфилд (Актриса).
  • Самая высокая нота, которую когда либо исполняли на трубе, «До» четвертой октавы.
  • Две трубы, одна серебряная, другая бронзовая, были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Были предположения, что они имеют магическую силу и их звук может вызывать начало войны. На этих инструментах сыграли 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, также трубы звучали перед войной в Персидском заливе в 1990 году, и не так давно на бронзовой трубе играли снова, за одну неделю до египетской революции 2011 года.
  • Первая фабрика по изготовлению труб была основана в 1842 году в Париже выдающимся конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом.
  • Крупнейший ансамбль трубачей, в котором участвовали 1166 участников, выступил на концерте, организованном в городе Оруро, Боливия, 19 февраля 2006. Ансамбль трубачей был частью большого мероприятия с участием 5000 различных музыкантов.
  • Самая длинная шеренга из трубачей состояла из 105 исполнителей и была задействована в рамках мероприятия, организованного на футбольном стадионе города Эвелей, в Великобритании, 7 сентября 2014 года.
  • В Японии фирмой Тойота в 2005 году был разработан первый в мире робот, который может играть на трубе.
  • Tromba – так называют трубу итальянцы, trompette - французы, die Trompete - немцы, trumpet – американцы.

Конструкция

Современные трубы изготавливаются из латуни - это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком или гальваническим покрытием с содержанием серебра, никеля, реже золота. Кроме латуни, трубы изготавливают из серебра, меди, а иногда из золота.

Труба имеет форму тонкого цилиндра, который остается неизменным по всей длине, что придает инструменту характерный для него живой звук. С одной стороны у трубы имеется расширенное отверстие чашевидной формы – это раструб, с другой - мундштук.

Этот инструмент, сложенный в два раза в форме овала, кажется очень компактным, но если его выпрямить, то длина составит 1,5 метра, а иногда и больше.

Труба состоит из следующих элементов: основная крона, раструб, добавочные кроны, вентили, мундштук.

Трубач с помощью всего 3 клапанов может извлекать 45 разных звуков.


Применение


Труба - это универсальный музыкальный инструмент. Спектр применения ее очень разнообразен - симфонический, духовой, эстрадный оркестры, джаз, фанк, ска – джаз, рок и многие другие музыкальные направления. Тембр трубы - яркий, чистый, чуть резковатый, очень часто привлекал внимание композиторов разных эпох. И.С. Бах , Л.В. Бетховен , И. Брамс, Ф. Лист , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвин, Г. Малер, М. Мусоргский , М. Равель, Н. Римский-Корсаков , А. Скрябин, Д. Шостакович, П. Чайковский , Д. Верди и многие другие доверяли трубе сольные моменты. Трубы зазвучали в торжественных, героических, а иногда и лирических эпизодах.

В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос.

Примой труба является и в джазовой музыке. Символом и душой джаза она стала, когда появились такие разновидности жанра, как диксиленд, новоорлеанский джаз, чикагская школа и прочее.

Репертуар и известные исполнители

Техника исполнения на трубе и ее выразительные возможности очень большие, и, восхищаясь ее красивым и богатым звучанием, композиторы охотно писали для нее свои произведения. Следует особо отметить концертные произведения Й. Гайдна , И. Гуммеля, А. Гедике, С. Василенко, А. Арутюняна, А. Пахмутовой, М. Вайнберга, А.Томази, Р. Щедрина, Б. Блахера.

Исполнительский репертуар для трубы очень богат. Композиторы в своих произведениях показали, что этот инструмент также виртуозен как скрипка, нежен как человеческий голос и обладает стилистической пластичностью фортепиано, а известные исполнители-виртуозы, такие как М. Андре, Л. Армстронг , Д. Гиллеспи, Т. Докшицер, К. Браун, М. Дэвис, С. Накаряков, Ч.Бейкер, А. Сандоваль, Э. Кэлверт, Г. Орвид, У. Морсалес, Ф. Хаббард и многие другие доказали это своим мастерством.

Произведения

И. Гайдн - Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

Г. Томази - Концерт для трубы с оркестром (слушать)

Как выбрать трубу для ребенка

Труба – это инструмент, который, несомненно, привлекает к себе пристальное внимание, в том числе и детей. Если ребенок услышал трубу и выразил большое желание научиться играть на этом инструменте, что должны знать родители. Во-первых, с обучением на трубе лучше всего не торопиться, начинать нужно в возрасте 10-12 лет, организм ребенка должен быть уже достаточно развит: хороший объем легких, развитая артикуляция и музыкальный слух. Учиться игре на трубе довольно не просто, трубач не видит клавиатуру, а только может мысленно представлять ее. Ребенок должен быть готов хоть и не к продолжительным, но систематическим занятиям, только тогда инструмент будет покорным в руках юного музыканта. Если ваш ребенок еще довольно мал, чтобы приступать к занятиям на трубе, можно не откладывать начальный период музыкального образования, а сначала овладеть инструментом, который больше подходит по возрасту, например, пианино или блок- флейта. Это будет очень хорошей базой - ребенок познакомится с музыкальной грамотой, разовьет слух, память и внимание.

Занятия на трубе, как говорят врачи, очень благотворно сказываются на здоровье: укрепляют легкие и нервную систему. Непоседливые и неуравновешенные дети превращаются в спокойных и выдержанных.

Обучение необходимо начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой. Фирмы, которые выпускают трубы различных модификаций – это AMATI, BACH, BOSTON, BRAHNER, CONN, KING, ROY BENSON, VESTON, YAMAHA. Большинство моделей, предназначенных для начинающих музыкантов и студентов, достаточно высокого качества и по разумной цене.

История

История трубы начинается в далекие времена, сведения об этом инструменте доходят до нас из Древнего мира: Египта, Греции, Индии, Китая. Сохранились античные рисунки, на которых изображены люди, играющие на трубе,

В течение большей части своего существования, этот инструмент мог издавать только один или два звука и выполнял в основном функцию фанфары по особым случаям: придворные церемонии, рыцарские турниры, объявление о прибытии важных гостей, королевская свадьба. Труба также сопровождала религиозные обряды или военные действия, звучание ее было хорошо слышно на большие расстояния и сквозь грохот боя. На трубах играли специально обученные люди, к которым относились с большим уважением.

До 14-15 веков эти инструменты были довольно длинными, и играть на них было очень неудобно, тогда трубы начали скручивать и инструмент приобрел свою характерную форму. Но это еще были натуральные трубы, без вентилей, которые могли извлекать только звуки натурального звукоряда.

В 16 веке ремесленники из Нюрнберга (Германия) начали изготавливать и распространять эти инструменты по всей Европе. И в конце столетия трубы стали использовать в музыкальных произведениях, сначала низкий регистр, а затем и верхний.

В течение 17 и 18 веков натуральная труба достигла вершины своего развития и использовалась с большим успехом в составе оперного оркестра. Мы встречаем ее в произведениях Генделя и многих других композиторов. Роль трубы в то время очень скромная: несложные, короткие мелодии по звукам трезвучия, сигналы и участие в гармоническом сопровождении. Сложенная в традиционной форме, длина инструмента варьировалась от 1,8 до 2,5 м.

Очень важным событием в истории трубы стало ее механическое улучшение, изобретенное в 1814 году – это клапана. На трубе появилась возможность исполнять хроматический звукоряд, а также точнее интонировать. Звук стал красочнее и сильнее. В 1832 году труба еще более усовершенствовалась: клапаны заменили на помповые вентили. Хроматическая труба очень долго внедрялась в оркестр, так как композиторы относились к ней с большой предосторожностью. Только в 1831 году новая труба вошла в состав оркестра, и первый, кто признал ее достоинства, был Р. Вагнер .

Труба - это удивительный инструмент, который приковывает внимание и завораживает слушателей с первого звука. Она имеет не только славную историю и выделяется универсальностью своего использования, труба способна заполнить своим волшебным звучанием всю вселенную. Обо всех достоинствах этого инструмента, его неповторимом тембре или его богатой технике исполнения, можно рассказывать очень долго, но лучше всего, просто послушать как он звучит.

Видео: слушать трубу

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

Применение сурдины

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Сурдина для классической трубы - грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн .
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис , Морис Андре , Хокен Харденбергер.

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов, которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн Es-dur
  • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

Натуральная труба

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер - три концерта
  • Леопольд Моцарт - Концерт
  • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

Соло в оркестре

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) - Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель - Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги - симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков - сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин - Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус - «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский - симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец - корнет)
  • Джузеппе Верди - опера «Аида»
Труба на викискладе

Строение трубы

Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей .

Применение сурдины

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука (чашечная сурдина-грибок, букет, планжеры и шляпки) или чаще тембр (обычная груша). Сурдина для классической трубы (груша ) - грушеобразная болванка из никеля, вставляющаяся в раструб. forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (сходный прием на валторне застопоривание), а Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука, так же в современной музыке используется чашка для грушеобразной сурдины (сурдина целиком грибок ) она придаёт мягкий, слегка плаксивый звук. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов - рычания, кваканья и т. п. Главные среди них выпрямленная груша , которая открывает выход (звук резкий и жесткий, но без звенящего оттенка и трескучести), на прямой сурдине тихий отдаленный звук невозможен, Хармон - груша с стержнем для выхода воздуха, используемая для создания звучания в отдалении (что лучше получается, чем на обычной груше, так как отсутствует трескучесть) и для эффектов мяу-мяу (с помощью движений стержня) - Хармон всегда звучит только тихо и в отдалении. Такие сурдины как Вавер и Букет делаются из дерева и не имеют ничего общего с грушей (прямая и хармон это видоизмененные груши для усиления ее свойств в громкой и тихой звучности). Букет это деревянный конус (звук рассеивается и имеет слегка кларнетный оттенок) придающий тембру сладковатый, несколько смеющийся тон типичен для любовной лирики (тембр альтовой трубы букетом искажается наиболее сильно, у нее появляется совсем хриплый звук). Чаще однако для смягчения звука используется чашечная груша (грибок) , более универсальная по жанру музыки. (так как она сильно глушит звук, то в джазе, требующего строгой тесситурной динамики с гегемонией "женских" голосов, чашечная груша или грибок чаще используется на тромбонах, в симфонической музыке используется в равной степени на трубах и тромбонах) Вавер дает завывающий звук. Планшеты (или Планжеры) это внешние сурдины в форме шляпок, чашечек, как закрытых, так и с отверстиями, из меди и из дерева, есть и пластмассовые, мягко-пластиковые и даже резиновые шляпки (резиновая шляпка - знаменитая квакуша, звучащая в Chatanuga ChuChu Глена Миллера). Большая Шляпа ("глубинный планшет ") мало изменяет тембр, но сильнее всех сурдин глушит силу звука (используется для особо тихого звучания). Особого внимания заслуживает знаменитые мельхиоровые чаши - открытая сурдина Эллингтона (правильнее говорить сурдина оркестра Эллингтона, которую ввел его трубач Кути Вильямс), дающая невообразимый не то смеющийся, не то стонущий звук, особенно эффектная при параллельном использовании двойной сурдины (внутренняя мини-груша с более сладким звуком и внутренняя мини-груша - двойная сурдина груша-планшет использован в знаменитом Караване). Другая, закрытая никелевая чаша планшет Кубопа, пришедший из латиноамериканской музыки (Куба, Венесуэлла, Бразилия) - его тембр блистательный, слегка дрожащий.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (ее строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы ныне распространены:

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке (барокко), особенно музыка И.С. Баха. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля и перестраивается в строй Фа или Ми бемоль (в зависимости от сменяемой кроны). Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре , Хокен Харденбергер. Обычно малая труба нотируется не в си бемоль (транспонирует на септиму вверх), а в Ми бемоль или Фа (как прочие малые инструменты), так как потребность в сверхвысоких звуках, при которых она перестраивается в строй си бемоль октавино, возникает довольно редко и трубач играет всегда с прижатым четвертым вентилем. Тембр малой трубы более резкий и яркий в целом сохраняет светлоту тембра трубы. Используется малая труба в основном для продления диапазона вверх, учитывая что большинство композиторов любит писать все выше и выше трубе, чувствуя невероятную красоту ее высшего регистра (хотя он же невероятно труден, если не играть на малой трубе). Иногда малая труба используется в связи со спецификой ее тембра в мажоре очень кокетливого, а иногда используется в трагических кульминациях, как страстный крик души. Особенно часто малая труба используется в связи со стилистикой в эпизодах необарочного характера и в джазовых эпизодах, с характерным стилем трубачей высшего регистра (Уинтон Марсалис, Кэт Андерсон, Артуро Сандоваль). Малая труба звучит сильнее и ярче обычной трубы (что обычно для всех малых инструментов).
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и первоначально предназначавшаяся для исполнения звуков в низком регистре создана была по заказу Римского-Корсакова, для духовых оркестров, где не хватало альтового инструмента тромбоновой группы (сейчас на тенор тромбоне играют в высшем регистре партии альтового тромбона без труда и альтовая труба ушла на то место, которое ей уготовано природой - инструмент характерной жанровости и тембра). Однако ее крайне необычный тембр заставил использовать ее тут же в собственной опере Млада. На Альтовой трубе ВСЕГДА играют знаменитый мотив Кармен из оперы Бизе, так как он будто специально создан для этого инструмента по тембру, но и почти НЕ исполним на обычной трубе (труба в строе Ля сейчас вышла из употребления). Ясно что это после малой трубы важнейший инструмент и распространен во Франции, Испании, странах Нового Света (у нас где она крайне редка мотив Кармен играется на тромбоне - пример жуткого варварства). На ее необычный тембр обратили внимание многие русские композиторы конца 19 начал 20 века (тогда она была как раз особо популярна в России). Среди них Шостакович и Рахманинов - Третья симфония, где этой трубе поручен традиционный для романтизма Мотив Томления. В духовых оркестрах, в тех эпизодах, где ее особая звучность претит, ее партия исполняется либо на высоком теноровом тромбоне (в альтовом ключе), либо чаще если нет низких нот применяется флюгельгорн . Тембр Альтовой Трубы крайне специфичен, поэтому она используется довольно редко и никак не для продления диапазона вниз (это слишком дорогое удовольствие, кроме того в музыке не соответствующего содержания она претит, так как отличается по тембру от обычной трубы). Крайне резкий, очень сильный (это самый сильно звучный медный духовой инструмент), невероятно страстный, почти обжигающий, ее тембр отчасти напоминает тембр низкого женского голоса (контральто). Как ни странно она хорошо звучит и в высоком регистре, почему отдельные трубачи имитируют ее тембр на обычной трубе, используя всего лишь специальную внешнюю сурдину планжер (эллингтоновский), и особую постановку губ для расширенного вибрато (отчего она стала очень редким инструментом). Ее форте громоподобно, а в пиано доступны нюансы тончайшего томления. В связи с тембром ее область ограничена - трагическая любовная лирика, патетические восклицания, образы бурных (иногда даже роковых) страстей, апофеоза радости, добытого кровью. Вообще ее сфера - драматическая (преимущественно любовная) лирика. В маршах и вальсах она звучала бы смешно и дико.
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Ее широкому употреблению препятствует во первых ее строение, из-за чего не ней играет тромбонист тромбон - исполнитель на инструменте, схожем с ней по регистру и строению. Однако по тембру она сильно отличается и от тенорового тромбона и даже от трубы. Ее тембр еще более специфичен, чем тембр альтовой трубы и ей тем более трудно найти достойное применение (это вторая причина редкости этого инструмента). Бас Труба сконструирована по заказу Вагнера, но в других строях и форме. Сразу же использована как характерный тембр в операх цикла "Кольцо Нибелунга". Усовершенствована по заказу Рихарда Штрауса и использована им (современная форма, не изменившаяся до наших дней). Ее тембр, суровый и страшный, пригоден для самых трагических образов, величественных монологов, зловещих фанфар, образов страданий. Сила звука выше чем у всех тромбонов, но не достигает силы и Альтовой, и даже малой трубы (но бас труба сильнее обычной сопрановой трубы). В духовых оркестрах на басовой трубе играет не тромбонист, а теноргорнист (так как ему легче овладеть вентильной техникой, а тесситура теноргорна и тромбона схожи).

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, способные исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для натуральных инструментов , которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн Es-dur
  • Иоганн Гуммель - Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Александра Пахмутова - Концерт для трубы с оркестром (1955)
  • Альберт Лорцинг - Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску - «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко - Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике - Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд - Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян - Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг - Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит - Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази - Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Борис Блахер - Концерт для малой трубы с оркестром
  • Алан Хованесс - «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
  • Родион Щедрин - Концерт для трубы с оркестром

Натуральная труба

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн - Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер - три концерта
  • Леопольд Моцарт - Концерт
  • Георг Филипп Телеман - Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли - Соната для трубы и струнных D-dur

Соло в оркестре

  • Иоганн Себастьян Бах - Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток - Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен - увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс - Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд - балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси - «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин - «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер - Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) - Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель - Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги - симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков - сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин - Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус - «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский - симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец - корнет)
  • Джузеппе Верди - опера «Аида»

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Архивировано из первоисточника 27 сентября 2007.
  • От Древнего мира до XX века . Архивировано
  • Устройство трубы . Архивировано из первоисточника 6 февраля 2012.