Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Совпадают ли задания с досрочного егэ. Личный опыт: как прошел досрочный ЕГЭ по математике

«ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». На секундочку мне показалось, что сейчас июнь, я выпускница, и впереди ещё 4 экзамена. Но нет, сейчас конец марта, я уже официально «ВПЛ», то есть выпускник прошлых лет, и впереди разве что летняя сессия.

Как вы уже наверняка догадались, речь сегодня пойдёт о моем опыте пересдачи ЕГЭ.

0

Попытка номер два

По традиции, разобью статью на несколько пунктов, каждый из которых будет являться ответом на вопрос.

1. Зачем?

Я решила пересдать некоторые экзамены (а именно математику и обществознание) , так как хочу улучшить свои результаты и попробовать этим летом перепоступить в другой вуз – Высшую школу экономики (на данный момент я учусь в Финансовом Университете).
В прошлом году мне не хватило 2 (!!!) балла, чтобы поступить на бюджет Вышки. Но, как известно, результаты ЕГЭ действуют 4 года, и никто не запрещает нам перепоступать в другие вузы. Именно поэтому в этом году я собираюсь «попытать счастья» еще раз.

2. Как регистрироваться?

Логичный вопрос, учитывая, что я больше не являюсь ученицей и не могу просто положиться на администрацию школы.

Чтобы зарегистрироваться на ЕГЭ, выпускники прошлых лет должны прийти в ближайший Департамент образования или РЦОИ и написать такое же заявление, которое писали в 11 классе. Только стоит помнить, что сделать это необходимо до 1 февраля!

И да, у нас есть выбор! Не обязательно сдавать в досрочный период (март-апрель), можно выбрать и резервный, который проходит в конце июня.

3. Отличается ли чем-то процесс сдачи?

Абсолютно нет! Вы также должны прийти на ППЭ к 9:00, сдать все свои вещи и взять только черную гелевую ручку и паспорт без обложки.

Из нововведений этого года (по крайней мере у меня в прошлом году такого не было) – теперь все задания поступают в ППЭ на электронном носители, и КИМы распечатываются в аудитории прямо при вас.

4. Правда ли, что в досрочном периоде задания легче?

Вопрос, интересующий многих.

В прошлом году, когда я была еще школьницей и, как и все, готовилась к экзаменам, прорешивая десятки вариантов, я не могла не заметить то, что досрочный вариант ЕГЭ по математике был совсем несложным и абсолютно решаемым. Тогда моя учительница по математике сказала мне и моим одноклассникам, чтобы мы даже не надеялись на такой низкий уровень сложности основного периода сдачи ЕГЭ.

Увы, она оказалась права.
2 июня 2017 года (да, я до сих пор помню дату) стал для меня днем разочарования, ведь на экзамене мне удалось решить крайне мало - лишь первую часть и 13ое задание из второй части. Самой большой печалью стало то, что я не решила свою любимую экономическую задачу (17 задание).

Что же было в этот раз?
В этот раз все было намного легче, чем на основном периоде. Причем это касается как первой, так и второй части. Мне удалось решить всю первую часть, а также 13, 15, 17 (да! Я все-таки решила его!) и 19 задание пункт "а".

Так что почти с полной уверенностью могу сказать, что задания в досрочном периоде действительно легче (или просто мне так повезло?).

5. К чему же написана эта статья?

Эта статья написана в том числе для того, чтобы те, кому не удастся с первого раза сдать ЕГЭ на удовлетворяющий их балл, не боялись пересдавать его. Кроме того, отправиться на ЕГЭ в досрочный период смогут решившиеся на gap-year (о нём вы можете прочитать в этой статье ).

Как видите, сдающие в досрочный период выпускники прошлых лет – это не обязательно неудачники, не сумевшие сдать экзамен с первого раза. Возможно, это люди, которые просто хотят улучшить свои результаты и на следующий год с более высокими баллами составить конкуренцию при поступлении именно вам)

Алина Григорьева

Свежие публикации

«И чтоб к следующему занятию выучили все определения!» - кошмарный сон бывшего школьника прерывается пробуждением, и, благополучно смахнув пот со лба, он с несвойственным удовольствием собирается на работу (главное, что не в школу!).

Бывают в жизни ситуации, когда вот именно в эти даты ну никак не получается прийти на экзамен. И что тогда? Терять год и ждать следующего года? Не обязательно. Сдача ЕГЭ (как и любых других важных экзаменов) проходит в 2 этапа:

  • Основной этап (проводится в конце учебного года, в конце мая-июне);
  • Досрочный этап (проводится весной, в марте-апреле).

Более того: некоторые учащиеся могут сами выбирать, когда им сдавать. Но чтобы понимать, надо оно вам или не надо, давайте разберемся, кто эти учащиеся, а также основные плюсы и минусы досрочной сдачи экзамена.

Кому можно сдавать досрочный ЕГЭ?

К досрочной сдаче допускаются лица следующих категорий:

  • Те, кто к моменту сдачи полностью освоил школьную программу – выпускники школ прошлых лет, техникумов, лицеев, колледжей и училищ;
  • Учащиеся 11 классов вечерних школ, которым предстоит нести военную службу;
  • Выпускники школ, которые готовятся к переезду на ПМЖ в другую страну;
  • Школьники, которые принимают участие в международных или общероссийских олимпиадах или соревнованиях, дата проведения которых совпадает с основным этапом проведения ЕГЭ;
  • Школьники, которые на момент проведения основного этапа ЕГЭ будут находиться в санаторных или прочих медицинских учреждениях для прохождения лечебных, оздоровительных или реабилитационных программ;
  • Учащиеся выпускных классов, которые находятся за пределами страны и ввиду сложных климатических условий не могут вернуться.

Что значит досрочный ЕГЭ 2017: преимущества

Итак, не знаете, как досрочно сдать ЕГОЭ в 2017 году? Достаточно просто написать заявление на имя директора школы с указанием причины, по которой вам могут разрешить это сделать.

А вот правда ли, что досрочный ЕГЭ легче того, который проводится в основной период сдачи? Ну, определенные преимущества у него определенно есть, но уж точно не в легкости самого экзамена, а вот в чем:

  1. Выпускники меньше нервничают за счет меньшего количества людей . Для сравнения: если в прошлом году во время основного этапа экзамен сдавали более 700 000 учащихся, то досрочно приходили на сдачу всего лишь 26 000 молодых людей. Согласитесь, в такой почти что дружеской компании чувствуешь себя намного увереннее, а значит, и нервничать будешь меньше.
  2. Меньше толкотни, суеты и более четкая организация . За счет того, что досрочный экзамен принимает гораздо меньше учащихся, его структура более четкая и организованная. Вы можете не бояться, что вам не хватит бланка или в аудитории вдруг не окажется часов.
  3. Оптимальные погодные условия . Погода в начале-середине весны более предсказуемая. В это время можно не бояться жары, духоты, негативного воздействия прямых солнечных лучей. Так что в любом случае досрочная сдача ЕГЭ проходит в более комфортных условиях.
  4. Быстрая скорость проверки . О том, как вы написали досрочный вариант ЕГЭ 2017 (по химии, русскому, математике или другому предмету), вы узнаете гораздо раньше, так как нагрузка на наблюдателей и проверяющих гораздо ниже. Конечно, не стоит ждать результатов на следующий же день. Чтобы узнать результаты ЕГЭ (досрочный период 2017-2018), придется подождать 7-9 дней. Примерно за 2-3 дня до установленного срока оглашения результатов уже можно мониторить свои результаты. Для сравнения: тем, кто сдает ЕГЭ в основной период, приходится жить ожиданием около двух недель. Вот что значит досрочный вариант ЕГЭ!
  5. Дополнительное время для продумывания стратегии поступления . Как только вам удалось узнать результаты досрочного ЕГЭ (2017-2018), у вас появляются дополнительные недели и даже месяцы для детального анализа своего положения и продумывания, куда же все-таки подать документы. В это время вы можете сходить в разные вузы на дни открытых дверей, подготовиться к внутренним экзаменам выбранного вуза и даже передумать насчет выбранного направления. И, конечно же, посвятить себя отдыху, набиранию сил и релаксации перед нелегким учебным годом, если все же удастся поступить.

Досрочная сдача ЕГЭ: недостатки

Не все так просто, как и все в нашей жизни. Давайте разберемся с минусами, которые сулит нам досрочная сдача ЕГЭ:

  1. Меньше времени для подготовки . В то время как у других будет еще 2 месяца на подготовку к ЕГЭ и занятия с репетиторами, вы должны будете сдавать досрочный экзамен. Это плохо еще и потому, что некоторые темы, включаемые в экзамен, школьники проходят в течение последних месяцев учебы. Если же вы решитесь на досрочный экзамен, вам придется самостоятельно готовиться и разбираться в теме.
  2. Вы становитесь «подопытным кроликом» для всех еще не введенных изменений . Если организаторы решат ввести какие-нибудь нововведения, вы станете первым, на ком они будут их испытывать, чтобы основной период прошел идеально.
  3. Удаленность места для сдачи. Так как количество претендентов на досрочную сдачу существенно ниже основного потока абитуриентов, то существенно ниже и количество мест, где будут приниматься экзамены. Например, в основном периоде сдачи вы сможете сдавать экзамен по основному району проживания или обучения. Если же вы живете в отдаленном районе, то для места сдачи могут быть выбраны места, до куда будет проблемно добираться.

В общем, теперь вы видите, чем отличаются основной и досрочный этап сдачи ЕГЭ. В каждом есть свои плюсы и минусы, и нужно выбирать то, что ближе вам по духу. А чтобы облегчить вашу нелегкую долю, мы предлагаем вам на будущее помощь наших специалистов в основных видах студенческих работ, которые так осложняют процесс учебы (контрольные, рефераты, курсовые, дипломные).

Сдача единых госэкзаменов в России проходит в две «волны»: досрочный период проходит весной, в марте-апреле, основной - после окончания учебного года, в последних числах мая и июне. При этом у некоторых категорий сдающих есть право самостоятельно выбирать сроки. И для того, чтобы выбор был взвешенным, надо понимать все достоинства и недостатки досрочной сдачи экзаменов.

Кто может сдавать ЕГЭ досрочно

Безусловное право самостоятельно выбирать между досрочной и основной волной сдачи единого госэкзамена имеют право те, кто уже полностью освоил школьную программу. Это:

  • выпускники прошлых лет, вне зависимости от «срока давности» аттестата (сдавать досрочно имеют право и те, кто расстался со школой много лет назад и прошлогодние выпускники, желающие улучшить свои результаты);
  • выпускники техникумов, лицеев и училищ, уже полностью завершившие освоение курса общеобразовательной школы.

Кроме того, право сдавать ЕГЭ, не дожидаясь окончания последнего учебного года, имеют и некоторые категории одиннадцатиклассников. К их числу относятся:

  • выпускники вечерних школ, которым в этом году предстоит отправиться на военную службу;
  • ребята, которые после окончания школы уезжают на постоянное жительство в другую страну - вне зависимости от того, идет речь об эмиграции или студенческой визе для продолжения образования в иностранном вузе или колледже;
  • участники общероссийских или международных соревнований, олимпиад или конкурсов - в случае, если срок состязаний или тренировочных сборов совпадает с основным этапом сдачи ЕГЭ;
  • одиннадцатиклассники, которые в мае-июне будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;
  • выпускники российских школ, находящихся за границами России - в случае, если они располагаются на территориях со сложными климатическими условиями.

Для того, чтобы получить возможность сдать ЕГЭ досрочно, одиннадцатиклассники должны написать заявление на имя директора своей школы, указав причину.

Основные плюсы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Существует распространенный миф о том, что варианты ЕГЭ для досрочного периода проще, чем для основного. Это не так, уровень сложности вариантов для всех экзаменующихся текущего года аналогичен. Однако некоторые организационные особенности весенней «волны» действительно позволяют некоторым добиться более высоких баллов.

Меньше народу - меньше нервов

Досрочный период сдачи ЕГЭ несопоставим по массовости с основным. Например, в 2016 году по всей России досрочно экзамены сдавало 26 тысяч человек - а в летнюю «волну» число экзаменующихся приблизилось к 700 000. В итоге в мегаполисах пунктах приема экзамена собираются не сотни до предела взволнованных школьников - а всего лишь несколько десятков человек (а в менее крупных населенных пунктов счет «досрочникам» может идти и на единицы). Кроме того, некоторые выпускники прошлых лет, подавшие заявление на сдачу ЕГЭ, ко дню экзамена могут изменить свое решение и не явиться на испытание - в итоге в аудитории, рассчитанной на 15 человек, может в итоге сидеть 6-8 сдающих. Причем часть из них будет взрослыми людьми, обычно воспринимающими экзамен спокойнее, чем среднестатистические школьники, «накрученные» многочисленными беседами о том, что ЕГЭ решит их судьбу.

Это делает общую психологическую обстановку на экзамене на порядок менее нервозной. А, как показывает опыт многих выпускников, возможность успокоиться и сосредоточиться во время сдачи ЕГЭ играет решающую роль. Кроме того, при малом числе сдающих значительно уменьшается время на предварительный инструктаж и «оргвопросы»: распечатку и раздачу заданий, проверку совпадения штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее. И это тоже снижает «градус волнения».

Четкая организация

Досрочная сдача ЕГЭ считается официальным стартом экзаменационной кампании. В это время в регионах работает лишь несколько экзаменационных пунктов, при этом организации работы в них уделяется огромное внимание. Поэтому, несмотря на то, что именно во время досрочного периода обычно «обкатывают» все процедурные новшества, сбоев, технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. И вероятность столкнуться, к примеру, с нехваткой дополнительных бланков или отсутствию в аудитории часов стремится к нулю.

Предсказуемый микроклимат в аудитории

Сдача экзаменов в конце мая и июня таит в себе еще одну опасность - в жаркие дни в экзаменационной аудитории может оказаться очень душно, а прямые лучи летнего солнца могут добавить неприятных ощущений. При этом организаторы экзаменов далеко не всегда соглашаются открыть окна. Весной, в отопительный сезон, температура воздуха в аудитории более предсказуема, и всегда можно одеться «по погоде», чтобы во время экзамена не мерзнуть и не потеть.

Быстрая проверка

Во время досрочного периода ЕГЭ нагрузка на экспертов, проверяющих работы, гораздо ниже - и, соответственно, работы проверяются быстрее. Ждать результатов на следующий день после экзаменов все равно не стоит - официальные сроки проверки работ досрочного периода обычно составляют 7-9 дней, при этом баллы могут быть опубликованы и за пару дней до установленного срока. Во время основного периода школьникам обычно приходится ждать результаты ЕГЭ около двух недель.

Время на разработку стратегии поступления

Сдающие ЕГЭ досрочно уже к концу апреля точно знают свои результаты - и у них есть еще два месяца на то, чтобы детально проанализировать свои шансы на поступление в тот или иной вуз по выбранному направлению, «прицельно» сходить на дни открытых дверей и так далее. И, даже если результаты оказались ниже ожидаемых - времени на то, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, предостаточно.

Кроме того, учащиеся выпускного класса, «отстрелявшиеся» с экзаменами, могут весьма расслаблено провести два последних месяца школьной жизни. Пока их одноклассники усердно готовятся к экзаменам, пишут пробники и бегают по репетиторам, им можно с чувством выполненного долга заняться своими делами.

Недостатки досрочной сдачи ЕГЭ

Меньше времени на подготовку

Главный минус сдачи ЕГЭ в досрочный период очевиден: чем раньше дата экзамена, тем меньше времени на подготовку. Особенно важным это может оказаться для выпускников текущего года - ведь некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в четвертой четверти последнего школьного года. В таком случае знакомиться с ними придется самостоятельно, или же с помощью репетитора.

Первая «обкатка» изменений в КИМ ЕГЭ

Контрольно-измерительные материалы по большинству предметов претерпевают изменения, и досрочный период сдачи ЕГЭ - это еще и первая презентация всех нововведений «в боевых условиях». Во время подготовки к экзаменам основного периода экзаменующиеся и их педагоги используют в качестве «официальных ориентиров» и демо-версии ФИПИ, и опубликованные «постфактум» варианты досрочников. Сдающие экзамен весной такой возможности лишены - они могут использовать в качестве примера комплекса заданий лишь демонстрационный вариант. Поэтому шансы столкнуться с неожиданным заданием во время досрочного периода значительно выше.

Меньше возможностей для подготовки

Школьники, сдающие экзамены в марте-апреле, не имеют возможности принять участие в пробных экзаменах, которые обычно проходят в самом конце учебного года. Впрочем, районные отделы образования обычно проводят тренировочные экзамены и в более ранние сроки - но чаще всего эта услуга оказывается платной.

Кроме того, использование онлайн-сервисов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ тоже может вызвать затруднения: выкладывая варианты, соответствующие КИМ текущего года, владельцы таких сервисов как правило ориентируются на сроки основного периода. И, если вы сдаете предмет, в котором в текущем году ожидаются серьезные изменения - шанс на то, что за месяц до досрочного экзамена вам удастся найти сервис с достаточным количеством «правдоподобных» вариантов, хорошо адаптированных к экзамену текущего года, довольно низок.

Сдача экзаменов вдали от дома

Поскольку число сдающих ЕГЭ досрочно невелико, число экзаменационных пунктов также сильно сокращается. Например, жители всех районов большого (и географически «разбросанного») города, могут сдавать ЕГЭ по данному предмету лишь в одном пункте. И для тех, кто живет в отдаленных или «проблемных» в транспортном отношении районах города, это может стать серьезным недостатком. Особенно с учетом того, что экзамены по разным предметам могут проходить в разных местах города, так что маршрут и время в пути каждый раз придется рассчитывать заново.

Среднее общее образование

Русский язык

Разбор досрочного варианта ЕГЭ-2018 по русскому языку

Представляем вашему вниманию досрочный вариант ЕГЭ по русскому языку, предложенный выпускникам на экзамене в конце марта. Для вас мы подготовили анализ заданий ФИПИ, которые были на досрочном ЕГЭ по русскому языку, с ответами, а также подборку ранее публиковавшихся материалов в помощь учителям-филологам для подготовки к экзаменам и ряд пособий, которые помогут успешно сдать ЕГЭ по русскому.

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)<...> постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.

  2. Появление и развитие астрономии тесно связаны с практическими нуждами человека, требующими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, в связи с чем стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться более совершенные математические методы обработки наблюдений.

  3. С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

  4. Происхождение и развитие астрономии объясняется нуждами человека, потребовавшими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

  5. Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.

Выполнение задания:
Рекомендуется перед прочтением текста найти два одинаковых утверждения. Для этого сначала нужно выделить ключевые слова. В этом задании варианты 2 и 4 почти полностью совпадают. Но сам текст всё же следует прочитать, чтобы проверить ответ и перейти к заданию 2.

Ответ: 2, 4

Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Ведь
Поэтому
Хотя
Несмотря на это,
Однако

Выполнение задания:
Если уловить оттенки значений служебных частей речи сложно, то подсказку можно найти в предыдущем задании. Легко догадаться, что сочетание слов «в связи с чем», заменяет по смыслу слово «поэтому».

Ответ: поэтому


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЩЕСТВО , -а, ср.

  1. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.

  2. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.

  3. Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.

  4. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.

  5. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.

Выполнение задания:
Слова с многозначным толкованием в каждом тексте употребляются, как правило, только в одном из своих значений (если, конечно, автор не пытался создать игру слов). Для того, чтобы разобраться, в каком значении слово «общество» употреблено в предложении «С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи», выделим ключевые слова в каждом из пяти толкований. Пятый пункт нам однозначно не подходит: речь идёт о развитии общества, а совместное пребывание развиваться не может. Первые четыре значения можно сгруппировать по общему признаку - объединение людей. Если в тексте говорится об изменении науки, значит, подразумевается длительный период времени. Узкий круг избранных (пункт 1), добровольное объединение (пункт 2) и компания (пункт 3) не смогли бы продержаться так долго. Как единственно верный, остаётся лишь вариант 4.

Ответ: 4


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства

Выполнение задания:
Вероятнее всего, на экзамене придётся выбирать из слов «мозАичный» и «облегчИт». Может сбить с толку то, что многие говорят «облЕгчит». В таком случае при выполнении этого задания уместно вспомнить стишок: «Надо ранки полечить, чтоб страданье облегчИть»,
Ну и, конечно же, не забыть, что у глаголов ударения часто падают на последний слог.

Ответ: мозаичный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

Выполнение задания:
Слово «изобретательный» можно употребить только по отношению к человеку: изобретательный студент. Деятельность же может быть изобретательской.
Вспомним значения этих паронимов - слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением:

Изобретательный - находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать: изобретательная хозяйка, изобретательный мастер, изобретательный ребенок.
Изобретательский - относящийся к изобретательству, к изобретателю: изобретательское бюро, право, творчество, состязание.

Ответ: изобретательской


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СКОРЕЙШЕГО выздоровления
ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
КОЛЫШЕТСЯ листва
известные КОНСТРУКТОРЫ

Выполнение задания:
Слово «столы» - мужского рода, и форма «обоими» для него подходит. К «полкам» или «кушеткам» подошла бы форма «обеими», так как эти слова женского рода.
В слове «конструктора» ошибиться сложно - так почти никто не говорит.
Написание слов «скорейшего» и «колышется» не кажется затруднительным, ведь мы так и говорим. А вот в слове «испекёт» явно допущена ошибка.
Вспоминаем:
При спряжении глагола ИСПЕЧЬ правильной является одна из форм: ИСПЕКУ. При этом: ИСПЕЧЁШЬ, ИСПЕЧЁТ, ИСПЕЧЁМ, ИСПЕЧЁТЕ.

Ответ: испечёт


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки:

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Предложения

Предложения:

1) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.

2) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.

3) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.

4) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.

5) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.

6) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.

7) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.

8) Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз.

9) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.

Выполнение задания:
Решать это задание лучше всего постепенно: методом исключения простых и точных вариантов ответов.
Сначала разберёмся, что легче всего найти.
Пункт А - ошибка в построении предложения с однородными членами. Под такую формулировку подходит множество вариантов ошибок, которые связаны с однородными членами. Поэтому с этого пункта начинать выполнение не стоит.

Лучше всего начать с пункта Б - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Чаще всего верный ответ выдают предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, которые требуют формы дательного падежа. Более редкими являются другие производные предлоги: по приезде, по отъезде. А в пункте 6 видим: «Благодаря использования». В форме Дательного падежа должно быть «использованию».
Б - 6

Затем будем искать причастные и деепричастные обороты. Это несложно: причастный оборот в этом задании один - в пункте 5. В предложении под этим пунктом видна явная несогласованность слов.
Г - 5

Вспомним вопросы деепричастия: что делая? что сделав? Здесь два деепричастных оборота. Нужно выбрать из предложений под пунктами 1 и 9. Выделяем обороты и основы. Теперь нужно убедиться в том, что эти предложения не являются безличными. Если найдётся безличное предложение, то это точно будет ошибка, ведь в таких предложениях деепричастные обороты не употребляются. Важный момент, на который нужно обратить внимание: действие, описанное в деепричастном обороте, должен совершать тот, кто назван в подлежащем: Мы могли прибыть в часть (пункт 1), но афиша не могла изменить название (пункт 9).
В - 9

Обнаружить нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм тоже несложно. Нужно выделить в оставшихся предложениях глаголы и обратить внимание на их формы. Теперь находим временное или видовое несовпадение: проводят - настоящее время, делились - прошедшее время.
Д - 3

Остались пункты 1, 2, 4, 7, 8.
В предложениях 1, 4 и 7 пунктов нет однородных членов. Остались 2 и 8.
В предложении 2 пункта настораживает «а также». Бывают предложения с несуществующим союзом «не только, ... а также». Здесь нет «не только», значит, это правильный вариант.
Сказуемое и дополнение в 8 предложении никак не могут быть однородными!
А - 8

Ответ:
А - 8
Б - 6
В - 9
Г - 5
Д - 3


В этом сборнике множество упражнений и диктантов разной сложности, которые помогут вам подготовиться к экзаменам по русскому языку. Задания подготовлены с учетом программы всего школьного курса. Пособие будет полезно не только для старшеклассников и абитуриентов, а также для учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов. Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теорети- ческие сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом являются тексто- вые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каж- дого раздела. Пособие предназначено для старшеклассников и абитуриен- тов, учителей русского языка и преподавателей подготовитель- ных кур сов ву зов. Оно поможет не только повторить школьную программу, но и эффективно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также к вступительным экзаменам в вуз.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

аб..немент
пр..стиж
эк..логия
эт..кетка
п..ркет

Выполнение задания:
Из всего списка слов проверочное можно подобрать только к слову «экология»: эколог.

Ответ: экология


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..положил, и..делие
непр..рывный, пр..бой
нен..глядный, з..йти
ра..считать, и..дать
о..дёрнул, на..кусил

Выполнение задания:
Для решения этого задания вспомним правописание приставок:

  • раСположил, раСсчитать - С пишется перед глухими;

  • иЗделие, иЗдать - З пишется перед звонкими;

  • Приставки ОТ- и НАД- не изменяются: оТдёрнул, наДкусил;

  • непрЕрывный - приставка ПРЕ- выступает в значении «прерывание»;

  • прИбой - приставка ПРИ- используется в значении «приближение»;

  • приставки НА- и ЗА- не изменяются.

Ответ: ненаглядный, зайти


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выносл..вый
неряшл..вый
подразум..вал
брос..вший
раскра..вая

Выполнение задания:
При выполнении этого задания и задания № 11 можно проговаривать слова, тогда, вероятно, вы услышите, какая буква пишется в слове: подразумЕвал. Но нужно и вспомнить, что суффиксы -ЧИВ- и -ЛИВ- пишутся с И. Также рекомендуется повторить правописание суффиксов глаголов.

Ответ: подразумевал


Серия «Самый лучший репетитор» - это идеальные помощники для подготовки к экзаменам. «Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ» - это:
более 150 упражнений по основным темам русской орфографии, синтаксиса и пунктуации
доступная форма изложения материала в соответствии с требованиями ФГОС
задания для комплексного анализа текста в формате ГИА 9 и ГИА 11
ответы, позволяющие осуществить контроль и ликвидировать пробелы в знаниях

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

застел..шь
пропущ..нный
неприемл..мые (условия)
исчезн..шь
муч..мый

«ПропущЕнный» и «исчезнЕшь» слышно очень чётко, а вот другие слова можно произнести по-разному. Лучше всего объяснить написание той или иной буквы:

  • Застелешь - исключение, 1 спр. (брить стелить, зиждиться), в личном окончании пишется Е.

  • Пропущенный - страдательное причастие, инфинитив ПропустИть не на -ать/-ять, поэтому пишется суффикс -ЕН(Н)-.

  • Исчезнешь - что сделаешь? что сделать? -исчезнуть. 1 спр, в личном окончании пишется Е.

  • Неприемлемый, мучимый: суффиксы отглагольных прилагательных и причастий -ЕМ-/-ИМ- проверяются по спряжению. Мучить - 2 спр.

Ответ: мучимый


12. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Блестят, как губы, (НЕ)УТЁРТЫЕ рукою, и лозы ив, и листья дуба.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
Маленькие трагедии отдельного человека остаются никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫМИ.

Выполнение задания:
При выполнении этого задания нужно проверять, употребляется ли каждое конкретное слово без НЕ. Слова «доумение» не существует. Значит, это правильный ответ.
Проверим остальные слова:

  • не утёртые рукою, никем не замеченные - причастия с зависимыми словами;

  • не осознавая - не с деепричастием;

  • не выкопана - не с кратким причастием.

Ответ: недоумении


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.

  2. ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, (ПРИ)ЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность.

  3. Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.

  4. (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.

  5. Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий.

Выполнение задания:
Лучше всего делать задание по такому алгоритму:

  1. Найти слова, которые без всяких сомнений пишутся через дефис: кое-, -то, -либо, -нибудь, всё-таки, двойные наречия. Конкретно в этом задании таких слов мы не обнаружим.

  2. Посмотреть, есть ли слова, которые однозначно пишутся раздельно. Это предлоги с существительными и местоимениями, слова «как раз», «всё равно», «как бы», «что ли». Предложение из пункта № 1 точно не подходит. «В том» не будет слитно ни в каком случае, ведь это предлог с местоимением.

  3. Теперь можно найти слова «В течение(и)» и «в продолжение(и)». Они часто встречаются в таких заданиях, и в любом случае пишутся раздельно. Предложение 4 можно вычеркнуть.

  4. Надо посмотреть, есть ли в задании слова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ) и ТАК(ЖЕ). С ними, как правило, тоже не должно возникать трудностей. Важно определить, можно ли убрать частицу. В итоге получается, что предложения 2 и 5 не подходят.

Теперь нужно проверить оставшийся вариант: «тотчас» пишется слитно, у «чтобы» нельзя убрать или переставить «бы».

Ответ: тотчас, чтобы


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.

Выполнение задания:
Задание нетрудное, здесь нужно вспомнить правописание каждого слова:

  • торжественной, государственных, пламенная - суффикс -ЕНН- в отымённых прилагательных;

  • произнесена - краткое причастие с Н;

  • у труженика - (одна Н) написание этого слова надо запомнить.

Ответ: 3, 5


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.

  2. В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.

  3. Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.

  4. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

  5. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

Выполнение задания:
Для верной расстановки знаков препинания определим состав предложений:

  1. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе, рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее. В этом предложении есть однородные сказуемые.

  2. В самом языке заключены и образы, и ритм, и рифмы, и аллитерации. Тут видим повторяющийся союз.

  3. Язык многообразен, и многозвучен, и разнотонен. Снова замечаем повторяющиеся союзы.

  4. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове. Здесь видим три однородных члена с двойным союзом.

  5. Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. А это - сложносочинённое предложение.

Ответ: 1, 5


Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Завершив первый этап приготовления (1) в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.

Выполнение задания:
Сначала выделяем деепричастный оборот.
В этом предложении причастные обороты стоят перед определяемыми словами. Определяемые слова здесь не являются личными местоимениями. Деепричастные обороты в этом предложении не имеют дополнительных значений, а значит, и нет причин обособлять эти обороты.

Ответ: 1


17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4)
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный. <...>
Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.

(М.Ю. Лермонтов)

Выполнение задания:
Здесь стоит внимательно прочитать стихотворение до конца. В этом случае можно выделить обращения. Не стоит выхватывать из стихотворения отдельные слова, не дочитав строки полностью. Нужно задуматься над смыслом двух последних строк: ведь если поставить запятую на месте (9), то получится, что лирический герой сам состоит из железа.

Ответ: 2, 4, 5, 7, 8


Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Книга поможет быстро и эффективно повторить и обобщить учебный материал. В пособие включен теоретический материал по всем темам ЕГЭ. Вопросы, задания и упражнения помогут закрепить знания. К наиболее сложным заданиям в конце книги приведены ответы. Издание подготовлено в соответствии с современными требованиями школьной программы среднего (полного) общего образования.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.

Выполнение задания:
Это задание чуть-чуть сложнее всех практически одинаковых заданий под № 18, которые можно найти в КИМах. Здесь важно подчеркнуть основы и нарисовать схему предложения. Так будет проще расставить знаки препинания. Нужно помнить, что в предложениях из этого задания местоимение «который» всегда будет находиться внутри придаточного.

[С тех пор каждый раз, (когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором), он без смеха не может вспомнить этот случай], (невольными свидетелями которого мы стали).

Ответ: 1, 2, 3


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.

Выполнение задания:
Здесь мы видим стык союзов: сочинительного и подчинительного. Трудно понять, нужно ли ставить запятую в случае под номером (2). Для этого нужно мысленно убрать придаточную часть и посмотреть, как будет восприниматься предложение без неё.

Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками, и я спросил их...

Предложение читается нормально, поэтому запятая под номером (2) здесь должна быть.

Сложность заключена ещё и в том, что это придаточное предложение с союзом ЛИ. Не все его узнают, оно редко встречается.

[Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками], и, (когда наша встреча состоялась), [я спросил их], (скучают ли они по школе).

Ответ: 1, 2, 3, 4


20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Выполнение задания:
С этим заданием, как и с заданием № 6, у многих возникли проблемы.
В русском языке множество синонимов, и исправить это предложение можно по-разному. Завоёвывают скорее медали, но уж точно не рекорды. Поэтому здесь подойдут слова «побили», «установили», «поставили».

Ответ: побили, установили, поставили


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка волнуясь, сказал: - Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений. (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего! (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал: - В бой идти со знаменем - это подходяще, а уж отступать с ним - просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим? (10)Николай решительно кивнул. - (11)Надо устоять! (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо жжёной травы. (38)Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков... (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском: - Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!

(По М.А. Шолохову⃰)

⃰ Михаил Александрович Шолохов (1906–1984) - русский советский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.




Выполнение задания:
Нужно найти и подчеркнуть в тексте слова из этого задания.

  1. После разрыва снаряда раненый капитан Сумсков продолжал поддерживать боевой дух красноармейцев.
    Этому высказыванию соответствует предложение в тексте:

    (44) Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого
    снарядом окопа раненый капитан Сумсков... (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:
    - Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!


  2. Тяжёлый бой красноармейцев длился несколько минут‚ но потери противника были большими.
    Это высказывание неверно:

    (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса,
    заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.


  3. Николай Стрельцов во время Великой Отечественной войны служил в пехотном полку.

    (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал:
    - В бой идти со знаменем - это подходяще, а уж отступать с ним - просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим?
    (10)Николай решительно кивнул.


  4. В суровое военное время Николай Стрельцов невольно вспоминал о своём сыне.
    Этому высказыванию соответствует предложение:

    (13)А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож!(14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы... (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.


  5. На помощь красноармейцам‚ защищавшим высоту‚ пришли танковые подразделения.
    В тексте говорится только про немецкие танки, поэтому такое высказывание считается неподходящим.

Ответ: 1, 3, 4


22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.

2) Предложения 12, 14 содержат описание.

3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 27–31 представлено повествование.

5) В предложениях 37, 38 представлено рассуждение

Выполнение задания:

  1. В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.

    Если не вчитываться, то кажется, что всё так и есть: в тексте задан вопрос и дан ответ на него. Но нужно вчитаться - тогда становится понятно, что герой отвечает совсем на другой вопрос.


  2. Предложения 12 и 14 содержат описание.

    Это верно:

    (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев.
    (14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы...


  3. Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

    Перечитаем предложения 16 и 17. Очевидно, что это утверждение неверно:

    (16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.


  4. В предложениях 27–31 представлено повествование.

    Это утверждение верно, т.к. в предложении перечислены физические действия:

    (27) Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть колеблющийся дымный факел.
    (31) Наконец она поднялась, короткими перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто
    развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин.


  5. В предложениях 37, 38 представлено рассуждение.

    Неверно. В предложениях 37 и 38 представлено не рассуждение, а описание с элементами повествования.

    (37) В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38) Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков.

Ответ: 2, 4


23. Из предложений 34–35 выпишите один фразеологизм.

Выполнение задания:
Задание непростое, ведь если взглянуть на предложенный фрагмент текста, то фразеологизм заметен не сразу:

(34) Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35) Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
Из-за частого употребления в речи некоторые фразеологизмы «теряются» в тексте, и узнать их сразу очень сложно.

Ответ: на самом деле


24. Среди предложений 12–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(12) Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13) А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! (14) Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы... (15) Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.

Выполнение задания:
Нужно найти в этом фрагменте текста все личные местоимения, а затем поискать союзы. Видим, что в предложении (13) есть и то, и другое.

Ответ: 13


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Пособие подготовлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной подготовки к ЕГЭ: теорию, включающую в себя удобные для запоминания таблицы, а также практическую часть, с примерами экзаменационных упражнений и пошаговым их разбором. Прилагаемый компакт-диск содержит не только тренировочный тест в формате ЕГЭ, но и промежуточное тестирование по каждой главе пособия, что позволит школьнику организовать самостоятельную работу по проверке собственных знаний. Программа автоматически проверяет правильность выполнения экзаменационных заданий, что позволяет контролировать уровень подготовки к экзамену.

25. «М.А. Шолохов особое внимание обратил на рядовых солдат, преодолевающих все неимоверные трудности и лишения войны. В тексте нередко используются синтаксические средства выразительности: (А)________ (предложения 6‚ 11‚ 13) и (Б)_______ (предложения 9‚ 16). Особая роль в тексте принадлежит изображению реалий войны. И здесь важную роль играют тропы: (В)_______ („злую жгучесть“ в предложении 35) и (Г)________ („метались... язычки пламени“ в предложении 38)».

Список терминов:

1) диалог

2) эпитет

3) метафора

4) гипербола

5) парцелляция

6) анафора

8) сравнение

Выполнение задания:
Сначала нужно увидеть, какие подсказки сделали составители теста. Итак, нам необходимо найти два синтаксических средства выразительности и два тропа.

Обратимся к списку.
Какие синтаксические средства выразительности мы можем найти?

5) парцелляция

6) анафора

7) восклицательные предложения

9) вопросительные предложения

А какие тропы?

3) метафора

4) гипербола

8) сравнение

Термины под пунктами А и Б определить легко. Найдём предложения 6, 11, 13. Все они восклицательные. Предложения 6 и 11 - вопросительные, это очевидно.

Перейдём к тропам. В приведённых словосочетаниях однозначно нет преувеличения (гиперболы). Со сравнением дела обстоят немного сложнее. Ведь метафора, к примеру, - тоже сравнение, но скрытое. В сравнении всегда очевидно, что с чем сравнивается. В тексте сполохи огня сравниваются с язычками. Но мы видим только «язычки», - то, с чем сравнивается. Если говорить о формальных признаках сравнения, то мы увидим, что здесь нет слов как, словно, будто, точно, как будто, что. И нет творительного падежа. Поэтому можно утверждать, что сравнения здесь нет.

Получается, что верные ответы - эпитет и метафора. В - эпитет (тут нет переноса значения), Г - метафора (перенос значения есть).

Ответ: 7, 9, 2, 3

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Часть 2

26. Сочинение

Примерный круг проблем
Авторская позиция

Первая проблема
- героизм русских солдат в годы Великой Отечественной войны (какой ценой была достигнута победа над фашизмом в Великой Отечественной войне?).
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму советских солдат.
Вторая проблема - сохранение человечности,
памяти о доме, семье и детях в условиях войны.
(Что придавало сил воину, благодаря чему
он выдерживал все тяготы военных условий?)
Нетленная память о детях, семье и родном доме, на защиту которого вставал солдат, давала ему возможность оставаться человеком и стойко переносить тяжёлые военные испытания.
Третья проблема - сохранение чувства долга
перед Родиной.
Когда солдат настраивался на сражение, он должен был заглушить в себе все сентиментальные качества, чтобы в одночасье не потерять бдительность и боевой настрой.

Первая проблема
Затронув в сочинении тему героизма, эпизод с мальчиком лучше опустить. А вот описанию боя, раненому командиру и другим подходящим явлениям стоит уделить больше внимания. Словом, нужно сделать акцент на том, что победа достигалась высокой ценой благодаря стойкости и отваге людей.
Для аргументации можно взять любые книги советского периода о войне.

Вторая проблема
По мнению автора, состояние души солдата связано с его воспоминаниями. В этом фрагменте текста показан образ мальчика, напомнившего Стрельцову сына. Воспоминания о доме захлестнули его. Дом, семья и любовь были духовной опорой для солдата.
Можно привести аргументы из «Войны и мира» (Николай Ростов) и «А зори здесь тихие...» (воспоминания девушек), а также из Рассказов Льва Кассиля (например, «Рассказ об отсутствующем»).
Во многих произведениях о войне Шолохов делает акцент на сохранении человеческого в человеке («Родинка», «Жеребенок», «Шибалково семя», «Судьба человека»). Литературе потерянного поколения он противопоставил свои произведения, которые утверждают веру в человека, сохраняющего на войне нравственный стержень.

Третья проблема
Жизнь солдата на войне отличается от мирной жизни обычного человека, поэтому воспоминания о доме, семье и детях могли отвлечь воинов от мысли, что долг и перед Родиной превыше всего. В эпизоде встречи с мальчиком мы видим проверку на умение брать себя в руки, когда солдат несёт ответственность перед Родиной. Ещё, безусловно, в этом эпизоде заключена и мотивация: за кого конкретно он несёт ответственность. (Для комментария можно сослаться на предложения № 5 и № 18-19).
Мальчик помахал рукой. Он верит в солдата, который защитит его. Солдат - это пример для подражания. Конечно же, Стрельцов должен этому образу соответствовать.

Важное примечание: вторая и третья проблемы противопоставлены друг другу. Однако доказать возможно и ту, и другую позиции.

По желанию выпускников ЕГЭ и ОГЭ, при наличии достаточных оснований может проводиться досрочно. Для этого обязательно на момент сдачи ГИА успешно пройти промежуточную аттестацию и иметь допуск к сдаче ГИА. Порядок доспука к досрочной сдаче ГИА различается для разных категорий выпускников.

Выпускники 9-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ОГЭ только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.

26. Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в сроки, установленные в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящего Порядка, ГИА проводится досрочно, но не ранее 20 апреля , в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. (п. 26 )

Выпускники 11-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ЕГЭ по желанию.

29. Для обучающихся ГИА по их желанию может проводиться досрочно, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. ()

Выпускники прошлых лет, имеющие на руках аттестат об окончании 11 классов, выпускники колледжей, либо учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ГИА прошлого года и вышедшие из школы со справкой, сдают ЕГЭ исключительно досрочно или в дополнительные сроки.

Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится досрочно, но не ранее 1 марта, и (или) в дополнительные сроки проведения ЕГЭ в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Участие в экзаменах выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и соответствующего решения ГЭК. ()

В 2019 году досрочный период для ЕГЭ назначен с 20 марта по 10 апреля, для сдачи ОГЭ - с 22 апреля по 14 мая.

Как решить вопрос о сдаче ГИА в досрочный период

Учащиеся 9 класса дополнительно должны документально подтвердить, что сдавать экзамены в основной период они не могут по уважительной причине, такими уважительными причинами могут быть болезнь и необходимость прохождения курса реабилитации в основной и дополнительный период ОГЭ, переезд семьи на постояное место жительства в другую страну и другие исключительные случаи. К досрочной сдаче ОГЭ могут быть допущены выпускники 9 класса, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ОГЭ прошлого года и имеющие на руках справку с результатами промежуточной аттестации.

Для сдачи ГИА в досрочный период учащимся 11 класса нужно написать заявление на имя директора школы, указав причину. Как правило, необходимость сдать ЕГЭ досрочно возникает:

  • если в мае-июне они будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;
  • если выпускники являются участниками соревнований, олимпиад или конкурсов, а срок состязаний или тренировок совпадает со сроком сдачи ЕГЭ в основном потоке. Такие соревнования и олимпиады могут быть как общероссийского уровня, так и международного;
  • если одиннадцатиклассники планируют переехать жить в другую страну после окончания школы. Отметим, что переезд может быть связан не только с эмиграцией, но и с планами продолжить образование по студенческой визе в иностранном ВУЗе;
  • если выпускникам вечерних школ в этом году предстоит отправиться на военную службу.

Достоинства досрочной сдачи ЕГЭ

Варианты ЕГЭ досрочного потока не являются более лёгкими, чем варианты для основного потока. Уровень сложности всех вариантов текущего года аналогичен. Однако

Больше времени на выбор ВУЗа

Одно из главных преимуществ досрочной сдачи ЕГЭ – это дополнительное время на принятие важного решения. Выпускники, которые сдали ЕГЭ досрочно, к концу апреля уже знают свои результаты, и могут рассчитать свои шансы на поступление в выбранный ВУЗ. Для этого подойдут дни открытых дверей и ярмарки образования. А в случае, если результаты экзаменов не радуют выпускника, то решение о том, куда поступать и какую профессию выбрать, не придётся принимать в спешке.

Немаловажным является и уменьшение предэкзаменационной суеты. Последние два месяца учёбы не будут проходить в таком напряжении, как у остальных учеников, сдающих ЕГЭ в основном потоке.

Более спокойная атмосфера на экзамене

Первая весенняя волна сдающих ЕГЭ несопоставимо меньше основного потока. Так, в 2017 году в досрочной сдаче приняли участие 26,5 тысяч человек, а в основном потоке – 703 тысячи. Отметим, однако, что в 2018 году на досрочно волну пришлась 41 тысяча выпускников. Но несмотря на то, что количество досрочников выросло, по сравнению с основным потоком их всё равно очень мало. Легко представить уровень накала нервно возбуждённых выпускников, собравшихся настолько массово в основном потоке. Досрочная волна в таком сравнении выглядит намного спокойнее: в больших городах в экзаменационных пунктах могут собраться всего несколько десятков человек, а менее малочисленных населённых пунктах – единицы. Не стоит забывать и о выпускниках прошлых лет, которые могли передумать и не явиться на экзамен в досрочную волну. Кроме того, поскольку именно выпускники прошлых лет составляют основную численность досрочной волны, атмосфера в аудиториях образуется мене напряжённая, ведь они в силу возраста более спокойно относятся к экзаменам. Возможность успокоиться на экзамене крайне важна для получения успешных результатов. Так же маленькое количество человек в аудитории сводит к минимуму предварительный инструктаж: сверку штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее, что тоже уменьшает волнение.

Хорошая организация и комфортные условия

В 2018 году в досрочный период ЕГЭ сдавали около 41 тысячи человек, в основном это были выпускники прошлых лет. Поскольку сдающих было мало, было задействовано лишь 245 пунктов проведения экзаменов. Для маленького количества экзаменационных пунктов характерно удаление особого внимания всем организационным моментам. Поэтому в досрочный период практически не бывает технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. Также мала вероятность столкнутьсяс нехваткой дополнительных бланков или, например, отсутствием в аудитории часов.

Для многих городов России характерно очень переменчивое лето. Поэтому сдавать экзамены в конце мая и июне может быть не очень комфортно физически. Если во время экзамена выдастся жаркий день, то в аудитории может стать довольно душно, а организаторы не всегда соглашаются открыть окна. В холодное лето можно столкнуться с обратной ситуацией – в июне давно уже выключено отопление, аудитории выстужены и холод тоже мешает сосредоточиться. Весной, в досрочный период сдачи ЕГЭ, температура в аудитории более предсказуема.

Быстрая проверка

Поскольку в досрочный период сдачи ЕГЭ проверяется меньшее количество работ, эксперты справляются с проверкой быстрее. Обычно работы проверяют 7-9 дней, но баллы могут быть опубликованы и на несколько дней раньше. При сдаче в основном потоке проверка работ занимает около двух недель.


Минусы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Меньше времени на подготовку

Главным минусом досрочной сдачи ЕГЭ выступает меньшее количество времени на подготовку по сравнению с основным потоком. Наиболее важным недостатком это будет для одиннадцатиклассников, решивших сдать ЕГЭ досрочно. Это связано с тем, что некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в самом конце учебного года. Выпускникам придётся знакомиться с ними самостоятельно.

Неожиданность изменений в КИМ ЕГЭ

Как известно, каждый год варианты ЕГЭ изменяются. Поскольку досрочный период – это первая волна, на ней презентуются новые контрольно-измерительные материалы. Выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основном потоке, педагоги успеют подготовить к изменениям, ориентируясь на данные, опубликованные после досрочной сдачи. Такими данными выступают демо-версии ФИПИ и варианты, которые решали в досрочном потоке. Те, кто собирается сдавать экзамен весной, не могут рассчитывать на такую роскошь и должны быть готовы к неожиданностям.

Сложнее подготовиться

Выпускники, которые сдают экзамены в основном потоке, сдают сначала пробные ЕГЭ, которые проходят в конце учебного года. Из-за того, что досрочная волна сдачи проходит в марте-апреле, выпускники, присоединившиеся к ней, лишены возможности сдать экзамены пробно. Иногда можно встретить тренировочные экзамены в районных отделах образования, но часто такой экзамен оказывается платным. Многие ученики используют для подготовки онлайн-сервиры, но и этот способ может подвести. Часто владельцы сайтов при выкладке вариантов ориентируются на сроки сдачи основного потока и не успевают адаптировать КИМ под все изменения этого года.

Территориальная удалённость проведения ЕГЭ

Как мы уже упоминали, количество человек, сдающих ЕГЭ досрочно, немногочисленно. Соответственно, и пунктов проведения экзамена организуется гораздо меньше. Для сравнения в досрочный период в 2018 году было организованно 245 экзаменационных пунктов, а в основном потоке 2017 года – 4,5 тысячи. Это приводит к тому, что жители всех районов территориально большого города могут сдавать ЕГЭ по одному из предметов в одном пункте. Для жителей отдалённых районов это может быть довольно проблематично.

Дата публикации:

среда, июня 27, 2018