Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Вячеслав зайцев борется с тяжелым недугом. Вячеслав Зайцев - биография, фото, личная жизнь модельера: Одинокий Художник

Закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном Доме Моделей на Кузнецком мосту.


Вячеслав Зайцев - кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за "Заслуги перед отечеством", профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды. На фестивале "Лучшие пять модельеров мира" в Японии коллекция Вячеслава Зайцева признана лучшей.

Зайцев нередко цитирует себя строчкой: "Я всем обязан провиденью...".

1956 год - с отличием окончил Ивановский Химико-технологический техникум, получил квалификацию художника по росписи тканей.

1962 год - закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном Доме Моделей на Кузнецком мосту.

1965 год - произошло знакомство с Пьером Карденом и Марком Боаном.

1979 год - Зайцев уходит из официальной моды и начинает всё сначала в маленьком ателье, которое позже перерастает в Московский Дом Моды.

1980 год - выходят в свет две книги Зайцева: "Такая изменчивая мода", "Этот многоликий мир моды". Создаёт костюмы для участников Московской Олимпиады, за что награждён орденом "Знак Почёта".

1982 год - Зайцев возглавил Дом Моды, а в 1988 году становится его избранным Президентом.

1988 год - Парижский Мезом де Кутюр предоставил В.М.Зайцеву право на участие в показе коллекций. Впервые этой чести удостоен русский художник, названный Человеком Года в мире моды. Стал Почётным гражданином Парижа.

1991 год - получил заказ и создаёт новую форму для работников милиции. Присвоено звание "Заслуженный деятель искусств".

1992 год - издательство "Новости" выпустило на англиском языке книгу о нём "Ностальгия по красоте", а издательство "Имидж" книгу его графики и стихов "Я всем обязан провиденью". Филиал мирового лидера косметики фирмы Л`Ореаль запустил в производство первые духи русского модельера "Марусю", а затем новую линию проекта Зайцева "Маруся"- кремы, лосьоны, дезодоранты, мыло.

1993 год - в Бельгии выпущена экспериментальная партия стульев по эскизу русского кутюрье. Cотрудничество с французской фирмой "Ревийон" в создании Зайцевым одежды "ОТ Кутюр" из меха и тканей. С 1993 года Зайцев - президент и председатель жюри ежегодного российского Конкурса отечественных тканей и коллекций моделей "Текстильный салон" в Иванове. Выступления на семинарах, консультации художников, инициатива проведения в Иванове фестиваля "Детская мода", участие в защите дипломных работ студентов ИГТА.

1994 год - впервые в России он проводит Конкурс молодых модельеров имени Н.Ломановой. Возглавляет Конкурсы "Экзерсис" (преподавателей и учащихся швейных колледжей и лицеев), "Золотая игла" (российская ассоциация детских творческих Коллективов Моды), фестиваль "Бархатные сезоны в Сочи".

Несмотря на свою огромную занятость, В.Зайцев ведёт многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Его деятельность - это поистине подвижнический труд российского интеллигента во имя России, процветания её талантливого народа.

В течении всей своей творческой деятельности Вячеслав Зайцев раскрывается как неординарный, многогранный с необыкновенно тонкой натурой человек влюблённый в родную землю.

Основная тема его творчества как художника-модельера - это поиски гармонии содержания и формы, соответствующие эстетическим моральным критериям общества на данном витке цивилизации. Это постоянное желание доказать, что человек способен не только созидать красоту, но и быть образцом этого прекрасного мира, не засорять своим видом окружающую среду - природу и общества, а гармонично вживаться, вызывать восхищение людей совершенством формы и богатством цветовой палитры, согласованной в деталях.

Вячеславом Зайцевым созданы костюмы ко многим спектаклям московских театров, к кинофильмам, для эстрадных коллективов и исполнителей.

Московский Дом Моды, руководимый Вячеславом Зайцевым, стал подлинным центром воспитания хорошего вкуса, а Театр Моды Зайцева убедительной зрелищной формой пропаганды красоты. Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия. Канада, Финляндия, США, Германия, Индия, Швеция, Австрия, Италия - вот далеко не полный перечень гастролей театра.


Имя: Вячеслав Зайцев (Vyacheslav Zaytsev)

Возраст: 78 лет

Место рождения: Иваново

Рост: 170 см

Вес: 67 кг

Деятельность: модельер, живописец

Семейное положение: разведен

Вячеслав Зайцев - биография

Самый известный российский модельер - Вячеслав Зайцев, поражающий публику неуемной фантазией и яркими красками, рос в трудных условиях, далеких от благополучия, сытости и красоты.

По телевизору шел «Модный приговор», который Вячеслав Михайлович сам когда-то вел. Полная дама в сером балахоне изливала душу аудитории. Из общего «все плохо» он уловил две мысли: не шьют у нас на крупных женщин и никаких денег не хватит, чтобы... Эх, жаль, не он сейчас сидит в кресле ведущего передачи. Уж он бы нашел что сказать. Нет денег, чтобы выглядеть королевой? Так для этого не деньги нужны, а мозги!


Слава Зайцев, мальчик из провинции, без денег и связей сумел покорить не только Москву, но и Париж - столицу мировой моды. Да он и в 78 лет, имея серьезные проблемы со здоровьем, в том числе болезнь Паркинсона, все еще чувствует себя восторженным юнцом, только-только познающим мир.

Вячеслав Зайцев - детство

Коммуналка в Иваново, где он с мамой прожил всю войну. Постоянный голод и страх - вдруг мама больше не придет со своей ужасной работы. Труд прачки приносил копейки, поэтому ей приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. Его потом часто спрашивали, почему в коллекциях так много белого цвета. Да потому, что с детства он видел эти ряды сохнущих простыней, хлопавших на ветру...


Уже в 7 лет Слава стоял в очередях и отоваривал карточки в магазине. Летом собирал с соседскими ребятами ягоды, заячью капусту и липовый цвет. А еще пел на базаре, за что ему перепадала кое-какая еда. Отца, который мог бы наставить, научить, поддержать, не было. Он ушел на фронт, когда Славик был маленьким. Попал в плен, бежал, снова воевал и Победу встретил в Берлине. Но, вернувшись на Родину, вместо почестей получил 10 лет лагерей и клеймо врага народа.

Вячеслав Зайцев - образование

Такое «счастливое» детство способно превратить ребенка в маленького старичка, но Слава не сдавался. Он отлично рисовал (ему даже доверяли киноафиши!), танцевал и читал стихи, выступал уже не перед рыночными торговками, а перед колхозниками-передовиками на ответственных концертах.

Старался заполнить творчеством каждую минуту, чтобы не думать о голоде и неустроенности.

После школы Слава подал документы в музыкальное училище - мечтал стать артистом оперетты. Несмотря на несомненный талант, его не приняли: сыну «врага народа» не место в престижном учебном заведении.В военном училище - тот же результат. Единственное, что оставалось, Ивановский химико-технологический техникум. Учиться на художника по росписи тканей Слава начал скорее от безысходности. Но именно это стало первой ступенькой на пути к мировой известности.

Вячеслав Зайцев - биография личной жизни

Зайцев вновь бросил взгляд на телеэкран. Стилисты подобрали героине передачи модное платье, а ведущие пытались убедить, что оно ей идет. Женщина, кстати, была в его вкусе - он любил статных дам, тех, кого называют русскими красавицами. Но этой не хватало уверенности, умения преподнести себя. Все женщины, которыми Вячеслав увлекался, а увлекался он постоянно, были яркими, заводными, мудрыми. Его нередко обвиняли в излишней любвеобильности. Вот чего он не понимал никогда - как любовь может быть излишней, ведь это чувство так вдохновляет. Нередко можно услышать - художник должен быть голодным. Нет! Зайцев давно уже понял: художник должен быть влюбленным.

Он вспомнил свою первую настоящую любовь в Москве. После техникума Вячеслав приехал в столицу, поступил в Текстильный институт. Там и познакомился с Мариной, красивой и такой же неугомонной. Девушка из хорошей семьи (папа -летчик, мама - балерина) оказалась еще и очень одаренной. Вместе они придумали «Сатирический театр мод», с которым выступали в студенческих клубах.

В 1959 году решили расписаться, хотя ее родители так и не приняли «провинциального нищеброда», подозревая его в самом страшном «грехе» - посягательстве на московскую прописку. Даже в день свадьбы теща не пустила их в квартиру. Молодые выпили по бокалу шампанского под дверью и отправились в полуподвальную сырую комнату, которую теща сняла для новобрачных в том же доме. Там пара и прожила все 9 лет брака...

Половину стипендии Слава отсылал матери, подрабатывал уроками, но денег все равно не хватало. Через год на свет появился Егорка, однако теща и тогда не сменила гнев на милость. Если бы не она, Вячеслав с Мариной и по сей день были бы вместе... До сих пор эту сцену Зайцев вспоминает с содроганием. Он уже работал в Доме моделей на Кузнецком мосту, создавал костюмы для театра и кино, а теща в один «прекрасный» день просто не пустила его на порог Заявила, что наконец-то подобрала для дочери достойного мужа. А Марина... Она не смогла противостоять напору матери.

Больше Зайцев так и не женился, хотя его всегда окружали самые прелестные манекенщицы Советского Союза. Женщины его любили, и он обожал их, но со временем понял, что для истинного художника важна любовь не только к прекрасному полу, но и к прекрасному вообще. А еще важнее - одиночество.

Вячеслав Зайцев - Модный и свободный

Вячеслав Михайлович прислушался. Нет, шаги послышались. Он прекрасно знал, что в его огромном доме в Подмосковье, кроме него, никого нет. Одиночество дарует свободу, а вот ее-то ему очень не хватало на заре карьеры.

После института Зайцева, отличника и ленинского стипендиата, распределили на Экспериментальную фабрику Мособлсов-нархоза. Вместо вечерних нарядов ему предстояло «изобретать»... спецодежду! Но Вячеслав не растерялся. Серые валенки сделал цветными, на головы моделей повязал цветастые павловопосадские платки. Худсовет, не ожидавший от новичка такой прыти, первую же коллекцию «зарубил».

Зато показ увидели французские журналисты, благодаря которым о Зайцеве узнали в Европе. Естественно, в Союзе модельеру тут же перекрыли кислород. На фабрике отдавали самые убогие ткани, но он умудрялся из неликвида шить вещи, которые расходились на ура. К концу 1970-х годов Вячеслав Зайцев получил негласный титул главного модельера страны.

А потом... оставил кресло руководителя Общесоюзного дома моделей одежды. Просто понял, что превращается в администратора, из его жизни уходит творчество. В поисках музы ушел в никуда. Начал сотрудничать с актерами и спортсменами, шил концертные платья и повседневные костюмы. Некоторое время спустя стал директором небольшого ателье. Все его поддерживали, все хвалили, вот только хороших тканей по-прежнему не давали. Подготовиться к первому показу помогла смекалка. Зайцев купил в «Военторге» несколько комплектов белья и раскрасил кальсоны и рубахи в сочные цвета.

А обул моделей в дешевые сапоги из кожзаменителя. Так в начале 1982 года родился Дом моды, которым Зайцев руководит по сей день. И может, не так хороша была та коллекция, но он сумел сделать из показа настоящую феерию. Немного юмора, много фантазии и огромное желание явить миру красоту - вот три составляющие его успеха. При этом Зайцев, в отличие от многих коллег, стремился максимально одеть моделей, а не раздеть. Ведь женщина должна быть тайной, которую интересно открывать постепенно.

Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.

Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения - 1938-й - не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.

Школа и техникум

С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.

Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека - это кощунство.

В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи - не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.

Вуз

В столицу - поступать в текстильный институт - он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.

Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, - однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.

Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.

Карьера

По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».

Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.

Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.

В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.

Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.

Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева

Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.

Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.

На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты - все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.

Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.

В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.

Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»

Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность - оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.

Вячеслав Михайлович - оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода - Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.

Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.

Егор

После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.

У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.

Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.

Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя - модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.

Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.

Авторские работы

Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», - скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам - в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.

В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.

В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.

О, эпоха...

Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.

Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.

Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.

Первый Дом моды европейского стиля имени Вячеслава Зайцева

В 1982 году Зайцев становится художественным руководителем московского Дома моды, спустя шесть лет его назначили директором. Организация получила колоссальное развитие, став первым русским модным домом европейского стиля и получившим имя Славы Зайцева. В 1996 году модельер стал президентом ОАО «Московский Дом моды Зайцева».

Преданный Мельпомене

Театр и искусство - вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году - для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году - к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.

Эстрада, фестивали

В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами "На-на", "Машина времени" и многими-многими другими.

В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

10 марта 2018 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.

Свой дом - будущий музей

Зайцев живет один в своем загородном доме, который готовит под музей, собирая материалы для будущей экспозиции.

Дом построен с оглядкой на будущее, на то время, когда я уйду.

Говорит, что перестал думать об одиночестве как о плате за талант. Ему нравится его погруженность в искусство. Когда он развелся с Мариной, он признался, что «рванул» в творчестве. И так продолжается по сей день.

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном Доме Моделей на Кузнецком мосту.


Вячеслав Зайцев - кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии, кавалер Ордена за "Заслуги перед отечеством", профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды. На фестивале "Лучшие пять модельеров мира" в Японии коллекция Вячеслава Зайцева признана лучшей.

Зайцев нередко цитирует себя строчкой: "Я всем обязан провиденью...".

1956 год - с отличием окончил Ивановский Химико-технологический техникум, получил квалификацию художника по росписи тканей.

1962 год - закончил с отличием Московский Текстильный институт. Работает на экспериментальной швейной фабрике Моссовнархоза, возглавляет экспериментальную группу в общесоюзном Доме Моделей на Кузнецком мосту.

1965 год - произошло знакомство с Пьером Карденом и Марком Боаном.

1979 год - Зайцев уходит из официальной моды и начинает всё сначала в маленьком ателье, которое позже перерастает в Московский Дом Моды.

1980 год - выходят в свет две книги Зайцева: "Такая изменчивая мода", "Этот многоликий мир моды". Создаёт костюмы для участников Московской Олимпиады, за что награждён орденом "Знак Почёта".

1982 год - Зайцев возглавил Дом Моды, а в 1988 году становится его избранным Президентом.

1988 год - Парижский Мезом де Кутюр предоставил В.М.Зайцеву право на участие в показе коллекций. Впервые этой чести удостоен русский художник, названный Человеком Года в мире моды. Стал Почётным гражданином Парижа.

1991 год - получил заказ и создаёт новую форму для работников милиции. Присвоено звание "Заслуженный деятель искусств".

1992 год - издательство "Новости" выпустило на англиском языке книгу о нём "Ностальгия по красоте", а издательство "Имидж" книгу его графики и стихов "Я всем обязан провиденью". Филиал мирового лидера косметики фирмы Л`Ореаль запустил в производство первые духи русского модельера "Марусю", а затем новую линию проекта Зайцева "Маруся"- кремы, лосьоны, дезодоранты, мыло.

1993 год - в Бельгии выпущена экспериментальная партия стульев по эскизу русского кутюрье. Cотрудничество с французской фирмой "Ревийон" в создании Зайцевым одежды "ОТ Кутюр" из меха и тканей. С 1993 года Зайцев - президент и председатель жюри ежегодного российского Конкурса отечественных тканей и коллекций моделей "Текстильный салон" в Иванове. Выступления на семинарах, консультации художников, инициатива проведения в Иванове фестиваля "Детская мода", участие в защите дипломных работ студентов ИГТА.

1994 год - впервые в России он проводит Конкурс молодых модельеров имени Н.Ломановой. Возглавляет Конкурсы "Экзерсис" (преподавателей и учащихся швейных колледжей и лицеев), "Золотая игла" (российская ассоциация детских творческих Коллективов Моды), фестиваль "Бархатные сезоны в Сочи".

Несмотря на свою огромную занятость, В.Зайцев ведёт многогранную творческую работу с молодыми художниками, модельерами и дизайнерами. Его деятельность - это поистине подвижнический труд российского интеллигента во имя России, процветания её талантливого народа.

В течении всей своей творческой деятельности Вячеслав Зайцев раскрывается как неординарный, многогранный с необыкновенно тонкой натурой человек влюблённый в родную землю.

Основная тема его творчества как художника-модельера - это поиски гармонии содержания и формы, соответствующие эстетическим моральным критериям общества на данном витке цивилизации. Это постоянное желание доказать, что человек способен не только созидать красоту, но и быть образцом этого прекрасного мира, не засорять своим видом окружающую среду - природу и общества, а гармонично вживаться, вызывать восхищение людей совершенством формы и богатством цветовой палитры, согласованной в деталях.

Вячеславом Зайцевым созданы костюмы ко многим спектаклям московских театров, к кинофильмам, для эстрадных коллективов и исполнителей.

Московский Дом Моды, руководимый Вячеславом Зайцевым, стал подлинным центром воспитания хорошего вкуса, а Театр Моды Зайцева убедительной зрелищной формой пропаганды красоты. Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия. Канада, Финляндия, США, Германия, Индия, Швеция, Австрия, Италия - вот далеко не полный перечень гастролей театра.