Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как правильно делать выводы. Что должно быть в выводах глав дипломной работы

Убедительное эссе, литературный анализ или научная статья должны содержать тщательно продуманные вступление и выводы. В правильно написанном заключении читателю предоставляется краткое резюме и суть причин, по которым данная тема важна для исследования. Если вы готовите доклад или презентацию, в них также нужно составить хорошую концовку. В целом, для достижения поставленной задачи можно применять много схожих принципов, но, в любом случае, выводы должны разрабатываться очень тщательно.

Шаги

Как написать заключение к эссе или докладу

    Начните со связующего предложения. Если вы пишете заключение к эссе или докладу для школы или колледжа, важно понимать, какие функции оно выполняет. Ваше заключение не должно представлять собой простое повторение основных моментов вашего доклада, оторванное от остального текста. Должен быть плавный переход к этой части так, чтобы читатели были готовы слушать ваши выводы к тому моменту, когда вы к ним перейдете.

    Избегайте фразы “в заключение”. Если вы подводите итог эссе или научной статьи, нужно стараться избегать использования таких фраз как “в заключение” или “чтобы подытожить”, когда вы хотите приступить к представлению выводов. Эти фразы чересчур избитые и прозаичные для перехода к обсуждению результатов. Вы должны продемонстрировать, что начинаете заключительную часть, не разрывая резко изложение материала.

    Рассмотрим вариант повторного упоминания исходной проблемы. Один из способов перейти к заключению – обратиться к проблематике эссе или чему-то, что вы подчеркнули во вступлении. Если у вас есть фраза или цитата, которая особенно актуальна, вспомните ее еще раз в заключении. Это поможет показать, что ваше эссе является логически завершенным. Повторение ключевого вопроса или идеи из введения сослужит вам хорошую службу для этой цели.

    • К примеру, в эссе поставлен вопрос: “В какой мере битва при Монте-Кассино изменила ход Второй мировой войны”?
    • Тут можно начать с такого предложения: “Битва при Монте-Кассино оказалась переломным моментом, в котором отобразилась перемена динамики 2-ой мировой, но сама по себе ход войны еще не изменила ”.
  1. Выйдите за пределы простого подведения итогов. Хотя заключительная часть как раз нужное место для краткого изложения ключевых положений вашего доклада, нужно постараться сказать немного больше этого. Важно показать, что ваше эссе последовательно, и связать все доводы воедино. Заключение –тот раздел, где можно это продемонстрировать. Вместо того чтобы просто пройтись по всем важным моментам, постарайтесь подытожить ваш доклад таким образом, чтобы показать, как различные направления вашего исследования связаны друг с другом.

    Говорите о некотором более широком значении. В эссе или статье выводы могут выполнять целый ряд функций. Хорошо составленное заключение может помочь подчеркнуть важное значение вашего исследования, его исключительную актуальность, а также уникальность собранных вами данных или полученных результатов. Но в заключительной части также можно выйти за рамки эссе и высказать предположение, что ваше исследование, возможно, имеет более широкое значение и применение, чем представляемая публике работа.

Заключительная часть презентации или доклада

    Даем понять, что переходим к выводам. Хотя в методиках составления эссе и презентации есть много схожего, но существуют также и некоторые важные отличия. Поскольку презентация проводится в устной форме, а не прочитывается, не всегда может быть ясно, что вы перешли к заключению. По этой причине будет целесообразным подчеркнуть, что вы начинаете заключительную часть.

    Вернитесь к первоначальному вопросу. Как только вы привлекли внимание аудитории к своему заключению, вы должны показать, что ваша презентация прошла полный цикл и вернулась к исходному вопросу или проблеме, которую вы изложили во введении. Таким образом ваш доклад станет последовательным и исчерпывающим. Для этого можно использовать несложный прием: в заключительной части эссе попытайтесь вернуться к конкретному вопросу, который вы себе задаете, или к ключевой фразе или цитате, которые вы сформулировали ранее в презентации.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Как написать введение и заключение [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Чтобы написать введение и заключение нужно приложить определенные усилия. За 10 минут не напишешь. Вставить куски текста из учебников вместо элементов введения и выводов в заключении - тоже не подходит.

Зачем нужно написать хорошее введение и заключение

Введение и заключение важная часть диплома, курсовой, реферата. Фактически, грамотно написанные введение и заключение дипломной работы составляют около 30% успешной сдачи и защиты. Приведу несколько рекомендаций по написанию введения и заключения. После этого значительно легче будет ответить на вопрос, как .

Перед тем, , необходимо определиться зачем вообще нужно написать введение и заключение. Следует отметить, что введение и заключение в дипломе и курсовой составляют основу работы, и им уделяется наиболее серьезное внимание со стороны преподавателей.

Каждая курсовая или дипломная работа должна пройти процедуру защиты. На защите задача преподавателя или комиссии оценить знания студента и раскрытие им темы курсовой или дипломной работы. В первую очередь, полнота раскрытия темы оценивается по введению и заключению курсовой или диплома.

Правильно написать введение и заключение - это тяжелый труд. Причем по мере сложности работы возрастает и сложность этих структурных частей.

Например, написать введение к реферату или контрольной работе можно минут за 20-30, и занимать оно будет чуть более половины листа А4. В курсовой работе введение должно быть, как минимум, на двух страницах и обязательно включать в себя актуальность, цель и задачи курсовой работы. Для курсового проекта ситуация еще более сложная, так как подразумевается серьезная практическая работа по исследованию поставленной темы и разработке мероприятий по совершенствованию ситуации на объекте исследования. В дипломной работе объем введения от 3 страниц и в дополнение к вышеуказанному добавляется предмет, объект, гипотеза исследования и т.д.

Заключение курсовой или диплома содержит выводы по проделанной работе, полученные результаты проведенного исследования и общий результат проделанной работы. Также в заключении должна быть сделана оценка степени достижения поставленной цели дипломной или курсовой работы и выполнения задач исследования, указанных во введении.

По этим причинам, если написать введение и заключение с соблюдением всех правил, то общее впечатление от работы у преподавателя повышается. В этом и заключается основной принцип, зачем нужно написать введение и заключение .

Написать хорошее введение и заключение - это важный аспект успешной защиты диплома или курсовой.

Теперь перейдем к тому, как написать введение и заключение.

Как написать введение

Во введении диплома и курсовой раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования.

Введение диплома и курсовой должно содержать четкие, ясные формулировки актуальности, цели, задач и т.п., а заключение - выводы по каждой главе и оценку полученных результатов. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества курсовой и дипломной работы, так как именно введение и заключение являются "визитными карточками" дипломной работы и на их основе складывается общее мнение о работе в целом при проверке и защите. Написать введение - это значит заложить основу своей работы.

Актуальность изучаемой в курсовой и дипломе темы раскрывается в следующих аспектах:

  • во-первых, объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному объекту в стране, регионе, сфере деятельности или области научных знаний;
  • во-вторых, степени научной ее проработанности в трудах ученых, крупных специалистов, практиков и сути самой проблемности, противоречивости этой темы, требующей решения в сложившейся ситуации;
  • в-третьих, значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние в стране, регионе, конкретной сфере деятельности или области научных знаний.

Правильное раскрытие актуальности темы дипломного и курсового проекта свидетельствует об умении отделять главное от второстепенного, выяснять то, что известно в науке, практике и что пока неизвестно в предмете исследования.

От доказательства актуальности изучаемой в курсовой и дипломе темы необходимо перейти к формулировке цели дипломного или курсового проекта, которая заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций.

Исходя из цели дипломного и курсового проекта определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих "ключевых" слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав, разделов диплома и курсовой. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы.

Аналогичные требования предъявляются к введению к реферату. Кроме того, реферат, представляя собой обзор литературных источников по выбранной теме, имеет очень небольшое по объему введение - не более 1 страницы. Таким образом, во введении к реферату следует очень емко и лаконично выразить актуальность темы, цель и задачи. Также в реферате следует отказаться от проектных задач в пользу сугубо исследовательских. Это обусловлено тем, что реферат предполагает изучение определенного аспекта без решения прикладных задач, связанных с темой реферата.

Во введении, в дипломе и курсовой предмет исследования определяется тем, что изучается, анализируется в дипломном или курсовом проекте. При указании во введении к диплому и курсовой объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень исследования (по стране в целом, отдельному региону, предприятию, конкретной сфере деятельности или области научных знаний).

Отметим, что подобные рекомендации по отношению к предмету и объекту во введении относятся и к реферату. В большинстве случаев указание во введении к реферату актуальности, цели, задач, предмета и объекта исследования является достаточным для выполнения реферата.

Информационной базой исследования может служить общая статистическая информация, периодические издания, результаты различных исследований, отчеты и другие источники, имеющий официальный характер. Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач диплома или курсовой.

Устаревшие данные значительно снижают качество диплома, курсовой, реферата и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в рамках исследования, проведенного в дипломе, курсовой или реферате.

Как написать заключение

Курсовая, диплом, реферат имеют логическое завершение - заключение.

Написать заключение - это итог курсовой, диплома и реферата.

В заключении диплома, курсовой, реферата излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач.

Заключение к диплому и курсовой носит форму синтеза полученных в процессе дипломного и курсового исследования результатов теоретического, аналитического и прикладного или рекомендательного характера. Чтобы написать заключение, нужно сделать адекватные выводы по результатам работы. Как правило, заключение курсовой и диплома это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите диплома и курсовой. В связи с этим заключение в дипломе не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать итоговые результаты исследования по теме дипломного проекта. Что касается курсовой, то здесь требования менее жесткие, однако основу заключения в курсовой должны составлять именно выводы, полученные в ходе курсового исследования.

Что касается заключения к реферату, то здесь необходимо перечислить основные аспекты изученного вопроса и высказать собственную точку зрения по данному вопросу. Итогом реферата является именно мнение автора, выраженное в заключении. Однако в реферате следует применять неопределенно-личную форму при формулировке собственных выводов в заключении реферата.

Если ты – студент, то должен знать, что больше всего преподавателю запоминаются введение и заключение любой проверочной работы. Это еще немецкий психолог – экспериментатор Герман Эббингауз доказал в одном из своих многочисленных опытов: сознание человека запоминает начало и конец услышанного.

Почему так важно заключение в реферате?

Именно поэтому, если учащийся вуза рассчитывает на высокую оценку, самыми сильными сторонами его реферата должны быть введение и заключение.

По первому пункту мы уже знаем, и теперь хорошо знаем, как правильно написать эту обязательную составляющую проверочной работы.

Осталось для повышения своей успеваемости и сознательности выяснить, как написать заключение в реферате, и на какие аспекты этой творческой работы обратить особое внимание.

По сути, реферат – это проверочная работа, которая имеет одну цель с курсовым и дипломным проектом – проверка знаний студента, так что в любом случае студенту придется постараться.

Для чего это необходимо?

Что такое заключение к реферату?

Заключение к реферату – это обязательная структурная единица проверочной работы, которая:

Структурирует содержание;

Выделяет главные моменты;

Делает краткие, но емкие выводы;

Дает ответ на главный вопрос реферата;

Подводит итог практической и теоретической части;

Составляет общее впечатление о прочитанном.

Теперь понятно, почему студенты так усердно трудятся над заключением, ведь, если его правильно составить, то количество дополнительных вопросов со стороны преподавателя будет гораздо меньше, а может – и вовсе не возникнут.

Это своего рода «резюме» о заявленной на суд общественности работе, поэтому, даже если что-то преподаватель прослушал во время ответа или доклада, то этот пробел в знаниях он обязательно восполнит, внимательно ознакомившись с заключением реферата.

При составлении заключения важно обратить внимание не только на его содержание и грамотность написания, но и на правильное оформление, которое также должно соответствовать всем требованиям, правилам, стандартам и ГОСТам (подобно курсовой работе и диплому).

Правила оформления заключения к реферату

Студент должен различать содержание основной части от заключения реферата, именно поэтому на отдельном листе на первой строчке должна присутствовать запись: «Содержание».

Пишется она печатными буквами и желательно, чтобы была выделена жирным начертанием. Точка в конце этого слова не ставится, заглавие не пишется.

В данном случае в качестве оглавления и будет выступать слово «заключение».

После него требуется пропустить одну строку, и только потом с абзаца преступить к краткому изложению своих мыслей.

Заключение реферата в любом случае должно быть кратким, а содержать не более 1 – 2 страниц печатного текста (не более 5 – 10% всей работы).

Используемый шрифт — Times New Roman, размер шрифта в диапазоне 11-14, междустрочный интервал - обязательно 1-1,5.

«Водные» и не несущие смысловую нагрузку предложения в заключении категорически запрещены к написанию, поэтому каждая фраза должна быть цельной и содержательной.

Не приветствуются и повторения одинаковых, однокоренных слов в соседних предложениях, а также нельзя копировать отдельные фразы, взятые из основной части работы.

Заключение – это творческая часть работы!

Важно понимать, что заключение – это сочинение автора на заданную тему публицистического и отчасти научного стиля.

В этой обязательной части работы можно по желанию использовать следующие фразы: «мы получили», «мы рассмотрели», «мы исследовали», «таким образом», «мы пришли к выводу», «мы выяснили», «нам удалось…», «мы получили…» и прочие, соответствующе заданной тематике и не отступающие от выбранной стилистики написания.

Есть маленький секрет : любое заключение должно содержать небольшое резюме поставленной в задании проблемы и краткое изложение ее решения.

Студент, как бы по пунктам, должен написать, что получил, и чего добился при выполнении своих подсчетов. Это важно, иначе среди всего сказанного проверяющий преподаватель может не уловить то самое «зерно истины», ради которого и была создана эта работа.

Еще одна маленькая подсказка : сегодня в интернете есть большое количество примеров рефератов, которые станут для современного студента отличным образцом для подражания.

Требуется не столько списать чужие мысли, сколько для себя понять, что преподаватель в идеале хочет видеть в этой обязательной части работы.

Важно не путать : есть «заключение», а есть отдельно «выводы», причем обе эти составляющие проверочной работы обязательно встречаются в курсовом или дипломном проекте, а в реферате заключения, как отдельной структурной единицы, вполне предостаточно для систематизации и структуризации содержания.

И последнее: заключение реферата необходимо для того, чтобы студент смог подчеркнуть значимость своего реферата и акцентировал внимание всех слушателей на самых важных моментах.

Подытожим: в заключении обязательно нужно:

1. Вкратце описать выполненную работу и полученные результаты;

2. Упомянуть сжато методы достижения поставленной во введении цели;

3. Привести преимущества и недостатки решенной проблемы (выделить другим начертанием);

4. Сделать гармоничные выводы;

Если вы описали все эти пункты, значит дополнительных вопросов по теме работы у преподавателя возникнуть не должно.

Написать качественное заключение может каждый прилежный студент, если, конечно, задастся целью и будет следовать простым правилам, приведенным ниже.

Правило первое . Внимательно прочитать главную часть реферата, а после попытаться ее пересказать; причем не просто, а информативными тезисами .

Правило второе . Вовсе не обязательно подробно описывать содержание каждой главы, главное – отталкиваться не от структуры реферата, а от заданной темы и поставленной цели во введении. Для большего понимания заключение можно легко «состряпать» из введения и выводов , только следует грамотно подать информацию и ни в коем случае не повторяться.

Правило третье . Выводов по реферату может быть несколько, но в итоге заключение должно быть цельным , а написано в едином стиле – научно-публицистическом. Если выводов по содержанию и теме работы несколько, то один должен плавно перетекать в другой, при этом не терять смысла повествования.

Правило четвертое . В заключении не нужно задействовать маркированные или нумерованные списки , и даже если требуется перечисление, то оформить его рекомендуется сложным предложением, но не перегружать их красочными эпитетами и многочисленными запятыми. А вот краткие пояснения в заключении уж точно не будут лишними, только лаконично завершат повествование.

Правило пятое . При необходимости в заключении можно использовать терминологию , но уже по факту. Не нужно давать лишних определений и длительных пояснений, поскольку все они должны присутствовать в содержании самой работы.

И последнее: любое заключение лучше всего составить сначала в черновик, а после показать его преподавателю или сдать на проверку.

Грамотный педагог сразу же определит нужные места и вычеркнет «воду», а некоторые предложения и вовсе предложит перефразировать, заменить, дополнить. Уже после такой качественной проверки составить чистовой вариант работы будет гораздо проще.

Преподаватели о заключении реферата

Каждый преподаватель особенно обращает внимание на введение и заключение реферата. Его волнуют следующие моменты:

Введение и заключение должны быть написаны в едином стиле , при этом соответствовать одной тематике.

Очень часто случается так, что заключение не соответствует теме реферата, и все старания студента оказываются напрасными. В лучшем случае в работе придется изменить только название, а в худшем – заново переписать.

Заключение не должно содержать орфографических, лексических и пунктуационных ошибок , которые бросаются в глаза и только портят положительное впечатление о прочитанном. Так что совет всем студентам: качественно вычитывать свои работы перед сдачей их на проверку.

Если заключение составлено кратко и написано грамотным языком с применением терминов , то оно только подчеркнет высокий уровень подготовки и глубокие познания по теме учащегося вуза.

Такая работа будет достойна высокой оценки, а преподаватель обязательно возьмет автора себе «на заметку», так сказать.

В заключение обязательно должно быть пару кратких предложений о перспективах по заданной теме . Это главный вывод реферата, который нельзя упустить из виду! Вот как раз на этой оптимистичной ноте и можно завершить свою работу, а после не забыть указать список справочной литературы, которая использовалась при создании реферата.

Вывод : Надеюсь, теперь вы знаете, как написать заключение в реферате, курсовой работе и дипломном проекте грамотно и верно. Ничего сложного, если вы, конечно, сами написали свой реферат по заданной теме, а не скачали в очередной раз первый попавшийся из интернета!

Теперь ты знаешь о том, как написать заключение в реферате .

Образец заключения курсовой работы в формате Word. Шаблон заключения дипломной работы в формате Word.

Заключение

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подводя итоги проведённого исследования вопроса...(тема работы) нами была поставлена цель -...
В рамках проведённого исследования нами был изучен / проанализирован / рассмотрен...(тема работы).
Целью данного исследования являлось...(тема работы).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для достижения поставленной цели нами были решены такие задачи, как:
1. Изучить понятие и признаки...т.д. В результате проведённого исследования было выявлено, что... / выяснилось, что..
2. Сформулировать классификацию...т.д. По итогам проведенного рассмотрения существующих подходов к классификации...т.д. было определено, что... и т.д.
3... и т.д.

Сначала резюмируются теоретические выводы, затем результаты практических исследований. Определяется, была ли подтверждена либо опровергнута гипотеза дипломной или курсовой работы.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В заключение формулируются рекомендации по совершенствованию и оптимизации предмета исследования, а также приводятся оценки социально-экономической эффективности реализации предложенных мер.
В ходе проведённого исследования были выявлены следующие... факты, показатели, данные. Для совершенствования функционирования выявленных..... нами был сформулирован список соответствующих мероприятий:
1. Провести оценку / ревизию / инвентаризацию...следующих данных:...
2. Разработать план реинжениринга / реформирования / оптимизации...
3. В результате проведённых расчётов, было выяснено, что реализация предложенных мер обеспечит...приток инвестиций/увеличение товарооборота/рост рынка сбыта, что принесёт дополнительные.....млн/тыс. руб прибыли в перспективе ближайших.....месяцев, лет.

Для юридических работ: ...предложенные изменения в соответствующие нормативные акты позволят гармонизировать действующее законодательство и повысить эффективность регулирования в этой сфере. Реализация предложенных мер упростит порядок обеспечения прав граждан на.... и исключит возможность возникновения... тех или иных проблем .

Как писать заключение .

Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы.Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу,то заключение - ее итог.И писаться заключение должно иными словами, чем введение.

Заключениеможет писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.

Актуальностьпроблемы.

Краткий обзор теоретической части.

Целью нашего эмпирического исследования являлось….

Мы ставили перед собой следующие задачи….

Мы использовали следующие методики….

В исследовании принимало участие…. человек,они были…. (тем-то).

Мы получили следующие результаты….

Как писать выводы

Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются.У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно -один абзац (5 - 10 строк).

1 вывод пишется по теории.

Остальные выводы пишутся по эмпирической части.Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а подостоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случаеодин вывод будет включать в себяили заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями(«существуетдостовернаяположительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсонаравен 0,5, р <0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р <0,05).Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимсявсе полученные результаты.

Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»

Заключение

Особая актуальность изученияпамяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про­цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ­альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат­ривает получение ими образования в объеме средней об­щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред­полагает тщательное изучение своеобразия их памяти,что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.

По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..

Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская , М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала,что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показателиниже аналогичных показателей здоровых детей.

В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.

Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.

Целью нашегоэмпирического исследованияявлялось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.

В качестве предметаисследования выступала кратковременнаяпамять. Объектомисследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.

Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности.Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнитьрисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать . Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное длядошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.

Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.

Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная сформированность познавательных про­цессов являетсяодной из основныхпричинтрудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали,что существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен­ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо­бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара­стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро­вых рядов.

2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаютсяпроцессы запоминанияабстрактных объектов,геометрических фигур, цифр.При выполнениимодифицированноготеста «Запомни рисунок»многие дети с ЗПР просто не могут назватьабстрактныеобразы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминатьтакого рода информацию.В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).

3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достовернониже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р <0,001).

4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объемакратковременной памяти.