Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: План-конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми средней возрастной группы ДОУ "Что такое лес?". Непосредственно образовательная деятельность в средней группе на тему "Лес

Конспект интегрированного мероприятия на тему «Берегите лес!» в средней группе

Цель : формирование у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.

Задачи :

Образовательные:

  • закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу;
  • закрепить знания детей о лесе;
  • развивать представления о том, как действия людей вредят природе
  • вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций;
  • Развивать представления о том, как действия людей вредят природе.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу;
  • воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Лес – Кладовая природы», Д/И «Правила поведения в лесу», чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Способы организации образовательной деятельности: беседа, создание игровой ситуации, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки), дидактическая игра со сказочным персонажем, работа с картой, подвижная игра, вопросы, поощрение.

Средства и оборудование образовательной деятельности: макеты деревьев,« мусор »: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, корзинки для мусора, мультимедийный проектор, магнитофон, солнышко, подснежники, картинки животных, макет леса.

Ход образовательной деятельности

В-ль: Здравствуй утро нежное,

Здравствуй детский сад,

Здравствуй добрый друг,

Здравствуй все вокруг.

Очень рады мы гостям,

Теплоту мы дарим вам.

Дети здороваются с гостями

В-ль: Ребята к нам пришло письмо. Давайте прочитаем.

«Доброе утро, ребята! Пишет вам фея Леса. Лес стал невесёлым, безжизненным, из него стали улетать птицы, уходить животные. Люди приходят в лес и оставляют мусор, они кричат, разоряют гнезда птиц, рвут редкие растения и ломают деревья. Пожалуйста, помогите мне спасти лес. Приходите скорее, я буду вас с нетерпением ждать!

В-ль: Ребята, вы готовы отправится в лес, и помочь его жителям? А что такое лес?

Реб: Что такое лес?

Сосны до небес,

Ягоды, грибы,

Деревья и дубы,

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

В-ль: Вы знаете, какие опасности подстерегают нас в лесу? (Можно заблудиться). Что же делать?

Реб: «Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а что происходит весной?

Реб.: Все оживает, все расцветает

Тепленький ветерок всех обдувает

Ручейки веселые везде журчат

Радостные птицы с юга летят.

В-ль: Поэтому мы с вами отправляемся в весенний, сказочный лес. Чтобы туда попасть, мы пройдем через волшебные ворота и произнесем слова:

« Через ворота мы пройдем

И в лес волшебный попадем».

Дети проходят через ворота и останавливаются у тропинки.

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь – Мы свои!

Вот мы и попали в волшебный лес.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто-то машет нам рукой. Да это же фея Леса.

Фея: Здравствуйте мои друзья, спасибо, что вы пришли. Я обеспокоена состоянием нашего леса. Лесные богатства потихоньку исчезают, и мы не знаем, как же их спасти. Люди приходят в лес только ради развлечения, а что останется после этого - они и не задумываются. А ведь хочется, чтобы и им было хорошо, и лес не пострадал. Может быть с вашей помощью может ещё что-то и удастся спасти. Лес в опасности, помогите ему!

Воспитатель: Фея Леса, а что же нам нужно сделать?

Фея: Сейчас пойдёте по этой тропинке и всё сами увидите. Действуйте по своему усмотрению, надеюсь, вы знаете, что нужно делать, чтобы защитить лесные богатства. Я буду ждать вас здесь с хорошими новостями.

Вос-ль: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке. Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Вос-ль: Что за лес? Ой как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пение птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Что же делать, как помочь лесу? (аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер). Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).

Фея: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. Фея дарит первый лучик. С каждым выполненным заданием в лесу станет светлее.

В-ль: В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть. Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает,

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают,

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра.

Фея: Да, мои юные друзья, ещё одна проблема в нашем лесу - животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо по отношению к ним. Вы знаете, как помочь лесным жителям?

1 реб: Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур не забывай.

2 реб: Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Д/И «Помоги диким животным найти свои домики» Дети раскладывают картинки животных под соответствующим домиком, и объясняет свой выбор.

В-ль: Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.

— Это мы!

Вот мы и пришли на полянку. Что это за цветочки? Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Подснежник).

Что же мы с ними будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем рвать цветы?

Реб: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,-

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Вос-ль: правильно, а еще эти цветы очень редкие. Давайте поставим знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки.

Вос-ль: посмотрите, веточки у дерева сломаны, что же нам нужно сделать?

Дети: полечить дерево.

Дети выполняют аппликацию, приклеивают веточки к дереву. В-ль: приклеивает птичек. Включается запись звуков леса.

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: птицы песенки запели.

Воспитатель:надо природу беречь!

Песня « Веснянка»

Фея: Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло.

В-ль: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Фея леса: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Название: Конспект мероприятия по ОБЖ в средней группе «Берегите лес!»

Конспект интегрированного занятия

(развитие речи и ознакомление с окружающим миром) на тему: «Лес»

в первой средней группе

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 000»

Администрации Волжского района

Муниципального образования

«Город Саратов»

Воспитатель:

Программное содержание:

1. Систематизировать представления детей о лесе: что растёт, кто живёт в лесу; умение классифицировать и обобщать; закрепить умение составлять предложения с предлогом; умение подбирать прилагательные-антонимы в заданной форме; закрепить правила поведения в лесу;

2. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, умение ориентироваться на листе бумаги;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.

Тип занятия: интегрированное

Оборудование: игрушка Старичок - Лесовичок, магнитная доска, изображения лесных растений и лесных обитателей, вырезанные из зелёного картона клиновые листья, мяч, карточки с заданием на листах бумаги А4, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Беседа о лесе.

Дети играют на ковре. Воспитатель обращает их внимание на стук в дверь.

Ребята, кто-то к нам стучится. Подойдите ко мне, давайте посмотрим кто пришел. Педагог вносит игрушку Старичка – Лесовичка и говорит:

У нас гость, ребята. Вы узнали, кто это?

Дети: Старичок - Лесовичок.

Воспитатель: Старичок - Лесовичок, а почему ты такой грустный? Скажи мне на ушко? (привлекает внимание детей) Ребята, Старичок - Лесовичок расстроен, потому что не может изобразить лес, в котором живёт. Он пришел к нам за помощью. Поможем ему ребята?

Воспитатель: Скажите, что растёт в лесу? А еще? и т. д.

Дети: В лесу растёт трава, грибы, цветы, ягоды, кустарники, деревья.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску растения, которые называют дети.

Затем воспитатель обращает внимание на деревья:

Ребята, посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу?

Дети: В нашем лесу растут берёза, дуб, ель.

Воспитатель: А берёза и дуб-это какие деревья?

Дети: Берёза и дуб-это лиственные деревья.

Воспитатель: Какие ещё лиственные деревья вы знаете?

Дети: Клён, тополь, липа, вяз, ива.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья?

Дети: Лес, в котором растут только лиственные деревья, называется лиственным.

Воспитатель: посмотрите внимательно на нашу картину. Какое дерево мы не назвали?

Дети: Ель.

Воспитатель: Ель - это какое дерево?

Дети: Ель - хвойное дерево.

Воспитатель: Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Дети: Сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? Дети: Лес, в котором растут только хвойные деревья, называется хвойным.

Воспитатель: А какой лес получился у нас на картине?

Дети: У нас получился смешанный лес. В нём растут и лиственные, и хвойные деревья.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только дубы?

Дети: Лес, в котором растут только дубы, называется дубрава.

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут одни берёзы?

Дети: Такой лес называется березняк.

Воспитатель: Чудесный у нас получился лес! И трава, и кустарники, и ягоды, и цветы, и грибы, и деревья в нём растут. Но Старичок - Лесовичок говорит, что это ещё не лес. Как вы думаете, чего не достает?

Дети: Нет зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель: Правильно. Ведь лес – это большой дом, в котором обязательно кто – то должен жить. Так давайте же поселим их. Каких лесных зверей вы знаете? (Воспитатель прикрепляет на магнитную доску зверей, птиц, насекомых, которых называют дети).

Дети: Медведь, лиса, ёж, волк, заяц, белка.

Воспитатель: А какие птицы живут в лесу?

Дети: Сова, филин, кукушка, дятел, ворона, сорока.

Воспитатель: Назовите насекомых, обитающих в лесу?

Дети: Пчёлы, кузнечик, божья-коровка, муравей, жук.

Воспитатель: Вот теперь это лес и наш Старичок - Лесовичок доволен и благодарит вас за помощь.

2.Физминутка «Листочки».

Воспитатель: Ребята, Старичок - Лесовичок приглашает нас в лес. А чтобы не мешать жителям леса и не тревожить их покой я предлагаю превратиться в листочки. Нас тогда никто не заметит, и мы тихонько пролетим над лесом и всё увидим. «Раз, два, три покружись и в листочек превратись.»

Воспитатель раздает детям листочки. Звучит запись «Звуки леса». Дети выполняют движения.

Мы листочки, а теперь давайте соберёмся в букет. Встаньте в круг и вытяните руку вперед. Вот какой красивый и большой букет у нас получился. Но что такое? Подул ветер и наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Шалун – ветер собрал все листочки в большую кучу. В лесу мы увидели высокие деревья. Покажите, какие они? А под ними растут кустарники. Они не такие высокие. Покажите какие. А под кустарниками растёт трава. Покажите, какая низкая трава. И, конечно же, какой лес без защитника, без нашего Старичка - Лесовичка. «Раз, два, три покружись и в детей мы превратись.»

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас Старичок-Лесовичок приглашает нас поиграть в мяч. В лесу растёт множество растений, живут разные животные. В лесу есть тропинки протоптанные животными и людьми. А какие они сейчас мы узнаем с помощью игры. Давайте встанем в круг. Я называю сочетание слов, бросаю мяч, а вы должны назвать сочетание слов с противоположным признаком.

1. Молодой дуб - старый дуб

2. Высокая трава – низкая трава

3. Добрый зверь – злой зверь

4. Сладкая ягода – кислая ягода

5. Толстый ствол – тонкий ствол

6. Узкий лист – широкий лист

8. Большая птица – маленькая птица

3.Составление предложений по картинкам.

Воспитатель: Ребята, наш Старичок - Лесовичок в свободное время любит фотографировать обитателей леса. Некоторые фотографии он принёс нам. Дети собираются вокруг стола.

Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением лесных обитателей и предлагает рассказать, что изображено на картинке. Дети составляют по предложения:

1.Заяц сидит за пеньком.

2. Сокол летит над деревом.

3. Дятел сидит на ветке.

4. Гриб растёт под берёзой.

5. Божья коровка сидит на листочке.

6. Лиса выглядывает из норы.

7. Белка сидит около кустика.

8. Ёжик несёт на спине яблоко.

Работа с карточками.

Воспитатель: Ребята, Старичок –Лесовичок принес еще и другие фотографии. Они на столах. Садитесь на свои места.

На столах лежат карточки с изображение правил поведения в лесу, стоят стаканчики с карандашами.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинки на «Фотографиях». Кто изображен на них?

Дети: Дети.

Воспитатель: Зачеркните одной чертой те картинки, на которых дети неправильно поступают и огорчили Старичка - Лесовичка.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь, проводит индивидуальную работу.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, какую картинку мы помогли Старичку-Лесовичку нарисовать? Дети: Мы помогли нарисовать лес.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Наш Старичок - Лесовичок очень рад, что побывал у нас в гостях. Вы его порадовали. Вы знаете, что растёт в лесу, кто в нём живёт, знаете как надо себя вести в лесу. Он на прощание дарит вам корзинку полную шишек, чтобы вы в свободное время смастерили лесных жителей. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и скажем ему спасибо!

Тема: "Весна идёт"
Цели:
Закрепление знаний о характерных признаках весны. Знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Формирование умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи; развитие логического мышления и внимания, развитие разговорной речи; побуждение детей к желанию общаться. Воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе.
Материал:
игрушка - Лесовичок; конверт с письмом, клубок, фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (дуб, клён, берёза, рябина, ива, липа), птицы - грач, скворец; диких, домашних животных, экологические знаки
Интеграция образовательных областей:
«Познание» Формирование целостной картины мира, «Познание» ФЭМП, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Ход ООД:Воспитатель:
Ребята, я сейчас увидела, что к окну прилетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Дети:
Конверт, письмо или открытка.
Воспитатель:
И правда письмо.
Читает.
Собирайтесь скорей
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовёт.
Дети, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за ягодами, а лесными чудесами.
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Тогда отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком,
Но пройти её придётся
Нам, ребятушки, с клубком!
Воспитатель сматывает клубок руками и проходит с детьми по «тропинке».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Посмотрите, кто нас встречает?
Дети:
Лесовичок.

Лесовичок:
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё, что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите.
Воспитатель:
Здравствуй, Лесовичок, ты не расстраивайся, мы тебе поможем. Правда, дети?
Дети:
Обязательно поможем.
Воспитатель:
Что нужно сделать, Лесовичок, как помочь лесу?
Лесовичок:
Слушайте первое задание.
Вы должны ответить на вопрос, какое время года изображено на этих картинках?
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель:
Дети, что нарисовано на картинках?

Дети:
Лежит ещё снег, но появились подснежники. Разведчики весны.
Бегут ручейки и дети пускают кораблики.
Прилетели птицы. Они вьют гнёзда.
Ярко светит солнце, снег тает. Видны проталины.
Дети пускают кораблики, воздушных змей, прибивают скворечники.
В огороде высаживают рассаду.
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках?
Дети:
Время года: весна!
Лесовичок:
Молодцы, дети! Правильно! Весна!
Второе задание.
Какая птица открывает весну? Только она встречается не в лесу, а в поле?
Дети:
Грач

Лесовичок:
Слушайте внимательно загадку, постарайтесь отгадать и проверить своё решение.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица…
Дети:
Грач.
Лесовичок:
Какие умненькие ребятки! А как называется домик для скворца?
Дети:
Скворечник.
Лесовичок:
Правильно. Кто строит скворечник – люди или птицы?
Дети:
Скворечники строят люди.
Лесовичок:
Давайте постройте уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счётных палочек

Лесовичок:
Спасибо,вам, дети!
Третье задание.
Злая колдунья перепутала домашних и диких животных. Вы должны отобрать картинки домашних и диких животных и ответить на вопрос:
Кто где живёт? У вас есть подсказка: на одной полянке (столе)– игрушка корова, на другой – ёжик.
Дети отбирают картинки. На стол, где стоит ёжик, кладут диких животных, на стол, где стоит корова – домашних.

Воспитатель:
Дети, давайте проверим, нет ли ошибки?
Все правильно выполнили задание?
Лесовичок:
Замечательные дети, молодцы, теперь игра с мячом «Кто, где живёт?»
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
Воспитатель:
Где живёт лиса?
Ребёнок:
В норе.
Воспитатель:
Медведь?
Ребёнок:
В берлоге.
Воспитатель:
Белка?
Ребёнок:
В дупле.
Воспитатель:
Волк?
Ребёнок:
В логове.
Воспитатель:
Свинья?
Ребёнок:
В свинарнике.
Воспитатель:
Лошадь?
Ребёнок:
В конюшне.
Воспитатель:
Корова?
Ребёнок:
В коровнике.
Лесовичок:
Спасибо, вам, большое за ваши правильные ответы.
Воспитатель:
А сейчас физкультурная минутка:
На снегу косые тени.
(Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.)Разгулялся день весенний.
(Идут широкими шагами)
Тени длинными шагами
(Идут с высоко поднимают колено)
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лёд,
(Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.)А сосулька слёзы льёт.
(Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.)Стужа кончилась. Ура!
(Поскоками двигаются по кругу.)
Нам весну встречать пора.
Лесовичок:
Четвёртое задание:
Посмотрите на эти знаки и расскажите, как нужно себя вести в лесу.
Воспитатель:
Дети, это экологические знаки. Расскажите, что на них нарисовано?

Дети:
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя пилить деревья.
Нельзя ловить ёжиков.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Дети, давайте послушаем Дашу.
Даша:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Воспитатель:
Молодец, Даша! Ну, что, Лесовичок, справились мы с заданием?
Лесовичок:
Вы, молодцы, дети!
И последнее задание.
Дети должны помочь деревьям, назвать их и найти листочки к дереву.
Дети выполняют задание.

Воспитатель:
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил!
Лесовичок:
Спасибо, вам, дети! Я приглашаю вас ко мне в гости летом.
Воспитатель:
Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Возвращаемся обратно по нашей ниточке.

Воспитатель:
Где мы с вами сегодня были?
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
Что делали в лесу?
Дети:
Помогали Лесовичку расколдовать лес.
Когда мы задания все выполнили, что вы услышали?
Дети:
Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло.
Литература:
Николаева С.Н.
Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
Чернякова В.Н.
Экологическая работа в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
Анжелика Никитина
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5 – 6лет – СПб.: КАРО, 2011

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц Темы занятий
Сентябрь Что такое лес?
Октябрь Как устроен лес?
Ноябрь Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса
Декабрь Лиственный, кедровый и пихтовый леса
Январь Дубовый, березовый, осиновый и смешанные леса
Февраль Времена года в лесу
Март Какую пользу приносит лес?
Апрель Научитесь беречь лес
Май Что вы знаете о русском лесе?

ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева - это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?
Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
- Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.
Лес - это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу будто соседи в большом многоэтажном доме.
Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России - хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы - короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.
Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса-заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. Наконец, к третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.
Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?
Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!
На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благо-приятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие - достигали высоты 30-40 метров.
Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень - уголь, который сейчас люди используют как топливо.
Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному-климату деревья.
Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.
Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.
Послушайте стихотворение.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам,
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник -
Там и в жаркий полдень - тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотой волною блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.
Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.
Припомните, какие птицы живут в лесах.
Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Давайте припомним, какие звери живут в лесу.
Обитатели леса - медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница... В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи, прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.
Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.
Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.
А кто прячется в дуплах деревьев? Правильно! Белочка, куница.
Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах - лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.
Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине - божьи коровки - тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.
Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи - замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи - обитатели одного муравейника - уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.
Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личин¬ки майских жуков - белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.
Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.
« "Малый червяк большой дуб точит" - так говорят, в народе. Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», - так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева - жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.
Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».
Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.
Грибы - особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!
Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.
Попробуйте отгадать загадку.
Зимой - в белом кафтане,
Весной - в зеленом сарафане,
Летом - в платье цветном,
Осенью - в плаще золотом.
Правильно! Это лес в разное время года.
Вопросы
1. Что такое лес?
2. Почему лес называют природным сообществом?
3. Какие бывают леса?
4. Какие животные обитают в лесу?
5. Как связаны животные, растения, грибы леса?