Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Детям о диких животных зимой. Как зимуют лесные жители

С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. Давайте, посмотрим, кто как зимует.

У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.

Кроме того, многие звери меняют цвет шубки. Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.

Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.

Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом, вот и остаётся одно – спать. Для этого, правда, требуется сначала нагулять побольше жира. Вот и старается медведь перед спячкой отъедаться вволю.

В спячку впадают также ежи, сурки, летучие мыши, в это время жизнь в организме чуть теплится – температура тела опускается до четырёх градусов.

Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.

Вот так Господь мудро устроил жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.

Ирина Денисенко

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой » (средняя группа ) .

Воспитатель : Денисенко Ирина Николаевна.

Образовательная область : «Познавательное развитие » ; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель : формировать представление о том что, дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь , логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц .

Целевые ориентиры : активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Виды деятельности : игровая, познавательно- исследовательская , речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации : фотографии и рисунки, показывающие диких животных , картины зимнего леса.

Ход занятия.

Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии , нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

- Отгадайте загадки :

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года . Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова :

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер , давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Злой, как… волк

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Колючий, как…. еж

Неуклюжий, как…. медведь

Рыжая, как…. лиса

Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой ,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится .

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет : сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики» .

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки )

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот )

У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки :

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож :

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Показ картинок.

Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь ? Отгадайте загадки :

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

Ребята посмотрите что у меня есть :

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый ,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол) .

Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу ? Послушайте загадку и узнаете.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Ежи и медведи зимой впадают в спячку . Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя : еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши » .

Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных , а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка - …. бельчонок, бельчата.

Заяц - …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса - … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк - …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь - … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж - …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное , все остальные дикие )

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные ) .

Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу , там вас ждет сюрприз : Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить ? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное . Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет) . В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Благодарит детей и хвалит их за старание.






Ознакомление с окружающим миром

Тема : «Жизнь диких животных зимой»
Цель : формирование знаний о жизни диких животных зимой.
Образовательная: познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;
формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
Развивающая : развивать внимание, мышление, память,
Воспитывающая : воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: иллюстрации - медведь, лиса. заяц, лось, белка; магнитофон, проектор, презентация, трафареты-заготовки животных, ножницы, цветные карандаши, листы бумаги, снежинки – бумажные (большие и маленькие) и пластмассовые.

Ход занятия:
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок у к нам пришёл старичок Лесовичок,давайте поздороваемся! (Сәлеметсіз бе?!)

Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года – мы зовём …
(Зима).Как будет на казахском языке? (қыс )(слайд 1)

Итак, сейчас у нас прекрасное и холодное время года – зима. А какие зимние месяца вы знаете? Какой сейчас у нас месяц? (декабрь), (слайд 2).

Декабрь- это начало зимы. Выпадает снег, наступают морозы, на речке и озере всё сковывает льдом.
А какой праздник в декабре, когда все наряжают ёлку и приходит Дед Мороз? (Новый Год)
А следующий месяц какой? (январь). (слайд 3).

Январь - середина зимы, в этом месяце самые сильные морозы.
Какой третий, последний месяц зимы? (февраль). (слайд 4).

В феврале дуют очень сильные ветра, много метелей и вьюг, но иногда уже начинает немножко пригревать солнышко.
Какие признаки зимы вы знаете? (идёт снег, мороз, холод, озёра и реки покрываются льдом, день короткий, а ночь длинная).
Да, ребята, зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно. Сегодня мы с вами узнаем, как некоторые животные готовятся к зиме, чем они питаются, а кто из них ещё и спит зимой.
Старичок Лесовичок пришёл к нам не один, а со своими друзьями. А с кем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его….(Медведь) Как будет на казахском языке?(Аю)
А что вы знаете о медведе? (ответы детей).
Какой он? (большой, мохнатый и т.д) (показ на иллюстрации)

2. Зимний сон медведей.
- Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства.
Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца. (Слайд 5)

Ребята, вы когда- нибудь слышали такое выражение: «Медведь лапу сосёт»? (ответы детей).
- На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает!
Зимой медведица рожает 2-3 медвежат, они маленькие, примерно с мою ладошку. Она очень заботливая мама. Кормит их медведица своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.
- Ребята, а есть ещё белые медведи. Они живут на далёком Северном полюсе, на зиму спать не ложатся: им холода не страшны. Но берлоги тоже умеют строить. Они прорывают под снегом пещеры, где нянчат своих детенышей. (иллюстрация )

3. Старичок Лесовичок старенький и устал с дороги, давайте посидим на диване и отдохнём вместе с ним.

Физкультминутка. «На диване»
4. - Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Кто это? (белка) Как будет на казахском языке? (тиін)
(показ иллюстраций)



А что вы знаете о белочке? (ответы детей)
А посмотрите на картинку - какая она? (маленькая, ушки - кисточками, пушистая коричневая шёрстка, красивый пушистый хвостик)
Обратите внимание – белка летом рыжая, а к зиме становится серой (слайд 5).
- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето. В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

5.- За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара.
- Что за зверь? (лиса ) А как будет на казахском языке? ( түлкі)
А что вы знаете о лисе? (ответы детей)
А посмотрите- какая она? (рыжая, длинный пушистый хвост, носик длинный вытянутый).

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. По запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Этот «танец» называется –мышкование.

За один день лиса ловит около 40 мышей! Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
6.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц) А как будет на казахском языке?(Қоян )
Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого ). (слайд 6).


Шубки некоторых животных меняется из- за того, что они линяют. К зиме у них вырастает подшёрсток, меняется окраска. Линька у животных происходит осенью и весной.
Белая шубка зимой, помогает зайцу спасаться от врагов. А что вы знаете о зайцах? (ответы детей ) А какой он? (длинные ушки, белая шёрстка).
- А чем же питаются зайцы? (Ответы детей)
- Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. А любимое лакомство зайца- это кора осины.

Про зайца говорят, что он очень внимательный, наблюдательный и шустрый. Он очень быстро убегает от своих врагов. Его сложно догнать.

7. Практическая часть. Я раздам вам раскраски с изображением животных, а вы их должны раскрасить в нужный цвет. Если белочка, то каким цветом? (коричневым ). Если зайчик – то голубым, если лисичка – оранжевым или жёлтым, если медведь – коричневым (сопровождение музыки «Звуки природы зимой» во время самостоятельной работы).

В лесу работают лесники. Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.
Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (Бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.) Лесни́к - работник государственной лесной охраны, ему выдаётся паспорт участка, может выдаваться охотничье оружие. На должность лесника принимаются лица, прошедшие подготовку в лесной школе, колледже, техникуме или на специальных курсах.

В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные веточки малины.

8. Старичок Лесовичок торопится в лес. Давайте поможем ему собрать всех животных.

Игра «Кто где живёт» (медведь, белка, заяц, лиса)
На доске – макет леса. На макете - берлога, нора, гнездо, дупло, дерево - определить какие из животных где живут.

На память о нашей встрече, старичок Лесовичок дарит нам частичку своего доброго сердца!
9. Подведение итогов занятия.
Ребята, а как люди должны вести себя в лесу?
А что вы знаете о работе лесника?

Что такое мышкование?

Что такое линька?

К какой группе животных относятся наши гости?

Лесная тень, лесная тишь,
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги!
На этом наше занятие подошло к концу.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»

Конспект занятия по развитию устной речи

Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

Разработала:

учитель начальных классов

Данилова Юлия Сергеевна

Дата проведения: 16.01.2017

Новокузнецк, 2017 год

Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.

Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;

Задачи:

Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить детей о диких животных, их повадках и образе жизни.

Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы обучения: наглядные, словесные практические.

Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем.

Учитель : Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.

III . Работа по теме урока

Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!

Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?

Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.

-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.

IV . Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы поляночку найдём
И немного отдохнём.

А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

(Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)

Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.

Чьи это следы? Как вы думаете?

Давайте проверим.

Загадки о животных:

«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу»

Кто это? (белка)

Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)

Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)

Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?

Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.

«Он в шубке беленькой зимой,

а в серой шубке летом».

Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

А вот следы главных врагов зайчишки:

«Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт» . (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

- Как вы думаете? А это чьи это следы?

Давайте проверим.

«Кто зимой холодной,

ходит злой, голодный»! (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.

Ребята, сейчас мы поиграем в игру Животные и их детёныши”.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.

Белка – бельчонок.

Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)

- Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальцами)

С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Игра «Собери картинку»

- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.

(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)

Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

(Раскрашивание зверей).

А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

V. Итог урока

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?

Учитель: О чем мы с вами говорили?

Учитель: Что вы узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.

Летают снежинки, летают снежинки.
Покрылись снегами лесные тропинки.
От холода галки попрятались в трубы.
И зайцы напялили белые шубы.

(А. Тетивкин)

Для коренных обитателей лесов зима — суровое время. Земля закрылась снежным одеялом, и под ним осталась пища. В холодную пору птицам и зверушкам еды нужно еще больше, чтобы восполнить энергию, потраченную на согревание. Морозы гонят лесных жителей ближе к человеческому жилью. Подались в города синицы и снегири. В городских парках можно увидеть стаи верещащих свиристелей, склевывающих подернутые инеем ягоды рябины.

Сложнее приходится диким животным. Если лисы и волки, бывает, забредают в деревни в надежде разорить плохо охраняемый курятник, то копытным в поисках пропитания приходится преодолевать многие километры пути по глубокому снегу. Стройным косулям и гигантам-лосям одинаково страшны ночные морозы после дневных оттепелей. Жесткий наст оставляет на ногах глубокие порезы.

Но такие дни радуют легких на ногу волков. Ледяная корка наста выдерживает отощавших хищников. Им не составляет труда догнать проваливающихся по брюхо в снег несчастных косуль. Вольготно себя чувствуют и зайцы-беляки. Гигантскими прыжками проносятся они по заснеженному полю к ближайшему перелеску. Там их ждет горьковатая кора молодых осинок. Белая шкурка надежно маскирует беззащитных зверьков от кровожадных лис и волков.

Переоделись на зиму и хлопотливые белки, сменили рыжие шубки на серебристо-серые. Всю осень зверьки делали запасы орехов и ягод, рассовывая припасы по дуплам, и теперь им не о чем беспокоится. Самые смелые отправляются в населенные пункты полакомиться семечками, заботливо насыпанными людьми в птичьи кормушки.

Лисам остается одна добыча — мыши полевки. Бесшумно скользя по снегу, лиса чутко прислушивается к шороху травы под снежным покрывалом. Она мышкует. Вот навострились рыжие с черной искрой ушки. Прыжок! Лиса ныряет глубоко в снег. Еще мгновение, и добыча в зубах хищника.

А в это время богатырским сном спит хозяин леса бурый медведь. Всё лето и осень жировавший на лугах и в малинниках мишка накопил под толстой шкурой запас питательных веществ. Теперь он может почивать в своей берлоге до наступления весны. Его примеру следует и барсук. Еще в начале ноября этот неуклюжий зверек залег в нору, где проспит до конца марта.

Всё длиннее становится день, всё ярче светит солнце. Это весна наступает зиме на пятки, гонит ее на север. Холодная и голодная для лесного зверья пора заканчивается. Время совершило очередной виток, природа оживает, радуется теплым солнечным лучам. Скоро наполнит лесную чащу веселый гомон птиц, и выйдут погреться на проталинки уставшие от морозов зверушки.