Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проект разнообразие природы родного края фотографии. Проект «Разнообразие природы родного края


Урок с применением ИКТ

Класс: 3
Задачи урока:
Личностные:

Метапредметные:



оценивать результаты работы.
Предметные:
Ожидаемые результаты:


Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!


Вводная беседа:



- Назовите тему проекта.


Формулировка темы урока







(В группе и индивидуально).

3. Защита проекта
А) 1 группа




Вначале работы:

После этого:

Сфотографировали их.


В конце работы:



Б) Заслушивание сообщений



Итог:
Что нового узнали?






В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.

После этого:



Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:

2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Г) Заслушивание сообщений


Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.
Г) Чтение стихотворения


- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)





(Зачитывание писем)

презентация результатов
1 группа – альбом



2 группа – газета



4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,

Пришла из лесу птичница


Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
(физминутка для глаз)



5.Итог урока

- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
6.Рефлексия (слайд 24)





полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным







Домашнее задание

- Урок закончен.



Урок с применением ИКТ
Тема урока: Защита проекта «Разнообразие природы родного края»
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования целостного восприятия картины мира и осознание в нём места человека.
Задачи урока:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на природу во взаимосвязи живой и неживой природы;
учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Метапредметные:
учить доносить свою позицию до других;
учить представлять результаты работы группы;
учить осуществлять поиск и обработку информации по теме;
развивать умение представлять информацию с использованием ИКТ;
оценивать результаты работы.
Предметные:
систематизировать знания о природе родного края.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся использовать разнообразные источники информации для поисков ответов на вопросы;
у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника и признавать его точку зрения;
обучающиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, альбомные листы, шариковые ручки, альбом, стенгазета, благодарственные письма.Ход урока

Организационный момент.
- Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души,
До чего ж мы хороши!
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
- Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками и улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- И я хочу подарить Вам частичку своего тепла.
Вводная беседа:
- Назовите тему раздела, по которому работали на уроках окружающего мира.
(Эта удивительная природа) (слайд 1)
-Сегодняшний урок – обобщающий, посвященный защите проекта.
- Назовите тему проекта.
(Разнообразие природы родного края).
- Наш родной край - Урал. Посмотрите на карту нашей области. Поделимся знаниями о природе нашего края. (слайд 2)
Формулировка темы урока
- Сформулируйте тему нашего урока:
(Защита проекта по теме «Разнообразие природы родного края») (3 слайд)
- Как вы думаете, что значит защитить проект?
(Представить результат исследовательской деятельности в группе – защищать проект)
- На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе представления результатов проекта?
(Какие животные и растения есть в нашем крае)
- Получим ответы на дополнительные вопросы:
Какие деревья хорошо растут в нашем городе? Какие животные и растения живут в наших лесах? Какие животные и птицы занесены в Красную книгу?
- В какой форме работали над проектом?
(В группе и индивидуально).
-Сейчас представители групп познакомят с результатами работы и представят презентацию. Все во время защиты, внимательно слушайте, записывайте на листах интересные сведения, которые вам пригодятся для выполнения самостоятельной работы.
3. Защита проекта
- Приглашаю представителя первой группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц.
А) 1 группа
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы городских улиц. Для этого мы:
1.Познакомились с деревьями, растущими на улицах нашего города.
2 .Познакомились с птицами, живущими в нашем городе.
3.Узнали, какие птицы занесены в Красную Книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с новой информацией одноклассников.
Вначале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Нашли в библиотеке и в интернете необходимую литературу.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных нашего города, интересных для нас.
Сфотографировали их.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных нашего города.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили альбом для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
Б) Заслушивание сообщений

«Деревья наших улиц» (слайд 9)
«Птицы нашего города» (слайд 10) - В Красную книгу Урала занесен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений нашего края. Познакомимся с некоторыми из них.
«Птицы, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 11)
Итог:

- Приглашаю представителя второй группы. Они искали ответ на вопрос о разнообразии природы леса
В) 2 группа – Разнообразие природы леса»
- Наша группа искала ответ на вопрос о разнообразии природы леса нашего края. Для этого мы:
1.Познакомились с растениями леса нашего района.
2 .Познакомились с животными леса нашего района.
3.Узнали, какие животные занесены в Красную книгу Урала.
4 .Решили, как познакомим с этой информацией одноклассников.
В начале работы:
Распределили обязанности в группе. Каждый выбрал, за что будет отвечать при работе.
Посетили городской музей и познакомились с животными наших лесов.
После этого:
Выбрали несколько растений и животных леса, интересных для нас.
Подобрали литературу в библиотеке.
Выбрали важные и интересные сведения для нас о растениях и животных леса.
Подготовили сообщения для представления.
В конце работы:
1.Подготовили газету для презентации.
2. Подготовились к выступлению.
Сейчас заслушаем сообщения членов группы.
- Здравствуй, лес! Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- Заслушаем сообщения докладчиков.
Г) Заслушивание сообщений
«Деревья нашего леса» (слайд 17)
«Животные нашего леса» (слайд 18)
«Животные, занесенные в Красную книгу Урала» (слайд 19)
Итог:
- Интересными и полезными были сведения, представленные ребятами?
Что нового узнали?
ФИЗМИНУТКА
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- В нашем крае, как и в стране принимаются Законы об охране природы. Их нужно выполнять всем жителям для её сохранения.
Г) Чтение стихотворения
- Поэты и писатели тоже не остаются равнодушными к проблеме сохранения природы. Послушайте, о чем написал в стихотворении поэт Денис Колупаев и подумайте, к чему он нас призывает.
Не пилите, люди, тополяНе губите светлые их кроны.Их прохладу. Под листвой зелёнойСтонет, плачет, матушка – Земля –Не губите, люди, тополя!
Не пилите, люди, тополяВы не рвите светлую их песню.Шелест листьев. Их наряд чудесныйУмоляет матушка - Земля -Не пилите, люди, тополя!
- Чему учат эти стихи?
(Не губить природу)
- Охранять природу должны все: и дети, и взрослые.
- Есть и особая профессия – лесничий. Этот человек охраняет природу на лесных участках. (слайд 20)
- Лесничий Сухоложского района Иван Степанович сейчас сам вам об этом расскажет. Мы побеседовали с ним по телефону на эту тему. Прослушайте внимательно его рассказ и ответьте на вопрос: какую помощь по охране природы родного края вы можете оказать?
(Прослушивание интервью, заслушивание обучающихся)
- Будем продолжать защищать природу родного края. Дома с родителями вы подготовили благодарственные письма растениям и животным нашего края.
- Представители групп познакомят нас ними. Эти письма передадим в лесничество на конкурс.
(Зачитывание писем)
- В результате любой работы важен результат, представители групп представят их (слайд 21)
Д) Заключение – итог работы по проекту
презентация результатов
1 группа – альбом

Я работал в первой группе. Результаты работы мы решили оформить в виде альбома «Растения и животные улиц Сухого Лога».
Моя роль в группе – редактор. Я отвечал за оформление альбома. Оформить красиво альбом помогла моя мама. Вот такой альбом у нас получился.
2 группа – газета

Я работала во второй группе. Результаты работы мы решили оформить в виде газеты «Растения и животные леса Сухоложского района». Моя роль в группе – редактор. Я отвечала за создание газеты. Оформить красиво газету помогли моя мама и сестры. Вот такая газета у нас получилась
- Ребята, вы проделали большую работу к сегодняшнему уроку, узнали много нового, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы запомнили то, что услышали.
4.Проверка знаний
- Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки! (слайд 22)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Её в лесу всегда найдёшь,
Пойдем гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Для выполнения следующей работы на нужно подготовить глазки.
(физминутка для глаз)
- Проследите глазами за бабочкой.
- Следующее задание будете выполнять по группам (слайд 23)

Прочтите задание на слайде. Используйте листочки с записанными данными.
- Заслушаем представителей групп.
5.Итог урока
- Ответьте на вопрос: решили ли, по вашему мнению, задачи, поставленные на уроке?
- Что особенно запомнилось?
_ Что показалось трудным?
- А сейчас оцените свою работу.
6.Рефлексия (слайд 24)
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
- Вы провели большую исследовательскую работу. Как руководителю проекта мне бы хотелось оценить каждого из вас за проделанную работу.
Справились с ролями фотографа и докладчика Саша и Данил;
Ответственно отнеслись к созданию газеты и журнала редакторы – Аня, Миша;
Подбирали и обрабатывали материал Никита, Максим, Саша;
Ответственно отнеслись к работе в группе Даниил, Маша.
Все эти ребята подобрали литературу в библиотеке.
- К следующему уроку я каждому поставлю отметку, в которой будут учтены моя оценка и ваша самооценка.
- С результатами работы познакомим родителей на собрании и выступим с презентацией перед ребятами 1 класса.
Домашнее задание
- Дома выполните задание творческого характера: составьте с помощью родителей или самостоятельно свой кроссворд по теме проекта (по группам).
- Урок закончен.

Проект: «Разнообразие растений родного края»Выполнил: Новиков Герман

Цель: "Показать разнообразие природы родного края"

Цель: "Показать разнообразие природы родного
края"
Задачи
1.Беречь родную природу.
2. Место человека в природе
3. Охранять природу России

План:
1. Разнообразие растений на Земле.
2. Растения леса.
3. Значение природы для людей.

Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелено

Мхи растут во влажных местах. Они имеют
стебли и листья, но у них не бывает корней,
цветков, плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым
листьям, похожим на большие перья. Кроме
листьев, у папоротников есть корни и стебли.
Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Водоросли - жители воды. Одни из них так
малы, что рассмотреть их можно только в
микроскоп. Другие имеют вид тонких
шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи
(например: морская капуста) похожи на
длинные бурые ленты.

Цветковые – это такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее раз

хвойные растения
Хвойные растения - это сосна, ель,
можжевельник и др. Хвоинки – это
их листья! У хвойных не бывает
цветков и плодов. На месте плодов
у них шишки, в которых и
созревают семена.

Растения леса

Берёза
Ромашка

Вывод:
* Как хорошо, что на Земле есть растения!
* Сколько радости доставляет нам их
красота!
* Они выделяют в воздух кислород,
необходимый для дыхания живых существ.
* Для животных растения - это и дом, и

Тип урока: конференция

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

Что вы знаете о природе родного края?

Задачи:

научить обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом - определителем, использовать учебник и другие источники информации для поисков ответов а вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.

Предметные результаты

Научатся составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: определять цель и этапы работы; преобразовывать практическую задачу в познавательную. составление «Книги природы родного края».

Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Личностные результаты

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответствен

ность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в природной среде.

Основные понятия и определения

Изученные понятия

Конференция « Моя малая Родина»

Природа Средняя полоса России

Кировская область

Природа Вятки.

Проект «Разнообразие природы родного КРАЯ»

Цель проекта : Найти информацию о растительном и животном мире Москвы и Московской области.

Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом): индивидуально

Этапы работы:

  1. Найти информацию о растениях произрастающих на территории Москвы и Московской области
  2. Найти информацию о животных обитающих на территории Москвы и Московской области
  3. Найти информацию о мерах по охране природы в родном крае .
  4. Оформить работу в виде книги природы родного края

Мои обязанности по проекту: Выполнить сбор информации, оформление работы, представить работу классу.

Сроки работы: неделя

Способ оформления результатов: «Книга природы родного края».

Общий план книги можно записать здесь:

  1. Географическое положение Москвы и Московской области
  2. Растения Москвы и Московской области
  3. Животные Москвы и Московской области
  4. Охрана природы родного края

План моего выступления на презентации (конференции, праздника).

  1. Рассказать и показать изготовленную книгу природы родного края
  2. Сделать вывод и поблагодарить за внимание.

Материалы к проекту (напиши, наклей, нарисуй то, что считаешь нужным).

Книга природы Москвы и Московской области

Мой родной край - это город федерального значения Москва и Московская область. Это довольно большая по территории область на севере примыкает к зоне южной тайги, а на юге - к лесостепям. Еще одна особенность моего края - высокая плотность населения. В Москве и в Московской области проживает в общей сложности более 22 миллионов человек, что конечно же оказывает большое влияние на природу моего родного края.

Самый распространенный вид растительности в Московской области - леса. Есть здесь и хвойные леса, в которых растут ели, сосны, черника, голубика, клюква и брусника. Много в моем крае и смешанных лесов с густым подлеском, в которых растет серая и черная ольха, берёзы, ивы, сосны и ели, папоротник, медуница и ландыш.Чуть южнее находится зона дубрав. Здесь, среди между столетними дубами растут клёны, липы, ясени, вязы, а также кусты калины, бересклета, лещины, жимолости и шиповника.

Помимо лесов в Московской области множество болот и лугов. На болотах растут разнообразные мхи и осока, клюква и голубика. А на лугах самые разнообразные травы и полевые цветы: лютики, копытень европейский, мятлик, ковыль и клевер. Ещё встречаются в укромных уголках края и занесённые в Красную книгу растения: венерин башмачок, водяной орех и другие.

Животный мир моего края не менее разнообразен, чем растительный. В лесах Подмосковья встречаются практически все звери лесной зоны: булка, барсук, выдра, заяц, лиса, куница, норка, олень, хорёк, выхухоль, горностая, бобр, ёж, волк, медведь и даже рысь. В степной зоне можно увидеть сусликов, тушканчиков, куниц, хомяков и хорьков.

Много в Московской области и птиц. Орнитологи (ученые, изучающие птиц) насчитывают 170 видов пернатых, проживающих в моём крае! Чайки, цапли, белые аисты, дрозды, рябчики, утки, дятлы, чибисы, снегири, воробьи, сороки, вороны - всех и не перечислишь. Какие то из птиц живут в лесах, какие-то на болотах, а некоторые предпочитают жить в населённых пунктах и даже на площадях столицы.

В водоёмах области водится самая разная рыба: щуки, налимы, караси, окуни, караси и ерши. На лугах обитает почти 300 видов насекомых. Что касается земноводных, то основными их представителями в Московской области являются жабы и лягушки, но также водятся ещё и тритоны.

К сожалению, густонаселённость Московского региона плохо влияет на естественную среду обитания для всех растений и животных моего края. Леса вырубаются, чтобы расчистить площадки для строительства новых жилых комплексов. Болота осушаются чтобы расширить посевные площади. Луга либо застраиваются, либо отдаются под свалки и другие хозяйственные нужды.

Конечно властями Москвы и Московской области предпринимаются меры для охраны растительного и животного мира. Раз в 10 лет обновляется и выпускается Красная книга Московской области, созданы заповедники и национальные парки: Приокско-Террасный биосферный заповедник и национальный парк «Завидово», также работают ботанические сады и дендрологические парки.

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Я думаю наш проект вышел хорошим и интересным. Он был довольно трудным, но все вышло хорошо благодаря помощи родителей и друга.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Без помощи я бы не справился, но родители и друг мне помогли. Спасибо им за это.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МКОУ Калачеевская гимназия №1 Проектная работа на тему: «Разнообразие природы родного края» Выполнена: учащимися 3»В» класса Руководитель: Котлярова Т.П 2014-2015 уч. год

2 слайд

Описание слайда:

Цели проекта: -сформировать у учащихся представления о разнообразии природы родного края, -познакомить с особенностями групп животных и растений, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, -развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, -способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру, развитию нравственных и эстетических качеств

3 слайд

Описание слайда:

Задачи: -изучить растительный и животный мир родного края, -систематизировать знания о лекарственных растениях, -воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе, -повысить уровень сознания у учащихся к чистоте в природе, -воспитывать чувство гордости за нашу любимую Родину, -развивать внимание, сообразительность

4 слайд

Описание слайда:

Родной край Город Калач находится на месте, где сливаются две небольшие реки бассейна Дона - Подгорная и Толучеевка. Земли Калачеевского района раскинулись на Калачеевской возвышенности в юго-восточной части Воронежской области. Климат умеренный, со среднегодовой температурой + 6,2 С. Среднегодовая сумма осадков 350-400 миллиметров. Это в полтора раза меньше, чем в среднем по области. Район относится к степной зоне. Почвы представлены обыкновенными черноземами с вкраплением солончаков.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Ежик Приблизительно пятнадцать миллионов лет назад появились ежи на нашей планете. Большинство из них имеют хвосты. Он короткий - только три сантиметра, незаметен, поскольку прячется под иголками. У ёжика приблизительно десять тысяч иголок. Раз в три года происходит их постепенное обновление. Иглы растут достаточно долго, приблизительно год. По своей природе ежики подслеповаты, хотя и способны различать цвета. Однако у них тонкое обоняние и невероятно острый слух. Во рту насчитывается тридцать шесть зубов, как и у людей, к старости они могут выпасть.

8 слайд

Описание слайда:

Речной рак У раков 6пар конечностей. Он передвигается таким образом, что всегда опирается на четыре пары ног. Клешни у раков - грозное оружие. Захваченная жертва уже не вырвется из клешни. Раки могут линять. Они сбрасывают свой хитиновый покров, обновляют свои жабры и внутренние органы. Самка вынашивает рачков у себя на брюхе (в виде икринок) 8 месяцев. Раки дышат кожными жабрами (другие ракообразные дышат всей поверхностью тела). Глаза у раков состоят из множества отдельных глазков. Зрение у них мозаичное (мозаикой). Рак может двигать глазами, но не головой.

9 слайд

Описание слайда:

Капустница Эту красивую светлую бабочку можно увидеть на опушках, лугах, в садах. Эти легкие создания природы поднимаются в небо на высоту 20 – 70 метров, и могут развивать приличную скорость, равную 20 – 30 км/ч. Длина тела 30мм, покрыто тонкими волосками, состоит из головы, груди и брюшка. У неё 6 ножек, на каждой ноге по два острых коготка. Челюсти представляют собой хоботок, скрученный спиралью. Когда она пьёт цветочный нектар, хоботок выпрямляется, глаза большие. Длинная пара усиков очень чувствительна. Зрение и обоняние развито хорошо. У капустницы две пары крылышек, покрытые чешуйками. Питается нектаром цветов, никакого вреда нашей природе. А вот её потомство – бедствие для огородников. За сезон самка откладывает яйца 2-3 раза. Она отложит около 100 яиц, и улетит, больше не думая и не заботясь о потомстве. Через неделю из яиц выбираются гусеницы. Они поедают сочную мякоть листьев. В состоянии гусеницы пробудет 2 – 4 недели. Птицы неохотно клюют гусениц капустницы, потому что эти для защиты выделяют ядовитый секрет.

10 слайд

Описание слайда:

Дятел Дятлы – птицы черные с красными пятнами на голове и брюшке. Имеют гибкий язык почти такой же длины, как и клюв. В начале марта дятел начинает стучать по дереву и привлекает самку. Гнезда не строят, а выдалбливают дупла. В них и откладывают от 2 до 8 яиц, которые будут лежать на трухе на дне дупла. Родители сидят на яйцах по очереди. Кормят птенцов очень часто. Они быстро перелетают с дерева на дерево и достают корм из-под коры, клювом добираются до ходов, в которых находятся личинки и насекомые. Длинным языком, покрытым щеточками и смоченным в липкой слюне, дятел легко достает добычу из этих ходов. Зимой питается семенами хвойных деревьев. Для извлечения семян дятел выдалбливает в стволе дерева небольшое углубление, в него помещает сорванную шишку, затем шелушит ее, доставая семена, пустую- выбрасывает. Считают, что за день он вышелушивает по 100 шишек, а за зиму возле этого места будут лежать несколько тысяч шишек. Весной долбят березы и пьют сок. В конце лета питаются поспевшими ягодами.

11 слайд

Описание слайда:

Жаба Является самой крупной жабой, обитающей в Европе. Тело широкое, глаза оранжевого цвета, зрачки горизонтальные. Кожные железы выделяют небольшое количество яда, совершенно не опасного для человека. Питаются беспозвоночными, в том числе насекомыми и их личинками. Добычу хватает клейким языком. При опасности серая жаба приподнимается на лапах и принимает угрожающий вид. Однако, передвижение жабы по поверхности земли происходит с помощью шагания, а не с помощью прыгания. Прыгание жаба использует только в обескураженном состоянии, когда опасность по её мнению присутствует и проявляет активность по отношению к ней. Например, в спокойном состоянии жаба передвигается по покосу или по отаве исключительно шагом. Увидев более крупное животное - жаба замирает. При попытке её потрогать - начинает прыгать.

12 слайд

Описание слайда:

ЗАЯЦ-РУСАК Заяц-русак довольно крупный, тело до 70 см длиной, весит от 4 до 7 кг. Его летняя окраска - серая, чуть коричневатая, шерсть блестящая, шелковистая. Зимний мех немного светлее летнего. Линяет заяц весной и осенью. Русак любит открытые пространства: поля, луга, опушки, вырубки, поляны. В хвойных лесах живет редко. Встречается у рек, в оврагах рядом с полями зерновых и недалеко от деревень (особенно зимой). Зайцы активны обычно в сумерки и ночью. Днем лежит в неглубоких ямках под кустом, за поваленным деревом или в стогу сена. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Бегает заяц быстро, его скорость до 50 км/ч по прямой дороге. Путает следы. Неплохо умеет плавать. Как и все зайцы, русаки - тихие звери: они издают пронзительный крик только когда их поймают или ранят. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. А еще заяц стучит лапами, как в барабан. Питаются побегами, корой деревьев и кустарников, семенами, травой, а на полях - подсолнечником, гречихой, овощами, арбузами. Живут русаки 5-7 лет, некоторые до 10. На зайцев охотятся лисы, волки, рыси, орлы и, конечно, люди. Охотники истребляют зайцев в больших количествах, поэтому сейчас зайцев-русаков не так много, как раньше. Зайцы гибнут и из-за того, что поедают обработанные ядами от вредителей посевы на полях. Ученые призывают бережнее относиться к этим животным.

13 слайд

Описание слайда:

Кузнечик Кузнечики относятся к самым древним отрядам насекомых, они развивались примерно 300 миллионов лет назад. Отличительная черта кузнечиков – очень длинные усики, превышающие длину тела. Передняя пара крыльев превращена в кожистые надкрылья. Левое надкрылье – поверх правого. У самок имеется яйцеклад, вытянутый и сплюснутый с боков. А самцы кузнечиков способны стрекотать, потирая приподнятые надкрылья, друг о друга. В основаниях надкрыльем имеются элементы звукового аппарата. Приподняв надкрылья, кузнечик быстро вибрирует ими, усиливая звуковую силу стрекотания. Когда кузнечик, выше приподнимает крылья, стрекотание его звучит тоном ниже, но громче. Звуки, производимые самцами, указывают, что данная территория занята или служат для привлечения самок. Кузнечики – хищники, они питаются другими мелкими насекомыми, например колорадского жука, гусениц бабочек, что и делает их полезными для человека. Однако они могут приносить и некоторый вред, так как потребляют и растительную пищу, объедают почки и молодые листья культурных растений. Зимуют они в почве в фазе яиц, откладываемых небольшими группами или поодиночке. Весной из яиц появляются личинки. Они развиваются 50-70 дней, проходя 5-7 возрастов. Кузнечики заселяют неудобные участки, поросшие бурьянной растительностью и кустарниками, обычно это склоны предгорий, оврагов.

14 слайд

Описание слайда:

Крот Кроты-маленькие подземные зверьки с длиной тела от 4 до 20 см. Имеют окрас шерсти от черного до темно-серого. Шерсть у кротов растет прямо, что позволяет им свободно перемещаться под землей в любом направлении. Весят от 8 до 160 грамм. Зрение слабое, у некоторых видов глаза и вовсе затянуты кожей, но очень хорошо развито осязание и обоняние. Крот роет землю передними лапами и в отличие от мышей и прочих грызунов не грызет землю передними резцами, поэтому обитает в местах мягкого грунта. Питаются кроты дождевыми червями, майскими жуками, куколками различных бабочек. В поисках пищи проделывают в земле длинные переходы(на глубине от 0,5 до 2 метров) и могут прокопать за сутки до 60 метров подземных галерей. В поисках пищи кроты повреждают корни деревьев и различных хозяйственных культур, в связи с этим люди пытаются бороться с ними химическими средствами, убивая тем самым этих симпатичных и полезных животных(польза от кротов состоит в том, что они рыхлят почву, способствуя её увлажнению и аэрации, а также уничтожают большое количество вредителей).

15 слайд

Описание слайда:

Комар Комары - насекомые с тонким телом, длинными ногами и узкими прозрачными крыльями. Ни у одной из групп двукрылых нет такого совершенного орудия кровососания, как у комаров. Всего в семействе комаров насчитывается около 2000 видов. В болотистых местностях тучами преследуют эти насекомые животных и человека, нанося длинным хоботком болезненные уколы, от которых не защищает человека даже ткань одежды, если она недостаточно толста. Однако далеко не все виды комаров агрессивны. Многие из них используют свой хоботок только для того, чтобы питаться нектаром. У кровососущих видов насыщение кровью также обязательно только для самок, самцы же довольствуются соками растений. Голодная самка способна на расстоянии до 3 км определить местонахождение крупных скоплений теплокровных животных и человека и быстро преодолеть это расстояние. За один акт сосания самка поглощает количество крови, превышающее первоначальный вес ее тела. Велико значение комаров как переносчиков возбудителей таких тяжелых заболеваний, как малярия.

16 слайд

Описание слайда:

Лось Лось - парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых. Длина тела лося может достигать до трех метров, а высота в холке до 2, 5 метров, длина хвоста животного может варьироваться от 12-15 см. Это очень спокойный и миролюбивый зверь, даже не смотря на его грозный и устрашающий вид. Излюбленные корма лося – побеги пихты, сосны, ивы, рябины, малины, черемухи, шиповника, брусники, черники. Подсчитано, что за год лось примерно проедает пять тонн растительности. Рога лоси сбрасывают в декабре, а новые успевают отрасти к августу. Наиболее опасны для лосей такие враги: волки в стаях, медведи. Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час. Они отлично плавают, причем могут плыть со скоростью до 10 километров в час. Лоси даже могут нырять и задерживать дыхание до 30 секунд. У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику. Лося можно одомашнить.

17 слайд

Описание слайда:

Медведка Крупное насекомое с длиной тела до 5 сантиметров. Окраска тела темно-бурая. Грудной панцирь твердый, голова может частично убираться под его защиту. На голове хорошо заметны два больших глаза, длинные усы-антенны и две пары щупалец. Передняя пара конечностей у медведки для рытья земли. Медведки летают. Живёт в песчаных, освещенных солнцем почвах, на тёплых равнинах. Хотя избегает сухих мест. Насекомое ведёт подземный образ жизни. На поверхность выбирается редко, в основном в ночное время суток. Зимует медведка в земле на глубине до 2-х и более метров. Питается в основном корнеплодами растений, дождевыми червями и насекомыми. Самка медведки делает в земле гнездо и откладывает сотни яиц, из которых выходят личинки. Медведка, прорывая ходы в почве, улучшает её. Однако может быть вредителем, потому что часто подгрызает корни растений при прокладке туннелей.

18 слайд

Описание слайда:

майский жук Майский жук - одно из самых известных насекомых. И далеко не с лучшей стороны. Личинки жука - страшные вредители. Они живут в земле, поедая корни и стебли растения. Личинки жука необычайно прожорливы, и их десяток может уничтожить всю растительность на одном квадратном метре. Взрослые жуки тоже любят поесть. Они обгрызают молодые листочки на деревьях. Почти все пять лет майский жук живёт под землёй. Первое лето питается перегноем и корешками трав. На зиму личинки забираются в глубину метра на полтора, а весной снова перебираются поближе к корням. На втором году личинки питаются уже корнями юных деревьев. На третий год личинки достигают размеров 5-6 сантиметров – и способны перегрызть корень даже взрослого дерева. На четвёртом году жизни личинка превращается в куколку, через месяц-два – в жука. И эти молодые жуки продолжают жить под землёй – до следующей весны. И ближе к маю, когда становится тепло и на деревьях появляется листва, майские жуки начинают свои полёты.

19 слайд

Описание слайда:

Оса У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей. В каждое гнездо самка помещает добытое на охоте живое (пчелу, муху, гусеницу, паука) и откладывает в его тело яйцо. Таким образом, личинка обеспечена живым кормом на весь период развития. Вход в гнездо плотно запечатывается, оса к нему не возвращается, а сразу же приступает к строительству нового гнезда и заготовке нового насекомого для следующей личинки. Молодая оса сама выбирается наружу. Взрослые насекомые питаются нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Нередко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также арбузов и ягод. В период жаркого лета осы представляют серьезную угрозу не только для пчеловодов, так как способны уничтожить пчелиную семью полностью, но и для человека: они агрессивны и могут нападать без повода. Жало ос не имеет зазубрин, они могут жалить много раз. Очень опасны укусы в область лица, ротовую полость. Рекомендуется применить примочку разбавленным водой нашатырным спиртом, смазать пораженное место соком подорожника, петрушки, приложить лёд, применить любой антигистаминный препарат и немедленно госпитализировать пострадавшего в лечебное учреждение

20 слайд

Описание слайда:

Уж Ужи - неядовитые змеи. Длина тела составляет 1-1, 5 метра. Главное отличие ужа от других змей - так называемые «желтые ушки» - ярко-выраженные отметины на голове, чаще всего желтого цвета, однако встречаются белые или оранжевые. Окраска верхней стороны тела бывает серой, оливковой, черной или бурой. Питается уж в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Врагами ужей являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие.

21 слайд

Описание слайда:

Серая цапля Серая цапля - птица отряда аистообразных. Внешность весьма характерна. Это длинноногая, длинношеяя птица, серой окраски сверху и белой снизу, с включениями чёрного цвета, с довольно длинным острым клювом. Размеры достаточно большие, вес взрослого самца может достигать 2 кг. Самки несколько меньше самцов, однако в остальном от них почти не отличаются. Серая цапля распространена чрезвычайно широко. Серая цапля питается исключительно животной пищей. Основу её рациона составляет рыба, но цапля поедает также лягушек, разнообразных мелких млекопитающих, пресмыкающихся, головастиков, насекомых.

22 слайд

Описание слайда:

Улитка Улитки – моллюски. Их тело состоит из раковины, спирально закрученной и расширяющейся книзу. Внутри нее и располагается мягкое тело. Улитки имеют особую «ногу» - это плоская, широкая часть тела, с помощью которой он передвигается. Большинство улиток дышат атмосферным воздухом. При этом улитка прикрепляется к нижней поверхности водной пленки с помощью своей «ноги», а затем раскрывает специальное дыхательное отверстие и «вдыхает» воздух. Он хранится в легочной полости, которая располагается под кожей улитки. Размножаются улитки в основном яйцами, которые покрыты прозрачной массой, напоминающей студень. Питаются улитки, как правило, водорослями, соскабливая их роговым язычком с поверхности камней и со стеблей водных растений. Именно поэтому улиток часто используют в домашних аквариумах для очистки их стенок от зеленых водорослей. Излюбленные места обитания улиток - лиственные леса, парки, заросшие кустарниками овраги. Зимовку улитки проводят в специально выстроенных зимовальных камерах, закапываясь в почву на глубину 5 - 10 сантиметров. В средней полосе России улитка бодрствует 4,5 - 5 месяцев, питается листьями лесной земляники, подорожника, конского щавеля, одуванчика, медуницы, лопуха, крапивы, хрена, капусты, редьки

23 слайд

Описание слайда:

Пиявки Пиявки - подкласс кольчатых червей. Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. . Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самый крупный представитель до 45 см. Все пиявки - хищники, питающиеся кровью большей частью теплокровных животных или моллюсков, червей и т. п.; , встречаются также виды, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи - около полутора лет. Живут они преимущественно в пресных водах или во влажной траве. Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми она может прикрепляться к подводным предметам. Пиявка присасывается к ним передним концом, сгибается в дугу, перемещается.

24 слайд

Описание слайда:

Скворец Скворец - небольшая птица длиной 18-21см, с короткой шеей. . Клюв длинный, острый и слегка изогнутый вниз. Крылья короткие, в основании широкие и зауженные на конце. Оперение спины, грудки и задней части шеи у самок и самцов взрослых птиц не отличаются друг от друга: черные перья с металлическим блеском. Скворцы прилетают в марте-апреле и спешат заселить пустые домики-скворечники, чтобы вывести птенцов. Самка откладывает от 4 до 6 яиц, высиживает сама в течении 14 дней, кормят оба родителя. Уже летом можно наблюдать, как молодые скворчата пытаются успевать за родителями. Птицы питаются как растительной, так и животной пищей: дождевыми червями, личинками насекомых, семенами и плодами растений.

25 слайд

Описание слайда:

Муравьи Муравьи, как представители группы насекомых, знакомы каждому человеку. Они распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Известно около 10 тыс. видов этих насекомых. Размеры тела их бывают от 8 до 30 мм. Окраска от светло-жёлтой до чёрной. У большинства видов развиты ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчёл, семьи насчитывают до 1 млн. особей в муравейнике. У них есть и свои пастбища. Они выводят тлей и доят их. Питаются эти насекомые беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений и выделением тлей.

26 слайд

Описание слайда:

Шмель Шмели - это крупные густоопушённые пчёлы. Эти полезные насекомые неустанно носятся от цветка к цветку и поэтому являются ценнейшими опылителями. Хоботок у шмелей очень длинный, и с его помощью они легко добираются до нектара цветков с узкими и глубокими венчиками. Гнёзда шмели устраивают в земле или в другом удобном месте. Покинутая мышиная норка, моховая кочка, дупло, гнездо белки, скворечник - все годится для этой цели. У рабочих шмелей на задних лапках есть аппарат для собирания пыльцы; он состоит из «корзиночки» и «щеточки». Пачкаясь в цветочной пыльце, шмели переносят ее с цветка на цветок и опыляют растения. Шмели жалят не так больно, как осы и пчелы. Кроме того, они менее поворотливы и гораздо миролюбивее. Поэтому на их гнезда часто нападают мыши, барсуки, лисицы и поедают шмелиный мед, личинок и куколок. Для шмелей критическими факторами оказались распашка земель и обработка угодий пестицидами. Исчезают цветущие луга, применяются удобрения - и все реже гудят весной неутомимые труженики-шмели. Численность этого вида насекомых находится на критически низком уровне в связи с интенсивным выпасом скота и сенокошением - и то и другое приводит к гибели гнезд.

27 слайд

Описание слайда:

Жук-олень Жук-олень считается самым крупным жуком, самцы достигают в среднем 70-74 мм, а самки 25-57 мм в длину. Встречается в дубравах и широколиственных лесах с примесью дуба, искусственных насаждениях – парках, садах. Относится к видам, ареал обитания которых сокращается, поэтому занесен в Красную книгу, как сокращающийся в численности вид. Причины, которые приводят к массовому сокращению популяции жука - оленя - массовые вырубки леса, в первую очередь дубрав, очистка лесов от гнилых и трухлых пней и коряг в которых личинки на протяжении 6-7 лет проходят свое развитие. В последние годы так же происходит неограниченный сбор жуков в коллекции, и естественные хищники птицы значительно уменьшают численность популяции, питаясь личинками жуков

28 слайд

Описание слайда:

ЩУКА Щука распространена в пресных водах, живет в водных зарослях, непроточных или слабопроточных водах. Длина рыбы до 1,5 метра, масса до 35 кг. Голова большая, пасть широкая. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленая, серо-желтая, спина темнее, бока с крупными бурыми пятнами. Кормится преимущественно рыбой. Самки щуки начинают размножаться на четвертом, реже третьем году жизни. Нерест происходит при температуре +3-6 градусов сразу после таяния льда. Рыбы находятся на мелководье и шумно плещутся. В зависимости от температуры воды развитие икры происходит 8-14 дней, личинки, которые из нее выводятся, имеют 6-7 мм в длину. В водоеме щука держится в зарослях водной растительности, обычно она там держится неподвижно и, затаившись, внезапно бросается на добычу. Пойманная, она проглатывается почти всегда с головы - если щука схватила ее поперек тела, то, перед проглатыванием быстро разворачивает головой в глотку. Щука довольно широко разводят в прудовых хозяйствах. Эта рыба также является важным объектом спортивного и любительского рыболовства.

29 слайд

Описание слайда:

Шершень Живут шершни семьями – это общественное насекомое. Из коры молодых веточек они изготавливают бумагу и строят из неё гнездо. Оно обычно находится в деревянных постройках: скворечниках, дуплах деревьев, пнях и т. д. Шершни наносят непоправимый вред наши пасечникам, ведь шершни – как волки, только насекомые, они истребляют пчел, которых разводят на пасеке. Ни в коем случае нельзя подходить близко к гнёздам шершней. Ведь они могут решить, что их гнезду угрожает опасность и атаковать нарушителя спокойствия. А жалят они очень больно. И так как жало у них без зазубрен, то один шершень может жалить несколько раз подряд. «Укусы» шершня вызывают боль в месте укуса, отёк, воспаление. При множественных укусах может подняться температура, начаться головокружение и головная боль. При таких симптомах обязательно нужно обратиться за медицинской помощью.

30 слайд

Описание слайда:

Сирень Кустарник высотой до 6м. Цветет в конце мая. Листья ярко- зеленые, корни мощные. Цветки появляются вместе с листьями, с сильным ароматом. Осенью листья сирени не желтеют, опадают зелеными. Хорошо растет на открытых солнечных местах с низкими грунтовыми водами. Терпит бедные почвы, но обильно цветет и формирует красивый куст на плодородных и средних по богатству почвах. В засушливое лето молодые растения необходимо поливать. На бедных почвах обязательно подкармливать. Регулярная обрезка рано весной поддерживает форму куста, а срезка части цветущих побегов способствует обильному цветению на следующий год. В медицине используются листья и цветки.

31 слайд

Описание слайда:

Дуб Дуб является символом физической силы. Мощное дерево высотой до 40 метров. Цветет в мае, плод - жёлудь. Дубовые желуди для первобытного человека были первым хлебом. Кора дуба используется в качестве лекарственного средства. Врачи назначают отвары при ангине (полоскание) ,при ожогах(примочки). Бочки из дуба до сих пор используются тарой при изготовлении коньяков и вин. Его древесина очень прочная и долговечная, с красивым рисунком, применяется в кораблестроении, производстве мебели.

32 слайд

Описание слайда:

Береза Слово береза означает «светлый, ясный». Род листопадных деревьев и кустарников. Берёза самая распространенная из наших лиственных пород и является важнейшей древесной породой, произрастающей в лесах. Кора обычно гладкая, покрыта слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающейся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розовая, у некоторых серая, коричневая и даже черная. Листья цельные, зубчатые, с перистым жилкованием. Цветы собраны в сережки. Размножаются семенами. Возраст большинства представителей рода не превышает 100-120 лет, отдельные деревья достигают 300 лет. Большинство видов морозостойки, нетребовательны к почвам и светолюбивы. Широко используется в столярном деле, изготовлении фанеры, в бумажной промышленности, идет на внутреннюю отделку помещений и всевозможные изделия. Из бересты гонят деготь, изготовляют корзины, художественные резные изделия.

33 слайд

Описание слайда:

Рябина Рябина обыкновенная - дерево высотой до 20 м. Растет в хвойно-мелколиственных лесах, по опушкам и прогалинам, а также в зарослях кустарников по берегам рек и озер. Часто разводится как декоративное растение в парках и садах. Весной она покрыта белыми, кремовыми или возовыми ароматными цветами, летом они привлекательны из-за своих блестящих кожистых ярко-зеленых листьев, которые в сентябре-октябре приобретают изумительный багряный оттенок, проходя стадии желтого и оранжевого. И, наконец, поздней осенью и зимой они украшены шикарными гроздьями блестящих ягод, цвет которых от розового, оранжевого, ярко-красного и коричневого. Плоды рябины необычайно богаты витамином С и издавна используются в домашней кулинарии для изготовления вина, пива, джемов, варений, желе, киселей, десертов и соусов. На вкус они кисло-горькие, поэтому употреблять их рекомендуется в готовом виде с добавлением сахара. Говорят, что ягоды рябины становятся слаще на вкус после первых заморозков, но, если вы планируете их использовать - оставляя их на ветках в ожидании этих самых заморозков, вы рискуете остаться и вовсе без ягод, ведь они являются любимым лакомством птиц.

34 слайд

Описание слайда:

Зверобой Зверобой - это широко известное в народе растение с ярко-жёлтыми цветками и специфическим, но приятным запахом. Растение многолетнее, травянистое, цветки собраны в метельчатые соцветия. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней, она входит в состав очень многих травяных сборов. Зверобой для людей является слаботоксичным растением, тогда как у животных он может вызывать серьезное отравление. К зверобою чувствительны овцы, лошади, крупный рогатый скот, особенно молодняк белой масти. Отсюда и пошло название - зверобой. Зацветает в июне-августе, и именно в это время собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной примерно 25-30 см, без грубых безлистых частей, сушат в тени. Высушенную траву некоторые травники "обмолачивают" в руках. Листочки, цветки и мелкие веточки легко отделяются, остаются только грубые стебли. Затем это сырьё складывают в коробку или бумажный пакет, на хранение. Использовать эту траву можно до 3 лет, но лучше, всё- таки, каждый год заготавливать свежее сырьё.

35 слайд

Описание слайда:

Клен Клен представляет собой крупное и быстрорастущее дерево, достигающее высоты 30 метров и диаметра кроны до 15 метров. В молодом возрасте растение имеет гладкую, серо-красноватую кору, которая при взрослении дерева приобретает почти черный цвет и покрывается глубокими трещинами. Листья имеют насыщенный зеленый цвет. Соцветия желто-лимонные, душистые Клён является влаголюбивым деревом и поэтому нуждается в частом поливе, норма которого составляет около 15 литров при сухом и жарком лете. Клен не любит уплотненную почву, после поливки и прополки почву обязательно надо взрыхлить. Как правило, клен не подвергается обрезке кроны, за исключением некоторых видов, поэтому удаляются только сухие и больные ветви.

36 слайд

Описание слайда:

Земляника Лесная земляника растет она на лугах, среди кустарников и в осветленных лесах, на опушках и полянах. В нашей местности она особенно крупная и сочная. Корневище земляники короткое, побеги ползучие, укореняющиеся в узлах (усы). Зацветает в конце мая - начале июня, цветет все лето. Плоды созревают в конце июня - августе. Листья у земляники снизу покрыты шелковистыми волосками. Природа наделила их способностью регулировать запасы влаги в кустике. Лесная земляника - ценное растение. Эта лесная ягода - копилка витаминов. Плоды содержат полезные для организма человека вещества: витамин С, каротин, кислоты (яблочная, лимонная, салициловая), дубильные вещества, эфирные масла и микроэлементы: медь, марганец, хром. Особенно много железа, которое находится в семенах. Листья богаты витамином С, дубильными веществами. Ягоды земляники лесной едят в свежем виде, а также используют для приготовления соков, отваров, компотов, варенья, сиропов, настоев. Лекарственным сырьем являются ягоды и листья в свежем и высушенном виде. Землянику издавна применяют в народной медицине чуть ли не от всех болезней. Землянику называют «царицей» растительного мира, потому что она отличается богатейшим химическим составом. Считается, что в этой ягоде содержится много еще не изученных веществ, которые, возможно, и делают ее столь целительной.

37 слайд

Описание слайда:

Чистотел Чистотел, или Бородавник - Многолетнее травянистое растение. В переводе с греческого название растения «чистотел» означает - ласточка большая. С древних времен отмечали совпадение по времени цветения чистотела с прилетом ласточек. Существует поверье, будто ласточки собирают сок чистотела и летят с ним к слепорожденным детям для возвращения им зрения. Поэтому его называют ласточкина трава. А еще его называют бородавник, бородавочник, так как млечным соком этого растения выводят бородавки. Многолетнее травянистое растение высотой 80-100 см с многоглавым коротким корневищем и толстым стержневым ветвистым корнем, снаружи красно-бурым, внутри желтым. Трава чистотела широко используется в народной медицине Цветет в мае - июне. Плоды созревают в июне - июле. Внимание! Все части растения ядовиты.

38 слайд

Описание слайда:

Крапива На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, получившим всеобщее признание, можно назвать, пожалуй, одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В 19 веке европейцы процеживали через крапивное сито мед и просеивали муку. Крапива повышает удои у крупнорогатого скота, а также яйценоскость у гусей и кур. В настоящее время крапива успешно применяется в медицине и кулинарии – она входит в состав многих аптечных сборов. Крапиву используют в косметических целях, хорошо останавливает кровотечения. Из крапивы готовят вкусный зеленый борщ. В голодные военные и послевоенные 50-е годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей босоногих ребятишек. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.

39 слайд

Описание слайда:

Шиповник Название этот колючий кустарник получил от слова «шип». Древние греки лепестками цветов шиповника усыпали весь путь новобрачных до храма Афродиты. Шиповник претендует на звание чемпиона по содержанию витамина C, он уверенно обгоняет лимоны, яблоки, чёрную смородину. В народной медицине популярностью пользуются плоды, цветы и корни этого растения. Шиповник оказывает следующие полезные действия на наш организм: он является прекрасным иммуномодулятором. Плоды – общеукрепляющее, тонизирующее, кровоочищающее, источник железа, других минералов и витаминов. Желчегонное и мочегонное свойство. Улучшает аппетит и состав крови, улучшает обмен веществ. Цветки наделены противовоспалительным и успокаивающим действием. Масло оказывает противоязвенный, регенерирующий эффект на ткани. Разрушает камни как в мочевом пузыре, так и в желчном.

40 слайд

Описание слайда:

РОМАШКА Ромашка - однолетнее травянистое растение. Стебель прямостоячий, ветвистый высотой от 20 до 60 см. Корень тонкий, стержневой, мало разветвленный. Листья очередные, сидячие длиной 2- 5 см. Цветочные корзинки с белыми лепестками, в середине с желтыми цветками. Цветет с мая по сентябрь. Растет по краям полей, обочинам дорог, на пустырях и лугах. Растение широко применяется в лечебных и косметических целях. . Ромашка обладает прекрасными противовоспалительными свойствами, препараты из ромашки показаны при бессоннице, нервном перенапряжении. Ромашка является противовирусным средством и применяется при простудных заболеваниях, при гриппе. Ромашка очень благотворно влияет на желудочно-кишечный тракт, снимает спазмы и воспаление. Помогает заживлять ранки и трещинки. Содержит: медь, селен, цинк, яблочную, салициловую, никотиновую кислоту. Широко применяется в косметологии. Снимает воспаление, покраснение, раздражение кожи

41 слайд

Описание слайда:

Сосна В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны.

42 слайд

43 слайд

Описание слайда:

Черемуха Листопадное дерево иногда кустовидное высотой около 10-17 м, с простыми зубчатыми листьями. Цветёт в апреле-июне. Цветки белые, собраны в длинные рыхлые поникающие кисти. Плодоносит в июле. Плод - округлая костянка, сначала зеленая, при созревании чёрная, 8-10 мм, сладкая, сильно вяжущая.

44 слайд

Описание слайда:

Череда Череда – это однолетнее растение, цветки желтого либо серо-желтого цвета образуют одиночные корзинки. Цветет череда с середины лета до начала осени. Плоды в виде семянки формируются в октябре. Череда часто селится на сырых лугах, болотах, в канавах, а также встречается вдоль побережий рек, водоемов и озер Трава череды обладает потогонным, желчегонным и мочегонным действиями, улучшает пищеварение, положительно влияет на обмен веществ, способствуют быстрому заживлению ран.Однако используется не только в медицине, но и в промышленности. В частности, из этого растения получают натуральную и довольно стойкую краску для шелковых и шерстяных тканей. Молодые побеги череды отлично поедаются свиньями, т.е. это еще и кормовое растение. А еще череда – поддерживающий медонос, пчелы собирают нектар на этих цветках.

45 слайд

Описание слайда:

Лопух Лопух (репейник) - это многолетнее травянистое растение с прямым, твёрдым, упругим, войлочноопушенным стеблем. В первый год образовываются очень большие прикорневые листья на длинных прямых, сочных черешках. На второй год - высокий (до 3 м) прямой стебель с небольшими красно-фиолетовыми корзинками соцветий, расположенными на верхушках цветоножек. Цветёт лопух в июне-августе. Растёт повсюду: в лесах и кустарниках, вблизи жилья, по канавам, на влажных пустырях, вдоль дорог и т. п. С лечебной целью используют корни, листья и верхушки репейника. Препараты из лопуха обладают ранозаживляющими, мочегонными и потогонными свойствами. Применяют их при некоторых кожных заболеваниях, при воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта, горла, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

46 слайд

Описание слайда:

Пролеска Пролеска - самое раннее многолетнее луковичное растение. Ее также часто называют голубым подснежником. Свое название получил за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Луковица пролески широкояйцевидная, диаметром 2-3 см. Листья широколинейные, прикорневые. Цветочные стрелки высотой 10-15 см с двумя-тремя поникающими сине-голубыми или лазоревыми цветками диаметром 2 см; пыльники небольшие, синие. Зацветает пролеска в середине апреля.

47 слайд

Описание слайда:

Полынь горькая Полынь- растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом. Считается самым горьким растением российской флоры. Одно из древнейших лекарственных растений. Растёт вдоль дорог, около домов, на засорённых лугах, огородах, по лесным опушкам. Высота растения 50-125.Размножается семенами. Растение устойчиво к засухам и морозам. Полынь иногда используется в кулинарии в качестве приправы. В медицине растение используют - как кровоостанавливающее, противовоспалительное, болеутоляющее и ранозаживляющее, противоглистное средство. Запах растения отпугивает платяную моль, муравьёв, блох, тараканов. Пасечники используют это свойство для борьбы с пчелиным воровством. Охотно поедается коровами и овцами. В небольших дозах повышает аппетит и улучшает пищеварение.

48 слайд

Описание слайда:

Подорожник Подорожник растёт по обочинам дорог - отсюда и его название. Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы. С лечебной целью используются трава и семена растения. В народной медицине листья подорожника большого применяют наружно при длительно не заживающих ранах или язвах. Листья растения применяются при порезах, нарывах, ушибах, зубной боли. Сок из листьев оказывает болеутоляющее противовоспалительное действие при укусах пчел, ос, шмелей и даже змей. Это растение используется при лечении злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта, а также как отхаркивающее и противовоспалительное средство при заболеваниях бронхолегочной системы. Семена, содержащие много слизи, используются как сильное обволакивающее и успокаивающее средство при воспалении слизистой оболочки глаз и кишечник а.

49 слайд

Описание слайда:

Калина Калина обыкновенная - это кустарник высотой 2-4 м. Свое название «калина» получила за окраску плодов, сходное с цветом раскаленного железа.(калить- нагревать до красна). Цветет калина с конца мая до июля, плоды созревают в августе-сентябре. Калина является быстрорастущим деревцем. Ее годовой прирост достигает 30-70 см. Доживает калина до пятидесятилетнего возраста. Калина растет в смешанных и лиственных лесах, на мокрых лугах, по берегам рек, болот, в зарослях кустарников, по опушкам лесов, берегам озер, на лесных вырубках с влажной почвой. Сухие почвы и прямое освещение не любит. Считается растением неприхотливым. В 1948 г. было установлено, что кора калины обыкновенной может служить лекарственным сырьем для получения кровоостанавливающего экстракта. Кора заготавливается ранней весной, когда её легче снимать. Полезными свойствами у калины обладают все ее части: ягоды, семена, кора, корни, цветы.

50 слайд

Описание слайда:

Пижма Пижма является многолетним растением, высота которого достигает 150 сантиметров. Корневище пижмы деревянистое, длинное и ветвящееся. Растение имеет многочисленные стебли, которые ветвятся в верхней части, слегка опушенные или голые. Самые нижние листья растения черешковые, остальные - жесткие и сидячие. Листья пижмы очередные, с верхней стороны темно-зеленого цвета, с нижней - желёзистые с точками. Лекарственным сырьем у пижмы являются цветочные корзинки, сбор которых проводят в период полного цветения. Соцветия срезают с цветоносными стеблями длиной не более 2 сантиметров. Собранное сырье сушат в хорошо проветриваемом помещении или в тени под навесом. Высушенное сырье хранят в тканевых мешках или картонных коробках не более 2 лет.

51 слайд

Описание слайда:

Мать и мачеха Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветные. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отхаркивающие средство. Окрас цветков золотисто-жёлтый. Листья прикорневые и появляются после того, как растение отцвело, имеют округло-сердцевидную форму, немного угловатые, достаточно плотные, имеются неровные зубчики на краю, снизу и сверху листики беловойлочные. Когда прикасаешься к листьям, они кажутся тёплыми, верхняя поверхность голая, холодная. Семянки у мать-и-мачехи с хохолком. Мать-и-мачеха растёт обычно на глинистых склонах, холмах, над обрывами рек, всякими насыпями, на пустырях, на полях.

53 слайд

Описание слайда:

Мухомор Растет одиночно и небольшими группами с июня до осенних заморозков. Грибы очень ядовитые. Лоси с удовольствием едят их. Для лесных великанов они полезны Прорастает в хвойных, смешанных и лиственных лесах. Говорят, что свое название мухомор получил за то, что у старых грибов шляпка загибается по краям вверх, образуя блюдечко. В это блюдечко попадает вода и становится ядовитой для мух. Мухомор – красивый гриб, Лоси лишь его едят Только очень ядовит. И при этом говорят: - Нет надежнее мекстуры! Съел- и нет температуры! Мухомор -целебный гриб, Он для нас не ядовит.

54 слайд

Описание слайда:

Опята Один из наших замечательных грибов – опенок – давно и хорошо известен как любителям вкусно поесть, так и любителям вкусно приготовить. Русская кухня имеет довольно много различных рецептов, связанных с опятами. Их жарят, варят,маринуют, сушат или солят.Но при сборе опенка надо быть внимательным. Существует ложный опенок, который может расти с настоящим даже на одном пне. При сборе грибов, если вы в чем-то сомневаетесь, лучше всего его не брать Опята очень полезны. Они содержат очень нужные нашему организму микроэлементы, такие как медь и цинк,а они участвуют в процессе кроветворения. Именно поэтому людям, у которых есть проблемы с кровью, рекомендуют принимать в пищу именно опята. Распространен этот гриб довольно широко. Его можно встретить как в сибирской тайге, так и в крымских лесах. Растет не только на пнях и поваленных деревьях. Некоторые его виды предпочитают селиться на живой древесине. Есть опята, которые собирают летом, есть и осенние опята. Именно осенние и считаются настоящими грибами.

Описание слайда: