Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Понятие маргинальность. Маргинальные слои и группы населения

Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Если процесс переструктурирования в обществе затягивается, маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае мы имеем дел с поддерживаемой маргинализацией. В результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации происходит перевод в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Примером массовой искусственной маргинализации может служить холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимой фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей врагов народа, спецпереселенцы, лишенцы и др. – все это значительная часть советского общества, искусственно ограничиваемая в социальных и политических правах, дискриминируемая и эксплуатируемая властью. В данном случае маргиналы приобретают черты социально устойчивой группы.

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

  • этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
  • биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
  • социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;
  • возрастные маргиналы – группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;
  • политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
  • экономические маргиналы – это, например, пресловутые "новые бедные";
  • религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

Специфика современной России заключается в продолжающемся углублении социального неравенства, что в значительной степени способствует маргинализации большой части населения. Обычными для современного человека становятся понятия "беспризорник", "бомж", "нищий" и т.д.

Тревожной тенденцией современности является увеличение доли маргиналов, приобретающих данный статус в результате их сознательного вытеснения на обочину жизни представителями "здорового" большинства. Маргинальный статус в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. Маргинальное по сути положение в современном обществе (несмотря на декларируемую социальную защищенность) занимают одинокие старики, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями (ВИЧ-инфицированные и т.п.), представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции, этнических, сексуальных и религиозных меньшинств. Ныне маргинал – вовсе не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он – калека среди себе подобных.

Маргинализация - это естественный процесс. Некоторые его воспринимают как негативный. Но это совсем не так. Более того, маргинализация может быть и положительной. Ведь она является мощным стимулом к развитию человека. Многие известные личности были маргиналами. Если человек чего-то очень сильно хочет, то рано или поздно он этого обязательно достигнет. Поэтому иногда нужно уметь что-то хотеть. Но маргиналами становятся зачастую незаметно. Причин этому очень много. Но прежде чем их разбирать, нужно разобраться в самом значении этого понятия.

Что такое маргинализация?

Маргинализация - это процесс, когда человек находится на стыке нескольких и не чувствует своей принадлежности ни к одной из них. Это может произойти в силу разных событий:

  • Войны или революции.
  • Из-за проблем в обществе.
  • По причине наличия психических заболеваний.
  • Из-за асоциального или антисоциального поведения.

Это основные причины, почему люди становятся маргиналами. Но как именно происходит этот процесс? Каковы модели маргинализации человека? Давайте разбираться.

Как происходит маргинализация?

У каждого человека по-разному происходит маргинализация. Это очень сложный процесс, который до сих пор еще не был разгадан социологами и социальными психологами. Тем не менее маргинализация может начаться с нуля или стать одной из форм Соответственно, от этого зависит знак данного процесса (хорошо это или плохо).

  • Маргинализация из дезадаптации.
  • Маргинализация как процесс дезадаптации.

Как видим, она может быть совершенно разной. Наверное, каждый человек когда-нибудь чувствует себя маргиналом. И разность подчеркивает то, что к маргинальным группам могут относиться как преступные группировки, так и обычные алкоголики. Впрочем, можно привести и более положительные примеры. Например, действительно хорошие революционеры, которые были вытеснены социумом, но при этом создавшие собственные группы, которые борются за место в социальной структуре.

Минусы маргинализации

Очевидно, что маргинализация имеет огромное количество минусов. Прежде всего они связаны с психологическим дискомфортом человека, который оказался между разными социальными группами. Это поправимо. Более того, можно привыкнуть. Но этот момент учитывать нужно. Также есть такие минусы маргинализации:

Вот такие недостатки имеет маргинализация. Это сложный для человека процесс. По сути, человеку нужно проходить социализацию заново, если он внезапно оказался на стыке социальных групп, в которых он не до конца принят в качестве полноценного члена. А в другой его вообще выгнали за несоответствие социальным нормам. Вот так и получается.

Плюсы маргинализации

Маргинализация имеет множество преимуществ. Многие люди оказываются в достаточно низком Но поскольку все остается стабильным, то они не стремятся что-то менять. Когда же человек оказывается маргиналом, то он чувствует достаточно сильную угрозу своему благополучию. И поэтому он идет в маргинальные группы. Если они могут отвоевать себе место под солнцем, то человек на коне.

Также маргинализация может стать стимулом к развитию человека самостоятельно, без вхождения в эти группы. О них мы поговорим далее. В этом случае данный процесс провоцирует резкий рост человека. Если он решит завязать с прошлой жизнью, то у него может быть достаточно сильный успех. Существует множество примеров, которые это подтверждают.

Маргинальные группы

Что же такое маргинальные группы? Это объединения маргиналов. Именно они характеризуют такое явление, как маргинализация общества. Чем больше оказывается подобного рода группировок, тем сильнее выражено это явление в его социальной структуре. Слишком большая маргинализация свидетельствует о перестройке состава общества. Основные причины маргинализации общества - это как раз связанные с изменением общественного строя явления. Например, война, революция, безработица и так далее.

Маргинализация в России

В России маргинализация имеет достаточно широкие обороты. Поскольку страна достаточно большая, то ее нельзя рассматривать как полноценную большую социальную группу. В любом случае есть деления между регионами, имеющими совершенно разные психологические характеристики. Как тут ни крути, а Россия - это синтетическое государство. Этнических русских в нем достаточно мало. Зато много народов других национальностей. Все процессы маргинализации в нашем обществе.

Еще одной причиной маргинализации, которая по интенсивности еще сильнее, является алкоголизм. Данное социальное зло порицается обществом - это да. Но, с другой стороны, употребление алкоголя уже давно находится в нашей культуре.

Знаете, в чем секрет французов или немцев, которые пьют, но не становятся алкоголиками? Это то, что у них не одобряется первая Для нас же пятничное пьянство считается абсолютно нормальным. Но наркологи говорят, что употребление спиртных напитков чаще чем раз в две недели неминуемо приводит к алкоголизму и, как следствие, маргинализации. А вообще, частота употребления играет значительно более важную роль, чем количество. Хотя и последнее также сказывается. В общем, не умеют у нас пить умеренно. А под нормальным употреблением алкоголя у нас подразумевают первую стадию алкоголизма, что очень печально.

НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ

Изменение образа и условий жизни большинства населения развитых стран на постиндустриальном этапе общественного развития не для всех его слоев оказывается благом. В любом обществе всегда существует группа социальных аутсайдеров, по различным причинам оказавшихся на обочине общественного развития, стоящих вне системы социальных связей и отношений. Это - маргиналы, люди лишенные собственности, социально значимого статуса, не обладающие навыками или способностью к труду. С повышением общего уровня благосостояния, развитием социальной политики государство и общество берут их на свое иждивение, обеспечивая им сносные условия существования. Однако с 1970-х гг. проблема маргинализации приобрела новое измерение.

Причины и формы маргинализации. Новый маргинализм качественно отличается от прежнего, традиционного. В современном его понимании само понятие «маргинал» не обязательно подразумевает обездоленность. Маргиналом становится любое лицо, способное к производительному труду, но не способное реализовать эту способность, оказывающееся вне социальных связей и отношений.

Прежде всего с проблемой маргинализации сталкиваются многие лица пенсионного возраста. Будучи, как правило, достаточно обеспеченными людьми, с увеличением средней продолжительности жизни, благодаря улучшению медицинского обслуживания они сохраняют способность трудиться. Однако общество ограничивает или исключает для них возможности трудовой деятельности. А с ее прекращением рвется значительная часть социальных связей, люди выпадают из привычной для них среды, ритма работы, то есть маргинализируют-ся. Для них возникает проблема новой социализации в изменившихся условиях жизни.

Другая часть новых маргиналов - жертвы структурных изменений в экономике, исчезновения целых отраслей и профессий, чей труд стал выполняться роботами, автоматами. Не все и не всегда могут заново адаптироваться к новой экономической реальности. С точки зрения уровня жизни, они защищены системой пособий, выплат, социальных льгот. Однако материальное благополучие не заменяет утраченных социальных связей. Общество долгое время считало главным материальное обеспечение людей, принадлежащих к этой группе. Вопрос повышения их социального статуса, роли в общественной жизни никем и никогда всерьез не рассматривался.

Третья группа маргиналов - это молодежь, лишь вступающая в трудовую жизнь, для которой безработица становится почти профессией по нескольким причинам. Прежде всего, из-за разрыва между потребностями производства и уровнем, направленностью обучения. Университеты стали превращаться в фабрики по производству безработных, тем более что предприниматели предпочитают брать на работу людей в возрасте 30-35 лет. Их преимущество в том, что помимо высокого уровня образования они обладают трудовыми навыками и опытом. Они, как правило будучи людьми семейными, считаются более ответственными. Молодежь материально также обеспечивается системой пособий, но ее участие в жизни общества завершается за порогом учебного заведения. Первичные социальные связи теряются, новые не приобретаются, итогом становится маргинализация. В развитых странах при среднем уровне безработицы в 7-8% самодеятельного населения среди молодежи от 15 до 24 лет ее уровень вдвое выше - 16-17%.

Нередко фактором маргинализации людей в трудоспособном возрасте оказываются физические и умственные недостатки, связанные, допустим, с ухудшением состояния окружающей среды, информационными нагрузками. Удельный вес людей с нарушенным здоровьем в общей численности населения развитых стран к концу века был различным - от 22,7% в Австрии до 2,3% в Японии.

Маргиналы, особенно молодежь, являются в современных условиях основным источником угрозы социальной стабильности развитых стран. Маргинальная масса чрезвычайно остро ощущает потребность «быть кем-то». Она весьма податлива к любой пропаганде, обещающей улучшить ее социальное положение или указывающей на «виновников» его ухудшения. Ее сознанием и поведением легко манипулировать, чем пользуются радикальные, экстремистские силы в различных странах. Показательно, что в развитых странах фактором нарушения общественного порядка являются не традиционные социальные конфликты, забастовки (они, как правило, проходят в формах, установленных законом), а акты насилия, вандализма, уличные беспорядки, вызываемые, на первый взгляд, случайными обстоятельствами, не сопровождающиеся выдвижением четких социальных или политических требований.

Очевидно, в развитых странах и в XXI веке будет сохранять актуальность проблема социальной и профессиональной адаптации маргиналов в систему общественных связей и отношений.

Зоны социального упадка. Специфической формой маргинализации в информационную эру стала региональная, затрагивающая интересы и материальное благосостояние жителей отдельных районов.

Внутри большинства государств выделяются территории с различными экономическими укладами, соответствующим им образом жизни: постиндустриальным, индустриальным, высокотехнологическим аграрным, докапиталистическими укладами (натуральным, плантационным хозяйством), а также находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. В то же время, когда в отдельных регионах одного и того же государства уклады очень сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.

Там, где концентрируются отрасли, становящиеся неперспективными, закрываются предприятия, возникают зоны экономического и, соответственно, социального упадка. Положение в этих регионах характеризуется более высоким по сравнению с общенациональными показателями уровнем безработицы, спадом деловой активности, оттоком высококвалифицированной рабочей силы в более процветающие районы. Это приводит к понижению уровня жизни в регионе, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти. Сокращаются возможности решения социальных проблем, оказания поддержки малоимущим слоям населения, падает качество образования и здравоохранения.

Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) региональный сепаратизм, с проявлениями которого сталкиваются многие многонациональные государства. Его источником выступает недовольство политикой центра власти, который обвиняется либо в недостаточном внимании к развитию зон упадка, либо, напротив, в несправедливой эксплуатации ресурсов процветающих регионов.



Особенно остро проблема регионального сепаратизма чувствуется там, где большинство населения составляют этнические меньшинства. В 1970-1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. Одновременно усилились требования автономии в Уэльсе, где пришла в упадок угледобывающая отрасль. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная - Баскония - добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике, оказавшейся в стороне от индустриального развития. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлонцы и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.

Решению проблем маргинализации отдельных регионов содействуют специальные программы их развития, предпринимающиеся на общегосударственном уровне. В рамках Европейского Союза действуют соответствующие общеевропейские программы помощи регионам, признанным зонами социального бедствия.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из работы М. Янга «Возвышение меритократии» в книге «Утопия и утопическое сознание». М., 1990. С. 332, 336:

«Ныне каждый человек, каким бы бедным он ни был, знает, что ему предоставлены любые школы. Людей испытывают на тесты вновь и вновь <...> Но в случае получения общей оценки «тупица» они уже не могут больше претендовать на что-либо. И их собственное представление о себе почти совпадает с истинным и весьма нелестным образом. Впервые в человеческой истории низшие не находят никаких оснований для самоуважения <...> Человек, утративший самоуважение, рискует утратить и жизнеспособность (особенно если этот человек оказывается хуже своих родителей и падает на низшие ступени социальной шкалы) и, соответственно, легко выпадает из ранга хорошего гражданина и хорошего человека <...>

Профсоюзы, естественно, не делали различия между умными и неумными. Для них люди, труд которых упразднялся благодаря техническим новшествам, оставались такими же членами союза, как и все прочие. Они подлежали защите, и профсоюзы настаивали на том, чтобы людей, рабочие места которых ликвидировали в силу применения трудосберегающей техники, не увольняли, а оставляли на производстве для выполнения никому не нужной работы, иногда просто в качестве наблюдателей за роботами, лишенных управленческих функций. Члены союзов с более высоким интеллектом, со своей стороны, тоже не понимали, что вся эта ситуация касается лишь наименее квалифицированной части рабочих, тех, кто не способен выполнять сложную работу. Исходя из общих эгалитаристских представлений, согласно которым люди так похожи друг на друга, они отождествляли себя с остальными сокращаемыми, поддерживая попытки профсоюзов помешать увольнениям. И предприниматели нередко уступали, так как не желали портить отношений с персоналом <...> Понадобилось немало времени, чтобы предприниматели четко осознали необходимость максимального снижения затрат на труд».

Из книги У. Ростоу «Почему бедные богатеют, а богатые беднеют». Техас, 1980. С. 130:

«В крупномасштабной экономике, охватывающей целый континент, нельзя ожидать равномерного экономического роста во всех регионах. Но разброс темпов роста реальных доходов по регионам на порядок представляет собой впечатляющий феномен. Он показывает несостоятельность общенациональных макроэкономических моделей и соответствующей политики. С точки зрения темпов прироста населения, в США есть регионы, охваченные стагнацией, и другие, где численность населения растет быстрее, чем в развивающихся странах».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните термин «маргинальные слои общества».

2. Чем обусловлено появление «новых маргиналов» в постиндустриальном обществе? Какие группы населения к ним относятся?

3. Почему актуальна проблема включения маргиналов в систему общественных отношений и связей?

4. Существуют ли в нашем обществе проблемы маргинальных слоев? Приведите примеры.

5. Как связана с маргинализацией проблема «зон социального бедствия»? Почему они появляются в развитых странах?

В уже указанной нами работе отечественных авторов - "на изломах социальной структуры" рассматривались маргинальные группы существующие в западной Европе. Процесс маргинализации общества связывался ими прежде всего с такими причинами как кризис занятости и глубокая структурная перестройка производства. По выводам, сделанным в этой работе можно представить себе основные контуры современной российской действительности. Авторы делают вывод, что маргиналы в Западной Европе это "сложный конгломерат групп, отличающийся друг от друга набором важных показателей", среди которых наряду с традиционными маргиналами - люмпен-пролетариями можно выделить так называемых новых маргиналов, характерными чертами которых является высокий образовательный уровень, развитая система потребностей, большие социальные ожидания и политическая активность.

Как указывает Красин Ю.А., после проведенных в нашей стране реформ образовалось огромное социальное неравенство между верхним слоем и нижним. По его мнению, это порождает три антидемократические тенденции: "во-первых, поляризация общества…, во-вторых, маргинализацию обездоленных слоев, что подталкивает их к нелегитимным формам протеста; лишение возможности артикулировать и защищать свои интересы публично, они формируют социальную базу экстремизма; в-третьих, культивирование в обществе атмосферы, которая подрывает устои социальной справедливости и общего блага, разрушая нравственные основы общественного единения; в основании пирамиды накапливается комплекс униженности, на политическом Олимпе - комплекс вседозволенности".

Но, как указывает Владимир Дахин в своей статье "государство и маргинализация", в России "не наблюдается процесс социальной стратификации, преобладают процессы распада". По его мнению, в России существует не три привычных прослойки населения, так как средний класс размыт и настолько тонок, что при анализе социальной структуры его можно и не учитывать. Исходя из этого, он делит российское общество на богатых и бедных, последние из которых являются, как он пишет, маргинальным большинством.

Дахин разделяет это маргинальное большинство на несколько категорий. А именно:

)пенсионеры. К ним он относит не только лиц пожилого возраста, но и так называемых "досрочных пенсионеров", то есть группы молодых и активных людей, досрочно вышедших на пенсию. Именно эти досрочные пенсионеры, по его мнению, наиболее подвержены политическим воздействиям и все чаще прибегают к акциям социального протеста. Их участие в общественной жизни обычно проходит под лозунгами коммунистов - фундаменталистов и радикалов - неокоммунистов.

2)рабочие деинстриализующихся отраслей, низшая интеллигенция, живущие случайными заработками, то есть те, кого коснулась скрытая и прямая безработица. Эта масса в основе своей не способна на радикальные действия в силу сохранения традиционного уважения и страха перед властью. Для основной их части верхом недовольства может стать участие в социальном протесте или голосование на выборах против представителей власти.

)работающие по найму во второстепенных отраслях и на кризисных предприятиях. Как считает автор, эта категория маргиналов легко может поддержать идею нового сильного лидера.

)сельское население. Эта категория населения наиболее стабильна и устойчива по отношению к политическим и социальным влияниям, из за исторической привычки к приниженному положению. Существует ряд факторов влияющих на консерватизм и инертность сельского населения, к ним относятся: отсутствие продуманной аграрной политике у правительства Российской Федерации, ставка на импорт продовольствия. Усиления этих факторов приведет к дальнейшей самоизоляции деревни и отток населения, которое пополнит самую беспокойную часть жителей городов и к стихийным местным выступлениям крестьян.

)низшие служащие федеральных и местных органов власти. Шаткость их социального статуса, низкие доходы и социальная незащищенность заставляет эту маргинальную категорию искать выход из сложившейся ситуации в коррупции, в нелегальных и полулегальных операций в теневой экономике. Это представляет собой большую угрозу чем их возможные социальные действия.

)мигранты и иммигранты. По мнению Дахина, эта часть населения будет постоянно возрастать, и впоследствии формировать наиболее беззащитную и обездоленную часть населения. Причем эта категория маргиналов изначально имела более высокий статус и более высокое материальное положение, что делает их весьма восприимчивыми к радикальной пропаганде, а беззащитность - более агрессивными в самозащите.

)Армия и ВПК. Как указывает автор, с провалом программы конверсии весь огромный военно-промышленный комплекс оказался в кризисе, а персонал, работающий на него это, как правило, высоквалифицированные рабочие и научные кадры, которые не имеют ни стабильной работы, ни хорошей заработной платы. Поэтому эта категория поддержит любую политическую силу, которая пообещает обеспечить их работой. Маргинализирующаяся же часть армии уже теряет терпение и может перейти к активным действиям. если же это произойдет то это станет очень большой государственной проблемой.

По мнению автора, наличие такого большого спектра маргинальных слоев населения, что действует на него разобщающее, позволяет правительству осуществлять либеральные реформы за счет населения и игнорировать необходимость принятия некоторых социальных реформ, как наиболее дорогостоящих.

Как указывает Красин, маргинальные слои населении на данный момент безмолвствуют, что создает у власти иллюзию о стабильности, но, по его мнению, в недрах общества назревают опасные процессы, накапливается энергия протеста, не выходя в политическую сферу. Но она проявляется девиантном поведении больших групп населения. Протест выражается в уходе из общественной жизни в сферу криминалитета, в наркоманию, алкоголизм, мистику и религиозный фанатизм. Исходя из этого можно выделить ряд характеристик маргинализации российского общества. Пестриков А.В. в своей статье "к вопросу о взаимосвязи качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации" выделяет: парадоксальную бедность, высокий удельный вес криминализированных элементов, падение качественных характеристик населения по трем основным группам индикаторов: здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и профессиональная подготовленность, духовно-нравственные ценности и ориентации. Оценивая здоровье населения через характеристики нездоровья, авторы отмечают рост заболеваемости, особенно по болезням социальной этиологии (туберкулез, сифилис, СПИД/ВИЧ, инфекционный гепатит). В массовом сознании идет процесс размывания нравственных норм, характерных для русской культуры. Все более распространяются прагматизм, ориентация на личную выгоду, типичные для американской модели межличностных отношений и жизненных ориентаций.

Можно сказать, что в современном российском обществе произошла маргинализация большой части населения, которое можно условно разделить на несколько категорий. Так же для этой маргинализации характерно появление так называемых новых маргиналов. То есть тех, у кого изначально есть высокий уровень образования и социальных запросов. В данный момент, это маргинальное большинство бездействует в политической сфере, но проявляет себя в криминальной среде, или, же уходит от реальности с помощью алкоголя и наркотиков. Так что можно сказать, что все попытки нашего правительства бороться с преступностью, пьянством и наркоманией принесут мало успеха, пока они не изменят существующую социальную ситуацию.

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

Кто такой маргинал - определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.

Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Кто такие маргиналы и люмпены?

Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей - люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.

Другие признаки маргинальности:

  • мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
  • психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
  • выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
  • достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Типы маргиналов

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.

Политические маргиналы

Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.

Этнические маргиналы

К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.

Религиозные маргиналы

Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.


Социальные маргиналы

Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.

Маргинал экономический

Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.

Биомаргиналы

Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, и т.д.

Плюсы и минусы маргинальности

Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления:

  • маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию;
  • благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ;
  • благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное.

К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов.

Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.

Маргинальность и бедность

Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.

В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.

Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и .