Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Традиционное общество легче уничтожить чем модернизировать. Традиционное общество и проблема модернизации

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»

«Проблема модернизации традиционных обществ»

Выполнил: ст. гр. МПД16-01

Соломатин С.П.

Проверил: доцент кафедры РК

Титов Е.В.

Красноярск 2017

Введение

Заключение

традиционный модернизация индустриальный

Введение

Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире, национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.

Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ, затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либо извне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом «расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И. Неклесса, - итог этот, в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет»

Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда. Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возросло с 8 млн. человек в конце 1970-х гг. до 23 млн. человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности»

Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное мировоззрение, влияющее как на особенности экономического и политического устройства, так и на характер и направленность изменений, вызванных модернизацией.

Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ.

Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны к современному миру, современной цивилизации. В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Мировой рынок, начал складываться в эпоху Великих географических открытий, но только к началу 900-х гг. охватил весь мир. Практически весь мир оказался открытым для экономических связей. Европейский мир-экономика принял планетарный масштаб, он стал глобальным.

В конце XIX в. сложилась система глобального капитализма. Но на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли их традиции и верования, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация, прежде всего, подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, что она является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за насильственной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации. Группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации нрав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек вправе жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, и сегодня в этой Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ, независимо от их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию.

Научное осмысление модернизации нашло выражение в целом ряде разнородных концепций, стремящихся объяснить процесс закономерного перехода от традиционных обществ к современному, далее - к эпохе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель). Различаясь своими теоретическими и методологическими установками, они, тем не менее, едины в своих неоэволюционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

Изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми:

Эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу - модернизации;

Изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

Все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

Особую важность имеют внутренние источники этого движения;

Модернизация улучшит жизнь в этих странах.

Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Механизм модернизации все теории рассматривали как спонтанный процесс. Предполагалось, что, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой, достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевизору), как всем тут же захочется жить так же.

Но действительность опровергла эти теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Кроме того, десятилетия показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно уживаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейного мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

1. Концепции традиционного общества

Под традиционным обществом понимают докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции. В современной исторической социологии как традиционное общество рассматриваются стадии доиндустриального общества - малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках "азиатского способа производства"), дифференцированная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) - в основном по следующим концептуальным соображениям:

пo сходству отношений собственности в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором - через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности);

некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);

наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.

Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент»

2. Специфические черты и особенностей развития развивающихся стран

В группу РС входит свыше 120 государств. К чертам (признакам) стран развивающегося мира, прежде всего, относят:

Переходный характер внутренних социально-экономических структур (дальность, многоукладность экономики PC);

Относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, отсталость сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг; и, как следствие,

Зависимое положение в системе мирового хозяйства.

Подразделение развивающихся стран осуществляется по таким индикаторам, как уровень и темпы их экономического развития, положение и специализация в мировом хозяйстве, структура экономики, обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами, характер зависимости от основных центров соперничества и т. п. Среди развивающихся стран принято выделять экспортеров и неэкспортеров нефти, а также государства и территории, которые специализируются на экспорте готовых изделий.

Можно подразделить их следующим образом: верхний эшелон составляют «новые индустриальные страны» - НИС (или «новые индустриальные экономики» - НИЭ), далее следуют страны со средним уровнем экономического развития и, наконец, наименее развитые (или часто - беднейшие) государства мира.

Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.

Слабость инфраструктуры.

Численность населения менее 75 млн. чел.

Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.

К странам, находящимся в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений, относятся

Страны Латинской Америки

Производство в этих странах, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (Аргентина, Бразилия), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров (например, аргентинских и бразильских автомобилей).

Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы.

Развивающиеся страны Африки, для которых характерно:

Характер и темпы экономического роста находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.

Сильная зависимость экономики африканских государств от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами; ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации.

Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов.

Нестабильность экономики (плохо развиты рынки капитала, нет хорошо разработанных схем страхования).

Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связаны с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки».

Новые индустриальные страны (НИС).

Новые индустриальные страны (НИС) - азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС "первой волны" относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань. К НИС "второй волны" относят Малайзию, Таиланд, Филиппины. В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

высокий уровень сбережений и инвестиций;

экспортная ориентация экономики;

высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

благоприятные институциональные факторы становления "рыночноориентированной" экономики.

высокий уровень и доступность образования

Перспективы развития:

Индонезия и Филиппины обладают богатым природно-ресурсным потенциалом для развития промышленности. Хотя сельскохозяйственный сектор занимает важную часть экономики, постепенно индустриализация наращивает темпы развития и растет доля непроизводственной сферы. Туризм является важным сектором экономики, привлекающий иностранный капитал в страны.

Природная часть рекреационных ресурсов Сингапура не так богата как индонезийская и филиппинская, но техногенная составляющая значительно больше и находится на одном из самых высоких уровней Юго-Восточной Азии и мира в целом.

Удобное географическое положение стран на перекрестке морских и воздушных путей также играют огромную роль в развитие экономики.

экономического роста, чем многие промышленно развитые страны, а также и существенно более высоким уровнем умственного развития по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Страны НИС олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции.

Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

3. Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития

Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде развивающихся стран не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество - социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства.

Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах.

Большинство исследователей глобализации отмечают, что ее «оборотной стороной» является процесс «регионализации» или «фрагментации», т.е. усиление социально-политической гетерогенности мира на фоне усиливающегося вестернизационного давления со стороны Запада. По замечанию М. Кастельса, «Эра глобализации экономики есть также эра локализации политики»

Непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В историческом аспекте это синоним вестернизации или американизации, т.е. движения к тому типу систем, которые сложились в США и Западной Европе. В структурном аспекте - это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере - переход от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования - ликвидация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфере - освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте - это формирование современной личности, которой свойственны: независимость от традиционных авторитетов, внимание к общественным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в науку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образовательных, культурных и профессиональных притязаний.

4. Концепции модернизации

Сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется в них либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все се черты. Информационное же общество представляет собой стадию современного общества (а не новый тип общества), наступающую вслед за фазами индустриализации и технологизации и характеризующуюся дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.

Ключевые положения в концепциях модернизации традиционных обществ:

В качестве движущей силы процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы; если появляется харизматический лидер, они начинают активно действовать.

Модернизация в таком случае зависит не от решения элиты, а от массового стремления граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов.

Сегодня акценты делаются не на внутренние, а на внешние факторы модернизации - мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств - доктрин, обосновывающих современные ценности.

Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих эпицентров современности и образцовых обществ - не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры».

Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны.

Современная картина модернизации намного менее оптимистична, чем прежняя, - не все возможно и достижимо, не все зависит только от политической воли; признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный запад, поэтому современные теории уделяют много внимания отступлениям, провалам.

Сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам.

Предлагается активно использовать местные традиции.

Сегодня основной идеологический климат на Западе - отказ от идеи прогресса (основной идеи эволюционизма), господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизаций.

Несмотря на обилие модернизационных концепций, их анализ позволяет сделать вывод о существовании ряда общих характеристик, сопровождающих процесс модернизации, в политической (расширение функций государства, реформирование традиционных властных структур), экономической (индустриализация, создание воспроизводственного хозяйственного комплекса в национальном масштабе, использование достижений науки в практике), социальной (рост социальной мобильности, дифференциация социальных групп, урбанизация) и духовной (секуляризация и рационализация, возрастание автономии личности, внедрение всеобщего стандартизированного образования) сторонах жизни общества. Тем не менее, влияние модернизации на изменения, происходящие в ходе модернизации, сильно отличается в зависимости от ее типа. Основными из них являются: вестернизация, то есть уподобление Западу, и самобытное развитие, представляющее собой поиск альтернативного пути трансформации, сочетающего западный опыт с сохранением традиционного базиса модернизирующегося общества.

Вестернизация является наиболее распространенным в настоящее время типом модернизации, при котором изменения в традиционных обществах обслуживают, в первую очередь, интересы западной цивилизации. Вестернизация традиционных обществ приводит к тому, что они, фактически, раскалываются на две неравные части. Первая включает в себя небольшую часть населения, так или иначе связанную с западными центрами и воспринявшую ценности западного образа жизни. Большинство же населения страны отбрасывается в своем развитии назад. Эксплуатация Западом своей периферии, нещадное выкачивание из нее продукта, необходимого для развития самих традиционных обществ, приводит к их обеднению и архаизации на фоне относительного благополучия анклавов передового производства, ориентированных, впрочем, в значительной части на нужды самого Запада. Важнейшие элементы политической вестернизации (демократизация, внедрение многопартийной системы и т.д.), будучи неорганичными и привнесенными, в условиях традиционных обществ порождают совершенно иные эффекты, нежели на Западе. Это приводит к политизации религиозных и этнических идентичностей, всплеску этнических конфликтов, распаду традиционных ценностей и норм, трайбализму и коррупции, оказывая дестабилизирующее действие на ситуацию в традиционных обществах. Однако сопротивление современной глобализации реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков.

Самобытное развитие как альтернативный тип модернизации традиционных обществ в значительной степени позволяет избежать свойственные вестернизации отрицательные последствия. Существует несколько идеологических концепций, заявляющих о необходимости самобытного развития: национализм, социализм и фундаментализм. Несмотря на значительные различия, все эти течения обладают и общими свойствами, которые позволяют сделать вывод о существовании самобытного развития как самостоятельного типа модернизации.

Основная суть самобытного развития заключается в соединении традиционного базиса и прогресса, сохранении культурных ценностей и интеграции на их основе новейших достижений человечества с целью ответить на вызовы современности, сохранить собственную политическую, экономическую независимость и культурную идентичность. Важнейшими характеристиками самобытного развития являются: синтез традиций и инноваций, учет культурных особенностей страны при осуществлении целей модернизации; сильная роль государственного сектора, который становится основным локомотивом модернизационных изменений и сохраняет ведущие позиции в экономике страны; стремление к сохранению социальной гармонии и единства общества, ограничение тенденций к социальному расслоению. В эпоху глобализации, когда изначально присущий западной цивилизации агрессивный универсализм претендует на мировое господство, данный тип модернизации является залогом самостоятельного политического развития, спасением культурного и цивилизационного разнообразия на Земле.

Существует несколько моделей самобытного развития (восточноазиатская, исламская, латиноамериканская, евразийская). Модернизация в этих странах не вступила в разрушительный конфликт с традиционным базисом, творчески используя многие из его позитивных элементов - таких, как коллективизм, солидарность, превалирование общественных интересов над частными.

Заключение

В условиях глобализации и многочисленных вызовов современности (начиная от угрозы государственному суверенитету со стороны западной цивилизации и заканчивая экологическими и демографическими проблемами) общества, вставшие на путь самобытного развития, не испытывают драматичных и разрушительных столкновений традиции и «современности», сохраняют подлинный государственный суверенитет, культурную идентичность. Общественные блага в них распределяются более или менее равномерно, что позволяет избежать раскола общества и связанных с этим негативных последствий. Кроме того, существуют смешанные типы модернизации, сочетающие черты самобытного развития и вестернизации. Характерный пример представляют собой республики Центральной Азии, в которых начавшаяся на рубеже 1980 - 1990-х гг. вестернизация натолкнулась на барьеры менталитета местного населения, в большинстве своем отвергающего осуществление данного типа модернизации. В итоге на сегодняшний день можно наблюдать специфическое смешение, когда под тонкой пленкой декларируемой вестернизации скрываются мощные самобытные пласты, оказывающие огромное влияние на политическое развитие, экономику и духовные ценности жителей Центральной Азии. Несмотря на декларативное принятие демократии и свободного рынка, правящие элиты в Центральной Азии разработали те или иные варианты «национальных идей», в большей или меньшей степени включающие именно традиционные ценности.

Центральная Азия в целом, и Кыргызстан в частности на сегодняшний день стоят перед несколькими возможными вариантами самобытного развития - исламским, восточноазиатским и евразийским, ориентирующимся на Россию, соседей Кыргызстана по региону и в целом постсоветское пространство. Последний вариант в наибольшей степени отвечает потребностям региона. Евразийская интеграция позволит осуществлять развитие без нарушения историкоментальной специфики обществ. Основными партнерами Центрально-азиатских республик в этом случае становится Россия и страны-участницы СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Впрочем, это не исключает и тесной взаимосвязи с такими государствами, как Китай, Иран и другими, выбравшими в качестве типа модернизации самобытное развитие. Ссылаясь на «устрашающие данные о плачевных перспективах третьего мира», приводимых многими изданиями, в том числе на уровне ООН, они в значительной мере результат своего рода статистической аберрации, неспособности или нежелания отличать относительные показатели ухудшения условия жизни в ряде периферийных регионов мира с по сравнению с быстро прогрессирующими регионами от абсолютных данных, свидетельствующих о постепенном улучшении этих условий для подавляющего большинства населения Земли, в том числе и наиболее отсталых регионов.

Без влияния глобализации разрыв между бедными и богатыми странами был бы более значительным, по крайней мере, по двум причинам: импорт в развитые страны и прямые иностранные инвестиции в страны периферии стимулируют экономический рост в развивающихся странах и потому смягчают неравенство.

Список литературы

Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

Голенков Э.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. М. 2005.

Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.

Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

Павлов Е.В. Политическая система переходного общества в условиях глобализации: центрально-азиатская специфика. - М.-Бишкек: Издательство КРСУ, 2008

Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005.

Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 5.

"Экономическая социология": 2010. Т. 11. №5

Размещено на Allbest.ru

2. глобализация экономики и финансовой системы

3. информатизация общества становится массовой

4. отмечается рост численности рабочего класса

5. основной прибавочный продукт производится в аграрном сек­торе экономики 6. высокий уровень рождаемости

11. Прочитайте приведенные ниже высказывания, каждое из которых пронумеровано.

Д. Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

А.И. Герцен: «Животное полагает, что всё его дело - жить, а человек жизнь принимает за возможность что-нибудь делать».

И.В. Гёте: «Поведение - это зеркало, в котором каждый по­казывает свой лик».

Л.Н. Боголюбов: «Человек - биологическое существо, наде­ленное сознанием». Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов . _____ (1) - это основанная на кровном родстве, браке малая соци­альная _____ (2), члены которой объединены совместным ведением хо­зяйства, совместным проживанием, тесными эмоциональными свя­зями. Семьей же называется и социальный ____ (3), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, обеспечивающая физичес­кое выживание своих членов, продолжение рода, обеспечение бе­зопасности членов своей социальной группы. Семья обеспечивает первичную ____ (4) детей. В обществе регулирование отношений в семье осуществляется как морально-нравственными нормами, так и _____ (5). Благополучие в семье зависит во многом от состояния самого_____(6).

A) коллектив Б) социализация B) общество Г) группа Д) брак

Е) институт Ж) закон 3) семья

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобо­да»? Основываясь на своих знаниях и жизненном опыте, со­ставьте два предложения, раскрывающие смысл термина «свобода» на конкретных примерах.

2. В философии до сих пор не угасает спор о том, что считать критериями общественного прогресса. Какие критерии про­гресса вам известны? Укажите не менее трёх критериев.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3. Российский публицист и мыслитель XIX в. В. Г. Белинский писал: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, му-чится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоя­тельств». Опираясь на авторское суждение, знание курса об­ществознания и истории; личный социальный опыт, приве­дите три пояснения (аргумента) в обоснование неразрывной связи человека с обществом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обиль­на; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наибо­лее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческо­го общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного об­щества? Укажите две любые ценности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав гра­ждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстриру­ется данным примером? Приведите два своих примера, иллю­стрирующих это свойство.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По данным исследователей, в 80-х г. XX в. совокупностью таких благ цивилизации, как дом или квартира, транспорт, связь, образование, регулярный отдых и социальное обеспе­чение, пользовалось порядка 40% землян, тогда как в начале XX в. - всего 1 %. Сделайте три вывода из приведённых дан­ных.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Современный мир называют сетевым. Многие учёные отме­чают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современ­ного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизи­ровать». Каково понимание модернизации в обществоведче­ской науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Традиционные общества отличаются патриархальностью со­циальных отношений. Укажите любые три проявления патри­архальных социальных отношений в традиционном обществе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в под­тверждение высказанной позиции.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Глобализация влечёт за собой не только позитивные, но и нега­тивные последствия. Так, в частности, экс-госсекретарь США Г. Киссинджер подчёркивает, что глобализация успела серьёзно сказаться на безопасности мирового сообщества. Ка­кими тремя аргументами можно подтвердить справедливость слов Киссинджера?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является ин­новация. Основатель компании «Арр1е» Стив Джобе говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой по­ставил продовольственную проблему. Для её решения исполь­зуется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использо­ванием современной техники, часто недоступен этим государ­ствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь ка­ких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

1. Система обобщенных взглядов на мир, на место человека в этом мире, отношение человека к миру, а также основанные на этом убеждения и взгляды, жизненную позицию челове­ка, его чувства и идеалы, принципы поведения и ценност­ные ориентации называется

2. Мифология - это

1. форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъес­тественных, фантастических сил, влияющих на жизнь человека

2. форма общественного сознания, мировоззрение древнего че­ловека, общества, которое совмещает в себе черты фантасти­ческого и реалистического восприятия окружающей действи­тельности

3. философское мировоззрение, в основе которого лежит объяс­нение окружающего мира, явлений природы через могуще­ство, всесильность и бесконечность космических сил

4. тип философского мировоззрения, объясняющий существо­вание действительности через господство единой сверхъесте­ственной силы - Бога

3. Какие из предложенных высказываний являются верными?

А. Высказывание: «Исторический процесс - это закономерное явление, имеющее собственные объективные законы» - ис­тинно с точки зрения философов-рационалистов.

Б. Высказывание: «исторический процесс не может быть рас­смотрен как цепь закономерных явлений в жизни общества, это лишь цепь случайностей».

1. верно только А 3) оба высказывания верны

2. верно только Б 4) оба высказывания неверны

4. Заполните пропуск в схеме:

5. Процесс целенаправленного, активного отображения дей­ствительности в сознании человека называется познанием, термину «учение о знании» соответствует

1. агностика

2. гностика 3) агностициз 4) гносеология

6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к рациональной форме познания .

Рассудок, разум, инстинкт, опыт, умозаключение, интуиция.

7. Основными средствами философского познания (или мето­дами философии), являются: (Используйте интернет)

1. диалектика 2. Гносеология 3. Догматизм 4) эклектика

5) медиевистика 6) ориенталистика

1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоз­зрение»? Используя знания обществоведческого курса, со­ставьте два предложения, одно, раскрывающее структуру мировоззрения, а второе формы мировоззрения.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Об­щество и его системное строение». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Обще­ство и природа».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Основ­ные институты общества».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Обще­ственный прогресс как совокупность поступательных измене­ний в обществе и его противоречия».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Тради­ционное общество и его особенности».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Ин­формационное общество и его особенности».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Про­цесс глобализации и его противоречия».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Науч­но-техническая революция - резкий скачок в развитии обще­ства».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ б

1. Наука, изучающая систему обобщенных взглядов на мир, на место человека в этом мире, отношение человека к миру, а также основанные на этом убеждения и взгляды, жизненную позицию человека, его чувства и идеалы, принципы поведе­ния и ценностные ориентации называется

1. философией 2. Мировоззрением 3) религией 4) моралью

2. Верны ли следующие суждения?

А. Мировоззрение обладает большей степенью научности и тео­ретической обоснованности, чем философия.

Б. Мировоззрение основывается на здравом смысле и житейской мудрости человека, его практическом опыте, мировоззрение не требует теоретического обоснования. 1. верно только А 3) оба суждения верны

3. Диалектика - в философии Древней Греции этот термин, введенный в оборот Сократом, означал именно это - (Используйте интернет)

1. процесс развития, присущий материи, проявляющийся в раз­нообразии форм и противоречий 2. процесс развития, присущий только человеку

3. процесс развития, присущий только биологическим видам

4. искусство ведения спора

4. Сфера жизни людей как биологических организмов называ­ется

1. стратосферой 2. Атмосферой 3) литосферой 4) ноосферой

5. Верны ли следующие суждения?

А. Человеческое знание делится на позитивное, связанное с кон­кретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на установление поряд­ка, норм, ценностей, идеалов, правил поведения человека.

Б. Знание конкретных наук является истинным, поскольку мо­жет быть проверено, уточнено, на него распространяются ло­гические критерии истины. 1. верно только А 3) оба суждения верны

2. верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Прочитайте приведенный ниже отрывок, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков.

_____ (1) - это форма осознанной активности человека, а свобода - это целенаправленная деятельность, где цель определена самой _____ (2) без воздействия извне. _____ (3) достижения цели - поступки, кото­рые выбирает сама личность исходя из имеющихся возможностей. Свобода - это, прежде всего, необходимость достижения ____ (4). Свобода - это и философская _____ (5), понимаемая личностью как по­знанная необходимость, что означает осуществление выбора в соот­ветствии со своими интересами, целями. Хотя человек не может выб­рать объективную реальность для деятельности, и это означает отсутствие абсолютной свободы, человек может сохранять возможность выбора цели и средств достижения цели - и это ____ (6) свободы.

A) деятельность Б) относительность B) личность Д) цель Г) средство

Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.


Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

Историческая ситуация конца XX века характеризуется слож­ной этнокультурной обстановкой. Фундаментальной проблемой современной эпохи все более становится противостояние тради­ционной и модернизированной (современной) культур. Именно это противостояние оказывает возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Противостояние «современ­ного» и «традиционного» возникло в результате крушения коло­ниальной системы и возникновения необходимости адаптиро­вать вновь появившиеся на политической карте мира страны в современный мир, современную цивилизацию. Однако на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в коло­ниальные времена, когда европейские чиновники, твердо уве­ренные в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли традиции и верования последних, кото­рые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация прежде всего подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, она является средством ускоре­ния, упрощения и облегчения пути, который все равно пред­стояло пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за такой насильст­венной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, к необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно было бы применять на практике. В середине века многие антропологи делали попыток и взвешенного анализа традиционных культур, исходящего из отка­за от универсалистской концепции культуры. В частности, группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации прав человека, проходив­шей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каж­дой культуре стандарты и ценности имеют особый характер и что поэтому каждый человек имеет право жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, именно эволюционистская парадигма легла в основу появившихся тогда теорий модернизации, и сегодня в этой декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ независимо от специфики их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Согласно преобладавшей тогда точке зрения переход от тра­диционного общества к современному (а он считался обязатель­ным для всех культур и народов) возможен только через модерни­зацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить.

Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» - комплекс социальных, политических, эконо­мических, культурных и интеллектуальных трансформаций, про­исходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея сего­дня. Сюда включаются процессы индустриализации, урбаниза­ции, рационализации, бюрократизации, демократизации, доми­нирующее влияние капитализма, распространение индивидуализ­ма и мотивации успеха, утверждение разума и науки.

Во-вторых, модернизация - это процесс превращения традици­онного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, вы­сокодифференцированными социальными структурами.

В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Исходя из этого, модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества.

Научное осмысление этого процесса нашло свое выражение в целом ряде концепций модернизации, разнородных по своему со­ставу и содержанию и не представляющих собой единого целого. Эти концепции стремятся объяснить процесс закономерного пе­рехода от традиционных обществ к современному и далее - к эпо­хе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель), которые, различаясь своими теоретическими и мето­дологическими установками, тем не менее едины в своих неоэво­люционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

1) изменения в обществе являются однолинейными, следова­тельно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за раз­витыми;

2) эти изменения необратимы и идут к неизбежному финалу - модернизации;

3) изменения носят постепенный, накопительный и мирный ха­рактер;

4) все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

5) большое значение имеют внутренние источники этого дви­жения;

6) модернизация принесет улучшение существования этих стран.

Кроме того, было признано, что процессы модернизации долж­ны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Рассматривая механизм модернизации, все теории утверждают, что это спонтанный процесс и, если устранить мешающие барье­ры, все пойдет само собой. Предполагалось, что достаточно пока­зать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевиде­нию), как всем тут же захочется жить так же.

Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быст­ро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Последние десятилетия также показали, что далеко не все в тра­диционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно со­четаются с суперсовременными технологиями. Это доказали пре­жде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейности миро­вого развития как единственно верных и сформулировать новые теории модернизации, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

Среди ученых, занявшихся этой проблемой, нужно упомянуть прежде всего С. Хантингтона, который назвал девять главных ха­рактеристик модернизации, обнаруживающихся в явном или скрытом виде у всех авторов данных теорий:

1) модернизация - революционный процесс, ибо он предпола­гает кардинальный характер изменений, радикальную смену всех институтов, систем, структур общества и человеческой жизни;

2) модернизация - комплексный процесс, ибо он не сводится к какому-то одному аспекту общественной жизни, а охватывает общество в целом;

3) модернизация - системный процесс, потому что изменения одного фактора или фрагмента системы побуждают и определяют изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту;

4) модернизация - глобальный процесс, так как, начавшись ко­гда-то в Европе, она охватила все страны мира, которые либо уже стали современными, либо находятся в процессе изменения;

5) модернизация - длительный процесс, и, хотя темпы измене­ний достаточно велики, для ее проведения требуется жизнь не­скольких поколений;

6) модернизация - ступенчатый процесс, и все общества долж­ны пройти одни и те же стадии;

7) модернизация - гомогенизирующий процесс, так как если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы;

8) модернизация - необратимый процесс, на ее пути могут быть задержки, частичные отступления, но, раз начавшись, она не может не завершиться успехом;

9) модернизация - прогрессивный процесс, и, хотя на этом пути народы могут испытать много невзгод и страданий, в конечном счете все окупится, так как в модернизированном обществе неизме­римо выше культурное и материальное благополучие человека.

Непосредственным содержанием модернизации является не­сколько направлений изменений. В историческом аспекте это си­ноним вестернизации, или американизации, т.е. движения к тому типу систем, который сложился в США и Западной Европе. В структурном аспекте это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная кон­центрация рабочей силы. В политической сфере - переход от авто­ритета вождя племени к демократии, в сфере образования - ликви­дация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфе­ре - освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте -это формирование современной личности, которая включает неза­висимость от традиционных авторитетов, внимание к обществен­ным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в нау­ку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образова­тельных, культурных и профессиональных притязаний.

Односторонность и теоретические недостатки концепций мо­дернизации были осознаны довольно быстро. Критике подверг­лись их принципиальные положения.

Противники этих концепций отмечали, что понятия «тради­ция» и «современность» асимметричны и не могут составлять ди­хотомию. Современное общество - это идеал, а традиционные - противоречивая реальность. Нет традиционных обществ вообще, различия между ними очень велики, и поэтому нет и не может быть универсальных рецептов модернизации. Так же неверно представлять традиционные общества абсолютно статичными и неподвижными. Эти общества тоже развиваются, и насильственные меры по модернизации могут прийти в конфликт с этим ор­ганичным развитием.

Также было не совсем ясно, что входит в понятие «современное общество». В эту категорию несомненно попадали современные западные страны, но что было делать с Японией и Южной Коре­ей? Возникал вопрос: можно ли говорить о современных незапад­ных странах и об их отличии от западных?

Критике был подвергнут тезис о том, что традиции и совре­менность взаимно исключают друг друга. На самом деле любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элементов. И традиции не обязательно препятствуют модерниза­ции, а могут в чем-то и способствовать ей.

Отмечалось также, что не все результаты модернизации - благо, что она не обязательно носит системный характер, что экономическая модернизация может осуществляться без поли­тической, что модернизационные процессы могут быть обраще­ны вспять.

В 70-е годы против теорий модернизации были выдвинуты до­полнительные возражения. Среди них самым главным был упрек в этноцентризме. Поскольку роль образца, к которому следовало стремиться, играли США, то эти теории были истолкованы как попытка интеллектуальной элиты Америки осмыслить послево­енную роль США как мировой сверхдержавы.

Критическая оценка основных теорий модернизации в конеч­ном счете привела к дифференциации самого понятия «модер­низация». Исследователи стали различать первичную и вторич­ную модернизации.

Первичная модернизация обычно рассматривается как теорети­ческая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Евро­пы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних, прежде все­го наследственных традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, ста­новлением демократии.

Основная идея первичной модернизации заключается в том, что процесс индустриализации и развития капитализма предпола­гает в качестве своей предпосылки и главной основы индивиду­альную свободу и автономию человека, расширение сферы его прав. По существу, эта идея совпадает с принципом индивидуа­лизма, сформулированным еще французскими просветителями.

Вторичная модернизация охватывает социокультурные измене­ния, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной ор­ганизации и культуры.

В последнее десятилетие при рассмотрении процесса модерни­зации наибольший интерес вызывает модернизация бывших со­циалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. В связи с этим некоторые исследователи предлагают ввести поня­тие «третичная модернизация», обозначая им переход к современ­ности идустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, которые тормозят сам процесс общественных преобразований.

В то же время изменения, накопившиеся в странах развитого ка­питализма, потребовали нового теоретического осмысления. В результате появились теории постиндустриального, супериндуст­риального, информационного, «технотронного», «кибернетиче­ского» общества (О. Тоффлер, Д. Белл, Р. Дарендорф, Ю. Хабермас, Э. Гудценс и др.). Основные положения этих концепций мож­но сформулировать следующим образом.

Постиндустриальное (или информационное) общество приходит на смену индустриальному, в котором преобладающей является промышленная (экологическая) сфера. Главными отличительными особенностями постиндустриального общества являются рост на­учного знания и перемещение центра общественной жизни из эко­номики в сферу науки, прежде всего в научные организации (университеты). Не капитал и материальные ресурсы выступают в нем ключевыми факторами, а информация, помноженная на рас­пространение образования и внедрение передовых технологий.

Старое классовое деление общества на владеющих собственно­стью и не владеющих ею (характерное для социальной структуры индустриального общества) уступает место другому типу страти­фикации, где главным показателем становится деление общества на владеющих информацией и не владеющих ею. Возникают кон­цепции «символического капитала» (П. Бурдье) и культурной идентичности, в которых классовая структура заменяется статус­ной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и об­разовательным потенциалом.

На место прежней, экономической элиты приходит новая, ин­теллектуальная элита, профессионалы, обладающие высоким уровнем образования, компетентностью, знаниями и основанны­ми на них технологиями. Образовательный ценз и профессиона­лизм, а не происхождение или материальное положение - вот главный критерий, по которому осуществляется теперь доступ к власти и социальным привилегиям.

Конфликт между классами, характерный для индустриального общества, сменяется конфликтом между профессионализмом, и некомпетентностью, между интеллектуальным меньшинством (элитой) и некомпетентным большинством.

Таким образом, современная эпоха - это эпоха господства нау­ки и техники, образовательных систем и массовой информации. В связи с этим в концепциях модернизации традиционных об­ществ также изменились ключевые положения:

1) в качестве движущей силы процессов модернизации призна­ется уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые ши­рокие массы, которые начинают активно действовать, если появ­ляется харизматический лидер, влекущий их за собой;

2) модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответ­ствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов;

3) сегодня уже акцентируются не внутренние, а внешние фак­торы модернизации - мировая геополитическая расстановка сил, внешняя экономическая и финансовая поддержка, откры­тость международных рынков, доступность убедительных идео­логических средств - доктрин, обосновывающих современные ценности;

4) вместо единой универсальной модели современности, кото­рой долго считали США, появилась идея движущих центров со­временности и образцовых обществ - не только Запад, но и Япо­ния, и «азиатские тигры»;

5) уже ясно, что нет и не может быть унифицированного про­цесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных об­ластях социальной жизни в разных странах будут различны;

6) современная картина модернизации намного менее оптими­стична, чем прежняя, - не все возможно и достижимо, не все зави­сит от простой политической воли; уже признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный Запад, поэто­му современные теории уделяют много внимания отступлениям, попятным ходам, провалам;

7) сегодня модернизация оценивается не только по экономиче­ским показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам;

8) предлагается активно использовать местные традиции;

9) сегодня основной идеологический климат на Западе - отказ от идеи прогресса - главной идеи эволюционизма, господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концепту­альная основа теории модернизации.

Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, ли­бо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несу­щее в себе все ее черты. Информационное же общество является стадией современного общества (а не новым типом общества), наступающей вслед за фазами индустриализации и технологизации, и характеризуется дальнейшим углублением гуманистиче­ских основ существования человека.

Ответ:

Традиционное (аграрное);

Индустриальное;

Постиндустриальное (информационное).

Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

Ответ:

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ролью индустрии, сферы услуг, современных видов транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ:

Динамичная система

С 6. Перечислите любые три черты, характеризующие общество открытую динамическую систему.

Ответ:

связь общества с природой,

наличие подсистем и других структурных единиц (сфер общества, общественных институтов),

взаимосвязь частей и элементов общественной структуры,

постоянные изменения в жизни общества.

ПРОГРЕСС

7. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых чело­век наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесенное около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.

ОТВЕТ:

– свертывание освоения новых месторождений и т. д.

2) определен основной вектор общественного развития, например:



– развитие техники, технологий, способов воздействия человека на окружающую среду, путей удовлетворения растущих человеческих потребностей.

3) ценности современного общества:

Инициативность человека, свободная реализация его запросов;

Динамичность развития, способность общества быстро осваивать инновации;

Рационализм, научность, технологичность

С 5. Объясните, что обществоведы называют «социальным прогрессом». Составьте два предложения с применением этого понятия в контек­сте обществоведческого знания.

Ответ:

1) Социальным прогрессом назы­вают поступательное развитие общества или социальным про­грессом называют процесс общественного развития;

2) направления общественного прогресса : «Общественный, прогресс направлен в сторону совершенствования общества»;

критерии общественного прогресса :«Долгое время общест­венный прогресс связывался с развитием материальных тех­нологий»;

противоречивый характер общественного прогресса : «Про­явления общественного прогресса противоречивы - развитие одних сфер и институтов, как правило, сопровождается упад­ком, кризисом других».

С6. Назовите любые три характеристики общества как динамичной сис­темы.

Ответ:

1) целостность;

2) состоит из взаимосвязанных элементов;

3) элементы изменяются с течением времени;

4) меняет характер взаимосвязи между системами;

5) меняется система в целом.

С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию об общественных отношениях.

Ответ:

Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

1) Общественные отношения складываются во всех сферах жизни людей.

2) Не все возникающие между людьми связи относятся к общественным отношениям.

С 6. Американский политолог С. Хантингтон сделал вывод, что «традиционное общество легче уничтожить, чем модернизировать». Каково понимание модернизации в обществоведческой науке? Какие проблемы модернизации традиционных обществ имеет в виду автор? Укажите любые две проблемы.

Ответ:

1) Модернизация – преобразование традиционного общества с аграрной экономикой в современное, отличающееся быстрыми темпами роста, ведущей ролью индустрии, сферы услуг, современных видов

транспорта и связи.

2) проблемы модернизации традиционных обществ,

– преобладание статики в традиционном обществе, доминирование установки на воспроизводство старого;

– настороженное отношение к новому, сложность его восприятия и освоения.

C7. Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:

«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Ответ:

Пояснения связи человека и общества

1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов;

– человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей;

– человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека.