Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Историческая эволюция многосторонней дипломатии. Относительное снижение роли посольств и послов разрешению международных проблем в области экономической, социальной и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования

Многостороння и конференциальная дипломатия

Дипломатия - способ реализации внешней политики государства. Дипломатия осуществляется в форме официальной деятельности глав государств, правительств, органов внешних сношений государства и непосредственно дипломатов, способствующих достижению целей и задач внешней политики и защите интересов своего государства и отдельных граждан за границей. Черт знает чье определение. Из других билетов определение лучше (дипсловарь МИД СССР и Оксфорд)

Формы дипломатии

Двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства;

Дипломатия, осуществляемая путем посылки специальных миссий;

Многосторонняя дипломатия в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях

Международные организации являются высшей формой многосторонней дипломатии. Каждая из них имеет свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их регулярную жизнедеятельность.

Создаваемые государствами на основе заключенных между ними многосторонних договоров и в соответствии с нормами международного права указанные международные организации (межгосударственные, межправительственные, межпарламентские) различаются по характеру вопросов, которыми они призваны заниматься, по составу участников (универсальные, региональные и субрегиональные), по объему полномочий и другим признакам. Статус таких организаций определяется, как правило, их уставными положениями.

ООН – постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке. Представительство России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

РФ в качестве полноправного члена, наблюдателя (или имея специальный статус) участвует в работе ряда крупных международных региональных организаций; европейских - ОБСЕ, Совете Европы, ЕС, евразийских - СНГ, трансатлантических - НАТО, американской – ОАГ (постоянный наблюдатель), региональные- АСЕАН, АТЭС, ЕврАзЭс, ШОС.

Государство, участвующее в работе международной организации, осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации специальное представительство государства. Представляют его как постоянное представительство (постпредство) – государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации. Возглавляет постпредство постоянный представитель. Функции определяются Уставом организации, специальными соглашениями или протоколами к нему между странами-участницами, а также законодательными актами аккредитующего государства.

14 марта 1975г. в Вене была подписана Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. В соответствии с ее нормами постоянным представителям, наблюдателям, оперативному составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные дипломатическим. Участником Конвенции является и Россия как государство-правопреемник Союза ССР.

РФ принимает активное участие в многочисленных международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю, сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств, не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных миссий. Название их происходит от латинского , т.е. для данного случая.

Статус таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969г. о специальных миссиях (вступила в силу 21 июня 1985г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и временный характер и посылается одним государством в другое с соглашения последнего для выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того, поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет. Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую миссию выполняют специальные представители глав государств или правительств или послы по особым поручениям.


3)Универсальный характер нынешней дипломатии как отражение уровня международного общения. Укрепление принципа суверенного равенства государств. Правовое закрепление этих реалий в международных актах.


Структура МИД РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

А.Руководящий состав. Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 - Сергей Лавров. Министр иностранных дел - глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях.

Министр иностранных дел РФ в установленном порядке присваивает дипломатические ранги от атташе до советника 1 класса включительно, а также представляет Президенту РФ ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса.

По состоянию на декабрь 2008 г. 8 заместителей министров (их число может меняться). Все они назначаются Президентом РФ. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Денисов Андрей Иванович - первый заместитель

Карасин Григорий Борисович - статс-секретарь (курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства)

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы РФ, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37) департаменты по основным направлениям деятельности.

Б.Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациямию

В.Департаменты и управления функционального характера.

Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. (Департамент экономическое сотрудничество, Департамент информации и печати и.д.)

В Министерстве иностранных дел Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников системы Министерства.

Члены коллегии Министерства, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации и принимает соответствующие решения.


15) Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции

Департамент - основное структурное подразделение МИД РФ. Разделено (37,39) департаменты по основным направлениям деятельности.

Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов.

К числу департаментов, занимающих отношениями РФ с другими, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающихся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА) и т.д.

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по союзвопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Следующие работы территориальных департаментов; сбор, анализ официальных документов и информационных материалов, осуществление дипломатической переписке с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящиеся в ведении департамента и т.д.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаменты. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), экономическое сотрудничество (ДЭС), международных организаций (ДМО) и т.д. Одной из основных мест в системе МИД РФ занимает департамент информации и печати (ДИП). На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференции, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Консульская служба (ДКС) важнейшее функциональное подразделение, координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств.

Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Управление делами (УД), валютно-финансовый департамент (ВФД) и т.д.

Д.Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организации, а также загранпредставительств.

Специальное место занимают Историко-документальный департамент (ИДД), в котором сосредоточен архив МИДа РФ.

Определение дипломатии и история её развития.

Диплома́тия - средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств.

С понятием диплома́тия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Слово «дипломатия» происходит от греческого слова díplōma (в Древней Греции этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.

История дипломатии

В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

В условиях феодальной раздробленности получила распространение «частная» дипломатия феодальных суверенов, которые в промежутках между войнами заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики - борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

История внешнеполитического ведомства России началась задолго до формального создания МИД Александром I в 1802 г. Истоки формирования российской дипломатической службы восходят к периоду Древней Руси. Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, т. е. с IX-XIII вв.

Одной из начальных вех в развитии древнерусской дипломатии стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь с целью установления прямых контактов с Византией. Первый в истории договор «О мире и любви» был заключен с Византийской империей в 860 г. и означал международное признание Руси. К IX-X вв. относится и зарождение древнерусской посольской службы, формирование иерархии дипломатов.

В конце XV в., при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.

Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII в.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721 г.) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах.

В 1718-1720 гг. Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). КИД действовала «по особому регламенту» и заведовала сношениями России с иностранными государствами. Она разделялась на два отделения: политический департамент (или секретную канцелярию) и «публичную экспедицию». В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Бестужев-Рюмин, Панин, Безбородко и др.).

В период правления Екатерины II (1762-1796 гг.) внешнеэкономические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783 г.), обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса воссоединения Украины и Белоруссии с Россией, защите единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.), завершивший русско-турецкую войну 1768-74 гг.

В сентябре 1802 г. Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. Первый министр иностранных стал дел А. Р. Воронцов. В составе МИД появился ряд новых департаментов, в том числе Экспедиция консульских дел, Учебное отделение восточных языков, Внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении – министр иностранных дел в чине канцлера.

Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии , резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства , консульства , вице-консульства и консульские агентства .

В 1846 году было принято «Учреждение МИД» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. В 1856 г. МИД возглавил А. М. Горчаков. Он утвердил новые «Правила для определения на службу и к должностям» в Министерство иностранных дел.

К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Так, если в 1758 г. существовало 11 российских загранучреждений, в 1903 г. – 173, то к началу первой мировой войны Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

После октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л. Д. Троцким.

государственный деятель и дипломат Г. В. Чичерин.

К началу 1924 г. дипотношения существовали с 10 государствами, а в 1925 г. – уже с 22.

В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективов безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 г.), вступление СССР в Лигу наций (1934 г.).

В годы второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов.

Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций.

В 1941 г. были введены дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла и чрезвычайного и полномочного посланника, а в 1943 г. – ранги для других дипсотрудников.

В марте 1946 г. название внешнеэкономического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Сложившаяся к середине 50-х годов структура МИД отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало в то время и последующие годы. Она сохранилась без существенных изменений в течение 30 лет – до 1986 г. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 г. по июль 1985 г ., т. е. 28 лет являлся видный советский дипломат А. А. Громыко.

Перестроечные процессы, проходившие в СССР во второй половине 80-х годов, сопровождались коренными сдвигами в его внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества.

В ноябре 1991 г. было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешнеэкономических сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей.

С 1991 г. происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР.

Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. было утверждено новое Положение о Министерстве Иностранных дел.

На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 145 посольств и 87 консульств, включая генеральные, 12 представительств при Международных организациях.

В центральном аппарате МИД России трудится свыше 3 300 сотрудников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Многостороння дипломатия

Многосторонняя дипломатия - форма дипломатии в рамках международных организаций, осуществляемая через делегации и постоянные представительства государств при международных организациях.

В дипломатическом словаре под многосторонней дипломатией принято понимать "дипломатическую деятельность с участием представителей нескольких государств, связанной с работой международных межправительственных организаций и конференций, проведением переговоров, консультаций и т.п. "

В настоящее время большинство исследователей называют современную дипломатию конференционной или многосторонней по преимуществу. Известный дипломат В .И. Попов связывает это явление с:

· возникновением глобальных проблем, в решении которых заинтересованы многие государства

· со значительным увеличением числа государств в мире

· с потребностью участия большинства или всех государств мира в решении возникающих проблем.

Ныне подавляющее большинство международных конференций проводится той или иной международной организацией или под её эгидой. Наметилась тенденция рассматривать международные конференции и конгрессы в качестве одной из форм регулярной деятельности международных организаций. Проводимые вне системы международных организаций международные конгрессы и конференции нередко рассматриваются как самостоятельная форма многосторонней дипломатии.

Многосторонний переговорный процесс может проходить как в рамках самих организаций, так и в ходе работы созываемых ими регулярных международных конференций, равно как и вне рамок организаций. Как правило, на международных конференциях подвергаются детальному обсуждению специальные вопросы. На таких специализированных конференциях профессиональные дипломаты могут не составлять большинства участников. В них активно участвуют политики и эксперты. Международные конференции являются международными форумами временного характера. Они могут быть: по составу участников - межправительственными, неправительственными и смешанными, по кругу участников - универсальными и региональными, по объекту деятельности - общими и специальными.

Другие характерные особенности современной дипломатии выделили зарубежные специалисты в этой области. Например, К. Гамильтон (K. Hamilton) и Р. Лангхорн (R. Langhorne), говоря об особенностях современной дипломатии, выделяют два ключевых момента. Во-первых, большую ее по сравнению с прошлым открытость, под которой понимается, с одной стороны, привлечение к дипломатической деятельности представителей различных слоев населения, а не только аристократической элиты, как ранее, с другой - широкое освещение о соглашениях, подписываемых государствами. Во-вторых, интенсивное, на уровне международных организаций, развитие многосторонней дипломатии.

Усиление роли многосторонней дипломатии в рамках международных организаций отмечается и многими другими авторами. ХХI век, который назван "веком глобального информационного общества", вместе с его новыми информационно-коммуникационными технологиями (ИТ), Интернетом и компьютеризацией связи способствует быстрому обмену информации, а также меняет прежние представления о времени и пространстве. Сегодня "информационная революция" оказывает непосредственное влияние на становление современной дипломатии.

Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН). Можно сказать, что ООН задает "правила игры" экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется "Международное экономическое и социальное сотрудничество", где прописано, что ООН содействует:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

2) разрешению международных проблем в области экономической, социальной и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Процессы глобализации оказали существенное влияние на характер многосторонней экономической дипломатии, она приобрела ряд тенденций :

· Во-первых, наблюдается расширение мандата ведущих многосторонних организаций и форумов за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и другие.

· Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2004 г. их число увеличилось до 149.

· В-третьих, расширение мандата и увеличения числа участников, привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием "Будущее ВТО", где содержатся предложения организационному реформированию.

· В-четвертых, экономическая дипломатия в целом, и многосторонняя в частности, приобрела открытый, всемирно-публичный характер . Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу.

Двусторонняя дипломатия, осуществляемая на постоянной основе через дипломатическое представительство одного государства на территории другого государства.

На современном этапе двусторонняя дипломатия обладает рядом специфических черт :

1) двусторонняя дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества, она направляет свои усилия на формирования эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве).

2) Двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем уровне.

3) В повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества . Например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами.

4) Увеличивается вовлеченность в переговорный процесс экономического профиля высших должностных лиц .

5) Произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, то есть теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства географически отдаленные друг от друга.

6) Само понятие "двусторонняя дипломатия" стало несколько условным , поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение, или же обе стороны являются объединениями государств.

многосторонняя дипломатия переговорный процесс

Вывод

· Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней дипломатии.

· Двусторонняя дипломатия по своей сути гибче и оперативнее многосторонней, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон.

· С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем уровне, а с другой - проводит в практическую плоскость результаты многосторонней дипломатии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Роль многосторонней публичной дипломатии как важнейшего инструмента достижения внешнеполитических целей государства, согласования международных решений в глобальном масштабе. Переговоры и заключение военных союзов в преддверии Второй Мировой войны.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Переговоры как инструмент дипломатии, формы осуществления многосторонней дипломатии. Россия, Китай, Центральная Азия как зона потенциальных конфликтов. Пути решения конфликтов на постсоветском пространстве. Роль Далай Ламы в решении Тибетского конфликта.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Место, роль и функции переговоров в международных отношениях и дипломатии. Основные характеристики переговорного процесса. Важнейшие общемировые проблемы экологического характера. Международные переговоры по проблемам ядерной безопасности, их решение.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2014

    Экономическая дипломатия как явление международной жизни, её специфика, виды, задачи, цели и функции. Участники крупнейших международных региональных торговых блоков. Направления экономической дипломатии Российской Федерации в условиях глобализации.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, его сущность, содержание, цели и задачи. Вероятность коллизии норм Всемирной торговой организации и Транстихоокеанского партнерства. Возможные последствия для многостороннего регулирования сферы торговли.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2016

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    История отношений между Японией и Россией. Понимание культурной дипломатии в этих двух странах: разница терминологии и подходов. Цели культурной дипломатии Японии и России. Текущая стратегия внешней политики государств по отношению друг к другу.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Описание принципов сотрудничества Японии и России и методов их двусторонней культурной дипломатии. Способы культурного взаимодействия. Программа безвизового обмена для россиян. Мероприятия, связанные с культурой: фестивали. Образовательные программы.

    реферат , добавлен 03.09.2016

    Динамика развития блоковой дипломатии. СССР в ООН в рамках ключевых конфликтов эпохи холодной войны. Становление российской правосубъектности в первое десятилетие постбиполярной эпохи. Российская Федерация как новый субъект международных отношений.

Вопрос 2. Многосторонняя и конференциальная дипломатия.

Многосторонняя дипломатия как отдельный и своеобразный вид дипломатической деятельности может быть подразделена на следующие основные разновидности:

Дипломатия международных конгрессов и конференций

Дипломатия многосторонних переговорных процессов по конкретным международным проблемам

Дипломатическая деятельность в рамках международных организаций.

При этом каждая из разновидностей многосторонней дипломатии включает в себя и двустороннюю дипломатическую работу и несет на себе все черты двусторонней дипломатии.

Важной отличительной чертой многосторонней дипломатии является необходимость приведения к единому знаменателю большого числа различных позиций, взаимодействие которых может дать совершенно неожиданный результат, когда преобладающей становится точка зрения не сильнейшего участника или сильнейшей группы участников переговоров.

Отличие многосторонней дипломатии состоит и в её большей открытости, - не по желанию участников или в силу характера рассматриваемых вопросов, а просто потому, что при большом количестве участников процесса сохранить конфиденциальность обсуждения бывает затруднительно. Большая открытость процесса принятия решений обуславливает больший учет общественного мнения.

Громоздкость многосторонних дипломатических процессов предопределяет их большую протяженность во времени, я это влечет за собой большую зависимость от находящейся в динамике реальной международной обстановки.

Разновидностью международных конференций можно считать международные организации, большинство которых возникло во второй половине 20 века и которые играют существенную роль в решении многих вопросов международных отношений. Их отличие от конференций заключается прежде всего в наличии постоянных делегаций или представительств. Это накладывает особый отпечаток на взаимоотношения между дипломатами различных стран, которые взаимодействуют между собой на постоянной основе, а не от случая к случаю, как это бывает на конференциях.

Многие ученые-исследователи дипломатического искусства отмечают особую роль личных качеств дипломата в многосторонней дипломатии, причем чем сложнее обстановка, тем важнее личность переговорщиков, чем выше уровень встречи выше ранг её участников, тем большее значение имеет личность руководителей делегации, их профессионализм.

Многосторонняя дипломатия – работа «многослойная». Перед тем как быть вынесенным на рассмотрение и утверждение на высоком официальном уровне любой вопрос или документ тщательно прорабатывается и согласовывается экспертами, а затем на рабочем уровне.

В качестве самостоятельного и обретающего все большее значение вида многосторонней дипломатии следует выделить многосторонние переговорные механизмы, создаваемые для решения конкретных международных проблем. Среди продолжающих действовать и сегодня самым «долгоиграющим» является переговорный процесс по урегулированию ближневосточного конфликта. При этом его участники не ставят вопрос о сворачивании процесса, сознавая, что пусть тяжелые, медленные и малорезультативные переговоры все же лучше военной конфронтации. Известный пример многостороннего переговорного механизма для решения конкретной международной проблемы – шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР.

Во второй половине XX в. разнообразнее стали формы многосторонней дипломатии. Если в прошлом она сводились главным образом к переговорному процессу в рамках различных конгрессов (например, Вестфальский конгресс 1648г., Карловицкий конгресс 1698 –1699 гг, Венский конгресс 1914 - 1915 гг., Парижский 1856 г. и др.), то сегодня многосторонняя дипломатия проводится в рамках:

Международных универсальных (ООН) и региональных (ОАЕ, ОБСЕ и др.) организаций;

Конференций, комиссий и т.п., созываемых или создаваемых для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция по Вьетнаму, Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке);

Многосторонних встреч в верхах (например, встреч семи, а после присоединения России - восьми ведущих государств мира) – Большая Восьмерка. Сейчас все чаще проходят встречи и в более расширенном составе – в формате Большой Двадцатки.

Деятельности посольств (так, первый заместитель государственного секретаря США С. Тэлбот отмечает, что, например, американское посольство в Пекине совместно с китайскими и японскими коллегами направляет значительную часть своих усилий на поиск решений проблем на Корейском полуострове; аналогичные действия предпринимаются и в других регионах - в Латинской Америке, на Юге Африки).

Многосторонняя дипломатия и многосторонние переговоры порождают ряд новых моментов в дипломатической практике. Так, увеличение количества сторон при обсуждении проблемы ведет к усложнению общей структуры интересов, возможности создания коалиций, а также появлению страны-лидера на переговорных форумах. Кроме того, на многосторонних переговорах возникает большое количество организационных, процедурных и технических проблем, связанных, например, с согласованием повестки дня, места их проведения, выработкой и принятием решений, председательствованием на форумах, размещением делегаций, предоставлением им необходимых условий для работы, обеспечением копировальной и другой техникой, автотранспортом и т.д. Все это, в свою очередь, способствует бюрократизации переговорных процессов, особенно ведущихся в рамках международных организаций.

Международные конференции классифицируются по-разному:

Двусторонние / многосторонние

Специальные / обычные

Посвященные одному вопросу / посвященные многим вопросам

Со специальным секретариатом / без него

Для обмена информацией / для разработки договоров

По уровню гласности: открытые (со СМИ) / полузакрытые(1\2) / закрытые.

Повестка дня разрабатывается заранее, правила утверждаются в начале конференции. Главы делегаций также имеют верительные грамоты (подтверждают, что они могут говорить от имени государства)

Права участников конференции:

Каждый участник имеет право выступить один раз

Имеет право отвечать на критику

Право на процедурные предложения (в начале)

Решения принимаются на основе подаваемых предложений

Функции председателя конференции:

Процедурные:

Открытие, закрытие

Вызов на трибуну

Прерывание выступления

Замечания по ходу выступления

Обеспечение работы конференции

Обычные:

Выбор членов в новую комиссию

Выполнение роли посредника для достижения цели конференции

Для ведения конференции создаются секретариаты, которые отвечают:

Транспорт, помещение, размещение

Перевод докладов на все языки и распечатку их копий.

СОГЛАСНО ВЫСКАЗЫВАНИЯМ американских официальных лиц, Соединенные Штаты привержены принципу многосторонности во внешней политике. С приходом в Белый дом новой администрации нелишне было бы напомнить о подходах администрации предыдущей. Президент Дж.Буш-мл. говорил, что решение проблем совместно с сильными партнерами в наилучшей степени позволит проводить американские интересы. США считают многостороннюю дипломатию необходимой для этих усилий. Будь то ООН, Организация американских государств, форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества или одна из многих других международных организаций, в которых участвуют Соединенные Штаты, и американские дипломаты энергично в них работают.

В Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки от 2002 года говорилось: "США руководствуются убеждением, что ни одно государство не может построить более безопасный и совершенный мир в одиночку", и исходят из того, что "союзы и многосторонние институты могут преумножить влияние свободолюбивых стран. Соединенные Штаты привержены таким прочным институтам, как ООН, Всемирная торговая организация, Организация американских государств, НАТО, а также другим давнишним альянсам".

В Стратегии национальной безопасности от 2006 года излагалась следующая позиция Белого дома по многосторонней дипломатии: отношения США с основными центрами силы мировой политики должны "поддерживаться соответствующими институтами, региональными и глобальными, нацеленными на более долговременное, эффективное и всеобъемлющее сотрудничество. Там, где существующие институты можно реформировать, сделать их способными к решению новых проблем, мы совместно с нашими партнерами должны их реформировать. Там же, где необходимые институты отсутствуют, мы совместно с нашими партнерами должны их создать". В этом документе говорилось и о том, что "США поддерживают реформу ООН с целью повышения эффективности проводимых ею миротворческих операций, а также усиления подотчетности, внутреннего надзора и большей ориентации менеджмента на результат".

Представители администрации Дж.Буша-мл. регулярно заявляли, что США активно привержены Организации Объединенных Наций и идеалам, на которых она была основана. То же констатировали американские официальные документы. "Соединенные Штаты являются одними из основателей ООН. Мы хотим, чтобы ООН была эффективной, уважаемой и успешной", - заявил Президент Дж.Буш, выступая на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году.

Соединенные Штаты являются ведущим финансовым вкладчиком в бюджет ООН с момента ее основания. В 2005-м и 2006 годах они выделили на систему ООН по 5,3 млрд. долларов. В силу этого США считают себя вправе ожидать от Организации, что данные средства будут расходоваться эффективно. Заместитель госсекретаря по международным организациям К.Силверберг в сентябре 2006 года сказала, что "Соединенные Штаты тратят в ООН более 5 млрд. долларов в год" и "хотят быть уверены, что деньги их налогоплательщиков расходуются разумно и идут на улучшение положения в развивающихся странах для людей, страдающих от нарушений прав человека и распространения опасных заболеваний".

Положение ведущего финансового донора позволяет Соединенным Штатам рассчитывать, что действия ООН в основном не будут вступать в противоречие с интересами США. Так, США голосовали только за те миротворческие операции, которые отвечали их национальным интересам и поддерживали их в финансовом отношении, притом что доля американских военных в численности "голубых касок" ООН составляет 1/7 от 1%.

В администрации Дж.Буша-мл. признали, что членство в ООН относится к национальным интересам Соединенных Штатов. В период ее правления споры в США вокруг потерь и выгод от членства страны в Организации Объединенных Наций, имеющие долгую историю, обострились. До сих пор в США звучат такие аргументы против участия в ООН, как подрыв национального суверенитета Соединенных Штатов и нарушение полномочий Конгресса в отношении бюджета. Тем не менее со временем осознание преимуществ возросло. Одним из главных преимуществ членства в ООН для США считают возможность влиять на принятие решений во Всемирной организации и продвигать таким образом цели своей внешней политики. Кроме того, к неоспоримым выгодам, по мнению США, относятся: координация действий для поддержания международного мира и безопасности, развитие дружественных связей между народами, развитие международного сотрудничества с целью разрешения экономических, социальных и гуманитарных проблем, распространение уважения к правам человека и основным свободам.

Также, по мнению США, без коллективных действий в рамках ООН не было бы достигнуто перемирия в Корее в 1953 году или мирного разрешения кризисов в Сальвадоре, Мозамбике, Боснии, Восточном Тиморе. К выгодам от членства в ООН США относят сотрудничество государств в борьбе с инфекционными заболеваниями через Всемирную организацию здравоохранения, борьбу с голодом через Мировую продовольственную программу, усилия по борьбе с безграмотностью через специальные программы ООН, координацию авиационных, почтовых перевозок и телекоммуникаций.

Соединенные Штаты преследуют в ООН широкую повестку дня, отражающую глобальные проблемы, стоящие перед внешней политикой и дипломатией, - это предотвращение ВИЧ/СПИД, борьба с голодом, оказание гуманитарной помощи нуждающимся, поддержание мира в Африке, проблемы Афганистана и Ирака, палестино-израильское урегулирование, проблемы нераспространения ОМУ (ядерные проблемы Ирана и Северной Кореи), борьба с международным терроризмом, контроль над вооружениями и разоружение, проблемы изменения климата на планете.

При Президенте Буше-мл. Соединенные Штаты вернулись в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), из которой вышли в 1984 году, посчитав, что она нерационально расходует американские средства. В 2003 году США возвратились в ЮНЕСКО, поскольку она, по их мнению, провела значительные финансовые и административные реформы и возобновила действия по укреплению своих основополагающих принципов. К тому же полное участие США в ЮНЕСКО важно для них с точки зрения национальных интересов, и они не могли долгое время оставаться в стороне. Например, программа ЮНЕСКО "Образование для всех", созданная для того, чтобы сделать общедоступным универсальное базовое образование, способствовала продвижению целей США в образовательной сфере.

В XXI веке на смену противоборству двух идеологических блоков и угрозе их прямого столкновения с применением ядерного оружия пришли новые вызовы и угрозы: международный терроризм, торговля людьми, распространение международных наркосетей, инфекционные заболевания, нищета, деградация окружающей среды. В этой связи Президент США Дж.Буш-мл. и государственный секретарь К.Райс провозгласили новую дипломатию, "дипломатию преобразований" (transformational diplomacy). Логика администрации заключалась в том, что "нежизнеспособные государства" справиться с этими проблемами не могут, а потому необходимы меры, нацеленные на укрепление гражданского общества, развитие правового государства и культуры свободных выборов, побуждение к экономической открытости путем сокращения коррупции, ликвидации барьеров для бизнеса, повышения человеческого капитала через образование. Новая дипломатия сосредоточена на ответственном управлении, экономических реформах, развитии сильных региональных и местных организаций, как правительственных, так и неправительственных.

В этой связи взаимодействие Соединенных Штатов Америки с ООН определяется тремя принципами.

США, по заявлению Белого дома, хотели, чтобы ООН соответствовала замыслу ее основателей, обязывающему все государства-члены вносить вклад в международный мир и безопасность, гарантируя своим гражданам свободу, здоровье и экономические возможности.

Далее. Соединенные Штаты стремились обеспечить эффективный многосторонний подход. По их мнению, такая дипломатия должна была не ограничиваться пустыми декларациями, а осязаемо продвигать мир, свободу, устойчивое развитие, здравоохранение и гуманитарную помощь на благо рядовых граждан на каждом континенте. При этом, если ООН не выполняет своего назначения, Соединенные Штаты считали себя обязанными об этом заявить. Также, по их мнению, должны поступать и другие страны.

Наконец, США добиваются рационального управления ресурсами ООН. Эффективная ООН должна разумно тратить свои ресурсы. Те, кому адресована помощь по ее программам, должны реально ее получать. Соединенные Штаты намерены были работать с другими государствами-членами, обеспечивая обоснованное управление и финансирование организаций и программ ООН, а также содействовать реформам, повышающим дееспособность и эффективность ООН.

Эти три принципа взаимодействия США с ООН, по утверждению Белого дома, определяли пять американских приоритетов:

Обеспечить сохранение мира и защиту мирных граждан, которым угрожают войны и тирания;

Поставить многосторонний подход на службу демократии, свободе и эффективному управлению. Эти цели должны были определять почти все мероприятия ООН. Соединенные Штаты придавали приоритетное значение созданию такой ситуации, когда все участники системы ООН осознали бы, что укрепление свободы, власти закона и эффективного управления представляет собой составную часть их миссии. Точно так же Соединенные Штаты считали необходимым энергично поддерживать усилия ООН по организации помощи формирующимся демократиям в проведении выборов, подготовке судей, укреплении власти закона и сокращении коррупции;

Помогать странам и лицам, испытывающим крайнюю нужду. Соединенные Штаты часто одобряли действия ООН по оказанию гуманитарной помощи;

Содействовать ориентированному на результаты экономическому развитию. По мнению США, для устойчивого развития необходимы рынок, экономическая свобода и власть закона. К тому же иностранная финансовая помощь может способствовать росту в том и только в том случае, если сначала правительства развивающихся стран проведут у себя необходимые реформы;

Настаивать на реформах и бюджетной дисциплине в ООН. Упор на основные задачи, выполнение поставленных целей и разумное использование взносов государств-членов не только улучшат институты ООН, но и повысят их авторитет и поддержку в Соединенных Штатах и других странах. Соединенные Штаты объединят усилия с другими членами, чтобы помочь ООН реформировать слабо функционирующие учреждения и закрыть неэффективные и устаревшие программы. Более того, США были намерены добиваться того, чтобы руководящие посты доставались только странам, поддерживающим основополагающие идеалы ООН.

Со времен окончания холодной войны ООН стала важным внешнеполитическим инструментом США в их усилиях по распространению тех ценностей, в которые верят американцы. США полагают, что они как государство-основатель, принимающая сторона и наиболее влиятельный член ООН необходимы для успешного функционирования Организации. Отсюда, полагают они, очень важно сохранение ведущей роли США в ООН.

США считают, что они должны формировать приоритеты и осуществлять руководство различными направлениями деятельности ООН, противостоять инициативам, противоречащим американской политике, а также стремиться достигать своих целей по наиболее низкой для американских налогоплательщиков цене. По их мнению, американское лидерство является необходимым для продвижения основных американских и ооновских принципов и ценностей.

Соединенные Штаты положительно оценивают деятельность ООН как миротворца, посредника и представителя мирового сообщества в Судане, Ираке, Афганистане, Северной Корее, Гаити, Ливане, Сирии, Западной Сахаре, Конго, Кот д`Ивуаре, Либерии. Кроме того, ООН, по их мнению, играет важную роль в таких вопросах, как борьба с ВИЧ/СПИД, устранение последствий цунами, борьба с безграмотностью, распространение демократии, защита прав человека, борьба с работорговлей, свобода средств массовой информации, гражданская авиация, торговля, развитие, защита беженцев, доставка продуктов питания, вакцинация и иммунизация, мониторинг за выборами.

В то же время США отмечали такие недостатки ООН, как наличие программ, начатых из лучших побуждений, но со временем ставших бесполезными и поглощающими большое количество ресурсов, которые можно было бы использовать более эффективно. К недостаткам они причисляют излишнюю политизацию вопросов, в связи с чем невозможно выработать по ним решения; такие ситуации, в которых государства приходят к наименьшему общему знаменателю, достигая таким образом согласия ради согласия; и положение, при котором странам, нарушающим права своих граждан, спонсирующим терроризм и участвующим в распространении ОМУ, позволено определять исход решений.

По мнению Соединенных Штатов, многие проблемы ООН вызваны дефицитом демократии в странах-членах. Недемократические государства, по убеждению Вашингтона, не следуют универсальным принципам ООН защиты прав человека, кроме того, в силу большого числа таких государств они имеют значительное влияние. По замыслу США, Организация Объединенных Наций, состоящая из демократий, не сталкивалась бы с проблемой подрывающего ее противоречия между государственным суверенитетом и универсальными принципами Организации (так, в свое время в Белом доме не приветствовали избрание Ливии председателем Комиссии по правам человека, а Сирии, включенной США в список стран, поддерживающих терроризм, - в Совет Безопасности).

В заявлениях Госдепа отмечалось, что необходимо избегать возложения ответственности за неудачи всей Организации на ее отдельные структуры или на отдельные государства-члены: ООН настолько эффективна, насколько того хотят сами ее члены, однако это не означает, что они являются источником всех бед в ООН, поскольку существуют проблемы внутри ее отдельных органов и структур.

В Вашингтоне полагали, что Организация Объединенных Наций не обладает бесспорным авторитетом и легитимностью и не является единственным механизмом принятия решений о применении силы. "Те, кто так считает, игнорируют очевидное и неверно толкуют Устав Организации. ООН - это политическое объединение, члены которого защищают свои национальные интересы", - заявил заместитель главы Госдепартамента США по международным организациям К.Холмс. Он также пояснил, что Совет Безопасности ООН не единственный и не главный источник международного права даже в случаях, касающихся международного мира и безопасности. "Мы до сих пор живем в мире, организованном в соответствии с Вестфальским международным порядком, где суверенные государства заключают договоры. Следование условиям этих договоров, в том числе договоров в рамках самой ООН, является неотъемлемым правом государств и их народов".

В 2007 году заместитель госсекретаря К.Силверберг заявила, что следует избегать исключения ООН из соревновательного процесса с другими внешнеполитическими инструментами. Когда перед Соединенными Штатами возникает проблема решения какой-либо внешнеполитической задачи, они применяют тот инструмент проведения внешней политики, который считают для себя наиболее подходящим. В этом смысле для США система ООН не всегда обладает приоритетом: "Для того чтобы эффективно работать через систему ООН, необходимо реально оценивать ее возможности. Критики ООН часто не воспринимают ценность мультилатерализма и универсализма и игнорируют огромную работу различных структур ООН. Но многосторонний подход эффективен только тогда, когда практикуется среди относительно схожих стран, как, например, в НАТО. Добавим сюда универсальное членство, и сложности возрастают. Прибавим широкий размах бюрократии, и становится еще тяжелее".

В своем подходе к Организации Объединенных Наций администрация Дж.Буша-мл. сочетала многочисленные заверения в приверженности и поддержке Всемирной организации с продвижением мнения о том, что ООН не является ключевым инструментом коллективного регулирования международных отношений и разрешения проблем международного мира и безопасности. В Белом доме полагали, что ООН должна находиться в соревновательном процессе наравне с другими инструментами внешней политики, например НАТО, и при возникновении перед США внешнеполитической проблемы они выбирают то средство, которое, по их мнению, будет наиболее подходящим и эффективным для конкретной ситуации.

Тем не менее Соединенные Штаты не отказывались от многосторонней дипломатии на площадке Организации Объединенных Наций, которая через сеть специализированных агентств вполне успешно занимается различными проблемами. ООН важна Соединенным Штатам для реализации национальных интересов, таких, например, как распространение своих идеалов и ценностей по всему миру. Особое значение при Президенте Дж.Буше-мл. Соединенные Штаты придавали роли ООН в поддержке и развитии демократических движений и институтов во всех странах и построении демократических государств в соответствии со своей концепцией "демократии преобразований". По их мнению, деятельность ООН просто незаменима в таких государствах, как Бирма, Судан, Иран и Северная Корея.

Стоит отметить, что администрация Буша в своем подходе оставляла за Организацией Объединенных Наций решение проблем в основном гуманитарного, социального и экономического характера - таких, как борьба с голодом, нищетой, безграмотностью, инфекционными заболеваниями, устранение последствий природных катастроф, решение вопросов устойчивого развития. Первоочередное право решать вопросы военно-политического характера США все же оставляют за собой, утверждая, что "успех многостороннего подхода измеряется не следованием процессу, а достижением результатов" и что "важным является рассмотрение ООН и других многосторонних институтов как одного варианта из множества". Данный подход ставит во главу угла достижение собственных внешнеполитических целей США в ущерб принципам и нормам международного права.

«Многосторонняя дипломатия»

Лекция I .

Понятие многосторонней дипломатии. Краткая история и основные этапы становления. Повышение актуальности многосторонней дипломатии в эпоху глобализации .

1) Объективные тенденции в развитии международных отношений . Глобализация: растущая взаимосвязанность мировой экономики. Формирование общемировых рынков и общемирового информационного пространства.

2) Появление глобальных угроз и вызовов. Изменение понятия национальной безопасности, формирование понятия глобальной безопасности.

3) Многосторонние переговоры и международные организации - два основных инструмента поиска и согласования решений в глобальном масштабе.

4) Переговоры нескольких сторон или группы государств как сложный процесс выработки соглашений, договоров, решений.

Участники переговоров: а) полноправные участники и б) наблюдатели. Основы деятельности и организации международных конференций. Правила процедуры. Специфика дипломатической работы на международных конференциях.

Лекция II .

Многосторонняя переговорная дипломатия Особенности тактики и дипломатической работы.

1) Многосторонние межправительственные конференции и другие форумы, созываемые на регулярной основе (сессии универсальных и региональных организаций). Правила процедуры, особенности работы. Формирование руководящих и координирующих органов. Использование принципа географической представленности и ротации. Региональные группы, координаторы региональных групп. Работа над проектами резолюций и докладов, роль секретариата, президиума и региональных координаторов.


2) Многосторонние межправительственные конференции и форумы, созываемые вне универсальных и региональных организаций для рассмотрения определенного круга вопросов:

а) форумы, проводимые при организационном содействии ООН или региональных организаций;

б) форумы, созываемые без организационной поддержки ООН или региональных организаций.

Порядок выбора места проведения форума и определение круга участников.

Источники финансирования и организационной поддержки.

Согласование правил процедуры. Особенности дипломатической подготовки: работа «по столицам», с делегациями, формирование групп интересов и взаимной поддержки.

Работа над заключительными документами. Порядок составления проекта, согласование с делегациями, формы принятия.

Лекция III .

ООН. История возникновения. Роль на современном этапе.

Устав ООН. Главные органы ООН.

1) История возникновения. Предшественник ООН – Лига Наций и ее недостатки. Решения трех держав в период второй мировой войны о создании организации по поддержанию мира. Конференция в Думбартон Оксе и Сан-Франциско по выработке Устава ООН.

2) Устав ООН. Цели и принципы ООН. Членство в организации. Рост и характер изменений государств – членов ООН с 1946 по 2000 год. Наблюдатели ООН. Официальные языки, структура организации.

3) Главные органы. Генеральная Ассамблея. Функции и полномочия. Сессии. Комитеты. Особенности дипломатической работы на сессии Генеральной Ассамблеи. Совет Безопасности. Членство, особенности статуса постоянных членов. Функции и полномочия. Экономический и социальный совет. Членство. Функции и полномочия. Сессии. Вспомогательные и связанные с Советом органы. Отношения с неправительственными организациями. Совет по опеке. Членство. Функции и полномочия. Международный суд. Статут Международного суда. Юрисдикция. Членский состав. Секретариат. Функции и полномочия. Центральные учреждения и отделения. Генеральный секретарь. Роль и место Генерального секретаря ООН в современной системе международных отношений. Реформы ООН.

Лекция IV .

Система ООН. Программы, органы, специальные учреждения.

1) Понятие семьи ООН. Административный комитет по координации АКК. Центральные учреждения и отделения ООН. (ЮНИСЕФ, ЮНКТАД.)

2) Программы и органы ООН. Программа развития ООН (ПРОООН) и связанные с ПРОООН фонды: Программа добровольцев ООН (ДОООН), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фонд ООН для науки и техники в целях развития (ФООНРАД) и т. д. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), ЮНИСЕФ, ЮНКТАД, ЮНИДО и т. д.

3) Специализированные учреждения и другие организации: МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ИКАО, ВОЗ, ВМО, ВОИС, МВФ, МБРР и т. д. Особенности работы спецучреждений. Главные органы спецучреждений. Сфера ответственности.

Лекция V .

1) Секретариат ООН. Главные управления и департаменты: по правовым вопросам, по политическим вопросам, по вопросам разоружения, по операциям по поддержанию мира и т. д.

2) Должностные лица ООН и классификация персонала. Правила набора персонала в Секретариат ООН. Принципы компетентности, профессионализма и географическая представленность. Роль величины взноса государств – членов в бюджет ООН при наборе персонала (квот). Секондмент.

3) Комиссия по международной гражданской службе. Роль и функции.

4) Административный трибунал ООН. Комитет по пересмотру решений Административного трибунала.

5) Пенсионная система ООН. Комитет по пенсиям персонала ООН. Объединенный пенсионный фонд персонала ООН.


Лекция VI .

Миротворческая деятельность ООН. Операции по поддержанию мира. Эмбарго и санкции.

1) Устав ООН о мирном разрешении споров и действиях в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Совет Безопасности как главный орган, ответственный за поддержание мира и безопасности. Возможности Совета Безопасности: издание директив о прекращении огня, направление военных наблюдателей или миротворческих сил в зону конфликта, использование военной силы коалиции государств – членов ООН или какой-то региональной организации по договоренности. Роль и сфера ответственности Генеральной Ассамблеи: рекомендации государствам – членам ООН, Совету Безопасности, проведение дипломатических переговоров, проведение специальных или чрезвычайных специальных сессий по спорным вопросам. Резолюция «Единство в пользу мира» и ее последствия. Роль Генерального секретаря. Превентивная дипломатия, посреднические функции, проведение консультаций и т. д. Операции по подержанию мира: принятие решений и проведение. Комплектация военного персонала. Финансирование операций по поддержанию мира. Сотрудничество с региональными организациями.

2) Силовые решения: эмбарго и санкции. Санкционирование принудительных мер – исключительная компетенция Совета Безопасности. Примеры санкций и эмбарго (ЮАР, Ирак, бывшая Югославия, Ливия, Либерия и т. д.). Военные действия. (Кувейт, операция в Сомали, Луанде.)

Различия между подобными акциями и операциями по поддержания мира.

Укрепление мира. Контроль за проведением выборов. Миротворчество через развитие.

Текущие операции по поддержанию мира.

Антитеррористическая операция в Афганистане.

Лекция VII .

Экономическая деятельность ООН. Система органов, программ и спецучреждений, вовлеченных в экономическую деятельность. Стратегия «устойчивого» развития.

1) Координация деятельности в области развития. Роль ЭКОСОС. Десятилетия развития ООН. Региональные комиссии ООН по экономическому и социальному развитию . Исполнительный комитет по экономическим и социальным вопросам и группа ООН по вопросам развития. Преимущества обеспечения развития через ООН: универсальность, беспристрастность, глобальное присутствие, всеобъемлющие обязательства.

2) Роль ПРОООН. Представительства ПРОООН в развивающихся странах (резиденты-координаторы). Кредитование развития. Роль МБРР, МАР и МФК. Деятельность МВФ. ЮНКТАД – ключевая роль в решении проблем в области торговли, финансов, технологий и устойчивого развития. Задачи и функции ЮНКТАД.

3) Центр по международной торговле ЮНКТАД/ВТО. Поле деятельности Центра по международной торговле. Сфера деятельности ФАО, ЮНИДО, МОТ, ИКАО, ИМО и т. д. Концепция «устойчивого развития». Повестка дня на XXI век.

Лекция VIII .

Социальная деятельность ООН. Система программ, органов и учреждений.

1) Программа социального развития ООН. ЭКОСОС – главный орган, которым разрабатываются направления политики и приоритеты, одобряются программы. Генеральная Ассамблея ставит и решает вопросы социального развития. Третий комитет Генеральной Ассамблеи включает в повестку дня проблемы, относящиеся к социальному сектору.

Под эгидой ЭКОСОС главным межправительственным органом, занимающимся социальными вопросами, является Комиссия социального развития. Состоит из представителей 46 государств и консультирует ЭКОСОС по социальным аспектам развития.

«Социальный саммит» в Копенгагене 1995 г.: принятие Декларации и программы действия. Основные цели: достижение полной занятости, содействие социальной интеграции, основанной на защите прав человека, справедливые отношения между мужчиной и женщиной, ускоренное развитие Африки и наименее развитых стран, увеличение ресурсов, выделяемых на социальное развитие, всеобщий доступ к образованию и к первой медицинской помощи.

Основные направления социальной деятельности ООН: борьба с голодом, борьба с нищетой, борьба со СПИДОМ, здоровье детей (деятельность ЮНИСЕФ), надлежащее жилье (деятельность Центра ООН по населенным пунктам), образование (деятельность ЮНЕСКО, Университет ООН, Научно-исследовательский институт социального развития при ООН, права и проблемы женщин (Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин) и т. д.

Борьба с преступностью и распространением наркотиков.

Деятельность Центра по международному предупреждению преступности и управления ООН по контролю над наркотическими средствами и предотвращению преступности.

Международный Совет по контролю над наркотическими средствами. Состав, полномочия, деятельность.

Антинаркотические конвенции.

Лекция IX

ООН и права человека. Правозащитная и правовая деятельность ООН .

1 . Всеобщая Декларация прав человека и пакты о правах человека. Политические и гражданские права. Конвенции в области прав человека и другие нормативные документы (как, например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, Декларация о праве на развитие и т. д.

Организационная структура правозащитной деятельности ООН:

Комиссия по правам человека: состав, функции, полномочия. Основные направления деятельности;

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств;

Верховный комиссар по правам человека: круг обязанностей, полномочия, порядок назначения.

2) Правовая деятельность ООН.

Организационная структура правовой деятельности ООН.

Специальный комитет по Уставу ООН. Состав и сфера деятельности.

Управление ООН по правовым вопросам.

Международный суд. Состав, компетенция. Роль Международного суда в урегулировании споров.

Международный уголовный суд: краткая история становления, структура, сфера деятельности.

Международный трибунал. Порядок создания, сфера деятельности.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии;

Международный трибунал по Руанде.

Деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

ООН и проблемы разоружения, ограничения вооружений и контроля за вооружениями.

Механизм ООН в области разоружения. Механизмы контроля и реализации соглашений в области разоружения:

1) Первый Комитет Генеральной Ассамблеи по разоружению (особенности работы) и Комиссия ООН по разоружению – полномочия, сфера деятельности, особенности работы. Конференция по разоружению.

Департамент ООН по вопросам разоружения. Функции – обслуживание Генеральной Ассамблеи, ведение Регистра обычных вооружений, обмен информацией.

Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР), сфера деятельности, особенности работы.

Консультативный совет по вопросам разоружения при Генеральном секретаре. Состав, сфера деятельности, особенности работы.

Региональные центры ООН по разоружению: в Азии, Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне.

Программа стипендий ООН по разоружению.

Роль ООН в выдвижении и поддержке предложений по ограничению вооружений и разоружению: содействие прогрессу на двусторонних и многосторонних переговорах через принятие резолюций Генеральной Ассамблеи, предоставление экспертных возможностей и кадрового потенциала при проведении многосторонних переговоров.

Зоны свободные от ядерного оружия. Договор об Антарктике, Договор запрещения ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко 1967 г.), Соглашения по создания безъядерной зоны: в южной части Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.), в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор 1995 г.) и в Африке (Пелендабский договор 1996 г.).

Конвенция по биологическому оружию 1975 г. Роль ООН в ее разработке.

Проблема противопехотных мин.

Конвенция о конкретных видах обычного оружия.

2) Конференция по разоружению – единственный многосторонний переговорный форум в области разоружения. История становления, роль на современном этапе. Состав участников. Правила процедуры. Особенности работы. Вклад Конференции по разоружению в достижение реальных договоренностей (Конвенция по химическому оружию, Договор о запрещении ядерных испытаний).

3) Механизм контроля и реализации договоренностей в области разоружения.

МАГАТЭ – компетенция и роль спецучреждения в поддержании режима нераспространения ядерного оружия. Гарантии и инспекции МАГАТЭ.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), история становления, сфера деятельности, особенности работы.

Регистр обычных вооружений. Порядок работы.

Проблема контроля за соблюдением Конвенции о биологическом оружии.

Лекция X 1.

ВТО. История становления. Особенности на современном этапе. Структура организации. Переговорные раунды.

История возникновения. Создание и деятельность Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Цели и задачи ГАТТ. Трансформация ГАТТ в универсальный механизм регулирования торговли. Разделение сфер компетенции ГАТТ и ЮНКТАД.

«Уругвайский раунд». Противоречия между ЕС и США, а также развитыми и развивающимися странами. Смысл главных компромиссов. Достижение договоренности по преобразованию ГАТТ в ВТО.

Роль ВТО в регулировании международной торговли. Структура ВТО. Баланс интересов и механизм выработки решений спорных и конфликтных ситуаций.

Взаимоотношения России и ВТО. Особенности переговорного процесса.

Лекция XI 1 .

Региональные международные организации.

1) ОБСЕ. История создания и этапы становления от Хельсинки до Вены. Сфера деятельности ОБСЕ. Структура и процедурные правила. Порядок формирования органов.

Взаимоотношения с ООН.

2) Совет Европы . История формирования. Роль на современном этапе. Принципы приема государств в Совет Европы. Структура Организации. Особенности «парламентской составляющей» Совета Европы – ПАСЕ.

3) Европейский Союз . История формирования. Принципы деятельности и приема членов. Взаимоотношения с общеевропейскими структурами – ОБСЕ и Советом Европы. Военно-политическая и экономическая составляющая Европейского Совета. Перспективы эволюции ЕС. Взаимоотношения с Россией.

4) НАТО. История формирования. Роль на современном этапе. Принципы членства в Организации. Взаимоотношения с ООН, ОБСЕ и ЕС. Эволюция блока и взаимоотношения с Россией.

5) СНГ. Основные этапы формирования и становления. Структура Организации, военно-политическая и экономическая составляющие, взаимоотношения с ООН, ОБСЕ и НАТО.

Лекция XIII .

Региональные многосторонние организации.

1) АТЕС. Этапы становления, принципы членства. Главные задачи и предназначение на современном этапе. Роль в системе политической и экономической координации.

2) АСЕАН. Сфера деятельности, структура, членство в организации. Взаимоотношения с АТЕС и другими региональными форумами.

3) ОАГ. История становления, эволюция, роль и задачи организации. Принципы членства и компетенция. Взаимоотношения между США и латиноамериканскими государствами в рамках ОАГ. Связи с Россией.

4) ОАЕ. История становления. Принципы членства и компетенция. Взаимоотношения с ООН. Вклад в миротворчество в африканском регионе.

5) ЛАГ – история становления, компетенция, принципы членства, роль на современно этапе.

Лекция XIV .

Многосторонние организации по интересам.

1) Движение неприсоединения. История создания и первоначальные задачи. Особенности эволюции в период от «Картахена до Дурбана». Современная структура движения. Особенности взаимоотношений ДН и ГН 77. Диалог Север – Юг и диалог Юг – Юг.

2) Г 8. История создания и этапы эволюции от «оси Париж – Бонн» до «Большой восьмерки». Сфера компетенции, принципы деятельности. Структура деятельности: саммиты, министерские совещания и встречи, шерпы. Взаимоотношения с ООН, другими универсальными организациями и с ДН. Россия в Г 8.

3) ОИГ. Формирование, принципы деятельности, членский состав, роль и место в системе многосторонних организаций.

4) ОПЕК. Цели и задачи создания, членский состав, особенности деятельности на современном этапе. Взаимоотношения с Россией.

Лекция XV .

Организация многосторонней дипломатии в дипломатической службе России.

Подразделения центрального аппарата МИД РФ, занятые на направлении многосторонней дипломатии:

Департамент международных организаций (ДМО);

Департамент по вопросам безопасности и разоружения (ДВБР);

Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС);

Правовой департамент (ДП);

Департамент экономического сотрудничества (ДЭС);

Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ);

Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ);

Межведомственная комиссия по международным организациям. Координирующая роль МИД. Функции заместителя министра иностранных дел по международным организациям. Порядок определения политической линии России в конкретных многосторонних организациях. Определение взносов в бюджеты многосторонних организаций. Подготовка кадров для многосторонней дипломатии.

Лекция XVI .

Постоянные представительства РФ при международных организациях.

Постоянное представительство РФ при ООН в Нью-Йорке. Структура и основные подразделения.

Постоянное представительство при отделении ООН в Женеве . Структура и функции.

Постоянное представительство при международных организациях в Вене. Структура и функции.

Особенности формы представительства в Найроби и Бангкоке.

Постоянное представительство РФ при ОБСЕ.

Постоянное представительство при НАТО.

Постоянное представительство при ЕС.

Постоянное представительство при Совете Европы.

Формы представительства при ОАГ и других региональных организациях.

Особенности дипломатической работы с многосторонними организациями, в которых участвует Россия и при которых нет постоянных представительств (Г 8, АТЕС и т. д.).

Особенности прохождения дипломатической службы при работе в секретариатах международных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция внешней политики Российской Федерации. «Международная жизнь», 2000 г., № 8-9,

А. Загорский, М. Лебедева. Теория и методология анализа международных переговоров. М., 1989 г.

В. Петровский. Дипломатия как средство благотворного управления. «Международная жизнь», 1998 г., № 5, с. 64-70.

В. Исраэлян. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990 г.

Исраэлян двусторонних и многосторонних дипломатических переговоров. М., 1988 г.

Правила процедуры в многосторонней дипломатии. М., 1986 г.

Роль многосторонней дипломатии в современном мире. «Международная жизнь». 1987 г., № 8. с. 113-119.

ООН: основные факты. М., 2000 г.

Дипломатия. М., «Ладомир», 1994 г.

История дипломатии. М. 1959.

Том 1. Раздел первый : Глава 2. Дипломатия Древней Греции.

Раздел второй : Глава 3. Первые международные конгрессы.

Раздел четвертый : Глава 5. Венский конгресс 1814 –15 гг. Глава II. Парижский конгресс 1856 г.

Том II . Глава 4. Берлинский конгресс 1878 г.

Том III . Глава 6. Версальский мир 1919 г., создание Лиги Наций.

Глава 11. Генуэзская и Гаагская конференции 1922 г.

Глава 16. Локарнская конференция 1925 г.

Глава 19. «Пакт Бриана-Келлога».

Том IV . Глава XIII. Конференция руководителей трех держав – СССР, США и Англии – в Тегеране.

Глава XVII. Крымская конференция.

Том V . Глава 2 и 3. Парижская мирная конференция 1946 г. Работа СМИД.

Глава 7. Создание ООН. Первые годы ее деятельности.

Глава 11. Женевские соглашения по Индокитаю.

Глава 12. Бандунгская конференция 1955 г.

Дипломатический словарь. М. 1986, (Конференции международные и

др., Организация объединенных наций и др.).

Сборник документов Московской, Тегеранской, Крымской, Берлинской конференций, Европейской Консультативной Комиссии,М, 1946, МИД СССР.

Устав ООН.

Правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.

Временные правила процедуры Совета Безопасности ООН.

Международные организации системы ООН. М. «Международные отношения». 1990.