Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Звягинцев и гринева почему развелись. Андрей Звягинцев: неизвестные факты об известном режиссере

Андрей Звягинцев рос без отца. Мама Галина Александровна Звягинцева работала в клубе организатором детского творчества. Жила семья очень скромно. Когда Андрей встал на ноги в Москве, то перевез в столицу маму. Двухкомнатную квартиру в родном Новосибирске сейчас семья сдает.


Андрей Звягинцев никогда не мечтал стать режиссером. С детства он грезил о сцене, об актерской судьбе. Когда увидел на экране , то, признается, что внутри него что-то перевернулось. Он понял, что ему не достает образования (тогда Андрей работал в новосибирском ТЮЗе). Именно эта «встреча» с Аль Пачино заставила Андрея Звягинцева уйти из местного театра, пойти служить в армию, а потом уже уехать в Москву и поступить в ГИТИС. Кстати, режиссеру представилась возможность поблагодарить своего кумира.

Москва встретила режиссера сурово. В течение трех лет Андрею Звягинцеву пришлось работать сторожем, это давало ему право бесплатно проживать в самом центре города, недалеко от театра имени Маяковского. Вместе с будущим режиссером жили четыре студента философского факультета МГУ. Правда, радость была недолгой. Самые непростые времена настали, когда квартиру отняли. ушел с непрестижной работы, но другую найти не мог. «Я по-настоящему голодал, не мог найти работу, ходил на все возможные пробы и прослушивания, а денег все равно не было даже на автобусный билет», — рассказывал режиссер. На помощь пришел друг, который на тот момент занимался созданием рекламных роликов. Звягинцев присоединился к нему. Попутно он еще снимался в эпизодических ролях в фильмах «Ширли-мырли», «Котенок», «Отражение», «Любовь до гроба».

Андрей Звягинцев Фото: East News


Андрей Звягинцев не любит распространяться о личной жизни. Известно, что он был женат на актрисе Ирине Гриневой, вместе они прожили шесть лет. Но, судя по размышлениям режиссера о браке (в одном из интервью он сказал: «Дальше начинается ад. Дальше начинается быт»), хороших воспоминаний о семейной жизни у него не осталось. Однако это не остановило режиссера, и он женился во второй раз.

Андрей Звягинцев не забывает о родном городе. Он всегда первым делом устраивает премьеры своих фильмов в новосибирском кинотеатре «Победа» (раньше он там подрабатывал). Жители города уже смогли увидеть последнюю нашумевшую работу режиссера «Левиафан» (без цензуры, еще до принятия закона о мате).

У Андрея Звягинцев а есть сын от романтической связи с актрисой новосибирского театра, которая старше него на 10 лет. Режиссер общается с мальчиком, когда приезжает в родной город. Сын Звягинцева занимается свадебным бизнесом.

Вряд ли найдется в российском кинематографе такой же титулованный, неординарный, с особым взглядом на мир, даже в какой-то мере скандальный режиссер, как Андрей Звягинцев. Его картины восторгают и ужасают, погружают в уныние или эйфорию, но не оставляют равнодушными.

Сам кинематографист в интервью «шедевры в его исполнении» называл всего-то результатом наблюдения за человеческой природой:

«Никто не может отнять у нас этого эгоистического, влюбленного в себя самого; думающего только о себе, рассматривающего другого как средство, опрокинутого только в себя самого и в свои нужды великолепия».

Детство и юность

Биография ныне известного кинорежиссёра началась в Новосибирске. Несколько месяцев мальчик жил в селе Новомихайловка, где его мать проходила студенческую практику. Родительская семья распалась, и уже в 5-летнем возрасте Андрей остался без отца. Мама продолжала преподавать в школе русский язык и литературу.

Искусство и литература пленили юношу со школьных лет. К 16 годам он занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе. Позже Звягинцев зачислен на курс Белова, который тот организовал в театральном училище. Уже на 2-м курсе молодой человек исполнил главную роль в постановке «Не помню». Дебют прошел успешно, и к окончанию учебы Андрея привлекли к нескольким фильмам, где он исполнил главные роли. Это картины «Никто не поверит» и «Акселераты».

В 1984 году Андрей успешно окончил курс и решил остаться в театре юного зрителя. Вскоре парень получил повестку в армию. Далеко уезжать не пришлось, Звягинцев был определен в Новосибирский военный ансамбль на должность конферансье. Оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.


В 1986-м актёр решил продолжить карьеру. С этой мыслью Андрей покинул Новосибирск и направился в Москву. По приезде в столицу подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к и В. Левертову. На защите дипломной работы в 1990 году будущий режиссер, поставивший небезызвестный фильм «Левиафан», сыграл в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга .

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «продукт на зрителя».

Режиссура

Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков , и Микеланджело Антониони в Музее кино.


Андрей Звягинцев в молодости

Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени . Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.


Андрей Звягинцев на съемках фильма «Возвращение»

Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.

В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.


В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира - Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь и , Альфонсо Куарон и братья Коэны, и .

В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».


Однако фильмы, представленные Андреем и , вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева

Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр , который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева

В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале - Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди - фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.

«Левиафан» - это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».

Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

В фильме сыграли звезды театра и кино России – , . Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – « » с , и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.


В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» , которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой . После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста , а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.


Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с . СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.


Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Андрей Звягинцев сейчас

Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.


Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.

Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.


Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.

Продюсер прежних работ Звягинцева, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Фильмография

Актерские работы

  • 1994 – «Горячев и другие»
  • 1996 – «Королева Марго»
  • 1999 – «Каменская»

Режиссерские работы

  • 2000 – «Черная комната»
  • 2003 – «Возвращение»
  • 2007 – «Изгнание»
  • 2010 – «Елена»
  • 2014 – «Левиафан»
  • 2017 – «Нелюбовь»

Андрей Звягинцев – российский сценарист и режиссер, один из немногих признанных в Европе. Создатель нашумевших лент «Возвращение», «Изгнание», «Елена». Обладатель большого количества престижных кинонаград, среди которых «Золотой лев» и «Золотой лев будущего» (категория «Лучший дебютный фильм») Венецианского кинофестиваля. Также в числе регалий Звягинцева две премии «Ника»: в категории «Лучшая режиссерская работа» («Елена») и «Лучший игровой фильм» («Возвращение»); специальный приз жюри в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля («Елена») и ряд солидных европейских наград. Не миновало Андрея и общественное признание: дважды режиссер становился лауреатом премии «Россиянин года».

Главные фильмы актера Андрея Звягинцева

  • Краткая биография

    Андрей Звягинцев появился на свет 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Родители Алексея развелись, и он остался с матерью Галиной Александровной, учительницей русского языка и литературы. Именно она привила ему любовь к искусству.

    В 1980 году шестнадцатилетний Звягинцев успешно прошел прослушивание в молодежную театральную студию при новосибирском ТЮЗе. Студией руководил Лев Белов, и в дальнейшем Андрей учился у него же в городском театральном училище на факультете актерского мастерства. Во время обучения играл ведущие роли в ТЮЗовских постановках «Не помню», «Гуманоид в небе мчится», «Акселераты», «Чудеса в ожидании лета», «Никто не поверит».

    В 1984 году Звягинцева призвали в армию, и он два года отслужил в Новосибирском военном ансамбле. Служба дала будущему режиссеру бесценный жизненный и профессиональный опыт: вместе с ансамблем он ездил по гарнизонам, вел концерты и выступал сам.

    Отдав долг родине, Андрей отправился в Москву, где в 1986 году поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Евгения Лазарева и Владимира Левертова. Его дипломной работой стала роль Горского в постановке пьесы Тургенева «Где тонко, там и рвется». После окончания вуза в 1990-м году Звягинцев не стал работать в театре, предпочтя антрепризные проекты и съемки в эпизодах. Так продолжалось 10 лет, вплоть до 2000 года, и за это время Андрей успел появиться в спектаклях «Игра в классики», «Месяц в деревне», фильмах и сериалах: «Горячев и другие», «Ширли-Мырли», «Котенок», «Отражение», «Будем знакомы!», «Любовь до гроба», «Каменская. Смерть и немного любви». Параллельно Звягинцев снимал рекламу.

    В 2000 году Андрею поступило предложение от генерального продюсера РЕН ТВ Дмитрия Лесневского принять участие в создании фантасмагорического сериала «Черная комната». Так состоялся дебют Звягинцева в кино: он снял для проекта три новеллы («Бусидо», «Obscure», «Выбор»).

    В 2003-м Звягинцев громко заявил о себе как о режиссере, выпустив первый полнометражный фильм «Возвращение», который имел без преувеличения оглушительный успех. Об Андрее заговорили как о новом явлении в мире современного кинематографа.

    Следующей победой стала напряженная психологическая драма «Изгнание», также по достоинству оцененная зрителями и критиками. Притчевая форма и выразительный киноязык Звягинцева стали его визитной карточкой. В то же время самобытность режиссера оказалась понятна далеко не каждому: так, в 2008 его короткометражку «Апокриф» исключили из окончательной версии альманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю». Еще один опыт участия в альманахе, чуть более позитивный, Андрей получил в 2011-м, поработав в отечественном проекте «Эксперимент 5IVE» вместе с коллегами по цеху – Петром Бусловым, Игорем Волошиным («Скорый «Москва-Россия»), Александром Велединским («Географ глобус пропил») и Алексеем Попогребским («Как я провел этим летом»).

    В 2011 году вышел третий полнометражный фильм – «Елена». Как и предыдущие работы Звягинцева, картина получилась вдумчивой и наполненной символами, но, в отличие от других работ, более динамичной и остросоциальной.

    В 2013 году Звягинцев взялся за новый проект – «Левиафан», продюсером которого стал Александр Роднянский, а сценаристом – Олег Негин, который работал с Андреем над «Изгнанием» и «Еленой».

Номинант на «Оскар» работал дворником, чтобы выжить

На минувшей неделе картина сибирского режиссера Андрея ЗВЯГИНЦЕВА «Левиафан», завоевавшая призы Каннского, Мюнхенского и Лондонского фестивалей, была номинирована на «Оскар». В то время как Европа и Америка чествуют нашего мэтра, министр культуры Владимир МЕДИНСКИЙ требует вернуть бюджетные деньги, потраченные на фильм, в котором Россия показана «Рашкой-говняшкой». Обличая российские пороки, Андрей Петрович при этом тщательно скрывает свое богатое прошлое. «Экспресс газета» впервые проливает свет на личную жизнь Звягинцева, которая не могла не повлиять на творческий путь режиссера.

Родившись в семье учительницы и милиционера, Андрюша Звягинцев пошел в самую обычную новосибирскую школу. В раннем возрасте мальчик пережил сильный стресс: папа ушел из семьи и уехал в другой город. Паренек глубоко переживал и простить отца так и не смог. Не случайно в картинах Звягинцева особая роль отведена женщине: в «Елене» режиссер оправдывает убийство главной героиней мужа ради внука миссией матери - продолжательницы рода.
- Я преподавала Андрею историю, - рассказала педагог новосибирской школы № 21 Любовь Салеева. - Он окончил девять классов только с одной тройкой - по физике, и лишь потому, что отношения с учительницей не сложились. То, что отец рано ушел из семьи и женился на другой женщине, наложило на Андрюшу свой отпечаток. Но самое грустное: в другой семье отец назвал родившегося сына тоже Андреем. Получился полный тезка. Папа не искал встреч с бывшей семьей и никогда не приезжал. Андрюша страшно переживал и говорил: «Почему папа так сделал? Когда-нибудь он узнает обо мне и поймет, что есть только один Андрей Звягинцев!» Мама Андрея, кстати, замуж после развода больше не вышла. А с папой Андрей так и не смог наладить отношения до самой его смерти. Брат Звягинцева живет в Сибири, а маму Андрей забрал в Москву.

Мальчик и женщина

По окончании 9 классов Звягинцев в 14 лет поступил в Новосибирское театральное училище на курс Владимира Белова.
- Белов тогда работал директором ТЮЗа, - рассказал педагог Новосибирского театрального училища Григорий Шустер. - Большинство ребят пошли работать в детский театр. Звягинцев тоже какое-то время служил в ТЮЗе, потом уехал поступать в ГИТИС. Играл, конечно, не героев-любовников, но всегда положительных персонажей: то лисенка, который отказывается из убеждений есть цыплят, то Лопотухина в спектакле «Гуманоид в небе мчится».
Если девочки-студентки новосибирского училища особо не интересовались молоденьким Андреем, то скромного паренька приметила актриса театра «Старый дом» Вера Сергеева.
- Девочки к нему мило относились, - рассказала коллега Звягинцева по училищу, актриса театра «Красный факел» Татьяна Класина. - Дружить он не дружил. Зато у него на последнем курсе случился роман с Верой Сергеевой: она уже тогда была актрисой театра «Старый дом». Когда Андрей ушел в армию, узнал, что Вера ждет ребенка.
Хоть Веру Сергееву в Новосибирске все называют первой женой Звягинцева, она предпочитает ничего о ставшем знаменитым муже не рассказывать.

У Веры и Андрея родилась двойня, мальчики. К несчастью, один умер через неделю после рождения, - рассказала педагог новосибирского училища Наталья Никулькова. - Для меня было неожиданностью, что они разбежались. Сначала, конечно, узнав об их романе, я подумала о диссонансе в возрасте: мальчик и взрослая женщина. Но Вера уверенно, как старшая сестра, взяла его за руку и повела по жизни. Они оба замечательные люди, и мне казалось, что им суждено быть вместе навек. Вера - человек верующий, даже фанатично: соблюдает ритуалы, ходит в церковь. И Андрей питается, я бы сказала, духовной пищей. Может, причина расставания в том, что Андрей уехал в Москву, а Вера осталась работать в нашем театре «Старый дом». После разрыва со Звягинцевым Вера вышла замуж за актера Юрия Чепурного и в этом браке родила снова двойню. Правда, снова развелась. Андрей правильно сделал, что уехал в Москву, понимал: играть в ТЮЗе мальчиков, когда стареешь, нельзя... Не думала, что вокруг фильма «Левиафан» будет столько шумихи.

Соблазнил 17-летнюю

Как оказалось, Вере Сергеевой есть за что злиться на Звягинцева. Поступив в ГИТИС, он вскоре влюбился в молоденькую студентку первого курса - Инну. О ней коллеги отзываются как о тонкой и красивой девушке с необыкновенными глазами и богатым внутренним миром.
- Андрей любил Инну, - рассказала актриса Алиса Богарт. - Она похожа на эльфа. При том, что во втором браке с фотографом Володей Мишуковым родила четверых детей, сохранила фигуру. Инна по-своему религиозна: но не в том контексте, чтобы носить платочек, красить яйца. Она не стала работать актрисой: окончив медицинский институт, работает врачом-акушером. Она и у меня принимала роды.
Брак с Мишуковой стал для Андрея семейной школой выживания. Вот как об этих отношениях рассказала сама Инна:
- На момент нашего знакомства мне было 17, Андрею - 24. Андрей рассказал мне, что в Новосибирске у него есть сын от актрисы Веры Сергеевой. Родила она, когда Звягинцев был в армии. Сначала они расстались, а уже потом Вера узнала о беременности. Я была молоденькой, поэтому особо не интересовалась его прошлой жизнью. Андрей Веру никогда не называл женой, и я уверена, что официально они не были расписаны. Просто Вере, наверное, хочется, чтобы все думали, будто у нее был знаменитый муж. С ней Андрей не виделся, а вот с сыном поддерживал отношения... Болезненной для него была тема отца, об этом он старался не говорить.

Мне сложно объяснить, чем Андрей меня покорил. Просто поняла, что это мой человек. Через год знакомства, в 1988 году, мы поженились. Поскольку у меня нет родителей, то устроили свадьбу у моих бабушки и дедушки в Подмосковье. Если бы не было их давления, думаю, мы бы и не расписались.
Начинали с нуля: есть еда - и мы счастливы. О материальных ценностях даже не мечтали, потому что еще ничего не было в магазинах. Чтобы получить хоть какое-то временное жилье, Андрей устроился работать дворником, недалеко от Театра им. Маяковского. Убирался на улице так, как только может это делать творческий человек. О малыше мы не думали, потому что сами еще были детьми... Андрей дал мне многое: научил читать нужные книги, смотреть избирательно кино. Андрей все время сам что-то писал: повести, рассказы, сценарии... Расстались мы не потому, что я завела роман. Большое желание разойтись было не у меня, а у Андрея. И я его понимаю. Когда у тебя нет папы и мамы, ты ждешь от человека, что он заменит тебе родителей. Но любого молодого человека брак и ответственность тяготят. В итоге я сама ушла. Только спустя годы, когда я встретила Володю Мишукова, подала на развод. Родила четверых детей и счастлива. Интересно, что Володя и Андрей случайно встретились по работе на фильме «Возвращение» и стали друзьями.

С Гомес разбежались

Расставшись с одной Инной, Звягинцев нашел другую Инну - Гомес. Жгучую брюнетку-модель Андрей пригласил сниматься в своем дебютном фильме «Черная комната». Вспоминает одна из сокурсниц режиссера по ГИТИСу - Ксения Колодина:
- Они тщательно скрывали свои отношения. Поскольку в пьянках-гулянках Андрей замечен не был, то мы особо и не интересовались его личной жизнью. Героем на курсе он точно не был: тихий голос, все время очки поправлял. Андрюша всегда отличался обособленностью. Не случайно актер Алексей Серебряков, сыгравший главного героя в «Левиафане», как-то заметил: «Андрей, ты кино больше любишь, чем жизнь». Роман с Гомес получился не слишком продолжительным.
После разрыва с Инной Андрей стал жить с актрисой Ириной Гриневой. За шесть лет брака (по одной из версий, отношения носили гражданский характер. - Н. М.) детьми они так и не обзавелись. Расставшись, Ирина вскоре вышла за фигуриста Максима Шабалина и родила дочь. Андрей же женился на монтажeре Анне Матвеевой, с которой счастлив по сей день.

1 июня в День защиты детей я посмотрел новый фильм режиссёра Андрея Звягинцева «Нелюбовь». В основе сюжета развод семейной пары. Никому не нужного и нелюбимого ребёнка хотят сдать в интернат, чтобы не мешал. Услышав это, 12-летний Алёша сбегает из дома.
«Нелюбовь» – это социальная драма. Однако я бы хотел рассказать не столько о фильме, сколько о проблеме нелюбви к детям в более широком плане. Тридцать лет я занимаюсь изучением этой проблемы, и мне есть что сказать, в том числе и на основе своего личного опыта. Пройдя через процесс развода, который длился семь лет, я понял, что цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.


На первом дневном сеансе зал был полупустой (или «полуполный» – кому как нравится). У кого-то отдельные сцены фильма вызвали смех, кто-то не выдержал и ушёл. Я досмотрел до конца, хотя было трудно. Не могу сказать, что фильм мне понравился, но и не могу сказать, что не понравился.

Фильм с одноимённым названием «Нелюбовь» и тоже мелодрама был снят в Красноярском крае три года назад. В основе сюжета нелюбовь матери к родной дочери, которая появилась на свет после изнасилования.

Признаться, мне не понятно само название фильма «Нелюбовь». Любовник героини говорит, что нельзя жить без любви, и они вроде бы любят друг друга. Любит свою беременную подругу и бывший муж героини.
Я могу понять отсутствие любви, могу понять ненависть, но состояние «нелюбви» мне не понятно. Кажется, «нелюбовь» термин надуманный. Лично я убеждён, что ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ: и даже ненависть есть непонятая любовь.

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева был удостоен приза жюри Каннского кинофестиваля. Говорят, Звягинцев был слегка разочарован премией жюри, назвав её «приятным бонусом». По всем опросам, фильм «Нелюбовь» был лидером гонки. Но главный приз жюри «Золотую пальмовую ветвь» получил другой фильм.
Похожая ситуация случилась на Каннском фестивале 1983 года с фильмом Андрея Тарковского «Ностальгия». Тарковскому дали премию «за лучшую режиссуру», и в результате Тарковский оказался без денег, на которые рассчитывал.

Показанная в фильме «Нелюбовь» картина нашей жизни полностью соответствует действительности. Хотя в реальности всё гораздо страшнее. У Звягинцева, например, нет спора о разделе квартиры, о дележе совместно нажитого имущества, спора об алиментах и о том, чей это ребёнок.

"Нелюбовь" – логичное продолжение прошлых фильмов Звягинцева. По словам режиссёра, он всю жизнь снимает один фильм (фактически про самого себя) – «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»… Все эти фильмы о беспросветной жизни людей в России и о самой стране, оказавшейся в «онтологическом тупике».

Русофобы считают, что это «фильм про Россию, которой наплевать на своих детей, о стране без любви - даже в самой простой, инстинктивной её форме».

Есть фильмы, которым дают престижные премии, но смотреть которые невыносимо. Очевиден «заказ» западных прокатчиков на фильмы о беспросветной путинской России. Мало кто помнит фильмы «Эйфория» и «Овсянки», получившие премию Каннского кинофестиваля. Присуждение премий этим «шедеврам» вызывает сомнения в объективности жюри.

Конечно наша жизнь не без проблем. Но неужели в ней не осталось ничего светлого, доброго, чистого?
Я уверен, что есть в нашей сегодняшней жизни идеалы и есть ценности. Надо только захотеть их увидеть.
Да, жизнь суровая и несправедливая. Да, есть нелюбовь, много нелюбви. Но любви-то больше!

Как известно, что посеешь, то и пожнёшь. Посеешь любовь – вырастет любовь, посеешь нелюбовь – пожнёшь нелюбовь.

Чем же вызвана «Нелюбовь» Звягинцева?

Одним из источников вдохновения для Звягинцева послужил фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Бергман снимал свой безжалостный фильм про себя. Похоже, что и Андрей Звягинцев тоже снял фильм про себя.

Говорят, каждый фильм режиссёра это зеркало для общества и для себя самого.

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. Отец Пётр Александрович служил милиционером. Отец покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Сын так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти.

Звягинцев был женат на актрисе Ирине Гринёвой. После шести лет брака Андрей развёлся. Остался сын Пётр 2009 года рождения. Сейчас у Звягинцева вторая жена – монтажёр Анна Матвеева.

Создаётся впечатление, что Звягинцев все фильмы снимает о себе, о своей личной драме, о своей нелюбви. Согласно психоанализу, эта «первичная родовая травма» и определяет всё творчество художника.

«Нет, мне кажется, что фрейдистской травмы здесь нет, - объясняет Звягинцев. - Скорее опыт личного наблюдения за самим собой, за окружающими меня, за друзьями или приятелями, за самой жизнью. Но вообще сложно разделить субъективные переживания». «Да, отец ушел, когда мне было пять лет, но особых драматических воспоминаний на этот счёт у меня нет».

Если это не «фрейдистский комплекс», то что это?

«Сам удивляюсь: что ни фильм, то непременно семейная драма», - говорит Звягинцев. - «Семья - это поле битвы. И это действительно уникальная площадка для наблюдения за человеком, за тем, что с ним происходит на самом деле. Дома он обнажается, выходит из укрытия его существо. Тут он снимает маски, являя себя в полном великолепии: в гармоничных или уродливых отношениях с любимыми (или нелюбимыми), с детьми, с родителями, близкими».

В фильмах Звягинцева «нет выхода», нет «позитива» и каких-то конструктивных идей. Кажется, никто не способен предложить оптимистический и в то же время реалистичный сценарий.
2 октября 2007 года я встречался с Андреем Звягинцевым во время премьеры его фильма «Изгнание» в Санкт-Петербурге и передал в качестве сценария свой роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

После фильма Звягинцева «Левиафан», который расценили как, якобы, порочащий страну, министр настаивал на введении вето при распределении финансирования кино.
Андрей Звягинцев поддержал выступление Константина Райкина о цензуре в России. Звягинцев считает, что «отдельный человек заслуживает, чтобы с ним говорили о его жизни на языке правды. Чтобы фильм являлся откликом на его жизнь, его беды, его надежды, его вопросы к жизнеустройству; чтобы фильм говорил с ним о его настоящем и будущем».

«Государству нынешнего образца человек просто не нужен. Поэтому, как растут сквозь асфальт цветы, так и человек выбирается из-под колес Молоха», – считает Андрей Звягинцев.
«Вот что хочу сказать тем «чудакам», которые заранее уверены в том, что я снимаю чернуху, порочащую людей. Сказать им лично следующее: «Фильм снят только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей». Всё. Точка».

Сегодня Россия занимает 1-е место в мире по числу разводов и детей, рождённых вне брака. Распадается каждый второй зарегистрированный брак.

Россия занимает 1-е место по числу детей, брошенных родителями.
В 2014 году лишены родительских прав более 36,5 тысяч родителей.
100 тысяч детей являются сиротами; из них 85% сироты при живых родителях.

Ежегодно в России пропадают около 10 тысяч детей. В 2012 году в России 20 тыс. детей сбежали из дома и находятся в розыске.

Пропажа сына в фильме «Нелюбовь» перекликается с фабулой фильма Кирилла Серебрянникова «Юрьев день». С автором сценария этого фильма – кинодраматургом Юрием Арабовым – я встречался и беседовал 20 мая 2017 года в петербургском книжном клубе «Порядок слов». Юрий Николаевич назвал своё выступление «Сюжет мистерии в современной культуре». Рассказал он и о своём отношении к Андрею Звягинцеву.

Недавно к режиссёру фильма «Юрьев день» Кириллу Серебренникову пришли с обыском. Обыски у него дома и в «Гоголь-центре» стали знаковым событием.
«Мне кажется, единственным разумным решением со стороны власти было бы искать возможность примирения сторон, разъяснения позиций одних и других, а не возгонка ненависти и вражды», – считает Андрея Звягинцев. – «Кто-то же должен заниматься вопросами примирения сторон, иначе агрессия и неприятие сожрут нас с потрохами».

Каждый фильм Андрея Звягинцева кинокритики рассматривают как культурный памятник России. О кино и о памятниках в кино 2 декабря 2016 года в питерском книжном клубе "Порядок слов" я беседовал с известным культурологом и кинокритиком Кириллом Эмильевичем Разлоговым.

C 25 по 28 мая в Санкт-Петербурге проходил XII Санкт-Петербургский международный Книжный салон. Люди на улицах читали собственные стихи и стихи великих поэтов, в том числе Уильяма Шекспира. А в это время в Москве 26 мая на Арбатской площади за чтение стихов Шекспира девятилетнего мальчика забрали в отдел полиции. Вышел скандал, который до сих пор обсуждают. И это перед Днём защиты детей!

Мне стыдно, стыдно, стыдно, что такое произошло в моей стране, в столице нашей родины, в России!

Я тридцать лет занимаюсь изучением проблем молодёжи и детства, и могу сказать, что так с детьми поступать нельзя. Даже если полицейские формально в чём-то правы, всё равно это непрофессионально!

Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин в своём выступлении на Петербургском международном юридическом форуме 18 мая 2017 года заявил, что «обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету».

Это ещё раз доказывает, что у нас не государство для человека, а человек для государства!

Говорят, что женщина, защищавшая ребёнка, будто бы формально не его мать. Но если бы мою любимую внучку (которая формально мне не родная) тоже пытались увезти полицейские, я бы действовал таким же образом – пытался защитить своего ребёнка от полицейских. И пусть это по нашим законам будет квалифицировано как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст. 19.3. КОАП РФ), или даже как «применение насилия в отношении представителя власти» (статья 318 УК РФ), я бы всё равно бросился защищать свою внучку от наших полицейских.

Я стараюсь воспитывать внучку в любви, постоянно твержу ей, что ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ, и что цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что. Недавно внучка окончила первый класс и мы решили сделать ей обещанный подарок – привезли в «чёрный аквапарк» в СПА-отеле в Финляндии.

Иногда отношения между формально не родными людьми гораздо лучше, чем между родными. Дело не столько в семейных узах, сколько в понимании и сочувствии.
В каждой семье есть своя трагедия и своя нелюбовь. Я всегда благодарю свою мать за то, что она не допустила развода, а значит психологической травмы для меня и моей сестры. Хотя трагедии всё равно не удалось избежать. В суде я отстоял своё право на ребёнка, но дочь у меня фактически «украли».

О какой защите прав ребёнка в таких условиях можно говорить? – это вопрос к омбудсмену Анне Кузнецовой.

Недавно Уполномоченная при Президенте по правам ребёнка Анна Кузнецова заявила о росте количества детских самоубийств в 2016 году - сразу на 57 процентов! Одной из основных причин такого положения назвали лавинообразное распространение в Интернете „групп смерти“.

Россия по уровню самоубийств среди подростков входит в пятёрку стран мира. Средний уровень самоубийств молодых людей в России в 3 раза выше среднего мирового показателя. В Европе мы на первом месте по числу самоубийств среди детей и подростков.

Проблематику суицидов я начал изучать ещё будучи студентом юридического факультета ЛГУ. Мой научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Яков Ильич Гилинский, ныне заведующий кафедрой уголовного права Педагогического университета им. Герцена, уже более сорока лет изучает проблему самоубийств в контексте девиантного (отклоняющегося) поведения.

Самоубийство – это форма эскапизма, бегство от невыносимой реальности. Детям не с кем посоветоваться, родители вечно заняты, окружающие равнодушны. В 90% случаев попытка суицида это желание привлечь к себе внимание, заявить о своих проблемах.

В Санкт-Петербурге создан фонд «Твоя территория», который оказывает психологическую помощь подросткам по телефону. За 2,5 года работы фонда в online-службу обратилось 35 тысяч подростков. Каждый день 7 подростков сообщают психологам, что собираются совершить самоубийство. Многие дети задают вопросы о смысле жизни.

Президент России Владимир Путин своим указом объявил, что с 2018 года в стране стартует «Десятилетие детства».
Однако никакие государственные программы не заставят народ полюбить жизнь. Главное, что нужно для этого, стабильная социальная обстановка, нужна вера, что завтра будет лучше, чем вчера, - считает заведующий кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов.

В 2014 году в России родилось 1 млн. 947 тысяч детей. В этом же году против детей совершено 11 тысяч преступлений, причём каждый восьмой ребёнок стал жертвой в своей собственной семье.
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин сообщил, что в 2012 году в отношении детей в России было совершено более 2 тысяч тяжких преступлений. Было зафиксировано более 1200 случаев сексуального насилия в отношении детей, при этом 160 детей погибли, а более 450 получили тяжкие увечья.

Алименты не платят своим детям 1,5 миллиона россиян! У судебных исполнителей более 900 тысяч исполнительных производств по выплате алиментов на детей. 60 тысяч злостных неплательщиков алиментов привлекаются к уголовной ответственности.

Невольно задумаешься: зачем людям нужны дети?

Некоторые женщины рожают исключительно для здоровья, а кормить и воспитывать ребёнка – им это не нужно. Вот и сдают в приют.

Раньше детей заводили ради получения квартиры. Сегодня некоторые женщины рожают ради получения «материнского капитала» или бесплатного земельного участка. Такие женщины думают о себе, о своей судьбе, а не о судьбе ребёнка, которая чаще всего бывает несчастной.

Современные женщины не спешат вступать в брак, так как муж не в состоянии и одну-то женщину прокормить. Сейчас мужчины пытаются на хрупкие плечи женские взвалить всё, в том числе и себя.

Чтобы выжить, люди пытаются обмануть государство. Бывают случаи, когда люди заключают «фиктивный брак» и даже разводятся фиктивно ради получения социальных льгот.
Мужчины и женщины сожительствуют, а при рождении детей не дают фамилию своему ребёнку, чтобы мать была одиночкой и получала социальные выплаты.
Некоторые беременные женщины и молодые мамы разводятся с мужем, чтобы быть матерью-одиночкой. Идут даже на добровольный отказ от родительских прав на своих детей, чтобы дети были признаны сиротами, обеспечены жильём и социальными пособиями.

Дети не хотят жить с родителями, родители не могут ужиться с детьми. Судятся из-за алиментов, из-за наследства, и даже убивают из-за квартиры!

По опыту своей адвокатской деятельности могу сказать, что в большинстве случаев бракоразводные процессы это арена борьбы двух самолюбий, где ребёнок – лишь орудие борьбы. Часто судебные процессы по расторжению брака оказываются спором о дележе совместно нажитого имущества.

Семейный кодекс РФ явно имеет перекос в пользу прав женщины-матери. Потому мужчины и не хотят вступать в брак, поскольку понимают: в случае развода закон будет на стороне женщины.

Один мой знакомый разводился семь лет. Районный суд трижды выносил решение не в пользу отца, и трижды мы добивались отмены этого решения в суде высшей инстанции. В конце концов, дело дошло до того, что мать заявила в суде, что ответчик не отец ребёнка. А когда мы потребовали провести генетическую экспертизу для установления подлинности отцовства, она сразу согласилась «уступить» дочку отцу.

Как-то провели исследование, и оказалось, что одиннадцать процентов отцов наивно полагают, будто воспитывают собственных детей, тогда как ребёнок на самом деле от другого мужчины.

Сколько девочек беременеют, не зная, что поделать со своим неожиданным чадом?! Редко кого удаётся уговорить сохранить ребенка: или выбрасывают в мусоропровод, или топят в туалете, или расчленяют и прячут на свалке.

Когда молодой матери несут кормить ребенка, она это чувствует, и у неё может быть или избыток молока - если ребёнок любимый и долгожданный, или недостаток - если ребенок для неё обуза. И никакие смеси не заменят грудного молока, никакие лекарства не смогут вылечить ребёнка, который болеет прежде всего оттого, что ему не хватает материнской любви.

Одни считают, что дети – смысл жизни. Другие полагают, что дети – это «несчастный случай». «Больше детей – больше болезней, ссор, неудач, разводов».
Некоторые родители видят в ребёнке возможность реализовать то, что им не удалось. За этим скрывается собственная неудавшаяся жизнь.
Послушайте, как говорят с детьми матери в магазинах, на улицах, в больницах. Подумаешь, будто своих детей они ненавидят!

Рыночная экономика превратила детей в товар. На нелегальном рынке торговля людьми один из самых прибыльных видов преступного бизнеса, поскольку людей можно перепродавать не один раз, особенно для сексуальных услуг. Ежегодно в мире принуждается к работе в секс-индустрии до 2 миллионов женщин и детей!

Уже сформировался глобальный рынок сексуального рабства. Детей продают прямо из роддомов тем семьям, которые готовы заплатить большие деньги за чужого ребёнка; при этом родителям говорят, что их ребёнок умер.
Детей используют для производства детской порнографии и для оказания секс-услуг. При этом зарабатывают не только члены преступных группировок, но и сами родители, которые продают своих детей в рабство или для сексуального употребления педофилам.

Я со студенческих лет занимаюсь изучением преступлений против детей. Когда учился на юридическом факультете, то работал в лаборатории проблем студенчества в НИИ комплексных социальных исследований. Потом возглавлял лабораторию проблем детства в Детском фонде имени Ленина; преподавал правоведение в школе, где создал лабораторию социальной и психологической помощи. У меня более сорока научных работ по проблемам детей и молодёжи. В книге «Трудные судьбы подростков – кто виноват?» есть моя глава о неформальных молодёжных объединениях.

Когда я работал в школе, то увидел себя и учителей глазами учеников, и понял, что взрослые - это поглупевшие дети. Дети ещё не научились скрывать своих чувств, не разучились любить и не боятся любить, - это и отличает их от взрослых. Ничто не может определить человека истиннее, чем детское сердце.

Опыт любви к детям привёл меня к поразительному выводу: чем больше любви отдаёшь, тем больше её становится. Главное отличие любви от её миражей в том, что она возвращается тебе с избытком!

Если ребенка не любит собственная мать, то он вырастает агрессивным, психически неуравновешенным человеком, а его поведение становится протестным. Такие дети часто убегают из дома, где для них нет любви и где им холодно. Это настоящая трагедия! Ведь и наркомания, и токсикомания возникают как следствие недостатка любви при естественной потребности в приятных эмоциональных переживаниях.

Обделённые заботой и нежностью дети не принимают мир, в который они пришли против воли своей матери. Они рассуждают примерно так: “Если меня не любит родная мама, то я в чём-то виноват”. Комплекс вины, мучительная неуверенность в себе приводит к искалеченной жизни. Такой ребенок чувствует себя чужим в этом мире и, как правило, становится неудачником, поскольку прежде всего старается доказать всем и вся, что он не хуже других. Часто эта потребность в самоутверждении развивается по наиболее лёгкому и не всегда правильному пути. Никакое даже самое строгое наказание никогда надолго не испортит отношения ребёнка к родителям, если только сын или дочь чувствуют - несмотря ни на что их любят!»
(из моего роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А на Ваш взгляд, В ЧЁМ ПРИЧИНА НЕЛЮБВИ?