Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Учительские университеты. Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Цели, задачи, особенности профессиональной деятельности.

Моя цель, как учителя математики, используя все средства педагогической деятельности, научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, делать открытия, добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач. Главная из них -подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности, к возможности получения дальнейшего образования. А это означает, что я как учитель должна сформировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать. Для достижения этих задач сочетаю в учебно-воспитательном процессе традиционные и инновационные формы и методы обучения:

- проблемно – исследовательского обучения;

- личностно – ориентированного обучения;

- уровневой дифференциации («лестница достижений»);

- информационно – компьютерные;

- блочно- модульную технологию.

Большую роль отвожу учебно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с 5-го класса, так как считаю, что исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности.В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Так сказать, два в одном. В процессе обучения учащиеся выполняют различные творческие и исследовательские работы, начиная от газет, простых моделей оригами и многогранников из бумаги и дерева в 5-6 классах до реферативных и исследовательских докладов - в более старшем возрасте. Все работы, как правило, выставляются на научно- практической конференции, которая ежегодно проходит в нашей школе.

Еще одной особенностью моей педагогической деятельности и соответственно ее задачей является «принятие» всех учащихся, я стараюсь выразить доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдать их интересы, стремлюсь чувствовать другого как себя. Делаю установку на доверительное открытое отношение с детьми, обеспечивая им роль «активного деятеля» на уроке, постепенное превращая учеников в соавторов учебного процесса. При этом учитываю индивидуальный подход в обучении, который, состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов. Стараюсь слышать ребёнка, интересуюсь его мнением.

По моим наблюдениям, одной из самых любимых учениками технологий, которые я применяю, является технология уровневой дифференциации: «лестница достижений». Она создаёт настрой на продолжение выполнения заданий (после базового уровня), так как, получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить хотя бы одну задачу следующего уровня. Задания следующего уровня дают шанс ребёнку улучшить свои результаты. Эта технология создаёт детям условия проявления своей субъективности, чувства свободы выбора, самоуважения, что, безусловно, положительно влияет на состояние его здоровья. Да и каждый ученик уверен, что я знаю его затруднения, понимаю переживания и готова прийти на помощь. Это создаёт обстановку спокойствия, уверенности, хорошего настроения, оптимизма, что, как известно, также благоприятно влияет на здоровье детей.

Становление личности школьников происходит, в том числе и во время учебного процесса, и здесь моя главная цель на уроках - вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Для эффективности урока использую различные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую различные виды контроля: зачеты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать. У них развиваются такие качества, как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

Использование информационных технологий позволило мне повысить интерес к изучению многих сложных тем. ИКТ использую, применяя образовательные, обучающие, экзаменующие компьютерные программы. Создаю к урокам свои мультимедийные презентации. Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют обратить внимание обучаемых на особо важную информацию, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов.

Владение ИКТ позоляет мне использовать компьютер в разных целях:

- как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы PowerPoint ;

- для организации коллективной и групповой работы (проекты);

- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, тесты и другие виды работ).


Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

Особое внимание в своей работе уделяю здоровьесберегающей технологии, которая применяется мной в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Это физминутки для глаз, комплекс пальчиковой гимнастики, работа над осанкой спины и другое.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. Являясь активным членом методического объединения учителей математики и информатики, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и мероприятия, участвую в городских и областных научно – практических конференциях и семинарах. Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт.


Воспитательная работа.

С сентября 2014г. являюсь классным руководителем.
В своей работе в качестве классного руководителя я использую технологию «портфолио», которая представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.
В основу воспитания мною взят деятельностный подход. В классе развито самоуправление. Главным фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год.
Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе. Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Систематически провожу классные родительские собрания: (организационные, информационные, тематические, консультативные), различные по форме (собрание-беседа, "круглый стол", тематическая дискуссия с приглашением специалистов, консультация со специалистами, тренинг). На них обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др. Приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру».Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы - информативность.
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в подготовке кабинета к новому учебному году, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

Цель - познакомиться с методикой самоанализа учителя, провести анализ творческой деятельности учителя и разработать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельностью молодых учителей.

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей,стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В.Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.

Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы,соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом,настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя:низкий(чувственно-эмоциональный), средний(осознанный), высокий (системно-осознанный) –разработаны показатели их развитости.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа Уровни и показатели
Низкий Средний Высокий
Самоконтроль Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
Самодиагностика Невладение навыками проведения диагностики Умение определять проблему и причины их возникновения Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Осознание затруднений слабо выражена осознанность затруднений Осознание результатов деятельности Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Самооценка Слабо развитые навыки самооценки Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;

осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат;

выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда.В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному“описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.

После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”,который содержит в себе по крайней мере три параметра:

Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем

Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной.Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

Опыт решаемых на сегодняшний день проблем

Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.

Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности

Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога,ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время (и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать,обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию“работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.

Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

“Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)

Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)
разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним; факультативы; методические разработки, рефераты, пособия; подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях; кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя); работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.; практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом; учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме); другие события за истекшие три года

Общий вывод:

(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)

Программа самоанализа затруднений деятельности учителя

Вид затруднения в практической деятельности учителя Баллы
“0” “1” “2” “3”
Затруднения в планировании работы
Тематическое планирование
Поурочное планирование
Планирование внеурочной работы по предмету
Планирование самообразования
Затруднения в деятельности
Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями
Использование разнообразных форм работы на уроке
Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока
Проведение практических, лабораторных работ
Формирование навыков учебного труда
Повышение мотивации к учению
Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения
Организация внеурочной работы по предмету
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе
Организация занятий по методике уровневой дифференциации
Реализация образовательных стандартов
Затруднения в контроле деятельности
Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся
Самоанализ деятельности учителя
Составление мониторинга обученности по предмету
Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы
Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику

Проведите исследовательскую работу по самоанализу профессиональной деятельности современного учителя. Сделайте собственный анализ полученных результатов и разработайте рекомендации по самоанализу для молодых учителей.

За основу взять представленную методику самоанализа, разработанную Пичугиной Е.М. festival.1september.ru/articles/526 и дополнить данную методику в соответствии с получаемой Вами специальностью.

Рекомендуемая литература
Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М.: Наука, 1974. – 172 с.
Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1968. – 142 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. – 339 с., с.314
Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. – СПб: Питер, 2002. – 480 с.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. – 303 с. С. 3.
Поляков С.Д. Педагогика сотрудничества и педагогическая психология // Вопр. психологии. – 1987. - № 5. – С. 108-109.
Богомаз С.Л. Самоанализ как условие профессионального самоопределения сельских старшеклассников: опыт психологического исследования. Витебск, 1997.- 195с.
. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. – 1988. – № 2. – С. 19-26.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с. С. 195.
\ Богомаз С.Л. Самоанализ: подходы, тенденции, возможности и ограничения // Вестник ВГУ. – 2005. - № 2 (36). – С. 59-70.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

Диагностика детей

Цель - Исследование межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими; осознание роли семьи в формировании личности ребенка, в развитии его со­циальных навыков (методика Рене Жиля); методика изучение мотивации (преобладание игрового или учебного мотива деятельности) ребенка Н. Л. Белопольской; тест "Кинетический рисунок семьи" для исследования индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности, взаимоотношений в семье.

Методика Рене Жиля.

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как к семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Ключ к методике Рене Жиля

Стимульный материал к методике Рене Жиля.

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может, тебе все равно?

Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

Напиши ниже.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести себя и несколько человек. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.

21. С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста
младше тебя
старше тебя

Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

Будешь плакать?
Пожалуешься учителю?
Ударишь его?
Сделаешь ему замечание?
Не скажешь ничего?

Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?
Редко?

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать?

Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?

Подчеркни один из ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать?

Подчеркни один из ответов.

37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать?

Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?

Подчеркни один из ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать?

Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?

Подчеркни один из ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Методика изучения мотивации (по Н. Л. Белопольской).

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В этом случае объективными показателями изменения деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения.

В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву "О" (или цифру "0"). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку - "5", то надо красиво писать не менее 1 страницы.

Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно.

В зависимости от того, в каком случае (первом или втором) качество рисования кружков и длительность выполнения задания будут лучше и дольше, у ребенка преобладает либо учебный либо игровой мотив деятельности.

Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

Описание теста.

Тест "Кинетический рисунок семьи" направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21x29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Инструкция испытуемому.

"Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек;
в) стирание деталей:
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).

При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста "Рисунок семьи".

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1) анализ структуры "Рисунок семьи";
2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;
3) анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди.

За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.
Презентация в рисунке только "я" может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.

2. Расположение членов семьи.

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок - субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).
В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдалены, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур.

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о "я-образе" ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. Это связано с:

а) эгоцентричностью ребенка;
б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом "конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:

а) чувствуют свою незначительность, ненужность;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела:

1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "забывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова - центр локализации "я", интеллектуальной деятельности; лицо - важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках девочек этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

4. Анализ процесса рисования.

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении.
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если нарисованная пеервая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Проведите исследовательскую работу среди детей по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.

Литература

Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд. испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2006.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. / Под общ. Ред. А.А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. 2000.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.

Гуревич К.М. Что такое психодиагностика.- М., 1985.

Гуревич Школьный тест умственного развития, 1989.

Детская агрессивность, 1997.

Детский психолог. Ростов –на- Дону, вып.14.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В.Холмовской. – М., 1978.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

Носс Г. Психодиагностика, 2000.

Общая психодиагностика / Под ред А.А.Бодалева. М., 1987.

Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.

Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Психодиагностика и школа. – Талин. 1980.

Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. – Минск, 1989.

Рабочая книга школьного психолога, М.1991.

Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога Кн.2., М., «Владос», 1999.

  • II. Порядок изучения и оценки направления деятельности инспектируемого органа
  • II. ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВА
  • III. Доходы предприятий (организаций), показатели финансовых результатов их хозяйственной деятельности

  • Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

    Актуальность самоанализа

    Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

    Необходимость самоанализа

    Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

    Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

    Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

    Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

    1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?

    2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

    3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?

    4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?

    5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?

    6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?

    7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?

    8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?

    9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?

    10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?

    11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?

    12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

    13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

    14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

    15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

    Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

    • по совершенствованию обучения,
    • по использованию технических средств,
    • по применению методов воспитания,
    • по совершенствованию форм обучения,
    • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
    • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
    • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
    • по результатам организации самообразования.

    При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

    После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

    В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

    Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост. Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

    Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

    Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

    Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

    Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

    Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

    Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

    Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

    Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

    Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

    Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

    Was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева

    Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.

    В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.

    Для чего нужен анализ деятельности педагога

    Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

    • Диагностическую.
    • Самообразовательную.
    • Преобразующую.
    • Познавательную.

    Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

    Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

    Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

    Виды аналитических справок

    Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

    • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
    • Анализ работы учителя над определенной темой.
    • Анализ и .
    • Анализ работы учителя как воспитателя.
    • Самоанализ учителя.

    Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

    Как составить отчет по анализу деятельности учителя

    Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

    • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
    • Тема или проблема, над которой работает учитель.
    • Выбранные .
    • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
    • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
    • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
    • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
    • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
    • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
    • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
    • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

    Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

    Резюме

    Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в . Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

    Виды анализов работы учителя по разным направлениям

    Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

    • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
    • Методологическая работа.
    • Научно-изыскательная работа.
    • Деятельность учителя как классного руководителя.
    • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
    • Социальная работа педагога.
    • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

    Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

    • Анализ педагогической деятельности учителя.
    • Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.
    • Анализ работы учителя по самообразованию.
    • Анализ работы классного руководителя и пр.

    Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

    Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».

    Е.Ю.Сазонов

    В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

    Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

    Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.

    Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).

    На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

    • учебно-познавательные компетенции : приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
    • информационные компетенции : учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
    • коммуникативные компетенции : воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

    Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.

    Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.

    Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую разработанную мною программу элективного курса «Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами» (10, 11 классы). Разработанная мною программа элективного курса даёт возможность ознакомиться учащимся с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности.

    На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс), сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П.Ершова, В.В. Голобородько (8, 10-11классы).

    Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.

    Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
    – по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
    – подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке;
    – придумать и изготовить математическую игру;
    – составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
    – сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях.
    Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

    При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученик создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, построение графиков функций в системе MathCad и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

    На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.

    Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Особенности преподавания математики в профильных классах» и «Влияние психологического стресса на развитие личности».

    Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Новые педагогические технологии», где делилась опытом по использованию НИТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках математики» в рамках районного конкурса «Учитель года-2008»; давала конкурсный открытый урок