Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что такое САУ? Самоходная артиллерийская установка: классификация, назначение. Самоходная артиллерийская установка

155-мм самоходная гаубица М41 была одной из боевых машин, созданных в ходе Второй мировой войны и в связи с ее потребностями, но послужившая армии уже после нее.

Хотя опыты с самоходными артиллерийскими установками (САУ) армия США начала одной из первых, до начала Второй мировой войны они оставались только опытами.

ИЗ «БОЕВОЙ ГРУППЫ ЛЕГКОГО КЛАССА»

Только оценив ход военных действий в Европе в начале Второй мировой войны, американцы приступили к спешному созданию нескольких типов САУ с целью скорейшей их постановки на серийное производство. Неудивительно, что поначалу отбор шасси был достаточно случаен. Только с конца 1942 года началось системное формирование парка самоходной артиллерии.

В частности, в конце 1942 года военное руководство одобрило проект самоходной 155-мм гаубицы на шасси легкого танка, предназначенное для сопровождения бронетанковых частей. Поначалу рассматривалось шасси танка М5А1 «Стюарт», соответствующий проект был готов в декабре 1945 года, но результат ограничился постройкой одного прототипа САУ под обозначением Т64. В середине 1943 года выбор пал на шасси разрабатывавшегося в это время легкого танка Т24. Это потребовало больше времени в ожидании доводки шасси. Однако само решение изначально использовать единое шасси с одинаковой силовой установкой, трансмиссией и узлами ходовой части в качестве базы для танков, САУ и специальных машин было важным новшеством в развитии бронетанковой техники, облегчавшим производство, снабжение и эксплуатацию машин. Шасси легкого танка Т24 стало основой для «боевой группы легкого класса» (Light Combat Team). В соответствии с практикой тех лет использования в танках серийных коммерческих двигателей на Т24 (как и на танках серии М5, кстати) ставили спарку двигателей «Кадиллак» 4Т24. Сам легкий танк был принят на вооружение в мае 1944 года под обозначением М24 и прозвищем «Чаффи». На шасси М24 «Чаффи» созданы зенитная самоходная установка и две самоходные гаубицы — легкая 105-мм и «тяжелая» 155-мм. Самоходные гаубицы относились к категории «полевых самоходных артиллерийских установок», ставших наиболее распространенным типом САУ в американской армии. Проект 155-мм самоходной гаубицы «боевой группы легкого класса» получил обозначение Т64Е1. В качестве вооружения была выбрана 155-мм полевая гаубица М1, принятая на вооружение в 1941 году незадолго до вступления США во Вторую мировую войну.

«ГОРИЛЛА» НА ЛЕГКОМ ШАССИ

Разработка 155-мм самоходной гаубицы Т64Е1 началась во второй половине 1943 года. Первая опытная самоходка была построена в феврале 1944 года. В декабре 1944-гоТ64Е1 прошла испытания на Абердинском полигоне. После внесения в конструкцию некоторых улучшений САУ была принята на вооружение 17 мая 1945 года под обозначением М41 НСМ (Howitzer Motor Carriage — «самоходная гаубица»). К тому времени нацистская Германия уже капитулировала, но еще продолжалась война с Японией. Тем не менее заказ на 400 САУ, выданный еще в июле 1944 года, был сокращен до 250. Серийное производство организовали на заводе компании «Мэсси-Харрис» — известного производителя сельскохозяйственных машин, занимавшегося и производством танков М24. До конца войны построено только 60 самоходных гаубиц М41. Всего же их было собрано по одним данным 85, по другим — до 100 единиц.

Неофициально САУ М41 носила прозвище «Горилла». Прозвище, видимо, связано с состоявшей до того на вооружении 155-мм самоходной пушкой М12, прозванной «Кинг-Конг».

«ГОРИЛЛА» НА СЛУЖБЕ

САУ М41 оставалась на вооружении армии США довольно долго после окончания Второй мировой войны. Как и 105-мм самоходные гаубицы М37 на том же шасси, 155-мм САУ М41 поставляли на вооружение дивизионов самоходной артиллерии бронетанковых дивизий, по 18 САУ в каждом дивизионе. Огонь САУ вела только с места. С учетом весьма слабой защиты расчета САУ М41 относили даже к «гаубицам на самоходном лафете», обладающим подвижностью, но способной вести огонь только на удалении от передовой и с защищенных позиций. Если механик-водитель и его помощник, размещавшиеся в корпусе, имели хорошую противопульную и противоосколочную защиту, то расчет установки на своих местах оказывался частично защищен разве что от легких осколков на случай артобстрела противником огневой позиции.

Экипаж САУ -12 человек, из которых семь или восемь на марше перевозили вездеходным транспортером боеприпасов. Транспортер придавался каждой САУ и действовал вместе с ней. Таковым мог быть, например, бронированный гусеничный транспортер М39 (выполненный на шасси другой САУ — М18 «Хеллкэт»).

САУ М41 весьма активно использовали в Корее, куда их направили уже в 1950 году. Их подвижность способствовала выполнению общей поддержки действий танкопехотных групп в маневренный период Корейской войны, хотя в условиях сложной местности проявлялась низкая удельная мощность силовой установки М41. С переходом к позиционной фазе подвижность САУ использовалась в основном для уклонения от контрбатарейного огня противника. Так действовали в Корее, например, 92-й «полевой» и 999-й «бронетанковый» дивизионы самоходной артиллерии, оснащенные САУ М41 и оказывавшие поддержку как американским, так и южнокорейским дивизиям. В ходе боевых действий, как утверждалось, им доводилось вести не только навесной огонь с закрытых позиций, но и огонь прямой наводкой — в случае атаки позиций батарей просочившимися группами противника. После Корейской войны М41 снимали с вооружения армии США. Часть передали французской армии, долгое время сохранявшей их на вооружении. Во Франции на смену М41 пришла собственная 155-мм самоходная гаубица Mk F3, созданная под явным влиянием М41. В самих США для замены САУ М41 была принята полностью бронированная 155-мм самоходная гаубица М44.

ЛЕГКОЕ ШАССИ И ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА

По конструкции М41 относилась к гусеничным САУ с открытой (полуоткрытой) установкой орудия. Вооружением САУ служила 155-мм гаубица M1 раздельного картузного заряжания с длиной ствола 20 калибров.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ЧАСТЬ

Гаубица имела открываемый вправо трехтактный поршневой затвор с обтюратором. Качающаяся часть гаубицы была смонтирована на тумбовой установке M14, в которой использовался верхний станок полевого лафета буксируемой гаубицы. Угол вертикального наведения у САУ был меньше, чем у буксируемой гаубицы (45° против 63°), однако позволял вести огонь на максимальные для гаубицы дальности. Противооткатные устройства М6 гидропневматического типа включали тормоз отката, расположенный под стволом, и накатник над стволом. Отнесение цапф качающейся части к казеннику орудия потребовало уравновешивающего механизма — его мощные пружины размещены по бокам орудия. Маховики подъемного и поворотного механизмов располагались слева от ствола орудия. Выстрел производили со спускового шнура. Заряжали орудие вручную с грунта. Для облегчения подачи снарядов и зарядов расчет использовал лоток, установленный на козлах на грунте, и длинный банник.

В боевом отделении ниже орудийной установки была размещена укладка (стеллажи) для выстрелов возимого боекомплекта. Для крепления орудия по-походному служил откидной кронштейн на крыше корпуса.

ШАССИ

Шасси САУ сохранило механизмы и агрегаты танка М24, однако было перекомпоновано — двигатель и агрегаты трансмиссии перемещены из кормовой в среднюю часть корпуса и расположены позади отделения управления, механизмы поворота и бортовые передачи остались в передней части корпуса. Отделение управления сохранило свою компоновку с расположением места механика-водителя слева, командира установки — справа. Крышки их люков приподнимались и отводились в стороны, рабочие места снабжены перископическими смотровыми блоками. Кормовую часть корпуса заняло боевое отделение с полуоткрытой установкой орудия стволом вперед. Там же имелись открытые места для трех номеров расчета.

Корпус САУ сварен из листов гомогенной брони толщиной 25,4-12,7 мм. Бронестойкость корпуса усилена установкой бронелистов под большими углами наклона. Хотя стойкость верхнего лобового листа ослабляет большой люк со съемной крышкой для удобства обслуживания агрегатов трансмиссии. Боевое отделение имело частичную защиту в виде бронелистов толщиной всего 6,5 мм в лобовой части и по бортам, открыто сверху и сзади.

Кормовой лист корпуса в боевом положении откидывался в горизонтальное положение и служил рабочей платформой для расчета. На трубчатые дуги мог натягиваться брезентовый тент. В моторном отделении установлены два 8-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя «Кадиллак» 4Т24 жидкостного охлаждения, развивавших мощность 110 л. с. каждый при 3400 об/мин. Крутящий момент от двигателей через две гидромуфты и две планетарные 4-скоростные коробки передач с гидравлическим управлением передавался на двухступенчатый редуктор (демультипликатор) с механическим переключением передач и возможностью реверса. Механизмом поворота служил двойной дифференциал. Трансмиссия обеспечивала танку хорошую управляемость на местности. Ходовая часть включала пять сдвоенных обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, телескопическими амортизаторами на двух передних и двух задних узлах подвески, четыре поддерживающих ролика. Ведущее колесо — переднего расположения. Для обеспечения постоянного натяжения гусеничной цепи кривошип направляющего колеса связан тягой с балансиром заднего опорного катка. Гусеница — мелкозвенчатая цевочного зацепления.

В кормовой части корпуса смонтирован широкий откидной сошник. Откидывание и подъем сошника производили ручным механизмом. Кормовой лист корпуса откидывался вместе с сошником. Подвеска ходовой части при стрельбе не блокировалась. САУ оснащали радиостанцией и танковым переговорным устройством.

БОЕКОМПЛЕКТ

Кроме основного осколочно-фугасного снаряда M107 дальнобойной (удобообтекаемой) формы в боекомплект входили и специальные снаряды. «Химический» снаряд М110 имел несколько вариантов, снаряженных белым фосфором (WP, дымовой с зажигательным эффектом), тетрахлоридом титана (FS, дымовой), ипритом (HS, химический). О реальном применении варианта снаряда с отравляющим веществом ничего не известно. Дымовые снаряды М116 и M116В1 содержали несколько дымокурящих элементов, выбрасываемых из корпуса снаряда вышибным зарядом дымного пороха.

Пороховой заряд выстрела собирали из пучков двух групп — «зеленый картуз» М3 и «белый картуз» М4. В «зеленом картузе» собирали заряды номеров с 1-го по 5-й, обеспечивавшие осколочно-фугасному снаряду начальную скорость от 207 до 376 м/с, в «белом картузе» — заряды с 3-го по 7-й (соответственно от 274 до 570 м/с).

5872

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.

В интересах ракетных войск и артиллерии создаются новые образцы вооружения и техники. Сразу несколько самоходных орудий нового типа были разработаны в последние годы в рамках опытно-конструкторской работы с шифром «Набросок». Новое семейство техники включает три боевые машины с разным базовым шасси и отличающимся вооружением. Согласно последним новостям, такая техника в ближайшем будущем сможет поступить на вооружение российской армии.
Новые сообщения о ходе и результатах проекта «Набросок», а также о технике этого семейства появились несколько дней назад. Любопытно, что первые новости были оглашены на официальном уровне. 30 сентября, в преддверии Дня сухопутных войск, издание «МК» опубликовало интервью с главкомом сухопутных войск генерал-полковником Олегом Салюковым. Командующий рассказал о текущих работах и перспективных проектах. Среди прочего он упомянул новые разработки для артиллерийских соединений.
Самоходное орудие «Флокс». Фото T-digest. ...


На протяжении последних десятилетий американская армия неоднократно модернизировала самоходные артиллерийские установки M109 Paladin. В то же время достаточно давно стало ясно, что такая техника не может обновляться вечно и нуждается в замене. Несколько недель назад на конференции AUSA Annual Meeting 2018 состоялось обсуждение перспектив сухопутной артиллерии и вновь зазвучали призывы заменить M109 новыми образцами. Среди прочего законодатели вспомнили о закрытом проекте XM2001 Crusader. Два десятилетия назад эта самоходка уже рассматривалась в качестве будущей замены для «Паладинов».
В начале октября состоялась очередная конференция Армейской ассоциации США (AUSA), в ходе которой военные, эксперты и представители власти обсудили ряд важнейших вопросов. Вместе с другими темами обсуждалось развитие сухопутных войск в целом и наземной артиллерии в частности. В этом контексте прозвучали весьма суровые заявления об отставании Соединенных Штатов от других ведущих стран мира. ...


Несколько лет назад Германия и Франция сделали важный шаг в деле развития своих сухопутных войск. Было решено объединить две ведущие оборонные компании в новое предприятие, способное создавать и производить различные образцы техники и вооружения. В будущем компания KNDS должна представить ряд новых разработок разного рода. Вместе с другими программами запущен проект по созданию перспективной самоходной артиллерийской установки под обозначением CIFS или Common Indirect Fire System.
Запуску перспективного проекта Common Indirect Fire System («Общая система для стрельбы с закрытых позиций») предшествовал ряд важнейших событий, влияющих на перевооружение двух армий в целом. Еще в 2012 году немецкая компания Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter Defense Systems решили объединить усилия для разработки основного боевого танка нового типа. Предполагалось, что эта машина в отдаленном будущем поступит на вооружение Германии и Франции, заменив имеющиеся образцы. ...


В начале тридцатых годов советские специалисты приступили к проработке облика перспективных самоходных артиллерийских установок. Предлагались, рассматривались и проверялись различные варианты такой техники, и некоторые из них, подтвердив свой потенциал, нашли применение на практике. Прочие же были сочтены неудачными, и от них отказались. Одним из примеров интереснейшей, но бесперспективной разработки в области самоходной артиллерии может считаться проект береговой САУ, разработанный по предложению А.А. Толочкова.
Одной из актуальных проблем того времени была организация противодесантной обороны на многочисленных морских побережьях Советского Союза. В 1932 году Артиллерийский научно-исследовательский институт предложил новую концепцию построения береговой обороны. Согласно ей, для эффективного противодействия кораблям и десантно-высадочным средствам противника требовались достаточно мощные орудия на самоходных платформах. ...



Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года и представляла собой дальнейшее развитие СУ-85. К тому времени уже стало ясно, что 85-мм орудие СУ-85 не является достойным соперником в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
СУ-100 и СУ-85. Внешнее различие в командирской башенке, выступающей за корпус
Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах производство самоходки по лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и ЧССР было выпущено 4976 СУ-100.
Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года в Венгрии, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. Просто «не успели на войну», как те же ИС-3. ...


Как сообщает пресс-служба Центрального военного округа, несколько дней назад одна из артиллерийских частей пополнила парк своей техники. Армии передали очередную партию самоходных пушек большой мощности 2С7М «Малка». В самом ближайшем будущем эта техника, отличающаяся высочайшими характеристиками, примет участие в своих первых учениях с боевой стрельбой. После этого она продолжит службу, и внесет заметный вклад в боеспособность сухопутных войск, обеспечив им возможность уничтожения различных объектов на большой глубине.
О поставке новой техники пресс-служба ЦВО сообщила в понедельник 25 июня. Согласно официальному сообщению, одно из артиллерийских соединений округа, дислоцированное в Кемеровской области, получило дивизионный комплект новой техники. В рамках Гособоронзаказа армейской части передали партию из 12 самоходок. Также в сообщении приводились некоторые технические данные, прямо связанные с получением высокой боевой эффективности. ...


В распоряжении ракетных войск и артиллерии сухопутных войск России имеются самоходные артиллерийские установки с орудиями различных типов и калибров. Наибольший на данный момент калибр серийной пушки – 203 мм. Таким орудием оснащается самоходка 2С7М «Малка», предназначенная для решения особых задач. Несмотря на солидный возраст, подобная техника сохраняет свое место в войсках и требуемым образом повышает их боевой потенциал. Кроме того, существуют пути развития, позволяющие сохранять «Малку» в частях с получением новых результатов.
Как показывает присвоенный индекс ГРАУ, самоходка 2С7М «Малка» представляет собой модернизированный вариант более старой боевой машины. Этот образец был разработан на основе системы 2С7 «Пион», предназначавшейся для артиллерийских частей резерва Верховного главнокомандования. Базовый «Пион» был принят на вооружение в 1976 году и показывал более чем высокие характеристики. ...


В некоторых случаях войска не могут использовать «полноразмерные» самоходные артиллерийские установки, и потому им нужны компактные и легкие образцы с достаточно высокой огневой мощью. Свои варианты решения таких задач уже успели предложить несколько стран, в том числе Китайская Народная Республика. В недавнем прошлом промышленность этой страны представила сразу несколько артиллерийских самоходок с вооружением разных классов, построенных на общем шасси. В состав такого семейства вошел самоходный миномет CS/SS6.
На протяжении нескольких последних лет китайская военно-промышленная корпорация NORINCO занимается тематикой легких артиллерийских самоходок с тем или иным вооружением. Время от времени на китайских выставках демонстрируются новые образцы подобных боевых машин. Особый интерес в этом контексте представляла выставка AirShow China 2016, прошедшая в г. Чжухай в позапрошлом году. ...


Несколько лет назад китайская военно-промышленная корпорация NORINCO начала разработку семейства перспективных легких боевых машин с артиллерийским вооружением, основанных на унифицированном четырехосном шасси повышенной проходимости. В 2016 году были представлены сразу несколько образцов такой техники, отличавшиеся вооружением и сопутствующим оснащением. Вместе с другими машинами разработчик продемонстрировал самоходную артиллерийскую установку CS/SM10.
Целью крупной программы, запущенной компанией NORINCO несколько лет назад, было создание унифицированного шасси и ряда образцов военной техники на его базе. На основе общей колесной платформы предлагалось создать несколько самоходных артиллерийских установок с реактивным и ствольным вооружением. С точки зрения проектирования эта задача была успешно решена. Конструкторы создали несколько новых проектов, после чего один из китайских заводов построил набор опытных образцов. ...

История советских лёгких самоходных артиллерийских установок неразрывно связана с городом Горьким, нынешним Нижним Новгородом. Именно здесь разрабатывались и строились артиллерийские системы, которые устанавливались на лёгкие советские САУ. Здесь же создали и выпускали ЗИС-30, первую серийную советскую лёгкую САУ военного периода. В Горьком находилось и головное производство танков Т-60 и Т-70, на базе которых разрабатывались самоходные установки. Неудивительно, что конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода им. Молотова в конце концов также подключилось к созданию САУ. Разработанные здесь машины ГАЗ-71 и ГАЗ-72, о которых пойдёт речь в этом материале, при определённом стечении обстоятельств вполне могли бы стать основными лёгкими самоходными установками Красной армии.
Вынужденная конкуренция
Работы по линии самоходных установок для ГАЗ им. Молотова можно считать не совсем профильными. Заводу и так хватало забот по основной сфере деятельности. ...


Во время Второй мировой войны проявилась устойчивая тенденция к увеличению калибра противотанковой артиллерии. Так, американская армия вступила в войну с 37-мм пушками, а заканчивала её с орудиями калибров 76 и 90 мм. Увеличение калибра неминуемо влекло за собой возрастание массы пушки. Для пехотных дивизий это не было критичным (пришлось лишь внедрить более мощные тягачи), однако в воздушно-десантных частях дело обстояло иначе.
Уроки Арнемской операции, в ходе которой британским десантникам пришлось сражаться с немецкими танками, были приняты во внимание американским командованием. С 1945 года на вооружение воздушно-десантных дивизий США поступала 90-мм противотанковая пушка Т8, представлявшая собой ствол 90-мм зенитки М1, совмещённый с противооткатными приспособлениями 105-мм гаубицы М2А1 и облегчённым лафетом. ...


Далеко не все страны имеют возможность своевременно производить или приобретать военную технику с нужными возможностями и характеристиками. Вследствие этого им приходится искать альтернативные пути обновления парка боевых машин. Один из очевидных способов модернизации армии – перестройка существующей техники, все еще пригодной для дальнейшей эксплуатации. Именно такой принцип лежит в основе нового проекта самоходной артиллерийской установки AMX-13D30 Vulcano, разрабатываемой в Перу.
Следует напомнить, что перуанские сухопутные войска нельзя назвать в полной мере развитыми и современными. Так, на их вооружении имеется всего 24 артиллерийские самоходки. Это 12 машин Canon de 155 mm Mle F3 Automoteur французского производства и такое же количество американских САУ M109. Оба образца бронетехники несут орудия калибром 155 мм. При этом армия нуждается в большем количестве самоходок, а кроме того, ей требуются системы иных калибров. ...


105-мм самоходная гаубица M7B2 Priest стала последним серийным вариантом знаменитой американской САУ периода Второй мировой войны. Данная модификация дольше других находилась на вооружении, американская армия использовала эту САУ в годы Корейской войны. В послевоенные годы различные варианты самоходной артиллерийской установки Priest также широко поставлялись союзникам США в рамках разных программ военной помощи. Так несколько десятков САУ M7, в том числе модификацию M7B2 Priest получили бельгийцы, в Бельгии они использовались как минимум до 1964 года, получили ее и немцы. В ФРГ самоходные гаубицы M7B2 Priest некоторое время находились на вооружении вновь созданного бундесвера.
Данная американская 105-мм САУ была создана уже в годы Второй мировой войны, она прошла стандартизацию в апреле 1942 года, после чего получила официальное обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage M7. ...

Концепция перспективной САУ

Перспективная российская самоходная артиллерийская установка, разрабатывается в рамках темы «Коалиция-СВ». Головным исполнителем является: ФГУП ЦНИИ "Буревестник" (г. Нижний Новгород). Соисполнители: ФГУП "Уралтрансмаш", ФГУП "ЦНИИМ", ФГУП "Уралвагонзавод".

В рамках темы был проведен ряд НИР по определению оптимального уровня межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота.

В плане унификации ставилась задача рационального использования в арторудии технических решений, элементов, узлов и систем, общих как для ствольных систем вооружения ВМФ (кораблей и береговой обороны), так и для самоходных артиллерийских орудий Сухопутных войск.

В конце 2006 года один из макетных образцов САУ изготовленный с применением ряда компонентов серийной САУ 2С19 «Мста-С» был продемонстрирован по телевидению в программе «Служу России» (2006-12-03), по всей вероятности это далеко не окончательный вид данного изделия.

Стоит заметить, что концепция, воплощенная в перспективной САУ «Коалиции-СВ» берет свое начало еще с 70-х годов 20 века. Первым отечественным воплощением подобной машины было «изделие 327», основным разработчиком которого было ФГУП «Уралтрансмаш», экипаж данного изделия находился в изолированном боевом отделении в носовой части корпуса, в то время как боевое отделения с полностью механизированной боеукладкой находилось в центральной части корпуса модифицированного шасси основного танка Т-72. Эта опередившая свое время разработка, порождала недоверие, сдерживающее ее конструктивное развитие, и требовала значительно большего времени и усилий при разработке. В результате этого предпочтение было отдано более простой и отработанной концепции, реализованной в серийной САУ 2С19 «Мста-С», которая сохраняет превосходство над преобладающим большинством зарубежных САУ и по сей день.

В 90-е годы концепция перспективной САУ, претерпев ряд изменений продолжила свое развитие в нашей стране и за рубежом. Перспективный вариант САУ «Крестоносец» разработки фирмы «United Defense» для замены САУ М109A6 «Палладин» потерпел неудачу. Слишком большие затраты на этот проект (9 млрд. долларов) привели к сокращению средств, а в последствии и закрытию программы администрацией Буша-Рамсфильда. Администрация пентагона решила, что САУ "Крестоносец" (САУ ХМ2001 и ТЗМ ХМ2002) слишком тяжелая и недостаточно соответствует требованиям Пентагона по провидению захватнических и карательных операций в удаленных регионах мира. Хотя сухопутные войска уже затратили на программу 2 млрд. долларов, администрация решила остановить работу по этой программе и направила усилия на более легкую и обладающую значительно более скромными характеристиками систему NLOS-C. Тем временем ФРГ удачно завершили разработку и начали мелкосерийное производство своей перспективной САУ « PzH 2000», обладающей сходными характеристиками с САУ «Крестоносец». Аналогичная по концепции и характеристикам данным системам САУ разрабатывалась и в нашей стране в 80-х 90-х годах ФГУП "Уралтрансмаш", а также рядом других предприятий.

Вариант перспективной САУ разработки ФГУП "Уралтрансмаш". Ряд узлов изделия прошел стационарные испытания.

Однако, как и ее зарубежные аналоги, она не обладала качествами, которые бы предоставили им радикальные преимущества по сравнению с существующими модернизированными образцами серийных САУ.

По этой причине, отечественные разработчики занялись разработкой САУ, способной обеспечить кардинальный рост огневой мощи и баллистических характеристик орудия за счет повышения скорострельности, дальности и точности ведения огня и повышения ресурса артустановки. По всей вероятности работы над повышением характеристик огневой мощи перспективных САУ велись с конца 80-х годов, тема «необитаемость».

Стоит отметить, что современные САУ предназначены для ведения кратковременного (время безопасного нахождения на одной огневой позиции до 1 минуты) высокоинтенсивного огня со сменой огневой позиции. Они выдвигаются на позицию, ведут высокоинтенсивный огонь по удаленным целям, затем направляются на другую позицию прежде, чем противник сможет открыть ответный огонь. С ростом автоматизации управления огнем современной артиллерии и повсеместным внедрением радиолокационных средств разведки обнаружения огневых позиций время реакции артиллерии противника в составе разведывательно-огневых систем, действующих в режиме реального времени, и соответственно время безопасного нахождения САУ на огневой позиции значительно сокращается. Путем преодоления данных проблем является создание артиллерийских систем, с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими значительный рост огневой мощи (и, соответственно, уменьшение времени нахождения САУ на огневой позиции), реализация которых заложена в отечественной САУ нового поколения.

Компоновка

Современные САУ отечественной и зарубежной разработки обладают классической компоновкой, что приводит к ряду конструктивных ограничений, ограничивающих их боевые и эксплуатационные качества.

Например, 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С», содержит шасси с использованием узлов основного боевого танка, башню, установленную на погоне шасси. Отделение управления и отделение вооружения имеют единое рабочее пространство и расположены в шасси и башне. В носовой части шасси расположено рабочее место механика-водителя, остальные члены экипажа находятся в башне, где установлено основное вооружение.

Весь экипаж, пять человек, находится в боевом отделении, что является нежелательным для его жизнедеятельности. В боевой обстановке, при выстреле, часть пороховых газов попадает в боевое отделение. При попадании в САУ возможен взрыв боеукладок. Кроме того, условия взаимодействия экипажа и передача функций управления от одного к другому затруднены.

Расположение рабочих мест членов экипажа в бронированном модуле управления исключает попадание туда пороховых газов от выстрела. Экипаж изолирован от модуля вооружения, что обеспечивает его защиту при возможном взрыве в случае попадания в машину.

Рабочие места членов экипажа расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси. Экипаж, состоящий из 2-х человек, осуществляет полный контроль над процессами заряжания, наведения и стрельбы. Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позицирования и навигации. По показаниям приборов и датчиков экипаж постоянно следит за общим состоянием машины и количеством боеприпасов по типам выстрелов.

Каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем и приборного контроля выполнения всех операций на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа в модуле управления с модулем вооружения дублированы. Предусмотрены основные люки экипажа, эвакуационный люк, а также технологический люк перехода в модуль вооружения.

Установка модуля управления в носовой части корпуса позволяет разместить экипаж в наименее опасном месте боевой машины.

Основное вооружение находятся в башне, где установлена спаренная артиллерийская установка и боекомплект с системой механизированного заряжения. Двигатель размещен в кормовой части машины. Вероятно, что перспективная САУ будет изготовлена на базе перспективного танка, с использованием его компоновочных решений и унифицированная с ним по шасси, двигателю и основным элементам корпуса. Такое решение позволит унифицировать, и, соответственно удешевить производство бронетехники нового поколения, которое, с большой степенью вероятности поступит на вооружение в начале 21 века.

Наряду с этим унифицированная артиллерийская установка будет применяться и в составе вновь разрабатываемых и модернизируемых боевых и десантных кораблей ВМФ и средств береговой обороны.

Рабочие места членов экипажа расположены в бронированноми обеспеченном мощной защитой и комплексом агрегатов жизнедеятельности модуле управления,

Каждое из рабочих мест членов экипажа оснащено комплексом управления огнем и приборного контроля выполнения всех операций объекта,

Модуль управления установлен в носовой части шасси, с возможностью максимальной унификации с перспективным танком,

Основное вооружение и возимый боезапас расположены в легкобронированном модуле вооружения, с возможностью обеспечения максимальной выживаемости экипажа в случае поражения боекомплекта,

Модуль вооружения установлен в средней части шасси,

Боезапас может быть выполнен в виде блоков боеукладок, что обеспечит простоту перезарядки САУ при помощи специализированной транспортно-зараяжающей машины.

Модульное решение отделений вооружения и управления как самостоятельных компоновочных единиц, выполняющих определенную функцию, позволяет уменьшить численность и усилить защиту экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшить условия взаимодействия и работоспособность экипажа.

САУ может являться, частью самоходного артиллерийского комплекса, в состав которой входит также бронированный подвозчик боеприпасов. Таким образом, обслуживание перспективной САУ будет обеспечиваться достаточным количеством личного состава, не смотря на ее значительно уменьшенный экипаж. Операции по обслуживанию перспективной САУ могут быть в максимальной степени автоматизированы.

После выхода САУ на огневую позицию стрельба из орудия производится после автоматического наведения на цель комплексом управления огнем под контролем членов экипажа по дисплеям. Боеприпасы подаются из автоматизированных боеукладок в орудие на всем диапазоне углов наведения. Механизмы в модуле обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов. Комплекс агрегатов защиты жизнедеятельности очищает поступающий воздух от вредного воздействия пороховых газов и средств массового поражения, полностью обеспечивает комфортные условия работы экипажа.

В составе комплекса (САУ/ТЗМ) возможна реализация полностью автоматизированной системы загрузки боеприпасов на борт, заряжания и ведения огня, обеспечивающая высокую скорострельность. Введение в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу за несколько минут перезагрузить на борт САУ все необходимые выстрелы

Огневая мощь

По мнению отечественных специалистов в настоящее время существует потребность в создании боевой техники с предельно возможными эффективностью и унификацией технических решений, элементов, узлов и систем. При разработке перспективных ствольных систем калибра 152/155 мм, имеющих жесткие габаритно-массовые и функциональные ограничения, рост эффективности должен обеспечиваться прежде всего за счет значительного повышения огневой мощи как основного боевого свойства арторудия.

При этом должны создаваться предпосылки для одновременного наращивания баллистических характеристик арторудия (максимальной начальной скорости снарядов с требуемой массой), определяющих дальность ведения огня, и скорострельности арторудия как свойства, кардинально влияющего на время решения огневой задачи.

Дальнейшее совместное наращивание этих характеристик при существующих массогабаритных и функциональных ограничениях, характерных, прежде всего для САУ, наталкивается на значительные проблемы, связанные, во-первых, с быстрым перегревом ствола и износом его канала и, во-вторых, с исчерпанием резервов по существенному увеличению технической скорострельности при применении выстрелов раздельного заряжания (особенно с безгильзовыми метательными зарядами) с использованием традиционных технических решений.

Для преодоления этих технических проблем требуются новые неординарные технические решения.

Одним из путей преодоления вышеизложенных технических проблем является создание систем вооружения, включающих в себя многоствольные орудия с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими приемлемые массу и габариты САУ.

Артиллерийская установка

Спаренная артиллерийская установка, имеет люльку с размещенными в ней двумя расположенными друг над другом стволами, закрепленными с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль своей оси. Верхний и нижний стволы установлены параллельно друг другу в вертикальной плоскости.

Верхний и нижний стволы кинематически связаны с соответствующими верхним и нижним снарядными досылателями, и с соответствующими верхним и нижним продольно-скользящими затворами-зарядными досылателями поршневого типа имеющим упругопластический обтюратор типа "Банжа". Верхний и нижний затворы-зарядные досылатели выполнены взаимодействующими в запертом положении своими боевыми выступами непосредственно с трубами соответствующего верхнего или нижнего ствола. Верхний и нижний стволы связаны с соответствующими левым и правым противооткатными устройствами.

На каждом стволе в передней части трубы выполнен дульный тормоз сотового типа с боковыми окнами, направленными в противоположные стороны в горизонтальной плоскости. Возможны и другие варианты реализации дульного тормоза.

Механизм двухсторонней подачи боеприпасов

Механизм двухсторонней подачи боеприпасов (снарядов и зарядов) артиллерийской установки, содержит накопитель, состоящий из двух механизированных боеукладок. Каждая боеукладка выполнена в виде замкнутого транспортера с приводами их перемещения, и окном выдачи боеприпасов. Два перегружателя боеприпасов из накопителя и два маятниковых перегружателя обеспечивают доставку боеприпасов на качающуюся часть артиллерийской установки.

Накопитель с левой стороны артиллерийской установки является снарядным, обе механизированные снарядные боеукладки расположены на одном уровне параллельно разделительной перегородке с двумя окнами выдачи снарядов.

Боеукладки выполненных в виде замкнутых транспортеров с приводами их перемещения и состоят из отдельных ячеек, в каждой из которых размещено до двух снарядов.

Второй накопитель, размещен с другой стороны артиллерийской установки, является зарядным и состоит из двух механизированных зарядных боеукладок, расположенных на одном уровне параллельно разделительной перегородке. Зарядный накопитель также имеет два окна выдачи модулей переменного метательного заряда. Каждая из механизированных зарядных боеукладок содержит, два расположенных параллельно друг другу замкнутых транспортера, каждый замкнутый транспортер состоит из отдельных ячеек, в каждой из которых размещен один модуль переменного заряда.

Маятниковый перегружатель

Первый маятниковый перегружатель (снарядный) с приводом его перемещения, установлен на первой цапфе, соосной с цапфами артиллерийской установки, на той же стороне артиллерийской установки, что и снарядный накопитель, имеет два поворотных снарядных лотка, установленных параллельно друг другу и снабженных стопорными механизмами удержания снарядов в процессе их транспортировки. Снарядные лотки закреплены с возможностью поворота на осях на основании снарядного маятникового перегружателя. Снарядный маятниковый перегружатель кинематически связан в позиции заряжания орудия с первым и вторым гидроцилиндрами (для перемещения снарядных лотков на соответствующие линии досылки), установленными на люльке артиллерийской установки, и снабжены пружинами возврата снарядных лотков в исходное положение.
Второй маятниковый перегружатель (зарядный) с приводом его перемещения, установлен на второй цапфе, соосной с цапфами артиллерийской установки, на другой стороне артиллерийской установки. Зарядный накопитель, имеет два поворотных зарядных лотка, установленных параллельно друг другу и снабженных стопорными механизмами удержания модулей переменного заряда в процессе их транспортировки. Зарядные лотки закреплены с возможностью поворота на осях на основании зарядного маятникового перегружателя в позиции заряжания орудия. Перегружатель кинематически связан с третьим и четвертым гидроцилиндрами (для перемещения зарядных лотков на соответствующие линии досылки), установленными на люльке артиллерийской установки, и снабжен пружинами возврата зарядных лотков в исходное положение.

Снарядный и зарядный маятниковые перегружатели в позиции загрузки соответствуют окнам выдачи снарядов и модулей переменного заряда из соответствующих накопителей - снарядного и зарядного.

Работа механизма двухсторонней подачи боеприпасов

После получения команды о начале работы механизм двухсторонней подачи боеприпасов начинает функционировать в следующей последовательности:

1. одновременно происходит:

Поворот транспортеров снарядных боеукладок со снарядами с выводом на оси окон снарядов нужного типа;
- поворот части транспортеров соответствующих зарядных боеукладок с выводом заданного количества модулей переменного заряда (например, от одного до шести штук) на оси окон подачи. Каждый замкнутый транспортер может перемещаться или стоять независимо от других, в зависимости от необходимости выбора конкретного типа боеприпаса или отсутствия такой необходимости.

2. одновременно производится:

Перемещение передними клоцами перегружателей двух снарядов из передней части транспортеров снарядных боеукладок в поворотные снарядные лотки снарядного маятникового перегружателя и фиксация их там стопорными механизмами, а также перемещение на их место задними клоцами снарядов из задней части транспортеров (снаряды в транспортере размещены тандемно);

Перемещение клоцами перегружателей модулей переменного заряда из транспортеров зарядных боеукладок в поворотные зарядные лотки зарядного маятникового перегружателя. При этом производится сборка модулей переменного заряда в единые заряды за счет соединения их стыковочных элементов, а также фиксация этих зарядов стопорными механизмами поворотных зарядных лотков;

3. снарядный и зарядный маятниковые перегружатели разворачиваются до установки их продольных осей параллельно продольной оси артиллерийской установки;

4. гидроцилиндрами производится разворот снарядных лотков снарядного маятникового перегружателя в положение, соосное со стволами артиллерийской установки, при этом в конце их хода происходит расфиксация снарядов стопорными механизмами поворотных снарядных лотков;

4. производится досылка снарядов из лотков в заходные конусы стволов снарядными досылателями;

5. одновременно происходит:

Реверс гидроцилиндров и возврат поворотных снарядных лотков их пружинами в исходное положение;
- разворот гидроцилиндрами зарядных лотков зарядного маятникового перегружателя в положение, соосное со стволами артиллерийской установки, при этом в конце их хода происходит расфиксация модулей переменного заряда стопорными механизмами поворотных зарядных лотков;

6. после этого производится:

Досылка модулей переменного заряда из лотков в зарядные каморы стволов эатворами-досылателями артиллерийской установки и запирание затворов-досылателей;

Возвращение снарядного маятникового перегружателя в исходное положение;

7. происходит реверс гидроцилиндров и возврат поворотных зарядных лотков их пружинами в исходное положение;

8. зарядный маятниковый перегружатель возвращается в исходное положение.

После этого механизм двухсторонней подачи боеприпасов готов к следующему циклу работы.


Стрельба из спаренной артиллерийской установки производится поочередно из каждого ствола. Перезарядка артиллерийской установки осуществляется автоматически, на любых углах наведения и одновременно для обеих орудий. Боекомплект САУ полностью механизирован и составляет более 70 выстрелов.

Скорострельность перспективной САУ превышает скорострельность существующих САУ в 2 раза и может составлять свыше 16 выстрелов в минуту.

Преимущества компоновки

САУ со спаренной артиллерийской установкой обеспечивает повышение скорострельности за счет обеспечения возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает такую артустановку по огневой производительности к реактивным системам залпового огня при сохранении кучности нарезкой ствольной системы. При этом сохранены габариты и масса, близкие к соответствующим габаритам и массе традиционной одноствольной системы.

САУ со спаренной артиллерийской установкой обладает повышенной надежностью работы артсистемы и боевой живучестью за счет применения двух в значительной степени независимых друг от друга подсистем, образованных автономными агрегатами (двумя независимыми как снарядными, так и зарядными боеукладками и т.п.).

Обеспечено повышение эффективности стрельбы за счет уменьшения времени реакции арткомплекса при стрельбе по вновь появившейся цели, путем сокращения времени цикла заряжания 1-го выстрела за счет уменьшения времени работы снарядных и зарядных боеукладок, что, в свою очередь, обеспечивается их разделением на две части, а следовательно, сокращением длины каждой из них в два раза.
Обеспечивается повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет" или "шквал огня" (зарубежный термин multiple rounds simultaneous impact MRSI) за счет обеспечения максимальной скорострельности по одной цели путем производства выстрелов на разных номерах заряда (что достигается путем применения переменного модульного метательного заряда) на разных углах возвышения стволов артустановки. При этом к цели все снаряды очереди могут подходить практически одновременно, что обеспечивает предельно высокую вероятность ее поражения.

Обеспечивается стабильность баллистических характеристик на всех номерах переменного заряда за счет обеспечения возможности однообразной фиксации в зарядной каморе безгильзового переменного модульного метательного заряда на поршне продольно-скользящего затвора-досылателя (т.е. на дне каморы) независимо от количества модулей в конкретном заряде.

Масса спаренной артиллерийской установки соизмерима с массой классических одноствольных систем. Это достигнуто путем применения для изготовления стволов высокопрочных сталей, унифицированных со сталями, применяемыми для перспективных танковых пушек. Внешний контур труб стволов сведен к минимальному с точки зрения удержания давления. Исключена необходимость применения казенников, их функцию выполняют зарядные досылатели. Для изготовления люльки применяются материалы с высокой удельной жесткостью, например, композитные.

Сравнение ТТХ ряда перспективных САУ

(Ряд данных расчетные или предположительные)

NLOS-C

Коалиция-СВ

PzH2000

Страна

США

РФ

ФРГ

Масса, тонн

Шасси

FCS-T

С унификацией на базе перспективной платформы.

Спец.

Калибр, мм

2Х152(155)

Длина ствола

Боекомплект

снаряды

заряды*

<300

Заряжание

Авто.

Авто.

Авто.

Скорострельность, выст./мин

До 10

Более 10

До 10

Дальность огня

30 (41**)

Режим «шквал огня» (MRSI)

Экипаж

До 3

ТЗМ

Макс. скорость

90/56

На уровне перспективного танка

60/45

Запас хода, км

* Модульный переменный заряд

** 30 км – дальность действия при стрельбе стандартным для стран НАТО боеприпасом и > 40 км – снарядом с формой основания, уменьшающей турбулентность в полете (base bleed, газогенератор).


Вопросы и ответы


Демонстрация перспективной САУ вызвала большой интерес у любителей военной техники, породив ряд слухов, спекуляции и необоснованных выводов. Поэтому, основываясь на имеющейся сейчас, хоть и довольно скудной, информации постараемся, на основе ответить на ряд наиболее типичных возникающих вопросов, хоть они уже, и освещены в тексте выше:

С какой целью артустановка выполнена спаренной?

Повышение скорострельности

Повышение надежности работы артсистемы и боевой живучести (механизмы заряжения стволов работают независимо, при выходе из строя одного – другой продолжит работу).

Обеспечивается повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет".

Уменьшение перегрева и износа канала ствола.

Стреляет ли САУ залпом из 2-х стволов?

Стрельба из спаренной артиллерийской установки производится поочередно из каждого ствола.

Нужно ли для перезарядки орудий их возвращение на линию заряжания?

Механизм автоматического заряжания позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания.

На каком шасси изготовлена перспективная САУ?

Продемонстрированный в конце 2006 года макет был изготовлен на модифицированном шасси с использованием узлов ОБТ Т-80 и Т-72 («Мста-С»).

Серийные изделия планируется изготавливать с использованием шасси перспективного российского танка (об. 195). Новое шасси (семь опорных катков на борт) обладает значительно лучшими характеристиками по грузоподъемности, подвижности, качествам подвески, снижающими колебания артиллерийской установки при стрельбе.

Уменьшится ли техническая надежность изделия в связи с применением спаренной артиллерийской установки?

Техническая надежность роботизированной установки увеличится, т.к. при неисправности или повреждении орудия ствола или механизма подачи боеприпасов к нему возможно продолжение работы другого. В случае возникновения неполадок возможно их устранение силами экипажа через люк доступа в модуль вооружения. В случае нехватки энергии необходимой для работы гидронасосам в составе артустановки имеется резервный гидронасос, работающий от вспомогательного источника.

Какие снаряды и заряды используются?

Механизмы заряжания обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов (осколочно-фугасные (с газогенератором), активно-реактивные, управляемые, дымовые и пр.) и модульных зарядов. Возможно применение различного переменного заряда (например, от одного до шести штук). Модульные переменные заряды значительно расширяют, огневые возможности САУ.

Фотографии спаренной артиллерийской установки показанные по ТВ и в средствах Интернет не соответствуют приведенным в материале чертежам?

Окончательный облик перспективной САУ еще не окончательно сформирован. Рисунки в материале дают лишь общее представление о ней, в то время как на представленных фото показан один из макетных образцов перспективной САУ изготовленный с применением ряда компонентов серийной САУ 2С19 «Мста-С».

Планируется ли принятие перспективной САУ разрабатываемой в рамках темы «Коалиция-СВ» на вооружение?

Разработка и принятие на вооружение перспективной САУ «Коалиция-СВ», наряду с модернизацией уже существующих образцов является одним из приоритетных направлений развития артиллерийского вооружения РФ.

Зачем нужна перспективная САУ с высокой скорострельностью и очень большой дальностью стрельбы?

Хотя последний опыт конфликтов, в которых участвовала РФ, а также некоторые примеры конфликтов малой интенсивности последних лет не приводит явных аргументов пользу радикального роста огневой мощи САУ, но считать, что в этом нет необходимости было бы опрометчиво.

Тенденции развития современных САУ зарубежных стран свидетельствуют о значительном росте характеристик современных и разрабатываемых САУ, их скорострельности, подвижности, дальности стрельбы, наряду с совершенствованием средств автоматизации и управления огнем. Примерами данных САУ может быть САУ « PzH 2000» (ФРГ), «Краб» (Польша), NLOS-C (США) , контрбатарейная РЛС «Кобра» и ряд других систем. Хотя, по мнению ряда экспертов, модернизация отечественных серийных САУ «Мста-М» способна вывести их на уровень соответствующий, или же превосходящий, существующие зарубежные аналоги радикальное преимущество над ними даст лишь перспективная отечественная САУ.

Разработка перспективной САУ в любом случае нисколько не мешает совершенствованию существующих изделий, совершенствованию систем автоматизации, управления и разведки, способной объединить артиллерийские системы в единое информационное поле боя и тем самым значительно повысить их боевые качества.

Что из себя представляет перспективная САУ и зачем она нужна?

САУ предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники, фортификационных сооружений противника на глубину интересов дивизии (армии).

Самоходная артиллерийская установка выполнена с необитаемым модулем вооружения и размещением экипажа в носовой части корпуса в бронированном высокозащищенном модуле.

САУ унифицирована по своим узлам с перспективным основными танком. САУ имеет полную механизацию процессов загрузки боезапасов и заряжания орудия, наведения и восстановления наводки после выстрела. САУ оснащена автономным агрегатом электропитания, средствами обеспечения комфортного обитания экипажа (кондиционер и пр.). САУ интегрирована в автоматизированные системы управления (АСУ) тактического звена, оснащена системами спутниковой навигации, топопривязки, скрытой передачи данных и связи, бортовой ЭВМ и эффективными системами отображения информации для экипажа. Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» для установки на надводные корабли .