Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

С 200 ракетный комплекс характеристики. Зенитно ракетный комплекс ЗРК C200

Пуск ЗУР ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Советская зенитная ракетная система С-200 изменила тактику действий авиации и заставила ее отказаться от больших высот полета. Она стала "длинной рукой" и "забором", которые прекратили свободные полеты стратегических самолетов-разведчиков SR -71 над территориями СССР и стран Варшавского Договора.

Появление американского высотного самолета-разведчика Lockheed SR -71 ("Blackbird" - Черный дрозд, Черная птица) ознаменовало новый этап противоборства между средствами воздушного нападения (СВН) и противовоздушной обороны (ПВО). Высокие скорость (до 3,2 М) и высота (около 30 км) полета позволяли ему уклоняться от существовавших зенитных ракет и вести разведку над прикрываемыми ими территориями. В период 1964-1998 гг. SR -71 использовался для разведки территории Вьетнама и Северной Кореи, ближневосточного региона (Египет, Иордания, Сирия), СССР и Кубы.

Но с появлением советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-200 (SA -5, Gammon по классификации НАТО) дальнего (более 100 км) действия стало началом заката эры SR -71 по прямому предназначению. В период своей службы на Дальнем Востоке автор был свидетелем неоднократных (по 8-12 раз в сутки) нарушений этим самолетом воздушной границы СССР. Но как только С-200 приводилась в боевую готовность, SR -71 с максимальной скоростью и набором высоты немедленно выходил из зоны пуска ракет этой зенитной системы.

Стратегический самолет-разведчик SR-71 / Фото: www.nasa.gov


ЗРС С-200 стала причиной появления новых форм и способов действий авиации стран НАТО, которая при решении боевых задач стала активно использоваться средние (1000-4000 м), малые (200-1000 м) и предельно малые (до 200 м) высоты полета. А это автоматически расширило возможности маловысотных средств ПВО по борьбе с воздушными целями. Последующие события с применением С-200 показали, что попытки обмануть Gammon (обман, окорок в переводе с английского) обречены на провал.

Еще одной причиной создания С-200 стало принятие на вооружение бортового авиационного оружия дальнего действия типа крылатых ракет "Блю Стил" и "Хаунд Дог". Это снизило эффективность существующей системы ПВО СССР, особенно на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях.


Крылатая ракета типа "Хаунд Дог" / Фото: vremena.takie.org

Создание ЗРС С-200

Указанные предпосылки стали основой для постановки задачи (Постановление №608-293 от 4.06.1958 г.) создать ЗРС дальнего действия С-200. По тактико-техническому заданию это должна быть многоканальная ЗРС, способная поражать цели типа Ил-28 и МиГ-19, действующие со скоростями до 1000 м/с в диапазоне высот 5-35 км, на дальности до 200 км с вероятностью 0,7-0,8. Головными разработчиками системы С-200 и зенитной управляемой ракеты (ЗУР) были определены КБ-1 ГКРЭ (НПО «Алмаз») и ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»).

После глубокой проработки КБ-1 представило проект ЗРС в двух вариантах. Первый предполагал создание одноканальной С-200 с комбинированным наведением ракет и дальностью действия 150 км, а второй - пятиканальной ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, полуактивной системой наведения ЗУР и предстартовым захватом цели. Этот вариант, основанный на принципе «выстрелил - забыл» и был одобрен (Постановление №735-338 от 4.07.1959 г.).

ЗРС должна была обеспечивать поражение целей типа Ил-28 и МиГ-17 ракетой с самонаведением В-650 на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно.



Фронтовой бомбардировщик Ил-28 / Фото: s00.yaplakal.com

В 1960 г. была поставлена задача увеличить дальность поражения сверхзвуковых (дозвуковых) целей до 110-120 (160-180) км. В 1967 г. ЗРС С-200А «Ангара» с дальностью пуска 160 км по цели типа Ту-16 была принята на вооружение. В результате стали формироваться смешанные бригады в составе ЗРС С-200 и ЗРК С-125. По данным США, в 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200 достигало 1100, в 1975 - 1600, в 1980 - 1900, а в середине 1980 - около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны были прикрыты ЗРС С-200.

Состав и возможности

ЗРС С-200А ("Ангара") - всепогодное многоканальное перевозимое средство ПВО дальнего действия, которое обеспечивало поражение различные пилотируемые и беспилотные воздушные цели со скоростями до 1200 м/с на высотах 300-40000 м и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Она представляла собой совокупность общесистемных средств и группы зенитных дивизионов (стрельбовых каналов). В состав последнего входила радиотехническая (радиолокатор подсвета цели - антенный пост, аппаратная кабина и кабина преобразования электропитания) и стартовая (кабина управления стартом, 6 пусковых установок, 12 заряжающих машин и средства электропитания) батареи.


ЗРС С-200 "Ангара" / Фото: www.armyrecognition.com

Основными элементами ЗРС С-200 были командный пункт (КП), радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовая позиция (СП), и двухступенчатая зенитная ракета.

КП во взаимодействии с вышестоящим КП решал задачи приема и распределения целей между стрельбовыми каналами. Для расширения возможностей по обнаружению целей КП придавались обзорные РЛС типа П-14А «Оборона» или П-14Ф «Фургон». В сложных погодно-климатических условиях радиолокационные средства С-200 размещались под специальными укрытиями. РПЦ представлял собой станцию непрерывного излучения, которая обеспечивала облучение цели и наведения на нее ЗУР по отраженному сигналу, а также получение информации о цели и ракете в полете. Двух режимный РПЦ позволял захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ракеты на дальности до 410 км.

РПЦ ЗРК С-200 / Фото: topwar.ru


СП (2-5 в дивизионе) служит для подготовки и пуска по цели ракет. В ее состав входят шесть пусковых установок (ПУ), 12 заряжающих машин, кабина управления стартом и система электропитания. Типовая СП представляет собой круговую систему площадок для шести ПУ с площадкой для кабины управления стартом в центре, средств электропитания и систему рельсовых дорог для заряжающих машин (по две на каждую ПУ). Кабина управления стартом обеспечивает автоматизированный контроль готовности и старта шести ракет за время не более 60 с. Перевозимая ПУ с постоянным углом старта предназначена для размещения ракеты, автоматического заряжания, предстартовой подготовки, наведения и пуска ракеты. Заряжающая машина обеспечивала автоматическое перезаряжание ПУ ракетой.

Схема стартовой позиции ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru


Двухступенчатая ЗУР (5В21, 5В28, 5В28М) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения и полуактивной ГСН. Первая ступень представляет собой 4 твердотопливных ускорителя, которые установлены между крыльями второй ступени. Вторая (маршевая) ступень ракеты выполнена в виде ряда аппаратных отсеков с жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. В головном отсеке размещается полуактивная ГСН, которая начинает работать через 17 с после выдачи команды на подготовку ракеты к пуску. Для поражения цели ЗУР оснащена осколочно-фугасной боевой частью - 91 кг взрывчатого вещества, 37000 шарообразных поражающих элементов двух видов (массой 3,5 г и 2 г) и радиовзрыватель. При подрыве БЧ осколки разлетаются в секторе 120 град. со скоростью до 1700 м/с.

ЗУР 5В21 на ПУ / Фото topwar.ru


ЗРС С-200В ("Вега") и С-200Д ("Дубна") - модернизированные варианты этой системы с увеличенными дальностью и высотой поражения целей, а также модифицированной ракетой 5В28М.

Основные характеристики ЗРС С-200

С-200А С-200В C-200Д
Год принятия на вооружение 1967 1970 1985
Тип ЗУР 15В21 15В28 15в28М
Дальность поражения целей, км 17-160 17-240 17-300
Высота поражения целей, км
0,3-40,8 0,3-40,8 0,3-40,8
Скорость поражаемых целей, м/с ~ 1200 ~ 1200 ~ 1200
Вероятность поражения одной ЗУР 0,4-0,98 0,6-0,98 0,7-0,99
Время готовности к стрельбе, с
до 60 до 60 до 60
Масса ПУ без ЗУР, т
до 16 до 16 до 16
Стартовая масса ЗУР, кг 7000 7100 8000
Масса БЧ, кг
217 217 217
Время развертывания (свертывания), час 24 24 24

Боевое применение и поставки за рубеж

Боевое "крещение" ЗРС С-200ВЭ получила в Сирии (1982 г.), где на дальности 180 км сбила израильский самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2C "Хокай". После этого американский авианосный флот немедленно отошел от берегов Ливана. В марте 1986 г. дежурный дивизион С-200 в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трех ракет сбил три палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца "Саратога". В 1983 г. (1 сентября) ракетой С-200 был сбит нарушивший границу СССР южнокорейский "Боинг-747". В 2001 г. (4 октября) украинская ЗРС С-200 в ходе учений ошибочно сбила российский Ту-154, который летел по маршруту Тель-Авив - Новосибирск.

Самолет Е-2С Хокай / Фото: www.navy.mil


С поступлением на вооружение ЗРС С-300П к началу 2000 гг. ЗРС "Ангара" и "Вега" были полностью сняты с вооружения. На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В была создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). На полигоне в Казахстане 27 ноября 1991 г. впервые в мире был испытан в полете гиперзвуковой ПВРД, который превысил скорость звука в 6 раз на высоте 35 км.

Летающая лаюоратория "Холод" / Фото: topwar.ru


С начала 1980 гг. ЗРС С-200В под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» поставлялась в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию и Иран. Всего ЗРС С-200, кроме СССР, была поставлена на вооружение армий 11 зарубежных стран.

Предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов средств воздушного нападения, имеющих эффективную площадь рассеяния более 0,3 м2 , летящих со скоростями до 1200 м/с в условиях интенсивного радиопротиводействия.

При разработке системы были впервые решены следующие задачи:

Разработаны принципы построения радиолокационных средств зенитного ракетного комплекса (радиолокатора подсвета цели и полуактивной головки самонаведения ракеты) и требования к их аппаратуре, обеспечивающие сочетание высоких точностей измерений скорости и угловых координат цели и разрешающих способностей по скорости и дальности;

Реализован принцип полуактивного самонаведения ракеты на цель на основе использования системы управления полетом от старта до точки встречи в бортовой аппаратуре ракеты;

Реализованы специальные методы помехозащиты в РПЦ и ГСН ЗУР, позволяющие обеспечить высокую эффективность стрельбы как по целям в условиях интенсивных помех прикрытия, так и по постановщикам активных помех различных видов.

Экспортный вариант этой системы был поставлен в ряд зарубежных стран.

В состав зенитной ракетной системы (ЗРС) входят:

Общесистемные средства 5Ж53ВЭ:

Командный пункт К9М;
- контрольная вышка К7;
- изделие К21М;
- электростанции 5Е97.

Стрельбовый канал 5Ж52ВЭ:

Радиолокатор подсвета цели 5Н62ВЭ:

Антенный пост К1В;
- аппаратная кабина К2В;
- распределительная кабина K21M;

Стартовая позиция 5Ж51ВЭ:

Кабина подготовки старта КЗВ;
- пусковые установки 5П72ВЭ;
- заряжающие машины 5Ю24МЭ;
- электростанция 5Е97;

Зенитные управляемые ракеты 5В28Э.

Техническая позиция 5Ж61Э:

технологическое оборудование по подготовке, заправке, перегрузке и перевозке ракеты.

АКИПС 5К43Э.

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) - высокопотенциальная радиолокационная станция непрерывного излучения с частотной и фазокодовой модуляцией (манипуляцией) сигнала для селекции целей по дальности. Состоит из антенного поста и аппаратной кабины.

РПЦ осуществляет по данным целеуказания поиск, обнаружение, захват, сопровождение и подсвет цели высокочастотным сигналом, обеспечивает вычисление координат точки встречи ракеты с целью и пуск ракет.

Аппаратная кабина содержит устройства индикации, наведения и сопровождения цели, аппаратуру управления боевыми действиями зенитного ракетного дивизиона, рабочие места операторов.

Стартовая позиция (батарея) включает шесть пусковых установок с фиксированным углом старта ракеты и обеспечивает предстартовую подготовку и старт зенитных ракет в пределах 360 градусов по азимуту. Управление работой стартовой позиции (батареи) осуществляется из кабины подготовки старта, где находится аппаратура включения и контроля под-готовки ракет и устройства наведения следящих систем головки самонаведения (ГСН) ракет на сигнал, отраженный от цели, сопровождаемой РПЦ.

Стартовая позиция (батарея) может оснащаться заряжающими машинами для автоматического заряжания пусковых установок (по две на каждую).

В системе применяется двухступенчатая зенитная управляемая ракета с четырьмя ракетными двигателями твердого топлива (ускоритель I ступени), и жидкостным маршевым двигателем II ступени.

При наведении ракеты на цель используется метод полуактивного самонаведения.

Ракета имеет осколочную боевую часть большой мощности, подрываемую неконтактным радиовзрывателем, функционально связанным с головкой самонаведения. Большие скорости полета и располагаемые перегрузки в сочетании с высоким энергетическим потенциалом канала полуактивного самонаведения обеспечивают эффективное поражение целей, в том числе маневрирующих в условиях интенсивного радиопротиводействия и на больших дальностях. Управление работой нескольких зенитных ракетных дивизионов централизовано и осуществляется с командного пункта (КП). Два или три (до пяти) зенитных ракетных дивизионов (ЗРДН), управляемых КП, образуют огневой комплекс. Командный пункт оборудован аппаратурой индикации, сигнализации и связи для приема информации целеуказания, распределения целей по ЗРДН и контроля боевых действий.

Огневой комплекс имеет возможность сопряжения с автоматизированными системами управления (вышестоящими командными пунктами).

При автономном ведении боевых действий огневой комплекс получает информацию целеуказания от РЛС кругового обзора и ра-диовысотомера.

Средства системы размещаются в перевозимых прицепах и полуприцепах.

Электроснабжение средств системы - от передвижных дизель-электростанций или от промышленной сети.

С-200ВЭ – всепогодная система и может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

В настоящее время в НПО "Алмаз" проработаны различные варианты модернизации системы.

Целями модернизации являются:

Продление сроков эксплуатации с учетом критерия "эффективность-стоимость" за счет:

Улучшения эксплуатационных характеристик путем внедрения современной цифровой элементной базы;
- обеспечения возможности сопряжения с современными радиолокационными станциями и автоматизированными системами управления;

Повышение тактико-технических характеристик (расширение зоны поражения, увеличение возможности уничтожения удаляющихся целей; повышение помехозащищенности системы по видам и мощности воздействия помех прикрытия и самоприкрытия; увеличение вероятности поражения целей; повышение эффективности борьбы с целями, выполненными по технологии "стелс", и быстролетящими малоразмерными целями) за счет использования современных технологий и новых алгоритмов режимов работы.

В целом модернизация учитывает и базируется на основных тенденциях, направлениях и перспективах создания зенитных ракетных средств ПВО нового поколения, и не повышает требований уровню и квалификации лиц боевого расчета.

Основные характеристики:

Дальность поражения целей, км

Высота поражения целей, км:

минимальная

максимальная

Скорость поражаемых целей, м/с

Число одновременно обстреливаемых целей

До 5 (по числу ЗРДН)

Число одновременно наводимых ракет на каждую цель

Время готовности к стрельбе, мин.

Метод наведения

Полуактивное самонаведение

Количество ракет в дивизионе, шт.

По существу, это иранская разработка советской системы ПВО С-200. Данный комплекс в разных модификациях назывался «Ангара», «Вега» и «Дубна.

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение ПВО Советского союза в 1963 г. Первые дивизионы С-200А были развернуты с 1963 по 1964 гг. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. - С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. - С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей.

C-200 входил в состав зенитно-ракетных бригад или полков смешанного состава, включащих дивизионы С-125 и средства непосредственного прикрытия.

В 1983г. ЗРК С-200В начал развертываться на территории стран Варшавского договора: в ГДР, Чехословакии, Болгарии и Венгрии, что явилось следствием начавшихся в 1982г. поставок в НАТО самолетов ДРЛО «АВАКС». ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в Ливию, Сирию, Индию. В конце 1987г. С-200ВЭ были поставлены в КНДР. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon".

ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

В состав ЗРК С-200В входят:

Общесистемные средства, в том числе пункт управления и целеуказания, дизельная электростанция, распределительная кабина и контрольная вышкаЗенитный ракетный дивизион, в составе которого антенный с радиолокатором подсвета цели 5Н62В, аппаратная кабина, кабина подготовки старта, распределительная кабина и дизельная электростанция 5Е97стартовая батарея 5Ж51 в составе шести пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 и транспортно-заряжающей машины на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260.

Для раннего обнаружения воздушных целей ЗРК С-200 придается радиолокационная станция воздушной разведки типа П-35 и другие.

Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка.

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Предстартовая подготовка ракеты включает:

передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

ЗРС С-200 может эксплуатироваться в различных климатических условиях.

Характеристика С-200В

Число каналов по цели 1

Число каналов по ракете 2

Дальность действия, км 17-240

Высота полета цели,км 0.3-40

Длина ракеты, мм 10800

Калибр ракеты (маршевой ступени), мм 860

Стартовая масса ракеты, кг 7100

Масса БЧ, кг 217

Вероятность поражения цели одной ЗУР 0.66-0.99

После разгрома сирийской ПВО в долине Бекаа в Сирию были поставлены 4 ЗРК С-200, которые были развернуты в 40 км к востоку от Дамаска и на северо-востоке страны. Первоначально комплексы обслуживались советскими расчетами, а в 1985 г. их передали сирийскому командованию ПВО. Первое боевое применение ЗРК С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C "Hawkeye", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана.

В Ливию первые комплексы С-200 были поставлены в 1985 г. В 1986 г. комплексы С-200, обслуживаемые ливийскими расчетами, принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков на Триполи и Бенгази и, возможно, сбили один бомбардировщик FB-111 (по ливийским данным, американцы потеряли еще несколько самолетов палубной авиации).

В середине 1950-х гг. в условиях быстрого развития сверхзвуковой авиации и появления термоядерного особую актуальность приобрела задача создания перевозимой зенитной ракетной системы большой дальности, способной перехватывать скоростные высотные цели. Передвижная система С-75, принятая на вооружение в 1957 г., в своих первых модификациях имела дальность всего около 30 км, так что формирование рубежей обороны на вероятных путях пролета авиации вероятного противника к наиболее населенным и промышленно развитым районам СССР с использованием этих комплексов превращалось в чрезвычайно дорогостоящую затею. Особенно сложным было бы создание таких рубежей на наиболее опасном северном направлении, находившемся на кратчайшем пути подлета американских стратегических бомбардировщиков.

Северные районы, даже европейской части нашей страны, отличались редкой сетью дорог, малой плотностью населенных пунктов, разделенных обширными пространствами почти непроходимых лесов и болот. Требовалась новая передвижная зенитная ракетная система. С большей дальностью и высотой перехвата цели.

В соответствии с Постановлениями правительства от 19 марта 1956 г. и от 8 мая 1957 г. № 501-250, к разработке зенитной ракетной системы дальнего действия были привлечены многие организации и предприятия страны. Были определены головные организации по системе в целом и по наземным радиотехническим средствам огневого комплекса - КБ-1 ГКРЭ, и по зенитной управляемой ракете, первое время имевшей обозначение В-200 - ОКБ-2 ГКАТ. Генеральными конструкторами системы в целом и ракеты были назначены, соответственно, А.А. Расплетин и П.Д. Грушин.

Эскизный проект на ракету В-860 (5В21) был выпущен ОКБ-2 в конце декабря 1959 г. Особое внимание при проектировании было обращено на принятие специальных мер по защите элементов конструкции ракеты от аэродинамического нагрева, возникающего в процессе длительного (более минуты) полета с гиперзвуковой скоростью. С этой целью наиболее нагреваемые в полете участки корпуса ракеты были покрыты теплозащитой.

В конструкции В-860 использовались в основном недефицитные материалы. Для придания элементам конструкции требуемых форм и размеров использовались наиболее высокопроизводительные производственные процессы – горячая и холодная штамповка, крупногабаритное тонкостенное литье изделий из магниевых сплавов, точное литье, различные виды сварок. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов топлива в камеру сгорания одноразового действия (без повторного включения) работал на компонентах, ставших уже традиционными для отечественных ЗУР. В качестве окислителя использовалась азотная кислота с добавкой четырехокиси азота, а горючего - триэтиламинксилидин (ТГ-02, "тонка"). Температура газов в камере сгорания достигала 2500-3000 град.С. Двигатель был выполнен по "открытой" схеме - продукты сгорания газогенератора, обеспечивающего работу турбонасосного агрегата, выбрасывались через удлиненный патрубок в атмосферу. Начальный запуск турбонасосного агрегата обеспечивался пиростартером. Для В-860 была задана разработка стартовых двигателей, использующих смесевое топливо. Эти работы велись применительно к рецептуре ТФА-70, затем ТФА-53КД.

Показатели по дальности поражения целей смотрелись заметно скромнее, чем характеристики уже поступившего на вооружение американского комплекса "Найк-Геркулес" или ЗУР "400" для "Дали". Но уже через несколько месяцев решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 12 сентября 1960г. №136 разработчикам поручили довести дальность поражения В-860 сверхзвуковых целей с ЭПР Ил-28 до 110-120 км, а дозвуковых - до 160-180 км. с использованием "пассивного" участка движения ракеты по инерции после завершения работы ее маршевого двигателя


Зенитная управляемая ракета 5В21

По результатам рассмотрения эскизного проекта, для дальнейшего проектирования была принята система, объединяющая огневой комплекс, ракеты и техническую позицию. В свою очередь, огневой комплекс включал:
командный пункт (КП), осуществляющий управление боевыми действиями огневого комплекса;
радиолокатор уточнения обстановки (РЛО);
цифровую вычислительную машину;
до пяти стрельбовых каналов.

На командный пункт замыкался радиолокатор уточнения обстановки, использовавшийся для определения точных координат цели при грубом целеуказании от внешних средств и единая на комплекс цифровая машина.
Стрельбовый канал огневого комплекса включал в свой состав радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовую позицию с шестью пусковыми установками, средства энергообеспечения, вспомогательные средства. Комплектация канала позволяла без перезаряжания пусковых установок производить последовательный обстрел трех воздушных целей с обеспечением одновременного самонаведения на каждую цель двух ракет.


РПЦ ЗРК С-200

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) 4,5-см диапазона включал антенный пост и аппаратную кабину и мог работать в режиме когерентного непрерывного излучения, чем достигался узкий спектр зондирующего сигнала, обеспечивались высокая помехоустойчивость и наибольшая дальность обнаружения цели. При этом достигалась простота исполнения и надежность работы ГСН. Однако в этом режиме не осуществлялось определение дальности до цели, необходимое для определения момента пуска ракеты, а также для построения оптимальной траектории наведения ракеты на цель. Поэтому РПЦ мог реализовать также и режим фазокодовой модуляции, несколько расширяющий спектр сигнала, но обеспечивающий получение дальности до цели.

Отраженный от цели зондирующий сигнал радиолокатора подсвета цели принимался головкой самонаведения и сопряженным с ГСН полуактивным радиовзрывателем, работающим по тому же отраженному от цели эхосигналу, что и ГСН. В комплекс радиотехнического бортового оборудования ракеты включался также контрольный ответчик. Радиолокатор подсвета цели работал в режиме непрерывного излучения зондирующего сигнала в двух основных режимах работы: монохроматического излучения (МХИ) и фазокодовой модуляции (ФКМ).

В режиме монохроматического излучения сопровождение воздушной цели осуществлялось по углу места, азимуту и скорости. Дальность могла быть введена вручную по целеуказанию от командного пункта или придаваемых радиолокационных средств, после чего по углу места определялась аппроксимированная высота полета цели. Захват воздушных целей в режиме монохроматического излучения был возможен на дальности до 400-410 км, а переход па автосопровождение цели головкой самонаведения ракеты осуществлялся на дальности 290-300 км.

Для контроля за ракетой на всей траектории полета к цели применили линию связи "ракета-РПЦ" с бортовым передатчиком малой мощности на ракете и простейшим приемником с широкоугольной антенной на РПЦ. При отказе или неправильном функционировании ЗУР линия прекращала работу. В ЗРК С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков.

Зенитная управляемая ракета системы С-200 двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть весом около 200кг. осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс. штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ- гетеродина на борту ракеты.

Техника стартовой позиции состояла из кабины подготовки и управления стартом ракет К-3, шести пусковых установок 5П72, каждая из которых могла комплектоваться двумя передвигающимися по специально проложенным коротким рельсовым путям автоматизированными заряжающими машинами 5Ю24, системы энергопитания. Применение заряжающих машин обеспечивало быструю, без длительной взаимной выставки со средствами заряжания, подачу на пусковые установки тяжелых ракет, слишком громоздких для проведения ручной перезарядки по типу комплексов С-75. Впрочем, предусматривалось и пополнение израсходованного боекомплекта доставкой ракет на пусковую установку из технического дивизиона автодорожными средствами - на транспортно-перегрузочной машине 5Т83. После этого, при благоприятной тактической обстановке, можно было перевести ракеты с пусковой установки на машины 5Ю24.

Зенитная управляемая ракета 5В21 на транспортно-заряжающей машина 5Т83

Зенитная управляемая ракета 5В21 на автоматизированной заряжающей машине

Зенитная управляемая ракета 5В21 на пусковой установке 5П72

Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200А, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет. При смене боевой позиции транспортировка демонтированных с РПЦ элементов производилась на придаваемых комплексу четырех двухосных низкорамных прицепах. Нижний контейнер антенного поста транспортировался непосредственно па своем основании после крепления съемных колесных ходов и уборки боковых станин. Буксировка осуществлялась автомобилем повышенной проходимости КрАЗ-214 (КрАЗ-255), у которого кузов загружался для повышения тягового усилия.

На подготовленной стационарной позиции огневых дивизионов для размещения части боевых средств радиотехнической батареи, как правило, строилось бетонное сооружение с земляным насыпным укрытием. Такие бетонные сооружения строились в нескольких типовых вариантах. Сооружение позволяло защитить технику (кроме антенн) от осколков боеприпасов, бомб малого и среднего калибра, снарядов авиационных пушек при налете авиации противника непосредственно на боевую позицию. В отдельных помещениях сооружения, оборудованных герметизированными дверями, системами жизнеобеспечения и очистки воздуха, размещались комната дежурной боевой смены радиотехнической батареи, комната отдыха, учебный класс, убежище, туалет, тамбур и душевая для проведения дезинфекционной обработки личного состава батареи.

Состав ЗРК С-200В:
Общесистемные средства:
пункт управления и целеуказания К-9М
дизельная электростанция 5Е97
распределительная кабина К21М
контрольная вышка К7
Зенитный ракетный дивизион
антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В
аппаратная кабина К-2В
кабина подготовки старта К-3В
распределительная кабина К21М
дизельная электростанция 5Е97
Cтартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:
шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28(5В21)
заряжающая машина 5Ю24
транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260
Автопоезд - 5Т23 (5Т23М), транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83

Однако существуют и другие схемы размещения элементов ЗРК, так в Иране принята схема по 2 ПУ на стартовых позициях, что, в общем то оправдано учитывая одноканальную схему наведения на цель, рядом с ПУ, размещены высокозащищённые бункеры с запасными ракетами.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-200В ПВО Ирана

Северокорейская схема замещения элементов ЗРК С-200, так же отличается от принятой в СССР.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-200В ПВО КНДР

Передвижной огневой комплекс 5Ж53 системы С-200 состоял из командного пункта, стрельбовых каналов и системы электроснабжения. Стрельбовой канал включал радиолокатор подсвета цели и стартовую позицию с шестью пусковыми установками и 12 заряжающими машинами.

Командный пункт огневого комплекса включал:
кабину распределения целей К-9 (К-9М);
систему электропитания в составе трех дизель-электрических
станций 5Е97 и распределительно-преобразовательного устройства - кабину К-21.

Командный пункт сопрягался с вышестоящим командным пунктом для приема целеуказания и передачи докладов о своей работе. Кабина К-9 сопрягалась с АСУ бригады АСУРК-1МА, "Вектор-2", "Сенеж", с АСУ корпуса (дивизии) ПВО.

Командному пункту могли придаваться РЛС П-14 или ее более поздняя модификация П-14Ф ("Фургон"), РЛК П-80 "Алтай", радиовысотомер ПРВ-11 или ПРВ-13.

В дальнейшем на базе ЗРК С-200А, были созданы усовершенствованные варианты ЗРК С-200В и С-200Д.

С-200 "Ангара" С-200В "Вега" С-200Д "Дубна"

Год принятия на вооружение. 1967 . 1970 . 1975.
Тип ЗУР. 5В21В. 5В28М. В-880М.
Число каналов по цели. 1. 1. 1.
Число каналов по ракете. 2. 2. 2.
Макс. скорость поражаемых целей (км/час): 1100. 2300. 2300.
Число обстреливаемых целей: 6. 6 . 6.
Максимальная высота поражения целей (км): 20. 35. 40.
Минимальная высота поражения целей (км): 0,5. 0,3. 0,3.
Максимальная дальность поражения целей (км): 180. 240. 300.
Минимальная дальность поражения целей (км): 17. 17. 17.
Длина ракеты, мм. 10600. 10800. 10800.
Стартовая масса ракеты, кг 7100. 7100. 8000.
Масса БЧ, кг. 217. 217. 217.
Калибр ракеты (маршевой ступени), мм 860 860 860
Вероятность поражения целей: 0,45-0,98. 0,66-0,99. 0,72-0,99.

Для повышения боевой устойчивости зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200 по рекомендации комиссии по совместным испытаниям, было признано целесообразным объединять их под единым командованием с маловысотными комплексами системы С-125. Стали формироваться зенитные ракетные бригады смешанного состава, включавшие командный пункт с 2-3 стрельбовыми каналами С-200 по шесть пусковых установок и два-три зенитных ракетных дивизиона С-125, оснащенные четырьмя пусковыми установками.

Совокупность командного пункта и двух-трех стрельбовых каналов С-200 стала именоваться группой дивизионов.

Новая схема организации с относительно небольшим числом пусковых установок С-200 в бригаде позволила разместить зенитные ракетные комплексы большой дальности в большем числе районов страны.

Активно пропагандировавшиеся в конце 1950-х гг. американские программы создания сверхскоростных высотных бомбардировщиков и крылатых ракет не были завершены из-за высокой стоимости развертывания новых систем вооружения и их явной уязвимости от зенитных ракетных комплексов. С учетом опыта войны во Вьетнаме и серии конфликтов на Ближнем Востоке в США даже тяжелые околозвуковые В-52 были доработаны для действий на малых высотах. Из реальных же специфических целей для системы С-200 оставались только действительно скоростные и высотные разведчики SR-71, а также самолеты дальнего радиолокационного дозора и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости. Все перечисленные объекты были целями не массовыми и 12-18 пусковых установок в зенитной ракетной части ПВО должно было вполне хватить для решения боевых задач, как в мирное, так и в военное время.

Высокая эффективность отечественных ракет с полуактивным радиолокационным наведением подтвердилась исключительно успешным применением ЗРК "Квадрат" (экспортного варианта разработанного для ПВО Сухопутных войск ЗРК "Куб") в ходе войны на Ближнем Востоке в октябре 1973 г.

Развертывание комплекса С-200 оказалось целесообразным с учетом последующего принятия на вооружение в США управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" SRAM (AGM-69A, Short Range Attack Missile) с дальностью пуска 160 км. при пуске с малых высот и 320 км - с больших. Эта ракета как раз и предназначалась для борьбы со средствами ПВО средней и малой дальности, а также для нанесения ударов по другим заранее обнаруженным целям и объектам. В качестве носителей ракеты могли применяться бомбардировщики B-52G и В-52Н, несущие по 20 ракет (из них восемь - в пусковых установках барабанного типа, 12 - на подкрыльных пилонах), FB-111, оснащаемые шестью ракетами, а позднее и В-1Б, на которых размещалось до 32 ракет. При отнесении позиций С-200 вперед от обороняемого объекта средства этой системы позволяли уничтожать самолеты-носители ракет SRAM еще до их запуска, что позволяло рассчитывать на повышение живучести всей системы ПВО.

Несмотря на свой эффектный вид, ракеты системы С-200 ни разу не демонстрировались на парадах в СССР. Незначительное количество публикаций фотоснимков ракеты и пусковой установки появилось к концу 1980-х гг. Однако при наличии средств космической разведки скрыть факт и масштабы массового развертывания нового комплекса не удалось. Система С-200 получила в США условное обозначение SA-5. Но многие годы в зарубежных справочниках под этим обозначением публиковали фотографии ракет комплекса "Даль", неоднократно отснятых на Красной и Дворцовой площадях двух столиц государства.

Впервые для своих сограждан о наличии в стране столь дальнобойной системы ПВО сообщил 9 сентября 1983 г. начальник Генерального штаба Маршал СССР Н.В.Огарков. Это случилось на одной из пресс-конференций, состоявшихся вскоре после случая с корейским "Боингом-747", сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г., когда было заявлено, что этот самолет мог быть сбит и несколько раньше над Камчаткой, где находились "зенитные ракеты, называемые в США САМ-5, с дальностью действия свыше 200 километров".

Действительно, к тому времени ЗРС дальнего действия уже была хорошо известна на Западе. Средства космической разведки США непрерывно фиксировали все этапы ее развертывания. По американским данным, в 1970 г. количество пусковых установок С-200 составляло 1100, в 1975-м - 1600, в 1980-м -1900. Своего пика развертывание этой системы достигло в середине 1980-х гг., когда количество пусковых установок составило 2030 единиц.

Уже с начала развертывания С-200 сам факт ее существования стал веским аргументом, определившим переход авиации потенциального противника к действиям на малых высотах, где они подвергались воздействию огня более массовых зенитных ракетных и артиллерийских средств. Кроме того, неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет. При этом, даже не реализуя свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200. В результате, долгие годы самолеты-разведчики США и стран НАТО были вынуждены совершать разведывательные полеты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора. Наличие в системе ПВО СССР зенитных ракетных комплексов большой дальности С-200 различных модификаций позволило надежно перекрыть воздушное пространство на ближних и дальних подступах к воздушной границе страны, в том числе и от знаменитых самолетов-разведчиков SR-71 "Black Bird".

На протяжении пятнадцати лет система С-200, исправно охраняя небо над СССР, считалась особо секретной и практически не покидала пределов Отечества: братскую Монголию в те годы за "заграницу" всерьез не считали. После того, как летом 1982 г. воздушная война над южным Ливаном закончилась с удручающим для сирийцев результатом, советским руководством было принято решение направить на Ближний Восток два зенитных ракетных полка С-200М двухдивизионного состава с боекомплектом 96 ракет 5В28. В начале 1983 г. 231-й зенитный ракетный полк был развернут на территории Сирии в 40 км к востоку от Дамаска у г. Демейры, а 220-й полк - на севере страны, в 5 км к западу от города Хомса.

Аппаратура комплексов была срочно "доработана" для возможности применения ракет 5В28. Соответствующим образом в конструкторских бюро и на заводах-изготовителях была переработана и техническая документация на аппаратуру и комплекс в целом.

Малое подлетное время израильской авиации определило необходимость в напряженные периоды нести боевое дежурство на комплексах системы С-200 в "горячем" состоянии. Условия размещения и эксплуатации системы С-200 в Сирии несколько изменили и принятые в СССР нормы функционирования и состав технической позиции. Например, хранение ракет осуществлялось в собранном состоянии на специальных тележках, автопоездах, транспортно-перегрузочных машинах. Заправочные средства были представлены подвижными цистернами и автозаправщиками.

Бытует легенда, что зимой 1983 г. комплексом С-200 с советским военным персоналом был сбит израильский Е-2С. совершавший патрульный полет на удалении 190 км от стартовой позиции "двухсотки" . Однако подтверждений этому не имеется. Скорее всего, Е-2С "Хокай" исчез с экранов сирийских радиолокаторов после того, как израильский самолет быстро снизился, зафиксировав при помощи своей аппаратуры характерное излучение радиолокатора подсвета цели комплекса С-200ВЭ. В дальнейшем Е-2С не приближались к сирийским берегам ближе, чем на 150 км, что значительно ограничило их возможности по управлению боевыми действиями.

После размещения в Сирии система С-200 утратила "невинность" в части сверхсекретности. Ее стали предлагать и иностранным заказчикам, и союзникам. На базе системы С-200М была создана экспортная модификация с измененным составом оборудования. Система получила обозначение С-200ВЭ, экспортный вариант ракеты 5В28 с осколочно-фугасной боевой частью именовался 5В28Э (В-880Э).

В последующие годы, оставшиеся до распада организации Варшавского договора, а затем и СССР, комплексы С-200ВЭ успели поставить в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию, где боевые средства были развернуты у чешского города Пльзень. Помимо стран Варшавского Договора, Сирии и Ливии система С-200ВЭ была поставлена в Иран (с 1992 г.) и в Северную Корею.
Одним из первых покупателей С-200ВЭ стал лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Получив столь "длинную" руку в 1984 г., он вскоре простер ее над заливом Сирт, объявив территориальными водами Ливии акваторию, по площади чуть меньше Греции. Со свойственной вождям развивающихся стран мрачной поэтикой Каддафи объявил "линией смерти" ограничивавшую залив 32-ю параллель. В марте 1986 г. в порядке осуществления заявленных прав ливийцы обстреляли ракетами комплекса С-200ВЭ три самолета-штурмовика с американского авианосца "Саратога", "вызывающе" патрулировавших над традиционно международными водами.

По оценкам ливийцев, они сбили все три американских самолета, о чем свидетельствовали как данные радиоэлектронных средств, так и интенсивный радиообмен между авианосцем и, предположительно, спасательными вертолетами, направленными для эвакуации экипажей сбитых самолетов. Тот же результат продемонстрировало и математическое моделирование, проведенное вскоре после этого боевого эпизода независимо НПО "Алмаз", специалистами полигона и НИИ МО. Их расчеты показали высокую (0,96-0,99) вероятность поражения целей. В первую очередь причиной столь успешного удара могла стать излишняя самоуверенность американцев, совершавших свой провокационный полет "как на параде", без предварительной разведки и без прикрытия радиоэлектронными помехами.

Происшедшее в заливе Сирт послужило поводом для проведения операции "Каньон Эльдорадо", в ходе которой ночью 15 апреля 1986 г. несколько десятков американских самолетов нанесли удар по Ливии, и в первую очередь по резиденциям лидера ливийской революции, а также по позициям ЗРК С-200ВЭ и С-75М. Следует отметить, что при организации поставок системы С-200ВЭ в Ливию Муамар Каддафи предлагал организовать обслуживание технических позиций силами советских военнослужащих.

В ходе последних событий в Ливии, все комплексы ЗРК С-200, имевшиеся в этой стране, были уничтожены.


Спутниковый снимок Google Earth: позиции ЗРК С-200В ПВО Ливии после авиаудара

4 октября 2001 г. Ту-154, бортовой номер 85693, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив- Новосибирск, потерпел катастрофу над Чёрным морем. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит украинской ракетой, выпущенной в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму, самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км).

Поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель.

Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.


Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-200 ПВО Украины

С начавшимся в восьмидесятые годы переходом Войск ПВО страны на новые комплексы С-300П, ЗРК системы С-200 начали постепенно сниматься с вооружения. К началу 2000-х годов комплексы С-200 («Ангара») и С-200 («Вега») были полностью сняты с вооружения Войск ПВО России. На сегодняшний день ЗРК С-200 имеется в вооруженных силах: Казахстана, КНДР, Ирана, Сирии, Украины.

На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Выбор этой ракеты обуславливался тем, что параметры траектории ее полета были близкими к необходимым для летных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что эта ракета снималась с вооружения, и ее стоимость была низкой. Боевая часть ракеты была заменена головными отсеками ГЛЛ "Холод", в которых размещались система управления полетом, емкость для жидкого водорода с системой вытеснения, система регулирования расхода водорода с измерительными устройствами и, наконец, экспериментальный ГПВРД Э-57 ассиметричной конфигурации.


Гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"

На полигоне в Казахстане 27 ноября 1991 г. было осуществлено первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД на летающей лаборатории "Холод". В ходе испытания скорость звука была превышена в шесть раз при высоте полета 35 км.

К сожалению, основная масса работ по теме «Холод» пришлась на те времена, когда науке уже стало уделяться гораздо меньше внимания, чем следовало. Поэтому впервые ГЛЛ «Холод» полетела только 28 ноября 1991 года. В этом и следующем полетах, надо заметить, вместо головного блока с топливной аппаратурой и двигателем был установлен его массогабаритный макет. Дело в том, что в ходе первых двух полетов отрабатывалась система управления ракетой и выход на расчетную траекторию. Начиная с третьего полета, «Холод» испытывался в полной комплектации, однако понадобилось еще две попытки для отстройки топливной системы экспериментального блока. Наконец, последние три испытательных полета проходили с подачей жидкого водорода в камеру сгорания. В итоге до 1999 года было проведено всего семь пусков, зато удалось довести время работы ГПВРД Э-57 до 77 секунд – фактически, максимальное время полета ракеты 5В28. Максимальная скорость, достигнутая летающей лабораторией, составила 1855 м/с (~6,5М). Послеполетные работы над аппаратурой показали, что камера сгорания двигателя после осушения топливного бака сохраняла свою работоспособность. Очевидно, что такие показатели удалось достигнуть благодаря постоянным доработкам систем по результатам каждого предыдущего полета.

Испытания ГЛЛ «Холод» производились на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Из-за проблем с финансированием проекта в 90-х годах, то есть в тот период, когда шли испытания и доводки «Холода», в обмен на научные данные пришлось привлекать зарубежные научные организации, казахские и французские. В результате семи испытательных пусков была собрана вся необходимая информация для продолжения практических работ по водородным ГПВРД, скорректированы математические модели работы прямоточных двигателей на гиперзвуковых скоростях и т.д. На данный момент программа «Холод» закрыта, но ее результаты не пропали и используются в новых проектах.


По материалам:
http://www.testpilot.ru/russia/tsiam/holod/holod.htm
http://pvo.guns.ru/s200/i_dubna.htm#60
http://pvo.guns.ru/s200/
http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/839-zenitnyi-raketnyi-ko.html

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям "вдогон", а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") под руководством генерального конструктора П.Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 "Алмаз" (генеральный конструктор Расплетин Александр Андреевич - основоположник советской школы по разработке управляемого зенитно-ракетного оружия, в 50-х-60-х годах ХХ века осуществлявший научно-техническое руководство по разработкам зенитно-ракетных систем и комплексов С-25, С-75, С-125, С-200 и их модификаций, а также работами по созданию системы противокосмической обороны), пусковые установки 5П72В - в КБ специального машиностороения.

ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.

В 1989-1990 г.г. проводилась модернизация системы С-200В с целью создания "Вынесенной зенитной ракетной батареи" (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon"

Состав

ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

Состав ЗРК С-200В:

    Общесистемные средства:

    • пункт управления и целеуказания К-9М

      дизельная электростанция 5Е97

      распределительная кабина К21М

      контрольная вышка К7

    Зенитный ракетный дивизион

    • антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В (см.фото в боевом положении , в походном положении )

      аппаратная кабина К-2В (см. фото в походном положении , внутри )

      кабина подготовки старта К-3В

      распределительная кабина К21М

      дизельная электростанция 5Е97

    стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:

    • шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21) (см.компоновочную схему )

      заряжающая машина 5Ю24

      транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260

      Автопоезд - 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83

Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет.

Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ (см.фото ), ряд машин технической позиции - автопоезд 5Т53 (5Т53М) , транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины.

Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964-1966гг.

ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание.

Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки.

В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277-85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н.А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции.

СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП -перевозимые. Время развертывания - с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы в «догон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т.ч. аппаратура стартовой автоматики.

Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т.к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия.

Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981-1983 г.г. Ленинградский завод "Большевик" изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980-1983 г.г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М - на Донецком заводе «Точмаш».

Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка.

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН ). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Предстартовая подготовка ракеты, включает:

    передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;

    подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;

    установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;

    перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

Испытания и эксплуатация

Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C "Hawkeye", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана. Ливийские комплексы С-200 принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков FB-111 и, возможно, сбили один бомбардировщик.

О боевом применении ЗРС С-200ВЭ 24 марта 1986г. над заливом Сирта - см. статью С.Тимофеева "Ливийская премьера ЗРС С-200В" .

На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Выбор этой ракеты обуславливался тем, что параметры траектории ее полета были близкими к необходимым для летных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что эта ракета снималась с вооружения, и ее стоимость была низкой. Боевая часть ракеты была заменена головными отсеками ГЛЛ "Холод", в которых размещались система управления полетом, емкость для жидкого водорода с системой вытеснения, система регулирования расхода водорода с измерительными устройствами и, наконец, экспериментальный ГПВРД Э-57 осесимметричной конфигурации.