Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Заочная дуэль. Заочная дуэль Зенитной установки зсу 57 2

Эти легендарные танки в боевом строю уже 70 лет.

Эти грозные, сверхнадежные, недорогие в производстве и простые в эксплуатации машины стали эталоном мирового танкостроения - даже натовские стратеги подсчитывали мощь своих танковых войск в «пятьдесятпятках», которые первыми в мире были оснащены системой противоатомной защиты и способный вести боевые действия в условиях ядерной войны.

Кроме Советской Армии, Т-54 и его «наиболее продвинутая модификация» Т-55 стояли на вооружении в 67 странах и сражались на всех континентах - от подавления Венгерского мятежа 1956 года до разгрома Грузии в 2008-м, от Вьетнама и Афганистана до Югославии и «Бури в пустыне», от арабо-израильских, индо-пакистанской, кампучийской, вьетнамо-китайской, ирано-иракской и ливанской войн до Анголы, Судана, Эфиопии, Сомали и Чада, от Приднестровья, Карабаха, Абхазии и Южной Осетии до Ливии и Сирии.

В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о прославленном Т-54/55, заслужившем звание «ТАНК-СОЛДАТ».

ЦВЕТНОЕ коллекционное издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей, «боковиков» и фотографий.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, предназначавшейся для установки на гусеничное шасси, созданное на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - «изделие 500», а армейское - ЗСУ-57-2. Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году, а приняли на вооружение в 1955-м. Ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 до конца 1959 года. Сборкой машин занимался и завод Министерства тяжелого машиностроения в Красноярске.


ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную (максимальная толщина брони не превышала 13 мм) гусеничную машину с вращающейся открытой сверху башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Для их установки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник. В башне находилось пять сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.

Спаренная 57-мм автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Автоматы соединялись между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность.







Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Суммарный темп стрельбы составлял 200–240 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 1000 м/с. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная - 12 000 м. Углы наведения колебались в пределах от -5° до +85°. Скорость вертикального наведения - 20 град./с, горизонтального - 30 град./с.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Силовая установка, трансмиссия и все агрегаты ходовой части были заимствованы у танка Т-54, но число опорных катков на борт было сокращено с пяти до четырех. Боевая масса машины составляла 28 т. Максимальная скорость движения - 50 км/ч.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного - 867 единиц. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из четырех ЗСУ.





ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем - от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 «Ваза». Ведь при стрельбе по реактивным самолетам на низких и сверхнизких высотах и определении скорости цели «по типу самолета», а дальности до цели - «на глаз или с помощью дальномера» вероятность попадания крайне низка. Видимо по причине этих недостатков Светская Армия с начала 1960-х годов начала постепенно избавляться от не слишком удачных боевых машин. В разное время их продавали или передавали в порядке военной помощи армиям дружественных стран: ГДР, Польши, Венгрии, Югославии, Кубы, Египта, ДРВ, КНДР, Анголы, Сирии, Египта, Финляндии, Ирака и Ирана.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому в последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территорию Югославии.

Когда закончилась Великая Отечественная война, немного схлынула эйфория, начались трудовые будни. Начался анализ войны. Получение военного опыта и его осмысление.

Так вот, именно осмысление опыта, полученного в ходе войны, показало полнейшую несостоятельность имевшейся в РККА войсковой ПВО. У нас вообще с ПВО все было очень плохо, и люди неглупые и повоевавшие пришли к выводу, что надо что-то делать в этой ситуации.

Особенно просили защиту от авиации танкисты. Танк – весьма лакомая цель что в те годы, что сегодня, кстати. И приоритет у него как раз с танк и получается. Весьма большой. А на танковую бригаду второй половины 40-х годов полагалась всего лишь зенитно-пулеметная рота.

Это 48 человек личного состава и 9 пулеметов ДШК. На 65 танков и 146 грузовиков, замечу. Согласно штатам №№ 010/500 - 010/506 (ноябрь 1943 г.). Зенитных орудий отдельной танковой бригаде не полагалось совсем. Некрасивый расклад, конечно.

Но даже в дивизионной структуре средств ПВО было ничтожно мало. Да и укомплектовывались они в основном буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Практика показала, что более лакомого кусочка для немецкой авиации в Великую Отечественную, чем часть на марше не было и быть не могло.

В то же время у противника на вооружении находилось достаточно большое количество самоходных средств ПВО, основное отличие от буксируемых заключалось в том, что они готовы были открывать огонь без какой-либо дополнительной подготовки.

Если внимательно изучить вопрос, то в РККА были мобильные средства ПВО. На грузовиках.

С одной стороны, дешево и сердито, с другой – полное отсутствие какой-либо защиты от действий авиации противника. Не самый лучший расклад, учитывая наличие у немцев пусть и легко, но бронированных мобильных средств ПВО.

Сложившуюся ситуацию нужно было выправлять путем принятия на вооружение зенитной самоходной установки, способной вести огонь с хода, не отставая от танков на марше. И установка должна была бы иметь достаточный калибр для эффективного поражения бомбардировщиков противника и бронированных штурмовиков.

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К. Условно серийной, поскольку её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году, что в масштабах РККА было даже не каплей в море.

Более серьезной заявкой стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Г. Грабина. Пушка удалась, но в первоначальном варианте обладала все тем же недостатком – низкой мобильностью. Поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки.

Для новой ЗСУ было создано шасси на основе среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Производили ЗСУ на заводе №174 в Омске с 1955 по 1960 год, всего было выпущено 857 единиц.

Экипаж ЗСУ состоял из шести человек:
- механика-водителя. Размещался в лобовой части корпуса слева;
- наводчика;
- наводчика-установщика прицела;
- заряжающих правого и левого орудий (2 чел.);
- командира установки.


Место мехвода в ЗСУ

Кроме механика-водителя, все члены экипажа размещались в открытой башне.

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. Башня вращающаяся, сварная, располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом.

Рабочие места членов экипажа располагались так: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ.


Место установщика прицела


Вид сверху с места наводчика


Вид с места заряжающего


Механизм ручной наводки. Не для слабаков!

На кормовом листе башни крепился гильзосборник.

Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Вертикальная (−5…+85°) и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя.

Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального - 20° в секунду.

В случае отказа электропривода сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик - за вертикальное. Это было весьма проблематичное действие, поскольку в этом случае командир и наводчик должны обладать физической подготовкой значительно выше среднего.

Питание орудий обойменное, из коробчатых магазинов на 4 выстрела. Практическая скорострельность составляла 100-120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы была не более 40-50 выстрелов, после чего стволы требовалось охладить.

Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под полом башни.

В общем и целом боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была не слишком высокой. В первую очередь это было обусловлено отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только остановившись, стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена вообще.

Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была значительно ниже, чем у батареи аналогичных по конструкции пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее - радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза».

Однако сильной стороной применения ЗСУ-57-2 являлась постоянная готовность к открытию огня, отсутствие зависимости от буксира, наличие бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Однако при оценке эффективности ЗСУ-57-2 стоит сказать не только о минусах. Да, низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения и слежения – бесспорно, слабая сторона. Однако при сопровождении танков ЗСУ-57 могла взять на себя не только роль системы ПВО.

Стоит учитывать еще тот факт, что ЗСУ не являлась единственным средством ПВО танкового полка, например, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники. Эффективность не очень высокая, но, тем не менее, определенный отпор авиации противника мог быть оказан.

С другой стороны, в конфликтах, где принимала участие ЗСУ-57, в армиях, применявших установку, прекрасно были осведомлены о невысокой эффективности ЗСУ как средства ПВО.

Зато установка неплохо себя показала в роли САУ сопровождения танков, или, говоря современным языком, БМПТ. И в этом плане ЗСУ-57-2 была, пожалуй, более эффективна, чем средство ПВО. По крайней мере, на полях сражений было весьма мало бронированных целей, способных выдержать попадание бронебойного снаряда БР-281У, который с расстояния 1000 м, вылетая из стволов со скоростью 1000 м/с, уверенно пробивал до 100 мм брони.

ЗСУ-57-2 все-таки оставила определенный след в нашей военной в качестве испытательной платформы. За которой последовали как «Шилка», «Тунгуска» и «Панцирь», так и реализуемые в настоящее время проекты БМПТ и БМОП.



ЗСУ-57- 2 появилась в ноябре 1957 года. Это была первая советская послевоенная зенитная самоходная установка в больших масштабах принятая на вооружение. Название ЗСУ 57 2 означает, что данная боевая машина является зенитной самоходной установкой, калибр каждой из двух ее пушек составляет 57 мм.
Шасси ЗСУ-57-2 является вариантом, который используется на танке Т-54, с более тонкой броней и меньшим (на одно с каждой стороны) количеством колес, хотя длина гусениц оставлена прежней. Корпус - стальной, полностью сварной. Место механика-водителя расположено слева в передней части корпуса, места остальных членов расчета находятся в открытой башне. Двигатель и трансмиссия - в задней части корпуса. Подвеска торсионного типа с ведущим колесом в задней части и направляющим - в передней, с четырьмя дорожными катками, поддерживающие катки не устанавливаются. Так как ЗСУ 57-2 легче, чем Т-54, с таким же шасси, она имеет более высокое отношение мощность/масса (18,56 л.с. на тонну) и более низкое давление на грунт. Для того чтобы увеличить запас хода до 595 км, могут быть установлены дополнительные топливные баки.
Установка использует те же боеприпасы, что и широко распространенная 57-мм буксируемая пушка С-60. Угол вертикального наведения –от -5 до +85°, башня вращается на 360°, скорость вращения башни составляет 30° в секунду, в случае неисправности возможно ручное управление пушкой.

Каждая пушка имеет темп стрельбы от 106 до 120 выстрелов в минуту, боевая скорострельность составляет 70 выстрелов в минуту. Боеприпасы подаются раздельно в каждую пушку обоймами по 4 снаряда. Отработанные гильзы и обоймы попадают на ленту конвейерного типа, расположенную под пушкой, которая выбрасывает их в специальную проволочную корзину, размещенную снаружи в задней части башни.
Применяются следующие типы боеприпасов: осколочные трассирующие и бронебойные трассирующие Осколочные трассирующие используются в основном при ведении огня по воздушным целям; бронебойные, способные пробить 96-мм броню на дальности до 1000 м, используются для поражения бронированной техники, такой как танки и бронетранспортеры. По воздушным целям установка может вести эффективный огонь на дальности до 4000 м, при максимальной высоте цели 8800 м. Максимальная горизонтальная дальность составляет 12000 м, однако на такой дальности управление огнем проблематично. Установка была широко распространена в СССР, впоследствии на смену ей пришла ЗСУ 23-4. ЗСУ 57-2 использовалась также вооруженными силами Анголы, Алжира, Болгарии, Кубы, ГДР, Египта, Эфиопии, Финляндии, Венгрии, Ирана, Ирака, Северной Кореи, Польши, Румынии, Сирии и Югославии. В 1982 г. сирийская армия активно использовала ее в качестве средства огневой поддержки во время войны в Ливане.


Идея установки зенитных орудий на самоходное шасси довольно стара. Первые зенитные орудия на самоходной платформе появились еще в годы Первой мировой войны, а уже в годы Второй мировой войны они получили широкое распространение. Особых успехов в создании ЗСУ добились немцы, создавшие множество различных зениток на подвижной платформе. Они же начали использовать шасси массового серийного танка Pz4 для установки на него различных вариантов башен с зенитными орудиями. Так в конце войны мелкими сериями на фронт попали ЗСУ«Wirbelwind» (4х20-мм орудия) и «Ostwind» (1х37-мм орудие). После войны идея установки зенитных орудий на шасси танков получила дальнейшее развитие. Далее в статье мы рассмотрим три ЗСУ, созданных на базе основных боевых танков: советскую ЗСУ-57-2, немецкую ЗСУ «Гепард» и в некотором роде экзотичную финскую ЗСУ Т-55 «Стрелок».

ЗСУ-57-2 (СССР)

В 1947 году в СССР под руководством конструктора В. Г. Грабина приступили к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68, разрабатываемой на базе С-60 и предназначенной для установки на колесное или гусеничное шасси. При этом от колесного варианта установки отказались, оставив лишь гусеничный. В качестве базы был взят средний танк Т-54, машина получила название изделие 500, а в армейской классификации ЗСУ-57-2.

ЗСУ-57-2 представляла из себя легкобронированную гусеничную машину, имеющую вращающуюся башню, которая позволяла вести круговой зенитный огонь из автоматических пушек. Броневой корпус был разделен на 3 отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса. В нем было расположено место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и в башне, силовое отделение располагалось в корме и отделялось от боевого специальной бронеперегородкой. Корпус сваривался из легких броневых листов толщиной в 8-13 мм. Экипаж состоял из 6 человек: механика-водителя, командира, наводчика, наводчика-установщика прицела, двух заряжающих для каждого из орудий, все они кроме водителя размещались в башне.

Немецкая ЗСУ «Wirbelwind» времен Второй мировой войны


Открытая сверху башня была сварной и размещалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки орудий в передней части корпуса были 2 амбразуры. Задняя стенка башни имела окно для выброса гильз и была выполнена съемной, что облегчало монтаж орудий. В походном положении сверху башня закрывалась складным брезентовым тентом, в котором были смонтированы 13 смотровых плексигласовых окон.

Автоматическая спаренная пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, обладающих одинаковым устройством. При этом детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики заключался в использовании энергии отдачи при коротком откате ствола орудия. Практическая их скорострельность составляла 100-120 выстрелов на ствол. Однако на практике продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40-50 выстрелов, после чего орудия необходимо было охладить.

Спаренное орудие оснащалось автоматическим, зенитным прицелом построительного типа. Данный прицел был предназначен для решения задачи по определению места встречи цели со снарядом при ведении огня. Для этого предварительно необходимо было определить и внести в прицел следующие данные: скорость цели (определялась по типу самолета), курсовой угол (определялся по видимому направлению движения цели) и наклонная дальность (определялась на глаз или при помощи дальномера).

Боекомплект зенитной установки состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, которые были размещены в специальных боеукладках в корпусе и башне. Большая часть боекомплекта (248 выстрелов) перед погрузкой в ЗСУ снаряжалась в обоймы и укладывалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Оставшиеся 52 выстрела в обоймы не снаряжались и складировались в специальном отсеке, расположенном под вращающимся полом башни. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами укладывались в корме башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм к орудиям осуществлялась заряжающими в ручном режиме.


ЗСУ-57-2 оснащалась 12 цилиндровым, V-образным, четырехтактным, дизельным двигателем жидкостного охлаждения. Дизель развивал мощность в 520 л.с. и разгонял установку по шоссе до 50 км/ч. Двигатель устанавливался перпендикулярно продольной оси ЗСУ на специальном постаменте, который был приварен к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя равнялся 38,88 литрам, а его масса составляла 895 кг.

Машина оснащалась 3 топливными баками общей емкостью в 640 литров, баки были расположены внутри корпуса. Дополнительные наружные баки емкостью по 95 литров устанавливались справа по ходу ЗСУ на надгусеничной полке, запас хода составлял 400-420 км. по шоссе. Механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел находилась в корме корпуса. Она включала в себя пятискоростную коробку передач, главный фрикцион сухого трения, два планетарных механизма поворота, две бортовых передачи, приводы компрессора и вентилятора.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ-26Э, а внутренняя при помощи танкового переговорного устройства ТПУ-47. Установленная на самоходке радиостанция обеспечивала надежную связь при движении на дистанции в 7-15 км., а в режиме остановки на дистанции в 9-20 км.

ЗСУ «Гепард» (ФРГ)

В начале 60-х годов прошлого века бундесвер заинтересовался возможностью создания новой ЗСУ, которая бы была в состоянии бороться с авиацией противника в любое время суток. В ходе разработки конструкторы и военные остановили свой выбор на модифицированном шасси основного боевого танка Леопард-1 и спаренной 35-мм орудийной установке. Созданная боевая машины 5PZF-B, приглянулась также армиям Бельгии и Нидерландов. В итоге бундесвер заказал 420 ЗСУ 5PZF-B «Гепард», Нидерланды 100 5PZF-C, оборудованных собственными РЛС, а Бельгия 55 машин.

ЗСУ «Гепард»


ЗСУ «Гепард», имеющая на вооружении спаренную 35-мм зенитную установку, предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями на наклонных дистанциях от 100 до 4 000 м. и на высотах до 3 000 м., которые летят со скоростями до 350-400 м/с. Также установка может использоваться для борьбы с наземными целями на удалении в 4 500 м. ЗСУ предназначается для прикрытия механизированных частей бундесвера на марше на открытой местности со сложным рельефом. Выполнению данной задачи как нельзя лучше способствовало шасси танка «Леопард», которое было положено в основу «Гепарда». ЗСУ была принята на вооружение в 1973 году.

Корпус ЗСУ «Гепард» имел сходство с корпусом основного боевого танка «Леопард 1», но обладал облегченным бронированием. Основное различие заключалось в установке дополнительного двигателя мощностью в 71 кВт, который использовался для обеспечения энергией электрооборудования установки. Место механика-водителя располагалось впереди справа, слева от него находилась вспомогательная силовая установка, башня располагалась в центре корпуса, а МТО в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, состоящую из 7 сдвоенных опорных катков и 2 поддерживающих, направляющие и ведущие колеса заднего расположения. Поисковый радар, смонтированный в задней части башни, в случае необходимости можно было сложить. Радар сопровождения целей расположен в передней части башни.

Артиллерийская часть «Гепарда» состоит из двух 35-мм орудий Oerlikon KDA и механизма двойного ленточного питания, который позволяет вести огонь снарядами различных типов. Пушки смонтированы в баше кругового вращения и могут наводиться в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод орудий полностью электрический, но на случай выхода из строя имеются и приводы механической наводки. Общий темп стрельбы установки составляет 1100 выстрелов в минуту (по 550 на ствол).

Каждая пушка имеет специальный датчик, которые измеряет начальную скорость полета снаряда, передавая затем эти данные бортовой СУО. Боекомплект установки состоит из 680 выстрелов, из которых 40 являются бронебойными. Для того чтобы сменить тип боеприпасов, наводчику необходимо лишь несколько секунд. Стреляные гильзы в ходе стрельбы удаляются автоматически. Наводчик может самостоятельно устанавливать требуемые режимы стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, либо очередями по 5 или 15 выстрелов, либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы не превышает 4 км. Дополнительно ЗСУ «Гепард» оснащается двумя блоками дымовых гранат (по 4 гранатомета в каждом), которые крепятся на бортах башни.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


«Гепард» оснащается двумя РЛС – станцией обнаружения целей MPDR-12 и РЛС сопровождения целей «Альбис». Дальность их действия составляет 15 км. Во второй половине 70-х годов прошлого века в Германии также была разработана новая версия РЛС целеуказания MPDR-18S, обладающая дальностью обнаружения в 18 км. Обе РЛС работают независимо друг от друга, что позволяет независимо осуществлять сопровождение выбранной для обстрела цели и поиск новых воздушных объектов. Для ведения огня в условиях сильного радиоэлектронного подавления у командира и наводчика машины имеются оптические прицелы с 1,5 и 6 кратным увеличением.

После того как цель появилась на экране, происходит ее идентификация. В том случае, если это самолет, то следить за ним начинает РЛС сопровождения целей, расположенная на башне. При необходимости данную РЛС можно развернуть на 180°, укрыв ее, таким образом, от воздействия осколков. Наведение орудий на цель происходит автоматически, в тот момент, когда цель входит в зону поражения, экипаж ЗСУ получает соответствующий сигнал и открывает огонь, такой режим позволяет экономить боеприпасы. На полную перезарядку магазинов орудий требуется о 20 до 30 минут.
ЗСУ «Гепард» оснащается навигационным оборудованием, средствами связи, средствами противохимической и противоатомной защиты, а также механизмом автоматического приведения машины из походного в боевое положение. Часть машин бала оснащена лазерными дальномерами компании Siemens.

ЗСУ Т-55 «Стрелок» (Финляндия)

ЗСУ Т-55 «Стрелок» появилась на свет в результате тесной кооперации нескольких известных европейских компаний. Данная система была полностью разработана итальянской компанией «Маркони», которая в частности поставила собственный радар для данной ЗСУ. В качестве основного вооружения были использованы швейцарские 35-мм автоматические пушки Эрликон, такие же установлены на немецком «Гепарде». Базой для ЗСУ стал танк Т-55АМ польского производства. В финской армии данная ЗСУ получила индекс ItPsv 90, где 90 это год принятия ЗСУ на вооружение. Машина считается достаточно эффективной, процент поражения ей целей оценивается в 52,44%, что является очень высоким показателям для такого рода машин.

Сама концепция боевого модуля, используемого на ЗСУ, была разработана в Великобритании в 90-х годах пошлого века. Данный модуль мог устанавливаться на шасси танка Chieftain, однако британской армии такая ЗСУ оказалась не нужна. При этом созданный модуль мог устанавливаться на обширное количество шасси различных танков: новый Challenger, экспортный Vickers Mk3, старый Centurion, американский M48, немецкий Leopard 1, советский Т-55, китайский Тип 59 и даже южноафриканский G6. Но востребованным оказался лишь вариант с установкой на шасси польской модификации Т55 – Т55АМ. Финляндия заказала для своей армии 7 таких машин.

ЗСУ Т-55 «Стрелок»


Основное предназначение ЗСУ Т-55 «Стрелок» - это борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и БПЛА противника. Эффективная дальность стрельбы составляет 4 км. При этом РЛС компании Маркони в состоянии засекать цели на расстоянии до 12 км, осуществлять слежение за ними с дистанции в 10 км, а с 8 км. включать лазерный дальномер. Темп стрельбы орудий составляет 18 выстрелов в секунду (по 9 выстрелов на ствол). Помимо основного вооружения каждая ЗСУ оснащается 8 дымовыми гранатометами.

Помимо борьбы с воздушными целями, установка в состоянии поражать и легкобронированные наземные цели, для этого в ее боезапасе имеется 40 бронебойных снарядов. Общий боезапас ЗСУ Т-55 «Стрелок» состоит из 500 снарядов. Созданная машина получалась совсем нелегкой. Она существенно превзошла своего донора – средний танк Т-55. В отличие от Т-55АМ, который весит 36 тонн, ЗСУ –55 «Стрелок» обладает массой в 41 тонну. Увеличение массы машины заставило разработчиков форсировать двигатель до 620 л.с. (номинальная мощность двигателя Т-55АМ составляет 581 л.с.).


Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 - 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 - 1960 годах.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:

изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+85°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная - 8800 м, горизонтальная 12 ООО м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200 - 240 выстр./мин.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9.

С 60-х годов, по мере поступления в войска более Современных ЗСУ «Шилка», некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии.

В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59.

По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.


ЗСУ-57-2


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 28. ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8480, ширина - 3270, высота (потенту)-2750, клиренс - 425.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах - 248).

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8 - 13.

ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3 .

ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.

ЗАПАС ХОДА, км: 420.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,7; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 1,4.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.