Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Май месяц - народные приметы и прогноз погоды на лето. Народные приметы на май

На Руси его называли «ярец» в честь славянского бога Солнца Ярилы, а также «травень-цветень», «святодень», «птичий пересвист». У греков май обязан своим названием богине гор Майе, которая именно в это время покрывает горы зеленью. У римлян Майя — богиня плодородия и весеннего обновления земли.

ПРИМЕТЫ МАЯ

Май весну венчает, лето встречает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Ай, ай, месяц май: тепл, а голоден!

Апрель теплый, май холодный — год хлебородный.

Майская трава и голодного кормит.

Много майских жуков — к сухому лету.

Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Когда береза лист распустит перед ольхой — лето будет сухое, а если ольха перед березой — мокрое.

Мокрый май — будет каша и каравай.

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили:

В рубахе пахать, в шубе сеять.

Обычно холода возвращаются, когда зацветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

1 мая

День Козьмы , названный в честь святителя Космы. В этот день на горке ставили соломенное чучело на шесте, вокруг него пировали, а потом сжигали его с песнями и плясками. Когда горел огонь, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем», по аналогии с масленич-ными обрядами. В некоторых местностях маем называли украшенное дерево (типа троицкой березки).

Сей морковь и свеклу на Козьму.

Про морковь говорили так: «Она любит землю пес-чаную, на которой родится глаже и вкуснее, и в ботву не столько станет расти, на черной же земле боле траву пускает, нежели корень свой». Человеку, родившемуся в этот день, пророчили быть огородником.

2 мая

День Иоанна Ветхопещерника, или Ивана Воинственника.

Иван — весне новина.

Крестьяне приносили на поляны свежесотканные хол-сты и рубахи («новину»), полоскали их в реке, расстилали в поле, чтобы отбелились под солнцем. Холстом нового урожая одаривали Весну: на растеленный на лугу холст ставили пирог и, обращаясь на восток, говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!»

На Ветхопещерника обновляй новину.

Уходили домой с надеждой, что Весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен, коноплю и рожь.

3 мая

День Федора , поминовение усопших. День назван в честь преподобного Феодора. По поверьям, взбудораженные весенним оживлением души умерших вылетают на свет Божий и ищут покоя, а потому не-обходимо навещать могилы родственников, прибирать кладбища, причитать или окликать покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были «плачи» на могилах.

Федор — окликание предков.

На Федора покойники тоскуют по земле.

4 мая

День Прокла . Старики проклинали нечистую силу. Приметы этого дня:

Если муравей сытый и чистый — пшеница хорошо уродится.

Рано зацвела черемуха — к теплому лету.

5 мая

День преподобного Луки . Принято сажать на грядки лук.

Лук от семи недуг.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изво-дит.

Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук. Лук да баня все правят. Голо, голо, а луковка во щи есть. Про мелкие печали или ничтожные огорчения, не за-служивающие слез, говорили так:

Горе луковое.

Луковую шелуху раскладывали по дому — она изгоняет злых духов и очищает жилище от скверны.

6 мая

День памяти великомученика Георгия По-бедоносца, в народном календаре — Егорьев день (Юрий вешний, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий хра-брый). В народном представлении его образ существует в трех ипостасях: воина, защитника скота и волчьего па-стыря. Говорили так:

Не бывать Весне на Святой Руси без Егория.

Вся живая тварь у Егория под рукой.

Считалось, что он покровительствует не только до-машней скотине, но и диким зверям, и если волк или медведь уносили овцу, то случай этот приписывали воле святого Георгия:

Что у волка в зубах, то Георгий дал.

По преданию, накануне своего вешнего дня святой Егорий объезжает на белом коне все леса и отдает наказы дикому зверью: где кормиться, чем промышлять-

Без Егорьева наказа и серый волк сыт не будет.

На что волк сер, а и тот по закону живет: что Егорий скажет, на том все и порешится.

Егорий-храбрый держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води.

День «Егория вешнего» (существует также «Егорий осенний») считался праздником пастухов: скот выгоняли на первый выпас. Важное это событие обставлялось це-лым рядом ритуальных действий. Хозяева пекли обрядо-вое печенье в виде «коровок», «лошадей» и «козулек», делали «соченое молоко» — толкли в ступе конопляное и льняное семя, разводили водой и давали скотине, чтобы узнать, здорова ли она. Животное, которое отказывалось пить это «молоко», считали больным. Затем «для пущего здоровья» скотину обливали во дворе талой водой. Рано утром на лугу хозяин «выкликал волка»:

Волк, волк, на какую животину от Егория тебе наказ вышел?!

После этого в поле бросали голову и ноги от зарезан-ной овцы. Хозяин обходил всю скотину с образом святого Георгия, а когда коров собирали в общее стадо, в часовне служили водосвятный молебен, после чего животных кро-пили святой водой и, наконец, гнали за околицу.

Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!

Ребята-подпаски стегали скот вербой и кричали:

Верба из-за моря,

Дай, верба, здоровья!

Верба, хлест —

Бей до слез!

Бери хворостинку —

Выгоняй скотинку!

Утром рано

Меть барана!

К хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку, которая, сметая с травы ночную росу, обеспечивала обильные удои всему стаду. Старые пастухи уверяли, что средство это верное. В этот день чествовали пастуха: одаривали караваями, кормили в поле мирской яичницей и, по обычаю, окатывали водой, «чтобы не дремал», хотя больше надеялись все же на святого:

Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом.

Чтобы Егорий не забрал скотину «волку на зуб», перед его иконой накануне этого дня ставили свечи. В обря-довых песнях, сопровождающих выгон скота, крестьяне обращались к святому с просьбой:

Егорий ты наш храбрый,

Макарий преподобный,

Ты паси нашу скотину

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

В этот день украшали зеленью и цветами смазливого парня, ставили ему на голову круглый пирог, хороводом вели в поле, где трижды обходили посевы, а потом разво-дили костер, ели пирог и пели весенние песни. Открывался сезон хороводов, а посиделки заканчивались.

Ребятишки ходили по дворам славить Егория:

На Егорья вам,

На вешнего вам!

Телоньки, телитесь,

Кобылки, жеребитесь,

Овечки, ягнитесь,

Свинки, пороситесь,

Курочки, неситесь,

Петушки, топчитесь!

Хозяюшка, добрись,

Хозяин, не скупись!

Выносите к крыльцу

Ребятам по яйцу —

За наши труды

За егорьевские!

С этим днем связаны поговорки и приметы: На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря).

Заегорит весна, так и зябкий мужик шубу с плеч до-лой.

Пришел Егорий — и весне не уйти.

На Егорья роса — будут добрые проса.

Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши.

На Егорья дождь — скоту легкий год, гречи нерод.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит.

Утренняя роса на Георгия считалась целебной. Ее соби-рали на льняные полотенца и отжимали до восхода солнца. На росную траву выгоняли гулять босиком детей:

Будь здоров, как Юрьева роса.

7 мая

День Саввы и Евсея , названный в честь пре-подобного Алексия и мученика Саввы Стратилата.

Савва и Евсей — овсы отсей.

Овес не князь — любит грязь.

Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.

Овес сеяли или до, или после наступления полнолуния, и никогда — во время затмения.

Все запасы подходили к концу:

Про нашего Савву распустили славу: не пьет-де, не ест, а зерном мышей кормит!

8 мая

День Марка-ключника, названный в честь апостола святого Марка. Марк — хранитель ключей от дождя, ему молились от засухи:

Дети зазывали дождь:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи!

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Только пуще поливай!

Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Если дождь, начавшийся в это день, льет до 11 мая, то следующие три года будут очень урожайными.

Зеленая радуга — к добрым урожайным дождям, высо-кая радуга — к хорошей погоде на месяц, низкая радуга — к ненастью.

На Марка в небе ярко, бабам в избе жарко.

9 мая

Дела, сделанные в этот день до восхода солн-ца, будут успешными.

Солнце встает багряное — к грозовому и пожарному лету.

Если кукует кукушка — домашние животные будут бо-леть; кукушка кукует раньше соловья — плохое лето.

10 мая

День Семена-ранопашца.

Не ленись с плужком — будешь с пирожком.

Землю пахать — не в бабки играть.

И поедим, и спляшем — только пашню вспашем.

На пашне огрехи — в кармане прорехи.

Стоя на первой вспаханной меже, пахари зазывали:

Ты, Мать-Сыра земля, укроти ветры полуночные, сдер-жи морозы-холода лютые. Ты взойди, солнце красное, люду на пораду, на добрые всходы! Ты взвейся, жавороночек, во синее небо. Огляди-ка, жавороночек, черную пашню. Ся землица крестьянская вся потом улита, сошенькою всковырена, слезами омыта.

Примета:

Яркая игра звезд перед первым яровым севом — к богатой яровине.

Петь в этот день нельзя — будет большой убыток, неурожай, и все дела пойдут в этот год плохо.

11 мая

День мученика Максима и апостола Ясона, исцелителей от лихорадки. Знахарей задабривали подар-ками.

На Ясона ветер тепляк-здоровяк.

Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход — к ведренному лету.

Солнце на восходе ясное — ясное лето. Звездная ночь — хороший урожай.

Больных лечили «собранным» в этот день в ладанку теплым южным ветром и березовым соком, особенно целебным на Максима.

12 мая

День Девяти мучеников . Им молились от девяти напастей: чтобы не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не крутило, не слепило, с ног не валило и в мать-сыру землю не сводило.

13 мая

День Якова-звездоночного.

Теплый вечер и звездная ночь на Якова — к сухому ясному лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, ведь в мае жениться — значит всю жизнь маяться (по старо-му стилю в этот день май только, начинался). В первый майский вечер на лугу ставили молодое зеленое деревце, украшенное лентами, водили вокруг него хороводы, жгли костры и веселились. Во многих местах начинали сев.

Роса в этот день целебна. Не обрызгавшись этой росой, нельзя отправляться в дорогу — иначе все дела, связанные с ней, будут неудачными.

14 мая

День Еремея-запрягальника, яремника, названный в честь пророка Иеремии, и день иконы «Не-чаянная радость». В этот день не принято давать в долг зерна и хлеба — по поверьям, это приводит к плохому урожаю.

На Еремея по ранней росе иди на посев. Еремей, Еремей, про посевы разумей! На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет при-гожа.

Ель распустила почки — с севом надо торопиться.

15 мая

День благоверных князей Бориса и Глеба, сеятелей. Соловьиный праздник. Начинают петь соловьи.

Соловейка маленький,

Сизенький, касатенький!

Перышки рябенькие,

На крылышки легонький!

Спой в саду, пощебечи

Ты днем и в ночи:

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Так — тьех-тьех, фьють-фьюти!

Приметы:

Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведешь лето.

Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.

Соловей поет всю ночь — будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садов и ну.

Услышав первого соловья, нужно успеть скинуть с себя рубашку — кожа тогда будет гладкой и красивой.

Если на Бориса удалось что-то выгодно продать — «весь год с барышом будешь» (еще этот день называют «барыш-день»).

16 мая

День Мавры-молочницы . У коров при-бавляется молока.

И хозяйке легко, коль на столе молоко. Зацветает черемуха, наступает похолодание.

Черемушка зеленая,

Тонкая, высокая,

Листом широкая!

Под лучами ясными,

Под звездами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки!

На потеху старым,

На диво детям малым!

Появляется первая зелень:

Мавра — зеленые щи.

В зеленые щи крапиву ищи.

17 мая

Огород ограждали изгородью. Поставленная именно в этот день, она убережет посевы от злого глаза и порчи. В церкви заказывали молебны о дождях, растениях и животных, чтобы все хозяйство приносило прибыль.

18 мая

День Ирины-рассадницы, память мученицы Ирины . Пора пересаживать капустную рассаду на грядки, приговаривая:

Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!

Первый кочан нужно накрыть самым большим горш-ком и белой скатертью. Работа эта издревле считалась исключительно женским делом: посаженные мужчиной, овощи зацветут, но плодов не дадут.

19 мая

День Иова-горошника, огуречника, росенника. Провести его нужно как можно тише, спокой-нее: поразмышлять о жизни, попросить прощения у тех, перед кем виноваты. День назван в честь праведного Иова Многострадального. Пора сеять горох:

Старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье.

И репу, и горох не сей подле дорог.

Иов росы распустил.

Опытные огородники знали: сеять горох нужно на за-кате солнца (чтобы воробьи не видели), при ущербной луне, на сырой земле. Горох, посеянный при северном ветре, будет жестким, при западном или юго-западном — мягким, на нем скоро появляются черви, и он сильно за-растает сорными травами.

Сей, сей горох,

Рассеивай горох!

Уродись, горох,

В огороде не плох!

И крупен, и бел —

На потеху всем,

И сам тридесят —

Для малых ребят!

Приметы этого дня:

Большая роса — к урожаю огурцов.

Ясный день — к обилию огурцов в этот год.

20 мая

Ходить босиком нельзя: это привлекает в дом змей и других ядовитых тварей, а также комаров и мух.

21 мая

День Ивана-Пшеничника.

Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу!

Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Дождь — будет много грибов.

Начало сева сопровождалось множеством ритуальных действий, призванных обеспечить хороший урожай. Чтобы летом не овладевала усталость, крестьяне накануне сева изображали различные сельскохозяйственные работы — косьбу, жатву, молотьбу. Чтобы хлеб лучше уродился; хозяин до восхода солнца потрясал сохой, а хозяйки пекли пироги в виде сохи и бороны.

На закате солнца славильщики обходили дворы с по-желаниями богатого урожая. Такие песни назывались «волочебными», а сами окликалыдики — «волочебниками» (от древнерусского слова «волочить» — медленно передвигаться). Будущие радости представлялись в таких песнях как уже свершившиеся:

Не шум шумит, не гром гремит —

Идут-бредут волочебнички,

Волочебнички, полуночнички.

— Хозяин ты наш батюшка!

Ты спишь или так лежишь?

Подари ты нас, волочебничков,

Волочебничков, нерадельничков.

Наши дары малы, не велики —

Пару яиц да пироги.

Не хочешь нас дарить — пойдем бродить,

Грязи толочить, людей смешить.

Хозяинушка наш батюшка!

Зажги огонь, сходи на двор.

На твоем-то дворе три радости:

Первая радость — коровка отелилась,

Другая радость — овечка оягнилась,

Третья радость — кобылка жеребилась.

Коровка телила — телочку,

Овечка ягнила — ярочку,

Все ярочки по парочке,

Твоим деткам на подарочки.

Кобылка жеребила — коника,

Коника все вороника.

С этим же, хозяинушка,

Живи здорово,

Живи богато!

Перед тем как начать сев, сеятель садился на борону и говорил так:

Как я весок и тяжел, так и хлеб мой будь на полосе весной — тяжкой; чтоб никто не мог на моей полосе цвет ни снять, ни сдуть, и чтоб дождь не омыл и буйный ветер не поснимал, кроме меня — хозяина. Так взойди, красное солнышко, на ниву, дай моему хлебу силу! А ты, Мать-Сыра земля, вскорми хлеба!

К семенам примешивали крошки хлеба, скорлупу яиц. Это должно было вернуть земле силу и дать ей плодородие.

Домашних животных в этот день принято было холить и лелеять. Была и другая забота: читались заговоры на прибавление ума, а в церкви заказывали молебны с этими же прошениями.

22 мая

День Николы вешнего, травного, тепло-го, или Никольщина (день перенесения мощей святого Николая), важная церковная и аграрная дата. В этот день святому Николаю Угоднику служили молебен, в котором просили его уберечь скот от падежа. К нему приурочивали посев хлебов, в некоторых местностях начинали сажать картофель. После Николы наступали теплые ночи, вы-растала густая трава.

Никола вешний — праздник конюхов. Принято было не работать и впервые в году выгонять лошадей в поле — на ночной подножный корм. Ребята в ночном жгли костры, во-дили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет.

Пришел бы Никола, а тепло будет!

С Николы вешнего сади картофель.

Проси Николу, а он Спасу укажет.

До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы не тужи.

До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки.

Нет для мужика поборника лучше Николы-угодника.

23 мая

День Симона Зилота . Время собирать це-лебные коренья: травы наполнены особенными соками.

На Симона Зилота земля именинница — грех пахать.

В этот день промывали, протирали и выкладывали на солнце изделия с драгоценными камнями — чтобы долго сохраняли свой вид.

24 мая

День Мокия мокрого, названный в честь священномученика Мокия.

Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее.

Если небо прохудится, то все лето будет дождик литься.

Туман на Мокея — к мокрому лету.

Восход багряный — к грозному и пожарному лету.

25 мая

День Епифана.

На Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

Если акация сильно пахнет и привлекает много пчел — долго будет стоять хорошая погода.

Если распустились белые кувшинки на озерах и пру-дах — заморозков больше не будет.

26 мая

День Лукерьи-комарницы. Начало кома-риного года.

Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.

27 мая

День святого мученика Исидора, или Си-дора-огуречника. Пора сеять ранние огурцы и лен. При-мечали: если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши.

Кукушка кукует — пора сеять лен, стрижи прилетели — к теплу.

Сидор-видор, сею-вею беленький леночек (из хоро-водной песни).

На Сидора сиверко — лето будет холодное.

Прошли Сидоры, прошли и сиверы.

До Сидоров заморозки бьют.

Ласточки летают высоко — к хорошей погоде.

К Сидору приурочивали также первый посев льна

28 мая

День Пахома-бокогрея, память препо-добного Пахомия Великого. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время появ-ления листвы и цветения, называемое в народе зеленым шумом.

Пришел Пахом — запахло теплом.

На Пахома тепло — все лето теплое.

На Пахома-травника и пустырь зелен.

Если зацвел можжевельник — пора сеять ячмень (до тех пор, пока цветет калина).

29 мая

День Федота-житника, память преподоб-ного Феодота.

Коли на Федота на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.

Придет Федот — последний дубовый листок развернет.

Пора сеять жито (ячмень). Сеяли, приговаривая:

Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху.

В засушливую весну крестьяне «ходили на гремячий»: шли к роднику и принимались поблизости от него копать землю. Если удавалось добраться до воды, это считалось большой удачей — дождик был уже близко, оставалось только позвать его:

Гой еси ты, дробен дождь! Пади на мою рожь, чтобы она росла, как лес высока, как дуб толста!

Секи, секи, дождь!

На нашу рожь,

На гречу и пшеницу,

Овес и чечевицу,

А на ячмень —

Поливай весь день!

Это день считался опасным: колдуны напускают на ветер порчу. Хозяева обходили свои владения и разбра-сывали семена, привлекая в дом счастье. Денег в долг не давали: это приведет к неудачам и безденежью.

30 мая

День преподобной Евфросинии, в миру Евдокии.

Какова Евдокия, таково и лето.

Заканчивается сев пшеницы. Если сережки на тополе вызрели за полторы-две недели до осиновых — много ро-дилось сморчков и строчков, можно начинать их сбор.

31 мая

Продолжали сеять лен и сажать огурцы. Дуб одевается, скотина наедается.

Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Услышав кукушку, загадывали:

Ку-ку, кукушечка!

Ку-ку, рябушечка!

Сколько лет мне жить,

По земле ходить?

Примечали:

Кукушка закуковала — пора сеять лен.

Чтобы бел-волокнист уродился лен, сей его на молодой месяц; а чтобы собрать побольше льняного семени — жди полнолуния.

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок,

Вверх головистый,

Вниз коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым.

Май – последний весенний месяц. Эта пора полюбилась многим из нас. За окном тёплая, солнечная погода, деревья стоят в цвету, а в воздухе витает особая атмосфера. Хочется жить, наслаждаться каждым прожитым днём и дышать полной грудью. Народные приметы мая не считают этот месяц благоприятным для сватовства и заключения брака. Существует даже поговорка на этот счёт: «Кто в мае женится, тот всю жизнь мается». Но, в то же время покровительницей мая является богиня любви, красоты и семейного счастья Лада.

Наши предки верили, что именно в мае нечистая сила разгуливается во всю мощь. Существует поверье, что в начале месяца ведьмы обычным женщинам подкидывали своих детёнышей-бесят, чтобы те их всю жизнь изводили. Чтобы насолить мужчинам, колдуньи оборачивались прекрасными девушками, соблазняли представителей сильного пола, а потом мучили и губили их.

Свадьба в мае: приметы

Многие слышали о том, что выходить замуж и жениться в мае – примета не очень хорошая. Но действительно ли это так? У наших предков с наступлением весны появлялось много работы. Необходимо было обработать землю после зимы, заняться посадкой растений, навести порядок во дворе. Свадьбы гулять было некогда, т. к. никто другой не сделает твою работу. Кроме того, к маю запасы провизии уже были на исходе, и возможность накрыть стол к свадебному торжеству мало у кого была. Скорее всего, именно по этим причинам и возникли предрассудки по поводу того, что выйти замуж в мае – плохая примета.

Вопреки негативному суждению, свадьба в мае обещает молодоженам успех и процветание. Их брак должен быть крепким и долгим. А всё потому, что покровитель последнего весеннего месяца – богиня Лада, благословляющая влюблённых на брак.

Свадьба в мае: мнение священника

Снег в мае: приметы

Выпавший снег в мае – примета плохая. В конце апреля и в начале мая происходит посадка многих сельскохозяйственных растений. Сказать, что выпавший снег действует на них губительно – ничего не сказать. Многое из высаженного может попросту замерзнуть и огородникам придётся заниматься посадкой растений заново, а это лишние затраты и дурная трата времени. Да и урожай получится собрать позже, чем планировалось. Если в мае выпал снег, то радоваться нечему.

Приметы на май на каждый день

С приходом мая все мысли наших предков были направлены на будущий урожай. Большинство майских примет связано с посевом и погодой.

С этого времени уже начинали вести посевные работы. В народе считали, что если фиалки и ивы-бредины цветут, то пора сеять редис, лук, морковь, укроп и петрушку. Чтобы волосы хорошо росли, голову смачивали первым майским дождём. Обращали внимание на погоду:

  • если погода в начале месяца стоит тёплая, то к концу мая может похолодать;
  • золотая заря и отсутствие ветра – к хорошей погоде;
  • если облачно на небе, то дождя не жди.

Люди, появившиеся на свет 1 мая, будут хорошими огородниками. В качестве талисмана им подходит чёрный агат.

Святому Иоанну Ветхопещернику молятся о защите от разных бед. У наших предков вера в святого была настолько большой, что его просили найти виновных в краже или рассудить спор. Крестьянки выходили с тканью в поле, чтобы «одеть весну в новину». Раскланивались на все четыре стороны и говорили: «Вот тебе, матушка-весна, новинка!». Холст расстилали на лугу, на него клали пирог и отправлялись домой, веря, что матушка-весна облачится в новину, и за принесенные угощения подарит богатый урожай льна и конопли.

Примета дня: если берёза листья распустила, то лето будет жарким и засушливым.

В этот день поминали умерших, ходили на кладбище, где окликали ушедших из жизни родителей. Считали, что покойники на Фёдора по земной жизни тоскуют, земля открывается и вылетают души усопших, чтобы мы могли с ними повидаться. За обеденным столом ожидали силу рода своего. Стол накрывали как можно богаче, застилали его белой скатертью. У икон зажигали свечи и просили Господа дать хороший урожай.

  • если после дождя молния блеснула без грома, то погода будет ясной;
  • если на небе появилась двойная или тройная радуга, то в ближайшем времени начнутся сильные дожди.

В этот день проклинали нечистую силу. Старики выходили за околицу и, повернувшись лицом на запад, произносили заговоры. По приметам определяли, каким будет лето:

  • черемуха рано зацвела – будет теплым;
  • чем раньше она зацветет, тем лето жарче будет;
  • если на черемухе цветков много, то будет дождливым;
  • если раньше черемухи расцвела берёза, то лето будет сухим, а если клён распустился первым – жарким.

В этот день было принято сажать лук. Крестьяне знали, что лук обладает целебными свойствами. Существовала даже поговорка на этот счет: «Лук от семи недуг ».

По приметам, если в этот день луна убывает, то морозов не будет до глубокой осени. Если в этот день гроза, то урожай будет богатым. А вот если заморозки, то до осени ещё будет сорок морозных ночей, из-за чего хорошего урожая не жди.

Этот день считается праздником пастухов, которых угощали сытной яичницей, наделяли деньгами и холстом. В этот день ничего нельзя делать из шерсти (вязать, прясть, даже брать в руки шерстяные нитки). Георгия Победоносца считают покровителем полей и плодов, выращенных на земле, поэтому 6 мая крестьяне освящали посевы и поля.

В народе говорили: «Юрий на порог весну приволок». А ещё считали, что роса, выпавшая 6 мая – целительная. Она может излечить от разных недугов. Коров в этот день старались пораньше выгнать в поле, чтобы роса дала обильные надои, сделала животных здоровыми и сильными.

Крестьяне начинали сеять овес. Начинать посевные работы можно за два дня до полнолуния или через два дня после него. Если в этот день случались заморозки, то до осени будет ещё 12 заморозков. А если заря жёлтая, то в ближайшее время дождей не будет.

Покровительница дня Елизавета-чудотворница помогала избавиться от маяты.

Покровителя этого дня называли ключником. Верили, что он отмыкает ключом небо, чтобы начались дожди. Святого просили уберечь от засухи. Крестьяне начинали сеять гречиху, ждали прилета певчих птиц. Если птички прилетели на конопляное поле, то урожай этого растения будет хорошим. Для птах во дворе бросали конопляные семена. Хозяйки обходили горницы с крапивой. Мыли крапивным настоем полы.

Куда перелётная птица прилетела, там и жди хорошего урожая:

  • если в сад, то будут плодоносить деревья, особенно яблоня;
  • если на огород, то будет хороший сбор плодов на грядках.

Приметы дня:

  • радуга высокая – к хорошей погоде, низкая – к ненастью;
  • с этого дня дожди будут тёплыми;
  • если дождик пошел рано утром, то днём будет ясно;
  • холодные дожди – мёда не жди.
  • чем радуга зеленее, тем дождь сильнее будет;
  • если во время ливня запели птицы, то скоро распогодится.

С этого дня начинали сеять горох и сажать ранний картофель. Крестьяне заговаривали горох, чтобы был хороший урожай.

Приметы дня:

  • ясный день или много утренней росы – к хорошему урожаю огурцов;
  • если кукушка издает звуки, напоминающие кваканье, то жди дождя;
  • ветер днём усиливается, а к вечеру затихает – к ясной погоде.

Начинали пахать поля, повсеместно шли работы в садах и на огородах. Зёрна, предназначенные для посева, есть нельзя, иначе урожая не будет.

Крестьяне верили, что на Семёна нечистая сила пытается проникнуть в человеческое жилище в образе птицы или животного. Человек, приютивший по незнанию нечисть, накличет на себя большую беду.

Приметы дня:

  • если утром трава сухая, то ночью будет дождь;
  • сова кричит – к холодам;
  • если вечером туман, то скоро распогодится;
  • обильные дожди 10 мая сулят богатый урожай;
  • ясный солнечный восход – к ветреному лету.

По народному поверью, тёплый ветер в этот день дарит здоровье. Поэтому наши пращуры изготавливали специальные ладанки и шли с ними на перекресток. Там ждали ветра с юга, чтобы поймать его в ладанку, которую потом надевали больному человеку для скорейшего исцеления.

Ещё было принято собирать берёзовый сок. Особенно ценился тот, что собрали из верхней части ствола. Такой сок помогал людям, страдающим лихорадкой. Но прежде чем его пить, больного нужно было искупать в дождевой воде, или хотя бы умыть ею его лицо. Знахари отпаивали больных отварами из крапивы, подорожника, мать-и-мачехи, которые уже можно было собрать в поле.

Приметы дня:

  • звездная и тёплая ночь – к хорошему урожаю;
  • ясный солнечный восход – к тёплому и солнечному лету;
  • если звёзды на рассвете мерцают, то будут дожди;
  • бабочки ищут укрытия в сараях и домах – к холоду и ненастью.

В народе 12 мая – день исцелений и целителей. Девять мучеников Кизических в народе признаны толкователями сновидений. Также им молятся об исцелении от оспы. Знахари нашептывали имена мучеников над больными, чтобы вылечить их от девяти недугов.

Приметы дня:

  • много оводов – к хорошему урожаю огурцов;
  • если муравьи переселяются в сухое место, то скоро пойдут дожди;
  • иволга кричит дикой кошкой – к дождю;
  • обилие майских жуков – к засушливому лету.

С этого дня прекращали всякое сватовство, потому что наступающий (по старому стилю) май неблагоприятен для новобрачных. Предложение о сватовстве, полученное в этот день, считалось обидным, и даже зазорным. Люди, узнав, что кто-то замышляет в эту пору играть свадьбу, распускали плохую молву об этой паре. В старину в мае свадьбы не играли.

Приметы дня:

  • звездное небо и тёплая погода – к урожайному лету;
  • если при восходе солнца небо будет чистым и безоблачным, то лето будет теплым и ясным;
  • если же небо в облаках встает, то лето будет дождливым.

Святого пророка Иеремия в народе прозвали Запрягальником, или Запашником, так как обычно именно в этот период начинались важнейшие и самые изнурительные работы для земледельцев. Принимаясь за них, крестьяне обращались к господу, прося его о помощи. Считали, что 14 мая сам пророк Иеремия запрягает свою колесницу на небе, засевает хлеб и помогает земледельцам, обратившимся к нему с молитвой.

Утром крестьяне шли в церковь, служили молебен пророку, а после отправлялись сеять. Выйдя в поле, сельчане молились на три стороны (кроме северной), низко кланяясь, на каждую сторону бросали по горсти жита, и только после этого начинали засевать. Мужчины сеяли рожь, а женщины – овес, яровые и горох.

Приметы дня:

  • если на Еремея тепло, то и во время уборки хлеба погода будет хорошая;
  • если солнце восходит ясно, то летом будет тепло и солнечно.

Борис-день ещё называли соловьиным, потому что к этому времени начинали петь соловьи. Считалось, что если птица запела основательно, то весна идёт на убыль, а лето – на прибавку. Услышали пение соловья раньше кукушки? Значит, лето проведёте счастливо. Если птичка пела ночью, то впереди ясный и пригожий день.

Обычно в этот период сев подходил к концу. Прежде чем сеять, произносили молитву, а во время посевных работ старались не разговаривать.

Ещё 15 мая называли барыш-день. Проводили ярмарки и торги. Считалось, что если в этот день что-то удачно продать, то весь год будет сопутствовать удача.

Святую угодницу Марфу в народе прозвали Рассадницей. 16 мая начинали сажать рассаду молодой капусты, засевали огороды. При пересадке рассады хлеба не ели, чтобы куры ее не выклевали. Чтобы черви не точили капусту, её нельзя сажать в четверг. Во время сева семена капусты пересыпали из руки в руку, иначе вместо капусты уродится брюква.

Ещё Марву называли молочницей. Верили, что если коровы в этот день с пастбища придут сытые, то молока у них прибавится. Хозяйки с 15 мая начинали варить щи.

Приметы дня:

  • соловьи запели – к теплу и ясной погоде;
  • много росы утром или ясный день – к богатому урожаю огурцов;
  • если росы утром не видно, то жди дождя;
  • если черемуха зацвела, то ожидается похолодание;
  • много цвета у черемухи – к дождливому лету.

Святая Пелагея – заступница невинных девиц и птиц. Невинно обиженные обращались за поддержкой и помощью к святой покровительнице. Вечером на Пелагею огородники выносили на участок надтреснутый горшок, в него клали выдернутую с корнем крапиву и ставили горшочек на середину грядки. Таким образом крестьяне отпугивали вредителей и нечистую силу.

Ещё в этот день учились «бить баклуши». Если сейчас под этим словосочетанием подразумевается бездельничать, то в старину «битьё баклуш» означало производство заготовок для деревянных ложек. Подбирали дерево, с определённой части ствола вырезали чурочку, из которой набивали баклуши и изготавливали ложки.

Приметы дня:

  • ясная погода обещает солнечное лето;
  • если солнце бледное, то ещё долго будет непогодиться;
  • воробьи стаями с места на место перелетают – к порывистому ветру.

На Ирину на полях выжигали старую траву и сажали капустную рассаду. Занималась посадкой самая старшая женщина в семье. Делала она это рано утром, пока никто её не видит. Чтобы куры капусту не клевали, во время посадки рассады старались не есть хлеба.

Приметы дня:

  • если еловые почки распустились, то медлить с посевом не стоит;
  • крупные облака, направляющиеся с юга на север – к дождю;
  • гусь моется в воде – к потеплению, в сухом месте – к холодам.

На Иова сеяли горох. Но дело это не такое простое, как кажется на первый взгляд. Сеять нужно в сырую землю на закате, когда луна идёт на убыль. Посевом занимались вечером, чтобы воробьи не увидели и горох не склевали. Кроме гороха сеяли тыкву, бобовые и огурцы. Считалось, что огурчики, посаженные в этот день, отлично подходят для засолки. Они получаются крепкими, ароматными и хрустящими.

Приметы дня:

  • много росы и ясный день – к богатому урожаю огурцов;
  • если утром нет росы, то жди дождя;
  • если после рассвета туман поднялся, то погода будет малооблачной, без осадков.

Чтобы дать лошадям силу и здоровья, их прогоняли по речной воде. С утра полные вёдра воды выставляли на солнце. А в полдень, когда водичка нагревалась, ею окатывали лошадей. Посевные работы в этот период были в полном разгаре. Считалось, что для посадки и посева наиболее подходят восточный и западный ветра.

Приметы дня:

  • сеять нужно при хорошей погоде, тогда урожай будет обильнее;
  • краденые семена лучше плодоносят;
  • радуга вечером – к ясной погоде, утром – к дождю;
  • луна в красном круге или кольца около месяца – к ветру;
  • если лучи солнца на рассвете окрашены в разные цвета, то будет непогода.

На Арсеньев день принято засевать пшеницу. По обычаю, нищие и странники в этот день, поклонившись пахотной полосе, заходили в дома к крестьянам. Хозяйки угощали гостей пшеничными пирогами, за что посетители их хвалили и благодарили.

Приметы дня:

  • если утром дождь, то летом будет много грибов;
  • красное небо вечером – к хорошей погоде, утром – к дождю;
  • если цветы жёлтой акации не пахнут, то будет засуха;
  • много цветков у черемухи – к дождливому лету;
  • радуга появилась с той стороны, откуда дует ветер – быть дождю, с противоположной – к прояснению.

Святой Николай – один из самых почитаемых святых на Руси. Его считают заступником и покровителем русского народа.

По преданию, святитель Николай сделал немало добрых дел. Он спас от гибели семью, впавшую в нищету, заступался за людей, несправедливо осужденных, избавлял от гибели утопающих и мореплавателей, вызволял пленников из темниц, воскрешал мёртвых, помогал больным и обездоленным. Почитали святого Николая практически так же, Богородицу и самого Иисуса Христа. Некоторые крестьяне даже были уверены, что Троица состоит из Спасителя, Богородицы и Николы Угодника.

В народной традиции день святого Николая отмечается дважды – Никола Вешний и . В русских деревнях дни святого Николая считались важнейшими праздниками после .

Приметы дня:

  • дождь в этот день сулит хороший урожай;
  • если дождик пойдёт на следующий после Николая день, то лето будет сырым;
  • до Николая нужно посадить картофель, иначе потом он может не взойти;
  • лягушки квакают – к хорошему урожаю овса.

Апостол Симон Зилот считался повелителем над всеми травами. По его воле на земле произрастают всякие растения – лекарственные и дурные, красивые и невзрачные, бесплодные и медоносные. Ещё святого считали помощником в поиске зарытых в землю кладов (мешков или сундуков с деньгами).

23 мая земля – именинница, поэтому работать на ней – грех. Крестьяне в этот день не пахали, не копали, и тем более не вбивали в землю колья, чтобы не потревожить её. Целительницы и знахари ходили по лесам и полям, собирали травы, которые, по поверью, на Симона Зилота обладают чудодейственной силой.

Приметы дня:

  • если серёжки на берёзе лопаются, то пришло время хлеб сажать;
  • во время дождя сильный ветер дует – к хорошей погоде;
  • если в солнечный день цветы одуванчиков после обеда закрылись, то будет дождь.
  • если дождик идёт или туман, то будет дождливым;
  • если солнечно, то теплым и ясным;
  • багровый восход солнца – к грозовому лету, с пожарами.

В этот день нельзя сеять горох, иначе его может градом побить.

С этого дня на прудах и озёрах появляются первые цветы белых кувшинок. Любоваться ими можно, а вот в дом приносить нельзя, иначе весь домашний скот погибнет.

К этому дню расцветала рябина. Женщина, появившаяся на свет 25 мая, будет хорошей и гостеприимной хозяйкой. Именинница надевала красный сарафан и, подойдя к рябине, заклинала своё жилище от молнии и пожара.

Приметы дня:

  • ясная утренняя заря – к жаркому и засушливому лету;
  • гусь начал себя общипывать – близится ненастье;
  • чайка на воду не садится и от берега далеко не отлетает – к непогоде, которая продлится не один день.

Вместе с теплым ветром появляются комары. Наши предки верили, что осенью комаров ветра уносят на тёплые моря, а весной опять возвращают. Считалось, что если с 26 мая по убить комара, то прибавится ещё дюжина кровососущих насекомых. Убивать их нужно после летнего солнцестояния, тогда комариное племя значительно уменьшится.

Приметы дня:

  1. Увидели в этот день комара? Летом ягод будет в изобилии. Если двукрылое насекомое было внушительных размеров, то год будет хорошим и удачным.
  2. Появление комаров свидетельствует о теплой и дождливой погоде.
  3. Ласточки низко летают – к дождю.

На Сидора следует сажать огурцы и сеять лён. Но если на ивах висит пыль, напоминающая перья, то лён сеять нельзя.

Приметы дня:

  • холодная погода на Сидора обещает холодное лето;
  • ласточки прилетели – год будет счастливым;
  • ласточки низко летают – к дождю, высоко – к ясной погоде;
  • ясный день – к отменному урожаю огурцов;
  • если утро пасмурное и холодное, но к вечеру прояснится, то ранние огурцы будут плохо родить, а вот поздние – хорошо.

С этого дня приходит настоящее тепло, буквально через несколько дней наступит лето. На Пахома сеяли поздний овес и пшеницу.

Приметы дня:

  • какая погода 28 мая, таким и лето будет;
  • если ветер западный, а облака низко плывут, то пора ярицу сеять;
  • после ненастья на небе радуга появилась – к прояснению и прекращению дождя;
  • можжевельник зацвел – пора ячмень сеять.

В этот день сеяли ячмень и рожь. В народе говорили: «У Житника забота – поле ячменное заборонить ».

Приметы дня:

  • рябина зацвела – к устойчивому теплу;
  • гром – к богатому сбору зерновых культур;
  • обильное цветение рябины – к хорошему урожаю овса.

На Евдокию часто идет дождь, но если погода была засушливая, в этот день крестьяне обращались к небесному сторожу Андрону с просьбой открыть небесные врата и порадовать людей проливным дождём, после которого посеянное зерно лучше взойдет.

Приметы дня:

  • какая погода на Евдокию, таким и лето будет;
  • в ясный день дятел стучит – к дождю;
  • если новолуние, то лето будет дождливым.

По народному поверью, душа рождённого в этот день улетает к дубу и, словно птица, ищет гнездо-дупло. С этого времени жизнь дерева заговорённая. В былые времена, люди, рождённые 31 мая, приходили к дубу, долго сидели возле дерева, набираясь от него жизненной энергии.

Приметы дня:

  • если на дубе макушка с опушкой, то овёс будешь мерить кадушкой;
  • если дуб раньше ясеня распустился, то лето будет холодным;
  • чистая и яркая луна – к ветру, бледная и мутноватая – к дождю;
  • мошкара тучей собирается – к хорошей погоде;
  • пчёлы массово сидят и гудят на соцветьях черемухи или рябины – к теплу;
  • сполохи в небе играют – к перемене погоды;
  • волна навстречу текучей воде бьет – к дождю;
  • дождевая туча шумит – к сильному ветру и граду;
  • от земли пар идёт – жди дождя;
  • солнце на закате бледное – будет дождь.

Народные приметы на май месяц помогут предсказать погоду на лето, и то каким будет урожай осенью.

Видео: приметы на май

Родится в мае: примета

Существует поверье, что человек, рождённый в мае, всю жизнь промается. Однако тысячи счастливых людей, появившихся на свет в этом весеннем месяце, доказали обратное.

Рождённым в мае покровительствует планета Венера. По гороскопу они могут быть Тельцами (с 21.04 по 21.05), либо Близнецами (с 21.05 по 20.06). Чтобы их будущее было успешным, важные решения им стоит принимать в:

  • понедельник;
  • вторник;
  • четверг;
  • пятницу.

В их одежде и интерьере дома должны преобладать голубой и розовый цвета.

Камни, которые могут принести им удачу – алмаз, жемчуг, изумруд. Хорошо, если один из этих камушков будет находиться в украшении, которое человек, рождённый в мае, будет всегда носить на себе.

Майские люди не боятся морального давления, они физически выносливы. Безупречное чувство стиля, данное им с рождения, выражается в одежде и интерьере жилища. Они любят живопись и искусство.

По своей натуре эти люди общительны, открыты и жизнерадостны. Они быстро располагают других к себе и с лёгкостью добиваются поставленных целей. На частые смены настроения влияют излишняя эмоциональность и сентиментальность.

В любви особы, рождённые в мае, отличаются преданностью и благородством. Трудности, встречающиеся на пути, они переносят достойно, не теряя оптимизма.

Крещение в мае: приметы

Таинство решение – важное событие в духовной жизни каждого человека. После обряда мы получаем не только церковное имя, но и ангела-хранителя, который будет нам помогать на протяжении всей жизни. Именно по этой причине большинство родителей стараются окрестить малыша как можно скорее. Однако май считается неблагоприятным месяцем, поэтому вопрос: «можно ли крестить ребёнка в мае?» возникает довольно часто.

Священнослужители сообщают, что май ничем не отличается от других месяцев, и никаких ограничений по проведению обряда Крещения не существует. Крестить ребёнка в мае можно, и родителям не стоит придавать значение суеверию, не имеющему никакого обоснования.

Май достаточно переменчив. Легкое тепло может побаловать нас едва ли, а на следующий день нам погода «диктует» свой дресс-код: из шкафов достаются плащи, ветровки, куртки, полупальто. Но не стоит расстраиваться: как гласят народные приметы, холод в мае - обычное дело, если май выдался холодный, то год будет хлебородный. И наконец, майский мороз не выдавит слез. Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в мир народных примет на май.

Народные приметы на май

4 мая. Присмотритесь к тому, зацвела ли черемуха? Рано зацвела черемуха весной - лето будет теплым.

6 мая. В этот день отмечается праздник пастухов. В день Егория Вешнего в поле выгоняется стадо. В этот день также ожидается прилет ласточек.

7 мая. День Евсея. Начиная с этого дня нас ожидает еще 12 календарных морозов. Начинайте отсчет!

Читайте также

11 мая. День Максима. Этот день считается священным - больных поят березовым соком, веря, что именно он поможет излечить их от тяжелых недугов.

13 мая. Присмотритесь к восходу: если он будет ясным, то лето будет ветреным. Если же в этот день вечер будет теплым, а ночь звездная, это сулит хороший урожай.

Погода в мае достаточно переменчива. Но, как гласят народные приметы, если май выдался холодный, то год будет хлебородный.

14 мая. Если в этот день непогода, то будущая зима ожидается суровой и очень морозной. День Еремея Запрягальника.

15 мая. В середине мая начинают петь соловьи - как говорится, Глеб и Борис сеют хлеб. Если соловей запел 15 мая, то лето пошло на прибыль, ну а весна на убыль.

16 мая. На зеленые щи крапиву ищи. Народные приметы гласят: в этот день необходимо наварить зеленых щей на всю большую семью.

22 мая. День Николы Вешнего или же просто Травяной день. Если в день Евдокии курочка водички напьется, то на Николу все коровы травы наедятся.

24 мая. День Мокея Мокрого. Если на улице пройдет дождь, то и лето будет мокрым. Если же наоборот, то дождя летом не дождаться.

25 мая. Лето будут сухим, если в это день (день Епифана) утро будет солнечным.

26 мая. В этот день просыпаются комары - праздник Лукерьи Комарницы. Кроме того, именно на протяжении этого дня начинается сбор лекарственных трав.

27 мая. В день Сидора отходят все холода. Если в этот день будет ветреная погода, то и на протяжении всего лета ветер не утихнет.

28 мая. День Пахома. Если 28 мая тепло, то и лето будет теплым. На этот день приходится посев пшеницы и овса, ну а овес пускается в рост.

31 мая. День Федота Овсяника. Если на дубу макушка выдалась с опушкой, то вешать овес будем кадушкой. Последний день мая открывает двери теплому лету.

Прислушивайтесь и приглядавайтесь к майским приметам, чтобы встретить лето, как говорится, во всеоружии.

Какие основные события, традиции и приметы в мае?

О месяце май

Май - травень, травник, травный, светозарник, розовоцвет, розацвет, цветень - пятый месяц года, третий месяц весны. Латинское имя этот месяц получил в честь богини гор Майи, дочери Зевса. Майя была покровительницей женщин, богиней обольщения, плодородия, обновления земли.

Считается, что с 1 по 6 мая - оживление весны, с 7 до 22 мая - разгар весны, а с 23-го до конца месяца - предлетье. Солнце до 21 мая находится в созвездии Тельца, а с 21-го перемещается в созвездие Близнецов. Талисман мая - гиацинт, камень - изумруд.

Май - месяц цветов и любви. Многие древние майские обычаи и обряды связаны с культом расцветающей природы. Но на Руси этот месяц считался еще и самым тяжелым в году. Все свадьбы и помолвки, заключенные в это время, обречены на неудачу. Никаких новых начинаний и договоров в мае делать нельзя, никаких важных решений не принимать - все равно одна маета выйдет.

Приметы и поговорки мая

Когда цветет черемуха - всегда живет холод.

Май холодный - год хлебородный.

Майское тепло ненадежно.

Майский мороз не выдавит слез.

Пришел май - под кустом рай.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Май - коню сено дай да на печь полезай (и холодно, и корма на исходе).

Богатый сыт и в мае, а бедный - терпи до Спасова дня.

Май не холоден, так голоден.

Майская трава и голодного накормит.

Март сухой, да мокрый май - будет каша и каравай.

Коли в мае дождь - будет и рожь.

Дождь в мае - жди урожая.

Нехорош сухой май.

Много майских жуков - к урожаю проса.

Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.

Грачи, прилетающие весной, летят прямо на гнезда - к дружной весне.

Зацвела мать-и-мачеха - к теплу.

Грачи играют - будет хорошая погода.

Если весной долго не линяют зайцы - еще долго будет холод.

Высоко летящие и громко поющие жаворонки предвещают отменную погоду.

Когда весною прилетела ласточка - скоро гром загремит.

Роса появляется на траве с вечера - к хорошей погоде.

Если роса утром скоро высохнет - будет дождь, если не высохнет до полудня - тоже.

Если весной стаи журавлей тянут на север - быть теплой погоде, если же потянут обратно на юг - быть снова холодам с частыми ветрами.

Журавли летят низко, быстро, тихо - к скорому ненастью.

На водоемах появились широкие листья лилии - заморозков больше не будет.

Птицы садятся на верхушки деревьев - потеплеет.

У вороны (грачей) в гнезде пять или семь яиц - к хорошему году, три или четыре - к плохому.

Май – последний месяц весны, время цветения, буйства красок, разгара огородно-полевых работ. Народные приметы говорят, что если в этом весеннем месяце еще холодно и дождливо, то год должен быть хлебородным: «Дожди в мае хлеба поднимают».

По одной из исторических версий месяц май получил свое название от имени богини Древнего Мира Майи. Ранее, по староримскому календарю, он был третьим по счету, а после того, как вошел в силу григорианский календарь, стал пятым. Майское тепло считается «ненадежным», даже если в начале этого месяца погода радует, то начиная со второй декады она может резко испортиться.

Приметы о погоде

С маем в народе связано множество примет:

  • часто сверкают звезды, значит лето ожидается ясное, сухое и теплое;
  • муравьи, пчелы или пауки активно двигаются – погода будет стоять хорошая весь следующий месяц;
  • майский дождь начинается крупными капельками – он будет идти недолго;
  • месяц выдался не дождливым – июнь тоже будет сухим;
  • часто жалует дождливой погодой – сентябрь будет сухим, и наоборот.

Если в мае много паутины, то лето будет знойным. Рябина зацвела во второй половине мая – не стоит ожидать ранней осени. Когда цветение дуба началось раньше, чем распустился ясень, значит, лето будет сухим. Если в начале мая облачно и дует умеренный ветер, то морозов быть не должно.

Сухую и ясную погоду предвещает туман над водой, который сгустился и не расходится в течение нескольких дней. Если туман поднялся утром, образуя при этом кучевые тучки – пойдет дождь, если же он стелется по земле, то день ожидается солнечным. Частые майские туманы – это предвестники мокрого лета.

Сухое лето сулит большое количество майских жуков. Если ночь выдалась теплой и светлой, следующий день будет пасмурным и дождливым.

Если на новолуние идет ночной дождь, то он будет затяжным, а вот когда на родившуюся луну нет осадков, то сухая погода будет стоять за окном еще долго. Вокруг солнца и луны увеличился ореол – сухая и ясная погода в мае будет еще несколько дней.

Присмотритесь к майской радуге: утренняя – вестница дождливой погоды, а вечерняя, – к солнышку, а в случае появления на небе нескольких радуг стоит ожидать теплый дождь, который продлится достаточно долго.

Если в мае с утра солнечный шар кажется больше обычного, то днем обязательно пойдет дождь, если же днем была гроза, но на улице не похолодало, значит, ночью она снова заявит о себе. Прыгающие лягушки по земле в мае обещают теплый дождик.

По дням

  • В ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) проводился самый значительный языческий праздник, посвященный плодородию и расцветающей весне. По приметам, в этот день нельзя было заносить в дом сирень, особенно если там находился больной человек, считалось, что запах цветов одурманит и унесет с собой больного. Для здоровья и долголетия на рассвете пили студеную воду из колодца, а сорванная на рассвете веточка вербы сулила путешественнику удачу в пути и благосостояние.
  • 1 мая – Иоаннов день и Космы (Кузьмы) Халкидонского или Огородника. Начинали куковать кукушки в лесах – знать пора сеять лен, морковку и свеклу. Если же она начинает летать над деревней – быть пожару. Первый майский дождь женщины собирали, чтобы помыть им волосы, тогда они росли, как трава в мае. Облака начинают клубиться – к хорошей погоде.
  • 2 мая – день Иоанна Ветхопещерника и блаженной Матроны. В этот день женщины выходили в поле со свежевытканным холстом, расстилали его на земле и клали сверху каравай, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, обнова». Это сулило сбор хорошего урожая и благополучный год. Цветет осина – пора в лес за сморчками. Если береза распустилась вперед клена – к сухому лету и наоборот.
  • 3 мая – день Иверской иконы Божьей Матери, день окликания предков. В старые времена считалось, что в этот день умершие скорбят о своей земной жизни и возвращаются увидеть своих родных. Поэтому рано утром старухи, пожилые женщины и плакальщицы посещали кладбища, а затем накрывали пышный стол. Если 3 мая появлялась двойная или тройная радуга, то до конца дня погода должна была улучшиться, но в скором времени ожидались обильные дожди. Если цветы маргариток наклонили головки низко к земле – к скорому ненастью.

  • 4 мая – день Ианнуария Беневентского и мучеников Прокула, Соссия и Фавста. В этот день старики выходили за околицу деревни, становились лицом на запад и произносили заговоры от нечистой силы. Начиналось «льняное время»: девушки водили хороводы вокруг яблонь и черемухи, пели песни и присматривали себе женихов. Чем раньше и пышнее зацветет черемуха, тем жарче, по народным приметам, прогнозировалось лето. Много щавеля выросло – к теплой, но снежной зиме. Если звезды ночью сильно мерцали, а на рассвете появились легкие тучки, то к полудню жди дождь.
  • 5 мая – день Феодора Сикеота, Луки и Климента. Высаживали на огородах лук, приговаривая: «Лук от семи недуг». Если к вечеру небо на западе чисто, то осадков на следующий день не будет. Только осина уронит сережки – не проворонь сморчка у дорожки. Если в ночь подморозит, то следующие сорок дней также будет не тепло.
  • 6 мая – Юрьев день, Георгий Победоносец или Вешний, Егорьев день. Рано утром на заре выходили «купаться» в росе и выгоняли скот для приобретения сил и здоровья. Начинались активные посевные работы. Обильная роса – ожидался хороший урожай проса, а шел дождь – легкий год скоту.
  • 7 мая – день Саввы Стратилата, Евсевия, Фомы, Елисаветы. По приметам в Евсеев день ветры все к земле гнут, а к людям маета прилипает. Рожденные этого дня и вовсе всю жизнь маяться будут. Заканчивали посев овса, а появление множества комаров и крылатых муравьев сулил его хороший урожай. После этого дня еще 12 раз могли быть заморозки по ночам. Лучи солнца стали темнеть – жди сильной грозы.
  • 8 мая – день Марка Евангелиста или Ключника, Василия, Фомы. Молились Марку, чтобы он защитил от засухи, «отомкнул» небо и пустил дождь. Солнечная, ясная погода – к урожаю яровых. Утром веет с востока, а вечером с запада, значит, следующий день будет солнечным и без дождя. Если яблони еще не успели зацвести – урожая в этом году ждать не стоит. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • 9 мая – день Василия, Стефана, девы Глафиры Амасийской или Горошницы. Обычно в этот день сеяли горох и сажали ранний картофель, на обед готовили гороховый суп или кашу. Часто и подолгу кующая кукушка предвещала теплую погоду. Если свежий утренний ветер днем усиливается, а к вечеру утихает – к ясной и устойчивой погоде.
  • 10 мая – день Симеона Иерусалимского. Распахивали поля и ждали, когда земля прогреться для засевания пшеницы. Коли сады цветут по холоду, по такому и жать рожь будем. Солнце взошло ясное – лето жди ветреное.
  • 11 мая – день апостолов Иасона, Сосипатра, Святого Кирилла. Заготавливали впрок березовый сок, но погода при этом должна была стоять погожая. Если же с утра туман или дождь, то полезных качеств в соке не будет или он скоро прокиснет. Ясный восход солнца – к хорошему лету, теплая и звездная ночь – к урожаю. Поздно зацвел одуванчик – к засушливому лету.
  • 12 мая – день девяти мучеников Кизических или Целителей. Произносили заговоры от телесных болезней и эпидемий. По приметам в эту ночь сны были вещими. Подул сильный ветер – к скорому ненастью, если дождь начинается с молний, то он будет затяжным.
  • 13 мая – Иаков Зеведеев или Яков Теплый. В дальнюю дорогу на Якова отправлялись, только искупавшись в мартовской талой воде. Она защищала от напастей, болезней и дурного глаза. Хорошая погода и звездное ночное небо в этот день предвещает теплое и урожайное лето. Если цветки одуванчика раскрылись в пасмурный день – к скорому улучшению погоды.
  • 14 мая – день пророка Иеремия или Запрягальщика, Пафнутия и Макария. Считалось, что в этот день сам пророк запрягает свою колесницу и помогает тем, кто пашет и просит у него помощи. Погожий день сулил такой же на сбор урожая. Собака скулит, роет землю и спит тревожно – к скорому дождю с бурей.
  • 15 мая – святого Афанасия Великого, Марии Магдалины, Саломии, Бориса и Глеба Сеятелей. Сажали огурцы, кабачки, тыкву. Начинали петь соловьи: громко и протяжно – к скорому теплу, всю ночь или при густом тумане – к ясному и погожему следующему дню.
  • 16 мая – день мучеников Тимофея и Мавры, Мавра Рассадница, Молочница или Щиха. Высаживали в огороды рассаду, начинали варить щи с зелеными побегами крапивы, щавеля, лебеды. Коров выгоняли пастись, на свежую траву, чтобы давали густое и жирное молоко. Обильная роса и ясный день сулил хороший урожай огурцов. На черемухе много цвета – к мокрому лету.
  • 17 мая – день Пелагии Тарсийской или Заступницы. Пелагия считается покровительницей всех невинных девиц, несправедливо обиженных, птиц и баклушников. Именно в этот день заготавливали дерево для изготовления ложек и другой домашней утвари. Приметы гласят: терн зацвел раньше и обильнее положенного – к холодному концу мая месяца, солнце бледное и в дымке – к продолжительной ненастной погоде.
  • 18 мая – день Ирины Македонской, Арины Рассадницы или Капустницы. Выжигали старые покосы, женщины (обязательно в одиночестве и молча) высаживали капусту и другую рассаду. Изобилие хвоща в балках да по полям говорило о хорошем урожае овса. Если гусь плескается в воде – к теплу, если в пыли – к похолоданию.
  • 19 мая – день Иова Многострадального или Горошника. Второй раз высеивали горох и другие бобовые. Если этим утром легла обильная роса и целый день стоит ясная погода, это благоприятный знак – урожай будет богатым. Если осы организовывают гнезда на открытых солнечных местах, значит, лето будет дождливым и сырым.
  • 20 мая – день воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Купальный день. В этот день считалось необходимым искупать лошадей, участвующих в посевных работах, в ближайших реках или водоемах. Сами хозяева также окатывали себя ведром холодной воды с головы до ног для здоровья и придания сил. Ветер веет с юго-востока – к длительной погожей погоде. Радуга с широкой зеленой полосой – к длительному и обильному дождю.

  • 21 мая – Иоанна Богослова и Арсения Великого. Сеяли пшеницу, а зажиточные хозяйки пекли пироги и угощали ими всех проходящих мимо путников, нищих, убогих. Плохим знаком считалось так никого и не встретить на дороге, тогда хотя бы один пирог крошили домашним и диким птичкам. Если гроздья акаций совершенно не издают запаха, значит, скоро будет затяжной дождь.
  • 22 мая – день пророка Исаии и Николая Чудотворца, Угодника или Вешнего. Становилось совсем тепло и лошадей выгоняли на ночные пастбища. Вечером девки носили пастухам пироги, гречневую кашу в горшочках, жгли костры, пели песни и водили хороводы. Хорошей приметой на Николая считался дождь или умыться на рассвете росой – это сулило здоровье и хороший урожай. Ночной гром – к хорошей погоде.
  • 23 мая – день апостола Симона Зилота. Этот день совпадал с языческим праздником Матери-Земли или Кормилицы, людям не разрешалось копать, пахать, бороновать или хоть как-то нарушать целостность земляного покрова. А вот ходить по земле босыми ногами, особенно по росе или собирать лечебные травы вполне приветствовалось. Птицы запели до рассвета – к дождю.
  • 24 мая – день Кирилла и Мефодия, священномученика Мокия или Мокия Мокрого. Народные приметы говорят, что в этот день месяца обычно идут дожди, и они приносят красоту и силу тем, кто под ними вымокнет. Затяжной дождь грозил мокрым и сырым летом. Фазан с вечера усаживается на ветку дерева – к тихой и сухой ночи.
  • 25 мая – день святого Епифания, Германа и Ермогена, Рябинник. В Епифанов день девицы одевали красные сарафаны или юбки, молились святому, чтобы уберег посевы и дома от пожаров. О том же просили и у рябины, водя вокруг хороводы. Багрово-алый восход солнца обещал сильные летние пожары. Если на прудах кувшинки подняли свое листья на самую поверхность, значит, заморозков уже не будет.
  • 26 мая – день девы Гликерии и мученика Лаодикия. Начинался посев гречихи. В старину говорили: «Если на Гликерию много комаров – готовь по ягоды коробов, если мошек – для грибов лукошек». День жаркий, а ночь прохладна – на завтра дождя не будет. Цветки земляники закрылись и поникли к самой земле – жди скорого ненастья.
  • 27 мая – день Исидора Хиосского, блаженного Исидора Твердислова или Бокогрея. С этого дня переставали веять северные ветры, становилось тепло, массово прилетали стрижи и ласточки. Ясный день сулил хороший урожай огурцов, холодный – мокрое и холодное лето. С утра на листьях клена выступили капельки сока – к вечеру быть дождю.
  • 28 мая – день Пахомия Великого, Исаии Ростовского, Димитрия. Устанавливалось настоящее тепло. Старики говорили: «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу поскорей», причем кроме пшеницы сеять больше ничего не рекомендовалось – не взойдет. Летает много паутины – к жаркому лету, дым от костра клубиться и выедает глаза – к сырому дню.
  • 29 мая – день преподобного Феодора Освященного или Житника, Кассиана и Лаврения. Считался последним сроком посева яровых. На обед обязательно готовили кашу (гречневую, ячневую, пшеничную или пшенную) с маслом. До этого дня обязательно зацветала рябина. Если лягушки и жабы расквакались во время холодного дождя – скоро погода наладится.
  • 30 мая – день апостола Андроника и преподобной Евфросинии (Евдокии). Пришла пора окучивать картошку. В народе говорили: «Какова Евдошка – таково и лето: молодой месяц с дождем – к мокрому, с северным ветром – к холодному». Свиньи роют себе ямы для луж и болота перед мокрым летом.
  • 31 мая – память святых отцов семи Вселенских Соборов, Феодота Анкирского и семи дев мучениц. Высаживали лен и наблюдали за дубом. Если на дубе макушка с опушкой (развернулись все листы) – будешь мерить овес кадушкой. Опадание зеленых листьев с дуба или дождь обещали голодный год и плохой урожай фруктов. Пчелы массово сидят и работают на рябине – к хорошей погоде на следующий день.

Свадьба в мае

В прежние времена женитьба в мае по народным приметам не сулила молодой семье ничего хорошего. Старики говорили: «В мае сходиться – всю жизнь маяться». Обидным считалось даже сватовство в этот период.

Если же другого выхода не было и свадьбу надо было играть именно в мае, то венчальную церемонию проводили под старым дубом, символом силы, могущества и прочной веры. Молодые брались за руки и трижды обходили дерево, кланялись ему в пояс и молили сохранить их союз крепким и благополучным.

На сегодняшний день многие молодые люди не верят в старинные приметы и обряды и сочетаются браком в подходящее для них время, твердо веря, что для настоящей любви не страшны любые преграды.

Неблагоприятными для свадьбы по церковному календарю считаются дни Великого поста и короткие однодневные.