Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Самый мощный ударный вертолет мире. Лучший ударный вертолет в мире

Тысячи вертолетов – от небольших, весом в несколько десятков килограммов, до многотонных гигантов − регулярно бороздят просторы воздушного океана. Вертолет, в отличие от самолета, не нуждается в аэродромах, так как способен взлететь, сесть вертикально, перемещаться горизонтально с разными скоростями и висеть в воздушном пространстве на одном месте. Такие свойства вертолета делают его ценной, а в некоторых случаях и вовсе не заменимой машиной.

Вертолеты перевозят пассажиров и грузы в отдаленные селения, которые расположены среди лесов или гор, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают при борьбе с лесными пожарами и наводнениях. С их помощью ведут успешную борьбу с вредителями полей, производят гравиметрические и геофизические съемки местности, проверяют высоковольтные линии электропередач на исправность и др. В последние годы их систематически используют в качестве подъемных кранов на стройплощадках, при укладке трубопроводов и так далее. Вертолеты − это важная составляющая военно-воздушных сил во многих странах мира. Ученым всего мира принадлежит создание научной теории вертолетов, без которой невозможно было бы добиться таких успехов в современном вертолетостроении.

Традиционно весь вертолетный рынок делят на две части: гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, содержит вертолеты государственных структур и коммерческих компаний, которые обеспечивают помощь в чрезвычайных ситуациях и общественную безопасность. Стремительно развивающимися направлениями гражданского сектора являются транспортные вертолеты с салонами люкс-класса для полетов важных персон и вертолеты для обслуживания морских нефтедобывающих платформ.

Гражданский спектр рынка намного превосходит военный. Однако в реальном денежном выражении, по мнению экспертов, военные вертолеты составляют больше 70 процентов контрактной стоимости поставок. Основная причина этого – повсеместное старение военных вертолетов прошлых поколений. Многие страны мира подошли к циклической необходимости глобального обновления парков своих вертолетов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели. Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Вертолеты мира

Вертолетная техника эксплуатируется больше чем в 190 странах. Как уже было сказано, она используется как в военных, так и в гражданских целях.

Современная ситуация в вертолетной отрасли основана на производстве и спросе, который обеспечивают заказчики-эксплуатанты. На мировом рынке вертолетов сформировались три главных класса воздушных машин:

  • 1) тяжелые – больше 15 тонн;
  • 2) средние – 5−15 тонн;
  • 3) легкие – до 5 тонн.

Но часто для классификации мирового парка используется более детальная разбивка, причем учитываются и переходные модели.

В последние годы прослеживается стремительный рост производства и реализации вертолетной техники. За последние пять лет на мировом рынке было продано больше 8 тыс. вертолетов на сумму порядка 40 млрд долларов.

На этапе создания и формирования вертолетостроение можно охарактеризовать следующими признаками: этапность и регионального в его развитии. Как известно, широкое применение вертолеты получили только в 20 веке. Нужно отметить 3 этапа в развитии: формирование, постоянная советско-американская конкуренция и современный евроамериканский этап.

Как следствие, на сегодняшний день есть 4 региона создания и производства вертолетов: европейский, американский, Россия и страны бывшего СССР, Индия-Китай.

Ка-52 "Аллигатор" является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре.

Невидимый дракон

Ударный вертолет Changhe Z-10 - один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти. Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению. Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у "Пратт-Уитни Канада" - дочерней структуры United Technologies Corp., жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай. На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов.

Французская компания "Еврокоптер" разработала главный ротор, а итальянская "Агуста" - трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной кабиной", где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 "Хеллфайр". Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами "воздух-воздух" для защиты от воздушного нападения. В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе.

Африканский крокодил

Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления. По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование. Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность - особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий.

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации. Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения. В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением.

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe - восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) - машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни.

Пластмассовый тигр

Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии. Вероятность того, что "русские придут" резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет). Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Фюзеляж и крыло "Тигра" из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести - вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ "Шилка". Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль. Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду.

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные. Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении. Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка. На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же "Хеллфайров" и по четыре оборонительных зенитных ракеты "Мистраль" или "Стингер". Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь. Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками. 22 машины, вооруженные AGM-114 "Хеллфайр", приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись.

Вождь апачей

Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache. Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью. В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

Передние кромки лопастей несущего винта из титана - он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы. Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей. Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду.

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР "Хеллфайр", работающие по принципу "пустил и забыл". Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их. Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте. Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы "Бури в пустыне", выпустив в ночь на 17 января 1991 года "Хеллфайры" по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей - часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ

Как бы ни был хорош Апач - а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, - ему далеко до российского Ка-52 "Аллигатор". Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений - как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью - он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком - 100 километров в час. Максимальная скорость "Аллигатора" тоже лучшая в классе - 370 км/ч. Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура "Воронка", когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем. Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы.

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность - он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями. Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане. Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены "железа".

Вооружен "Аллигатор" ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту. Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией "Вихрей" вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд. У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге - в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка. Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины. Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов - недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина "Аллигатора" бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля. При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики. В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним "Аллигаторов" примет на вооружение военно-морской флот - для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа.

С момента своего первого появления и до сегодняшнего дня вертолет является неотъемлемой частью арсенала как гражданских, так и военных служб. Эта техника выполняет транспортировку грузов, быструю перевозку пассажиров, а также позволяет эффективно уничтожать наземные цели врага. В наши дни боевые вертолеты занимают прочную позицию в составе практически всех армий мира – в качестве надежного многофункционального оружия. В этой статье мы описали лучшие боевые вертолеты в мире – Топ 10.

1. AH-64D Apache Longbow

Специально разработанный под нужды армии Соединенных Штатов, AH-64D Apache Long Bow вошел в число не только лучших боевых вертолетов мира, но и стал одним из популярнейших среди них. Его боевая мощь поражает, а спектр возможностей – просто колоссальный. AH-64D Apache Long Bow оснащен передовой электроникой и способен вести боевые действия как днем, так и ночью – с равной эффективностью. К тому же эта машина способна выполнять задачи даже в сильную непогоду. Внушительный ракетный боезапас (среди которых можно разместить 16 управляемых ракет) и мощный пулемет позволяют вертолету беспрецедентно уничтожать наземные объекты и живую силу противника.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Лидером среди всех боевых вертолетов мира считается Ка-52 «Аллигатор». Даже легендарный американский AH-64D Apache Long Bow не может похвастаться такой маневренностью и боевой силой. Первая достигается благодаря двум винтам, расположенным на одной оси, вторая обязана передовому боевому оснащению и возможности ведения боя в любое время суток и при любой погоде. Ка-52 способен летать даже при ураганном ветре, а вести огонь – при густой туманной или дымовой завесе. В арсенале «Аллигатора» находится множество первоклассных передовых технологий, часть из которых не имеет аналогов. Совокупность всего выше перечисленного позволила вертолету Ка-52 «Аллигатор» занять лидирующую позицию в мире среди прочих боевых вертолетов.

3. AH-1Z Viper

Еще один отличный американский боевой вертолет – AH-1Z Viper. Создан он на базе Bell AH-1 Super Cobra: разработка велась целенаправленно для сил морских пехотинцев США. Эта боевая машина оснащена передовыми технологиями и вооружением, двумя турбированными двигателями и предназначена для ведения плотного пулеметного и ракетного огня по объектам и живой силе противника. Гордостью AH-1Z Viper является его модернизированная прицельная система, которая позволяет добиться высокой кучности стрельбы как при пулеметном, так и при ракетном огне. К тому же часть ракет этого вертолета являются управляемыми. В эксплуатацию в вооруженных силах Соединенных Штатов он был принят в начале 11-го года.

4. Eurocopter Tiger

На заре сегодняшнего тысячелетия европейская компания (Франция, Германия) начала разработку нового мощного боевого вертолета, который бы смог удовлетворить современным требованиям, предъявляемым к технике в этой сфере. Итог был более, чем успешным – Eurocopter Tiger. Эта боевая машина стоит на вооружении стран-производителей, а также в Австралии и Испании. Eurocopter Tiger изначально проектировался в качестве боевого вертолета с высокой выносливостью и максимальной скрытностью. Машина оснащена системой распознавания ракет, запущенных в вертолет. В качестве вооружения стоит 30-миллимитровый пулемет, а также 2 крепления под дополнительные уже заряженные пулеметы и 4 точки подвески для ракетных комплексов (с управляемыми и обычными ракетами).

В списке Топ 10 лучших боевых вертолетов мира достойно красуется МИ-28Н, который является модернизированной версией МИ-28. Его разработка велась долгих 33 года (с 1980-го), после чего этот вертолет поступил на вооружение армии. Согласно классификации натовских вертолетов МИ-28Н получил второе название, которое переводится как «опустошитель». Эта воздушная машина может похвастаться передовым вооружением, прекрасной живучестью, высокими скоростными показателями и способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Вертолет также способен вести огонь в любое время суток, в любую погоду, а также – на невероятно малых высотах.

6. Agusta A129 Mangusta

Первенство среди боевых вертолетов, целиком разработанных в Западноевропейских странах, принадлежит Agusta A129 Mangusta. Его изобрела итальянская компания. Сегодня этот вертолет имеет еще одну схожую модификацию, которая выпускается турецкой стороной. Своими вооружением и технологиями, впрочем, равно как и мощностью, Agusta A129 Mangusta уступает, выше перечисленным в этом списке, вертолетам. Однако, это не помешало ему стать одним из лучших как в Европе, так и во всем мире. Эта машина так же оснащается различными типами ракет, но пушки и пулеметы у нее немного меньшего калибра.

7. Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra – тот самый вертолет, который стал прародителем не менее востребованного в мире AH-1Z Viper. В свою очередь, первый был создан на базе «Кобры» с одним двигателем. После разработки в начале 80-х годов прошлого века Bell AH-1 Super Cobra (теперь уже с двумя мощными двигателями) был принят на вооружение морской пехоты Соединенных Штатов, где и числится по сей день. В числе вооружения этого боевого вертолета: управляемые и обычные ракеты и бомбы, 20-миллиметровая пушка. Эта боевая машина способна вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (в том числе и управляемыми ракетами).

8. Denel AH-2 Rooivalk

Настоящим достижением для вооруженных сил Южно-Африканской Республики стала высокая эффективность их вертолета Denel AH-2 Rooivalk, который был признан одним из лучших в мире. Но стоит он на вооружении только в ЮАР, и то – это всего лишь 12 вертолетов, которые были модифицированы из тех, что использовались в этой стране ранее. В серийное производство они не запущены и созданы в таком количестве только для удовлетворения соответствующих боевых нужд государства. Denel AH-2 Rooivalk, однако, способен развивать скорость в 309 км/ч, что является вторым показателем среди всех боевых вертолетов в мире (первое – у Ми-24). Вооружение так же не особо уступает его конкурентам – точки присоединения ракетных комплексов (с возможностью оснащения управляемыми ракетами) и 20-миллиметровый пулемет с запасом в 700 патронов.

Один из лучших боевых вертолетов всех времен и народов – Ми-24. Он встал на вооружение советской армии в 71-м году и по сей день используется во множестве стран (особенно в России). Его вооружение и оснащение зависит от модификации, каждая из которых разработана для определенных условий. Во времена появления Ми-24 у США был сконструирован аналогичный вертолет AH-24 «Апачи», но у советского было преимущество – он мог перевозить на борту еще и 8 пассажиров. Ми-24 может вести огонь по наземным и воздушным целям в любое время суток и даже при тяжелых метеоусловиях, а также обладает рекордной скоростью среди боевых вертолетов – 335 км/ч.

0

Вертолет - сегодня это наиболее эффективное средство, используемое для материально- технического обеспечения, в военных действиях и спасательных операциях. С момента первого во II мировой войне, участия во Вьетнамской войне и до настоящего момента, лучшие вертолеты помогали изменить развитие событий на поле боя. Вот десятка лучших боевых вертолетов мира. Каждый характеризуется особенностями электронного оснащения, скоростными характеристиками, огневой мощью. Интерес вызывает также список наиболее скоростных вертолетов и прогрессивных реактивных истребителей. Это рейтинг самых лучших боевых вертолетов мира.

Ударный вертолет Z-10 был введен в строй армии Китая в 2008-2009 гг. Z-10 имеет конфигурацию обычного тяжело вооруженного вертолета, узкий фюзеляж и ступенчатую двухместную кабину. Стрелок находится на передней, а пилот на задней панели. Вооружение Z-10 может состоять из 30-мм пулеметной установки, противотанковых управляемых ракет HJ-9 (сравнимых с TOW-2A), недавно разработанных противотанковых ракет HJ-10 (сравнимых с AGM-114 Hellfire) и ракеты TY-90 класса «воздух-воздух». Также он несет блок неуправляемых авиационных ракет.


Ми-24 это специализированная боевая винтокрылая машина, с грузовой кабиной, вмещающей восемь человек десанта. Ми-24 стал первым российским вертолетом, введенным в ВВС России в роли штурмового транспорта. Это близкий аналог американского AH-64 Апач, но в отличие от этого и других западных штурмовых вертолетов, он может перевозить до 8 десантников.

8. AH-2 Rooivalk


Denel Rooivalk - южноафриканский боевой вертолет производства Denel. Rooivalk на языке африкаанс означает «красная пустельга». В Южноафриканских воздушных войсках действуют всего 12 вертолетов AH-2 Rooivalk. Не смотря на то, что вертолет выглядит обновленным, в производстве используется тот же двигатель и несущий винт, как у французского вертолета Aerospatiale Puma.

7. AH-1W «Супер Кобра»


Белл AH-1 «Супер Кобра» это двухдвигательный лучший боевой вертолет, происходящий от вертолета AH-1 «Кобра» армии США. Семейство «Кобра» включает AH-1J «Морская Кобра», the AH-1T обновленная «Морская Кобра» и AH-1W «Супер Кобра».

6. A-129/T-129 (Италия /Турция)


Agusta A129 «Мангуст» - итальянский боевой вертолет первоначально сконструированный и выпущенный компанией «Агуста». Он стал первым ударным вертолетом, сконструированным и выпущенным исключительно в Западной Европе. Агуста Вестлэнд T-129 ATAK это модифицированная версия A129, выпускаемый компанией Туркишь Аэроспейс индустриз (TAI), при партнерстве Агуста Вестлэнд.

5. AH-1Z «Вайпер»


Вместительный. Универсальный. Многоцелевой. Последнее поколение ударной техники. Bell AH-1Z «Вайпер» - ударный вертолет с двумя двигателями, основанный на AH-1W «Супер Кобра», разработанный для Военноморской пихоты США. Отличается четырехлопастными винтами, композитным несущим и рулевым, современными двигателями и улучшенной прицельной системой. AH-1Z является частью программы модернизации H-1. Его также называют «Зулу Кобра» в другом варианте.

4. Eurocopter Tiger


Еврокоптер Тигр – ударный вертолет, производимый консорциумом Eurocopter. В Германии, Франции и Испании он известен как «Тигр». Он оснащен двумя турбовальными двигателями MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390.

3. Mи-28H Havoc (Россия)


Mи-28H (в версии НАТО Havoc, в переводе «опустошитель») – это противотанковый ударный вертолет России, функционирующий в любых погодных условиях, в любое время дня и ночи, двуместный. Этот специализированный боевой вертолет, лучше оптимизирован и предназначен для боевых целей, чем Ми-24. Он несет одну пулеметную установку в носовой части, а также дополнительные грузы, перевозимые на пилонах под крыльями.

2. Камов KA-50/KA-52


Ka-50 «Черная акула» - одноместный ударный российский вертолет, с отличительной соосной системой несущих винтов, созданной Конструкторским бюро Камова. Он был разработан в 80-х гг. и адоптирован для нужд российской армии в 1995 г. Ка-50 был сконструирован компактным, быстрым для минимизации рисков гибели. Из-за небольшой массы и размеров (благодаря чему развивалась высокая скорость и маневренность) он стал единственным вертолетом, управляемым лишь одним пилотом. Российский Ka-50 может перевозить 24 ракеты, 4 ракетных блока. Hokum также может перевозить ракеты AA-11/R-73 Archer класса «воздух-воздух» ,что делает этот вертолет достойным противником другим боевым вертолетам. Он также оснащен боевой пушкой 2A42 калибра 30 мм. Максимальная скорость Ка-50 Hokum достигает 350 км в час, а боевой радиус – 250 км.

1. AH-64D Apache Long Bow


Самый лучший боевой вертолет мира. Ударный вертолет Боинг AH-64 Апач был известен как мощный противотанковый вертолет в войне в Персидском заливе. Предназначенный для выполнения военных миссий днем или ночью, в неблагоприятных погодных условиях, Апач был создан для удовлетворения жестких требований планов по созданию прогрессивных ударных вертолетов для армии США. Вертолет оснащен новейшим уровнем электроники и системой управления огнем, обладает уникальной огневой мощью. Апач может быть оснащен 16-ю ракетами AGM-114 Hellfire, воздушными ракетами 76 70 мм, в сочетании с автоматической пушкой M 230.

Благодаря беспрецедентной по своим масштабам Госпрограмме вооружений до 2020 года уже третий год подряд российский ВПК занимает первое место в мире по темпам роста отрасли и второе место по объему экспорта вооружений и военной техники. Недавно опубликованный рейтинг крупнейших производителей оружия Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) включает шесть отечественных компаний, пять из которых (кроме ОАК) значительно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием. Первое место по объему экспортной выручки занял концерн ПВО «Алмаз-Антей» (5,51 млрд долларов), поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек, 14-е место. Самым же «продвинувшимся» в списке оказался холдинг «Вертолеты России», который поднялся сразу на десять позиций вверх. В 2012 году он продал военной техники на 3,52 млрд долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Самым востребованным продуктом компании стали ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ежегодный «заказ» на которые превышает 0,9 млрд долларов. Это абсолютный рекорд в современной истории. Давайте разберемся, в чем секрет успеха новой российской винтокрылой машины.

Фото РИА Новости

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов. Однако если сравнивать его тактико-технические характеристики с мировыми аналогами, состоящими на вооружении других стран, то совершенно очевиден вывод о том, что российская разработка объективно является лучшим ударным вертолетом в мире. У этого аппарата есть длинный список непревзойденных качеств, которые недосягаемы даже для испытываемых сейчас перспективных аппаратов для армии США. Сравнительный анализ ТТХ Ка-52 с другими новейшими вертолетами мира дает однозначный ответ о его превосходств е по основным позициям, в том числе в сравнении с лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач» .

Прежде всего это уникальная маневренность – он может летать даже хвостом вперед со скоростью 130 км/ч, боком – 100 км/ч, с овершать такие пилотажные маневр ы с огромными перегрузками, которые и не снились пилотам НАТО и США. Максимальная с корость Ка-52 – 370 км/ч – также самый высокий показатель на планете. Если рассказывать обо всех технических преимуществах нашего аппарата, придется писать книгу. Пожалуй, с реди основных «наилучших» характеристик стоит все-таки отметить его потрясающую всепогодность – он может летать даже в ураган со скоростью ветра до 140 км/ч и при этом четко удерживать свою позицию в воздухе по координатам РЛС и данных со спутника.

В «шарике» за остеклением кабины находи тся оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км (американский Apach последнего поколения только на 12 км) . Носовой обтекатель заняла боль шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов – она обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматиче ское восстановление режима при з аглохании.

Ка-52 оснащен новы м пр и цельно-пилотажны м и навигационны м комплекс ом «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково -прицельная система ГОЭС-451. Они могут работать круглосу точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого уст анов лена в носовой части. Все оборудование, включая бортовой комплекс обороны, а также три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50, интегрировано в единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Главным оружием боевог о вертолета является противотан ковый ракетный комплекс – ПТРК «Вихрь» . Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Причем д инамическая защита – не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ. «Вихрь» превосходит даже аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, которой так гордятся Штаты, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (К УВ) «Вихрь-М» с семейством ракет 9М4172. Комплекс одной ракето й уничтожает танк с 1000-мм бро ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. У американской DARPA подобные характеристики пока заложены только на бумаге в качестве перспективного задания. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми – осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд. КУВ «Вихрь-М» может вести огонь за пределами радиус а досягаемости самоходных ракет ных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард» , состоящих сейчас на вооружении стран НАТО .

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, сп роектированные для ударных само летов. Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты – Ка-52 несет четыре блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15 модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехо ты – со стреловидными поражающи ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет четыре блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее – калибра 68 мм. К роме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64.

П реимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является также пушка 2А42. Американская М-230 ве дет огонь н а дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М79 9, – на дистанции 1500 м они про бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град усов – недосягаемый показатель в мире . Американ ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиап ушек – ан глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже.

Разме щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повыша ет маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые эффективны проти в легкобронированных целей и зе нитных установок на малых дальностях. В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям. Камовский вер толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух». Он несет четыре ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди фикация проверенного в бо ю переносного зенитного комплек са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 секунды при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

Теперь главное – маневренность. Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего рото ра рулевым винтом до 10-20% мощ ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические хара ктеристики выше на 6-10%. Осо бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады. Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков. У соосного вертолет а меньше моменты инерции и боль ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать невероятные «па» в воздухе – то, о чем пилоты других вертолетов только мечтают. Только Ка-52 может выполнить специфически й боев ой маневр – плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 13 0 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 градусов. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» по зволяет безопасно садиться с ма лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом ») или огибая их вертикально ма невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью. Менее жесткие огранич ения по угловым движениям позво ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град усов и углами тангажа 90 град усов .

Бронирование защища ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной поса дке. Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и другие современные вертолеты не сохраняют управ ляемость при выходе из строя хвостового винта. Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-в ыхлопные устройства, сни жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства преду преждения об атаке ракетами, об лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помех овое оборудование сведены в бор товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации пл анирует, вертолет использует са мовращение ротора. Аэро динамическая симметрия и отсутс твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом. Кроме того, экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специал ьно для вертолетов с учетом спе цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление ка бины, а лопасти винтов отстрели ваются.

Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объ екты, и это крайне важно в пери од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны России составляет 240 штук . В 2012 году изготовлен 21 вертолет , в 2013-м МО РФ получило еще 24, в 2014-м по плану будет 28. Около ста машин собирается принять на воо ружение Военно-морской флот для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и средне го водоизмещения.