Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Лучшие боевые вертолеты мира. Вертолёты России и Мира

Подписывайтесь на канал https://www.youtube.com/channel/UC77Vn2lK0BWl4EqNZNUkgxQ Группа ВКонтакте https://vk.com/club103057662 Ударный вертолёт –это универсальная боевая машина, способная поражать бронированную и не бронированную технику, живую силу и даже воздушные цели противника. Основной ролью ударных вертолётов на поле боя является поражение бронетехники противника как в составе наземных боевых групп в роли воздушной поддержки, так и независимыми штурмовыми группами. Представляем вашему вниманию топ 5 самых мощных ударных вертолетов мира. Рейтинг боевых вертолетов состоит из: 1. HAL LCH – представитель армейской авиации Индии 2. Eurocopter Tiger (Еврокоптер Тайгер/Тигр) – боевая вертушка Франции и Германии 3. Bell AH-1Z Viper (Белл AH-1Z «Вайпер) – современный Американский штурмовик 4. AH-64D apache longbow AH-64 (апач, апачи) - летающая крепость производства США 5. Ка-52 Аллигатор – самый лучший вертолет России, а возможно и лучший тяжелый штурмовик мира. Вертолеты России выступают достойно на мировой арене. В первой части рейтинга лучших военных военных штурмовиков Вы увидите такие машины: 5.Changhe Z-10 – Китайский штурмовой вертолет 4.Ми-24 Российский ударный вертолет (советский штурмовик) 3. Denel AH-2 Rooivalk (африк. Пустельга) – боевой вертолет ЮАР 2.Agusta A 129 «Mangusta (Агуста А129 Мангуст) – военный вертолет Италии и Великобритании 1. Bell AH-1 Super Cobra (супер кобра) – Американский военный вертолет боевая машина США Так выглядит список лучших боевых летающих машин мира. Не забывайте делится в комментариях какие лучшие вертолеты по вашему мнению. Боевые вертолеты могут быть трудноуловимыми целями, например, «Дефендер» имеет диаметр главного ротора всего чуть более 8 метров. Такие прицельные системы все чаще встречаются у боевых вертолетов. Конструкции морских вертолетов охватывают диапазон от небольших до крупных противолодочных, у которых есть два экипажа: летный и боевой. Большинство морских вертолетов должны быть достаточно компактными, чтобы действовать не только с авианосцев, но и с других кораблей меньшего размера. Новейшая крупная многофункциональная машина этого класса - европейский «Уэстлэнд/Агуста» ЕН.101 - имеет такой же размер, как и «Си Кинг», хотя на 50 процентов тяжелее и мощнее. Среди последних новинок - американский боевой «Боинг/Сикорский» RAH-66 «Команч». Он чуть меньше, но много легче, чем АН-64 «Апач», вооружен установленной в носу трехствольной 20-мм пушкой «Локхид Мартин». Другие новые вертолеты: «Денел» CSH-2 «Роивалк» в ЮАР, европейские «Тайгер» и «Тигр» в Германии и Франции; «Урокоптер Феннек» и «Пантер» во Франции; «Камов» Ка-50 и Ка-52, и «Миль» Ми-28 в России; «NH Индастриз» NH90 во Франции, Германии, Италии

Ка-52 "Аллигатор" является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре.

Невидимый дракон

Ударный вертолет Changhe Z-10 - один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти. Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению. Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у "Пратт-Уитни Канада" - дочерней структуры United Technologies Corp., жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай. На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов.

Французская компания "Еврокоптер" разработала главный ротор, а итальянская "Агуста" - трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной кабиной", где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 "Хеллфайр". Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами "воздух-воздух" для защиты от воздушного нападения. В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе.

Африканский крокодил

Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления. По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование. Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность - особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий.

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации. Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения. В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением.

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe - восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) - машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни.

Пластмассовый тигр

Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии. Вероятность того, что "русские придут" резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет). Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Фюзеляж и крыло "Тигра" из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести - вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ "Шилка". Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль. Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду.

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные. Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении. Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка. На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же "Хеллфайров" и по четыре оборонительных зенитных ракеты "Мистраль" или "Стингер". Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь. Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками. 22 машины, вооруженные AGM-114 "Хеллфайр", приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись.

Вождь апачей

Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache. Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью. В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

Передние кромки лопастей несущего винта из титана - он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы. Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей. Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду.

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР "Хеллфайр", работающие по принципу "пустил и забыл". Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их. Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте. Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы "Бури в пустыне", выпустив в ночь на 17 января 1991 года "Хеллфайры" по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей - часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ

Как бы ни был хорош Апач - а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, - ему далеко до российского Ка-52 "Аллигатор". Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений - как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью - он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком - 100 километров в час. Максимальная скорость "Аллигатора" тоже лучшая в классе - 370 км/ч. Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура "Воронка", когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем. Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы.

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность - он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями. Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане. Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены "железа".

Вооружен "Аллигатор" ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту. Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией "Вихрей" вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд. У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге - в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка. Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины. Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов - недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина "Аллигатора" бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля. При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики. В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним "Аллигаторов" примет на вооружение военно-морской флот - для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа.

Благодаря беспрецедентной по своим масштабам Госпрограмме вооружений до 2020 года уже третий год подряд российский ВПК занимает первое место в мире по темпам роста отрасли и второе место по объему экспорта вооружений и военной техники. Недавно опубликованный рейтинг крупнейших производителей оружия Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) включает шесть отечественных компаний, пять из которых (кроме ОАК) значительно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием. Первое место по объему экспортной выручки занял концерн ПВО «Алмаз-Антей» (5,51 млрд долларов), поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек, 14-е место. Самым же «продвинувшимся» в списке оказался холдинг «Вертолеты России», который поднялся сразу на десять позиций вверх. В 2012 году он продал военной техники на 3,52 млрд долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Самым востребованным продуктом компании стали ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ежегодный «заказ» на которые превышает 0,9 млрд долларов. Это абсолютный рекорд в современной истории. Давайте разберемся, в чем секрет успеха новой российской винтокрылой машины.

Фото РИА Новости

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов. Однако если сравнивать его тактико-технические характеристики с мировыми аналогами, состоящими на вооружении других стран, то совершенно очевиден вывод о том, что российская разработка объективно является лучшим ударным вертолетом в мире. У этого аппарата есть длинный список непревзойденных качеств, которые недосягаемы даже для испытываемых сейчас перспективных аппаратов для армии США. Сравнительный анализ ТТХ Ка-52 с другими новейшими вертолетами мира дает однозначный ответ о его превосходств е по основным позициям, в том числе в сравнении с лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач» .

Прежде всего это уникальная маневренность – он может летать даже хвостом вперед со скоростью 130 км/ч, боком – 100 км/ч, с овершать такие пилотажные маневр ы с огромными перегрузками, которые и не снились пилотам НАТО и США. Максимальная с корость Ка-52 – 370 км/ч – также самый высокий показатель на планете. Если рассказывать обо всех технических преимуществах нашего аппарата, придется писать книгу. Пожалуй, с реди основных «наилучших» характеристик стоит все-таки отметить его потрясающую всепогодность – он может летать даже в ураган со скоростью ветра до 140 км/ч и при этом четко удерживать свою позицию в воздухе по координатам РЛС и данных со спутника.

В «шарике» за остеклением кабины находи тся оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км (американский Apach последнего поколения только на 12 км) . Носовой обтекатель заняла боль шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов – она обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматиче ское восстановление режима при з аглохании.

Ка-52 оснащен новы м пр и цельно-пилотажны м и навигационны м комплекс ом «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково -прицельная система ГОЭС-451. Они могут работать круглосу точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого уст анов лена в носовой части. Все оборудование, включая бортовой комплекс обороны, а также три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50, интегрировано в единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Главным оружием боевог о вертолета является противотан ковый ракетный комплекс – ПТРК «Вихрь» . Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Причем д инамическая защита – не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ. «Вихрь» превосходит даже аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, которой так гордятся Штаты, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (К УВ) «Вихрь-М» с семейством ракет 9М4172. Комплекс одной ракето й уничтожает танк с 1000-мм бро ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. У американской DARPA подобные характеристики пока заложены только на бумаге в качестве перспективного задания. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми – осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд. КУВ «Вихрь-М» может вести огонь за пределами радиус а досягаемости самоходных ракет ных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард» , состоящих сейчас на вооружении стран НАТО .

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, сп роектированные для ударных само летов. Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты – Ка-52 несет четыре блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15 модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехо ты – со стреловидными поражающи ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет четыре блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее – калибра 68 мм. К роме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64.

П реимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является также пушка 2А42. Американская М-230 ве дет огонь н а дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М79 9, – на дистанции 1500 м они про бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град усов – недосягаемый показатель в мире . Американ ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиап ушек – ан глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже.

Разме щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повыша ет маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые эффективны проти в легкобронированных целей и зе нитных установок на малых дальностях. В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям. Камовский вер толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух». Он несет четыре ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди фикация проверенного в бо ю переносного зенитного комплек са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 секунды при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

Теперь главное – маневренность. Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего рото ра рулевым винтом до 10-20% мощ ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические хара ктеристики выше на 6-10%. Осо бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады. Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков. У соосного вертолет а меньше моменты инерции и боль ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать невероятные «па» в воздухе – то, о чем пилоты других вертолетов только мечтают. Только Ка-52 может выполнить специфически й боев ой маневр – плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 13 0 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 градусов. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» по зволяет безопасно садиться с ма лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом ») или огибая их вертикально ма невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью. Менее жесткие огранич ения по угловым движениям позво ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град усов и углами тангажа 90 град усов .

Бронирование защища ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной поса дке. Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и другие современные вертолеты не сохраняют управ ляемость при выходе из строя хвостового винта. Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-в ыхлопные устройства, сни жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства преду преждения об атаке ракетами, об лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помех овое оборудование сведены в бор товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации пл анирует, вертолет использует са мовращение ротора. Аэро динамическая симметрия и отсутс твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом. Кроме того, экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специал ьно для вертолетов с учетом спе цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление ка бины, а лопасти винтов отстрели ваются.

Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объ екты, и это крайне важно в пери од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны России составляет 240 штук . В 2012 году изготовлен 21 вертолет , в 2013-м МО РФ получило еще 24, в 2014-м по плану будет 28. Около ста машин собирается принять на воо ружение Военно-морской флот для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и средне го водоизмещения.

С их первого появления в годы Второй мировой войны и до наших дней вертолеты являются незаменимым средством в военных конфликтах.

Мы подготовили для вас список из десяти самых лучших в мире ударных вертолётов. Оценивались вертолёты по нескольким характеристиками, включая авионику, маневренность, скорость и огневую мощь.

Ударный вертолёт - класс вертолётов военного назначения, основной задачей которых является уничтожение (штурмовка) целей на земле, в силу чего их часто также называют штурмовыми вертолётами.

10 место CAIC WZ-10 Китай

CAIC WZ-10 - первый китайский ударный вертолёт с тандемной кабиной. Был принят на вооружение китайской армии в 2011 году. Разрабатывался этот вертолёт при помощи российского КБ Камова.

Вертолет имеет стандартную конфигурацию, с узким фюзеляжем тандемной кабиной. Оружие в CAIC WZ-10 может состоять из 23-мм пушки, управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

CAIC WZ-10 снабжен двумя турбовальными двигателями мощностью 1285 л.с. каждый. Максимальная скорость вертолёта более 300 км./ч. Корпус выполнен по технологии стелс.

9 место Ми-24 Россия


Это первый советский ударный (штурмовой вертолёт), который был выпущен в 1971 году и активно применялся в различных военных конфликтах. За всё время было выпущено более 3500 единиц этой машины в различных модификациях.

Ми-24 являлся советским аналогом АН-64 Apache, но в отличие от Апатча и других западных вертолетов, Ми-24 также способен перевозить до восьми пассажиров.

Максимальная скорость Ми-24 при горизонтальном полёте составляет 335 км./ч. Вертолёт оснащён различным стрелково-пушечным вооружением, зависящим от модификации. Также он может быть оснащён различными ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» и неуправляемыми ракетами или различным бомбовым вооружением.

8 место Denel AH-2 Rooivalk ЮАР


Этот вертолёт производится в Южной Африке компанией Denel Aerospace Systems. В ЮАР-ских Воздушных силах действует только 12 ударных вертолётов Denel AH-2 Rooivalk. И, хотя они выглядят как совершенно новые машины, тем не менее их производство было налажено на основе вертолётов Aerospatiale Puma. В частности в Denel AH-2 Rooivalk используются те же двигатели и главный ротор.

Denel AH-2 Rooivalk оборудован двумя турбовальными силовыми установками Turbomeca Makila 1K2 мощностью 1376 кВт каждая. Максимально скорость Denel AH-2 Rooivalk составляет 309 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с 700 снарядами, а также управляемыми и неуправляемыми ракетами.

7 место Bell AH-1 Super Cobra США


Bell AH-1 Super Cobra является двухмоторным вертолетом армии США, основанным на базе одномоторного вертолёта AH-1 Cobra. Созданный ещё в начале 1980-ых, этот вертолёт является основным штурмовым вертолётом морской пехоты в США.

Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей General Electric T700-GE-401 мощностью 1285кВт каждый. Максимальная скорость вертолёта составляет 282 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с боезапасом 750 патронов, управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также неуправляемыми ракетами и бомбами.

6 место A-129/T-129 Италия


Agusta A129 Mangusta - вертолет, разработанный компанией Agusta в Италии. Это был первый вертолет, который был полностью разработан и произведен в Западной Европе.

AgustaWestland T-129 АТАК является модификацией вертолёта Agusta A129 Mangusta, производством которых занимается турецкая компания Turkish Aerospace Industries.


Вертолёты снабжаются управляемыми и неуправляемыми ракетами, пулеметами калибров 2*7,62мм или 12,7мм или 20мм.

Agusta A129 Mangusta оснащен двумя турбовальными двигателями Rolls-Royce Gem 2-1004D со взлётной мощностью 881л.с. каждый. Максимальная скорость вертолётов A-129 и T-129 составляет 250 км./ч.

5 место AH-1Z Viper США


Это американский штурмовой вертолёт, созданный на базе другого штурмового вертолёта Bell AH-1 Super Cobra. Он был разработан специально для Корпуса морской пехоты США. AH-1Z имеет четырехлопастный несущий винт, модернизированную авионику и современную систему наведения, прицеливания и ведения огня. Этот современный вертолёт был принят в эксплуатацию в феврале 2011 года.

Максимальная скорость AH-1Z Viper составляет 287 км./ч. AH-1Z Viper имеет два турбовальных двигателя General Electric T700-GE-401C с мощностью 2*1723 л.с.

Вертолёт оснащён 20-мм трехствольной пушкой, Управляемыми и неуправляемыми ракетами, пушечными контейнерами.

4 место Eurocopter Tiger Франция, Германия


Это современный штурмовой вертолёт, который был разработан франко-германской компанией Eurocopter. Его производство было начато в 2002 году. Eurocopter Tiger эксплуатируется армиями Франции, Германии, Австралии и Испании.При разработке этого вертолёта основной упор был сделан на его выживаемость и скрытность. В Eurocopter Tiger были использованы все современные материалы, которые заметно снижают заметность машины. Также вертолёт оснащён современным обнаружительным комплексом, который предупреждает экипаж о пуске ракет.

Eurocopter Tiger оснащен двумя турбовальными двигателями MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390 мощностью 2*1285 л.с., которые обеспечивают максимальную скорость в 278 км./ч.

Вертолёт имеет 30мм. пушку, а также 4 точки подвески для управляемых и неуправляемых ракет. Дополнительно можно оборудовать 12,7мм пулеметы с 250 патронами.

3 место МИ-28Н Россия


Ми-28Н «Ночной охотник»

Вертолёт Ми-28Н является более современной проработкой вертолёта Ми-28. По классификации НАТО ему дали гордое название «Havoc», что в переводе с английского означает «опустошитель». Разработка Ми-28 началась ещё в 1980 году, принят в эксплуатацию он был лишь в конце 2013 года.

Ми-28Н уникален своими техническими характеристиками и электронным оснащением. Этот вертолёт способен выполнять фигуры высшего пилотажа, такие как: петля Нестерова, бочка, полёт боком, полёт назад, вбок (со скоростью до 100 км./ч.), переворот Иммельмана, разворот с угловой скеоростью 117 градусов в секунду.

Ми-28Н способен выполнять боевые задачи в сложнейших метеоусловиях, в любое время суток, на сверхмалых высотах. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования на этом вертолёте соответствует аналогичному авиационному оборудованию самолётов 5 поколения.

Максимальная скорость вертолёта 300 км/ч. Вертолёт снабжен 30мм. пушкой, управляемыми и неуправляемыми ракетами.

2 место AH-64D Apache Long Bow США


Boeing AH-64 Apache - этот ударный вертолет приобрел широкую известность, как выдающаяся и наиболее мощная система оружия против брони во время войны в Персидском заливе. Машина предназначена для выполнения боевых задач днем и ночью и в неблагоприятных погодных. Apache был разработан специально для удовлетворения жестким требованиям армии США на базе вертолёта AH-64.

Вертолёт оснащен новейшими электронными системами и современными материалами. Его огневая мощь является удивительной. В Apache можно загрузить 16 управляемых ракет различного назначения. Также вертолёт оснащён 70-мм пулеметом.

Максимальная скорость вертолёта AH-64D Apache Long Bow составляет 265 км./ч. Он оснащен двумя двигателями T700-GE-701C мощностью 1890 л.с. каждый.

1 место Ка-50 / Ка-52 Россия


Ка-50 предыдущая версия вертолёта Ка-52 был назван «Черной акулой» и наделал много шума после своего создания. Это одноместный ударный вертолёт с отличительной коаксиальной системой ротора от конструкторского бюро Камова. Он был разработан в 1980-х и принят на вооружение в российской армии в 1995 году. Для разработчиков вертолёта Ка-50 была поставлена задача сделать маленький, быстрый и ловкий вертолёт с повышенной живучестью и огневой мощью. Что и было выполнено на 100%.

Максимальная скорость вертолёта Ка-50 составляет 310 км./ч.

Вертолёт оборудован турбовальным двигателем ТВ3-117ВМА мощностью 2400 л.с. (взлётная). Вертолёт может нести до двух тонн различного вооружения, включая управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и стрелково-пушечное подвесное вооружение.


Ка-52 «Аллигатор» - старший собрат вертолёта Ка-50 и бесспорный лидер среди лучших ударных вертолётов. Его уникальная маневренность и огневая мощь даст фору любому современному ударному вертолёту, включая знаменитый AH-64D Apache Long Bow.

Ка-52 отличается фантастической маневренностью. Это достигается за счёт системы соосных винтов. Вертолёт может не только выполнять фигуры высшего пилотажа, он способен на уникальные фигуры пилотажа, недоступные другим вертолётам. Например, Ка-52 может кружить вокруг цели, при этом постоянно быть повернутым к ней носом.

Ка-52 способен выполнять боевые задачи в любых погодных условиях и любое время суток, он также способен летать в ураган. Вертолёт оборудован двумя двигателями, мощностью 2500 л.с. каждый.
Ка-52 по-настоящему уникальный «охотник», он может засечь, а затем сопровождать и атаковать цели в любое время суток и при любой погоде, даже в густой туман. При этом даже малозаметные цели не останутся без внимания.

В распоряжении Ка-52 имеется уникальное вооружение. Например, противотанковая ракетная установка «Вихрь» способна пробить даже 900 мм. броню даже с активной защитой. Ракета состоит из двух частей, первая из которых гасится защитой брони, а вторая прожигает броню насквозь. За пол минуты вертолёт может поразить 4 цели одним «Вихрем». Также в арсенале Ка-52 имеется легкая 30мм. пушка, снаряды которой могут пробить 15мм. броню с расстояния до 1,5км. под углом встречи в 60 градусов. Такая пушка не имеет аналогов в мире.

Всё это, а также другие достоинства этой машины делают Ка-52 лучшим ударным вертолётом в мире. Конструкторы КБ Камова сделали уникальный вертолёт, который, как минимум, на шаг впереди своих зарубежных собратьев.

Сегодня в мире насчитывается не более 30 моделей ударных вертолётов. Но, какой из них можно смело называть лучшим боевым вертолет в мире? Что является самым важным в этом виде техники? Точность и мощность вооружения, скорость, скрытность или защищенность?

Мы решили составить свой список ударных вертолетов, которые на наш взгляд являются лучшими в мире.

Наш анализ основан на совокупности показателей производительности, мощности, скорости, защиты, аварийности, маневренности, возможностей огневой мощи и авионики. Он включает в себя только лучшие ударные вертолеты в мире, которые в настоящее время находятся в эксплуатации.

Все упомянутые здесь вертолеты обладают невероятной мощью и способны нанести колоссальные разрушения.

Ми-24. СССР

Ми-24 является одним из самых широко известных боевых вертолетов во всем мире. Производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, но машина всё ещё считается одним из лучших и самых совершенных вертолетов, когда-либо созданных.

Сегодня этот вертолёт находится на вооружении более, чем в 50 странах мира. За всю историю вертолётостроения было создано более 3500 экземпляров Ми-24, что является рекордом среди боевых вертолётов. На втором месте находится американский «AH-64 Apache» с ≈2000 экземплярами.

Ми-24 использовался во многих локальных конфликтах, включая Афганскую войну и боевые действия в Чечне.

Максимальная скорость: 335 км/ч

HAL Light Combat Helicopter. Индия

Этот вертолёт ещё проходит лётные испытания, но его заявленные характеристики просто впечатляют.

Безусловно, это самый современный вертолёт индийского производства. Его разработка началась в 2006 году. Модель создавалась для уничтожения техники, а также живой силы противника в различных условиях, включая работу в высокогорье. Именно поэтому потолок высоты для этого вертолёта составляет 6500 м. По этому параметру HAL Light Combat Helicopter не уступает ни одному вертолёты из этого списка.

На вертолёте установлены два двигателя TM333-2C2, мощностью 1200 л.с каждый.

Боевое оснащение: поворотная пушка калибра 20мм, управляемые ракеты.

Максимальная скорость: 330 км/ч.

Harbin Z-19

Harbin Z-19 по праву занимает второе место среди лучших боевых вертолётов Китая. Это младший брат CAIC WZ-10, который находится чуть ниже в нашем списке. Кроме ударных целей, он также создан для проведения разведки и сопровождения WZ-10.

Имеет стандартную тандемную схему размещения экипажа. Лопасти сделаны из композитного пластика, а корпус выполнен на основе технологии стелс. Имеет два двигателя общей мощностью 1700 л.с.

Максимальная скорость: 280 км/ч.

Боинг AH-64D Longbow Apache. США

Боинг AH-64 Apache - четырехдверный вертолет с двойным газотурбинным двигателем, который был главным ударным вертолётом армии США с середины 1980-ых годов.

Отлично показал себя в войне в Персидском заливе, после которой модель стали считать самой мощной системой противолодочного оружия в регионе. Вертолёт долгое время отвечал всем возложенным на него задачам, главными из которых являлись работа в любых погодных условиях, в любое время дня и ночи, а также по-настоящему убойный арсенал вооружений.

AH-64 Apache имеет 30-миллиметровую пушку M230 и несет на себе 16 противотанковых ракет, хотя вооружение может быть различным. Ракеты класса «воздах-воздух», 70-миллиметровые НАР Hydra 70 и многие другие вооружения нередко устанавливаются на этот Апач.

На аппарате установлены два двигателя T700-GE-701D (2000 л.с. каждый).

Макс. скорость: 293 км/ч.

Agusta A129 Mangusta. Италия

Первый в истории штурмовой вертолет, который будет выпущен в Западной Европе.

Agusta A129 Mangusta - одна из самых современных боевых «вертушек», представляет собой двухместный двухмоторную легкую боевую машину, разработанную специально для противоракетной атаки.

Он имеет 20-мм пушку; Может оснащаться 12-мм пулеметами. Он оснащен 8 противотанковыми ракетами TOW-2A, ракетами Medusa размером 52×70 мм или более 81 мм.

На Августу установлены два двигателя LHTEC CTS800-4A мощностью 1360 л.с. каждый.

В 1993 году вертолёты Августа A129 участвовали в боевых действиях во время операций «голубых касок» ООН в Сомали, совершив около 900 вылетов.

Макс. скорость: 352 км/ч.

Denel AH-2 Rooivalk. ЮАР

Rooivalk - это новый вертолет следующего поколения от Denel Aviation из Южной Африки. Началом эксплуатации вертолёта является 1999 год.

В сердце боевой машины находятся два турбовинтовых двигателя по 1500 л.с.

AH-2 Rooivalk может нести целый ряд оружия в зависимости от профиля миссии. Он оснащен 20-мм оружейной пушкой Armscor и 4-х сторонними пусковыми установками для противотанковых ракет.

Макс. скорость: 309 км/ч.

CAIC WZ-10. Китай

Этот флагман китайского военного вертолётостроения является первым штурмовым вертолётом КНС с тандемным типом кабины.

Вертолёт обладает огромной боевой мощью, что с использованием самых современных технологий, делает его одним из самых лучших в мире.

В создании этой модели принимало участие несколько ведущих стран мира. Основная схема WZ-10 была разработана на основе проекта, выполненного Российским ОКБ им. Камова. Китай в тайне сделал заказ на разработку проекта современного вертолёта в 1995 году. Кроме того, двигатели для этих боевых машин производились в США.

Именно с двигателями для этой машины в начале 2000-ых был связан большой скандал. Компания United Technologies (США) поставляла двигатели «Pratt & Whitney Canada PT6C-67C», мощностью 1530 л.с. в Китай без уведомления властей США, за что позже была крупно оштрафована.

Макс. скорость: >300 км/ч.

Eurocopter Tiger. Франция/Германия

В настоящее эта боевая машина находится на вооружении немецких, испанских, французских и австралийских ВВС.

Это четырехлопастный современный двухмоторный вертолет средней тяжести, который впервые вступил в строй в 2003 году. Оснащается двумя двигателями Rolls-Royce мощностью по 1464 л.с. каждый.

Главными отличиями от конкурентов является повсеместное использование современных композитных материалов в конструкции аппарата, а также новейшие системы незаметности.

Вертолёт имеет 30-миллиметровую пушку и несет восемь противотанковых ракет HOT 2, HOT 3 или Trigat 2; Четыре зенитных ракеты «Стингер 2» или «Мистраль», ракеты класса «воздух-воздух», ракеты 68×68 мм и пулеметные 12,7-мм пушки.

Макс. скорость: 322 км/ч.

Bell AH-1Z Viper. США

Этот современный военный вертолёт создан на основе легендарного Bell AH-1 Super Cobra. В сравнении со своим прародителем, имеет четырехлопастные рулевые винты из композита, улучшенную авионику и двигатели от General Electric (2*1800 л.с).

Всё это позволяет использовать машину в экстремальных погодных условиях и вести бой в полной темноте.

Макс. скорость: 296 км/ч.

ТОП-3 ЛУЧШИХ ВЕРТОЛЁТОВ: