Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проект «Как звери готовятся к зиме? Конспект занятия в старшей группе: Как животные готовятся осенью к зиме.

Цели:

Расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме. Учить устанавливать причинно-следственные связи изменения жизни животных с изменением времени года. Развивать логическое мышление, расширять словарный запас. Воспитывать любовь к животным, интерес и бережное отношение к родной природе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

Демонстрационный плакат «Лесные животные», картинки и фигурки-игрушки различных животных, иллюстрации пейзажей поздней осени и начала зимы.

Предварительная работа:

Разучивание стихотворения «Ходит по лесу медведь… », проведение игры «Зоологическое лото», с целью закрепления умений детей классифицировать животных на диких и домашних; рассматривание альбомов «Осень», «Зима».

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент : дети вместе с воспитателем проговаривают разученное ранее стихотворение «Ходит по лесу медведь… »

Воспитатель: О каком времени года это произведение?

  1. Описание признаков зимы - необходимо подобрать к слову характерные признаки, подставляя вопрос.

Зима (какая… - холодная, снежная, белая, морозная)

Снег (какой… - рыхлый, липкий, белый, сверкающий)

Мороз (какой… - жгучий, сильный, трескучий, злой)

Ветер (какой… - пронизывающий, резкий, сильный, порывистый)

Дни (какие… - короткие, холодные, ясные).

  1. Обобщение признаков зимы, уточнение особенностей подготовки животных к зиме - белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. С наступлением зимы жизнь диких лесных животных меняется.

Вопросы: воспитатель задает вопросы, выставляя картинки с изображениями диких, лесных животных.

  • Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
  • Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
  • Чем питаются зимой заяц, белка, что общего у них в подготовке к зиме и в чем разница?
  • Готовятся ли волк и лиса к наступлению зимы, чем они питаются зимой?
  • Как проводят зиму еж, медведь, барсук?
  • А какому животному трудно зимовать без помощи человека?

Для ответа на этот вопрос необходимо отгадать загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Обобщение и уточнение знаний детей:

Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много.

Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест.

Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси.

А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками.

Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу.

Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.

  1. 4. Физкультминутка:

Снег идет, снег идет, дворник улицу метет.

Стороной народ идет. Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень: мы немного разомнется,

За дела опять возьмемся.

  1. Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (Диких)

Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили диких, лесных животных и то, как они готовятся к зиме?

Игры.

  • «Закончи предложения»

Неуклюжий, как… Голодный, как… Быстроногий, как… Колючий, как… Хитрый, как…

  • «Кто где живет? »

Покажите картинку, отвечающую на вопрос

(Кто) юркнула в дупло. (Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) залез в берлогу. (Кто) забрался под листья.

(Кто) спряталась в нору. (Кто) укрылся под кустом.

  • «Игра в слова»

Услышав слово, подходящее названному животному (зайцу, белке, лисе, волку, медведю), надо хлопнуть в ладоши, с объяснением каждого слова. Словарь: рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, тайно, бегает, колючий, короткохвостый, нора, переливается, зайчонок, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, ежонок, волчонок, неуклюжий, осторожный, сильный, фыркает, хищник, добродушный…

  1. Итог
  • Какие признаки зимы вы знаете?
  • О каких диких животных сегодня мы говорили?
  • Что нового и интересного сегодня вы узнали?
  • Как человек может помочь животным перезимовать в лесу?

Лилия Дегтярева
Проект «Как звери готовятся к зиме?»

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Этот проект мы начали по выбору детей. Были предложены природные объекты : деревья, животные, птицы. Они выбрали животных. Детям было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме .

Я представляю проект «Как звери к зиме готовятся .

Нами была выдвинута проблема - почему дикие животные готовятся к зиме ?

Проект краткосрочный , исследовательско- творческий.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель данного проекта :

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Перед нами ставились следующие задачи :

Расширять представления детей о подготовке диких животных к зиме ;

Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе

Проект состоял из трёх этапов :

1 этап подготовительный включал в себя :

Изучение методической литературы

Организация предметно-развивающей среды

Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет-ресурсов по теме проекта

2этап исследовательско-творческий осуществлялся

(через разнообразные виды деятельности) : познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.

Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя : дидактические игры «Кто где живёт?» , «Прятки» , «Угадай по описанию» , «Кто лишний, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.

Цель данных игр : закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.

Беседы «Кто живет в осеннем лесу» , «Как дикие животные готовятся к зиме » . Цель этих бесед : расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме .

С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?»

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый» , - эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет ? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме ? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

«Почему белка меняет шубку зимой» ?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки : серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.

Следующий опыт : Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Ходили на экскурсию в лес. Обратили внимание на красоту осеннего леса, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям .

Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные игры «У медведя во бору» , «Охотник и зайцы» , «Бездомный заяц» , «Медведь и пчёлы» , «Волк во рву» . В этих играх развивались физические качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в двигательной активности.

Музыкальная деятельность

Прослушивали с детьми музыкальные произведения «Медведь» , «Лисичка поранила лапу» , разучивали песенки «Лиса по лесу ходила» , «Ехали медведи на велосипеде» , «Зайчик» , играли в музыкальные игры «Зайка» , «Плетень» , «С барабаном ходит ёжик» , «Звери и звероловы » . Данный вид деятельности

был направлен на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.

Изобразительная деятельность. Дети красками по замыслу рисовали животных леса. Цель данного занятия : закрепить умение отражать в рисунках диких животных.

Коллективная аппликация

«Кто живёт в осеннем лесу» . Цель : формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Дети обводили шаблоны и вырезали диких животных, нарезали мелко цветные шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой» . Готовых зверей поселили в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Пластилинография. «Дикие животные» . Продолжали детей знакомить с внешним видом животных осенью. Ребята обводили шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирали цвет пластилина и заполняли форму.

В процессе изобразительной деятельности научились рисовать, лепить, наклеивать, у детей закрепились знания о внешнем виде диких животных.

Конструирование из природного материала «Ёжик» . В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям сделать друга для лесного ёжика. Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.

Восприятие художественной литературы

Рассматривали с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В. Бианки «Готовятся к зиме » , А. Блока «Зайчик» , М. Пришвина «Ёж» , К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» . Дети самостоятельно сочиняли и загадывали загадки о диких животных

Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций дети получили новые знания о жизни животных в природе.

Активное участие в проекте принимали родители .

Рисовали вместе с детьми иллюстрации к альбому загадок, оформляли титульный лист альбома, помогли изготовить атрибуты к подвижным играм, разучивали стихотворения с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся » и сами принимали в ней участие.

В заключительный этап проекта вошли : альбом «Загадки и отгадки» .

Сюжетная композиция «Осенью в лесу» . Она выполнена из природного материала, собранного детьми на экскурсии. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали берлогу для медведя.

Дети показали родителям сказку «Как звери к зиме готовятся »

Каждый персонаж сказки рассказывал о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился .

Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – ребёнок учиться применять полученные знания в жизни!

Активное участие в постановке сказки принимали родители.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы : «А ты как думаешь сам?» , что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме . Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

Я считаю, что проблема данного проекта решена . Цель и задачи достигнуты.

Тема: « Как дикие животные к зиме готовятся».

Программное содержание:

1. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных , учить детей определять и называть состояние погоды, дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка , заяц, волк, лось, ёж.

2. Воспитывать бережное отношение к животным , воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края.

3. Словарная работа : обогащать словарный запас детей за счёт слов: Волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора. Активизация словарного запаса детей: лиса, заяц, волк, лось, медведь, ёж.

Структура занятия и методические приёмы по структуре:

1. Начало занятия . Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: художественное слово, загадка, рассказ.

2 . Ход занятия . Длительность 25 минут. Методические приёмы: загадки, музыка, напоминание, инсценировка.

3 . Итог занятия . Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: напоминание, похвала.

Индивидуальная работа:

С Ваней, Эльвиной, Серёжей планирую провести работу по формированию связной речи, так как у них плохо развита связная речь.

Предшествующая работа:

Мы с детьми вспомнили виды диких животных, почему их называют дикими. Вспомнили признаки осени и сколько месяцев в осени и зиме.

Подготовка воспитателя:

1.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.

2.С.Н. Николаева «Юный Эколог».

3.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.

4.Зотов В. Лесная мозаика.

Материал к занятию:

Изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, маски зайца и медведя.

Организационная работа:

Перед занятиями протираются полы, и проветривается помещение.

Дети перед началом занятия находятся в раздевалке. Когда мы заходим в группу дети стоят возле меня, после того как я прочитаю стихотворение садятся за столы.

Последовательный ход занятия

Дети заходят в группу, и я говорю: «Доброе утро! Солнцу и птицам.

Доброе утро Улыбчивым лицам,

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро продлится до вечера.

Доброе утро всем мы желаем.

И дарим свои улыбки.

С улыбкой мы утро встречаем

И занятие начинаем.

Теперь проходим на свои места и садимся».

Загадываю детям загадку:

« Пусты поля,

Мокнет земля,

День убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме дикие животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

Скоро наступит зима , это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь и ёж). - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.). - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать эти животные? (много кушать). - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге). - Где спрячется ежик? (В норе).

- Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).

Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.) - Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого) - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

Я-то? Да ем.

А днем?

И днем ем.

А утром?

Тоже ем.

Ну, а вечером?

И вечером ем.

А когда ты не ешь?

Да когда сыт бываю.

А когда ты сыт бываешь?

Да никогда.

Я спрашиваю у детей: «Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?»

(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.) - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Психогимнастика «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра . - «Ребята, давайте попрыгаем и порезвимся как белочки». Звучит фонограмма вьюги . - «Ребята, а теперь наступила зима и белочкам холодно, давайте присядем, свернёмся в клубок и замрём». Повторить 2 -3 раза.

Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей). –Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Кто это? (Лось). - Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет) - В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много). - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

всяк меня благодарил.

Ребята, сейчас мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. (Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Итог занятия.

Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)

А как мы их на зовём одним словом? (Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.


Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

КАК ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ (МЕДВЕДЬ, БЕЛКА, ЗАЯЦ, лиса) ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание типа рассуждений. Формировать понятия о приспособлении животных к сезонным условиям жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимнего леса, игрушки – заяц, медведь, белка, лиса, Колобок.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: активизировать на занятии Дашу В., Королину Я.

Предшествующая работа: ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБИТАТЕЛЯМИ ЛЕСА, КАК ОНИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ.

Ход занятия:

В группу «приходит» Колобок. Он здоровается с детьми, которые уже сидят на стульях. Воспитатель обращается к игрушке: «Колобок, ты в лесу был летом, потому что бабушка испекла тебя летом. А летом в лесу…?»

Восп: Дети, как в лесу летом?

Дети: Летом земля покрыта зеленой травкой, растут цветы, на деревьях листья.

Восп: Правильно. А сейчас какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Дети, давайте расскажем колобку, что происходит в лесу зимой.

А ты,Колобок,слушай нас внимательно.

Дети: Все покрыто снегом, холодно. Звери,как и вся природа, тоже готовы к зиме.

Восп: Расскажите Колобку как проводит зиму медведь?

Дети: Подходят к «берлоге» . Медведь зимой спит, он готовит себе берлогу из сухих листьев и веток. Осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно поспать.

Восп: Колобок, ты запомнил как называется зимний дом медведя? Дети, давайте напомним Колобку.

Дети: Берлога.

(походят к дереву с белкой) Белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, прячет в дупла орехи, собирает шишки. В дупле у белки тепло и сухо. Вход в дупло белка затыкает пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.А когда выспится ловко прыгает по веткам проверяя свои запасы. Свою летнюю рыжую шубку она поменяла на серую, зимнюю.

Восп: Дети, как вы думаете, почему белка меняет свой мех зимой на серый.

(дети высказывают свои предположения, если правильных высказываний нет – отвечает воспитатель и закрепляет правильный ответ с детьми).

Зимой деревья голые, серые. Серая беличья шубка почти незаметна на их фоне.

Восп: Дети, напомним Колобку, как называется дом белки.

Дети: Дупло.

Восп: Дети, давайте расскажем Колобку как мы готовимся к зиме.

Физ.минутка. «Встреча зимы.»

Раз, два, три, четыре, пять, Будем зиму мы встречать(дети шагают на месте).

Что зима нам принесла?(разводят руки в стороны)

Ветер, снег, и холода (хлопают в ладоши)

Ой, мороз, мороз, мороз(слегка пощипывают себя)

Щиплет щеки (за щеки),щиплет нос (за нос)

Щиплет ушки(за уши), щиплет нос (за нос),

Забирается под шубки (прячут руки под мышки).

Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши,губы (трут все поочередно),

Пар пошел даже от шубы.(разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них).

Восп: Дети, посмотрите, Заяц притаился в сугробе. А как он готовится к зиме?.

Дети: Летом он был серый, а к зиме постепенно побелел.

Восп: Как вы думаете, почему он побелел к зиме?

Дети: На фоне белого снега зайчика незаметно, лисе его трудно найти.

Восп: Правильно, дети. А какой домик у зайца?(если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает) Заяц не строит себе отдельную норку. Зимой днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Восп: Колобок, ты запоминай. Напомни ему Королина.

Восп: А как лиса готовится к зиме? Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть.Как вы думаете, для чего?(выслушать ответы детей).зимой на лапках лисы густая шерсть,чтобы не холодно было ей ступать по снегу.Ходит лиса по снегу как в валенках.

Вот,Колобок, сколько тебе дети рассказали о зимнем лесе.Ты все запомнил? Дети с помощью воспитателя рассказывают. Что медведь зимой спит в берлоге, у белки дом – дупло. Она готовит запасы и меняет цвет шерстки. У зайца домика нет, заяц меняет шубку на белую и спит на снегу. А у лисы на лапках отрастает густая шерсть – как валенки, чтобы лапки не мерзли.

Колобок: Спасибо вам дети. Сколько нового я узнал о зимнем лесе. Мне пора уходить. До свидания.

Литература: 1) С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.- 96 с.

2)Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.-144с.

3)Скоролупова О.А. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России» – М.: О О О «Издательство Скрипторий 2003»,2010.