В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):
- цвет обозначается пятном
- размер - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.
Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.
Знакомство с карточками
Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,
- если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
- “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
- “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.
Игра “Найди собачку”
Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).
Игра “Опиши фигуру”
Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.
Игра “Угощение”
Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.
Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.
Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.
Игра “Чертеж”
Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.
Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.
Например:
- “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
- “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
- “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
- “крыша” - красные не квадратные блоки.
Логические кубики
Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.
Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.
Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .
Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .
Делитесь вашими комментариями и идеями.
Название: Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий,НОД, математика, средняя
Должность: воспитатель 1 квалификационной категорий
Место работы: КГКП ясли сад № 8 «Теремок»
Месторасположение: город Экибастуз, Павлодарская область, Республика Казахстан
Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Цель:
1. Формировать элементарные математические представление.
- Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойством (форма, цвет, величина);
- Развивать умение выделять заданную геометрическую фигуру по 3-м
признакам (форма, величина, цвет);
- Упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
- Закрепить представление о понятии «близко-далеко»; о временных представлениях;
- Учить детей ориентироваться в пространстве(посередине,вверху справа,вверху слева,внизу справа,внизу слева).
2. Развивать первичные приемы логического мышления(формировать способность к наблюдению,сравнению,обобщению,классификации); развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Воспитывать любознательность,интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Материал: блоки «Дьенеша»,карточки с кодировкой блоков «Дьенеша»
Ход занятия:
Круг радости
Сколько времени в году?
Сейчас какое время года?
Сколько месяцев зимой?
Назовите зимние месяцы.
Сейчас какой месяц?
Назовите признаки зимы.
Сюрпризный момент.
Дети,вы сышали кажется кто-то стучится?
Пойду посмотрю кто там.
Посмотрите,дети,почтальон принес нам письмо.Интересно,от кого вы думаете письмо?
Хотите узнать кто написал нам письмо?
Тогда откроем письмо и прочитаем.
«Здравствуйте,дети! Мне нужна ваша помощь.Злой колдун заколдовал зверей и закрыл их в сундук.Надо их освободить и накормить. С приветом дед Лесовик»
Ну что,дети,поможем зверюшкам?
Нам надо делиться на две группы.
1 группа идут лепить зверюшкам угощения
2 группа идут спасать зверюшек.
Пора нам отправиться в путь,но лес далеко.Как нам добраться,как вы думаете?
Давайте,поедем на автобусе.
Но чтобы поехать на автобусе,что надо приобрести?
Задание выполняется с блоками Дьенеша.Детям раздаются карточки с кодировкой фигур.
— Внимание!Проверка билетов.
Какого цвета ваш билет?
Какой формы?
Покажите только синие билеты.
А теперь красные;желтые билеты. и т.д.
Молодцы!Вы все правильно нашли свои места,можно ехать.
(Остановка.Приезжают в лес)
Дети,вот мы приехали в лес,но куда же нам идти,кто нам поможет?
Посмотрите,какая красивая елочка,может она нам поможет?
Елочка мне сказала, чтобы помочь зерюшкам надо правильно выполнить все задания,которые приготовили нам снежинки.
Берет снежинку №1,читает задание.
1 – задание: логические задачи: «Сколько?»
Снежинка №2
2-задание:счет прямо и обратно в пределах 5.
А теперь угостите зайчиков морковкой,сколько зайчиков?а морковок сколько?всем хватило морковок?почему?
Д/игра «Найди свое место».
Снежинка №3
3-задание: «Составить картину»
А это снежинка хочет чтобы мы составили картинку, где зайка посередине,домик справа внизу,елка слева внизу,солнышка справа вверху,тучка слева вверху.
А теперь сами составьте картину.
Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.
Снежинка №4
4-задание: «Физ.минутка»
— Это снежинка просит вместе с ней потанцевть.
Снежинка №5
5-задание: «Что изменилось?»
(Слева домик,а справа 2 игрушки.Они находятся на разных расстояниях от домика)
Это снежинка хочет проверить, насколько вы внимательные.
— Скажите,кто находится ближе к домику,а кто дальше от домика?
Теперь все закрывайте глазки.
(переставляю игрушки местами)
А теперь открывайте глазки и скажите, что изменилось?(упр.повторяется 2-3 р.)
Молодцы! Вы все задание правильно выполнили.Теперь пойдемте найдем сундук и спасем зверюшек.
Вот и сундук,но он закрыт на замок. Дети,здесь записка написано,что ключик спрятан под геометрическими фигурами,вы должны угадать
правильно где спрятан ключ.
Молодцы! Вы правильно угадали,вот и ключ.
Дети, нам пора вернуться в детский сад,берем с сабой зверюшек.Садитесь в автобус,поехали.
Где мы были?
Зачем мы поехали в лес?
Что мы делали чтобы спасти зверюшек?
Какие задание были?
Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать элементарные математические представления:
Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств;
Закрепить представления о числовом ряде;
упражнять в количественном счете в пределах 8;
закрепить умение соотносить количество с соответствующей цифрой;
Развивать умение выделять свойства в предметах(блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач;
Продолжать развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают;
Упражнять в ориентировке на плоскости листа, пользоваться пространственной терминологией (правый верхний угол, правый нижний угол и.т.д.)
Коррекционно-развивающие задачи:
Учить строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношениявопросом: « как ты думаешь?», стимулировать к изложению своих мыслей.
Активизировать в речи слова и выражения: цвет, форма, размер, толщина, правый верхний угол, левый нижний угол.
Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Обучать приемам символизации и моделирования.
Способствовать психологическому здоровью детей:формировать чувство радости, уверенности, оптимизация детского настроения,используя игру-тренинг «Заряд бодрости» и элемента азбуки выражения эмоций (через выразительные движения удивления, испуга, радости).
Развивать слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение
слышать и слушать друг друга.
Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, наборы цифр 1-8 по количеству детей, карточки с изображением различных свойств (цвет, форма, размер, толщина),изображение школы с учениками-блоками, мяч.
Индивидуальная работа : побуждать Кирилла строить предложения из 4-5 слов, правильно согласуя слова в предложении. Работа с Сашей над умением абстрагировать свойства предметов.
Ход : Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.
Игра-тренинг «Заряд бодрости»
«Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)
Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.
Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.
Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает » Если так бывает- улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает-хмуримся и топаем ногами.
Бывает круг с углами -Бывает весна после зимы
Бывает петух с 4 ногами -Бывает у собаки 4 лапы
Бывает после понедельника суббота -Бывает ночь после утра
Бывает у человека 3 глаза -Бывает число два больше трех
Бывает трава зеленого цвета -Бывает число пять идет после семи
Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.
В волшебном государстве Математики постоянно происходят какие-то истории. Вот сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая из них хочет доказать, что она самая важная. Давайте их подружим «Числовая разминка»
Назовите все цифры по порядку (хором)
Назовите цифры в обратном порядке (хором)
Оля, посчитай от пяти до семи
Саша, посчитай от трех до шести
Даша, пять, а ты считай обратно
Оля, назови соседей числа три
Вот и подружились наши цифры. Все цифры нам нужны и важны, без них нам не обойтись.
В волшебном государстве Математики правит царь Единица. Сегодня он хочет проверить,
любят ли дети математику, дружны ли вы с ней. Он издал указ и велел выполнить все его задания. Первое задание: Отгадайте, что это за здание? А поможет вам загадка.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
Верно, это школа. Назовите номер каждого класса и где он находится?
Это класс номер 1. Где он находится, Оля?
Он находится в правом верхнем углу.
Это класс номер 2. Где находится второй класс?
Второй класс находится в левом нижнем углу. и.т.д. Аналогичная работа до четырех.
В волшебном государстве Математики учатся необычные ученики.Это знакомые нам
Расскажи, Даша, кто учится в первом классе?
В первом классе учатся синие, большие, толстые, круги.
Руслан, а кто учится во втором классе?
Во втором классе учатся красные, маленькие, тонкие, квадраты.
Молодцы, все справились с заданием царя. Теперь отдохнем. В школе переменка.
Гимнастика для глаз
Мой веселый звонкий мяч
Еще хочет поиграть.
Вы глазами проследите,
Головою не вертите.
Куда мяч - туда глаза
Будем двигать не спеша.
Мяч поднялся вверх,
Все глаза - наверх.
Мяч скатился вниз
И глаза все - вниз.
Мяч - направо, мяч - налево,
А теперь наискасок:
Сверху вниз по диагонали
И еще один разок.
Все по кругу побежали
И вернулись мы опять.
И фигуру «бесконечность »
Нарисуем мы на пять!
Физминутка Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем - Нужно ноги укреплять, Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И на место снова сели. (Дети садятся)
Следующее задание царя Единицы. «Посчитай блоки и покажи нужную цифру»
Посчитайте все круги и покажите нужную цифру
Посчитайте все красные блоки и покажите нужную цифру
Посчитайте все маленькие блоки и покажите нужную цифру
Посчитайте все толстые блоки и покажите нужную цифру.
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
А сейчас царь Единица предлагает нам поиграть в игру « Шифровальщики»
Царь будет выставлять блоки, а мы будем зашифровывать их с помощью своих карточек-символов.Выставляется синий, большой, толстый, квадрат.
Оля, какие карточки ты взяла для шифровки?
Я взяла синее пятно, большой домик, толстого человечка и квадрат.
Правильно Кирилл подобрал карточки? Проверьте у всех так.
Игра повторяется 2-3 раза.
Молодцы, ребята все задания Царя вы выполнили. Он очень доволен вами и меня вы порадовали. Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими -встаньте в красный обруч. А кому было сегодня трудно- встаньте в зеленый обруч.
Сегодня мы с Царем Математики убедились, что вы любите ее и дружите с ней.
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно все вокруг,
Прекрасно все во мне.
План и конспект занятия по математике в средней группе
Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну
Программное содержание
1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).
2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.
3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.
4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.
1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.
1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.
2. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.
3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.
4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.
Методические приемы
Внесение посылки от Микки-Мауса
Чтение письма с приглашением в волшебную страну.
Полет на ковре-самолете.
Задачи № 1,4
На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.
Дети попадают в город Геометрических фигур.
Задача №1
На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.
Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.
Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.
Физминутка:
Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.
Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.
Задача 3,4
В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.
Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.
Итог занятия.
Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.
Полет на ковре-самолете в д/сад.
Конспект занятия
Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.
Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.
Давайте прочитаем его:
«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»
Примем приглашение Микки-Мауса?
Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка-полетели.
Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.
Подходят к музыкальному залу.
Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.
Ой! На двери замок. Волшебный.
Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.
Давайте подумаем, как его открыть?
*предложения детей.
Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?
Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?
Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?
*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.
Какая это фигура?
*Маленький красный круг!
Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?
* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.
Нажимай, Катя, скорее!
Вот дверь и открылась!
Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!
М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.
М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.
Как вы думаете, почему этот город так называется?
Что вы здесь видите:
Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?
Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)
Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:
Эта какая улица? Цветом?
*Синяя, желтая и красные.
Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.
На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?
*большие!
На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?
*красные.
А на желтой? Синей?(показываю указкой)
А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.
Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?
Подними эту фигурку. Кто там живет?
Закрой домик, пусть он там отдыхает.
А теперь, найдет домик Анечка.
Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.
Кто там живет?
Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.
Кто здесь живет?
Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.
М:А хотите узнать где я живу?
Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.
*Никого нет.
Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.
Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.
(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).
Надо взять ножовку и фанеру,
гвозди взять и молоток.
Не беда, что мы не инженеры,
час прошел и дом уже готов!
П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.
У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.
Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.
Что у тебя, получилось?
*телевизор.
Получился бантик?
(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)
П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.
П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.
Вот какая большая получилась лодка.
Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!
Звучит фонограмма течения реки.
Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!
Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.
Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)
Достаю письмо:
Я мишка косолапый, веселый и лохматый
В лесу спокойно жил
С лисичкою дружил.
А злой колдун однажды
всех нас погубил.
Вы, ребята, помогите,
из фигур нас соберите!
Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)
Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!
Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.
Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.
Какого цвета фигурки?
* коричневые
А как называются эти фигуры?
*квадраты и прямоугольники.
А сколько фигур мы нашли?
*6. Все 6 фигур нашли.
Давайте по фотографии сделаем мишку.
А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?
Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.
Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!
Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!
*До свидания!
М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!
Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.
Скажем заклинание:
О ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Музыка - полетели в группу.
«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
У любого учителя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения со школой, с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.
Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.
В чем же назначение занимательности:
- Первоначальный толчок к познавательному интересу;
- Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
- Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
Примеры такого занимательного занятия и дидактической игры способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста мы предлагаем вам.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Программные задачи:
1. Формировать элементарные математические представления:
- обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
- упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
- развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
- формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
- развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.
2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Ход занятия
Воспитатель : Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).
Петрушка:
Я – мальчишка не простой
Любопытный, озорной
Все хочу успеть, узнать
Будете со мной играть?
Воспитатель : Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.
Петрушка: Я и так все знаю.
Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно:
«Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,
Задачки решать
И предметы считать
А как же её одним словом назвать?
Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.
Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?
Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
Посчитайте сколько всего вагончиков?
Какой формы первый вагончик? 3-й?
Какой по счету вагон круглой формы?
Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?
Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.
(Воспитатель надевает шапочку кондуктора)
Воспитатель : Внимание! Проверка билетов!
Какого цвета Ваш билет?
Какой формы Ваш билет?
Покажите только синие билеты.
Дети рассаживаются.
Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.
Раздается свисток .
Петрушка: Почему остановились?
Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)
Какое направление указывает эта стрелка? А другая?
А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?
Как проверить?
Дети сравнивают ширину колеи меркой.
Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?
Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.
Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.
Воспитатель : Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?
Дети считаю. Прямой и обратный счет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).
Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».
Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.
Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!
Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?
Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз)
Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?
Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.
Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.
Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:
- на решение математических примеров;
- с использованием логических блоков Дьенеша.
Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.
Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.
Учебно-игровые задачи:
- Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
- Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.
Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.
Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»
Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.
Следует помнить : переход от дошкольного детства к школьному обучению – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании. Формирование познавательной активности ещё в дошкольном возрасте должно являться подготовительным этапом, обеспечивающим постепенный переход от дошкольных к школьным формам и методам обучения, стать основой функционирования активной, разносторонне развитой личности.