Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Методика организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Иркутская область,Тулунский район,посёлок Центральные мастерские

марина билибенко
Экскурсии и целевые прогулки в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

1 ТЕМА "От сентября к лету поворота нету"- ЭКСКУРСИЯ

ЦЕЛЬ: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; отмечать изменения в растениях на огороде; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 ТЕМА "Поход в кинотеатр"(просмотр мульт-ма)-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о жизни и быте русского народа в стародавние времена. Дать детям заряд положительных эмоций на весь день.

3 ТЕМА "Наблюдение за изменениями деревьев и кустарников с приходом осени"-экскурсия

ЦЕЛЬ: Показать детям, как меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках в осеннюю пору, их количество; показать красоту первоначальной осени.

4 ТЕМА "Наш детский сад"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада, помещениями в которых они работают, с работой которую они выполняют.

ОКТЯБРЬ

1 ТЕМА "Путешествие по осенней тропе"-экскурсия в парк

ЦЕЛЬ: Продолжать наблюдения за сезонными явлениями природы; закреплять признаки осени. Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

2 ТЕМА "Река осенью"-экскурсия к реке

ЦЕЛЬ: Показать детям изменения происходящие с водоёмами (вода тёмная, холодная, листья плавают на воде, около водоёмов; показать красоту родного края.

3 ТЕМА "Фруктовый сад"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о признаках осени, отметить изменения произошедшие с садом с приходом осени; закрепить названия деревьев и их плодов.

4 ТЕМА "Прогулка по ул. Дзержинского"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Рассмотреть разнообразие домов находящихся на улице Дзержинского; закреплять знания детей о передвижении и поведении на улице.

НОЯБРЬ

1 ТЕМА "Рассматривание плодов и семян"-экскурсия по плодовому саду

ЦЕЛЬ: Учить различать плоды и семена деревьев и кустарников ближайшего окружения. Дать знания о значении плодов и семян в жизни растений, животных.

2 ТЕМА "Прогулка по ул. М. Горького"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за транспортом проезжающем мимо, расширять и закреплять знания детей о наземном транспорте, его классификации, назначении. Закреплять знания детей о безопасном передвижении по улице, через улицу.

3 ТЕМА "Поздняя осень"-экскурсия в парк

ЦЕЛЬ: Обобщить первичное представление об осени (солнце светит, но почти не греет; листья разноцветные, трава пожухла, начинается листопад-люди убирают листья).Упражнять в узнавании деревьев и кустарников по осеннему убору листьев, по плодам и семенам. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

4 ТЕМА "Поход в кинотеатр"(просмотр мульт-ма)-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Дать детям заряд положительных эмоций на весь день; повышать общее развитие.

ДЕКАБРЬ

1 ТЕМА "Изменения в природе в зимнее время"-ЭКСКУРСИЯ В ПАРК

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе.

2 ТЕМА "Прогулка вокруг детского сада"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

3 ТЕМА "Наблюдение за снегом"-экскурсия

ЦЕЛЬ: Формировать реалистичное понимание неживой природы, закреплять знания о том, что вода может быть в твёрдом состоянии (снег, лёд); учить сравнивать, развивать познавательную активность.

4 ТЕМА "В зимнем парке средь ветвей стол накроем для гостей"

ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой; углублять и расширять знания о птицах своего края.

ЯНВАРЬ

1 ТЕМА "Экскурсия в зимний парк"

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о зиме, как времени года; учить детей замечать характерные признаки зимних явлений в неживой природе, живой. Сравнить зиму и лето. Воспитывать любовь к родной природе.

2 ТЕМА "Наблюдение за птицами зимой"целевая прогулка в парк

ЦЕЛЬ: Формировать представление о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого мира.

3 ТЕМА "Экскурсия в парк"

ЦЕЛЬ: Углублять представления о типичном состоянии неживой природы зимой (снег покрыл всю землю, он лежит на ветвях деревьев,скамейках). На снегу видны следы людей, птиц, животных. Учить выделять красоту, тишину и покой зимнего парка.

ФЕВРАЛЬ

1 ТЕМА "Прогулка по ул. М. Горького"

ЦЕЛЬ: В ходе прогулки закрепить с детьми правила дорожного движения. Закрепить умение детей ходить по тротуарам (придерживаясь правой стороны).

2 ТЕМА "Экскурсия по зимнему заснеженному парку"

ЦЕЛЬ: Учить детей замечать изменения, которые произошли в природе (день стал длинее, солнце светит ярче). Различать деревья по веткам, плодам; птиц по голосам. Воспитывать любовь к живой природе.

3 ТЕМА "Поход к водоёму"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: В ходе прогулки учить детей замечать изменения на водоёме в феврале (снег рыхлый, пропитан водой, лёд серый, водянистый). Повторить правила безопасного поведения на водоёме.

4 ТЕМА "Наблюдение за сезонными изменениями"

ЦЕЛЬ: Формировать представления об изменениях в природе, учить замечать характерные приметы конца зимы (первая капель). Закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

ВЕСНА

МАРТ

1 ТЕМА "Целевая прогулка вокруг детского сада"

ЦЕЛЬ: Познакомить с первыми признаками весны, отметить особенности поведения птиц; пополнить словарь за счёт использования слов, обозначающих признаки весны; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.

2 ТЕМА "Экскурсия в аптеку"

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, содержанием работы фармацевта; сформировать интерес к профессии.

3 ТЕМА "Целевая прогулка в парк"

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за изменениями произошедшими в природе с наступлением весны; развивать наблюдательность, внимание, мышление.

4 ТЕМА "Экскурсия в библиотеку"

ЦЕЛЬ: Прививать интерес к чтению и истории книгоиздательства, познакомить с историей возникновения книг и письма; посетить абонементы библиотеки, выставку книг.

АПРЕЛЬ

1 ТЕМА "Экскурсия к берёзе"

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых распускаются зелёные листочки. Учить детей приёмам обследования, рассказывать о своих наблюдениях.

2 ТЕМА "Целевая прогулка к перекрёстку"

ЦЕЛЬ: Формировать представление о социуме (тротуар, проезжая часть, светофор); закреплять правила ПДД. Закрепить знания о назначении светофора.

3 ТЕМА "Экскурсия в прачечную"

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с ДОУ, с прачечной, с содержанием труда машиниста по стирке белья; воспитывать уважение к труду других людей.

4 ТЕМА "Целевая прогулка на луг"

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за первыми весенними цветами, травкой; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

1 ТЕМА "Экскурсия в парк"

ЦЕЛЬ: Познакомить с явлениями, характерными для разгара весны (деревья и кустарники покрыты листвой, цветами).Воспитывать интерес к наблюдениям за весенними изменениями в природе.

2 ТЕМА "Целевая прогулка на огород детского сада"

ЦЕЛЬ: Закрепить представления о том, что из семян вырастают растения; познакомить с приёмами посадки; активизировать словарь детей.

3 ТЕМА "Экскурсия в школу искусств"

ЦЕЛЬ: Посетить школу искусств, познакомить с кружками и занятиями, которые проводят в ДШИ, с целью заинтересовать в какой либо деятельности.

4 ТЕМА "Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам"

ЦЕЛЬ: Продолжать воспитывать патриотические чувства, знакомить с историей ВОВ; воспитывать уважение к ветеранам.

Благодарю всех, кто посетил мою страничку.

коновалова ольга
Картотека зимних прогулок в старшей группе

ПРОГУЛКА №1

Наблюдения за сезонными изменениями

Цель : формировать представление об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения.

Художественное слово :

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Вопросы :

За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится месяц декабрь?

Как изменился участок по сравнению с осенью?

Зачем засыпают корни деревьев снегом?

Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность

Засыпать деревья снегом

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам

Подвижные игры

«Лиса в курятнике» , «Караси и щука»

Цель : развивать у детей координацию движений.

ПРОГУЛКА №2

Наблюдение за птицами зимой

Цель : формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Художественное слово :

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил.

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди. (А. Прокофьев)

Вопросы :

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека?

Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Много ли птиц прилетает к нашей кормушке?

Какой корм они охотнее поедают?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега

Цель : воспитывать желание оказывать помощь взрослым

Подвижные игры

«Зайцы и волк» , «Лиса в курятнике»

Цель : учить прыгать на двух ногах, выполнять движения в соответствии с текстом.

ПРОГУЛКА №3

Наблюдение за состоянием погоды

Цель : учить различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

Ход наблюдения

Загадки :

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица. (зима)

Кто седой Зимы слуга,

Снегом сыплет на луга?

В гости кто зовет мороз,

Прячет вьюгу средь берез?

Дарит Елку и веселье

Январю на новоселье? (Декабрь)

Краской белой и хрустальной

Разукрасил окна в спальне,

Будто листики берез

Кто нарисовал? (Мороз)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие – то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах.

Вопросы :

Почему появляются на окнах снежные узоры?

Чем их рисует мороз?

Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность

Посыпать песком скользкие участки

Цель : формировать навыки работы в коллективе

Подвижные игры

«Стайка» , «Кот на крыше»

Цель

ПРОГУЛКА №4

Наблюдение за деревьями

Цель : учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.

Ход наблюдения

Загадки : В шубе летом, а зимой стоят раздеты

(Деревья)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели

(Дерево зимой)

Примета : снег прилипает к деревьям – будет тепло.

Поговорки и пословицы : «Кто с дерева кору снимает, его убивает» , «Не суди о дереве по коре» .

Воспитатель с детьми наблюдают за деревьями. Можно ли узнать, какое это дерево, если на нем нет листьев? Зимой деревья обнажены и хорошо видны их ствол и ветви. Сравнить стволы у разных деревьев, определить различия в коре, толщине, форме, высоте. Найти березу, иву, тополь, вяз. Сравнить стволы, прикоснуться к ним, выявить отличия.

Трудовая деятельность

Расчистить дорожки от снега

Цель : учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Снежная баба» , «Волк во рву»

Цель : воспитывать ловкость и сноровку.

ПРОГУЛКА №5

Наблюдение за замерзанием воды

Цель : продолжать знакомить со свойствами воды; расширять представление о предметах и явлениях природы.

Ход наблюдения

Познакомить детей со свойствами воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле.

Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий) . Обратить внимание на то, что на улице появился гололед. Объяснить это явление и предложить подумать, как сделать, чтобы не было скользко.

Художественное

Гололедица

He идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Отлично па дается!

Почему ж никто

Не радуется! В. Берестов

Загадки :

Как по зеркалу качусь,

На коньках кручусь-верчусь,

Разгонюсь, как самолет -

Под ногами что же? (Лед)

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? (Коньки)

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок,

Превратил ее в. (каток)

Трудовая деятельность

Расчистить участок младшей группы от снега

Цель : воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Попади в цель» , «Волк и ягнята» (бурятская народная игра)

Цель : воспитывать ловкость и сноровку.

ПРОГУЛКА №6

Наблюдение за снегом

Цель : закреплять представление о снеге как особом состоянии воды.

Ход наблюдения

Художественное слово

"Снежок". Н. Некрасов

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух

Загадки :

Белый-белый, словно мел -

К нам он с неба прилетел.

Лес укрыл, поля, лужок.

Что за кружево? (Снежок)

Эту зимнюю хозяйку

Испугался даже зайка,

Не боится лишь апрель

Снежно-белую. (метель)

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица. (зима)

Падают белые снежинки, ложатся на землю. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать нельзя они растают. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучинки снежинок. Снег – это очень много снежинок.

Вопросы :

Почему скрипит снег?

Где образуются снежинки?

Какой на ощупь снег?

Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

Из какого снега легче лепить?

Что такое снег?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега

Цель : учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди» , «Кто лучше прыгнет»

Цель : закреплять умение прыгать

ПРОГУЛКА №7

Наблюдение за ветром

Цель : познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга» .

Ход наблюдения

Художественное слово

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи, –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Потрудись, кузнец-мороз.

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней. Самуил Маршак

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

(А. Прокофьев)

В ветреную погоду понаблюдать за облаками, деревьями. Обратить внимание на то, как ветер поднимает снег с дороги и переносит его в другое место. С силой бьет в окно. Предложить прислушаться как завывает ветер за окном. Объяснить, что это метель.

Трудовая деятельность

Постройка лабиринтов на участке

Цель : вызвать положительные эмоции.

Подвижные игры

«Медведь и пчелы» , «Совушка»

Цель : учить выполнять движения по сигналу.

ПРОГУЛКА №8

Наблюдение за работой дворника

Цель : продолжать наблюдение за работой дворника; формировать стремление к порядку и чистоте, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы :

Что делает дворник на участке детского сада?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Художественное слово

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

В. Степанов

Загадка :

Он с утра пораньше встанет,

Лопату в руки возьмет,

Тротуар почистит

И весь двор уберет.

(Дворник)

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы

Цель : учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Два мороза» , «Мы веселые ребята»

Цель : учить четко проговаривать текст в игре , соблюдать правила игры.

ПРОГУЛКА №9

Наблюдение за морозом (за окном мороз)

Цель : закреплять умение детей о зимнем явлении – морозе .

Ход наблюдения

Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Обратить внимание, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Детям старших групп указать на стекла , разрисованные красивые узорами. Объяснить, что это мороз заморозил стекла. Рассмотреть узоры, определить, на что они похожи.

Художественное слово

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

И. Никитин

Все злее, злее, злее

На улице мороз,

И каждый потеплее

Закутывает нос.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Е. Благинина

Трещит мороз.

Застыли речки

Дрожит березки у реки.

П. Образцов

Загадка :

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз!

(Мороз) Е. Благинина

Трудовая деятельность

Покормить птиц.

Цель : прививать заботу и любовь к птицам.

Подвижные игры

«Ловишки» , «Хитрая лиса»

Цель : учить четко проговаривать текст в игре , соблюдать правила игры.

Прогулки осенью в детском саду с целями, с играми и наблюдениями.

Карточка 1

Тема: Осень наступила - тепло забрала

Цель

Дать детям понятие о том, что когда наступает осень, изменяется высота стояния солнца, оно перестает прогревать воздух, дни становятся короче, а ночи - длиннее, люди одеваются теплее.

Наблюдение

Незаметно пролетело лето, и вот уже на пороге осень. Первые ее проявления едва заметны, утром и вечером становится прохладнее. И поэтому мы одеваемся теплее, хотя днем еще тепло, как и летом. А солнышко, которое согревало нас своими лучами все лето, стало ласковым. Утром оно позже всходит, а вечером раньше садится за горизонт - дни становятся короче, а ночи длиннее. Первый месяц осени называется сентябрь.

Словарь. Прохладнее, всходит, садится, короче, длиннее.

Художественное слово

Пословицы об осени

Всякому лету конец, а осени - начало.

Не жди от осени солнца.

Этот месяц - самый прекрасный,

Появляется лист первый красный,

Остывает немного земля,

Урожай украшает поля.

Воздух будто наполнен добром,

Этот месяц зовут сентябрем.

Н. Григорьева

Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Дети берутся за руки, образуя круг, ведущий - в центре. Он бросает мяч ребенку и говорит при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если ведущий сказал «земля», то йгрок, поймав мяч, должен быстро назвать какое-нибудь животное. На слово «вода» нужно назвать рыбу, на слово «воздух» - птицу. Если ведущий скажет «огонь», все, взмахивая руками, должны кружиться на месте. Невнимательные игроки выбывают из игры.

Ходить по бревну, ставя ногу с носка;

Спрыгивать с бревна.

Карточка 2

Тема: Дары осени

Цель

Закреплять знания детей о том, что осенью созревают овощи, фрукты, люди собирают урожай и сберегают его для употребления зимой.

Наблюдение

В народе осень называют «щедрой» именно потому, что она приносит богатый урожай.

Какие овощи собирают? Какие фрукты и ягоды созревают? Выращенный урожай осенью собирают и стараются сберечь на зиму, потому что овощи и фрукты содержат много витаминов и их употребление зимой полезно.

Как сохраняют овощи и фрукты?

Словарь: Овощи, фрукты, созревают, «щедрая» осень.

Художественное слово

Объясните, почему так говорят

Август еду готовит, а сентябрь подает ее к столу.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой.

Кто целый год ленится, тот и в сентябре голодает.

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А. Прокофьев

Подвижная игра «Разбитая тыква»

Тыкву прикрепляют на колышке выше плеч играющих. Колышек вставляют в землю.

На расстоянии 10 шагов проводят линию, на которую становится игрок лицом к тыкве, держа в руках палку длиной 1 м и толщиной около 3 см в диаметре.

Игроку завязывают глаза платком, несколько раз оборачивают на месте, после этого он должен угадать, где находится тыква, подойти к ней и ударить палкой.

Выигрывает тот, кто с первого раза попадет по тыкве.

Основные движения во время прогулки:

Подбрасывать и ловить мяч;

Лазить по лестнице переменным шагом.

Карточка 3

Тема: Сентябрьские паутинки

Цель

Показать детям паучков, рассказать, как они приспособились к условиям существования, обосновать их пользу в природе.

Наблюдение

Вы заметили, что осенью появляется много паучков? Они расселяются, перелетая на паутинках: ищут место повыше. Для этого поднимают брюшко и выпускают нитку паутинки. Струя теплого воздуха подхватывает довольно длинную нить и таким образом переносит паучка. После приземления паучок прячется под листья или сухую траву и засыпает там до весны. А паутинки летают над полями, садами - и блестят под лучами солнца. Это время называют «бабье лето», потому что это последние теплые осенние дни.

Словарь. Паук, паучок, паутинка.

Художественное слово

Приметы сентября

Если в сентябре много паутинок и пауков - осень будет ясной, а зима морозной.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позже наступит зима.

Когда на растениях много паутинок - погода долго будет теплой.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Е. Трутнева

Подвижная игра «Камешки»

Каждый участник должен иметь по десять камешков, причем один отличающийся по цвету. Игрок невысоко подбрасывает камешки и подставляет руки в том месте, где они должны упасть.

Те камешки, что упали на кисти рук, игрок вновь подбрасывает и старается поймать их на лету.

Если пойманное количество камешков не парное, один откладывается, и игрок снова подбрасывает камешки. Может случиться так, что игрок не поймает ни одного. Тогда право хода и оставшиеся камешки он передает следующему игроку. Считается, что игрок проиграет и тогда, когда поймает парное количество или вместе с другими камешками поймает и меченый. Когда все камешки будут на руках у игроков, подсчитывают, кому сколько досталось. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего камешков.

Основные движения во время прогулки:

Прыгать на двух ногах с продвижением вперед;

Пролезать в обруч.

Карточка 4

Тема: Осенние туманы

Цель

Познакомить детей с явлением, характерным для осени, - туманом, рассказать, как он образуется, наблюдать за ним.

Наблюдение

Сегодня утром как будто туча опустилась на землю и окутала все вокруг: дома, деревья, дороги. Очень трудно что-либо рассмотреть вдали. А если долго держать ладонь раскрытой - она станет влажной.

Это оседают мелкие капли воды, которые висят в воздухе. Такие же капельки заметны на траве, листьях. Это - туман. Но как только взойдет солнце - он рассеется. Погода станет солнечной и ясной, небо - высоким и бездонным - таким оно бывает только ранней осенью. В ноябре чаще всего бывают туманы, потому что воздух охлаждается быстрее, чем вода и грунт.

Словарь. Туман, стелиться, рассеивается.

Художественное слово

Проверь, бывает ли так

Утром туман поднимается, образуя тучи, - на дождь; падает на землю - на сухую погоду.

Загадка

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

И. Токмакова

Подвижная игра «Серый кот»

Все участники игры «мышки», ведущий - «серый кот». Все игроки становятся цепочкой и, держа друг друга за руки, ходят по площадке в разных направлениях: по прямой, по кругу или по какой-нибудь кривой линии. Первым в цепочке стоит «серый кот».

Во время движения он спрашивает:

— А мыши есть?

— Есть! — отвечают «мышки».

— Кота они боятся?

— Нет! — отвечают «мышки».

— Вот и проверим, берегитесь!

С этими словами «мышки» бросаются врассыпную, а «серый кот» ловит их. Пойманный игрок становится «серым котом», а его предшественник-«мышкой».

Основные движения во время прогулки:

Подлезать под шнур левым и правым боком;

Метать мешочек с песком из-за спины через плечо вдаль.

Карточка 5

Тема: Разноцветная клумба

Цель

Обратить внимание детей на изменения, которые происходят осенью в цветнике, учить собирать семена, различать, с каких они цветов; показать форму и строение семян.

Наблюдение

Все лето мы любовались красотой нашей клумбы.

Какие цветы росли на ней? Пришла осень, цветы завяли, но всем хочется, чтобы и в следующем году они вновь выросли, распустились и радовали нас своим разноцветьем. Для этого цветы сохраняют свои семена в коробочках, соцветиях - это бархатцы, мак, астры. Георгины и хризантемы просят выкопать их корешки и сберечь до следующей весны в прохладном помещении.

А что же лилии и ирисы (петушки)? Им, оказывается, не страшны зимние холода. Они укроются своими стеблями и листочками и будут спать до прихода весеннего тепла.

Словарь. Цветник, семена, грунт, собирать, сберегать.

Художественное слово

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

А. Плещеев

Подвижная игра «Найди цветок»

Дети собираются все вместе.

Взрослый предлагает им повернуться спиной и закрыть глаза. В это время он прячет искусственный цветок. По сигналу взрослого: «Можно искать!» дети открывают глаза и начинают искать цветок. Брать его в руки или показывать взглядом свою находку нельзя. Тот, кто найдет цветок, подходит ко взрослому и тихо говорит ему об этом, а потом возвращается на свое место.

Игра продолжается, пока все дети не найдут цветок.

Основные движения во время прогулки:

Бросать мяч об землю и ловить его двумя руками;

Ходить по бревну левым и правым боком.

Карточка 6

Тема: Насекомые спрятались

Цель

Обратить внимание детей на то, что осенью исчезают насекомые, объяснить, что связано это с осенними изменениями в природе.

Наблюдение

Проходят осенние дни, и мы перестаем находить насекомых. Они приготовились пережить холодную зиму и дождаться весеннего тепла. Вот на листочке, который вот-вот сорвет ветер и забросит в сухую траву, прикреплены маленькие яйца - из них весной вылупятся насекомые. Гнезда полосатых шмелей находятся в земле. Остаются зимовать только молодые шмели, которые весной построят новые гнезда. Муравьи забираются как можно глубже в муравейник, закрывают вход в него и там зимуют. Насекомые зимуют в земле, сухой траве, под листьями, в щелях строений.

Словарь . Прятаться, откладывать яйца, зимовать.

Художественное слово

Что бывает осенью?

Большие муравейники - к холодной зиме.

Появление комаров поздней осенью - на теплую зиму.

Подвижная игра «Звоночек»

Из желающих игроков выбирают «звоночек». Остальные игроки, взявшись за руки, становятся вокруг него. «Звоночек» грудью с разбега или, налегая на руки двух соседних игроков, весом собственного тела старается разорвать «цепь», которая окружает его. Разорвав «цепь», он убегает, а все участники игры ловят его. Тот, кто поймает, становится «звоночком».

Основные движения во время прогулки:

Прыгать через шнур с места, отталкиваясь двумя ногами;

Ходить с мешочком на голове.

Карточка 7

Тема: Птицы улетают

Цель

Обратить внимание детей на то, что осенью птицы собираются стаями, готовятся улетать в теплые края; закрепить знание о том, каких птиц называют перелетными.

Наблюдение

Осенние тихие небеса время от времени оживают от веселых птичьих голосов - это перелетные птицы собираются лететь в теплые края. Они проведут там зиму, потому что в наших краях им не выжить. Первыми в полет собираются белогрудые ласточки, стрижи, скворцы, потому что прячутся насекомые, которыми они питаются. Позже улетают жители водоемов: утки, гуси, лебеди. Иногда в небе слышно тоскливое курлыканье журавлей: курлы-курлы... На участках чаще появляются воробьи, сороки, вороны - они остаются зимовать с нами. Ох, и трудно им будет.

Словарь . Собираться стаями, улетать в теплые края.

Художественное слово

Приметы о птицах

Журавли летят низко и быстро, молча - скоро наступит плохая погода.

Галки собираются большими стаями и очень кричат- на ясную погоду.

Грачи улетели - жди снега.

Загадка

Листья падают с осин,

В небе мчится острый клин (Журавли.)

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел!

Е. Благинина

Подвижная игра «Лесные птицы и кукушка»

На площадке дети чертят мелом небольшие круги вокруг себя и становятся в них. Это - «гнезда птиц». Один ребенок - «кукушка», она не имеет гнезда и стоит в стороне. Взрослый говорит:

«Птицы полетели!», дети выбегают из «гнезд» и бегают-«летают» по всей площадке. «Кукушка» летает вместе с ними. Взрослый дает команду: «Птицы, домой!», и все бегут к своим гнездам! «Кукушка» тоже старается занять какое-нибудь «гнездо». Ребенок, который остается без «гнезда», становится «кукушкой».

Основные движения во время прогулки:

Метать мешочек с песком в вертикальную цель;

Ходить по веревке, положенной на дорожку.

Карточка 8

Тема: Деревья осенью

Цель

Учить детей находить, различать и называть плоды разных деревьев, сравнивать листья, находить в них сходства и различия.

Наблюдение

Посмотрите, какая красавица рябина растет у нас на площадке.

Ее ягоды осенью стали красными и выглядывают из-под листочков. Они привлекают птиц и станут чудесным кормом поздней осенью и зимой. Каждое дерево имеет свой плод или семена. Посмотрите в эту большую корзину. Давайте назовем, что в ней лежит. Желуди и каштаны - это семена деревьев, если их посадить, вырастут новые деревья. Посмотрите, какие симпатичные шапочки-беретики у желудей! А каштаны? Они на дереве были похожи на ежиков, а когда упали, то покатились по дорожке блестящие коричневые шарики. Какие еще семена есть в корзине? (Крылышки ясеня, шишечки ольхи). А вот тополь не имеет семян - его плоды еще весной разлетелись в виде пуха во все стороны.

Словарь . Каштан, желудь, рябина.

Художественное слово

Гуляй и наблюдай

Если на дубе много желудей - зима будет суровой.

Много рябины - осень заплачет дождями, зима - снегами.

Шишки выросли на ели снизу - к ранним морозам, а сверху- к раннему окончанию зимы.

Загадка

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Подвижная игра «Корзинка»

Группа детей делится на две команды.

Каждой команде дают корзинку. По условию в нее можно положить: цветы, листья и плоды с разных деревьев, игрушки, а также устно добавлять пословицы, стихотворения, у загадки и т. п.

Команды все это собирают. Потом проверка: достают по одному предмету, называя его. Если хотят победить, а предметов не хватает, - переходят к чтению стихотворений, пословиц, загадок. Проигрывает тот, у кого раньше заканчиваются все предметы и загадки, стихотворения, пословицы.

Основные движения во время прогулки:

Прыгать через шнур боком с места;

Перекатывать мяч друг другу.

Карточка 9

Тема: Золотая осень

Цель

Учить различать и называть деревья, их листья, любоваться красотой осенних деревьев, понимать, почему осень называют «золотой».

Наблюдение

Осенью деревья празднуют свой последний бал. Осень называют «золотой», когда деревья надевают свой осенний наряд. Он очень красив и многоцветен. Вот березка и липа имеют листочки только желтого цвета, на клене - желтые, красные, багряные, на дубе только бурые. А вот на тополе листья зеленые.

Какое же дерево самое красивое? Остановимся возле него и полюбуемся его красотой. После холодных дней листья начнут быстро менять цвет. Давайте насобираем красивых листьев и вместе составим осенний букет. Из листьев каких деревьев мы сложили букет? «Золотая осень» наступает во втором месяце осени - октябре.

Художественное слово

Проверь народные приметы

Если в октябре листья с березы и дуба опадают полностью - будет теплая зима, а если не полностью - зима будет суровой.

С верхушек деревьев осыпались листья - на раннюю зиму.

Листья с липы осыпались рано - будет холодная зима.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета!

3. Федоровская

Подвижная игра «Найди себе пару»

Дети становятся парами, кто с кем хочет.

По условному сигналу взрослого (используется бубен, звоночек и т. п.) дети разбегаются по площадке и находят листок какого-нибудь дерева. По команде: «Найди себе пару» ребенок ищет пару с таким же листочком, как у него. Когда пары собрались, дети называют, с какого дерева у них листочки. Потом по условному сигналу дети снова разбегаются врассыпную и по команде «Найди себе пару» вновь спешат стать парами так, как стояли раньше. Игру повторяют несколько раз.

Основные движения во время прогулки:

Бросать мяч в парах снизу двумя руками;

Приседать с мешочком на голове.

Карточка 10

Тема: Осенний дождь

Цель

Обратить внимание детей на то, что осенью много пасмурных дней и часто идут дожди, воздух - влажный, лужи не высыхают, при первых морозах-замерзают.

Наблюдение

Иногда можно услышать, что осень - печальная пора.

Да, бывают дни, когда тучи плывут низко и надолго прячут солнышко. А еще очень часто идут дожди, и мы видим, как капли стекают по стеклу. Осенние дожди называют грибными, потому что после них в лесу появляются грибы. Осенние дожди, в отличие от весенних и летних, часто бывают с мелкими капельками, моросят, все вокруг становится мокрым: крыши домов, деревья, кусты, дорожки. Воздух тоже влажный, лужи под ногами не сохнут без солнышка. И вот когда наступают первые морозы, они замерзают маленькими озерцами.

Словарь. Пасмурно, дождит, моросит.

Художественное слово

Народные приметы о дожде

В сентябре дождь, который начался с утра, долго идти не будет.

Ветер ночью - завтра жди дождя.

Гром в сентябре напоминает о долгой теплой осени, а в октябре - о малоснежной зиме.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

А. Плещеев

Подвижная игра «Дождик»

Игроки с помощью считалки выбирают ведущего. Он с горшочком и деревянной ложкой становится в центре, ходит по кругу и «варит» кашу, «вымешивая» ее ложкой.

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг него и приговаривают:

Иди, иди, дождик,

Сварим тебе борщик.

Тебе каша, а нам - борщ,

Чтоб сильнее пошел дождь.

Дети останавливаются, ведущий, закрыв глаза, поворачивается, поднимает руки с горшочком вверх. Потом идет к детям. Не раскрывая глаз, вручает кому-то горшочек, и тот становится ведущим, ведет игру дальше.

Когда игра заканчивается, дети со словами: «Дождик, дождик, перестань!» подпрыгивают на одной ноге и разбегаются.

Основные движения во время прогулки:

Запрыгивать в обруч и выпрыгивать из него;

Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.

Карточка 11

Тема: Поздняя осень

Цель

Показать детям, что после первых заморозков над землей образуется иней: на сухой траве, на кустах, а когда пригревает солнышко, он тает. Учить определять, есть ли ветер, используя вертушки.

Наблюдение

Сейчас у нас поздняя осень. И что это за чудеса у нас с утра: будто кто-то припорошил траву мукой. Да, это пришли первые заморозки, поэтому утром на траве мы увидели иней - маленькие замерзшие капельки воды. Выглянуло солнышко - и иней растаял. Заморозки уже не сильно вредят растениям, так как их стебли уже потеряли свой цвет и высохли, для них главное - сохранить до весны корешки. А весной они пробудятся, и снова зелено будет вокруг. Ветер осенью сердитый - холодный, пронизывающий. Он срывает с деревьев последние листья, качает их ветки, будто предупреждая: готовьтесь, зима не за горами. И тучи слушаются ветра: двигаются быстро, но низко. Мы можем поиграть с ветром, используя вертушки.

Словарь . Иней, заморозки, качаются, гнутся.

Художественное слово

Приметы

Если осенью рано принесет снег, то и весна ранней будет.

Первый снег выпал на мокрую землю - будет лежать, на сухую - скоро растает.

От первого снега до санного следа - полтора месяца.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца...

А. Плещеев

Подвижная игра «Не намочи ноги»

На площадке кладут две параллельные веревки на расстоянии 4-5 м одна от другой. Между ними - большой «ручей». По «ручью» на расстоянии одного шага разложены маленькие обручи или круги из картона - «кочки». Каждый ребенок по очереди перескакивает по «кочкам» на противоположную сторону «ручья». Выигрывает тот, кто ни разу не «намочит» ноги, не оступится.

Основные движения во время прогулки:

Передавать мяч в колонне назад и вперед прямыми руками;

Подлезать под шнур.

Карточка 12

Тема: Листопад

Цель

Наблюдать вместе с детьми за листопадом, объяснить это явление, обратить внимание на то, с каких деревьев листья облетают раньше, а на каких держатся дольше, любоваться красотой листопада.

Наблюдение

Как разноцветный дождь, осыпаются листья поздней осенью. Падая, листок чуть шелестит. И когда ходишь по опавшим листьям, слышен их шелест. Явление листопада мы видим, когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки, поэтому они постепенно отмирают и опадают. Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Последний месяц осени называется ноябрь. Но не все деревья остаются без убранства.

Вот посмотрите: ель и сосна так и будут зеленеть и осенью, и зимой. Их листочки-иголочки (хвоя) не осыпаются.

Художественное слово

Запомни, это интересно

Поздний листопад - к суровой и затяжной зиме.

Ноябрь зиме ворота открывает.

Ноябрь - не февраль, а спросит: одет ли ты, обут.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она!

О. Высотская

Подвижная игра «Лис»

Взявшись за руки, дети образуют круг.

Считалкой выбирают «лиса». Он становится в центре круга. Дети двигаются по кругу, приговаривая:

Ха-ха-ха, хи-хи-хи,

Смейтесь, куры, воробьи,

И летите вверх и вниз -

В наш капкан попался лис.

Всполошился птичий двор:

Вырвался на волю вор.

Убегайте кто куда,

Если поймает - будет беда.

Когда дети заканчивают проговаривать слова - разбегаются, а «лис» ловит их. Кого поймает - тот становится «лисом» и игра начинается сначала.

Прогулка - это элемент режима, дающий детям возможность удовлетворить свои потребности в движении через разнообразные препятствия, трудовую деятельность, физические упражнения, сюжеты творческие, ролевые игры, свободную самостоятельную деятельность, индивидуальную работу.

Основные задачи, решение в процессе проведения прогулки следующие:

По физическому развитию детей

1. Продолжать укреплять здоровье детей.

2. Закаливать организм

3. Снижать утомление, перегревания, переохлаждение организма

4. повышать двигательную активность через различные, разнообразные движения

5. Воспитывать физические качества: ловкость, смелость, выносливость, самостоятельность, доброжелательность

6. Развивать умение самостоятельно организовать простые игры

Задачи интеллектуального развития (умственного развития)

1. Расширять знания об окружающей действительности: живой и неживой природе и их взаимосвязях, растительном и животном мире, о труде людей через наблюдения, эксперименты, экскурсии

2. Развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы, некоторых взаимодействиях и закономерностях в природе

3. Совершенствовать все стороны речи

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками в различных видах деятельности

Задачи трудового воспитания

1. Учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата

2. Учить, правильно оценивать свою работу и товарища

3. Воспитывать чувство коллективизма взаимопомощи

Задача социально - нравственного воспитания

1. Развивать потребность справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь

2. Учить организовывать свои желания (быть первым, лидером)

3. Воспитывать умение выполнять установленные нормы и правила проведения, в своих поступках следовать хорошему примеру

Цели, преследуемые на прогулке

Наблюдение за ветром

Цель: формировать представление о силе ветра, его направлении, температуры (холодный, теплый, сильный - слабый, легкий - резкий, порывистый).

Идет развитие речи, пополнение орфографического словаря.

Включаем словарь: овладение способами образования - ветер, ветерок, ветрище и т.д.

Подбор прилагательных - ветер теплый, холодный, сильный, слабый, резкий, порывистый.

Цель трудовой деятельности

1. Закрепить умение трудится на участке сообща, с подгруппой детей

2. Развивать стремление к достижению конечного результата

3. Учить преодолевать трудности

4. Воспитывать чувство коллективизации, взаимопомощи

Цель подвижных игр: "Веселый хоровод"

1. Упражнять в ходьбе по кругу, в проговаривании слов игры, остановке по сигналу, выполнении определенных движений для рук и ног на социально нравственной культуре поведения. Создать эмоциональное настроение через простую игру: "Мы Веселы ребята" - бег с увертыванием. Через "Эстафету с мячами" -учить соревноваться между командами, болеть за свою команду. развивать физические качества: ловкость, быстроту, сообразительность, выносливость, выдержку и т.д.

Цель сюжетных ролевых игр:

Продолжать учить: самостоятельно организовывать свои роли и готовить место, атрибуты, игрушки - заместители, воображаемые предметы, либо с помощью ситуации.

Развивать и объединять разнообразные игры и играть единым сюжетом. Приучать принимать разнообразные роли в соответствии сюжетом игры.

Воспитывать положительные чувства и привычки, формируем социально нравственную культуру поведения, общение.

Цель индивидуальной работы:

1. "Прыжки из обруча в обруч", "из пенечка на пенечек". Упражнять в умении прыгать на двух ногах, приземляться на полусогнутые ноги, сохраняя равновесие.

2. "Ловля мяча двумя руками у груди". Учим подбрасывать мяч вверх и ловить его у груди двумя руками, затем усложняем, подбрасываем - хлопок - ловим, чтоб мяч не упал.

3. Передача мяча друг - другу

4. Подлезание под препятствие

5. Эстафета с мячами - 2 команды

Цель самостоятельной двигательной активности детей.

1. Дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.

Цель заключения прогулки

1. Продолжать учить заботится выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.

Цель заключения прогулки

1. Продолжать учить заботиться о птицах, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами можно спасти птиц о т голода и гибели. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям и приходить на помощь, подкармливать в зимнее время.

Прогулка проводится ежедневно – т.е. 4 раза в день. 2 раза утренняя в2 часа и вечером 2 раза – по 2 часа, не менее 3- 4 часов в день в зависимости от количества занятий, либо от погодных условий.

В старшей дошкольном возрасте рекомендуют в прогулку отводить больше времени простои играм: так как они способствуют развитию моторики, двигательным навыкам, положительно влияют на физическое развитие детей, нервно – психическое, социально – нравственное развитие детей и т.д.

Чтобы прогулка была содержательна и интересная, к ней надо готовится заранее. Подготовить участок к приему детей во избежание ч\ п в разное время выхода на прогулку.

Продумывают структуру проведения прогулки; готовят выносной материал, подбирают художественные слова: (загадки, четверостишия, поговорки, пословицы и т.д.). Намечают п/ игры, м/п/игры в зависимости от сезона, от погодных условий, проводят беседы, с детьми – предварительно о наблюдении за тем или иным объектом- совместно готовим необходимый материал, если он нужен, приучаем самостоятельности.

В зависимости от проведенных занятий: если занятия были со статистическим напряжением (как познаю мир, экологическое, ознакомление с художественной литературой, математика, рисование, лепка, аппликация, конструирование, р/труд и т.д.). Вообще занятия познавательного и репродуктивного характера, тогда прогулку лучше начать с простой игры, снять с них дискомфорт, напряжение и сделать прогулку интересной и привлекательной, а сама игра дает возможность быстрее организовать детей и обогатить содержание их самостоятельной деятельностью. Как правило ведущего всегда выбираем считалкой (сами дети – мы учим), чтоб предотвратить лидерство.

На прогулке следить, чтоб все дети участвовали в игре, следим чтоб дети не переутомлялись, не и допускали чрезмерной двигательной активности, перевозбуждения, усиления потоотделения нарушение дисбаланса.

Переходим на более спокойное, малоподвижным играм: «весенний хоровод», «колокольчик» и т.др. И наоборот при жалобах на холод вовлекаем в более подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Догонялки», «Лошадь и кучер», «Ловушки» и т.д.

Так же проводим на прогулку индивидуальную работу по тем движениям и физическим упражнениям, с которыми дети не справляются на занятиях, либо у них пониженный интерес.

Включаем следующие упражнение на ориентирование в пространстве:

1. «Скажи, что находится у тебя слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу».

2. «Назови соседа справа, слева». «Повернись на право, лево, кругом». «Сделай 2 шага в права, влево, 3 прямо – (чтоб повысить интерес прячем игрушку)».

3. Бросание мяча, прыжки в длину с места, подскоки, бег змейкой и др.

В индивидуальную работу включаем также и наблюдения; учим видеть, сравнивать и отражать в своей речи, развиваем навык наблюдений окружающей действительности, т.к. он способствует всестороннему развитию детей, что не маловажно на всех занятиях как познавательных, так и репродуктивных, развиваем активную речь, пополняем словарный запас слов новыми словами.

Поэтому правильно организованная прогулка, продуманная структура проведения на каждый день, разнообразная двигательная активность детей оказывает благоприятное влияние на общее развитие и здоровье в целом, повышает их жизненный тонус, активизирует все основные физиологические функции организма.

15.02.2015 21794 1251 Нольфина Елена Григорьевна

Сентябрь старшая группа

Прогулка 1 Наблюдение «Коли ясно, то и осень прекрасна»

Дата проведения_____________________________________________

Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего сезона.

Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. А. Майков

Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.

Назовите осенние месяцы?

Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом»

Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит пословица.

Какие вы знаете признаки осени?

Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?

Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?

Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?

Дидактические игры: «Назови одним словом» – подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель – закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. «Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев. Цель: развитие мелкой моторики.

Подвижные игры: «Найди себе пару» (ходьба, бег)

Для игры нужно приготовить флажки по количеству уча¬стников. Половина флажков одного цвета, остальные - дру¬гого цвета. Каждый ребенок получает один флажок. По сигна¬лу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке. По другому сигналу (например, два уда¬ра в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинако¬вые флажки, становятся рядом.

Индивидуальная работа.

Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз) «Кто дальше?» - метание мешочков с песком

Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно). Самостоятельные игры с выносным материалом. Трудовая деятельность:

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цели: учить создавать у себя и других детей радостное на¬строение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Самостоятельная деятельность: дать возможность каждому ребенку заниматься интересующим делом.

Сентябрь старшая группа

Прогулка 2 Наблюдение за туманом

Дата проведения________________________________________

Цель: Уточнение знаний детей о таком природном явлении, как туман. Обогащение словаря: туман, копны и стога.

Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.

Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?

Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.

Лес – в карман, поля – в карман. Спрятал дедушка туман.

Спрятал копны и стога. И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман, спрятал дедушка туман. А. Акимцев

Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.

Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы.

Приметы: утренний, сентябрьский туман – к ветру.

Туман зимой – к оттепели. Туман летом – к ясной погоде. - На что похож туман?

Дидактические игры: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих туман). «Назови, одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель: закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».

«Составь узор» - узор на асфальте из опавших листьев. Цель: развитие мелкой моторики. Подвижные игра: «.Зайцы и волк» (прыжки) Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе доми¬ки (чертят кружочки), волк - на другом конце площадки (овраге) Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают, не идёт ли волк.

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они, то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель про¬износит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каж¬дый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг.

Индивидуальная работа. «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу.

Упражнения в беге: на носках; с высоким подниманием колен; мелким и широким шагом. Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). Прыжки: на двух ногах до флажка и обратно. Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Трудовая деятельность: уборка мусора на участке. Цели: приучать к чистоте и порядку, вызывать желание трудиться в коллективе.

Самостоятельная деятельность: способствовать созданию и поддержанию спокойной обстановки, поощрять инициативу и самостоятельность

Сентябрь старшая группа

Прогулка 3 Наблюдение за насекомыми

Дата проведения_______________________________________________

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т.д.) Обогащение словаря: мухи, пчелы, шмели, муравьи, убежище, зимовать.

Осень. Если на деревьях листья пожелтели. Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время осенью зовётся. М. Ходякова

Муха, пчела, кузнечик – кто это? Каких насекомых вы ещё знаете? Почему их совсем не видно? Что с ними случилось? Правильно, насекомые готовятся к зиме. А как они готовятся к зиме? (прячутся). Куда они прячутся?

Исследовательская деятельность: обратить внимание на то, что насекомых стало меньше. Показать детям, куда и как прячутся насекомые.

Дидактические игры: «Один – много». Цель: употребление множественного числа существительных. «Выложи узор» – «насекомые» - песок, камни, трава, палочки, листья. Цель: развитие мелкой моторики, развивать умение конструировать плоскостные картинки из природного материала.

Подвижные игры: «У медведя во бору» (ходьба, бег) На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии двух-трех шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей. Один из играющих - Медведь, остальные играющие - дети; они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произнося хором стихи:

У медведя во бору, грибы, ягоды беру, А медведь не спит, всё на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит.

Когда играющие произносят слово «побежит», медведь с ры¬чанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их пой¬мать (коснуться). Пойманного ребёнка, медведь отводит к себе. Индивидуальная работа: Прыжки на 2-х ногах на месте (ноги вместе – ноги врозь). Прыжки на двух ногах (на одной) до флажка и обратно.

Цель: развитие прыжков. Закреплять умение прыгать на одной ноге. «Защитись от волана ракеткой» – отбить волан ракеткой в любую сторону.

Трудовая деятельность Коллективная работа в цветнике по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.

Самостоятельная деятельность: поощрять инициативу, самостоятельность

Сентябрь старшая группа

Прогулка 4 Наблюдение «Рябина во время листопада». Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Обогащение словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

Дует, дует ветер, дует, задувает, Жёлтые листочки с дерева срывает. И летят листочки, кружат по дорожке, Падают листочки прямо нам под ножки. И. Плакида.

Воспитатель с детьми рассматривают рябину.

Дети, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время. Как называется это явление? Верно, это явление называется листопадом.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

А что произошло с ягодами? Верно, они по-прежнему висят на ветках, соблазняя людей и птиц.

Красненькую ягодку мне дала рябина.

Думал я, что сладкая, а она – как хина.

То ли эта ягодка просто недозрела,

То ль рябина хитрая подшутить хотела?

Дидактические игры: «С какой ветки детки? » Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает, с какого он дерева.

Дети должны подбежать к загаданному дереву. Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

«Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «рябина, лист». Цель – научить составлять предложения с заданным словом. «Нарисуй картинку» – рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.

Подвижные игры: " Попрыгунчики"

На земле на расстоянии 50 – 60 см одна от другой чертят линии. Дети друг за другом перепрыгивают линии на двух ногах разными способами: прямо, боком правым и левым боком.

Правила: прыгать указанным способом, отталкиваясь двумя ногами одновременно; согласовывать силу толчка с препятствием (ближе – дальше)

Цель: научить детей прыгать через препятствия разными способами.

Индивидуальная работа «Кто дольше не собьётся». Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней ли¬цом и боком). «Добеги и прыгни» Цель: развивать двигательную активность, умение пры¬гать в длину.

Трудовая деятельность Сбор семян. Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цве¬тов и правильно их хранить.

Сентябрь старшая группа

Прогулка 5 Наблюдение «Грустный дождик»

Дата проведения______________________________________________

Цель: Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь. Обогащение словаря: долговяз, увяз, моросит.

Загадка: Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Что это такое? Правильно, дождь. Давайте понаблюдаем за дождём. Дождь крупный или мелкий? Дождь мелкий. Он моросит.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит. А. Плещеев

Тёплый или холодный? Посмотрите вокруг, что вы видите?

Всё вокруг становится мокрым. А вы чувствуете, какой воздух стал влажный?

Дети, вспомните, какой летом был дождь? (тёплый, крупный, быстро кончался).

Молодцы, правильно. А осенью дождь, как вы уже сказали, мелкий, затяжной, идёт из тяжёлых, тёмных туч. Цветы после дождя уже не растут.

Вывод: Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие. Сказка «Грустный дождик»

Однажды маленькая тучка вышла гулять, деревья стоят голые. Посмотрела она вниз и увидела, что завяли цветы, а трава пожелтела. Ей стало так грустно, неуютно. Маленькая Тучка заплакала, и на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный осенний дождик. Исследовательская деятельность: - Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

Дидак. игры:«Большой – маленький» Цель: словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. «Нарисуй картинку» – рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.

Подвижная игра «Самолеты» (ходьба, бег) Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие, изображают летчи¬ков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К поле¬ту готовься!» - дети делают движения руками - заводят мо¬тор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в сто¬роны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее. Цель: учить действовать по сигналу. Индивидуальная работа: Упражнения с элементами игры в городки: бросание биты сбоку. «У оленя дом большой». Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.