Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что можно наблюдать зимой в живой. «Зимние явления в неживой природе

Тема : В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Задачи урока:

Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Презентация к уроку.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Раздаточный материал.

    Организационный момент.

Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.

Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: слайд 1,2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

Я вас приглашаю в гости к зиме.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) слайд 3

Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

    Актуализация знаний.

Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

Назовите признаки зимы?

Обобщение признаков зимы Слайд 4

4. Зимние месяцы. Слайд 5 - 8

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Народные приметы.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

    Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

    Дым столбом - к морозу.

    Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

    Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

    Холодная зима – жаркое лето.

5. Неживая природа зимой. Слайд 9

Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите

Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?

Учитель . А из чего же состоит снег?

Ученик 1 .

Какими бывают снежинки? Слайд 10

Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Рассмотрите разнообразные снежинки.

Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

6. Работа по учебнику

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой. Слайд 11,12,13.

    оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

    гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

    снегопад (выпадение снега из облаков).

    метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

    изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Гимнастика для глаз

7. Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

8. Зимняя жизнь растений.

–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 14)

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 15)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 16)

Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) .

Физкультминутка . ( Проектор отключается )

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

9. Секреты животного мира.

    –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) ( C лайд 17)

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) ( C лайд 18, по щелчку появляется отгадка и картинка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 19)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) (Слайд 20)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 21)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

( C лайд 25)

Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 22-24)

Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

    Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

    Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

    Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

10. Игра «Расселите животных по домикам » (Слайд 25)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

11 . Жизнь птиц зимой. . . (Слайды26- 27)

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и качующие)

Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)

Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц.

Рассказ учеников о клестах и синица х . (Слайд 28)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

Чем питаются птицы зимой?

Пшено, просо, овёс, пшеница;

    Семена подсолнечника;

    Ягоды рябины, боярышника;

    Семена клёна, ясеня;

    Шишки, жёлуди, орехи;

    Хлеб, хлебные крошки.

И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что произойдёт, если не будет птиц?

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал, выполните тест.

1. Тест «Природа зимой»

Что животным страшнее зимой?

2. Зимой температура:

1)Ниже нуля

2)Выше нуля

3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?

1)Комарами

3)Почками деревьев и ягодами растений

4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?

1)Снегирь

2)Ласточка

3)Синичка

5. Узнай птицу по описанию

Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.

3)Снегирь

4)Синичка

Проверка производится с помощью учителя. Коррекция ошибок.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.

  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

    Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.

Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)

Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок «Зима»

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.


Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.

Зимние явления в неживой природе:
1. Оттепель
2. Гололедица
3. Снегопад
4. Метель
5. Изморозь.

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.
Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.
Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.
Снег – это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Из чего состоит снег?
Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга, почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы, находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что снежинка по своей сути – это звенья одной цепочки замерзшей молекулы воды, уже никто сегодня не сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор. Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.



Тема: “Идёт зима. Неживая природа
зимой”.

Цели:

  • дать представление о характерных признаках
    зимы в неживой природе;
  • прививать любовь к русской природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать видение прекрасного во всём, что нас
    окружает.

Оборудование: картины, рисунки,
компьютер, CD.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

– О каком времени года мы говорили на прошлом
уроке?

– Назовите осенние месяцы?

– Посмотрите на картины и определите, какой
месяц изображён и по каким приметам вы его
узнали? (Приложение .
Слайд)

– Какой самый листопадный месяц? А это листок, с
какого дерева? Чем он интересен, что про него
даже есть поговорка: cам широкий, черенок длинный,
сплющенный, всегда дрожжит на ветру.

– Существуют и народные приметы: если осиновый
лист ляжет на землю верхней стороной – то будет
холодная зима, если нижней – то тёплая.

– Какой был самый холодный месяц? Да, ноябрь т.к.
температура опускалась до –15 градусов.

– Почему говорят: “Осень – на дню погод
восемь”?

– А какая осень вам больше нравится – ранняя
или поздняя?

– Да, не многим нравится поздняя осень. Природа
в дни поздней осени находится в задумчивости, она
готовится к отдыху, будто объявляя всему живому
– готовьтесь, за мной идёт зима!

III. Объяснение нового материала

Признаки зимы

– Вы уже догадались, о каком времени года мы
будем сегодня говорить? Да, тема нашего урока –
“Зима-волшебница” (Слайд)

– Посмотрите, какими красками пользуется зима?

– Как вы думает, а чем пахнет зима?

– А когда, по-вашему, она наступает?

– А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние
месяцы.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.

– На Руси декабрь называли студень. Декабрь
мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Слайд)

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?

– Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму
на две половины. (Слайд)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?

– Февраль называли лютый, т.к. выпадает много
снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (Слайд)

– Повторите, о каких признаках зимы вы узнали
из загадок о месяцах? (Слайд)

– Посмотрите на снимки. Вы сказали, что стоят
морозы, а почему ребятам мороз нипочём? (Слайд)

– Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы
понимаете слово оттепель?

– Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит
ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет
влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся
сосульки. (Слайд)

– А после оттепели ударит мороз и на снегу
образуется твёрдая корочка – “наст”, на дорогах
– “гололедица”. На деревьях и проводах
образуется пушистая снежная бахрома –
“изморозь”. (Слайд) Удивительно
красивым становиться при этом всё вокруг,
особенно красивы деревья.
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд. (Слайд)

Вопросы к кроссворду:

  1. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
  2. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели
    и пахнет весной? (Сосулька)
  3. Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу
    сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
  4. Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют
    две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
  5. Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони
    эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
  6. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  7. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
    Не боится он простуды, с первым снегом тут как
    тут. (Снегирь)
  8. Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям
    на себя – глядеть не велит. (Солнце)

– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.

– Что такое снежинки?

– На что они похожи? (Слайд)

Учитель дарит снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее
падающие на землю снежинки. При сильном ветре у
них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы
превращаются в снежную пыль. Когда мороз не
сильный, снежинки скатываются в плотные белые
шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа
.Снежинки, падая на землю в тёплые дни,лепятся
друг к другу и образуют крупные хлопья.

Явления зимней природы

– Ребята, а как называется явление зимней
природы, когда снежинки падают тихо, спокойно? (Слайд)

– Но снег не всегда падает тихо. Часто дует
ветер и тогда снег несётся по воздуху,
задерживаясь у домов, заборов, наметает большие
сугробы.
Как такой снегопад называется?

– А если сильный ветер ревёт, как зверь, ничего
не видно. Это, какое явление? (Слайд)

IV. Музыкальная пауза

– Я предлагаю вам послушать произведение
“Зима” Вивальди. Закройте глаза и представьте
зимнюю картину. Что вы увидели?
Посмотрите на свои рисунки, на которых вы
изобразили зиму. Почему тема урока
“Зима-волшебница”? (Слайд)

V. Итог урока

– Послушайте стихотворение “Зима” и
вспомните все характерные признаки зимы, о
которых мы говорили на уроке. (Слайд)
Приведите примеры зимних явлений в неживой
природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель,
изморозь – зимние явления.

Вот уж осень налетела
И примчалася зима.
Как на крыльях прилетела
Неведимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает,
Мелькает, вьётся.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.

VI. Домашнее задание

– Учебник стр.132–133. Проведите опыт со снегом.

VII. Выставление оценок

Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге

  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь - короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 299.