Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Классный час " Осенняя пора". Классный час "золотая красавица -осень"

«Золотой листопад», 1-2 класс. Разработка

Цель: уточнить представления детей об осенних явлениях природы; развивать внимание, логическое мышление, ориентацию в пространстве, память, речь.

Оборудование: у учителя — рисунок ветки с прикрепленными к ней шестью желтыми листьями с номерами на лицевой стороне от 1 до 6, шесть карточек с текстами заданий под номерами от 1 до 6, распечатки к заданию 5 для каждой пары учащихся; магнитофон, запись легкой инструментальной мелодии; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

Учитель. Самой яркой приметой наступившей осени является листопад. Как только ни описывали его поэты в своих стихах, с чем только ни сравнивали облетающие листья, какие только слова ни подбирали!.. Послушайте цитаты из произведений разных авторов, постарайтесь представить себе описываемые ими картины. Скажите, какие слова и выражения, выбранные авторами, вам особенно понравились.

Учитель читает, останавливаясь после каждой цитаты; выслушиваются отклики детей.

В саду листки берез,

Без шороха срываясь,

Средь тонких паутинок,

Как бабочки, летят.

И. Бунин

Дорожки в скверах почернели.

Бушует в рощах листопад.

Н. Доризо

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

А. Пушкин

Ветер бронзу с деревьев срывает,

Листьев бронзовых слышится звон.

Э. Межелайтис

Тихо льется с кленов листьев медь.

С. Есенин

Листья летят, словно клочья тетрадок.

А. Ахматова

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

А. Ахматова

Ты видел факельное шествие

Берез осенних на Руси?

Они леса зажгли окрестные, —

Теперь попробуй погаси!

Д. Смирнов

Листопад золотые потоки

Разметал — ничего не найдешь.

А на ветке листок одинокий

На замерзшую птицу похож.

Т. Таисоглы

По российским полям в сентябре

Прокатилась волна листопада.

В. Мослан

Учитель. Сегодняшнее занятие нам поможет провести вот эта веточка с не успевшими еще облететь листочками.

Учитель обращает внимание детей на рисунок ветки с прикрепленными к ней с помощью кнопок шестью листьями.

Выполнив задания, принесенные нам осенними листьями, в конце занятия мы увидим, что нашей веточки тоже коснулся листопад.

Номера листьев выбираются детьми в любой последовательности. После успешного выполнения задания лист с выбранным номером снимается. 20

Задание 1. Изобразить по клеточкам листок.

Учитель выполняет задание одновременно с учащимися на клеточках доски.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на две клетки вниз;

на три клетки вниз наискосок справа налево;

на три клетки вверх наискосок справа налево;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо;

на одну клетку вправо;

на одну клетку вниз наискосок слева направо;

на две клетки вверх;

на одну клетку вверх наискосок слева направо.

Разукрасьте листок в золотой цвет. Какими карандашами можно воспользоваться?

Задание 2 . Вставить в фразы недостающие слова.

1. ... птицы прилетают, а осенью...

2. ... осени веселое, а конец осени...

3. ... придет лето, а за осенью...

4. ... дни становятся длиннее, а осенью...

5. ... начинается потепление, а осенью...

6. ... учебный год заканчивается, а осенью...

7 как правило, идет снег, а осенью, как правило, ...

8. ... мы собираем ягоды малины, а осенью ягоды...

9. ... грибная пора начинается, а осенью...

10. ... начинается с июня, а осень...

Ответ. 1. Весной, улетают. 2. Начало, грустный. 3. За весной, зима. 4. Весной, короче. 5. Весной, похолодание. 6. Весной, начинается. 7. Зимой, дождь. 8. Летом, клюквы. 9. Летом, заканчивается.

10. Лето, с сентября.

Задание 3. Игра «Что это?»

Густой, волнистый, утренний, холодный, липкий. (Туман)

Моросящий, затяжной, косой, нескончаемый, барабанящий. (Дождь)

Ясный, солнечный, теплый, тихий, осенний. (День)

Туманное, серое, мглистое, сырое, пасмурное. (Утро)

Рыжий, золотой, огненный, непрерывный, ежегодный. (Листопад)

Живительный, бодрящий, морозный, свежий, чистый. (Воздух)

Грязная, глубокая, темная, широкая, хлюпающая. (Лужа)

Лучистое, яркое, золотое, ласковое, румяное. (Солнце)

Бездонное, голубое, безбрежное, частое, высокое. (Небо)

Знатный, хороший, богатый, небывалый, высокий. (Урожай)

Задание 4. Отгадать «урожайные» загадки.

В процессе разгадывания учитель записывает доску слова-отгадки.

Этот овощ для борща,

Хорош с ним винегрет.

Он имеет темно-красный,

Точней — бордовый цвет. (Свекла)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь она гладкая,

На вкус же очень сладкая. (Морковь)

Стоит матрешка на одной ножке,

Закутана, запутана. (Капуста)

Круглый бок, желтый бок —

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Узнали? Это... (репка).

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко,

А когда его сорвем,

Много зерен соберем. (Подсолнух)

Хлеб второй пришел на стол,

Он не из муки.

Очень любят его люди,

А еще — жуки! (Картофель)

Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть —

Приходите посмотреть. (Кабачок)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки. (Горох)

Вырос я на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

Учитель . Прочтем хором сделанную мной запись на доске. Запишите в тетрадь все слова-отгадки, которые вам удалось запомнить.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Задание 5 . Соединить начало и конец пословицы.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа проводится в парах. Проверка.

Ответ. Осень — перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осенью и у воробья пир. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Смысл пословиц объясняется.

Задание 6 . Представить себя осенним листком, оторвавшимся с дерева и полетевшим путешествовать.

Звучит тихая инструментальная мелодия в течение примерно одной минуты. Дети могут закрыть глаза, воображая себя листком. Желающие рассказывают о своем «путешествии».

Учитель . В заключение, ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Листопад

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

Облетая с каждого куста.

Осень ходит по дорогам лета,

Все притихло, отдыхать легко.

Только в небе празднично от света —

Небо все созвездия зажгло!

Звезды то роятся, будто пчелы,

То горят они, как светлячки....

Слышно, как слетают с ветки голой

Самые последние листки.

Е. Трутнева

Классный час «Краски Осени».

Цели:

    Воспитывать способность любоваться природой.

    Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе и приметах осени.

    Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Жетоны-листочки, иллюстрации деревьев и их листья (гербарии, приготовленные детьми).

Предварительное домашнее задание: приготовить стихи о деревьях, пословицы, поговорки об осени.

Ход классного часа

Посмотри, как день прекрасен

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клён.

И на взгорке, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих величавые дубы

С грустью смотрят на грибы –

Старые и малые сыроежки алые

И пурпурный мухомор посреди кротовых нор.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы проводим классный час «Краски Осени».

Назовите осенние месяцы.

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Сейчас каждый из вас выберет себе листочек. (По цвету листочка дети делятся на три команды, придумывают название команды).

Конкурс №1. Узнай дерево.

Какие деревья растут на улицах и в парке нашего города? А знаете ли вы, что деревья – живые существа? Они даже похожи на людей.

Вопрос команде №1. (За правильный ответ 1балл, максимально 3 балла)

Вспомним стройные деревья, которые встречают вас у школы: высокие прямые, стоят ровно в ряд, как часовые на посту. (Тополя).

Найти в гербарии лист тополя и иллюстрацию дерева.

Выйти к доске, изобразить тополя.

Вопрос команде №2.

Это дерево похоже на человека сильного могучего богатыря. (Дуб).

Найти в гербарии лист дуба и иллюстрацию.

Выйти к доске, изобразить дуб.

Вопрос команде №3.

Это дерево похоже на девушку печальную, задумчивую, которая склонилась над рекой. (Ива).

Найти в гербарии лист ивы и иллюстрацию.

Выйти к доске, изобразить иву.

Листья каких деревьев остались на доске? Что вы знаете об этих деревьях?

(Команде дополнительное очко за правильный ответ).

Конкурс № 2 Кроссворд «Грибы»

(Каждая команда получает кроссворд. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 6 баллов)

1.Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще.

2.Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.

3. И красив он и велик. Это гриб …

4.Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки –

Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это.

5.Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

6. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые…

Конкурс №3 Аукцион пословиц

(За каждую пословицу 1 балл)

Примерные пословицы:

Сколько кукушке ни куковать, а на зиму надо улетать.

В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Холоден сентябрь, да сыт.

В октябре и лист на дереве не держится.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Конкурс №4. Конкурс чтецов. (Стихи об осени)

Люди издавна наблюдали за природой, отмечали какие-либо закономерности, происходящие в природе. В результате возникли народные приметы. Вот некоторые из них:

Если в этот день будет тепло, то осень ожидается дождливая, а если этот день будет дождливым, то можно ждать сухую осень.

Если в этот день ветер северный – быть стуже, если дует восточный – к ветру, западный – к дождю, южный – к теплу.

Если к этому дню берёза и дуб останутся без листьев – быть тёплой зиме, а если нет, то к холодной.

Если журавли улетают до Покрова, зима будет ранняя.

- А какие приметы осени знаете вы? (По одному очку за правильный ответ).

Чтение сказки учителем.

Три бабочки (венгерская сказка)

Жили на свете три бабочки: белая, красная и жёлтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирали пыльцу. Лето было тёплым, и солнце светило целыми днями.

Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, солнышко вдруг исчезло. Небо сразу заволокли тёмные грозовые тучи, и бабочки очень испугались.

Я так боюсь дождя, - сказала одна из них

Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать, заметила другая.

«Надо спешить», - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.

Не добраться нам, ох не добраться, - сказала жёлтая бабочка, - дождь уже начинается.

Так что же мы стоим? – закричала красная бабочка. – Спрячемся в чашечке тюльпана и переждём дождь.

И бабочки полетели к тюльпану.

Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился и плотно сложил лепестки.

Впусти нас, тюльпан, - пролепетала жёлтая бабочка. – Дождь начинается, а до дома ещё далеко. Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил:

Жёлтую я, пожалуй, ещё впущу, возможно, и красную. Ну уж белую ни за что.

Что ты, что ты, тюльпан! – воскликнула жёлтая бабочка. – Мы не можем бросить нашу подружку одну: ведь дождь начинается. Но тюльпан закрыл глаза и уже ничего не ответил.

Что же нам делать? – спросила красная бабочка.

Летим к лилии, - предложила белая бабочка. – Уж она-то наверняка нас примет.

И они полетели к лилии, а дождь лил уже вовсю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила лилия.

Здравствуй, лилия! – воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.

Впусти нас, лилия, - попросила белая бабочка. – Видишь, мы мокнем под дождём.

Лилия задумалась:

Белую, - проговорила она, - белую я, пожалуй, могла бы впустить, но жёлтую и красную – ни за что.

Как же я могу бросить подруг? – заплакала белая бабочка.

Ну, как хочешь, - заявила лилия и закрыла свои лепестки.

А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слёзы бабочек, улыбнулось им, и бабочки, заулыбавшись, полетели играть в поле.

Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

А кто нет?

Что бы вы посоветовали тюльпану и лилии?

-Какие же изменения происходят с насекомыми с наступлением осени?

(По одному очку за правильный ответ).

Подведение итогов.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказке «Три бабочки».

Выставка работ.

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Конспект классного часа по эстетическому направлению

Дата проведения: 14.102016

Место проведения: МКОУ СОШ №1

Класс: 3 «б»

Учитель: Тайбашева Т.В.

Методист: Цивинская Н.А.

Студент: Радич О.А.

Тема: «Золотая осень»

Цель: обобщить знания учащихся об осени как времени года.

Задачи:

Научить видеть разнообразие природы осенью;

Обобщить знания учащихся об осени как времени года;

Развивать у обучающихся внимание, воображение, наблюдательность, чувство прекрасного, любознательность;

Воспитывать любовь к красоте родного края, природы;

Коррекция мышления.

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место;

    формирование у детей способности самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

Коммуникативные УУД:

    участие в диалоге;

    слушание и понимание других;

    сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

    самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Ресурсы: презентация.

2016

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Мотивационный этап

Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна и сегодня я проведу у вас классный час.

Приветствие учителя, слушание.

II . Определение темы и постановка цели

III . Актуализация знаний

IV . Изучение нового материала

Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящено наше сегодняшнее занятие.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень )

Осень, красивое и немного грустное время, так как прошло тёплое лето.

Разная она бывает весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но все, же это такое прекрасное, такое чудесное время года.

Осень - одно из четырёх , между и . Осень - переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.

У осени есть три друга – месяцы.

Отгадайте загадки про месяцы и узнайте, как они называются.

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Сентябрь младший брат осени.
В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ребята, а какие грибы вы знаете?

(Подосиновик, опята, волнушки, лисички, поганки, сыроежки, подберёзовик, мухомор)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему?
(это середина осени) . В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, последним птицам поспешить с отлетом.

Ребята, какие птицы на зиму улетают на юг?

(Перелетные птицы – птицы, улетающие зимой в теплые края) Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идет уборка овощей.

Ребята, а какие овощи заготавливают на зиму? (Свекла, капуста, морковь, помидор, лук, картофель)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре
небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Для каждого месяца существуют свои народные приметы и поговорки. А какие приметы про осень вы знаете?

    Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

    Гром в сентябре предвещает теплую осень.

    В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

    В сентябре и лист на дереве не держится.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

    Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

    Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди

    суровую зиму.

    Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень

    Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

    Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

    В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

    В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь

    В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Ребята, а когда начинается осень?

Первое сентября – это календарное начало осень. А есть астрономическое начало осень. Оно еще называется День осеннего равноденствия. Это 22 или 23 сентября.

Слово «равноденствие» означает, что в эти даты продолжительность дня и ночи во всех точках земли одинакова.

Покров день - день у восточных

славян , отмечаемый1 . Связан с началом осенних традиций , вечерних девичьих и осеннего свадебногосезона - первый по настоящему осенний праздник .

На Руси этот праздник широко отмечался вкрестьянском быту , вобрав в себя многие

обряды древнеславянских осенних

празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьезной

подготовкой к зиме .

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот

праздник уходит оченьглубоко . Само

название народные верования связывали с

первым инеем , который « покрывал » землю , указывая на близость зимних холодов , хотя точного названия праздника не сохранилось . Примерно с этих дней топили в избах:

начинали работать пряхи и ткачихи .

А теперь, ребята, послушайте приметы, которые связаны с этим днем.

Каков Покров, такова и зима.

Считается, что если журавли к этому дню все улетели, то зима будет ранней. А вот если на Покров дуб и береза полностью сбросили свои листочки, то жди теплой и мягкой погоды в течение всей .

Ребята, а вам нравиться это время года? Почему? Какие чувства у вас вызывает осень? Какое настроение?

А теперь, ребята, нарисуйте осень как вы ее представляете. (Показ рисунков)

Отгадывают загадку, определяют тему занятия.

Слушают учителя.

Отгадывают загадки, слушают учителя.

Работают по теме занятия, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Рассуждают, отвечают на вопрос.

Слушают рассказ учителя.

Слушают приметы осени.

Отвечают устно, высказывают свое мнение.

Рисуют картину осень.

III . Итог занятия

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?

Какие характерные черты осень?

Какие события? Приметы?

Подводят итог, проводят анализ занятия, отвечают на вопросы.

IV . Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

С каким настроением вы закончили сегодняшнее занятие?

Отвечают на вопросы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я … (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

Вопросы

Ответы

Цветами какого растения украшала прическу королева Франции?

Картофеля

От какого слова происходит название «капуста», что оно означает?

От слова «капут»– голова

Что носили рыцари на груди как талисман?

Луковицу

В каком овощном растении содержится

90 % воды?

В капусте

Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

Морковь

Откуда родом картофель?

Из Южной Америки

В какой стране огурцы растут в лесу?

В Индии

Какое вещество особенно ценится в моркови?

Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А

Почему в пищу надо употреблять больше овощей?

В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть…

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!

Тема: «Времена года. Осень пришла» (экскурсия)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды;

— прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;

— развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Оборудование

Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде; обувь, предназначенная для ходьбы; возможны папки для сбора гербария.

Подготовительная работа

Учитель заранее сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, напоминает правила поведения. Проводит беседу по следующим вопросам:

— Какого цвета были листья у деревьев летом?

— Какого цвета была трава летом?

— Что вы собирали летом в лесу?

Ход классного часа

Беседа об осени

Учитель:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.

Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?

Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

С. Прокофьев

Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к их хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Дети закрывают глаза и слушают.)

Учитель : А как встречает осень елочка? (Ответы детей.)

«...Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...» (Н. Сладков).

Беседа об изменении одежды людей

Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа.)

Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как ребятишки знают овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

Красная мышка с белым хвостиком

В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель.)

Над землей — трава,

Под землей — алая голова. (Свекла.)

Учитель: Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете? (Ответы детей.)

Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У нее, у капусты, 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк».

— Гуси! Гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите? -Да! Да! Да!

— Так чего ж вы не летите?

Серый волк под горой. Не пускает нас домой.

— Гуси, а как вы готовитесь к зиме? (Ответы детей.)

— А как другие животные готовятся к зиме? (Беседа.)

Учитель:

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

А. Гонтарь

Учитель читает, дети выполняют соответствующие движения.

— А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?

— Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

—- Кто сушит грибы на деревьях? (Белка.)

— У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

— Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары. (Обращаем особое внимание на мусор в сквере.)

— Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.

Подведение итогов классного часа

Учитель в краткой беседе еще раз вспоминает с учащимися, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?»