Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Классный час «Осень славная пора. Классный час «Краски Осени»


Разработал: учитель начальных классов

Белик И.В.

Тема: Путешествие в осень

Цель: расширить и обобщать знания учащихся об осенних изменениях в природе;

Задачи: развивать культуру речевого общения, наблюдательность, внимание, мышление.

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память

воспитывать любовь к природе и окружающему миру,

Оборудование: презентация, осенние разноцветные листики, музыкальные записи

Ход классного часа

Орг. Момент

У каждого из вас на столе лежат осенние листья. Составьте из них тему нашего классного часа.

- ОСЕНЬ

Вводная беседа

Какое сейчас время года?

Как вы поняли, что это осень?

Сегодня наш классный час посвящен удивительному времени года – осени. Об этом времени можно говорить много. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Небо покрыто темными тучами, часто льют холодные дожди, лужицы покрываются тонким ледком. Последние птицы улетают в теплые края. Облетели с деревьев последние листья. Кажется сама природа грустит, что собран последний урожай, опустели леса, поля, уходит последнее тепло.

Очень много написано произведений об осени, картин, музыки.

И сегодня мы совершим путешествие в осень. У каждого из вас осенний листик. Представим, что этот листик наш осенний ковер- самолет. Проговаривая волшебные осенние слова, волшебный осенний листик перенесет нас по разным страничкам осенней истории.

Озорной ветерок
Пригласил на вальсок
Золотистый листок.
Закружился весь лес
В ожиданье чудес

1страничка музыкальная

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года» «осеняя песня», песенка про осень

2 страничка художественная



3 страничка Литературная Стихи об осени – читают наизусть дети

Осень в лесу

Осень лесу каждый год

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину -

Вся одета в золото,

А сама лепечет:

Стыну... -

И дрожит от холода.

А береза рада

Желтому наряду:

Ну и платье!

Что за прелесть! -

Быстро листья разлетелись,

Наступил мороз внезапно.

И березка шепчет:

Зябну!.. –

Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно

И шумит он:

Мерзну! Мерзну! -

Обмануло золото -

Не спасло от холода А. Гонтарь

Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.

Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Р. Сеф)

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.
(В. Нирович)

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля.
Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.

Лучезар Станчев

4 страничка загадочная




Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)


Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Сотни птиц, собравшись в стаи,

Днем осенним улетают.

А летят они туда,

Где тепло всегда-всегда.

Птички, вы куда спешите?

Нашим детям расскажите! (На юг)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто... (Листопад
)


В ноябре деревья голы,

Мокнут садики и школы.

Рядом с капелькой-дождинкой

Вьется белая пушинка,

Мимо окон пролетает А потом на травке тает. (Первый снег, снег с дождем)

4 страничка приметная Приметы об осени

.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Если паутинки летают осенью - пришло бабье лето
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много

будет, а низко - мало снегу будет.
Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.
Комары поздней осенью - к тёплой зиме.
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студенной зиме,

навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны –

и зима средняя будет.
От осени к лету повороту нету

5. Страничка творческая

Используя цвета осени мы вместе нарисуем осеннюю радугу. Каждый выберет свой цвет и изобразит его на ватмане. У нас получится общая осенняя картина.

5. Рефлексия.
- Общение с вами доставило мне огромную радость. Мне очень понравилось сегодня с вами работать. И поэтому настроение сейчас у меня радостное, как вот этот листик.
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Пускай каждый из вас выберет листочек такого цвета, какое у него сейчас настроение и соберем их в большой осенний букет
- Спасибо всем за участие!

Классный час :”Осенняя пора очей очарованье.”
Описание материала:
предлагаю вам сценарий классного часа в игровой форме «Унылая пора очей очарованье» для детей 5 класса. Данный материал будет полезен классным руководителям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Формировать навыки работы в команде.
Организация:
Классный час построен в форме игры.
Дети делятся на 2 команды, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
За каждое верно выполненное задание команды получают жетоны в виде осенних листьев. В конце классного часа полученные жетоны подсчитываются, и определяется команда-победитель.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), жетоны в виде листьев, листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, краски или фломастеры

Ход мероприятия:

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Про осень говорят, что она мать-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени?

Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

    Раунд 1. «Давайте познакомимся».
    Учитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими командами. В течение минуты вы должны посовещаться и придумать название для своей команды. Но есть одно условие: название должно соответствовать тематике нашей сегодняшней игры, то есть осени.
    Раунд 2. «Осенняя викторина».
    Командам раздаются карточки с вопросами викторины. В течении определенного времени команды должны посовещаться и написать на карточках ответы. За каждый правильный ответ- один жетон-лист.
    Викторина:
    1. Кого, согласно народной пословице, считают по осени? (цыплят)
    2. Назовите день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова и равна 12 часам? (22 сентября)
    3. Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень» ? (старинные названия месяцев сентябрь, октябрь и ноябрь).
    4. Какой праздник отмечают в западных странах 31 октября? (Хэллоуин)
    5. Как называется период осени с 28 августа по 21 сентября? (Бабье лето).
    Раунд 3. «Музыкальный аукцион».
    Участники команд должны вспомнить строчки песен, в которых звучит слово «осень» и пропеть их. Конкурс проводится по принципу аукциона. Сначала одна команда называет песню и поет её отрывок, затем другая. Побеждает команда, которая последней назовет песню. Повторять песни, нельзя. Если дети не справились заданием, то можно дать другое

пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

Раунд 4. «Литературный».
Учащимся раздаются карточки с известными стихотворениями об осени, в которых пропущены строки. Задача учащихся вспомнить стихи и дописать недостающие слова.

« Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я …. (пышное природы увяданье)
А.С. Пушкин

«Осень наступила, высохли цветы.
И ….. (глядят уныло голые кусты)
А. Плещеев

"Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора.
Просеки …. (лесных дорог,
Заглядевшихся в озера)
Б.Пастернак

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь …. (день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.)
Ф. И. Тютчев

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Раунд 5. Конкурс капитанов «Осенние приметы».
В этом раунде участвуют капитаны команд. Их задача в течение 1 минуты вспомнить и написать на листе как можно больше признаков наступления осени.
Например:
На деревьях желтеют листья
Начинается листопад
Птицы улетают на юг ит.д.
За каждый верный признак капитан получает 1 лист-жетон. Побеждает капитан, набравший большее количество жетонов.
Раунд 6. «Палитра осени».
Командам выдаются листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, краски.
Задача команд: создать, с помощью полученных материалов, панно на тему «Золотая осень».
По завершении конкурса каждая команда представляет свою работу. (Полученные панно можно в дальнейшем использовать для осеннего оформления кабинета).
По окончанию игры команды подсчитывают полученные ими жетоны-листья. Определяется команда – победительница.

Золотая осень – как чудесно звучит это выражение! Классный час на тему осени поможет юным ученикам 1 и 2 и более старших классов научиться отличать это время года от других. Ученики узнают, что происходит осенью с природой и как на эту время года реагируют животных, птицы и люди. Плюс мы сделали для вас презентацию к данному уроку классного часа.


В начале классного чала учитель рассказывает стихотворение про осень.

Классный руководитель:
Взяла осень в руки краски,
Желтую, оранжевую и красную!
«Кистью» замахала,
И деревья все разрисовала!
Краска на траву попала,
И вся трава такой же желтой стала.
И словно золотом вокруг все так сверкает,
Не зря же осень «золотой» называют!

Я не зря начала наш классный час с рассказа стихотворения про осень. Ведь осень – это прекрасное время года. Осень – это волшебное время года. Осень – это необычная сказка, которую нам дарит сама природа.
Многие известные писатели и поэты восхваляли осень в своих стихах, рассказах и поэмах. Они описывали осень как необычное время года, которое ждешь после жаркого и душного лета. Ребята, а какие известные стихи про осень знаете вы?

Ученики называют названия стихотворений про осень и если могут, то рассказывают их. А если они не знают, то учитель сам зачитывает несколько стихов.

Классный руководитель:
Не только писатели, но и сами люди сложили много пословиц, поговорок и народных примет про осень. Какие знаете вы?

Ученики говорят пословицы, поговорки и народные приметы про осень. А учитель им помогает.

Классный руководитель:
А ведь не только писатели посвящали осени свои творения, но и художники запечатлели осень на своих холстах. И многие из этих картин знамениты и по сей день. А вы знаете, какие это картины?

Ученики называют названия картин. Если не знают, то учитель им помогает в этом.

Классный руководитель:
А вы знаете, что происходит с природой осенью? А как осенью себя ведут птицы и звери? Давайте вспомним, а кто не знает, тому поможем узнать.

Ученики и учитель вместе говорят о том, какие изменения происходят в природе и в жизни животных и зверей осенью.
Например, на деревьях желтеют листья, также желтеет трава. А вот рябина наоборот становится красной, ведь она поспевает осенью. С каждым днем тепла становится все меньше и меньше, небо все чаще и чаще затянуто облаками и тучами, часто идет дождь. Ночи становятся заметно холоднее. Многие птицы улетают в теплые края для зимовки (можно перечислить эти птицы). Звери, такие как белка и все грызуны собирают себе на зиму орешки и зернышки, грибы и жёлуди. Бобры стоят и утепляют хатки для зимовки, и также запасаются ветками на зиму для еды.

Классный руководитель:
Вот мы и узнали про осень много интересного и нового. А теперь давайте попробуем поиграть в игру и выяснить, что относится к осени, а что нет.

Игра заключается в следующем:
Детям на экране показываются одновременно четыре рисунка, и дети должны сказать какой или какие рисунки подходят для осени. Например, на экране четыре рисунка: уборка урожая, купание детей в речке, игра детей в снежки и спелая земляника. Здесь правильный ответ – уборка урожая, ведь это собирают осенью. Следующие картинки: зеленые листья, деревья в снегу, желтые листья и цветущие поле маков. Здесь правильный ответ – желтые листья, ведь они желтеют осенью. И так далее, сколько сможете придумать вариантов вопросов.

Классный руководитель:
Вы любите разгадывать загадки? А давайте мы с вами попробуем разгадать загадки про осень и про природные явления, которые происходят осенью. Готовы?

Учитель загадывает ученикам загадки.

Загадка 1.
Весной почки набухают,
Летом листья «расцветают»,
Летом листья зеленеют,
А осенью они…
(ответ: желтеют)

Загадка 2.
Небо хмурится с утра,
Не гуляет детвора.
Серые тучки по небу гуляют,
Нам на землю… посылают.
(ответ: дождь)

Загадка 3.
Осень настала, листья кружат,
Это зовётся?
(ответ: листопад)

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Конспект классного часа по эстетическому направлению

Дата проведения: 14.102016

Место проведения: МКОУ СОШ №1

Класс: 3 «б»

Учитель: Тайбашева Т.В.

Методист: Цивинская Н.А.

Студент: Радич О.А.

Тема: «Золотая осень»

Цель: обобщить знания учащихся об осени как времени года.

Задачи:

Научить видеть разнообразие природы осенью;

Обобщить знания учащихся об осени как времени года;

Развивать у обучающихся внимание, воображение, наблюдательность, чувство прекрасного, любознательность;

Воспитывать любовь к красоте родного края, природы;

Коррекция мышления.

Формируемые УУД:

Личностные результаты:

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

    самостоятельно организовывать свое рабочее место;

    формирование у детей способности самостоятельно формулировать тему и цели занятия.

Коммуникативные УУД:

    участие в диалоге;

    слушание и понимание других;

    сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

    самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Ресурсы: презентация.

2016

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Мотивационный этап

Приветствие

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна и сегодня я проведу у вас классный час.

Приветствие учителя, слушание.

II . Определение темы и постановка цели

III . Актуализация знаний

IV . Изучение нового материала

Ребята, давайте отгадаем загадку, чтобы узнать, чему посвящено наше сегодняшнее занятие.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень )

Осень, красивое и немного грустное время, так как прошло тёплое лето.

Разная она бывает весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Но все, же это такое прекрасное, такое чудесное время года.

Осень - одно из четырёх , между и . Осень - переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня, и постепенно понижается температура окружающей среды.

У осени есть три друга – месяцы.

Отгадайте загадки про месяцы и узнайте, как они называются.

Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Сентябрь младший брат осени.
В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Ребята, а какие грибы вы знаете?

(Подосиновик, опята, волнушки, лисички, поганки, сыроежки, подберёзовик, мухомор)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему?
(это середина осени) . В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, последним птицам поспешить с отлетом.

Ребята, какие птицы на зиму улетают на юг?

(Перелетные птицы – птицы, улетающие зимой в теплые края) Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях идет уборка овощей.

Ребята, а какие овощи заготавливают на зиму? (Свекла, капуста, морковь, помидор, лук, картофель)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре
небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

Для каждого месяца существуют свои народные приметы и поговорки. А какие приметы про осень вы знаете?

    Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

    Гром в сентябре предвещает теплую осень.

    В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

    В сентябре и лист на дереве не держится.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

    Гром в октябре предвещает бесснежную, короткую и мягкую зиму.

    Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди

    суровую зиму.

    Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень

    Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

    Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замерзнет.

    В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

    В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь

    В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Ребята, а когда начинается осень?

Первое сентября – это календарное начало осень. А есть астрономическое начало осень. Оно еще называется День осеннего равноденствия. Это 22 или 23 сентября.

Слово «равноденствие» означает, что в эти даты продолжительность дня и ночи во всех точках земли одинакова.

Покров день - день у восточных

славян , отмечаемый1 . Связан с началом осенних традиций , вечерних девичьих и осеннего свадебногосезона - первый по настоящему осенний праздник .

На Руси этот праздник широко отмечался вкрестьянском быту , вобрав в себя многие

обряды древнеславянских осенних

празднеств в ознаменование окончания полевых работ и серьезной

подготовкой к зиме .

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот

праздник уходит оченьглубоко . Само

название народные верования связывали с

первым инеем , который « покрывал » землю , указывая на близость зимних холодов , хотя точного названия праздника не сохранилось . Примерно с этих дней топили в избах:

начинали работать пряхи и ткачихи .

А теперь, ребята, послушайте приметы, которые связаны с этим днем.

Каков Покров, такова и зима.

Считается, что если журавли к этому дню все улетели, то зима будет ранней. А вот если на Покров дуб и береза полностью сбросили свои листочки, то жди теплой и мягкой погоды в течение всей .

Ребята, а вам нравиться это время года? Почему? Какие чувства у вас вызывает осень? Какое настроение?

А теперь, ребята, нарисуйте осень как вы ее представляете. (Показ рисунков)

Отгадывают загадку, определяют тему занятия.

Слушают учителя.

Отгадывают загадки, слушают учителя.

Работают по теме занятия, отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Рассуждают, отвечают на вопрос.

Слушают рассказ учителя.

Слушают приметы осени.

Отвечают устно, высказывают свое мнение.

Рисуют картину осень.

III . Итог занятия

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали?

Какие характерные черты осень?

Какие события? Приметы?

Подводят итог, проводят анализ занятия, отвечают на вопросы.

IV . Рефлексия

Вам понравилось сегодняшнее занятие?

С каким настроением вы закончили сегодняшнее занятие?

Отвечают на вопросы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Мы – листики осенние,

Летим, летим, летим.

Легко и плавно в воздухе

Кружим, кружим, кружим.

Повертелись, покружились

И на землю опустились.

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я... (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть...

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!