Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Экологический поезд игра. Ролевая игра-путешествие "Весёлый паровозик"

Игровая программа

«Экологический поезд»

Цель: - Расширить кругозор, интерес к природе; активировать познавательную деятельность

Прививать детям культуру поведения в природе, учить бережно, относиться ко всему, что там растёт и живёт.

Напомнить детям о разнообразных дарах, которые даёт природа человеку и умело их использовать в самостоятельной жизни. Напомнить правила проезда в поезде.

Раскрыть творческие способности.

Оборудование: наглядное оформление игры; названия остановок; задания на остановках; жетоны; билеты; награды для победителей.

Ведущий: Внимание! Внимание со станции «Верино» отправляется «Экологический поезд»

(На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес»: плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

Здравствуйте ребята! Сегодня вы будете путешествовать по району им. Лазо на «Экологическом поезде». В пути вы сделаете четыре остановки; вас ждёт лесной доктор, грибная полянка; следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь на станции «Верино». И так для того чтобы зайти в поезд вы должны купить билеты, а денежным эквивалентом у нас будут речёвки, которые вы сейчас нам выразительно прочитаете и получите билет на поезд. (каждый отряд называется своим именем и читает речёвку).

1 Отряд «Муравьёв»

Раз – два, три – четыре

Три – четыре, раз – два

Кто шагает дружно в ряд?

Муравьиный наш отряд.

Мы сильны, как носороги,

Прочь, вредители с дороги.

Пять – шесть, семь – восемь!

В лес зелёный в гости просим

Только добрых мы гостей,

Злых обгложем до костей

2 Отряд «Лекари»

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарство,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки,

Ну, а что и как лечить

Можем мы вас научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключенья,

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

3 Отряд «Экологи»

Про природу люди

Перестали думать,

Разрушают, портят,

Убивают, мутят,

И зверей и птиц

Жестоко убивают,

Мусором, отходами

Речки засоряют,

Так давайте люди

Будем мы нежнее,

И природу будем.

Мы оберегать!

4 Отряд «Заповедник»

«Заповедник» - это слово

Всем и каждому знакомо

В нем животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу!

Молодцы! Вы выкупили забронированные билеты (раздача билетов) и сейчас вы отправитесь в путешествие. Постарайтесь на всех остановках заполнить билеты баллами и сдать их в конце путешествия для получения наград и призов. В конце игры мы определим лучших знатоков экологии.

    Остановка. «Рыбацкая викторина»

Вопросы и задания:

1.Какие продукты можно использовать для приготовления блюд из рыбы? Как оно будет называться? (рыбный суп, селедка под шубой, тала, хе и т.д.)

2.Как рыбаки называют предмет, без которого не обойтись на рыбалке и не поймать ни одной рыбы? (наживка)

3.Какой спортивный инвентарь используют моряки при измерении силы? (канат)

4.Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба – меч)

5.Какая рыба, кроме «золотой» способна исполнить желание? (щука)

6.Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

7.Каким орудием ловил рыбу старик из «сказки о рыбаке и рыбки» А.С Пушкина? (неводом)

8. Какая рыба носит имя человека? (Карп)

9.Вспомните пословицу о рыбке («Без труда не выешь и рыбку из пруда»)

10.Какие слова говорил волк из сказки, сидя у проруби? (Ловись рыбка, большая и маленькая)

11.Что нужно взять с собой на рыбалку. (какой класс больше назовёт предметов)

12.Назвать любимый танец моряков и станцевать несколько движений его (Яблочко)

13.Изобразить понтамимой «Случай на рыбалке»

14.Нарисовать рыбку и дать её название. (Можно рисовать с закрытыми глазами всей командой или одному человеку)

2. Остановка «Путешественник – отличник»

Викторина.

Вспомните правила путешественника.

1. В лес с собой надо брать. (1.Компас , 2.Глобус)

2. Костёр надо разводить. (1.На поляне , 2. Под деревом)

3.Ветки для костра надо …. (1.Ломать с живых деревьев, 2.Подбирать с земли )

4. Прежде чем уйти, костёр надо … (1.Залить , 2.Засыпать торфом)

5. Мусор надо … (1.Взять с собой , 2.Оставить в лесу)

6. Что не разлагается в почве? (1.Полиэтилен , 2.Бумага, 3.Угли)

7.Грибы надо есть … (1.Жаренными, 2.Сырыми)

8.Увидев ёжика надо ….. (1.Пройти мимо , взять его домой)

9.В лесу надо ….. (1.Слушать громкую музыку, 2.Вести себя тихо и сдержанно)

Загадки:

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные -на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий: Много цветов на моей остановке? Но мои цветы не простые, а с секретом – с лесными загадками. Лёгкие загадки - на цветах, на лепестках трудные.

Выбирай кому, какие нравятся.

Короткие загадки.

Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас (Вороний глаз)

Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

Весной – зеленеет, осенью – желтеет, упадёт – почернеет (Яблоко)

Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь (Крапива)

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Платье скинет, а пуговки останутся (Рябина)

Длинные загадки.

Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. (Корни)

Я - старуха вредная, на мне шляпа бледная.

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Кто меня коснется – больше не проснётся. (Бледная поганка)

Носит этот «мальчик» жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное

Нежный хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только постарел, вместе с ветром улетел (Одуванчик)

Стоит дом, в нём тысяча хором.

Хозяева из сада уносят нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь (Пчёлы)

2.Остановка «Зелёная аптека»

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий: (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

Шагая по тропе я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение….. (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение…. И забинтовать ноги. (подорожник, мох).

С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл проливной, холодный дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай ….. (Из малины, липового цвета, зверобоя).

Шагая по тропе я, увидел не затушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался … Это настоящий лесной пластырь (Гриб – дождевик, измельченная хвоя сосны).

Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…….(Из валерианы, пустырника).

Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар…….(Из валерианы, плодов боярышника, купены).

Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил …. Боль стала стихать.(Подорожник).

Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студёной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла……. (Мать - и- мачеха, багульник, подорожник, шалфей).

4.Остановка «Шифровка»

Реши задачу;

1.Длина реки Кия 3660 км. , а реки Хор 5780. На сколько километров длина реки кия короче длины реки Хор. (2120 км.)

2.Длина водоема «Драга» 3500 м. , а «Бамовского» озера 2400 м. На сколько водоем «Драга» длиннее «Бамовского» озера. (1100 м.)

3.Один хомяк запасает на зиму 800 г. Зерна. Сколько зерна запасает на зиму 2 хомяка, 20 хомяков. (1кг. 600г, 10 кг. 600 г.)

4. Густая шерсть хорошо защищает верблюда от холода и жары. Он не требователен к пище – ест любые пустынные растения, пьет солоноватую и соленую воду. Причем верблюд за один раз может выпить 57 литров воды. Сколько литров выпьет он за 2 раза. (114 л.)

5. Вес белого медведя 500кг. Сколько килограммов весят 2 таких медведя (1000 кг.)

6. В разных частях земного шара в течении всего года сверкает молния и гремит гром. По данным статистики, в каждую секунду молния сверкает, а следовательно, и гремит, не менее 100 раз. Сколько раз на всем земном шаре сверкнет молния за 1 час.

Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Впиши в рамочку числа, начиная с большего, в порядке уменьшения. Под ними запиши соответствующие им буквы


Запиши в рамочку числа, начиная в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


-Впиши в рамочку только нечётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

Впиши в рамочку только чётные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.


ИТОГ ИГРЫ:

После прохождения всех привалов все собираются в актовом зале для подведения итогов. Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игровой программе «Экологический поезд»

Билет 6 класса

Название станций остановок

Баллы

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

Примечание:

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 7 класса

Название станции

Баллы

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 8 класса

Название станции

Баллы

«Зелёная аптека»

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

Билет 9а,б класса

Название станции

Баллы

«Шифровка»

«Рыбацкая викторина»

«Путешественник – отличник»

«Зелёная аптека»

5 баллов – за правильные ответы, за большее количество участников

4 балла - если допущены незначительные ошибки

3 балла - если допущены ошибки

2 балла - если допущены грубые ошибки

Примечание:

Самые активные участники: (2-3 учащихся)____________________________

__________________________________________________________________

ОБЩИЙ БАЛЛ_______________

«Эта Земля – твоя и моя»
игра - путешествие по станциям для студентов.
Саватнеева Надежда Рашитовна, руководитель физического воспитания ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и элекрофикации.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий экологической игры -путешествие по станциям. На каждой станции ребята отвечают на вопросы, получают баллы, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания.
Тема: «Эта Земля – твоя и моя» игра - путешествие по станциям для студентов
Цель: показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- развивать, смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
- воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, карандаши.
Ход мероприятия.

Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас на игре «Эта Земля – твоя и моя»

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд. Для этого я вручаю вам маршрутные листы, в которых указано, какие станции вы должны пройти и с какой станции начинается путешествие.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю 1 станция "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

1 станция "Визитная карточка".
(представление команд)

2 станция Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:
Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)

3 станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

4 Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)

5 Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).

6 станция «5 секунд на размышление». Необходимо быстро ответить на вопросы.
1) Девочкина дочка. (Кукла)
2) Не имеющая плохой погоды. (Природа)
3) Зеленая, от которой мухи дохнут. (Тоска)
4) Прилеталки по-саврасовски и улеталки по-некрасовски. (Грачи)
5) Пиджак к подгузнику. (Распашонка)
6) Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)
7) Эпицентр бублика. (Дырка)
8) Охотница до чужих мехов. (Моль)
9) Ярмарочное приспособление, чтобы вскружить голову. (Карусель)
10) Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)
11) Последний модный звук. (Писк)
12) Часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем. (Рука)
13) Новое сооружение для задумчивого барана. (Ворота)
14) Макаронный откидыватель. (Дуршлаг)
15) Обратная сторона затылка. (Лицо)
16) Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)
17) Домашний иллюминатор. (Окно)
18) Часть лица, которую иногда вешают. (Нос)
19) Мудрое время суток. (Утро)
20) Легкий после бани. (Пар)
7 станция «Ребусная»

Стрекоза


5


огород


7

Лиса
8

Крот
9

Крот
Подведение итогов.
Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Ведущий : На этом путешествие наше заканчивается. Сейчас жюри подсчитаете сколько «эко – знаков» получила каждая команда. Команда- победитель награждается медалями и грамотами. Поздравляем вас!

Учитель начальных классов Травнева Ольга Юрьевна.
КГУ «СШ №21 села Сарыозек»
Осакаровского района Карагандинской области.

Ботанический поезд. (Экологическая игра.)
Игру можно проводить командно или индивидуально. В ходе игры за правильные ответы ребята получают жетоны.

Станция «Лесная аптека»
Вопросы:
1. Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
А кто подойдёт,
Тот с собой унесёт. (Репейник.)
2. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
3. Две сестрицы летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)
4. Ядовитое растение с ярко-жёлтыми цветками, прозванное в народе «куриной слепотой». (Лютик.)
5. Трава от девяносто девяти болезней. (Зверобой.)
6. Название этого растения говорит о том, где оно живёт. (Подорожник.)
7. Какое из этих растений не используют в парфюмерной промышленности?
а) Мяту;
б) Душицу;
в) Базилик;
г) Петрушку.
8. Какую траву любят кошки? (Валериану.)
9. Какое из этих растений поможет при сильном кашле?
а) Мать-и-мачеха;
б) Мята;
в) Полынь;
г) Лопух.
10. Плоды каких растений богаты витамином С? (Смородины, лимона, клюквы.)

Станция «Зелёный друг»
Вопросы:
1. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
2. Какое дерево изображено на государственном флаге Ливана? (Кедр.)
3. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (С черёмухой.)
4. Дерево – символ России. (Берёза.)
5. Лист какого дерева считается символом славы, доблести?
а) Лавра;
б) Кедра;
в) Дуба;
г) Каштана.
6. Ветка этого дерева украшает головной убор лесника. (Дуб.)
7. Лист какого дерева изображён на флаге Канады? (Клёна.)
8. Древесина какого дерева не поддаётся гниению? (Лиственницы.)
9. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты? (Ели.)
10. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Станция «Цветное шоу»
Вопросы:
1. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)
2. Из-под снега вышел друг –
И весной запахло вдруг. (Подснежник.)
3. Цветами какого овощного растения украшала себя французская королева? (Картофеля.)
4. Как называется североамериканский солнечный цветок? (Подсолнух.)
5. Какой цветок плавает по воде? (Кувшинка.)
6. Этот цветок называют цветком-букетиком? (Медуница.)
7. Какого цвета цветки у папоротника? (Не имеет цветков.)
8. Как называется цветок, в котором сошлись два имени? (Иван-да-марья.)
9. Это растение с ярко-жёлтыми цветками можно встретить на опушках и гарях. У него два имени. Одно дано растению за то, что из него можно приготовить вкусный напиток, похожий на чай. (Иван-чай или кипрей.)
10. Как называется национальный цветок японцев?
а) Тюльпан;
б) Роза;
в) Хризантема;
г) Василёк.

Станция «Самые-самые»
Вопросы и задания:
1. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
2. Это растение является хищником для насекомых? (Росянка.)
3. Самая высокая трава. (Бамбук.)
4. Самый красивый цветок. (Роза.)
5. Какое растение весной зацветает одним из первых? (Мать-и-мачеха.)
6. Самое сладкое дерево лесов? (Липа.)
7. Кустарник от сорока болезней?
а) Боярышник;
б) Шиповник;
в) Калина;
г) Бузина.
8. Что без боли и печали доводит до слёз? (Лук.)
9. Жёлтая курица под тыном дуется.
а) Патиссон;
б) Дыня;
в) Тыква;
г) Кабачок.
10. Какая ягода появляется в лесу самой последней? (Клюква.)

Станция «Это интересно»
Вопросы:
1. Какая ягода похожа на малину, но чёрного цвета? (Ежевика.)
2. В один из праздников ирландцы посылают своим друзьям, живущим на чужбине, это растение с кислыми листочками. Что это за растение? (Кислица.)
3. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, злая, как мачеха в сказке, а нижняя – гладкая, мягкая, как мама. О каком растении идёт речь? (О мать-и-мачехе.)
4. Без какого растения невозможно сварить пиво? (Без хмеля.)
5. У какого растения нет листьев? (У кактуса.)
6. Это растение называют «кормильцем Востока». (Рис.)
7. В странах Западной Европы было распространено поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево.(Ель.)
8. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожёны должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина.)
9. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шёл и плакал. На тех местах, куда падали слёзы, появились эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки.)
10. Это растение является символом горечи. (Полынь.)

Подведение итогов. Награждение победителя.

Путешествие на экологическом поезде для 5 класса

Цели игры – 1) познакомить с экологической ситуацией на нашей Земле, у нас в стране, республике, районе;
2) сформировать желание беречь природу;
3)воспитывать бережное отношение к ней, чувство сострадания к животным и чувство любви.

Ход игры:
(Шум ж/д вокзала)
Учитель: Уважаемые пассажиры! Наш экологический поезд готов к отправлению. Прошу занять свои места и сесть удобно.
1 слайд – название путешествия
Учитель: Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:
2 слайд – название станций
1. Станция «Водная»
2. Станция «Зеленый дом»
3. Станция «Красная книга»
4. Станция «Всезнаек»
5.Станция «Школа» Счастливого вам пути!
Учитель: Наш поезд тронулся, и я прошу вас посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера. Как удивительна, прекрасна и неповторима наша Родина.
3-6 слайды – пейзажи
Учитель: Но этот дивный мир очень нежен, хрупок и не может уцелеть без нашей любви, заботы, помощи. Будущее всего человечества зависит от совместных действий государств и народов.
Учитель: Для этого каждый человек должен внести свой вклад в дело спасения нашей планеты.
(стихи Е. Шкловского читает учитель)
Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники
«Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу, вас, сберегу!»
Учитель: Человек уже причинил немало вреда природе. Пытаясь изменить её, люди не задумывались о ее последствиях.
Учитель: Наш поезд прибыл на станцию «Водная»
7 слайд – станция «Водная»
(стихи о воде читает учитель)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Учитель: В катастрофическом состоянии находятся Чёрное, Азовское, Балтийское моря, озёра Ладога, Байкал.
Учитель: За последние 50 лет практически высохло Аральское море.
8 и 9 слайды – с видом Аральского моря
Учитель: Чистой воды остаётся все меньше и меньше, а виноват в этом сам человек. В реки, озера, моря сливаются грязные воды с заводов и фабрик, канализации крупных городов.
Учитель: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
Учитель: Например, река Теча когда-то была красивой и богатой рыбой. Приносила жителям своих берегов огромную пользу и удовольствие. Люди купались в её водах, ловили рыбу. И никто не знал, что ожидает её впереди.
10-11 слайды – с рекой Течей
Учитель: Но однажды случилась авария на атомной электростанции «Маяк» и радиоактивные отходы были спущены в Течу. Жителей некоторых деревень эвакуировали, переодев в солдатскую одежду, не разрешили им взять даже самое необходимое. Бульдозерами все дома, скот свалили в огромные ямы и зарыли. Буд-то этих деревень и не было на земле никогда. Люди узнали, что нельзя купаться в реке, нельзя ловить рыбу и надо держаться от реки подальше. Течу загородили колючей проволокой.
Учитель: Но люди, не понимали опасности. Все равно они купались, ловили рыбу, выгуливали скот и птицу, собирали ягоды на берегу реки. Жители берегов реки начали болеть и умирать от болезней рака и не знали, что виновата во всем река.
Учитель: Так загрязненная людьми река, без вины виноватая, до сих пор уносит жизни людей.
Учитель: Ребята, как же можно сохранить водоёмы? Что же делать? (выслушать предложения детей)
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Просим занять свои места.
Учитель: У меня возник вопрос, а что же на нашей планете никто не занимается проблемами природы?
Учитель: Конечно, же есть такие люди, которые защищают природу, которые оберегают все, что растет и всех животных от исчезновения.
Учитель: Кто же эти люди? Ребята, а вы знаете, как эти люди называются?
12 слайд – экологи
Учитель: Экологи говорят: нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте.
Учитель: Как экологи называют Землю?
(ответы детей – «Зеленый дом»)
Учитель: Мы подъехали к следующей станции, которая так и называется – Зеленый дом.
13 слайд – станция «Зеленый дом»
Учитель: Подышим свежим воздухом, когда я была маленькая, здесь был лес.
Учитель: Но я не чувствую свежего воздуха, да и леса я не вижу.
Учитель: Люди уничтожали и продолжают уничтожать леса, которые являются «легкими планеты». Леса очищают воздух и являются уникальным сообществом живых организмов.
Учитель: Фабрики, заводы своими выбросами в атмосферу сделали воздух Земли практически непригодным для дыхания.
14-15 слайды – трубы заводов
Учитель: А как же спасти нашу атмосферу и свежий воздух?
(ответы детей)
Учитель: Мы прошли немного дальше и вот увидели лес.
16-17 слайды - лес
(звуки леса, пение птиц)
Учитель: Сядем в наш поезд, мы продолжаем путешествие.
Учитель: Пока поиграем: разделимся на команды. Каждая команда должна перепеть другую. А поём песни, в которых содержатся строчки о цветах, зверях, птицах.
Учитель: Мы подъезжаем к следующей станции.
Учитель: Её название вы сейчас угадаете. Как называется книга, в которую заносят растения, животных, нуждающихся в охране и защите человека?
Учитель: Станция «Красная книга».
18 слайд – станция «Красная книга»
Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
19 слайд – «Красная книга»
Учитель: Каких же зверей, птиц, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Учитель: Чем же полезны хищники, почему их тоже занесли в Красную книгу, потому что они такие злые?
(ответы детей)
Учитель: Какие растения занесены в Красную книгу?
Учитель: А как случилось, что растения тоже попали в Красную книгу?
(стихотворение читает ребенок)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Учитель: Ребята, кто знает, есть ли у нас в Республике Марий Эл такая Красная книга? Какие животные, растения, птицы, рыбы занесены в нее?
(Растения: Живокость, медуница мягкая и т.д.; животные: , Птицы: , Рыбы: Хариус европейский)
Учитель: Кто знает, что делается, для того, чтобы сохранить редких животных, птиц, растений, рыб?
Учитель: Совершенно верно, у нас в Республике создаются заказники, национальные парки, зоны, на территории которых разводят и охраняют редкие виды растений, животных, птиц и рыб. У нас в Мари-Турекском районе тоже есть такие заказники. Это – Государственный природный биологический заказник республиканского значения «Холодный ключ». Или река Ирека – зоологический памятник природы. Он находится на южной окраине деревни Юмочка. Этот памятник природы создан с целью сохранения редкого вида рыбы хариуса европейского и его местообитания.
Учитель: С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля, тянут газопровод и нефтепровод. Все это необходимо и часто для этого уничтожаются леса. Много деревьев уничтожается ради получения древесины. С каждым годом потребности
людей растут, а лесов становится все меньше.
Учитель: Зато все больше загрязняется воздух и водоемы, высыхают реки, озера. Поэтому страдают и погибают растения и животные, болеют люди.
Учитель: Люди истребляют животных ради мяса, красивого меха, ради развлечений.
Учитель: А какой же выход из этой ситуации вы предлагаете, ребята?
(ответы детей)
Учитель: Ну, подумаешь, пошли в лес и сорвали цветы, сломали несколько веточек, поймали бабочек Я же одна
Учитель: Это мы так думаем, что одна. Одну рану нанесем мы, другую рану – твой друг. А если весь класс, вся школа, весь город пойдут и нанесут раны природе? Ребята, природе трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте подумаем почему?
(ответы детей)
Учитель: Наша планета Земля добра к нам. И мы должны отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь. Ученые – экологи бьют тревогу: природа в опасности! Но есть несколько простых правил, как вести себя на природе и они помогут сохранить нашу природу. А вы их знаете, ребята?
(ответы детей)
20 слайд – правила поведения
Учитиель: Как долго мы находились на станции «Красная книга». Как много узнали!
Физкультминутка: «Буратино»
Учитель:
Учитель: Следующая станция «Всезнайка».
21 слайд - станция «Всезнайка»
Что же мы знаем о нашей природе, о том, что нас окружает:
Как называют «фруктовую» утку? (мандаринка)
Какая птица оживляет часы? (кукушка)
Какую птицу используют как ловчую? (сокол)
Как называется любитель рано вставать? (жаворонок)
А любитель поздно ложиться? (сова)
Как кукует кукушка: с открытым или закрытым клювом? (закрытым)
Для чего плачут дельфины? (для защиты глаз от повреждений)
Какое насекомое, находясь в Подмосковье, чувствует землетрясение в Японии? (кузнечик)
Какая рыба носит имя человека? (карп)
Какой овощ самый распространенный на земле? (лук)
Зачем зайцу большие уши? (чтобы не перегреться)
«Умываются» ли насекомые? (многие очень тщательно)
Самое большое млекопитающее? (кит)
Самое маленькое млекопитающее? (летучая мышь)
Каких птиц называют «птицей мира»? (голубей)
Есть ли зубы у комаров? (да, 22 зуба)
Какая птица не является водоплавающей, но живет у водоемов? (кулик, цапля, журавль)
Чем дышат пиявки? (кожей)
Какая вода в айсбергах: пресная или соленая? (пресная)
Как муравьи спасаются от пожара? (тушат огонь)
Личинки какого насекомого рыбаки называют мотылем? (комаров)
Является ли городской воробей перелетной птицей? (нет)
Учитель: Ну, а теперь пора возвращаться в школу.
22 слайд – станция «Школа»
(читает учитель)
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кет-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется
Все – все
Все на свете
На свете все нужны!
И это все дети запомнить должны! Б. Заходер

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми с нами.
Рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, мы с вами совершили путешествие на экологическом поезде. Понравилось вам путешествие? (Ответы детей)
На каких станциях мы с вами побывали? (Ответы детей)
А какая станция понравилась больше всего? (Ответы детей) Что нового вы узнали для себя? Мне тоже понравилось с вами путешествовать! Спасибо за внимание и работу!

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 52 имени Ф. Ф. Селина» городского округа Самара

(МБОУ Школа № 52 г. о. Самара)

ИНН 6314011195 КПП 631401001

443085, г. Самара, ул. Центральная, 11а; тел. 266-05-16, 975-02-00 (бух.) факс. 302-08-67

Дидактическая игра

«Экологический поезд»

для детей среднего дошкольного возраста

Выполнила :

Воспитатель Геркина Мария Владимировна.

Самара 2017

Актуальность

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы.

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Данная игра может быть использована в работе с детьмисреднего дошкольного возраста.

Цел ь :

развитие логического мышления;

з акрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Задачи :

формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;

развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;

побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Описание игры:

Материалы.
Поезд с вагончиками, вырезанных из картона (семь вагончиков) ; несколько комплекта карточек с изображением животных , фруктов, овощей и т.д.

Ход игры .

На столе перед командой лежит вагончики и карточки с изображением животных , фруктов, овощей и т.д. Дети выбирают себе вагончики и то, каких пассажиров они будут везти.

Применение игры.

В эту игру дети могут играть и под руководством взрослого и самостоятельно. Также использовать как часть занятия и задание для досуга.

Варианты изменения игры:

Составь вагончики по номерам;

Составь вагончики по дням неделям;

Рассади пассажиров по размеру;

Рассади пассажиров по цвету.