Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Бжрк нового поколения «молодец» и «баргузин»: история, устройство и ттх. Бжрк «молодец

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России будет прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. СМИ при этом ссылаются на один источник – «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса.

То есть, кроме данных из неназванного источника, на данный момент никакой реальной информации о прекращении работ над комплексом “Баргузин” нет. Заметим, Минобороны России данный вопрос никак не комментирует.

Но недавно “Российская газета” со ссылкой на сомнительный источник сообщила, что , а под угрозой находятся Самара, Казань и Нижний Новгород. В результате, ссылаясь на “Российскую газету” приготовиться к страшной и мучительной смерти жителям Казани, Самары и Нижнего Новгорода стали советовать многочисленные региональные СМИ… Нехорошая история. Я как-то больше верю министерству обороны.

Напомню, год назад, в декабре 2016 года, минобороны РФ сообщило – бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно. По сообщениям, пуск был осуществлен ракетой “Ярс”, но как было позже уточнено, стреляли не “Ярсом”, а его малогабаритной моделью. Эти испытания явились необходимый этап перед началом более серьезных и затратных работ по созданию комплекса. Они должны подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Что произошло за прошедший год? Действительно ли Россия сворачивает развертывание “ядерных поездов”? Маловероятно. Скорее всего, переходит на подземно-тоннельную стадию. Ту самую, на которую ушли, к примеру, разработки лазерного оружия. Так что есть основания поразмышлять именно в этом направлении…

Для чего России нужны БЖРК?

Нужны ли России “ядерные поезда”? Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы.

По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держа под прицелом основную территорию страны.

Паритетно ответить СССР не мог.

За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли разные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали, но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН были шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем именно самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы. Внешне, особенно сверху, БЖРК не отличались от вагонов-рефрижераторов (правда, тянули такой состав два тепловоза – так ведь многие поезда тянут два локомотива…), идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.

Они легко терялись на необъятных просторах, могли уходить многочисленные подземные тоннели – неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, теоретически позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса…

В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал в пути, поезд экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп.

У железнодорожников БЖРК получили литеру “поезд номер ноль”. Ракетные поезда “Молодец”, каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel .

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал!

Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Новое поколение БЖРК “Баргузин”

Работы над БЖРК, получившим название “Баргузин”, в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника.

НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты “Булава” для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд – при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в “молоко”. Специалисты разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.

К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием “Баргузин” было завершено. По словам Каракаева, “Баргузин” будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.

Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались “Тополь”, “Ярс” и “Булава”. Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали.

Главное – ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки – усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс». Были названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета , достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

– сообщал источник из ВПК. Он отметил, что главное сейчас – за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом».

По данным источника, первый «Баргузин» может быть поставлен на боевое дежурство в начале 2018 года. «Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», – добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов.

Стратегический “поезд №0” должен стать дейсвительно невидим для технической разведки

БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ) и в Удмуртии, где планируется производство ракетного комплекса. За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

БЖРК «Баргузин» по своим характеристикам будет превосходить систему «Молодец», однако будет иметь большое сходство с базовой. Главком РВСН отмечал, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним. Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. По общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. Так как основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес – 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает им гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в любой район. С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет.

Так будет ли ракетный поезд? Во-первых, он уже есть и различные модификации испытаны. Во-вторых, если поезд создается невидимым, то и делать это следует скрытно – тогда все получится. Ведь раньше именно так все и получалось…

Огромный резонанс в профессиональной среде вызвала новость о заморозке проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», известного больше как ядерный поезд. Информацию об этом со ссылкой на «информированного представителя оборонно-промышленного комплекса» распространила «Российская газета», официальное издание правительства РФ.

На момент подготовки материала Минобороны не комментировало ситуацию. Учитывая репутацию РГ, можно с уверенностью утверждать, что разработка «Баргузина» действительно приостановлена. Однако непонятно, почему наверху об этом решили рассказать столь деликатно, воздержавшись от публичного объяснения причин, которые, наверное, нет смысла скрывать.

«Тема создания ракетных поездов нового поколения закрыта, во всяком случае на ближайшую перспективу», - сообщила «Российская газета». При этом указывается, что «если срочно потребуется, наш ракетный поезд достаточно быстро доведут до рабочего состояния и поставят на рельсы». В причинах приостановки проекта «Баргузин» разбиралась «Русская Планета».

Вынужденная утилизация

Впервые о ходе работ по созданию нового БЖРК стратегического назначения Минобороны объявило в апреле 2013 года. 24 декабря 2014 года заместитель министра обороны Анатолий Антонов подчеркнул, что принятие на вооружение в РФ железнодорожного ракетного комплекса не противоречит положениям Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Разработка «Баргузина» началась в Московском Институте теплотехники (МИТ), предположительно, в 2011-2012 годах. В 2014 году был подготовлен эскиз, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР). В декабре 2015 года командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о текущей «разработке рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса».

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк успешно завершились бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для нового БЖРК. Испытания заключались в том, что весовой макет будущей ракеты «выкидывают» из вагона с помощью порохового аккумулятора. Развёртывание ядерного поезда было запланировано на период между 2018-2020 годами.

«Баргузин» является глубокой модернизацией советского аналога РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel - по классификации НАТО). Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство 20 октября 1987 года в Костроме. По информации Минобороны, главным преимуществом советского БЖРК была способность рассредоточиваться. Незаметно для средств разведки комплекс мог менять свое местоположение.

«БЖРК конструктивно представлял собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных (по внешнему виду рефрижераторных и пассажирских) вагонов, в которых размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения», - поясняет Минобороны.

«Молодец» был принят на вооружение в период окончания холодной войны. К 1994 году Россия обладала 12 БЖРК с тремя ракетами в каждом. Три ракетные дивизии были развернуты в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях.

В 1993 году Москва и Вашингтон подписали Договор СНВ-II, согласно которому наша страна обязалась снять с вооружения ядерные поезда. В 2002 году в ответ на выход США из Договора об ограничении ПРО 1972 года Россия денонсировала СНВ-II. Однако все же решила утилизировать «Молодцов». Нетронутыми остались только два поезда: один комплекс украшает Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, а второй - Техническом музее АвтоВАЗа в Тольятти.

Неудачная попытка

Причины снятия с вооружения «Молодцов» во многом перекликаются с ситуацией вокруг проекта «Баргузин». Опыт эксплуатации БЖРК выявил ряд недостатков, которые в мирное время являются критическими. Речь идёт о дороговизне и нерешенных технических проблемах.

Минобороны предполагало, что железнодорожный состав с ядерной начинкой сможет перемещаться по всей железнодорожной сети СССР. Без сомнения, это было бы гигантским преимуществом. Именно с этой целью и создавалось новое средство доставки атомного оружия. Однако ядерный поезд оказался чересчур тяжелым, и его не выдерживала обычная железнодорожная колея. Только одна ракет весила свыше 100 тонн, а их было три на каждом БЖРК.

Известно, что в радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации «Молодцов» железнодорожное полотно было укреплено. Деревянные шпалы были заменены на железобетонные, обычные рельсы - на тяжелые, а насыпь сделали из более плотной щебенки. Очевидно, что перекладка всех железнодорожных путей под нужды БЖРК - бессмысленный с военной и экономической точки зрения процесс, который потребует гигантских расходов и невероятного количества времени.

Таким образом, перед МИТ стояла задача разработать более легкий и маневренный ядерный поезд. Из комментариев экспертов следует, что МБР для «Баргузина» создавалась на базе РС-24 «Ярс» и должна была весить менее 50 тонн. Только в таком случае эксплуатация БЖРК была бы обоснована. Не исключено, что у МИТ могли возникнуть сложности с созданием облегченной ракеты или самого железнодорожного состава.

Подобные проблемы могли возникнуть в связи с тем, что «Молодец» был полностью разработан и собирался в Украинской ССР. Разработчиком РТ-23 УТТХ является знаменитое днепропетровское КБ «Южное», а производство было налажено в расположенном неподалеку Павлограде.

Версия о неудачной попытке создать облеченную МБР косвенно подтвердил 3 июля 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин. В частности, он заявил о том, что промышленность готова к выпуску БЖРК и 100-тонной тяжелой баллистической ракеты в случае принятия такого решения и включения ядерных поездов в Государственную программу вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы.

В марте 2017 года телеканал «Звезда» утверждал, что БЖРК «готовится к финальному этапу испытаний». А в течение 2017 года федеральные СМИ неоднократно сообщали, что «Баргузин» должен войти в Госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. Однако включение в ГПВ ядерного поезда с ракетой весом 100 тонн, как указывалось выше, просто не имеет смысла.

Как сообщила «Российская газета», в конце текущего года опытный образец «Баргузина» ушел «в долгий отстой на запасные пути». Тем не менее, хоронить уникальный проект не стоит. Главная причина неудачи - отсутствие облегченного варианта МБР. Работы на этом направлении, вероятно, потребовали увеличения сроков и финансирования. Проект заморожен, и это означает, что Россия всегда может к нему вернуться, если того потребует обстановка.

Подпишитесь на нас

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.

Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Советский БЖРК – шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

«Баргузин» – главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

В самом конце прошлого года в российских средствах массовой информации появилась относительно возвращения к старой и почти забытой идее. По информации РИА Новости, уже сейчас идут работы по созданию нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) и первый ракетный поезд нового проекта может быть собран уже к 2020 году. На вооружении нашей армии уже состояли подобные системы, однако единственные в истории БЖРК 15П961 «Молодец» были сняты с дежурства еще в 2005 году и вскоре большую часть техники из их состава утилизировали. Поезда с ракетным вооружением по праву являлись гордостью советских конструкторов, да и всей страны в целом. Благодаря своим возможностям эти комплексы представляли серьезную угрозу для вероятного противника. Однако историю этого вида техники нельзя назвать простой. Сперва ряд совсем не приятных событий сперва сильно ограничил потенциал отечественных БЖРК, а потом и привел к полному их исчезновению.


Создание железнодорожного ракетного комплекса было очень сложным. Несмотря на то, что соответствующее предписание руководства страны и министерства обороны появилось еще в 1969 году, первый полноценный пуск новой ракеты РТ-23УТТХ состоялся только в 85-м. Разработка БЖРК велась в днепропетровском конструкторском бюро «Южное» им. М.К. Янгеля под руководством В.Ф. Уткина. Специфические условия эксплуатации новой системы заставили разработать массу новых решений, от заново спроектированного вагона-пусковой установки, замаскированного под рефрижератор, до складного обтекателя головной части ракеты. Тем не менее, пятнадцать с лишним лет работы увенчались успехом. В 1987 году на дежурство заступил первый полк «Молодцов». За следующие четыре года до распада Советского Союза было сформировано три дивизии, вооруженные в общей сложности двенадцатью новыми БЖРК.

К сожалению, вскоре после формирования последней третьей дивизии произошло несколько неприятных вещей, которые очень плохо сказались на дальнейшей службе БЖРК. В 1991 году, в ходе международных переговоров по будущему договору СНВ-I советское руководство согласилось на несколько невыгодных предложений американской стороны. Среди них было и ограничение, касавшееся маршрутов патрулирования «ракетных поездов». С легкой руки президента СССР М. Горбачева и некоторых его соратников БЖРК теперь могли передвигаться только в радиусе нескольких десятков километров от баз. Помимо очевидных военно-политических минусов такое ограничение имело и экономические последствия. Одновременно с вводом в строй комплексов «Молодец» министерство путей сообщения вело работы по укреплению путей в радиусе нескольких сот километров от баз БЖРК. Таким образом, Советский Союз потерял и главное преимущество БЖРК, и массу денег, ушедших на реконструкцию путей и подготовку пусковых позиций.

Следующий международный договор – СНВ-II – подразумевал снятие с дежурства и утилизацию всех ракет РТ-23УТТХ. В качестве срока окончания этих работ назывался 2003 год. Специально для демонтажа и утилизации на Брянском ремонтном заводе ракетных войск при участии США была собрана разделочная технологическая линия. К счастью для БЖРК, незадолго до срока окончания утилизации ракет и поездов Россия вышла из договора СНВ-II. Тем не менее, в течение следующих нескольких лет утилизация продолжалась, хотя и шла гораздо с меньшими темпами. До настоящего времени сохранилось лишь несколько вагонов бывших БЖРК, которые используются в качестве музейных экспонатов.

Как видим, недолгая история ракетных комплексов «Молодец» была трудной и неудачной. Практически сразу после поступления на вооружение поезда с ракетами лишились своего главного преимущества и после этого уже не представляли такой же угрозы для противника, как раньше. Тем не менее, комплексы продолжали оставаться на вооружении в течение полутора десятилетий. Сейчас есть все основания полагать, что утилизация «Молодцев» произошла только тогда, когда они выработали свой ресурс и подошел к концу имевшийся запас ракет. Одним из наиболее серьезных ударов по российским ракетным поездам оказался распад Советского Союза. Из-за него завод «Южмаш», на котором собирались комплексы и ракеты для них, остался на территории суверенной Украины. Эта страна имела свои собственные взгляды на дальнейшую работу ракетного производства и поэтому поезда остались без нового .

В обсуждениях новости о начале разработки нового БЖРК часто рассматриваются преимущества и недостатки такого вида техники. К первым, безусловно, можно отнести возможность несения дежурства на большом удалении от базы. После того, как поезд с ракетами вышел на железные дороги общего пользования, его обнаружение становится очень и очень трудным делом. Конечно, три тепловоза, девять вагонов-рефрижераторов (три ракетных модуля) и вагон-цистерна в некоторой мере выдавали старые БЖРК, но для гарантированного отслеживания их перемещений требовались колоссальные усилия. Фактически нужно было «накрыть» средствами разведки всю или почти всю территорию Советского Союза. Также достоинством комплекса можно считать удачную жидкостную ракету РТ-23УТТХ. Баллистическая ракета со стартовой массой в 104 тонны могла доставить на дальность до 10100 километров десять боевых частей мощностью по 430 килотонн каждая. В свете мобильности ракетного комплекса такие характеристики ракеты давали ей просто уникальные возможности.

Тем не менее, не обошлось без недостатков. Главный минус БЖРК 15П961 – его вес. Из-за нестандартной «нагрузки» пришлось применить несколько оригинальных технических решений, но и с их использованием пусковой модуль из трех вагонов оказывал слишком большое давление на рельсы, почти на пределе возможностей последних. Из-за этого в конце восьмидесятых годов железнодорожникам пришлось поменять и укрепить огромное количество путей. С тех пор железные дороги страны снова подверглись износу и перед постановкой на вооружение нового ракетного комплекса, скорее всего, понадобится очередное обновление путей.

Также БЖРК регулярно обвиняются в недостаточной прочности и живучести, особенно в сравнении с шахтными пусковыми установками. Для проверки живучести еще в восьмидесятых начались соответствующие испытания. В 1988 году успешно завершились работы по темам «Сияние» и «Гроза», целью которых была проверка работоспособности поездов с ракетами в условиях сильного электромагнитного излучения и грозы соответственно. В 1991 году один из строевых поездов принял участие в испытаниях «Сдвиг». На 53-м научно-исследовательском полигоне (ныне космодром «Плесецк») уложили несколько десятков тысяч противотанковых мин с общей мощностью взрыва около 1000 тонн в тротиловом эквиваленте. На расстоянии в 450 метров от боеприпасов, торцом к ним, поставили ракетный модуль поезда. Чуть дальше – в 850 метрах – разместили еще одну пусковую установку и командный пункт комплекса. Пусковые установки были оснащены электромакетами ракеты. Во время подрыва мин все модули БЖРК пострадали незначительно – вылетели стекла и нарушилась работа некоторых второстепенных модулей аппаратуры. Учебный пуск с применением электромакета ракеты прошел успешно. Таким образом, килотонный взрыв менее чем в километре от поезда не способен полностью вывести из строя БЖРК. К этому стоит прибавить более чем низкую вероятность попадания боевого блока ракеты противника в поезд во время движения или рядом с ним.

В целом, даже непродолжительная эксплуатация БЖРК «Молодец» с серьезными ограничениями по маршрутам наглядно показала как преимущества, так и сложности, связанные с этим классом военной техники. Вероятно, именно из-за неоднозначности самой концепции железнодорожного комплекса, которая одновременно обещает большую мобильность ракет, но при этом требует укреплять пути, не говоря уже о сложности создания поезда и ракет для него, конструкторские работы по созданию новых «ракетных поездов» пока не возобновлены. По последним данным, в настоящее время сотрудники проектных организаций и министерства обороны анализируют перспективы БЖРК и определяют необходимые особенности его облика. Поэтому сейчас нельзя говорить о каких-либо нюансах нового проекта. Более того, из-за наличия на вооружении подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», не нуждающихся в прочном железнодорожном полотне, создание нового БЖРК может быть и вовсе отменено.

Сейчас высказываются самые разные мнения насчет возможного облика перспективного БЖРК. К примеру, предлагается оснастить его ракетами существующих проектов, такими как РС-24 «Ярс». При стартовой массе около 50 тонн подобная ракета, которая к тому же уже используется на ПГРК, может стать хорошей заменой для старой РТ23УТТХ. При схожих габаритах и вдвое меньшей массе новая ракета при определенных доработках способна стать вооружением новых БЖРК. При этом боевые характеристики комплекса останутся примерно на прежнем уровне. Так, выигрыш по дальности (до 11000 км) будет компенсирован меньшим количеством боевых блоков, ведь в головной части РС-24 размещается лишь 3-4 (по другим данным, шесть) зарядов. Однако ракета «Ярс» к предполагаемому сроку постановки на вооружение новых БЖРК будет эксплуатироваться уже около десяти лет. Таким образом, для новых ракетных поездов понадобится новая же баллистическая ракета. Вполне возможно, что ее облик будет формироваться вместе с требованиями ко всему комплексу.

В то же время, конструкторы-ракетчики могут использовать опыт, полученный при создании сравнительно небольших ракет наподобие «Тополя» или «Ярса». В таком случае удастся создать новую ракету с широким использованием освоенных решений и технологий, но при этом пригодную для применения в железнодорожных комплексах. Как основа для новой ракеты для БЖРК, имеющиеся «Тополи-М» или «Ярсы» подойдут в том числе и благодаря тому, что они приспособлены к эксплуатации на мобильных комплексах. Однако окончательное решение относительно «происхождения» ракеты и требований к ней, похоже, еще не принято. С учетом продолжительности разработки и испытаний новых ракет, чтобы успеть к 2020 году, конструкторы-ракетчики должны получить требования в течение ближайших лет или даже месяцев.

Наконец, необходимо учесть необходимость строительства инфраструктуры. Судя по имеющейся информации о состоянии старых баз БЖРК, все придется строить заново. За считанные годы старые депо, диспетчерские и т.п. оказались выведены из эксплуатации, лишены большого количества специальной аппаратуры, приведены в негодность и порой даже частично разграблены. Вполне понятно, что для эффективной боевой работы новым железнодорожным ракетным комплексам понадобятся соответствующие сооружения и оборудования. Но восстановление имеющихся построек или строительство новых значительно увеличит стоимость всего проекта.

Таким образом, если сравнивать железнодорожные и грунтовые ракетные комплексы, сравнение может оказаться не в пользу первых. Гипотетическая мобильная грунтовая пусковая установка, при одинаковой ракете с железнодорожной, менее требовательна к состоянию дороги, значительно проще в производстве, а также не нуждается в согласовании маршрутов перемещений со сторонними организациями, например, с руководством железной дороги. Немаловажным преимуществом грунтовых ракетных комплексов также является тот факт, что вся необходимая для них инфраструктура проще и, как следствие, дешевле, чем для железнодорожных. Поэтому неудивительно, что в середине двухтысячных годов командование ракетных войск стратегического назначения официально объявило об отказе от БЖРК в пользу ПГРК. В свете такого решения возобновление работ по железнодорожным комплексам выглядит исключительно как попытка расширить возможности ядерных сил и, при наличии определенных перспектив, оснастить их еще одним видом техники.

В существующей ситуации пока не стоит ждать новостей относительно начала строительства первого ракетного поезда нового проекта, ведь еще даже не решено, каким он будет и будет ли вообще. Поэтому остается надеяться, что анализ возможностей и перспектив, в том числе и сравнительный (БЖРК или ПГРК), будет проведен со всей ответственностью и его результаты принесут нашим ракетным войскам только пользу.

Некогда поезда с ядерными ракетами были самым страшным оружием Страны Советов, за ними следила специальная группировка из 12 американских спутников, но все усилия были тщетны.

После развала СССР это уникальное оружие было постепенно уничтожено. И вот на днях стало известно, что Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне. Проект получил название "Баргузин", а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов "Ярс". Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2020 года.

42.TUT.BY проследил короткую историю одного из самых грозных образцов оружия СССР.
АТОМНЫЕ ПРИЗРАКИ

Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар. Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось. За день поезд БЖРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.



Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав. Внешне вагоны ракетного поезда были похожи на обычные вагоны-рефрижераторы, отличить их неспециалисту было очень сложно. Даже случайно оказавшись рядом, можно было легко принять ракетный состав за обычный. Поэтому такие поезда назывались "призраками" и стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет "Першинг" в Германии.


"СКАЛЬПЕЛЬ" МОЩНОСТЬЮ В 900 ХИРОСИМ
Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ "Молодец". Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel. Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение "Молодца" от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка "скальпеля" была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.


ТАНЦУЮЩАЯ РАКЕТА ДЛЯ АТОМНОГО ЛОКОМОТИВА
При создании БЖРК конструкторам пришлось столкнуться со множеством проблем. Первая из которых – вес вагона с ракетой, который мог запросто повредить железнодорожное полотно. Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трехвагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение. Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали "танцем", продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют "пороховой аккумулятор давления").
ТРИ МИНУТЫ ДО АПОКАЛИПСИСА

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом! Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей. Такой мобильный и скрытный состав засечь было практически невозможно.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.


УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ
С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения. Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно. Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Тем более, что проведенный эксперимент с кодовым названием "Сдвиг" показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны. Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт.). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м. Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 Дб. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Понятное дело, что американцы не сидели сложа руки: была разработана секретная операция по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой. Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство "Скальпелей", а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем. Кстати, в это же время были ликвидированы – залиты бетоном – большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.