Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Внеклассное мероприятие «Весна - красна».

Устный журнал для учащихся 5 класса ГКОУ школы-интерната г. Краснодара

«Весна, весна на улице».

Оформление: На доске : 1. Экран для презентации. 2.Детские рисунки. 3.Картины знаменитых художников. 4.Фото-вернисаж детских работ.

Оборудование:

Цветные карандаши или фломастеры. Солнышко без улыбки, вырезанное из бумаги (6 штук). Оценочные листы для жюри. (Приложение 1) Грамоты, дипломы, призы для награждения.

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей. 2. Обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. 3. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть красоту, бережное отношение к ней, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, доброты. 4. Развивать речь, мышление, смекалку, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. 5. Прививать интерес к предметам «Литературное чтение», «Развитие речи», «Изобразительное искусство».

1 слайд. «Весна, весна на улице».

Здравствуйте дорогие гости. Мы рады Вас приветствовать у нас на устном журнале «Весна, весна, весна….

Ребята, поприветствуйте гостей.

Сегодня я приглашаю Вас в гости к... к кому вы сейчас сами скажите, отгадав загадки.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, -

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,-

Значит, к нам пришла… (весна)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она уже пришла к нам, в наши края и сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – о весне! Весна – это пробуждение!

Читают учащиеся:

1 чтец.

Воде, листве, земле - всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

2 чтец.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

3 чтец.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот.

Ребята, а какой вы представляете себе Весну? Какая она у Вас?

- Весна приходит к нам по-разному. У весны свои приметы и признаки.

Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам и приметам?

(отвечают дети)

- растаял снег,

- появились проталины;

- бегут ручьи;

- освободились реки ото льда;

- прилетели птицы и звонко поют;

- солнце находится высоко над горизонтом и светит ярче;

- стало тепло;

- появилась травка, цветут цветы;

- небо стало выше и прозрачнее, голубее и по нему плывут облака;

- дни стали длиннее и т д.

Молодцы!

2 слайд

А вы знаете весенние месяцы?

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мягкий тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывается лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Что за месяц к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запивает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (Май)

А вы знаете, у весны есть три долга !

Первый - тьму земную одолеть. С этим март справляется.

Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть. Для этого апрель её из ручьев живой водой отпаивает.

Третий теплую землю в зелень убрать. Это делает май. Он лес наряжает, лето в гости ожидает.

3 слайд. «Подумай и ответь»

А сейчас начинаем мы опять думать, рассуждать, смекать!

Читаем вместе и отгадываем!

Загадки о весне:

4 слайд.

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

5 слайд.

У занесенных снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

6 слайд.

Зимой молчат

Весной журчат

Жителей лесных

Водой напоят. (Ручьи)

7 слайд.

Доброе, хорошее

На людей глядит.

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

8 слайд.

Летом бежит,

Зимою спит,

Весна настала

Опять побежала. (Речка).

9 слайд.

На ветках –

Плотные колючки.

В них дремлют

Клейкие листочки. (Почки)

10 слайд.

Пришла, улыбнулась –

Утихли метели,

Позванивать стал

Колокольчик капели,

Река пробудилась

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна)

Весной восхищаются все и всегда! Писатели, поэты, художники и музыканты отражают ее в своих произведениях. Это видно на нашей выставке картин и книг.

11 слайд.

И следующая страничка нашего журнала «Литературная страничка «Стихи о весне».

Сейчас мы услышим замечательные стихотворения знаменитых поэтов о прекрасном времени года – весне, которые прочитают нам ребята.

Читаем ярко, красиво, выразительно, не торопимся и не волнуемся. Вам доверили поэты передать красоту и величие Весны!

Начинаем наш конкурс стихотворений, который будет оценивать наше прекрасное,

доброе жюри.

Представить жюри.

Я представляю всем каждого чтеца, называя его имя и фамилию. (Чтец называет автора и название стихотворения).

(Дети читают стихи)

12 слайд.

- Какие вы знаете первоцветы?

Физ. минутка. - Что вы можете рассказать о них?

Просыпается цветок - Почему их нельзя рвать?

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается!

13 слайд.

Просмотр фильма.

14 c лайд. (дополнительный)

Игры с детьми.

Мы, с вами готовясь к устному журналу, стали и художниками и фотографами, писателями и даже режиссерами.

Символом весны является яркое солнце. Солнце - это пробуждение, жизнь, счастье, радость, тепло …

Сейчас я, каждому, раздам солнышко, и вы оставите на нём частичку своего тепла и прекрасного настроения! (Приложение 2)

А как вы думаете, какие запахи у весны?

(Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листочков, расцветающих цветов…)

- Ребята вслушивайтесь в музыку весны, всматривайтесь в её краски, чувствуйте запах весны!

Ребята, у всех прекрасное настроение? А у вас гости?

1 5 c лайд.

Дорогие ребята! Вы сегодня молодцы! Очень порадовали нас своим хорошим чтением стихотворений, великолепными рисунками. Они прекрасны, почти как у великих художников. Замечательными сочинениями и удивительными фотографиями. Вы очень хорошо потрудились!!! Принимая участие в этих конкурсах, мы еще раз убедились, что весна – это замечательное, удивительное, восхитительное, прекрасное время года!

- С ней пробуждается всё!

- Всё начинает жить, петь, любить.… С приходом весны и мы стаём добрее, милее, улыбчивее, счастливее!

16 c лайд.

Я желаю Вам всем здоровья, весеннего настроения, задора, любить красоту и всё что и кто Вас окружает!

Пусть первый подснежник

Подарит Вам нежность!
Весеннее солнце подарит тепло!
А майский ветер подарит надежду,
И счастье, и радость, и только добро!

Так будьте добрыми, простыми,
Всегда с улыбкой на лице!
Ну словом, будьте Вы такими,
Как подобает быть Весне.

17 c лайд.

Спасибо Всем за участие в нашем Устном журнале «Весна, весна на улице».

Приложение 2

Внеклассное мероприятие «Весна - красна». (Окружающий мир+ Литературное чтение – 2 класс)

(Дети разделены на 3группы)

На доске или на стенде записаны слова:

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится,

И гонит со двора. (Ф.Тютчев)

Ход мероприятия.

Ребята, отгадайте. Что за птица вам предлагает кроссворд.

Загадка

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Скворушка предлагает вам отгадать кроссворд и узнать, о чём мы будем говорить сегодня.

Отгадывание кроссворда.

3 а п р е л ь

Загадки к кроссворду

    Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (май)

    Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (март)

    Яростно река ревёт,

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (апрель)

К какому времени года относятся эти месяцы? Назовите их по порядку.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о весне. Какие приметы весны вы знаете?

Много произведений посвятили поэты, писатели этому прекрасному времени года – весне. А как называют весну?

Весна – красна

Красна-девица

Красавица

С кем поэты и писатели сравнивают весну? Почему?

Ученик : Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Учитель : - Слышите, какие замечательные слова. Это зажурчал наш поэтический ручей. Многие поэты воспевали это прекрасное молодое время года. И мы с вами отправим этот бумажный кораблик в путь по этому поэтическому ручейку.

Весну все ждут, её зовут, поют песни - заклички. Давайте и мы позовём её. (Дети исполняют песню – закличку. Входит Весна).

Весна: Я весна - красна,

Бужу землю ото сна.

На лугах рощу цветочки.

Прогоняю с речек лёд.

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость приношу.

Учитель:

В природе у весны три дела.

1-е дело – одолеть тьму зимнюю. С этим справляется март. Март – это весна света. В марте начинает день прибывать, солнышко садится позже.

Предоставляем слово первой группе рассказать о месяце марте и стихотворения об этом месяце. И передаём им наш поэтический кораблик. (дети рассказывают о том, откуда пошло название этого месяца, что оно обозначает. Рассказывают подготовленные самостоятельно стихи о марте, рассматриваем рисунки).

2-е дело – снег согнать. Растопить, землю отогреть. Этим занимается апрель. Апрель - весна – воды. Тает снег. Реки наполняются талой водой, выходят из берегов. Настаёт половодье.

Давайте предоставим слово следующей команде.(Дети рассказывают о том, откуда пошло название этого месяца, что оно обозначает. Рассказывают стихи об апреле, рассматриваем рисунки подготовленные детьми).

И последнее дело – нашу землю в зелень нарядить. Этим занимается май. Май – весна зелёной травы. Май лес наряжает, лето в гости ожидает. Даём слово третьей группе. (Дети читают стихи о мае, показывают рисунки.)

А какие пословицы о весне вы знаете? (Дети называют пословицы, подготовленные ими.).

А как вы понимаете пословицы:

Март - утро весны.

Не ломай печей – ещё апрель у плечей.

На весну надейся, а дрова припасай.

Учитель:

Ребята, а кто такой гонец?

Весна:

Есть - птицы. Я их выслала вперёд. Узнайте, кто они. Каждая группа загадывает по одной загадке о птицах.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями.

Ну а зовут меня …. (скворец)

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садится.

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

Гнездо своё он в поле вьёт

Где тянуться растения,

Его и песня и полё

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Учитель:

Послушайте стихотворение о жаворонке, которое написал Василий Андреевич Жуковский. (читает ученик)

А теперь послушайте как встречают весну птицы. (Показ слайдов со звуковым сопровождение)

Как вы думаете, чему радуются птицы?

Какую пользу они приносят?

Какие хлопоты, заботы предстоят птицам весной?

Как нужно помогать птицам?

Представьте лесную полянку, где появился первый подснежник. Он такой нежный и хрупкий. Он возвестил нас о приходе настоящей весны. Послушайте стихотворение о нём. (Дети показывают сценку по стихотворению).

Подснежник.

В шапке белоснежной

В лёгком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну.

Подснежник, подснежник,

Спят ещё цветы

Смотри, в такой одёжде

Подхватишь насморк ты!

А вот мне не спится

Разве тут до сна

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Учитель:

Наступает весна и появляются первые весенние цветы. Как приятно и неожиданно их появление. А какие первые, весенние цветы вы знаете? (Показ слайдов с весенними цветами).

А в мае распускается белый ландыш. Он похож на колокольчик. Это ядовитое растение, но его применяют в медицине.

А теперь представьте, что вы художники. Вас попросили нарисовать картину на тему «Наступление весны». Какие бы вы краски взяли для этой картины?

О чём мы говорили на уроке?

Дети:

Мы говорили о весне, о приметах весны, о птицах – вестниках весны, о первых весенних цветах, называли пословицы о весне.

Весна:

А сейчас я вам предлагаю загадки о весне.

Движения полна…

Зовут меня … (Весна)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей)

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт.

Сосулька

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

Весна:

Я рада. что вы знаете много обо мне. И в память обо мне я вам дарю подснежники.

СЦЕНАРИЙ Познавательно – игровой программы «Весна, весна на улице, весенние деньки…»

Сценарий воспитательного мероприятия «Весна, весна на улице…»

Цель: Содействовать сплочению коллектива посредством проведения игровой, познавательной программы с подведением итогов за учебный год.
Задачи:
1) Рассказать о традиционных, весенних праздниках.
2) Подвести итоги за учебный год, наградить лучших воспитанников.
3) Формировать чувство взаимопомощи, умение работать в команде.
Действующие лица:
Ведущая, Весна, участники команд.
МТБ: воздушные шары, корзина для цветов – 2 шт., ленточки двух цветов – 14 шт., перчатки – 2 пары, веники -2 шт., детские лопатки - 2 шт., гофрированная бумага, ножницы, проволока, ребусы, магниты, доска, панно «Дерево», бумажные листочки с названием лиственных деревьев.
* * *
В празднично украшенном зале сидят дети и гости.
Звучит музыка.
Входит Ведущая:
Из далеких краев, где морская волна
Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
Украшает Весна и сады и поля,
Покрывает цветами овраги.
Оживает прогретая солнцем земля,
Пьет душистые капельки влаги.
Ведущая . Здравствуйте ребята и гости! Вы уже догадались по какому поводу мы здесь с вами собрались? Правильно мы сегодня отмечаем праздник Весны, праздник возрождения, праздник новой жизни! Зима была очень длинной и затяжной, и вот наконец-то, наступила ВЕСНА! Совсем немного осталось до конца учебного года, а там и лето – Каникулы…. Вы любите каникулы? А праздники? А давайте с вами вспомним какие же праздники бывают весной?
Дети называют весенние праздники…(8 марта, масленица, 1 апреля, Вербное воскресенье, 1 мая, Пасха, и т.д.)
Совсем недавно прошел праздник 1 Мая, а кто может сказать, что это за праздник? Правильно! Первомай! Международный день трудящихся. Главный лозунг этого праздника во все времена был:…. «МИР, ТРУД, МАЙ!» Совершенно верно!
Мы тоже неплохо потрудились в этом году, и хочется подвести небольшой итог, наградить самых трудолюбивых, ответственных, упорных и целеустремленных из нас: Слово для награждения предоставляется _________________________
Награждение грамотами.
Ведущая . Что-то Весна в этом году задерживается. Не торопиться прейти к нам на север, а ведь пора уже пора! Давайте позовем ее.
Ведущая вместе с детьми. (хором)
Ой, Весна - красна!
Ты румяна, ты ясна!
Приходи ты к нам с добром,
Овей нас всех теплом,
Мы тебя давно уж ждем!
Звучит музыка. Появляется Весна.

Весна: Люблю, когда цветут сады,
И зеленеют травы,
Скользят стрекозы у воды,
Шумят листвой дубравы.
Когда все дышит и живет,
Нет больше снежных бурь,
Когда высокий небосвод
На землю льет лазурь.
Тогда я прикоснусь слегка
К бутону спящего цветка,
По мановению руки
Цветок раскроет лепестки!

Ведущая: Здравствуй, Весна! Мы тебя так ждали!
Весна: Здравствуйте! Спасибо, ребята! Я очень рада, что вы меня любите и ждете. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас веселые игры и конкурсы, вы готовы в них поучаствовать? Ну, тогда смелей выходите сюда. Нам надо собрать 2 команды.
(2 команды по 5-7 человек)
Ведущая: А оценивать наши конкурсы будет компетентное жюри:
Представление членов жюри:
__________________________________

Весна: 1 Конкурс – «Визитка»
Каждая команда представляет название, девиз, приветствие соперникам.
Весна: Прежде чем веселиться, надо много потрудиться…
И наш 2 Конкурс называется - «Субботник». Ведь весной всегда и везде проходят субботники. Потому, что с приходом весны во дворах, садах, парках из под снега появляется много мусора и опавшей осенней листвы, которую надо убрать, привести наши улицы и дворы в порядок. Наверно многие из вас уже принимали участие в субботниках? Есть такие?
Ведущая ходит по залу и разбрасывает мятую бумагу.
Вот и я предлагаю нашим командам убрать свою территорию. Как это делать?
Поочередно каждый из вас, должен одеть перчатки и с помощью веника, и лопаты поднять 1 бумажку донести её до ведра, положить в ведро и вернувшись к команде, передать перчатки и инвентарь следующему участнику. Поднимать мусор руками нельзя только при помощи инструментов. Итак, всё понятно? начали….
Звучит музыка, (игровая)
Весна: Конкурс 3 «Укрась ветку»
Сегодня вы уже говорили о празднике 1 мая, о его главном лозунге, а ещё мне хочется рассказать вам, что на 1 мая ваши родители, бабушки, дедушки, когда были такие как вы, ходили на демонстрацию и для этого они надували шары, заранее готовили и украшали веточки. И мы сегодня предлагаем каждой команде украсить веточку самодельными цветами. Всё необходимое у вас на столах. Работаем аккуратно, не забываем о Технике безопасности.… Итак, приготовились. … Начали!
Ведущая: Игра со зрителями.
Пока наши команды работают, давайте с вами отгадаем весенние загадки.
Загадки о весне. Ребусы на доске. Зрители хором решают ребусы…
Ведущая : Давайте посмотрим что же получилось у наших команд. Команды демонстрируют украшенные веточки. Молодцы!
Весна: Итак, 4 Конкурс - эстафета «Собери подснежники»
Вы видите на проталинке растут подснежники. Чтобы вы не промочили ноги необходимо одеть галоши. После сигнала каждый участник команды должен добежать до подснежников, взять один цветок, вернуться к команде, передать галоши следующему игроку. Выигрывает та команда, которая больше всех наберет цветов. Всё понятно? Ну тогда, ВНИМАНИЕ….. МАРШ!
Звучит музыка, (игровая)
Весна. 4 Конкурс «Весенние слова»
Команды становятся в две шеренги, лицом друг к другу и перебрасывают мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч сопернику. Кто запнётся или ошибётся, выбывает из игры. Побеждает та команда, участники которой останутся в большем составе.
Весна. 5 Конкурс « Разгадай кроссворд»
Прошу каждую команду занять своё место и отгадать предложенный вам весенний кроссворд.
1. Перелетная птица.
2. Какой лесной зверь просыпается весной с детенышем? (медведь)
3. Какую птицу называют «Вестником весны»? (скворец)
4. Первый весенний цветок. (первострел - подснежник)
5. Какое дерево поит нас целебным соком? (береза)
6. У какого дерева самые длинные сережки? (ольха)
7. Какой весенний православный праздник переводится как «ПОБЕДА»? (ПАСХА)
Весна : Игра со зрителями «Ручеек».
Пока наши команды разгадывают кроссворд, давайте немного поиграем. Прошу желающих подойти ко мне. Для начала разделимся поровну и встанем в две колонны в затылок друг другу. Руки поднимаем вверх.
Весна начинает движение по «ручейку», выбирая себе в пару любого из участников. Выбрав кого-то из детей, проходит с ним по «ручейку» и становится последней парой. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
Звучит музыка, (игровая «Ручеек»)
Весна: Ну а теперь пришло время посмотреть, как же наши команды справились с кроссвордом. Прошу, капитаны команд выйдите на середину зала и расскажите, что же вам удалось разгадать…
Капитаны представляют разгаданные кроссворды.
Весна: Игра 5 « Молодая листва » Видите на нашем дереве совсем мало листочков, ведь я к вам только что пришла. Задание командам – моим помощникам - озеленить дерево. Каждый участник выбирает из лежавших на столе листиков тот листочек, на котором написано название лиственного дерева, бежит с ним к дереву и прикалывает его. Кто из команд справиться с заданием быстрее, тот и победил.
Звучит музыка, (игровая)
Ведущая: Пришло время подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
Объявление результатов. Вручение призов.
Весна. Молодцы, ребята! Отдохнула я у вас, повеселилась, а сейчас мне пора в путь. Теперь вы ко мне в гости приходите - на поля, луга, в леса и сады.
Ведущая: Мы не прощаемся с вами а говорим всего лишь ДО СВИДАНИЯ!
До новых встреч! П О К А!!!
Фото с праздника



Внеклассное мероприятие для 3 класса "В марте-протальнике"

Солодовникова Ольга Валериевна, учитель начальных классов, МБОУ Школы № 47, городского округа Самара
Описание материала:
Внеклассное мероприятие может быть полезно во внеурочное время у школьников 3 класса для развития эстетического вкуса, любви и уважения к природе, к народной культуре.
Проводить можно в начале марта или в преддверии Масленицы, или на кануне 8 марта как изучение новой темы; а также в апреле и мае для закрепления изученного материала по весенним темам.
Внеклассное мероприятие "В марте-протальнике"
Цель:
Бережное и чуткое отношение к народному наследию
Задачи:
- Познакомить учащихся с традициями и обычаями народного языческого праздника «Масленица»;
- Дать первоначальные сведения учащимся о полотнах русских художников: (Кустодиев Б.М. «Масленица», Сыров В.М. «Масленица», Грузинский П.Н. «Масленица», С. Авдеев «Масленица»);
- Развивать умение познавать мир и самого себя, использовать полученные знания и умения в жизни;
- Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение);
- Развивать творческое воображение, навыки и умения в сочинении (фантазировании) сказки учащимися;
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что еще осталось от несправедливо забытого;
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в творческой работе;
- Прививать добрые дружеские отношения учащимся через поставленную проблему дружбы в детской сказке;
- Вызвать эмоциональное отношение к жизни.

Ход мероприятия

I. Орг момент.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
II.Изучение нового материала
1. Объявление темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок, посвященный большому празднику, который не отмечен в календаре красной датой. Праздник этот встречает природа, пробуждаясь от зимнего сна. Чтобы точно узнать название нашего праздника, разгадайте кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы – говорите ответ.

1. Ее природа создает
И дарит нам - живую!
Соленую и престную,
Морскую и речную
Ее жилище в облаках
И горных снежных ледниках
Бежит он сам собою
Родник без перебоя.
Снежинкой в воздухе летает
В моей ладони мигом тает. (Вода)


2. Ценный мех пушного зверя
Рассмотреть сумеешь смело,
Если ближе подойдешь.
Хвост на зеброчку похож.
Шерстка, морда, лапки, уши,
Часто с беленькой опушкой.
Барбадосский, Гваделупский,
Он Багамский, полоскун.
Днем он прячется в дупле,
Лишь охотясь при луне.
Хищник очень осторожен,
Любопытен, не встревожен.
Барсучок в ночи ползет
И добычу не спугнет.
Рыба, раки и трава,
Виноградова лоза, фрукты,
Ягоды, грибы –
Лучше пищи не найти!
Жизнестоек он, всеяден,
Ловок, быстр, хитер, опасен. (Енот)


3. Меж рукавом Персея и Стрельца
Горит нам путеводная Звезда.
Из миллиарда ярких ясных звезд
Ты в Млечном свете лучше не найдешь.
Она горит в Системе разом
И раскаленным смотрит глазом.
Сокровище всю жизнь сверкает,
Все белым светом озаряет.
На небе часто пропадает,
Когда с Луной в игру играет.
Поддерживает жизнь, тепло,
Для всех людей оно одно -
Светило звездное дано! (Солнце)


4) Ворона крылом махнула большим,
Весь белый свет закрыла им.
Чуть слышно на Землю пришла темнота,
Не справиться людям с ней до утра.
Пусть белый лебедь немного поспит,
А зоренька ясная сон пробудит.
(Ночь)


5) Кто живет на крыше дома? -
Наш пернатый, наш знакомый.
Он гнездо из веток вьет,
Мир и счастье в дом несет.
Добрый, тихий и спокойный,

Семьянин вполне достойный.
Вылетает из гнезда,
Расправляет два крыла.
Шею гордо поднимает,
Ноги ровно расставляет.
Как солдат на строевой,
Он летает над рекой.
Каждый день, как на работу,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
А птенцы в гнезде играют
С мамой – папу ожидают.
(Аист)


- Обратите внимание на выделенное разным цветом слово в кроссворде. Это и есть праздник, который мы с вами сегодня празднуем вместе с природными обитателями.


- Какой у нас сейчас месяц? (Сейчас месяц-март).
- Слово «март» нерусское. Оно пришло к нам из Византии. Византийцы так назвали первый месяц весны в честь Бога войны Марса, который сначала был богом мирного труда и скотоводства, богом всех полей и урожаев.
- Назовите поговорки или пословицы, которые вы знаете о первом весеннем месяце. (Предположения учащихся) Объясните, что они обозначают.
- Раньше, в народе было сложено много пословиц и поговорок. Большая часть из них была записана на бумагу и лишь немногие из них сохранились и дошли до нас. Например:
- Март неверен: то плачет, то смеется. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в тени – еще зима, а на солнце уже капель.)
- Верно! Поэтому март еще называли в древности капельником. В первом весеннем месяце свет ярче, солнце выше, а дни длиннее.
- В марте и спереди, и сзади зима. Почему так говорят? (Так говорят, потому что это первый месяц весны, в котором еще бывают морозные зимние дни.)


- Правильно. В стародавние времена, с большим нетерпеньем все – от мала до велика, ждали теплую Весну-красну! Поэтому еще тогда зародился обычай в конце зимы звать, «кликать» весну – так раньше называли зов. Этот обычай дошел до нас!
- Как называется он? (Зов весны мы называем Масленицей).
- Верно! Какие обряды, связанные с этим праздником, дошли до нас? (В этот праздник всегда наряжают чучело Масленицы, которое сжигают. На праздник всегда готовят блины.)


- Чучело сжигают в конце праздника – в воскресенье. Сгоревшее чучело означает, что Весна Зиму поборола, с ней все в этом году распрощались до будущего года и в полноценные права вступила Весна-красна. Еще в этот праздник, конечно, пекут блины и лепешки, катаются на санях, проводят забавы.
- Масленица – широкий и мировой праздник, который воспевали и художники, и писатели, и поэты, и даже режиссеры фильмов. Например, в 1968 году режиссер Павел Касадочников снял фильм-сказку по пьесе известного русского писателя А.Н. Островского «Снегурочка», в котором хорошо показал всю широту, красоту и необычность этого великого праздника.


- Масленица прекрасно изображена на полотнах таких художников, как:
- Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» (1919год);


- Сыров Валерий Михайлович «Масленица» (1998год);


- Грузинский Петр Николаевич «Масленица» (1889год);


- Сергей Авдеев «Зима, масленица».


- Поэты в своих стихотворениях также с большим успехом воспевают народные обряды. Каждый поэт, каждый художник видит такую красоту по-своему. Поэт передает ее с помощью слов, а художник – с помощью красочных образов.
- Послушайте мое первое весеннее стихотворение:
Пора веселая пришла:
Бежит ручей погожим днем,


Ребята бегают смеясь,
И корабли пускают в нем.


Какая сила торжества
Во всем величии весны!
И оживает мир вокруг,
Мечты и дали так ясны.


И скоро множество листов
Украсят зеленью поля,
Картина жизни расцветет –
Задышит, оживет земля!


- Грач на горе – весна на дворе. Почему так говорят? (Так говорят, потому что в этот месяц к нам в лес прилетают грачи.)
- Все верно! Месяц-март в старину народ называл «грачевник» - это время прилета птиц.


- В современной литературе очень много стихотворений, а сказок и рассказов меньше. Например, в литературе есть такие рассказы:
- А.Н. Толстой «Пришла весна»;
- В. Степанов «По опушке шла весна»;
- М.М. Пришвин «Весенние миниатюры»;
- И.С. Соколов-Микитов «Весна»;
-В. Сутеев «Весна»;
- сказки В. В. Бианки «Синичкин календарь»;
- Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
- русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола».


- Нам нужно ценить те самые прекрасные произведения далекого прошлого, которые удалось сохранить.
- Подумайте, как мы с вами можем увеличить число сказок? (Мы можем написать свою сказку.)
- Верно! Сейчас я вам расскажу одну волшебную сказку «Как Весна Зиму прогнала», которую написала сама.
2. Чтение сказок
2.1 Чтение сказки учителя

Сказка "Как весна-красна зиму лютую прогнала"


Жили-были три красавицы сестры Матушка-Зима, Весна-Красна и Ягодное-Лето. Жили они в старой ветхой избушке на краю села Снеговищенска. От того, что избушка находилась далеко от сельской почты, письма доходили очень медленно. А приносила их сама Природа.
Три красавицы были не в ладу друг с другом.
В один прекрасный день, пришло к хозяюшкам письмо. Кто уж его первым распечатал и прочитал, не известно, да только письмо это было адресовано Матушке-Зиме. Послание было коротким. Всего-то пара слов «Проводы Зимы» говорила о многом: о том, что пришла пора Весне вступать в свои права; о том, что прислал ей его молодой краснолицый дружок Снеговичок и самое страшное – то, что Весна-Красна вновь разлучит их.
Опечалилась Зима, покручинилась и решила спросить совета у Солнышка. Только оно выглянуло из-за горы, а Зима спрашивает:
Солнышко, Солнышко,
Красное, веселое,
Глядишь ты из-за горы,
Смотришь и видишь,
Все знаешь до моей,
До зимней поры
- Не успела Зима до конца договорить, а Солнышко уж в ответ заговорило:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой.
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла.
Услышала Весна голос подруги, приободрилась, повеселела. Боялась она очень, что Зима-Матушка не уступит свои права.
Пуще прежнего загрустила Зима и начала плакать. А Весна-Красна радуется Солнышку, смотрит на него, улыбается.
Ягодное-Лето никак не поймет, почему Матушка-Зима плачет, а сестрица веселится и потому спрашивает:
- Почему ты, Зима, так горько плачешь?
- Да как же мне не плакать, - отвечает Зима, - ведь ковер-то мой так сильно рвется и сереет, становится темным и некрасивым. Дышать мне становится трудно от такой погоды. И чует мое сердце, что скоро Солнышко станет ярче и жарче.
Тем временем, Весна-Красна вдали увидела Ручейка-Весельчака и стала его весело звать к себе. А Зима запротестовала, говоря:
- Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!
Но Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подружке.
Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Кафтан стал мокрым и тяжелым от слез. Упала Зима, не выдержала и заохала, и заахала, и вмиг растаяла!
2.2 Первичное восприятие сказки учителя. Беседа по сказке учителя
- О чем сказка? (Сказка о том, как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала).
- Назовите героев сказки. (Героями сказки являются: Матушка-Зима, Весна-Красна, Ягодное-Лето, дружок Снеговичок, Солнышко и Ручеек-Весельчак).
- Кто принес троим хозяйкам письмо? О чем оно? (Письмо хозяйкам принес молодой краснолицый дружок Снеговичок. Оно было коротким. В нем было написано, что Зиму пора провожать, а Весну-Красну встречать).
- Понравилось ли это письмо сестрам? Почему? (Матушка-Зима расстроилась, так как не хотелось ей покидать родные края; а Весна-Красна обрадовалась, потому что пришел ее черед.).
- Что решила делать Матушка-Зима? (Она решила спросить совета у Солнышка).
- О чем Матушка советовалась с Солнцем? (Она спрашивала совета о том, как ей быть дальше).
- Какой совет дало Солнышко Зиме? (Солнышко сказало:
Не кручинься, Матушка,
Не печалься, голубушка,
Встречалось я часто с тобой,
Видело, как в мешке ты
Целыми пудами стужу несла
И на Землю снег и холод
Беспощадно трясла).
- Как отреагировала на его совет Москва-Зима? (Москва-Зима расстроилась еще сильнее. Она заплакала.)
- Значит, Солнышко дало не тот совет, что хотела услышать Матушка-Зима.
- Кто стал успокаивать Матушку-Зиму? (Матушку-Зиму начала успокаивать младшая сестра Ягодное-Лето).
- Как отреагировала на плохое настроение Весна-Красна? Что в этот момент она делала? (Весна-Красна только радовалась Солнышку, смотрела на него и улыбалась, а настроение Матушки-Зимы ее не беспокоило).
- Кого стала подзывать к себе Весна-Красна? (Весна-Красна увидела Ручейка-Весельчака и стала его подзывать подойти поближе).
- Как отреагировала на зов Весны-Красны Матушка-Зима? Почему? (Она испугалась, говоря: «Нет, нет, не надо! Вы меня погубите!»).
- Послушались ли друзья просьбу Матушки-Зимы? (Нет, Ручеек Зиму не послушался и подбежал ближе к своей подруге).
- Что произошло с Зимой? (Матушка-Зима вновь расстроилась, испугалась и заплакала. Слезы ее быстро слились с Ручейком, обогрелись на Солнышке. Упала Зима, не выдержала заохала, заахала и в миг растаяла).

2.3 Чтение сказки ученика
- Теперь послушайте сказку ученика 3 «В» класса Новикова Максима, которую он оформил красочным рисунком и назвал «Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала».

Сказка "Как Весна-Красна Матушку-Зиму прогнала"


В некотором Царстве, на окраине дремучего леса, звонкой барабанной дробью отмечает приход Весны пестрый Дятел. Однако, здесь, за городом, по-прежнему продолжает хозяйничать Зима. Не побежали тут пока еще говорливые ручейки, не заблестели хрустальные сосульки и, лишь только по открытым косогорам струится легкая поземка.
Дятел живет уже много лет в дупле старого раскидистого дуба. Он очень хорошо знает все лесные порядки и за это его все звери-жители уважают и почитают. Обитатели леса в такую зимне-весеннюю пору разные: от волшебных Гномов до белобоких сорок, которые первыми узнают и приносят Гномам большую и важную весть о приходе Весны. Весть эта одновременно и радостная, потому что Гномы очень любят яркое и теплое Солнышко, и печальная, так как Матушка-Зима со своими злыми слугами очень часто нагоняет снежные бураны и сильные ветры, а с ними – трескучие морозы и сильную стужу. В это время поляна Гномов, расположенная под старым дремучим дубом, где они живут, становится непроходимой и холодной. Поэтому маленькие Гномики прячутся в своих домиках и на долгие часы, или даже дни, прекращают свои работы на свежем воздухе. Но и в эти часы волшебные лесные жители не теряют времени зря.
Делом занят каждый: кто-то убирается в своем доме, другие готовят пищу; а самые ответственные жители сочиняют сказки и рассказы, записывают разные истории и первые лесные новости, придумывают веселые песенки и стихотворения, чтобы потом рассказывать их и радовать ими всех своих гостей-друзей воробьев-шалунов, подружек-белочек и других лесных обитателей, которые приходят или прилетают к ним в гости на лесную полянку. Эта радость и счастье гостей поднимает настроение Гномикам. Они счастливы от того, что все радуются, смеются и веселятся вместе с ними.
Однажды, в теплый весенний денек, к добрым лесным волшебникам, приносившим всем радость, пришло много гостей и друзья-Гномы решили устроить для них большой праздник, который был посвящен приходу Весны.
Матушка-Зима, наблюдавшая долгими темными зимними вечерами за Гномами, наконец, расстроилась их веселью и тому, что лесные жители так сильно любят ее младшую сестрицу – Весну-Красну.
Разгневалась Зима и решила перессорить дружелюбных Гномов, чтобы они перестали дарить себе и другим радость и веселье. Расстроила она их праздник. Повалил с неба, будто из лукошка высыпался, липкий и сырой снег. Стало холодно друзьям. Поселилась здесь грусть и печаль. А жизнерадостные Гномы превратились из весельчаков в озлобленных и вредных, стали ругаться между собой и спорить. Одним хотелось праздник отложить до ярких, солнечных и теплых деньков, а другие утверждали, что и в холодную погоду можно перетерпеть мороз и стужу, и таким образом прогнать Зиму и встретить Весну.
Они так перессорились, что, сами того не замечая, перестали делать добрые дела и, что самое страшное и ужасное, обидели своих гостей, которые незаметно покинули праздник. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.
Однажды, таким же туманным и морозным утром, проснулись Гномы и посмотрели друг на друга и с испугом удивились. Удивились тому, что такими ужасными друг друга никогда не видели. От злости брови у них были сильно опущены и так нахмурены, что глаз можно было не увидеть. Никто не улыбался, потому что губы были слишком надуты и не раздвигались в улыбке.
Огляделись Гномы вокруг и стало им еще страшнее от того, что все вокруг так сильно изменилось. Стали они думать, что же им делать, как все сделать так, чтобы все стало по-прежнему. И решили попросить помощи у старого мудрого Дятла, который жил в дупле ветхого раскидистого дуба. От него-то они и узнали, что все их друзья-звери сильно расстроились на них и уже теперь не вспоминают и не говорят о весельчаках-Гномах. Так же Дятел объяснил гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и, потому он, зная это, не обижается на них. Гномы, узнав, что причиной грусти и печали, была их ссора, попросили друг у друга прощения. В один миг все преобразилось: Гномы заулыбались от радости, что вновь Солнце выглянуло из-за туч и стало светить ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что даже сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты. И еще одна, наверное, самая радостная новость ждала их – в гости к маленьким волшебным человечкам пришла сама красавица Весна.


2.4 Первичное восприятие сказки ученика. Беседа по сказке ученика
- Кто является героями сказки? (Героями сказки являются волшебные гномы, пестрый Дятел, Сорока-белобока, Весна-Красна, Матушка-Зима).
- Можно ли назвать ее волшебной? Почему? (Сказку можно назвать волшебной, потому что идет оживление (олицетворение) героев сказки).
- Чем понравилась сказка? (Тем, что все живые и неживые герои сказки жили вместе дружно).
- Кто поссорил дружных гномов? (Их поссорила Матушка-Зима)
- Из-за чего она их поссорила? (Матушка-Зима поссорила гномов из-за разногласия в вопросе проведения весеннего праздника).
- Как протекала жизнь сказочных персонажей после конфликта? (Их жизнь стала грустной и печальной. С этих самых пор в лесу не стало слышно пения птиц, небо стало хмурым, Солнце перестало дарить всем яркий свет и тепло. Стояла сонная зимняя тишина. Птицам не хотелось вылетать из своих гнезд, зверям – вылезать из нор.).
- К кому обратились гномы за советом, чтобы исправить свое тоскливое настроение? (Они обратились за советом к мудрому Дятлу).
- За каким советом обратились гномы к старому Дятлу? (Гномы обратились за советом к Дятелу с вопросом: «Что им нужно сделать, чтобы все стало по-прежнему?»).
- Какой дал совет им Дятел? (Дятел объяснил Гномикам, что для того, чтобы все в лесу все стало прежним, им нужно жить дружно и помириться со всеми лесными жителями.).
- Как отнеслись Гномы к совету мудрого Дятла? (Гномы тут же попросили друг у друга прощения и увидели как весь мир преобразился).
- Что произошло с окружающим миром после того, как Гномы помирились? (В лесу наступила настоящая Весна, потому что Солнце выглянуло из-за туч и стало светить еще ярче и жарче, птицы запели свои веселые весенние песенки, а Сорока-белобока опять прокричала всем, что сердце Матушки-Зимы растаяло от такого счастья, веселья и доброты).
- Верно! Наступила Весна.
3. Вторичное восприятие сказок. Творческая работа
- Придумайте и напишите свою волшебную историю. Она должна быть о Весне. Героями вашей сказки может быть кто угодно.
III. Итоги по сочинению сказки. Награждение победителей
- Как вы понимаете, лучшая работа должна быть озвучена и награждена! В связи с этим, сейчас каждый, кого я назову, зачитает свою работу. (Учащиеся зачитывают работы).
- Теперь каждый из вас ненадолго побудет учителем! Возьмите листочки, которые я вам раздала, и проголосуйте: напишите фамилию понравившейся вам работы. Оценивайте не только сказку, но и выразительное ее выступление.
Учитель выбирает лучшие работы. Лучшие сказки зачитываются учащимися. Проведение тайного голосования между учащимися. Подсчет учителем наибольшего числа голосов за работу. Награждение за лучшую сказку.
IV. Итог занятия
- Какой праздник мы с вами сегодня отмечали? (Праздник наступления Весны)
- Что необычного было у нас на празднике? (Нам особенно понравилось сочинять самим сказку о приходе Весны.)
- Понравился ли Вам сегодняшний праздник? О чем бы вы с удовольствием рассказали дома своим родителям? (Мы рассказали бы интересную сказку ученика / учителя. / Рассказали бы о Масленице и о ее замечательных традициях.)
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Мы узнали много хороших пословиц и поговорок. Обсудили их.)Классный час игра для детей начальной школы на тему: Весна