Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.
Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Так они и не посеяли ничего.
Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.
Как-то зашла соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
Хоть бы пришли и взяли у меня немного проса... Соседка ушла. Бабушка говорит внучке:
Сходи, внучка, принеси проса! А внучка отвечает:
Надо ли, бабушка? Может, просо у неё нехорошее...
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.
Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмёт на воспитание. К чему вам хлеб?
Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле.
Текстовая часть публикации
Шестакова Анна Иннокентьевна
учитель начальных классов
КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения
Тема: «Сказки народов мира»
4-а класс
Цели и задачи:
- Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
- Закрепление навыков выразительного чтения.
- Систематизирование знания о творчестве разных народов.
- Развитие творческой активности.
- Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой
национальности и их культуре.
План урока:
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока
- Первая остановка – Африка
- Вторая остановка – Англия
- Физкультурная минутка – Литва
- Третья остановка – Грузия
- Четвертая остановка – Армения
- Пятая остановка – Россия
3. Подведение итогов урока
4. Заключительная песня
Оборудование:
– глобус
– карта
– карта с изображением национальных каст
– карта с названиями стран
– карта с названиями сказок
– рисунки детей
– карта с поговорками
– раздаточный материал для команд
ХОД УРОКА:
1. Давайте
поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем!
2. Сегодня
мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в
разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки,
которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки.
3. Учитель
показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок.
– Яблоко – «Золотое яблоко»
– Ковер – «Голубой ковер»
– Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке»
– Рецепт – «Лентяйка»
– Сеть – «Дочь-семилетка»
Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки?
- Это сказки народов мира.
- Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие?
ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от
национальности этого народа.
4. Отправляемся
в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну
необходимо запомнить волшебные слова:
«Покручусь, поверчусь! Где окажусь?»
Первая остановка.
Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку.
Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка».
Это сказка какого народа? (Африканского).
- Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там
редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как
вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их
национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую
посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат
на солнце и калебаса готова (показ).
Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет
значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты
Земля. Понравилась сказка?
Пора и честь знать.
5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Вторая остановка.
Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в
бутылке». Откуда эта сказка? (^ Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы
знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за
столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ
костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В
Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем
отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы
подберите к ней русскую поговорку.
– Работать левой рукой – (работать спустя рукава)
– Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет)
– Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев)
– Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
- У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и
одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы).
– Хорошее никогда не лишне – ^ Кашу маслом не испортишь
– В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе
– Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда
– Под собой разжигать костер – ^ Самому себе рыть яму
– Пахать песок – Толочь воду в ступе
- Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем.
Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву.
6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Физкультурная минутка.
- А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода».
Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» - все
начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков,
называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных
народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что
сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.…
Отдохнули? В путь!
7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Третья остановка.
Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (^ Из
Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом –
строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который
избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из
популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у
нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и
нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем.
Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки.
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
сшил себе штаны
Портной
все поел блины
Ёж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летал под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
–
Весело было в Грузии? Едем дальше!
8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Четвертая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто
ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма).
– конкурс
– армянская игра
9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Пятая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы
заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального
костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство –
это наш великий, могучий язык.
Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека.
- Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности.
- А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на
планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.).
ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле
исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга
независимо от национальности, цвета кожи.
10. Давайте
вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке?
Игра: «Собери книгу»
- командам выдается рисунок детей к сказкам, название
сказок, название стран.
11. Что
сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении
споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»).
Африканская сказка «Лентяйка».
Цель урока : учить находить главную мысль произведения; совершенствовать навык правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся, творческое воображение, интерес к чтению
Ход урока
1. Организационный момент
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
2. Речевая разминка. (презентация)
3. Проверка домашнего задания.
– Какие мудрые мысли, крылатые слова из басен Крылова вы хотите прочитать (сказать)? Из какой они басни?
4. Сообщение темы урока
Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на один материк. А вот, что это за материк, вы должны догадаться сами.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
(Африка)
Ребята, а что вы знаете об Африке?
Африка – это самый жаркий материк в мире. Летом там всегда светит солнце, а зимой идут дожди. Но есть там также страны, в которых вообще не бывает зимы, а лето стоит круглый год. Больше половины территории Африки занимают пустыни и саванны. В пустынях все покрыто песком, растения встречаются очень редко. Днем там жарко, но ночью становится холодно. Иногда дует сильный ветер и бывают песчаные бури, во время которых находиться в пустынях опасно и для зверей, и для человека. Люди передвигаются там на верблюдах, эти животные очень выносливы и могут обходиться без пищи и воды много дней.
В саванне не так жарко, как в пустыне, но все равно лето там засушливое. Зато зимой идут дожди, благодаря им растут травы, кустарники и деревья. Все это является пищей для животных, поэтому их в саванне много. Это антилопы, жирафы, зебры, водятся там и страусы. На них охотятся львы и леопарды. Есть в саванне и более крупные животные, это слоны и носороги.
В Африке много тропических лесов, их называют джунглями. Там тепло и влажно, много травы и высоких деревьев. Между ними растут лианы, это вьющиеся растения, которые цепляются за ветки и стволы и тянутся вверх, к солнцу. В джунглях много непроходимых мест, где растения стоят сплошной стеной, через которую не может пройти ни человек, ни зверь. Поэтому многие животные Африки селятся прямо на деревьях, например, обезьяны, их в джунглях очень много. Здесь же живут различные птицы, а также змеи. В густых зарослях прячутся антилопы, кабаны, газели, на них постоянно ведут охоту хищники – леопарды, дикие кошки, пантеры.
В Африке есть также горы, реки и озера. В воде живут крокодилы и бегемоты, множество рыб и других обитателей, сюда приходят на водопой и те животные, что обитают на суше.
Этот материк населяет множество различных народов, всего там проживает около одного миллиарда человек. В Африке находится 55 стран.
Вы уже догадались из какой страны наше произведение?
5. Подготовка к восприятию.
– Познакомьтесь с названием следующего произведения.
Что вы можете сказать о нем до чтения?
К какому жанру относится это произведение?
Докажите, почему это народная сказка?
Сказки каких народов вы знаете?
6. Актуализация изученного материала.
Игра « перевертыши»
7. Знакомство с текстом проводится в виде чтения про себя.
8. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом.
Найдите в тексте объяснение африканского слова «акассу».
(Хлебцы из кукурузной муки.)
– С чего начинаются события сказки?
– Почему Догбе названа в сказке лентяйкой? Подтвердите
словами текста. («Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться».)
Читая начало сказки, вы сочувствуете героине или осуждаете ее? Почему?
– Какое событие в сказке вы считаете главным?
– Что заставило Догбе измениться?
– За что юноша полюбил Догбе?
– Разве этого мало – быть красивой?
– Чем закончилась сказка?
– Какова главная мысль сказки?
ФИЗМИНУТКА
9. Работа по теме урока.
Рабочая тетрадь с. 25 № 4-5
Как вы понимаете смысл пословиц:
Всяк кузнец своего счастья;
Кто любит труд, того и люди чтут;
Собирай по ягодке – наберешь кузовок;
Чему научишься в молодости, пригодится в старости;
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть?
– Какие из этих русских пословиц совпадают с главной мыслью африканской сказки?
10. Итог урока.
Со сказкой какой страны мы познакомились?
Что вы запомнили об этой стране?
Какая главная мысль этой сказки?
Как вы думаете, а как бы закончилась сказка, если бы Догбе не изменилась?
11. Рефлексия. Слайд
12.Домашнее задание
Учащиеся готовятся к творческому пересказу: девочки – от лица Догбе, мальчики – от лица жениха.
ила-была одна женщина. Была у неё одна единственная дочь и звали её Гури. Эта Гури была такой лентяйкой, такой бездельницей и белоручкой, что тем только и занималась весь день, что ничегошеньки не делала:
Зачем мне работать?
Зачем мне трудиться?
Это мне в жизни не пригодится.
Совсем не нужны мне все эти заботы,
Этим я счастье не заработаю.
Была б моя воля, - я бы гуляла.
Была б моя воля, - я бы плясала.
Сидела б на лавке я,
Да ногами болтала!
Уж ела бы я и пила
Что мне нравится.
А спала бы я, -
Когда сон со мной справится.
За такое поведение соседи так и прозвали девушку - Лентяйка Гури. Лишь только родная мать расхваливала перед всеми свою дочку-бездельницу:
До всяких дел умелица
Доченька моя, рукодельница:
И вяжет она и прядёт,
И кроит она и шьёт,
И вкусно готовить умеет,
И ласковым словом согреет.
И кто её замуж возьмёт, -
Уж точно не пропадёт!
Молодой купец услышал эти слова и подумал: «Это как раз такая девушка, на которой я бы женился».
Он пошёл к Гури домой и посватался к ней. Они поженились и он привёз молодую жену к себе в дом.
Спустя какое-то время, он принёс большой тюк хлопка и попросил Гури хорошенько размять его, расчесать и спрясть пряжу, пока он сам поедет по своим купеческим делам. Он сказал Гури, что пряжа, которую она спрядёт, он возьмёт с собой в другие страны и там продаст.
Если повезёт, то может быть мы и разбогатеем. - сказал так и уехал.
После его отъезда Гури принялась заниматься своим любимым делом: бездельничать.
Как-то гуляла она вдоль берега реки. Вдруг слышит - лягушки квакают:
Ква-а-а, ква-а-а...
Эй, лягушечки! - крикнула им Лентяйка Гури. - Если я принесу вам тюк хлопка, то может быть, вы расчешете его и спрядёте нитки?
Ква-а-а, ква-а-а...
Кваканье лягушек показалось Гури утвердительным. И она, радуясь тому, что нашёлся кто-то, кто сделает за неё её работу, побежала домой.
Вернулась Гури к берегу реки с тюком хлопка, что оставил ей муж, и бросила его в воду.
Вот вам работа: расчешите этот хлопок и спрядите пряжу. А я приду сюда через несколько дней, возьму нитки и пойду продавать их на базар.
Прошло несколько дней. Гури пришла к лягушкам. Лягушки, конечно же, квакают:
Ква-а-а, ква-а-а...
Что это лягушечки вы всё «ква-а-а» до «ква-а-а». Где мои нитки?
Лягушки в ответ только продолжали квакать. Гури огляделась вокруг и заметила на камнях у берега зелёную тину да водоросли.
Ой! Что же вы наделали! Вы не только расчесали мой хлопок и спряли из него пряжу, вы ещё соткали себе ковёр!
Гури обхватила руками свои румяные щечки и принялась плакать.
Ну ладно, пусть будет так: оставьте ковёр себе, а мне отдайте деньги за хлопок.
Она кричала, требуя денег у лягушек, и так увлеклась, что забралась в воду.
Вдруг, её нога наткнулась на что-то твёрдое. Она нагнулась и подняла со дна золотой самородок. Гури поблагодарила лягушек, взяла золото и отправилась домой.
Вернулся купец из поездки. Смотрит: дома на полке лежит большой кусок золота. Удивился он и спрашивает:
Послушай, жена! Откуда это на нашей полке кусок золота взялся?
Тут Гури и рассказала ему о том, как она хлопок продала лягушкам и как выручила за него золото.
Муж был просто в восторге. На радостях он пригласил домой тёщу, подарил ей много всяких подарков и начал хвалить её и благодарить за то, что она воспитала такую смышленую дочь-рукодельницу.
А тёща была женщиной проницательной. Она сразу смекнула, что тут что-то не то и быстренько догадалась, как всё обстояло на самом деле. Она тут же испугалась, что теперь её тесть даст её дочери ещё какую-нибудь работу. И всё, что так скрывается, выйдет наружу.
И тут в комнату, где шло празднование в честь Гури, залетел жук. Он летал туда-сюда над головами людей и громко жужжал. Тут тёща вдруг поднялась и поприветствовала жука:
Здравствуй, здравствуй, дорогая тётушка! Бедная моя тётушка, всё то ты в делах да в заботах, работаешь не покладая рук. И зачем тебе всё это, зачем?
Зятя от этих слов просто как молнией поразило:
Мама, с вами всё в порядке? Что это вы такое говорите тут? Как этот жук может быть вашей тётушкой?
А тёща и говорит:
Слушай меня, сынок. Ты ведь знаешь, что у меня от тебя секретов нет, ведь ты же мне как сын родной. Представь себе, но это так - жук и есть моя тётушка. Дело в том, что ей приходилось работать изо дня в день. И чем больше у неё было работы, чем усерднее она трудилась, тем становилась всё меньше и меньше, пока не превратилась в жука. У нас в роду у всех так может случиться, мы ведь очень трудолюбивы. Но те из нас, кто перетрудится - становятся маленькими и превращаются в жуков.
Когда зять услышал это, он тут же запретил своей жене делать какую-либо работу, чтобы не дай Бог, она не превратилась в жука, как её тётушка.
Понравилось? Расскажи друзьям:
Другие записи из этой темы:
Царь — армянская народная сказка
Карнавал — армянская народная сказка
Свадьба лесных духов — армянская народная сказка
Барекендан (Масленица) — армянская народная сказка
Про петуха — армянская народная сказка
Два брата — армянская народная сказка