Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Риски, вызовы и угрозы международной безопасности. Гушер А.И

Уже в середине XX в. стало очевидным, что в развитии общества возникли проблемы, которые, если они не будут решены при участии всех стран мира, грозят гибелью цивилизации на Земле. Их назвали глобальными проблемами современности. На рубеже XX-XXI вв. к ранее известным проблемам прибавились новые угрозы человечеству. Они связаны с процессом глобализации. Ученые, государственные деятели ищут пути решения всех этих проблем. Однако XXI век бросает вызов не только интеллектуалам и политикам, а всем живущим на Земле. Необходимо объединение усилий всех государств, всех народов, общественных организаций и движений, всех людей, чтобы совместными усилиями отвести существующие угрозы человеческому обществу. Какие проблемы требуют решения? Какие возможности для этого существуют?

Экологические проблемы . За годы учебы вы уже знакомились с ними на уроках географии, биологии, истории, обществознания. Вспомните: в чем состоят эти проблемы? Каковы пути их решения? Надеемся, что у вас достаточно знаний, чтобы самостоятельно оценить значение этих проблем и определить способы их преодоления.

Угроза термоядерной войны . Хотя военное противостояние двух мировых систем, о котором вы знаете из курса истории, ушло в прошлое и осуществлены меры по ограничению запасов ядерного оружия, оставшиеся арсеналы такого оружия достаточны для того, чтобы уничтожить все живое на Земле. Особенно опасна возможность создания ядерного оружия в странах, где у власти находятся^ агрессивные силы, склонные к авантюризму во внешней политике. Даже локальный ядерный конфликт грозит тяжелейшими последствиями для обширных территорий. Поэтому важнейшей проблемой является создание безъядерного ненасильственного мира, решение международных конфликтов не военными, а политическими средствами. Это необходимое условие сохранения жизни на нашей планете.

Международный терроризм . В конце XX - начале XXI в. значительно усилилась опасность террористической деятельности. Она не ограничивается теперь акциями отдельных групп террористов, а осуществляется систематически крупными организациями международного масштаба, охватывает целые страны, обширные регионы. Возросла степень тяжести последствий террористических актов. Если ранее жертвами террора становились отдельные лица, почему-либо ненавистные террористам, то ныне - тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Особую опасность представляет возможность получения террористическими организациями оружия массового поражения - ядерных боеприпасов, химических отравляющих веществ, биологических средств заражения смертельными болезнями. Такое оружие позволило бы им терроризировать целые государства и их правительства.

Борьба с терроризмом требует объединения усилий мирового сообщества, устранения причин, порождающих террористическую деятельность, активизации защитной функции государств.

Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира» . Сотни миллионов людей в этих странах живут в условиях, которые отдалены от условий жизни в развитых странах столетиями экономического и социального прогресса. (Вспомните сведения, полученные об этом в курсе географии.) Население высокоразвитых стран («золотой миллиард») потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах, - лишь 1,5% этого продукта. Ликвидация разрыва экономического и культурного развития между развитыми странами и развивающимся миром, голода, нищеты и неграмотности, в условиях которого существуют сотни миллионов людей, - одна из тяжелых проблем, доставшихся в наследство от XX века.

Социально-демографические проблемы . Они связаны прежде всего с увеличением темпов роста народонаселения мира («демографическим взрывом») за счет развивающихся стран. Это одна из причин массовых бедствий, голода, болезней, отсутствия нормального жилья, неграмотности, безработицы в этой зоне мира. Одновременно имеет место демографический кризис в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости ниже уровня, необходимого для смены поколений и сохранения численности населения. Разный уровень рождаемости в различных зонах мира порождает миграцию из экономически слаборазвитых стран в более благополучные страны, где возникают проблемы ассимиляции приезжих, не говорящих на языках этих стран и не соблюдающих местных обычаев.

По данным ООН в 2000 г. число жителей нашей планеты составляло 6 млрд, а на 2050 г. прогнозируется 10- 12 млрд. Дальнейший рост населения Земли, по мнению многих ученых, вызовет острую нехватку ресурсов, необходимых для жизни людей. Перед человечеством в XXI в. стоит проблема регулирования численности народонаселения, осуществления в различных регионах мира продуманной демографической политики.

Наркомания и наркобизнес . Последствия употребления наркотиков губительны как для отдельного человека, так и для общества: деградация личности и, как следствие, ее несостоятельность в роли родителя, работника, члена общества; негативное влияние наркомании на генофонд нации; преступления, совершаемые с целью добыть средства для закупки наркотиков. Однако наркобизнес - одна из наиболее прибыльных форм преступной деятельности. Наркоторговля, имеющая международный характер, прокладывает пути транспортировки зловещего товара через границы и территории многих государств. Все это угрожает безопасности стран и народов и поэтому требует их значительных усилий, скоординированных действий правового, силового, социального и воспитательного плана.

Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней . Множество вопросов ставит перед человечеством СПИД. Эта болезнь, как считают ученые, грозит унести больше жизней, чем чума в средневековой Европе. Она не знает границ, и никому ее не удается остановить. Государства должны принимать меры, призванные оградить от заражения этой болезнью от уже инфицированных других людей. Необходимо искать средства для оплаты дорогостоящих лекарств, которые нужны для лечения больных СПИДом.

Появляются новые виды микроорганизмов, способных вызвать эпидемии опасных болезней, таких, как, например, атипичная пневмония, птичий грипп и т. п. Нередко не удается установить причины их возникновения. Высказываются предположения о возможности непредсказуемых мутаций существующих возбудителей болезней, следствием которых становятся их ранее неизвестные опасные свойства. Требуются согласованные действия мирового сообщества, чтобы противостоять этим опасностям.

Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству . Специалисты говорят о зловещих возможностях генной инженерии. Не просчитаны вероятные последствия клонирования животных, тем более людей. Высказываются опасения возможного использования научно-технических достижений для установления тотального контроля и управления поведением людей. Большую опасность представляют преступления с использованием информационных технологий. Компьютерные вирусы, запущенные в мировую сеть, могут нанести огромный ущерб, угрожают экономической, военной, информационной безопасности. Необходимо предвидеть отрицательные последствия научно-технического прогресса, направлять его на благо общества и человека.

Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике, на транспорте. Чернобыльская катастрофа показала, что последствия аварий на ядерных объектах могут выйти далеко за пределы национальных границ. Число жертв достигает высокого уровня. Возрастает значение мер по обеспечению безопасности ядерных объектов. Необходим контроль безопасности химических производств, магистральных линий электропередачи, нефтепроводов.

Угрозы культуре, духовному развитию человека . Современная наука отмечает угрожающие масштабы ства, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Обращает внимание также и на чрезмерное распространение духа материального потребительства. Развитие современных технологий делает практически невозможным предотвращение появления в прессе, на экранах телевидения антиобщественной информации, пропагандирующей насилие, порнографию, оскорбляющей религиозные чувства, удовлетворяющей агрессивно настроенные группы. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.

Современные идеологии, как и мировые религии, не смогли дать адекватные ответы на вызовы XXI века. Этим стремятся воспользоваться проповедники экстремистских взглядов, религиозные секты, деформирующие сознание и поведение человека.

Объем доступной информации превышает человеческие способности ее восприятия и использования. Люди не успевают приспособиться к коренным изменениям условий существования, происходящим за время жизни одного поколения, что порождает стресс, потерю ориентации, ощущение дискомфорта, тревогу и беспокойство.

Все это ставит вопросы о способах сохранения и защиты от разрушения ценностей национальной и мировой культуры, о модернизации всей системы образования и воспитания, о необходимости неустанной работы по укреплению нравственных основ общества. Многое зависит и от каждого человека, от его духовного богатства, способности следовать принципам морали в условиях усложнения духовной жизни общества, готовности самостоятельно отвечать на вызовы меняющегося мира.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Но существует возможность выбора такого пути, на котором удастся избежать их опасного развития.

Правовое понимание международной безопасности было сформулировано в процессе создания Устава ООН, в первой статье ее Устава, которая определяет главную цель организации: "Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" .

При всей краткости дефиниции в ней учтен смысл, который вкладывали философы Древности и Средневековья в описание функций государства, и современный момент – окончание Второй мировой войны.

Т. Гоббс уподоблял государство "искусственному человеку", более крупному по размеру и более сильному, чем "естественный" человек, чьим единственным "занятием" была "безопасность народа" – salus populi. Тогда как забота о "благосостоянии и богатстве" представлена им как функция "всех частных членов" . Гоббсианские идеи о государстве получили развитие как в теории политического реализма, так и в идеалистической и либеральной парадигмах международных отношений. Реалисты теоретизировали военно-политические аспекты международной безопасности, опираясь на философскую формулу безопасности Т. Гоббса (см. 1.2.3). Либеральные теоретики, обосновывая принцип "невмешательства государства" в экономическую сферу, по сути, поддерживали реалистическую трактовку безопасности с позиций национального интереса, не оспаривая право государства защищать свою территорию.

Определенные новации в понимание безопасности внес И. Бентам в своих попытках норматизировать "общение государей", тем самым введя проблему новых задач безопасности в международной среде. Современные трактовки этой идеи лежат в основе концепции human security , появление которой специалисты связывают с докладом Human Development Report, подготовленном в 1994 г. Программой развития ООН. Доклад представил новый способ интеграции проблемы безопасности и глобальную архитектуру международного порядка в семи измерениях: личностном, экологическом, экономическом, политическом, общественном, здравоохранительном и продовольственном. По мнению профессора Арктического университета Гунхилд Хугенсон (Норвегия), новое восприятие предполагает дифференцированный подход к решению проблем международной безопасности. В новой реальности международное сообщество должно располагать инструментами реагирования на реальные (негативная безопасность) и экзистенциональные угрозы, связанные с поведением и деятельностью человека (позитивная безопасность).

Активная работа но обновлению понимания международной безопасности началась в конце "холодной войны". Ее окончание свело к минимуму "классическую" угрозу миру – опасность ядерной войны. Пытаясь отразить эту новую тенденцию, британский социолог Энтони Гидденс предположил появление "государства без внешних врагов", а основной источник конфликтов ("фундаментализмы разных мастей") поместил внутрь общества, тем самым адресуя его специфическим "малым группам". Однако новые виды угроз и большинство старых интегрировались в сложное явление, для понимания которого разложение на простые и предсказуемые составляющие, как это происходит в системном анализе М. Каплана, может привести к неадекватной оценке поведения конкретного государства (см. 1.4.1). В мирополитической конструкции глобализации любые внутриобщественные явления превращены в объекты межгосударственных политических отношений и внешней политики государств, трансформированы во внешнеполитические цели, открывая тем самым дорогу "мягкому" вмешательству во внутреннюю сферу деятельности государства.

Таким образом, в международном дискурсе развивается тенденция поиска концептуального компромисса между реалистической версией международной безопасности, раскрывающей его содержание в условиях анархического сообщества (Anarchical Society ) и ее соответствия глобальному облику международных отношений (International Society).

Постклассические теории под безопасностью понимают "отсутствие обстоятельств или факторов, способных прервать существование той или иной системы в том или ином значимом качестве, то есть нанести ей ущерб" . Расширенное толкование феномена "безопасность" связывают с именем профессора Принстонского университета Ричарда Уллмана , выделявшего ценностный критерий безопасности. Отталкиваясь от критерия свободы, Р. Уллман предложил уделять внимание превентивным действиям в отношении государств, чей политический режим может создавать угрозы внутри другого государства. В этой концепции впервые дана характеристика невоенных угроз (экологические, нарушение прав человека, социальные аспекты безопасности, информационные и др.), выводящая концепт национальная безопасность за пределы политико-международных отношений. Вместе с тем включение механизма ценностной оценки безопасности не является чем-то принципиально новым.

В свое время британский историк Арнольд Тойнби, один из теоретиков современного цивилизационизма, обратил внимание на перенос культурологических проблем в сферу внешней политики, их вызревание в международный конфликт. Подобную траекторию развития показывает палестино-израильский конфликт, который исторически возник как территориальный. Современные оценки помещают его в область этноконфессионального противостояния, включающего и территориальные притязания. Кроме того, этот конфликт оказал и продолжает оказывать влияние на региональную и международную ситуацию в целом.

В этом отношении показательной является доктрина Большого Ближнего Востока, разработанная в середине 1990-х гг. в США, которая, по сути, является проектом стратегии глобального влияния. Факторы этого конфликта имеют непосредственное отношение к международно-политической парадигме безопасности.

Достаточно быстро деактуализировались невероятно популярные в начале 1990-х гг. концепции "цивилизационного конфликта" и "демократизации", автор которых – гарвардский профессор Самуэль Хантингтон – применил ценностный подход для обобщения причин военных конфликтов, используя в первом случае широкий исторический материал, во втором – события в промежутке 1970–1980 гг.

Вместе с тем, в целом принимая широкое толкование термина "безопасность", мировое сообщество пока не нашло адекватных ответов на новые вызовы безопасности, связанные с военным применением космических технологий, климатическими изменениями и природными катастрофами, девальвацией прежде стабильной международной валюты и пр.

Современное содержание проблемы безопасности характеризуется крупными направлениями: нераспространение оружия массового поражения, контроль над вооружениями; охрана окружающей среды; помощь экономическому развитию; демографическая ситуация; борьба с терроризмом и наркобизнесом; миграционные потоки, предотвращение этнонациональных конфликтов; привитие культуры нрав человека; гуманитарное сотрудничество.

Несмотря на наличие шести концепций, способствующих формированию общих подходов к оценке международной безопасности, не существует фундаментальной теории безопасности. Специфика проблемы и чрезвычайная актуальность входящих в нее вопросов заостряют категорию коллективной безопасности. Возрастает необходимость регулярных стратегических оценок состояния международной среды. Это связано с состоянием всей системы международной безопасности, включая наиболее отрегулированный европейский компонент, с началом фазы практического реформирования.

Международное сообщество признает, что механизмы предотвращения угрозы не выработаны, меры превентивного характера – не эффективны. Отдельное государство и даже военная коалиция, как это видно из ситуации в Афганистане, Ираке и Египте, практически бессильны против вспышек этнического и религиозного экстремизма, международного терроризма. Новым подходом к международной безопасности отмечены дифференцированный подход к военным/ традиционным и невоенным/нетрадиционным угрозам, их распределение на трех уровнях – глобальном, региональном и национальном. Вместе с тем список глобальных угроз, к числу которых относятся бедность, незаконное распространение наркотиков и оружия различной модификации, стихийные и техногенные катастрофы, конфликты на этнической и религиозной почве, финансовые махинации, атаки на интернет-сайты, нелегальная миграция, отмывание "теневых" денег, бактериологическая угроза и пиратство, напрямую затрагивают национальные интересы и безопасность каждого государства как в военном, гак и невоенном аспектах.

По версии сторонников теории образов, причиной международных конфликтов являются неверные представления государств друг о друге . Однако идея германского социолога Георга Зиммеля о позитивном значении конфликта и его управляемости постепенно усложнила представления о вооруженных конфликтах, помогла становлению миротворческого направления, в котором международные конфликты были не только классифицированы, но и получили инструменты правового урегулирования.

Вопрос о коренных причинах возникновения войн и кризисов вновь становится одним из главных в глобальной, региональной и национальной повестках. Несмотря на наличие определенной дистанции между указанными уровнями, они тесно взаимосвязаны. Объяснить эту связь можно через связующие звенья-понятия.

Международная безопасность – это и институты, и категория, отражающая степень обеспеченности фундаментальных интересов всех субъектов мировой политики. Что такое фундаментальные интересы государства? Это и его объективные потребности, и сама суть его существования. Следовательно, это есть область политики, в которой определяются инструменты обеспечения национальных интересов внутри страны, в системе международных отношений и международной среде. Набор инструментов ситуативен, поэтому в широком смысле международная безопасность есть особое состояние международных отношений, которое ни на одном направлении не завершается и не прерывается.

На фоне событий последнего десятилетия, когда геополитические проблемы международных отношений проявились почти в чистом виде, идет выработка общих подходов, определяются действия и инструменты, анализируются основные факторы, влияющие на глобальную безопасность, четче определяется функциональная суть международных организаций. В этот процесс вовлечены все субъекты международных отношений – от ООН до неправительственных организаций, собственно государств и всех других институтов, легитимных и юридически не интегрированных в международную систему.

Теоретическую базу эмпирических исследований международной безопасности составляют шесть концепций безопасности, пять из которых непосредственно обращены к предметному полю международных отношений:

  • – национальная безопасность;
  • – коллективная оборона (НАТО, СЕНТО, СЕЛТО, ОВД);
  • – коллективная безопасность (ООН, НАТО, ОДКБ);
  • – кооперативная безопасность (ОБСЕ, ШОС);
  • – всеобъемлющая безопасность (ОБСЕ);
  • – человеческая безопасность (ООН, ОБСЕ).

Концепция национальной безопасности "строится с учетом как внешних угроз, исходящих извне и связанных с попытками поработить или подчинить себе государство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества". В то же время содержание национальной безопасности зависит от состояния международной безопасности.

Коллективная безопасность – концепция XIX в. – возникла вокруг идеи "европейского концерта" и более известна как Венская система безопасности. Ее организационным продуктом стала Лига Наций, взявшая на себя ответственность за обеспечение международной безопасности в Европе и за ее пределами. В основу концепции коллективной безопасности положен принцип неделимости мира как состояния, согласно которому нападение хотя бы на одну страну является нарушением всеобщего мира и агрессией. В настоящее время является официальной доктриной, поддерживаемой действующей системой международного права.

Термин "коллективная оборона " появился в XX в., засвидетельствовав необходимость межгосударственных организаций в целях защиты от агрессора. Коллективная оборона – древнейшая форма обеспечения безопасности, борьбы с угрозами, исходящими извне. В 1980-е гг. внедрение принципов теории взаимозависимости и нетрадиционных угроз в международную практику минимизировало значение внешних угроз (захват территорий). Это потребовало предусмотренного Варшавским Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (ст. 11) роспуска ОВД, функции которой были подчинены принципу коллективной обороны. В свою очередь, расформирование ОВД и Западноевропейского союза привело к трансформации пространства европейской безопасности в региональные форматы кооперативной и коллективной безопасности – ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ЕС.

Концепция кооперативной безопасности появилась в рамках теории демократического мира. Она была развернута вокруг тезиса "сотрудничество во имя безопасности" па основе внедрения в международную практику превентивных мероприятий (Иракская кампания 2003 г., вторая Ливанская война 2006 г.). Ее авторы выстроили механизм сдерживания агрессии через создание встречных угроз и поражения того, от кого они исходят . Важнейшим направлением кооперативной безопасности является сокращение вооружений. Данную установку реализует ОБСЕ через механизмы Договора о вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и систему военных инспекций (корпус Венских документов). Важным отличием концепции кооперативной безопасности от концепции коллективной безопасности является необязательность формальных институтов.

Концепции коллективной обороны и безопасности сформированы вокруг "жесткого" аспекта безопасности. В доктринах кооперативной (Брукингский исследовательский институт, США) и всеобъемлющей безопасности (Европейский центр им. Маршалла НАТО) предложено интегрированное применение "жесткого" и "мягкого" инструментария силы. В теории человеческой безопасности упор сделан на "мягкий" аспект обеспечения безопасности. Терминологическое и идейное авторство концепции всеобъемлющей безопасности исследователи приписывают бывшему генеральному секретарю ООН египетскому дипломату Бутросу- Бутросу Гали и шведскому политику Улофу Пальме. Ее базу составляют: отказ от использования военной силы как способа урегулирования международных конфликтов; применение военной силы как способа самообороны; отказ от стратегий преимущества одного государства над другими странами; независимость безопасности от качества военной мощи; сокращение вооружений как принцип общей безопасности.

Основные принципы концепции человеческой безопасности заложили канадские ученые и политики, трактующие безопасность не только как состояние, но и как способы защиты прав личности. Впервые термин был использован в документах Программы развития ООН в 1994 г. В российской академической науке закрепился термин "безопасность человека", или "личностная безопасность".

Концептуальные положения безопасности находят свою реализацию в международных режимах безопасности, в тех или иных структурах обеспечения региональной безопасности. Они также являются проблемой политического анализа. Помимо формальных институтов безопасности – ООН (Совет безопасности, миротворческий компонент), НАТО, ОДКБ – существуют коалиционные объединения временного или ситуационного характера. К числу таковых специалисты относят "Ближневосточный концерт", антитеррористическую коалицию начала 2000-х гг., в историческом удалении к ним относятся Антанта, Венский концерт и др. Однако понятийный аппарат международных режимов безопасности еще не сформировался. В то же время их наличие свидетельствует об институциональном характере развития мировой (глобальной) политики и ее стратегической направленности.

  • Sullivan Μ. Р. International Relations: Theories and evidence. Englewood Cliffs (N.J.), 1978.
  • Carter А., Репу W ., Steinbrunner J. A new concept of cooperative security. Washington: The Brooking Institution, 1992.
  • Сегодня развитие мировой политики и международных отношений протекает в условиях весьма противоречивых процессов, отличающихся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом как традиционных («старых»), так и «новых» вызовов и угроз.

    Казалось бы, в связи с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области свобод и прав человека после окончания холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования мирового порядка серьезно деформировали традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и озлобленность населения глобального «Юга»; последствия распада многонациональных государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение и диверсификация ОМП; киберпреступность и высокотехнологичный терроризм с использованием ОМП; международная коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т. д. Все это повышает значение либерально-идеалистической парадигмы в исследовании мировой политики и международных отношений.

    Как можно заметить, при относительном снижении значения угроз военного характера, потенциальными носителями которых остаются государства, в планетарном масштабе происходит нарастание невоенных угроз безопасности глобального характера. Все чаще источниками угроз и инструментами их нейтрализации становятся негосударственные действующие лица разнообразного толка, в том числе мультинациональные корпорации, финансовые, военно-политические, религиозные, экологические, правозащитные, преступные, террористические организации мирового масштаба, субнациональные акторы и регионы. «В такой обстановке, - указывает Павел Цыганков, - все более очевидной становится недостаточность имеющегося в международно-политической науке теоретического багажа. Возникла необходимость в новых концептуальных построениях, которые позволили бы не только рационально осмыслить меняющиеся реалии, но и выполнить роль операциональных инструментов влияния на них в целях снижения рисков и неуверенности, с которыми столкнулись международные акторы» .

    Если раньше главным рычагом влияния на международную ситуацию рассматривали силу государства на основе его основной мощи (англ.: hard power), то в условиях глобализации государства и международные организации чаще стали уповать на применение мягкого влияния, или мягкой силы (англ.: soft power). Так, реагируя на трагические события 11 сентября 2001 г. , прочно связавшие безопасность США с глобальной безопасностью, американцы стали прилагать систематические усилия по расширению зон глобальной стабильности, устранению некоторых наиболее вопиющих причин политического насилия. Они также усилили поддержку политических режимов, которые, по их мнению, исходили из основополагающей ценности прав человека и конституционных механизмов.

    Анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., Р. Каглер обращает внимание на то, что она нацелена не только на решение сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражение угроз, «исходящих от террористов и тиранов», но и на оказание содействия глобальному экономическому прогрессу, борьбе с глобальной бедностью, укреплению открытого общества и демократии, обеспечению свобод человека в неблагоприятных регионах, отстаиванию стремления к уважению человеческого достоинства. По его мнению, решение этих задач имеет своим результатом «специфический американский интернационализм», нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше.

    В концепции миротворчества ООН в последние годы проводится комплексный подход к преодолению как военных, так и невоенных угроз. Поэтому поддержание и закрепление мира в каком-либо регионе сегодня не ограничивается только сдерживанием вооруженного насилия, принуждением к миру и созданием условий для организации переговорного процесса. На миротворцев возлагаются задачи по оказанию помощи сторонам конфликта в восстановлении экономики, обеспечении гражданского правопорядка, защите прав человека, подготовке и проведении выборов, передаче власти местным органам, организации местного самоуправления, здравоохранения, образования и т. д. Большое значение придается просветительской работе, направленной на примирение участников конфликта, формирование у них установок на ненасильственное разрешение спорных вопросов, толерантное поведение с использованием СМИ

    Под международной безопасностью нами понимается характеристика международных отношений, включающая в себя такие показатели, как стабильность развития, защищенность от внешних угроз, обеспечение суверенитета и независимости всех государств, признанных мировым сообществом. Основными способами обеспечения международной безопасности являются: двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами; объединение государств в многосторонние союзы; всемирные между-народные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности; демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.

    По масштабу проявления, уровни международной безопасности: 1) национальный, 2) региональный и 3) глобальный. Еще есть безопасность личности, общества, гос-ва (по объекту).

    Национальная безопасность - вид безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

    Обострение глобальных проблем во 2пол. XX в. - более многогранное измерение нац безопасности. Важными ее составными частями стали экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и другие виды безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественный состав, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный характер доступа к источникам энергии

    Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

    Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т.п. Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств - ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.)

    Глобальная безопасность - вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете. К таким угрозам прежде всего относят глобальные проблемы современности.

    Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и не-законным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана и т.п

    Безопасность и война. 2 группировки: социал-демократы, марксисты; крупные промышленные круги;

    20-30- е гг. перемены. 1928 г. – пакт Бриана-Келлога. Вопросы интеграции. Куденхофе-Камерги.

    Безопасность охватывает сферу экономики.

    Франко-германские отношения. Завершение 2ой мировой войны.

    Международная безопасность: военная безопасность (hard security), невоенная безопасность (soft security).

    3 компонента: защищенность интересов личности, общества и государства.

    Национальная безопасность.

    Система международной безопасности – совокупность институтов правовых норм, регулирующих сферу защищенности национальных государств на международной арене; правила поведения в вооруженных конфликтах, вопросы, связанные с ограничением, сокращением вооружений.

    Угрозы и вызовы. Угрозы - те факторы, которые непосредственно могут нанести урон. Вызовы – тенденции, которые при дальнейшем развитии могут эволюционировать в угрозы.

    Нетрадиционные вызовы безопасности (non-conventional): терроризм, нераспространение ядерного оружия, проблема пиратства.

    Появляются механизмы реагирования, институты, поэтому многие из этих вызовов нельзя называть нетрадиционными.

    Расширение предметного поля безопасности. НАТО начинают заботиться проблемами энергетической безопасности.

    Под секьюритизацией в международных отношениях понимается процесс, позволяющий призывать к безотлагательным и исключительным мерам, направленным на то, чтобы справиться с угрозой. Если какая-то проблема секьюритизируется (включается в орбиту дискурса безопасности), то это означает, что ей приписывается наивысший приоритет, статус экзистенциальной угрозы, требующей чрезвычайных мер противодействия. Все проблемы Мо сводятся к проблемам безопасности,

    1. Международные региональные организации

    2. Сетевые структуры, ТНК, Международные институты и организации в сфере невоенной безопасности.

    1. 1991 – 2001 гг. Конфликты низкой интенсивности – реакция на ликвидацию.

    Война в заливе, Югославия, постсоветское пространство. Африка: Руанда, Сомали, Дарфур.

    2. 2001-2007(8) гг. Международный терроризм

    Возрождение терроризма на билжнем востоке, 2001 – Нью-Йорк, Вашингтон. 2002- Норд-ост

    Мир до и после 9\11:

    · Мир потерял «гаранта» безопасности, США не может гарантировать безопасность не только своих союзников, но и свою

    · Уязвимость современной цивилизации, которая растет вместе с уровнем технологического развития.

    · 11 сент – реальное испытание демократических ценностей и традиций в США и в других странах. Однако, удивительно, что граждане заявили, что легко откажутся от части своих прав и свобод в обмен на личную безопасность

    · Появление феномена международного терроризма, глобальной экспансии радикального ислама, использующего методы террора.

    · Все институты, призванные обеспечить безопасность, оказались неспособны это сделать. Необходимость новых инструментов и методов.

    · Никакой самой богатой и мощной стране не под силу справиться с угрозой межд. терроризма в одиночку. Неслучайно после этого Россия сблизилась с США, помогала разведданными в Афганистане. Россия сделала важный выбор – в пользу демокр ценностей и международного права.

    2007-2008 – возвращение вопроса по нераспространению ядерного оружия, проблематика противоракетной обороны; Иран, Северная Корея; Выход из той системы ПРО, которая была создана в 70-е гг.

    Проблема конвенциональных вооруженных сил

    РФ: С распадом СССР Россия столкнулась с необх расширения понятия безопасности – кроме б гос-ва – б общества и личности.

    1993 – концепция ВП (обеспечение безопасности, защита интересов личности, общ-ва, гос-ва), военная доктрина (отказ от принципа неприменения первой ядерного оружия; использование в искл случаях вооруж сил во внутренних конфликтах на тер страны)

    1997 – концепция НБ

    2000 – кнб, военная доктрина, квп, доктрина инфо безопасности.

    США – national security strategy (почти каждый год). Исходя из нее уже составляется нац военная стратегия.

    В концепции н б сша 2010 главная угроза – терроризм, враг- аль каида.

    Традиционны и нетрадиц, При определении угроз для отдельных государств-участников СНГ выделяются традиционные (старые) и нетрадиционные (новые) угрозы. Первые чаще всего связаны с вооруженными конфликтами внутри или вне государств. Традиционные угрозы имеют относительно четких и легко определимых субъектов, которые представляют эту угрозу (государства, военные блоки, политические организации, прибегающие к незаконным методам захвата власти, стороны в гражданских войнах). Новые нетрадиционные угрозы чаще всего не имеют четко идентифицируемых политических субъектов. Зачастую эти угрозы не связаны с открытыми вооруженными действиями. Все они возникли в связи с процессом глобализации, носят международный характер и требуют, в связи с этим, глобального международного сотрудничества в их преодолении.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Современные вызовы и угрозы международной безопасности

    Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня.

    Увеличилось количество конфликтов и локальных войн (вспышка национальных конфликтов и рост напряженности в Европе и на Балканах, на Ближнем Востоке, на границе между Индией и Пакистаном), так как исчезли механизмы, сдерживающие их в период холодной войны. Процессам фрагментации и регионализации противостоят мощные центростремительные силы, усиливающие стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности, о чем свидетельствуют следующие факты Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2006 г. N 43 ст. 4417.: угроза конфликт война

    Первый факт, угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, потоки беженцев, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями.

    Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию.

    В современном мире безопасность обеспечивает Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства) теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. Совет Безопасности как основная структура ООН (в Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года) рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС "Гарант"..

    В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

    В настоящее время НАТО - самый крупный военно-политический блок. На ежегодные саммиты глав государств НАТО съезжаются почти 50 лидеров различных групп стран, включая 26 официальных союзников.

    Суммируя сказанное о проблеме увязки в единые оценочные критерии количественные показатели интересов и угроз международной безопасности, отметим, что в настоящее время существует лишь общая теория международной безопасности, где много пробелов, а фундаментальной теории пока не сложилось. Существующие ныне методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспечения международной безопасности в основном направлены на решение задач борьбы с угрозами безопасности, главным образом, в режиме их последействия, ликвидации последствий уже материализовавшихся угроз

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Проблема конфликтов и войн во взаимоотношениях между народами и странами. Агрессия как результат биосферного рассогласования. Формы и уровни агрессивности. Война как средство достижения экономических и политических целей. Демократизация стран и войны.

      курсовая работа , добавлен 24.11.2009

      Рост миграционных процессов в мире и актуализация порожденных миграцией социальных и культурных проблем. Вигилентные конфликты на территории Европейского Союза. Предпосылки возникновения вигилентных конфликтов и их эскалация. Миграционная ситуация в ЕС.

      курсовая работа , добавлен 03.08.2014

      Влияние гражданской войны на послевоенный экономический рост и политическое развитие страны. Высокий уровень легитимности власти с наличием развитых экономических и политических институтов как основа для экономического развития в современном обществе.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2017

      Анализ роли Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН) в обеспечении системы коллективной безопасности. ООН и урегулирование международных кризисов и конфликтов. Роль Совета Безопасности ООН в урегулировании войны в Ираке (2003-2011 годы).

      дипломная работа , добавлен 21.07.2014

      Определение роли Организации Объединенных Наций (ООН) в урегулировании международных конфликтов. Анализ деятельности Совета Безопасности ООН как органа, ответственного за поддержание мира и безопасности и урегулированию международных конфликтов.

      курсовая работа , добавлен 01.10.2014

      Разрешение конфликтов в истории. Конфликты в мировом политическом сообществе. Способы "мирного" разрешения международных конфликтов на современном этапе. Особенности современных международных конфликтов с участием России и перспективы их разрешения.

      курсовая работа , добавлен 30.04.2012

      История возникновения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, роль формирования в политике предотвращения конфликтов. Сотрудничество организации с европейскими институтами безопасности и участие в урегулировании югославского конфликта.

      курсовая работа , добавлен 05.02.2013

      Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.

      курсовая работа , добавлен 09.08.2015

      Современная европейская стратегия США: истоки и направления. Роль США в Европе во второй половине ХХ в. Приоритеты внешней политики США по завершении "холодной войны". Американская внешняя политика на Балканах. США и мировой терроризм в XX-XXI вв.

      дипломная работа , добавлен 08.03.2014

      Темпы роста населения в мире. Проблемы обеспечения продовольствием, экологии, предоставления образования, качества жизни и занятости населения. Факторы, влияющие на уровень рождаемости и смертности. Геополитическая и геосоциальная напряженности.