Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Российские неправительственные организации. Некоммерческие и неправительственные организации

Международная неправительственная организация, основанная в 1961 году. Организация расследует нарушения прав человека, доводит эти нарушения до внимания общественности, добивается освобождения «узников совести» — тех, кто находится в заключении за свои убеждения либо из-за этнического происхождения, пола, цвета кожи или языка. Также Амнистия выступает за справедливый суд для политических заключенных, прекращение пыток и жестокого обращения с заключенными и военнопленными, отмену смертной казни, соблюдение прав призывников на альтернативную гражданскую службу и обеспечение прав беженцев.

Основанная в 1978 году неправительственная организация, занимающаяся мониторингом, расследованием и документированием нарушений прав человека более чем в 70 странах мира. Проводит информационно-разъяснительные кампании, с целью оказать значительное влияние на ту или иную ситуацию. «Хьюман Райтс Вотч» выступает против нарушения тех прав, которые она считает основными правами человека, включая смертную казнь и дискриминацию на основе сексуальной ориентации. Защищает свободы, связанные или исходящие от основных свобод, таких как свобода религии и прессы. Расследует нарушения указанных норм и обнародует результаты в региональных и международных СМИ. Публикуемые организацией отчеты используются в качестве основания для привлечения внимания международной общественности к злоупотреблениям, а также в качестве инструмента давления на правительства и международные организации с целью проведения реформ. Согласно официальным заявлениям, организация не принимает финансовой помощи от правительственных структур, существуя за счёт частных пожертвований. Каждый год «Хьюман Райтс Вотч» награждает титулом «Защитник прав человека» активистов, демонстрирующих лидерство и мужество в области защиты прав человека.

Гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности. Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации.

Международная независимая гуманитарная медицинская организация, предоставляющая неотложную помощь жертвам вооруженных конфликтов, природных катастроф и тем, кому отказано в медицинской помощи. Оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, религиозных убеждений и политических взглядов. Организация ежегодно посылает более 3 тысяч добровольцев в более чем 80 стран мира, включая зоны вооружённых конфликтов. Волонтёры организации работают во многих «горячих точках». Кроме того, «Врачи без границ» ведут профилактическую и просветительскую работу по борьбе с наркоманией и СПИДом. Основана в 1971 году и представляет из себя всемирное движение, состоящее из 23 ассоциаций.

Организация была основана в 1985 году с целью борьбы против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Ежегодно публикует на своём веб-сайте индекс свободы слова более чем 160 стран мира.

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество, основной задачей которого изначально было исследование политических репрессий в СССР. На сегодняшний день это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. «Мемориал» с помощью групп наблюдателей в «горячих точках» на территории СНГ собирает фактический материал, проверяет, анализирует и публикует собранные данные о нарушениях прав человека.

Негосударственная правозащитная организация, работающая в сфере международного права прав человека и международных стандартов системы правосудия. Комиссия представляет собой постоянно действующую группу из 60 видных юристов (судей и адвокатов) из разных стран, в том числе, представителей высшего эшелона судебной власти в Австралии, Канаде, Южной Африке, Германии, Свазиленде, Малави, Ботсване, Аргентине, Колумбии, Сербии, Тунисе, и других странах мира.

Созданная в 1985 году международная коалиция некоммерческих общественных организаций, осуществляющих борьбу против пыток, внесудебных казней, насильственных исчезновений и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. В сеть входят 297 организаций, занимающихся защитой и продвижением прав человека во всем мире. Предоставляет адресную медицинскую, юридическую и социальную помощь жертвам пыток и обеспечивает ежедневное распространение срочных обращений по всему миру с целью предотвращения грубых нарушений прав человека, защиты конкретных людей и борьбы с безнаказанностью. Кроме того, некоторые виды деятельности направлены на защиту конкретных уязвимых категорий населения, таких как женщины, дети и правозащитники.

Международное правозащитное движение, объединившее на сегодняшний день 178 правозащитных организаций в более чем ста странах. Целью объединения является оказание поддержки этим организациям, которые тем самым обретают трибуну для позиционирования на международном уровне. Федерация проводит свою деятельность в следующих направлениях: защита правозащитников, защита прав женщин, защита прав мигрантов, содействие отправлению правосудия и борьба с безнаказанностью, соблюдение прав человека в контексте глобализации, укрепление международных и региональных механизмов защиты, борьба за соблюдение прав человека и законности во время конфликтов, чрезвычайного положения и переходных периодов.

Международная программа, действующая с 1997 года, - совместный проект Международной федерации за права человека и Всемирной организации против пыток. Готовит и публикует ежегодные доклады о ситуации со свободой ассоциаций и положением правозащитников в Европе и странахСНГ.

Институт защиты прав человека, созданный в 1995 году при Международной ассоциации юристов. Проводит обучение юристов, включая судей и прокуроров, правовой защите прав человека и международному гуманитарному праву; осуществляет учебные программы для укрепления судебной власти в странах, в которых имел место вооружённый конфликт или где базовая государственная инфраструктура оказалась подорванной; проводит расследования в странах, где ухудшается ситуация с верховенством права и направляет в них наблюдателей; сообщает органам власти различных стран о допущенных, на его взгляд, нарушениях прав человека; стимулирует международную поддержку изменений в области прав человека, в том числе посредством СМИ; оказывает техническую помощь объединениям юристов, испытывающим нехватку ресурсов.

Международная неправительственная организация, занимающаяся защитой прав журналистов, образованная в 1981 году американским корреспондентом. Организация осуществляет сбор информации о репрессиях и убийствах журналистов по всему миру. Комитет ежегодно присуждает премию «International Press Freedom Awards». Премия присуждается журналистам и правозащитникам, которые за свои публикации и защиту свободы слова подвергались преследованиям.

Независимая организация, занимающаяся защитой свободы слова. Ассоциации была основана в 1992 году в Монреале. Одним из основателей является Комитет защиты журналистов. Объединение состоит из 71 организаций, которые следят за состоянием свободы слова, и направляют собираемую ими информацию отдельным лицам и организациям во всем мире.

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ:по отношению к власти - правительственные и неправительственные;

по отношению к бюджету - бюджетные и небюджетные;по отношению к главной цели - общественные и хозяйственные; по уровню формализации - формальные и неформальные;

Правительственная организация (по)

Такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафикси­рованные в Конституции, указах Президента, например, министерст­ва, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии - финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо­вания - государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.

Неправительственные организации

Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций, например доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне.

Бюджетные организации

источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС.

Небюджетные организации

Сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором - бюджетная организация.

Общественной организацией

является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Формальные организации

Это зарегистрированные в установ­ленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Неформальные организации

Незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.). Признак формирования не­формальной организации - появление неформального лидера. По­явление сильного лидера увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.

Общество с ограниченной ответственностью – это организационно-правовая форма коммерческих организаций, имеющая ряд отличительных особенностей, благодаря которым считается наиболее привлекательной для осуществления предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами. Общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники Общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

Участники общества ООО, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Согласно действующему законодательству, Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании его в результате реорганизации. Однако в качестве единственного своего участника ООО не может иметь другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Как и все юридические лица, Общество с ограниченной ответственностью имеет в своей собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, и может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть ответчиком в суде.

Общество с дополнительной ответственностью - это общество с ограниченной ответственностью, участники которого несут субсидированную ответственность по его обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в соответствии с учредительными документами общества. От общества с ограниченной ответственностью его отличает то, что при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов его участники отвечают субсидиарно (дополнительно) в солидарном порядке. Размер ответственности последних (в отличие от полных товарищей) ограничен лишь той частью их имущества, которая кратна сумме внесенных ими вкладов. Банкротство одного из участников приводит к тому, что его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не определен учредительными документами.

Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Юридические признаки открытого акционерного общества

Прописанные в законе основные признаки открытого акционерного общества следующие:

число акционеров открытого акционерного общества не ограничено по закону; акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать свои акции без согласия других его акционеров; открытое акционерное общество вправе проводить как открытую, так и закрытую подписку на свои акции; открытое акционерное общество обязано предоставлять рынку информацию о своей деятельности в объемах и в сроки, установленные законодательными и иными нормативными актами данной страны, в частности, оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Ориентированные на достижение конкретных результатов неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Они, например, доводят до сведения правительств нужды и чаяния людей, осуществляют общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов и содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль за выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека. Весьма и весьма обширный «третий сектор» (часто употребляется и такой термин) своими способами, средствами и методами, не запрещенными законом, защищает различные интересы граждан, в том числе права и свободы человека.

Законодательство России об НПО

Помимо установленных в ч.1 ст.45 Конституции России гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, ч.2 той же статьи гласит «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч.1 ст.30 («Каждый имеет право на объединение…для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется») по сути дела является конституционной основой деятельности негосударственных, неправительственных (общественных) организаций (НПО), легализуют разветвленную систему правозащитных общественных институтов, существующих за пределами государственного аппарата.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13 Конституции РФ).

Законодательство России почти не применяет понятие «неправительственные организации», хотя оно активно используется в общественно-политической и международно-правовой лексике, в терминологии правозащитных организаций.

Основными законами, регулирующими деятельность НПО, в том числе и правозащитных, являются Федеральный Закон от 19.05.95 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».


Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе Закон «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций и коммерческих организаций. В виду отсутствия в Российской Федерации закона о политических партиях их деятельность регулируется также этим законом. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

В свою очередь некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Согласно закону «О некоммерческих организациях» они могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах.

Российские общественные объединения в соответствии с их уставами могут вступать в международные общественные объединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу этих международных общественных объединений, поддерживать прямые международные контакты и связи, заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Общественные объединения могут быть зарегистрированы в установленном порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные с гражданами Российской Федерации права на объединение (право на свободу ассоциации с другими), за исключением определенных случаев.

Правозащитные НПО в России

В последние годы в России НПО играют все более заметную роль в защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах. НПО специализируются на защите прав различных социальных групп населения (бездомные, заключенные, инвалиды, беженцы, дети, верующие, военнослужащие и др.) или по отдельным видам нарушений (право на жизнь, свобода слова, избирательные права, право на образование, право на обращение в международные органы, свободное передвижение, экологические права и др.).

Ряд НПО как федерального, так и регионального уровня, являются универсальными - они занимаются комплексом проблем, относящихся к правам человека, содействуют законотворческому процессу, осуществляют мониторинг прав человека, оказывают нуждающимся конкретную помощь в защите прав, ведут просветительскую работу в области прав человека, проводят тематические семинары и конференции, издают литературу, развивают международное сотрудничество и т п. Одной из эффективных форм правозащитной работы в России является создание и функционирование общественных приемных, обеспечивающих бесплатной юридической помощью и психологической поддержкой всех нуждающихся. Развитие НПО в России сдерживается в первую очередь экономическими причинами и отсутствием соответствующей нормативной базы. В России по сути дела нет внутренних источников финансирования НПО. Закон РФ от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - «мертвый» закон. Коммерческие структуры России не имеют никакой мотивации для финансовой поддержки третьего сектора. Услуги, предоставляемые правозащитными организациями, несомненно, востребованы обществом. Однако социально незащищенные и ущемляемые в своих правах группы населения, на которые в первую очередь направлена деятельность НПО, не в состоянии оплатить эти услуги.

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» остался в значительной мере благим пожеланием. Никаких мер, тем более государственной поддержки НПО (предоставление в аренду правозащитным организациям помещений (зданий) на льготных условиях, оказание правозащитным организациям помощи в их деятельности) со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации не последовало.

В силу этих основных причин количество, роль, эффективность деятельности правозащитных НПО в России даже нельзя сравнить с аналогичными структурами и механизмами защиты, сложившимися в демократических, гражданских обществах.

Точную статистику правозащитных организаций России привести достаточно сложно - не все из них имеют «юридическое лицо», а значит, не попадают в данные регистрирующих органов; какие-то организации распадаются и прекращают свою деятельность, другие создаются вновь. В базе данных Московской школы прав человека собраны данные на более чем полторы тысячи российских организаций, работающих в области прав человека.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
    • Понятие населения
    • Гражданство и международное право
    • Правовой статус бипатридов и апатридов
    • Правовое положение иностранных граждан
    • Режим нелегальных мигрантов
    • Право убежища
    • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Международные неправительственные организации

Международная неправительственная организация (МНПО) - это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые такие организации стали появляться еще в XIX в., но их численность существенно возросла во второй половине XX в. В настоящее время их насчитывается более 4 тыс., и число их продолжает расти. Необычайно возросли и роль МНПО, их влияние на международные отношения, на развитие и совершенствование международного права.

МНПО поддерживают связи с международными межправительственными организациями, получая при них консультативный статус. В системе ООН такой статус предоставляют как сама ООН, так и все ее специализированные организации, за исключением Всемирного почтового союза. Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Установлены две категории консультативного статуса: I - общий консультативный статус и II - специальный консультативный статус. Ведется также Список (или Ростер) международных неправительственных организаций, которые поддерживают связи с ЭКОСОС. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС. Наконец, в Список включаются МНПО, не вошедшие в эти две категории, но готовые оказать Совету помощь в его работе.

Наибольший объем прав имеют организации I категории. Только они могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Все организации, получившие тот или иной статус или включенные в Список, могут вносить пункты в повестку дня вспомогательных органов ЭКОСОС и выступать в них с устными заявлениями, направлять наблюдателей на заседания ЭКОСОС и его органов, представлять письменные заявления, осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. Однако организации, входящие в Список, могут направлять своих наблюдателей не на все заседания, а только на те, где обсуждаются вопросы, имеющие к ним отношение. Письменные заявления они могут делать только по просьбе Генерального секретаря ООН.

Около 1600 МНПО, активно работающих в области экономического и социального развития, имеют консультативный статус в ЭКОСОС, а еще около 1500 организаций, представляющих интерес для ООН, входят в Список.

В 1996 г. ЭКОСОС приняла Резолюцию 1996/31 о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями, обновив тем самым Резолюцию 1296. В ней предусмотрены три новых момента: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В другой своей Резолюции 1996/297 ЭКОСОС рекомендовал, чтобы Генеральная Ассамблея изучила вопрос об участии неправительственных организаций во всех областях деятельности ООН.

Из специализированных учреждений наиболее тесно сотрудничает с МНПО ЮНЕСКО, которая устанавливает три категории консультативного статуса: А - консультативная и сотрудничающая, В - информационная и консультативная и С - категория взаимной информации. Предусмотрена возможность самой ЮНЕСКО создавать МНПО, а также оказывать им финансовую помощь.

Консультативные связи МНПО устанавливают также с региональными межправительственными организациями. Например, при Совете Европы более 350 МНПО имеют консультативный статус.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляются в различных формах. Назовем некоторые из них.

Информационная . МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций.

Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

Консультативная . МНПО дают советы и консультации организациям, лицам, группам лиц по их просьбе.

Правотворческая . МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. Такие проекты зачастую передаются на рассмотрение государств и межправительственных организаций. Некоторые МНПО специально занимаются неофициальной кодификацией международного права, например Гаагский институт международного права. Большую роль в кодификации международного гуманитарного права играет Международный комитет Красного Креста (МККК), при активном участии которого были разработаны Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним.

Контрольная . Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, основная задача которого состоит в наблюдении за выполнением норм международного гуманитарного права. Ряд МНПО действуют в области прав человека и демократии, например Международная амнистия. Международная федерация прав человека. Международная комиссия юристов контролируют соблюдение международных стандартов по правам человека. Подобные же контрольные функции выполняют МНПО в области охраны окружающей среды, например Международный Зеленый Крест.

Следственная . МНПО неоднократно создавали специальные следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений США в Индокитае (в 1970 г.), Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях. В последние годы ряд МНПО, например Международная амнистия, создавали специальные следственные комиссии для расследования положения с правами человека в Чили, Руанде, Гаити.

МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством. За ними и международным персоналом МНПО признаются определенные привилегии и иммунитеты.

Неправительственные организации (сокращенно НПО) – это структуры, учрежденные частными лицами или некоммерческими организациями, функционирующие на собственные деньги и на основании устава. Слово «неправительственный» в названии означает, что в таких организациях не могут участвовать официальные (правительственные) институты.

НПО имеют несколько источников финансирования:

  • регулярные взносы членов;
  • привлеченные средства – пожертвования, гранты, заказы на выполнение работ и т. д.

Неправительственные организации бывают национальными и международными.

Что такое международные неправительственные организации

Международные неправительственные организации (МНПО) – это структуры, которые не были учреждены на основе соглашения между правительствами разных стран.

МНПО должна быть признана хотя бы одним государством или иметь консультационный статус при другой организации, работающей на базе межправительственного соглашения.

Основные характерные черты МНПО:

  • наличие устава;
  • регулярный или постоянный характер деятельности;
  • многосторонние переговоры, как основной метод деятельности.

Наиболее известными в России и во всем мире являются несколько международных неправительственных организаций.

Наиболее известны следующие организации:

  • Ассоциация международного права;
  • «Врачи без границ»;
  • «Гринпис»;
  • «Международная амнистия» (МА);
  • «Репортеры без границ» (РБГ);
  • «Римский клуб»;
  • «Хельсинские группы» (ХГ);
  • «Хьюман Райс Вотч» (ХРВ).

Ассоциация международного права

Эта международная неправительственная организация создана в 1873 году. В настоящее время консультирует Организацию объединенных наций. Цель Ассоциации: добросовестное применение и развитие международного права, унификация законодательства, устранение коллизий нормативно-правовых актов в различных странах.

«Врачи без границ» (ВБГ)

«Врачи без границ» – это медицинская и гуманитарная организация, которая была создана в 1971 году в Париже с целью помощи жертвам войны в Нигерии. Сегодня «Врачи без границ» работают в большинстве «горячих точек» мира, ведут борьбу с «чумой 21 века»: СПИДом и наркоманией, занимаются просвещением.

Штат ВБГ – более 3-х тысяч человек. Сотрудники организации – дипломированные врачи и младший медицинский персонал. «Врачи без границ» имеют 20 постоянных представительств, каждый год сотрудники этой МНПО выезжают в 80 стран мира.

Наибольшую известность имеют следующие программы ВБГ:

  • помощь пострадавшим в результате геноцида в Руанде (1994 г.);
  • 2002-2003 гг. – работа в Либерии, во время гражданской войны;
  • миссия в Ираке (до 2003 г.);
  • 1979-2004 гг. – миссия в Афганистане и на границе Афганистана с Пакистаном.

Одним из принципов работы «Врачей без границ» является соблюдение нейтралитета во время любой войны или вооруженного конфликта.

Цель ВБГ – защита прав человека, которые были нарушены. Для этого организация воздействует на государственные органы с помощью информационных кампаний и мобилизации общественного мнения.

«Врачи без границ» в РФ помогают бездомным в Москве, больным туберкулезом, жертвам стихийных бедствий – наводнений и землетрясений, занимаются профилактикой СПИДа в наркоманской среде.

«Гринпис»

«Гринпис» – работающая по всему миру природоохранная организация. Деятельность защитников природы началась в 1971 г. в канадском Ванкувере. «Гринпис» борется за решение глобальных экологических проблем, в частности, выступает против употребления нефтяных продуктов. Одним из главных методов работы МНПО является свидетельствование: активисты проникают на место экологического преступления и предоставляют репортерам достоверную, а главное – независимую информацию.

«Гринпис» существует исключительно за счет добровольных пожертвований. Организация не сотрудничает с бизнесом, политическими партиями или государственными структурами. МНПО борется не только против применения нефтяных продуктов, но и выступает против материалов, из которых делают iPhone. Также известна целая серия акций, направленная против возведения некоторых объектов к Олимпиаде в Сочи.

На территории РФ «Гринпис» борется с радиоактивным заражением окружающей среды, с изменениями климата, проводит кампании за сохранение чистоты озера Байкал и т. д.

«Международная амнистия» (МА)

«Международная амнистия» – это организация, созданная в 1961 году в Великобритании. МА является лауреатом премии ООН и Нобелевской премии мира в области прав человека.

Эта правозащитная организация консультирует ЮНЕСКО, Совет Европы и ООН.

«Международная амнистия» борется за свободу самовыражения и совести, с нарушениями прав человека на физическую и психологическую неприкосновенность, выступает против смертной казни и за справедливое судебное разбирательство.

Секции МА есть во многих странах мира, в том числе в России и в Украине. К этой международной неправительственной организации имеют отношение более 2-х миллионов членов и сторонников. Главный офис организации находится в канадской Оттаве.

Практические направления деятельности «Международной амнистии»:

  • помощь родственникам заключенных;
  • отправка наблюдателей в суды;
  • представления в правительства;
  • помощь бывшим заключенным в трудоустройстве или в предоставлении убежища.

Благодаря «Международной амнистии» ООН приняла свою Резолюцию №3059, в которой была официально осуждена практика пыток. Организация выступала за введение нового поста – Верховного комиссара по правам человека и нового органа – Международного уголовного суда.

В связи с глобализацией МА была вынуждена пересмотреть направления своей деятельности в сторону их расширения. Теперь «Международная амнистия» борется за права женщин и за предоставление бесплатного образования детям во всем мире. МА поощряет религиозную терпимость, выступает против незаконных убийств во время вооруженных конфликтов, защищает права мигрантов и беженцев и т. д.

«Репортеры без границ» (РБГ)

«Репортеры без границ» – это правозащитная организация, действующая во всем мире. РБГ начала свою работу в 1985 году. Главный офис «репортеров» расположен в столице Франции, Париже.

Основная цель этой МНПО – борьба против цензуры и за освобождение журналистов, которые находятся в тюрьме по причинам, связанным со своей работой.

«Репортеры без границ» финансируются правительствами Франции и США, а также западными концернами.

В РФ «репортеры» известны главным образом своими акциями против интернет-издания «Курсив», главный редактор которого написал статью «Путин как фаллический символ» и расследованием убийства Пола Хлебникова, редактора Forbes на русском.

«Римский клуб»

«Римский клуб» – это научная организация, членами которой являются ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира. Начав свою деятельность в 1968 г., «Римский клуб» работает над решением глобальных проблем.

«Хельсинские группы (ХГ)

«Хельсинские группы» (ХГ) – это целая сеть неправительственных организаций, которые возникли после подписания Хельсинских соглашений в 1975 году. Одной из целей «Хельсинских групп» было информирование мирового сообщества о настоящем положении дел с правами человека, большей частью в странах «соцлагеря». В прошлом организация работала на полуподпольной основе, а ее сотрудников репрессировали.

В СССР ХГ работала с 1976 по 1981 год, затем, в 1989 году деятельность организации была продолжена. На заре своей деятельности ХГ финансировались исключительно за счет частных пожертвований. Сегодня источники финансирования Международной хельсинской группы – крупные государственные и частные структуры, к примеру, Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, частный «Фонд МакАртуров», «Национальный фонд США в поддержку демократии» и т. д.

«Хьюман Райс Вотч» (ХРВ)

«Хьюман Райс Вотч» – правозащитная организация, создание которой в 1978 году стало реакцией на просьбу о помощи со стороны правозащитных групп Праги, Варшавы и Москвы. Штаб-квартира ХРВ расположена в США. В отличие от современной МХГ, «Хьюман Райс Вотч» принимает только частные пожертвования.

Основные направления работы ХРВ:

  • отстаивание политических прав и свобод;
  • расследование нарушений прав человека и публикация результатов этих расследований;
  • расследование преступлений против человечности;
  • борьба с распространением противопехотных мин;
  • противодействие вербовке детей в качестве солдат;
  • противодействие торговле людьми;
  • защита мирного населения во время вооруженных конфликтов.

Организацию часто критикуют за то, что она выступает инструментом влияния США и НАТО. Однако такая точка зрения, очевидно, не согласуется с позицией организации против Израиля в его конфликте с арабским миром, а также с тем, что в 2005 году ХРВ подала иск на Дональда Рамсвельда, министра обороны США по причине его бездействия в отношении фактов пыток в американских военных исправительных учреждениях.

Правовой статус МНПО в РФ

Деятельность международных неправительственных организаций регламентируется на двух уровнях: международном и на уровне той страны, в которой была создана организация. В первом случае основой деятельности МНПО являются документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека и т. д.

На территории РФ функционирование МНПО регламентируется Конституцией, в частности, статьей 30, которая гарантирует права граждан на создание общественных объединений и на свободу их деятельности.

Государство не может вмешиваться в работу международной неправительственной организации.

МНПО могут быть ликвидированы исключительно по решению судебных органов.

НПО самостоятельно принимают свой Устав, определяют цели и задачи своего функционирования. Роль государства заключается в регистрации уставного документа в Министерстве юстиции. Налоговый орган занимается проверкой финансового аспекта деятельности организации.

Правовое положение общественных объединений определяется Законом «Об общественных объединениях», который был принят 19 мая 1995 года. Право на создание общественных объединений имеют не только российские граждане, но и иностранцы. Таким образом, вполне легитимным является функционирование на территории РФ филиалов международных неправительственных организаций. Ограничения на создание тех или иных МНПО могут устанавливаться только в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, закон запрещает МНПО, деятельность каких направлена на:

  • изменение конституционного строя в РФ;
  • нарушение целостности страны;
  • создание вооруженных формирований;
  • подрыв национальной безопасности;
  • разжигание религиозной, национальной, расовой или любой другой вражды.