Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Основные направления политики ярослава мудрого. Ярослав мудрый и его внутренняя политика

История 6 класс

Карточка № 1 ППС КОЗ по теме: Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого (6 класс)

Задание для учащихся: внимательно изучите источники и заполните таблицу, сделать вывод об успешности политики Я. Мудрого

Источник № 1

Внешняя политика

Источник № 2

С.М.Соловьёв: «В 1054 г. умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, его дея­тельность имеет важное значение в нашей начальной истории».

Н.М. Карамзин: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой».

- Давайте подтвердим или опровергнем высказывания известных русских историков на основании анализа источников

Источник 1

Великий князь показал себя человеком исключительно разносторонним. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. По инициативе Ярослава в 1037 г. был заложен новый главный храм в Киеве - 13-главый собор святой Софии. Он повторил название главной церковной святыни Константинополя - Софийского собора и соперничал с ним по красоте, архитектурному изяществу, размерам.
Во времена Ярослава Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Шло бурное строительство и в других городах - там создавались храмы, крепостные стены. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге он заложил город Яро-славль, названный его языческим именем, а в земле чуди (эстов) основал город Юрьев (нынешний Тарту), который назван в честь его христианского имени - Георгий или Юрий.
Великий князь был ревностным сторонником развития на Руси культуры, образования, грамотности. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки. Ярослав всячески поддерживал книжное дело, переводческую деятельность. Сам он любил книги, особенно церковные сочинения, и многие часы проводил за их чтением.

Источник 2

Внешняя политика. С большим упорством и настойчивостью Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен.
После схватки за Закарпатье Русь и Польша помирились. Польские короли предпочли теперь иметь Русь не врагом, а союзником.
На севере Русь связывали тесные, дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде, принявшей на Руси христианское имя Ирина. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за короля дочь Ярослава Елизавета.

Походы Ярослава Мудрого

Ярослав завершил многолетние усилия Владимира по борьбе с печенегами. В 1036 г. он нанес под стенами Киева сокрушительное поражение печенежскому войску. Это поражение настолько потрясло печенегов, что после этого их набеги на русские земли практически прекратились.
После долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Большая греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали им правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Византийскую империю Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. В знак примирения был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха.

Русь при Ярославе Мудром стала поистине европейской державой. С ее политикой считались все соседи. На востоке, вплоть до низовьев Волги, у нее теперь не было соперников. Впервые Русь одолела орды степняков. Ее границы теперь простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного. К середине XI в. на Руси жило около 4 млн человек.

Источник № 3 Учебник § 8

Критерии оценивания:

Предметные

Метапредметные (0- не умеет; 1- частично; 2 – умеет

Критерии

Ф.И

Заполнены все 3 строки таблицы и сделан вывод - оценка «5»

Заполнены 3 с ошибкой или 2 строки таблицы, сделан вывод - оценка «4»

Заполнены 1 строка или 2 с ошибкой таблицы, вывод не сделан - оценка «3»

Умение работать в паре

Умение слушать и слышать товарища

Никита

Денис

Сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.

После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.

Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята — первый писаный свод законов на Руси.

Мозаика собора святой Софии 11 века

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии стал Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

Вступление

В истории развития Киевской Руси значительное место занимает период правления князя Ярослава Мудрого. Именно в этот период произошел подъем Руси, она стала одним из сильнейших мировых государств. Во время княжества Ярослава окончательно утвердилось христианство. Культура и экономика достигли невиданного ранее расцвета. Князя по праву можно считать основателем книжности и учености на Руси.

Предмет исследования: освещение аспектов внутренней и внешней политики, дипломатической деятельности и культурных процессов Киевской Руси во времена княжества Ярослава Мудрого.

Объект исследования: государственно созидательная и культурная деятельность Ярослава Мудрого.

Актуальность: актуальность темы определяется стремлением изучения своего прошлого через исследования деятельности лучших государственных деятелей.

Цель: проведение объективного анализа исторического наследия, внутренней и внешней политики, дипломатии и культуры Ярослава Мудрого.

  • 1. проанализировать внутреннюю политику Ярослава Мудрого и ее результаты для Киевской Руси;
  • 2. дать оценку дипломатической деятельности Ярослава Мудрого;
  • 3. осветить основные аспекты расцвета культурной жизни Киевской Руси;
  • 4. определить вклад в это Ярослава Мудрого.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

Период княжения Ярослава Мудрого - это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опеки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - Св. Ирины, Св. Юрия, Киево-Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства.

«Русская Правда».

«Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 - 12 вв. Большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого. Сыновья Ярослава, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». Преимущественно Русскую Правду принято разделять на три редакции - Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве.

Основные положения Русской Правды.

Преступление и наказание по «Русской Правде».

С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права Древней Руси проявляется частный характер древних христианско-византийских правовых норм, основанных на римском частном праве. Наиболее ясно такая замена выражается в княжеских уставах и в Русской Правде, где любое преступление определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение материального, физического или морального вреда какому-либо лицу или группе лиц. За эту обиду виновный должен был выплатить определённую компенсацию.

Таким образом, уголовное правонарушение не отличалось в законе от гражданско-правового.

Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»:

  • 1. Кровная месть. Замена языческих понятий о преступлении и наказании новыми понятиями особенно ясно выражается в законодательстве, определяющем наказание за убийство и в постепенном преобразовании института кровной мести. Так, например, по договору с греками 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства. «Русская Правда», в свою очередь, ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.
  • 2. Побои и оскорбление. Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. «Если же на нём не будет никакого знака, то пусть придёт видок; если же не может, то на том конец». Таким образом, в этой статье мы впервые встречаемся с понятием видока, т.е. непосредственного свидетеля - очевидца происходящего. Кроме видока, Русская Правда знает ещё один вид свидетеля - послух, т.е. лицо, которое может ручаться в невиновности обвиняемого, защищать его доброе имя. В отличие от предшествующих обычаев, здесь уделяется внимание не характеру нанесённых повреждений, а рассматривает орудия, которыми наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Такой перечень говорит о том, что закон не учитывает степени опасности для здоровья потерпевшего того предмета, которым наносятся побои. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.
  • 3. Членовредительство. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть.
  • 4. Убийство. Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление. В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен.
  • 5. Кража или порча имущества. Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Целый ряд статей рассматривают различные случаи кражи. В изучаемом мною памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Следует заметить, что Русская Правда предусматривает более суровое наказание в случае совершения преступления группой лиц. Независимо от количества преступников, каждый из них должен был заплатить повышенный штраф по сравнению со штрафом, назначаемым за кражу, совершённую в одиночку.

Говоря о различных группах населения, упомянутых в Русской Правде, следует пояснить, что холоп вовсе не являлся субъектом права, т.е., будучи лично зависимым человеком, он не нёс личной ответственности за свои деяния. За совершённое им преступление должен был отвечать его хозяин. Жизнь холопа ценилась меньше жизни остальных членов общества, и размер штрафа за его увод, т.е. похищение, значительно превышал штраф за его убийство.

Историческое значение Русской правды.

По меркам современных исследователей, историческое значение «Русской Правды» трудно переоценить. Она выступает как один из важнейших источников изучения Киевской Руси, её социальной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и устройства государственной власти. Кроме своего огромного значения для историков Киевской Руси, она выступает также как источник для изучения древних норм и прав человека в сфере преступлений и соответствующих им наказаний, и поэтому является ценным материалом для исследования юридических прав древности, т. е. является ценной для юристов. Если говорить о стиле изложения мысли в «Русской Правде», то можно представить её значение для литературоведов. Да и для своей эпохи «Русская Правда» явилась огромным прорывом вперёд, ведь, по сути, это был первый в истории Киевской Руси сформировавшийся свод законов и общественных норм. Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый проявил себя не только как блестящий дипломат и полководец, но и как законодатель и «устроитель» внутренней жизни государства.

дипломатический княжество ярослав мудрый

Ярослав Мудрый - киевский князь, который правил на протяжении 1019-1054 гг. Также занимал место правителя ростовских и новгородских земель. Был одним из сыновей крестителя Руси Владимира Великого. Мать Ярослава - полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна.

Биография князя

Родился будущий правитель примерно в 980 году. При крещении ему было дано имя Георгий. Женой князя стала Олава Ингигерда - дочь шведского конунга. После битвы под Лиственом внутренняя и была нацелена на увеличение популярности христианства среди народа. Таким образом, он продолжил дело своего отца.

Прозвище Мудрый ему досталось за его законодательные и просветительские дела. В детстве маленький Ярослав хромал, так как при рождении одна нога была немного короче другой. Из-за такой физической особенности отец не брал мальчика с собой на охоту.

Чтобы хоть как-то себя развлечь, Ярослав находил утешение в чтении книг. Благодаря этому, он стал первым образованным человеком, знавшим грамоту. Также можно встретить в древних источниках информацию о князе, где его называли «Хромым». Правда, так нарекли его не киевские славяне, а враги.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого отличилась благоразумием и несла пользу русскому народу. Именно поэтому в то время укрепилась правота выражения: «Хромой означает мудрый».

Первым периодом жизни Ярослава стала борьба за Киев. Когда он достиг зрелого возраста, Владимир Святославич назначил его ростовским князем. После скоропостижной смерти Вышеслава Ярослав Мудрый стал новгородским правителем.

Когда Владимир Великий умер, между его сыновьями возникла борьба за киевский престол. События описаны в «Повести временных лет». Киев был захвачен Святополком I Окаянным, который был туровским князем. Он, имея цель убрать всех соперников, убивает братьев Ярослава Мудрого. И добрался бы и до последнего, но киевского князя предупредила об опасности его сестра Предслава.

Внутренняя политика

В начале своего правления князь много сил вложил в дело повышения грамотности своих поданных. В Новгороде было основано училище для мальчиков, в котором детей учили церковному делу.

Он закупал фолианты, а монахи их переводили. Вскоре эти книги стали служить учебниками для славянских людей. При раскопках историки обнаружили рукописи, на которых дети обучались правописанию.

Ярослава Мудрого, кратко говоря, была также нацелена на градостроительство. Столица Киевской Руси по красоте, можно сказать, соперничала с Константинополем.

В честь долгожданной победы над кочевниками в 1037 году был воздвигнут знаменитый Софийский собор. Таким образом, Киев вышел на один уровень с Византией, где тоже существовали храмы с таким названием. Не менее значительные соборы были сооружены в Юрьеве, Пскове и других русских городах. Также Ярославом Мудрым были основаны такие города, как Ярославль (один находится в Польше, другой - на Волге).

Внешняя политика князя

Правитель Киевской Руси в первую очередь беспокоился о безопасности жителей государства, потому как соседние княжества так и норовили завоевать большие территории. Поэтому внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого заключалась в укреплении защиты, но не путем возведения замков и стен вокруг страны, а договорами о ненападении, походами и подкупами.

Также князь заботился об авторитете государства на международной арене. Сначала Ярослав с Мстиславом совершили поход на Польшу, в ходе которого отбили Червенские города. Позже он был заинтересован Прибалтикой, где обитало племя чуди. Здесь в 1030 году князем был основан город Юрьев, ныне он носит название Тарту.

Создав единое войско из новгородцев, киевской дружины и наемных варягов, он нанес разрушительный удар по печенегам. Подобные походы осуществлялись также на Литву, ятвягов, Мазовию и, конечно же, Византию. Все вышеперечисленные кампании были успешны, кроме последней. Скорее всего, потому что этот поход возглавил сын Мудрого.

Особенностью его политики стали династические браки. Свою сестру и детей он выдал за иностранных монархов и принцев. Сам же он был женат на дочери шведского правителя Олафа. Его сестра вышла замуж за короля Польши - Казимира, дочь Анна стала женой Генриха I, Елизавета - супругой Гарольда Смелого, Анастасия - Андрея I. Сыновья Изяслав и Всеволод, в свою очередь, стали мужьями польской и византийской принцесс.

Развитие культуры в Киевской Руси

«Повесть временных лет» является чуть ли не главным источником информации о просветительской деятельности князя. В ней указано, что политика Ярослава Мудрого в области культуры базировалась на переводе большого количества исторических книг с греческого языка на русский. Это и неудивительно, так как сам правитель очень любил читать, из-за чего его и нарекли Мудрым. Переводы книг заложили фундамент для создания первой библиотеки в Софийском храме, а значит и развития науки и образования среди народов Киевской Руси.

Был создан сборник законов «Русская правда». Сей свод стал главным источником правовых, экономических и социальных отношений славян. Во время его правления развивались живопись и зодчество.

Строительство храмов

Политика Ярослава Мудрого по отношению к церкви была положительной, более того, он всячески старался распространять христианство среди народа. По его приказу в 1036-1037 гг. были сооружены знаменитые Золотые ворота и церковь Благовещения. Помимо этого, были возведены и два монастыря - святых Георгия и Ирины. Примером для этих сооружений стали архитектурные постройки Иерусалима и Константинополя.

Ярослав Мудрый сделал Иллариона первым киевским митрополитом. Достоверно не известно, в 1050-м или в 1054 году было это событие, но главным остаются деяния, совершенные этим человеком. Илларион отстаивал независимость Руси от Константинополя и самостоятельность Киевской епархии.

Историческое значение

Какой была политика Ярослава Мудрого? Вывод из полученных знаний можно сделать следующий: земли Киевской Руси процветали во время правления князя, это бесспорно. Действия умного правителя шли на пользу людям и на благо державы.

Киев укрепил статус сильного государства среди соседних княжеств, став культурным, церковным и экономическим центром Европы. При жизни он успел оставить после себя не только города и соборы, но и завещание для своих сыновей с призывом избегать междоусобиц.

Когда бы внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого стала в малой части примером для его преемников, то Киевская Русь могла бы быть одним из передовых государств в Европе.