Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Диктанты федоренко. Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я


Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв. наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

(22 диктанта на отдельной странице)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата , особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха , используя чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

В каком случае надо обращаться к логопеду
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.

Отношение к дислексии за рубежом
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки. К примеру, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно и охватывает, в первую очередь, центральные регионы. На днях ученые Хельсинкского университета обнародовали результаты исследования, которые свидетельствуют, что причиной нестандартного строения мозга дислексиков может быть мутация гена DYXC1. Однако, как показывает опыт, правильное обучение на раннем этапе развития ребенка может полностью перестроить мозг, устраняя сбой. При своевременном обучении дети, страдающие дислексией, скоро догоняют, а то и перегоняют своих сверстников в учебе. Это вовсе не значит, что те подростки, которые вовремя не обратились за помощью и до сих пор не умеют читать, безнадежны. Просто для них применяются другие методики, которые призваны компенсировать фонематическую несвязуемость за счет других отделов мозга. Чудес здесь не бывает. Детям, которые имеют врожденные особенности, приходится напряженно работать для того, чтобы достичь позитивных результатов. Однако это стоит того. Они учатся не только читать или писать, но и настойчиво идти к своей цели, а, как известно, настойчивость есть залог успеха

Преимущества дислексии
Казалось бы, как может идти речь о преимуществах, если дислексия сама по себе является хоть незначительным, но все-таки нарушением. Однако, как считает Рональд Д. Дэйвис, дислексия - это уникальный дар, и он дается не каждому. Умственная функция, являющаяся причиной гениальности, является также причиной всех вышеперечисленных проблем. Конечно, наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но для повышения его самооценки можно заметить, что мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. Не у всех детей, страдающих дислексией, развивается один и тот же талант, но у всех есть определенные умственные способности.

Основные свойства, характерные для всех дислектиков:
- они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия;
- в высокой степени осознают окружающую их обстановку;
- более любопытны, чем остальные;
- мыслят в основном образами, а не словами;
- высоко развита интуиция и проницательность;
- они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;
- имеют яркое воображение.

Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высоко развитые творческие способности. В последствии может возникнуть настоящий дар дислексии - это дар мастерства, который развивается разными способами и в разных областях. Например, для Альберта Эйнштейна это была физика, для Уолта Диснея - искусство кинематографии и мультипликации, для Грега Луганиса - спорт.

Знаменитые дислексики:

Александр Грейам Белл
Леонардо да Винчи
Мерилин Монро
Нельсон Рокфеллер
Петр Первый
Ричард Роджерс
Стивен Дж.Кэннел
Том Круз
Уильям Батлер Йитс
Уинстон Черчилль
Уолт Дисней
Чарльз Шваб
Шер
Альберт Эйнштейн
Брюс Дженнер
Вупи Голдберг
Ганс Христиан Андерсен
Гарри Вудроу Уилсон
Генри Форд
Грег Луганис
Дастин Хоффман
Джей Лено
Джеки Стюарт
Джордж Бернс
Джордж Буш
Смит Пэттон
Дэни Гловер
Квентин Тарантино

Тесты на определение дислексии для взрослых
Для определения дислексии можно пройти небольшой тест. Характер нарушения определяется врачом с помощью более подробного тестирования. Результаты интерпретировать довольно просто: если Вы отвечаете "Да" более, чем на пять вопросов, тогда можно говорить о наличии у Вас той или иной формы дислексии.

ТЕСТ

Когда Вы проверяете написанное Вами, часто ли замечаете собственные ошибки? (Да / Нет)
- Набирая телефонный номер, часто ли Вы путаете числа? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы проблемы с правописанием? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы даты, время, пропускаете ли важные встречи? (Да / Нет)
- Сложно ли Вам заполнять анкеты? (Да / Нет)
- Затрудняетесь ли Вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другим людям? (Да / Нет)
- Путаете ли Вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие медленнее? (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы трудности с изучением таблицы умножения в школе? (Да / Нет)
- Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге? (Да / Нет)
- Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево? (Да / Нет)
- Когда Вы говорите длинное слово, трудно ли Вам произнести все звуки в правильном порядке? (Да / Нет)

Кроме такого теста необходимо пройти стандартный тест на определение отклонений в слуховой, фонологической, визуальной и других функциях.

Далее определяется проверка способностей к чтению, правописанию, способности оперативной памяти, понимание, интеллекта, трудностей с определением право-лево, визуальное прослеживание, медицинские, генетические факторы и другие.

Школа:

Чувствуете ли Вы себя в школе неполноценным? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы недостаток уверенности в себе? (Да / Нет)
- С трудом ли Вы учитесь, огорчают ли Вас результаты экзаменов или проверочных тестов? (Да / Нет)
- Часто ли Вы пропускаете при чтении слова, приходится ли Вам перечитывать предложение снова? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам читать вслух? (Да / Нет)
- Трудно ли Вам производить математические вычисления? (Да / Нет)
- Часто ли Вы сомневаетесь в правильности написания слова? (Да / Нет)
- Замечали ли Вы, что с неохотой идете в школу, случались ли у вас необоснованные боли в животе в процессе школьных занятий? (если имеются такие случаи, уточните, в каком возрасте это происходило и, по возможности, при каких обстоятельствах) (Да / Нет)
- Представляют ли для Вас трудность какие-либо школьные предметы? Если есть, то какие? (Да / Нет)
- Возникают ли у Вас трудности с переписыванием текста с доски? (Да / Нет)
- Часто ли Вы задерживаетесь дольше всех при выполнении школьного задания в классе (контрольная, самостоятельная)? (Да / Нет)
- Чувствуете ли Вы состояние спутанности сознания при выполнении трудного для Вас задания? (Да / Нет)
- Были ли у Вас изменения в нормальном процессе обучения (в какие-то моменты учеба шла лучше, у какие-то - хуже)? Если да, то в каком возрасте и как часто? (Да / Нет)
- Часто ли Вы испытывали чувство растерянности в школе? По какой причине? (Да / Нет)
- Ваши любимые предметы в школе?
- Ваши нелюбимые предметы?
- Любите ли Вы спорт? (Да / Нет)
- Любите ли Вы искусство, рисовать? (Да / Нет)

На работе и в колледже:

Испытываете ли Вы трудности с выполнением текущих обязанностей? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы трудности при введении новых методов на работе или новых программ в колледже? (Да / Нет)
- Испытываете ли Вы затруднения при выполнении определенных обязанностей на работе? При выполнении каких обязанностей? Опишите. (Да / Нет)
- Испытывали ли Вы чувство спутанности сознания от неспособности справиться с какой-либо задачей на работе/в колледже? (Да / Нет)

Вправо и влево:

Хорошо ли вы ориентируетесь в понятиях право-лево? (Да / Нет)
- Вы левша? ((Да / Нет / Неопределенно (оберукий))
- Есть ли среди Ваших родственников левши? Если есть, то кто? (Да / Нет)
- Если Вы играете в футбол, какой ногой Вы обычно пинаете мяч? (Правой / Левой / Обеими по очереди)
- Возьмите лист бумаги, скрутите наподобие телескопа и посмотрите внутрь. К какому глазу Вы поднесли трубочку? (К левому / К правому)
- Часто ли Вы сомневаетесь, в какую сторону пишется буква или цифра? (Да / Нет)

Медицина:

Есть (были) ли у Вас отклонения в здоровье? Если есть или были, то какие? (Да / Нет)
- Ваш вес при рождении? - Есть ли у Вас проблемы со зрением? Какие? (Да / Нет)
- Было ли так, что Вы не слышали, что Вам сказали люди? Когда это было? (Да / Нет)
- Были ли у Вас инфекционные заболевания уха, лечили ли Вы когда-либо уши? От каких болезней? (Да / Нет)

Используемая литература:

Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998
Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"
Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма"
Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы"
Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии"
Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)"
Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"
Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией"
Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Зрительные диктанты

Диктант 1

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Двор чист.

Маша шила.

Идёт дождь.

Рома пишет.

Я иду в лес.

Мама мыла.

Диктант 2

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лето жаркое.

Журчат ручьи.

Блестит роса.

Лес зеленеет.

Сено скошено.

Выпала роса.

Диктант 3

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лиса рыла нору.

Маша была мала.

Мы были в парке.

Там липы и дубы.

Мама мыла раму.

Сова – ночная птица.

Диктант 4

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Солнце светит.

Повеяло весною.

Март – утро года.

Грачи прилетели.

Я пасу козлёнка.

В лесу красиво.

Диктант 5

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Заря деньги даёт.

Лиха беда начало.

По работе и плата.

Мир – золотая гора.

Два одному - рать.

Бой отвагу любит.

Диктант 6

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Один в поле не воин.

Весна днём красна.

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Без дела слабеет сила.

Делу – время, потехе – час.

Диктант 7

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Вот деревенский луг.

Мы тут любим гулять.

Здесь растут тополя.

Они стройные и высокие.

На тополях гнёзда грачей.

Осенью грачи улетают на юг.

Диктант 8

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Миша с отцом пошли в лес.

Их ждала грибная удача.

Сначала лес был редкий.

Потом сосен стало много.

Они стали собирать грибы.

Мама похвалила грибников.

Диктант 9

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Пчёлы опыляют растения.

Сегодня у пчёл много дел.

Цветы акации богаты мёдом.

Пчёлы торопятся собрать.

Они работают с утра до вечера.

Труд кормит, а лень портит.

Диктант 10

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Жизнь дана на добрые дела.

Срубил дерево – посади два.

Каждому мила своя сторона.

Поспешишь – людей насмешишь.

Белые руки любят чужие труды.

Кто спит весною, плачет зимою.

Диктант 11

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое дело за себя постоит.

Добрый портной с запасом шьет.

Одна книга тысячи людей учит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Коли в мае дождь – будет и рожь.

Диктант 12

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Глаза страшатся, а руки делают.

Муравей не велик, а горы копает.

За один раз дерева не срубишь.

Москва - столица нашей России.

Пушкин – великий русский поэт.

Гагарин - первый космонавт в мире.

Диктант 13

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Кто в слове скор, тот в деле спор.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Ласточки низко летают – дождь обещают.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Диктант 14

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Полынь – это многолетнее растение.

Серебристый цвет степи придаёт полынь.

В народе говорят: «Горький запах полыни».

6 Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

У постели в колыбели братик маленький лежит.

Он лежит, не кричит, только носиком сопит.

Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.

Время экспозиции
(в секундах)

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.

На чужой сторонушке рад и родной воронушке.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Бабочки издавна привлекали внимание человека.

По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.

Бабочки олицетворяют собой красоту природы.

Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.

Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

На берегах этой реки стоят замечательные города.

Разнообразен животный и растительный мир России.

Волга одна из самых полноводных и красивых рек России.

Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.

Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.


Методика работы

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно , только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите , что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.

Правила

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Т ексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (слайд 2)

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

8
9
10
11
11
12

4
4
5
5
5
6

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (слайд 3)

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

12
13
13
14
14
15

6
6
6
7
7
8

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (слайд 4)

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

15
16
16
16
16
17

8
8
8
8
8
8

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (слайд 5)

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

17
18
18
19
19
20

8
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (слайд 6)

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

20
21
21
21
22
22

6
6
6
6
6
6

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (слайд 7)

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

23
23
24
24
24
24

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (слайд 8)

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

25
25
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (слайд 9)

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

0
14
17
20
21
22

5
7
8
10
10
10

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (слайд 10)

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

22
22
23
23
23
24

7
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (слайд 11)

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

24
24
24
25
25
25

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (слайд 12)

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

25
24
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (слайд 13)

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

26
26
27
27
28
28

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (слайд 14)

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

28
29
30
31
32
32

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (слайд 15)

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32
33
33
33
34
34

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (слайд 16)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34
35
35
36
36
37

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (слайд 17)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36
36
37
37
38
38

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (слайд 18)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38
39
39
40
41
42

5
6
6
6
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (слайд 19)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

42
43
44
45
46
46

7
7
7
8
8
8

Дятел долбит дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Без воды цветы завянут.Пролетело жаркое лето.Возле дома посадили ель. назад 1


Солнышко светит и греет.Илья решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней.Город Киев стоит на Днепре.В лесу собирают землянику. назад 1


Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Пёстрый дятел – лесной доктор. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. назад 1


Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. назад 1


Идёт дождик.Я люблю наш город.Весело звенят ручьи.У Андрея чистая тетрадь.Помогай своему товарищу. На камнях греются ящерицы. назад 1


Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Хороша роща в зимнем наряде. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Красивы улицы нашего города. назад 1


Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. назад 1


Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Ребята много и упорно работают. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш президент. назад 1


Мальчики собирали сухие сучья. В поле поспевают рожь и пшеница. Летом ребята отдыхали в деревне. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. назад 1


Давно скосили и убрали поля и луга. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. назад 1


Поднялась за рекой большая серая туча. Зазвенели в лесу звонкие птичьи песни. Разведчики отправились в опасный путь. В верховьях реки водится редкая форель. Дружная семья и землю превратит в золото. Мимо пролетела весёлая стайка стрижей. назад 1


Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Медведи, лисы и кабаны живут в горных лесах. Бегут по оврагам холодные весенние ручьи. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Воробьи и сороки утром прилетают к кормушке. назад 1


В тайге водятся хищные животные: волки, лисы. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Ранней весной много работы в колхозном саду. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Небо покрылось чёрными тучками, и пошёл дождь. назад 1


Лавины и камнепады опасны для покорителей гор. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. От города в тайгу строители проложили дорогу. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Вдоль тропинок разрослись лиловые колокольчики. назад 1


Над горными вершинами сияла одинокая звёздочка. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивают лимоны, мандарины и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел высоко в небе журавлей. Солнце скрылось, и на землю тихо опустилась летняя ночь. назад 1


2


Утро мудро.Будь здоров.Делай добро.Беда ум родит.День - трудень.С делом не шути. назад 2


Было да сплыло.Беден, да честен.Ошибка не обман.Умный уступает.Свой хлеб сытнее.Первый блин комом. назад 2


Век живи, век учись.Один в поле не воин.Секрет не для двоих.Без труда нет добра.Время дороже золота.Шути, да оглядывайся. назад 2


Без ума голова - котёл.Вольного бьют больно.Кто ленив, тот и сонлив.Людей сближает улыбка.В злобе теряется разум.Непоседа портит беседу. назад 2


Без терпенья нет уменья.Без старших не проживёшь. Бумага терпит, перо пишет. Добро помни, а зло забывай. Спрос не грех, отказ не беда. Говори меньше – умнее будешь. назад 2


Говорит бело, а делает черно. Мать плачет, что река льётся. За доброго человека сто рук. В гостях хорошо, а дома лучше. Бранись, а рукам воли не давай. Поменьше слов, побольше дела. назад 2


Ум без догадки и гроша не стоит. Глаза страшатся, а руки делают. Других не суди – на себя погляди. После драки кулаками не машут. Честный человек добро помнит. С миру по нитке – голому рубашка. назад 2


Сробел - пропал.Каша – радость наша.Ссора – оружие глупца.Аптека не прибавит века.Без беды друга не узнаешь. Тому тяжело, кто помнит зло. назад 2


После дела и гулять хорошо. Как ты к земле, так и она к тебе. Без хлеба куска везде тоска. Частые гости – в доме порядок. Доброму слову – добрый ответ. Больше слушай – меньше говори. назад 2


Доброе слово – это доброе дело. Легко того учить, кто слушает. Бранись, а рукам воли не давай. С поклону голова не отвалится. Силу применить легче, чем разум. Берут завидки на чужие пожитки. назад 2


Слова что снег, а дела что сажа. Азбука – к мудрости ступенька. Бархатный весь, а жальце есть. Слова как мёд, а дела как полынь. Болен – лечись, а здоров - берегись. Своего не бросай, чужого не бери. назад 2


Ошибся, что ушибся – вперёд наука. Будет и на нашей улице праздник. Солнце как печка – всех согревает. На всякое хотенье есть терпенье. Кто быстро помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красиво поступает. назад 2


Без дела жить – только небо коптить. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Бабушке один только дедушка не внук. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Правду как ни спрячь, она наружу выйдет. назад 2


Не беда ошибиться, беда не исправиться. Умный себя винит, а вот глупый - товарища. Не для того голова, чтобы шапочку носить. Говорить не думая – что стрелять не целясь. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. Скучен день до вечера, коли делать нечего. назад 2


Не затем руки даны, чтобы даром болтаться. Человек должен быть доволен своим трудом. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. Смотри дерево по плодам, а человека по делам. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. назад 2


От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Битого, пролитого да прожитого не воротишь. Каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной. Будешь учиться доброму, плохое на ум не пойдёт. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. назад 2


Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся. Молния – золотая орлица, наземь пожаром садится. Гостя по одёжке встречают, а по разуму провожают. Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. Сонливого не добудешься, а ленивого не дошлёшься. Беседа – дорогу скоротает, а песня и работу сократит. назад 2


За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заразительны не только дурные примеры, но и хорошие. Словами что листьями стелет, а делами что иглами колет. Беда за беду цепляется, как в цепочке кольцо за кольцо. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. назад 2


3


Вот и утро.Небо синее.Горы высоки.В горах снег.Кавказ велик.Казбек высок. назад 3


На речке туман.Деревья шумели.Щебечут птички.На полянах цветы.В горах живёт эхо.В траве шуршат ежи. назад 3


Звонко поют птицы.Туристы идут в горы.Над озёрами камыши.Дима поймал карася.Всю ночь льёт дождь.Весело звенят ручьи. назад 3


Хорошо в лесу весной.В ущелья пришла осень.На траве блестит роса.Над цветами много пчёл.Чабан пасёт отару овец.На улицах горели фонари. назад 3


Над поляной гудят шмели.В траве трещат кузнечики.От цветов сладкий аромат.Над рекою повисла радуга.Воробьи склевали семечки.В лесах живут олени и зубры. назад 3


Ребята сделали скворечник.Сойка запасает жёлуди на зиму. В дубовых рощах живут кабаны. Машина подъехала к подъезду. На паутинках дрожат росинки. У Наташи лыжи, у Кирилла санки. назад 3


Под деревьями растут ландыши. От цветов идёт сладкий аромат. Душистые розы расцвели в саду. Вьюнок заплёл кусты шиповника. Прыгает по камням горная речка. В верховьях реки водится форель. назад 3


У Оли коньки.Котята резвятся.На столе пироги и чай.Туристы развели костёр.Под окнами звенит капель. С крыши свисают сосульки. назад 3


В берлоге спит медведица. На камнях греются ящерицы. Пестреют цветы на лужайках. Белый снег укрыл поля и луга. Часовщик чинит наши часики. Ребята любят играть в футбол. назад 3


Пёстрый дятел – лесной доктор. Дед Филипп Кузьмич - пасечник. На пасеке одиннадцать ульев. Душистое сено убрали в стога. Дорога петляла по краю обрыва. Молния ударила в сухое дерево. назад 3


Россия и Осетия – навеки вместе. Через перевал летят стаи птиц. В гнезде воробья пищат птенцы. Осина дрожит на холодном ветру. На пруду плавают чёрные лебеди. Прыгает по камням горная речка. назад 3


Зацвела душистая белая акация. На берегу ручья растут ромашки. Осетия гордится своими героями. Филин и сова – ночные хищные птицы. Изучайте экологию родного края. На болоте растут клюква и морошка. назад 3


У сороки гнездо, а у аиста - гнездище. Содержи в порядке книги и тетрадки. Горный воздух полезен для здоровья. Осетия гордится своим заповедником. Кеклики – это небольшие горные курочки. В заповедных лесах много зверей и птиц. назад 3


Серны и туры обитают на горных склонах. Летят в далёкие тёплые края птичьи стаи. По утрам над рекой слышна трель соловья. Красивы весной и летом альпийские луга. На городской площади живут сизые голуби. Альпинисты взбираются вверх по скалам. назад 3


Боровик растёт в еловом прохладном лесу. Рыжие белки в парке берут корм из рук детей. Никогда не разжигай костры под деревьями. Орёл бородач занесён в Красную книгу Осетии. Самый крупный зверь в заповедном лесу - зубр. Над горными вершинами парят огромные орлы. назад 3


Альпинисты разбили лагерь у подножья горы. В путешествие по реке туристы взяли компас. Побежали по горным кручам говорливые ручьи. Река Терек несёт свои воды в Каспийское море. Тяжёлые грозовые тучи скрыли горные вершины. Сверкают на солнце вековые ледяные шапки гор. назад 3


Клёст-еловик выводит своих птенцов в феврале. Лавины и камнепады опасны для покорителей гор. Зимой горный перевал засыпан глубоким снегом. На берегу лесного ручейка они заметили оляпку. В живописных ущельях построили удобные турбазы. Сквозь горный хребет строители проложили дорогу. назад 3


Утренняя зорька выкрасила вершины в розовый цвет. В горах Кавказа проходит государственная граница. По горным тропинкам осторожно шагают пограничники. Водяной воробей оляпка живёт на берегах горной речки. Сверкает в солнечных лучах ледяная верхушка Казбека. Вдоль скалистых склонов петляет узенькая тропиночка. назад 3

Начало школьного образования - это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо. Какие только системы не используются преподавателями начального звена для облегчения запоминания сочетаний букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплект диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.

В чём смысл и преимущества зрительных упражнений Федоренко?

Работа над зрительными диктантами может быть и групповая, и индивидуальная

Зрительный диктант - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает:

Украинский педагог И.Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать:

  • оперативный вид памяти;
  • внимание (как произвольное, так и непроизвольное);
  • периферическое зрение наряду с центральным.

Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования - способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.

Методика проведения диктантов по Федоренко

Диктанты Федоренко можно представить в виде презентации

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений. Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта - 2 слова, всего 8 букв. Во втором - количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции. Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети:

  • легко осмысливают различные тексты;
  • заинтересовываются чтением;
  • быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма;
  • после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты.

Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:

  1. На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
  2. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
  3. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
  4. Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
  5. Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет - методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие.

Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики - 5–10 секунд.

Наборы для работы по методике

Последний набор содержит более сложные слова Продолжаем отработку навыка Работаем над запоминанием слов с шипящими В словах этого комплекта согласные всех групп Работа над сонорными согласными Повторение гласных Отработка употребления ъ и ь Использование тире в простых предложениях Употребление о и а в безударной позиции Употребление е без ударения и под ударением Слова с проверяемыми безударными в корне Многосложные слова Употребление заглавных букв в именах собственных Начинаем вводить многосложные слова Вводим пары глухих-звонких согласных Отрабатываем произношение и написание согласных Отработка методики запоминания графического образа слов Работа над простыми словами

Правила работы со зрительными диктантами

Важно, чтобы дети не отвлекались сами и не мешали другим в процессе работы над диктантами Федоренко

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:

  1. Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
  2. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
  3. Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
  4. Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
  5. Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
  6. Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.