Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Полная чудес могучая природа в заповедном лесу. Полна чудес могучая природа

Цель: показать красоту и величие русской природы через литературные музыкальные произведения.

Задачи:

1 .Обобщить знания детей о признаках времён года.

2. Расширять кругозор; развивать любознательность, мышление, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

плакат «Времена года»;

выставка рисунков «Круглый год»;

жетоны в форме снежинок, цветов, солнышек, листьев;

плакаты с пословицами и поговорками о месяцах и временах года;

костюмы «Зимы», «Весны», «Лета», «Осени»;

шапочки с названием месяцев;

— « Ягодный кроссворд»

корзины — 2 штуки

снежки (в виде ватных шариков) ;

класс украшен снежинками, грибами, цветами, ягодами, шишками, осенними листьями;

магнитофон, диск с песнями.

Действующие лица:

Зима —

Весна —

Лето —

Осень —

Декабрь —

Январь —

Февраль —

Март —

Апрель —

Май —

Июнь —

Июль —

Август —

Сентябрь —

Октябрь –

Ноябрь —

« В любое время года полна чудес природа!»

1-й чтец: Мы расскажем вам о том,

Как земля идёт кругом.

Как весной ручьи текут,

Как зимой снега метут.

Летом как живет природа,

И как осенью погода.

Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прочли сказку Владимира Ивановича Даля «Старик — годовик». Я знаю, что сказка вам очень понравилась. Поэтому я вам предлагаю отправиться в гости к Старику — годовику и побольше узнать о временах года. Вы сможете вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните сказку В.И. Даля: «… Махнул Старик- годовик первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз…» О каком времени года идёт речь?

Дети: О зиме.

Входит зима с братьями месяцами.

Зима: Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И наутро снегом Поле забелело Точно пеленою Всё его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Вед: Много прекрасных строк написано великими русскими поэтами и писателями о красавице зиме. Русский народ всегда любил зиму, с её морозами и метелями, с её праздниками и забавами. Давайте вместе отгадаем «зимние» загадки, а зима нам выдаст жетончики, по которым в конце мероприятия вы получите призы.

Декабрь:

— Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Январь:

— Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Февраль:

— Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Вед: Давайте вспомним основные признаки зимы:

— Скатерть бела, весь свет одела. (Снег.)

— Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (Снежинки.)

— Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд.)

— И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней.)

Вед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери снежки». Для игры нужно два человека. Зима рассыпает снежки, а наша задача собрать как можно больше снежков в свою корзину. Кто больше соберёт, тот и выиграл.

Песня о зиме «Как на тоненький ледок»

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Эх, зимушка- зима

Зима снежная была.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка дружок.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Эх, зимушка- зима,

Зима снежная была.

Он упал, да лежит,

Никто к Ване не бежит.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали

Эх, зимушка-зима,

Зима снежная была.

Вед: Попрощаемся с матушкой — зимой, ждёт нас дальняя дорога, а куда она нас приведёт, подскажет нам опять Старик — годовик. Что там говорится в сказке у В.И.Даля? «Махнул Старик — годовик второй раз — полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…» Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? Правильно, к весне.

Входит весна с братьями месяцами.

Весна: На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поёт, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Вед: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас весна.

Март:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Апрель:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл теперь? (Апрель)

Май:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Вед:

— Какой цветок называют символом весны? (Подснежник)

— Стоит ствол, на нём — кол,

На колу — дворец, во дворце — певец. Кто это? (Скворец)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает — когда это бывает? (Весной)

Вед: А сейчас мы поиграем в игру, которую приготовила для вас Весна. Игра «Прилетели птицы». Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать. Внимание! Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Г алки, макароны.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Г олуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Г алки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы — сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!

Вед: А теперь послушайте «Грибные» частушки.

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно.

  1. Я на дереве сидела,

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы — кувырком.

  1. Кабы-кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

  1. Лёня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками.

  1. Есть грибы съедобные,

Есть и — ядовитые.

Нам съедобные нужны –

Мы на них любители.

  1. На поляне мухомор:

Он пятнист и красен.

Только знай, что он плохой,

Очень он опасен!

  1. В лес берёзовый пойдёт

Каждый знающий грибник.

Там на суп всегда найдёт

Вкусный подберёзовик.

8.Мы частушки вам пропели,

Просвещали вас часок,

А теперь — хватай лукошки,

За грибами все в лесок!

Вед: Вот мы и справились с заданиями весны и дальше в путь! «… Махнул Старик — годовик третий раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь…» Так о каком же времени года сейчас пойдёт речь?

Дети: О лете.

Входит «лето» с братьями месяцами.

Лето: Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Вед: И снова пришло время загадок, теперь летних.

Июнь:

Теплый длинный — длинный день,

В полдень крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

Июль:

Жаркий, знойный, душный день-

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его — вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? (июль)

Август:

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи? (август)

Вед: Лето ещё и ягодная пора. Давайте разгадаем «Ягодный кроссворд»:

1 . КЛЮКВА

2. М А Л И НА

З.ЗЕМЛЯНИКА

4.СМОРОДИНА

5.ЧЕРНИКА

6 .АРБУ3

1 .Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло! (клюква)

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи, (малина)

  1. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица, (земляника)

4.Чёрных ягод пышный куст — Хороши они на вкус! (смородина)

5.Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.(черника)

6.К нам приехали с бахчи Полосатые мячи, (арбуз)

* В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (калина)

Танец под песню Надежды Кадышевой «Уходит лето»

«Песенка о лете»

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете.

Мы в лесу ежа, быть может, встретим

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля- ля-ля, ля-ля-ля…

Вот оно какое, наше лето!

Лето яркой зеленью одето,

Лето ярким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

На зелёноё солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки

И танцуют бабочки — подружки.

Расцветает всё кругом!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля…

Вед: Ну что, ребята отдохнули, вспомнили лето?.. Пора отправляться дальше, нас снова ждет Старик-годовик. « Махнул Старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…» У ворот какого времени года мы оказались?

Осень: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Вед: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой осени. Готовы ли вы ответить на её вопросы? Тогда слушайте!

Сентябрь: Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

Октябрь: Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Ноябрь: Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Песня об осени «Осень как рыжая кошка»

Осень, как рыжая кошка.

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Дождик в окошко стучится

Проситься, проситься в дом.

В небе последняя птица

Нам помахала крылом.

Осень, как рыжая кошка

Поступью лёгкой бежит

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Вед: Вот мы и побывали в гостях у всех времён года. Давайте вспомним у каких? А какие месяцы вы запомнили? Скажите, можно ли выбрать одно из времён года и сказать, что это время года самое лучшее, самое главное, самое нужное? Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы ещё раз убедились сегодня.

Полна чудес могучая природа И хороша она Дети: В любое время года!

Вед: А сейчас настал самый волнительный момент. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Сейчас мы будем награждать победителей.

Награждение победителей.

Вед: Дорогие, ребята! Нам очень приятно, что вы приняли участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Спасибо за участие!

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

1 слайд

«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Руководитель проекта учитель ИЗО Чаврина М. А. Проект выполнила ученица 10 «А» Федорук Анна

2 слайд

Цель проекта: Сопоставить культурные традиции славян с традициями современного времени. Сопоставить образ Снегурочки в литературе, мифологии, музыке и изобразительном искусстве. Задача: Познакомиться с фольклором, а также творчеством В. Васнецова, А. Островского, Н. Римского-Корсакого.

3 слайд

4 слайд

Обычаи, верования, обряды и традиции русского народа уходят глубоко в древность, в славянскую мифологию, необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов и образов. С детства мы знакомимся со сказками, былинами и баснями. С ними мы познаём мир, пытаясь ответить на многие интересующие нас вопросы.

5 слайд

6 слайд

Славянский праздник весны. Праздник Святой Троицы Праздник Ивана Купала – Костромы.

7 слайд

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка – вечно молодая и жизнерадостная, одетая только в белые одежды (редко в пастельные тона). Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

8 слайд

Снегурочка в народной сказке. В. Васнецов. «Снегурочка» По мотивам «Весенней сказки» А.Н. Островского.

9 слайд

10 слайд

Существует версия, что страна берендеев - не совсем сказочное место. Все, что происходит в «Весенней сказке» Островского,- это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины.

11 слайд

Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил немало, поэтому знает многое. Он беспокоится о своём народе, ему кажется, что в сердцах у людей что-то недоброе рождается. Царя не беспокоят деньги и власть, его больше беспокоит состояние душ его подданных. «Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложенье Кровавых нет законов, пусть же Боги Казнят его по мере преступленья, А мы судом народным Мизгиря На вечное изгнание осуждаем.»

12 слайд

Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

Программа проходит под девизом:
«Мы хотим от человека всю природу оградить»
Цели:
1. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле,
чувства ответственности за нее.
2. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
3. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
4. Формирование ответственности за свои действия и поступки.
5. Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы
родного края.
2. Заложить основы природоохранного поведения.
Место проведения: актовый зал
Время проведения: 1 час
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
презентация по теме «Запрещающие знаки»;
карточки с запрещающими знаками;
заповеди юного эколога;
цветные карандаши, фломастеры, бумага;
цветные салфетки, ножницы, клей.
Оформление:
1. Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 17)
2. Выставка книг по экологии.
3. Красная книга.
Ход программы

Вступление:
(звучит музыка «Звуки природы)
Чтец:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
В. Шефнер
Запомните заповеди юного эколога:
 не только смотри, а наблюдай,
 не шуми, а слушай и понимай,
 не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым,
птицам, животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником
природы.
Ведущий:
Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я
рада вас приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это
называется природой».
Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в
области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у
человечества появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых
относятся проблемы экологии.
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень
серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­
«наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем
доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей
от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы
обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.
Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой».
поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот
дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше
многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по
пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд.
За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!
Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.
Прошу команды представиться.
Представление команд. (Приложение № 1).
Команды занимают место за столом.
Ведущий:
Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если
правильно выполните задание.
Команды получают конверты с заданиями.
Ведущий:
Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва,
дерево. (Приложение № 2)
Жюри оценивает конкурс.
Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить
свои баллы. (Приложение № 3, 4)
Станция 1 «Природная аптечка»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут
отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить
может следующая команда.
1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
2. Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка)
3. Вся в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (береза)
4. Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

5. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (ландыш)
6. Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (подорожник)
7. Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений.
(Приложение № 5)
Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»
Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды
раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который
нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?
За
команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

собранный одуванчик и быстроту «их»
правильно
Станция 2 «Музыкальная»
Ведущий:
Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях,
растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет
табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может
следующая команда. (Приложение № 7)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 3. «Загадки из земли»
Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки.
Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если
команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, ­
Я лед, я пот, я ­ облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза ­ застываю. (Вода)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 4 «Экознаки»
Ведущий:
Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право
закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят
бережно относиться к природе (обращается внимание участников на
запрещающие знаки, прикрепленные к доске).
Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)
Ведущий:
Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу.
Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и
фломастеры)
А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков
на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске.
(Приложение №9)
Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске.
Ведущий комментирует.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий:
Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого
нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых
словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы.
(Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные
итоги. (Приложение № 10)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Игра с болельщиками
Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо
объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо
собраться в группу. (Приложение № 11)
Станция 6 «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы»
животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то
ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня
на руках бородавки бывают. Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.
Ответ:
Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме
завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)
Жалоба № 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы
столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что
на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги.
Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз.
А обижают нас незаслуженно.
Ответ:
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она
уничтожает насекомых. (Приложение № 13)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 7 «Птичий базар»
Ведущий:
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить
холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать
своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить
гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую
зиму.
Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под
соответствующими названиями (перелётные или зимующие).
Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка,
скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 8 «Капитаны»
Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом
расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и
значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым
дойдёт до столика жюри.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо
расшифровать.
АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)
(Приложение № 15)
Ведущий:
Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга,
которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это -
КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и
растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира:
остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится
все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а
посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на
помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Жюри подводит окончательные итоги.
Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)
Ведущий:
Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно­игровая программа «Земля
– наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься
о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих
поколений – наша задача и долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для
рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях,
горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи,
горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».
Чтец:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!
Чтец:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!