На фоне массовых призывов к миру во всем мире практически каждое государство постоянно развивает свой ВПК. После Второй Мировой войны на политической арене абсолютное лидерство заняли две сверхдержавы: США и СССР, преемницей которого стала современная Россия. За семидесятилетний период прямого вооруженного конфликта между этими странами не возникло, однако часто отношения вступали в достаточно обостренную фазу.
Именно поэтому целесообразно периодически проводить проверку военного потенциала вооруженных сил. Достигается это путем организации учений или учебных боевых тревог, но здесь есть и политический подтекст, так как любая проверка степени боевой готовности ВС РФ расценивается потенциальным противником, как агрессивный шаг. В то же время, подобные мероприятия направлены на демонстрирование возможностей ВС и готовности их перейти к активным действиям, что должно заметно поубавить пыл зарвавшихся «партнеров».
Следует трезво оценивать обстановку в мире, связанную с постоянным расширением военного блока НАТО. Отрадно понимать, что и волнения США небеспочвенны, ведь успех российских ВКС при выполнении показал высокую степень подготовленности военнослужащих, а также превосходство по многим позициям отечественной техники перед западными аналогами.
Понятие боевой готовности
Про степень боеготовности, пожалуй, слышал каждый из нас, но непосредственное понимание основного термина иногда бывает достаточно далеко от истины. Боевая готовность определяется, как состояние ВС в текущий момент мобилизоваться и выполнить поставленную задачу в условиях реальных боев с противником.
В военное время высокая степень боеготовности важна для всех частей и подразделений. Задачи же при этом должны быть выполнены всеми возможными способами, для чего предусмотрено использование техники, вооружения, ядерного оружия или оружия массового поражения.
Приведение в боеготовность
Процесс приведения вооруженных сил в состояние боеготовности проходит согласно плану. Нормативным документом для личного и командующего состава, а также для должностных лиц служит наставление по боевой подготовке в ВС РФ, включающее в себя соответствующий приказ Министерства обороны, сборник нормативов, где рассматривается боевая подготовка в ВС РФ, нормативы по физической подготовке. Сюда должен быть включен также строевой устав, руководство по методам и средствам маскировки, правила пользования СИЗ, поведения при применении оружия МП и, наконец, учебники для должностных лиц.
Руководство приведением в боеготовность возлагается на командира части. В плане прописаны способы оповещения личного состава, сигналы и места дислокации, определено действие состава суточного наряда и всех дежурных, назначен руководящий состав комендантской службы.
Сигнал к приведению в боеготовность получает дежурный ВЧ. Затем с помощью доступных систем оповещений команда передается командиру части или, как альтернатива, дежурным подразделений. Обязательно при этом провести процедуру уточнения команды.
Подъем роты по тревоге назначается командиром части и объявляется дежурным подразделения. Всех солдат ставят в известность о начале определенной операции и объявляют общий сбор. Если гражданин проживает не на территории воинской части, то он получит команду о сборе от посыльного. Водители военной техники обязаны прибыть в парк, где до назначенного времени им предстоит подготовить машины.
Часто пребывание на место дислокации сопряжено с транспортировкой определенного имущества. Данные работы возлагаются на личный состав, где начальник назначается из старших по званию. После успешных подготовительных мероприятий необходимо дождаться офицеров. Военнослужащие, не включенные в боевой расчет, должны самостоятельно прибыть в пункт сбора.
Постоянная боеготовность
Степень боеготовности зависит от внешних факторов. Прежде всего, таковым является уровень угрозы нарушения границ государства. Необходимо отметить, что для каждой степени готовности четко предписан комплекс мероприятий, который охватывает всю вертикаль подчинения в армии. Только так можно добиться высокой оперативности для сокращения времени реагирования на угрозу.
Статистика показывает, что качество приведения в боеготовность зависит от подготовленности военнослужащих, их полевой выучки. Непосредственное влияние оказывает и профессионализм офицерского состава. Здесь как нельзя кстати приходится упоминание о выполнении всех пунктов общевойскового устава. Не на последнем месте и материально-техническое обеспечение части. При полной укомплектованности подразделение может без труда быть приведено к любой степени готовности.
Одна из утвержденных степеней готовности ВС, в которой может пребывать часть в мирное время, — постоянная боевая готовность. Все подразделения территориально находятся в стационарном пункте, общая деятельность ведется в рядовом режиме. Про поддержание должной дисциплины говорить не приходится, так как она должна присутствовать в любой военной части. Оружие и боеприпасы хранятся в специально оборудованных складах, а техника может находиться на плановом обслуживании. Но не стоит забывать про возможность перевода подразделения в состояние с более высокой степенью готовности.
Повышенная
Состояние подразделения, при котором она ведет плановую деятельность, но в любой момент может выполнить реальную боевую задачу, называется повышенной готовностью. Для данной степени предусмотрены некоторые стандартные мероприятия. Они назначаются командованием подразделения, исходя из внешних условий и внутреннего уклада.
- Отпуска и увольнения, а также увольнения в запас временно не назначаются.
- Суточный наряд усиливается личным составом.
- Устанавливается круглосуточный режим дежурства.
- Регулярно проводится проверка укомплектованности вооружением и оборудованием.
- Офицерам выдается оружие и боеприпасы.
- Все без исключения военнослужащие переводятся на казарменное положение.
В состоянии повышенного боеготовности подразделение должно реагировать не только на предполагаемые действия противника, но и быть готовым к внезапному изменению его планов. Но справедливости ради следует отметить, что пребывать в подобном статусе часть может только во время учений. В реалии же происходит либо осложнение внешнеполитической ситуации, либо все возвращается в мирное русло. Длительное пребывание в состоянии повышенной готовности чревато значительными денежными затратами.
Военная угроза и полная БГ
Военная опасность возникает при максимально допустимом конфликте без ведения активных боевых действий. Вооруженные силы при этом передислоцируются таким образом, чтобы техника была выведена в альтернативные районы, но в целом подразделение выполняло свою основную функцию. Воинские части поднимаются по сигналу тревоги и могут быть направлены для выполнения стратегических задач. Для третьей степени готовности характерны стандартные мероприятия.
- Военнослужащие, которые окончили службу по сроку, не подлежат увольнению.
- Молодое пополнение по призыву не привлекается к службе.
Говоря о финансировании, следует отметить, что в данном случае объем денежных средств на содержание армии еще больший, чем в предыдущем рассмотренном случае. Альтернативные районы обустраиваются не далее, чем в 30 км от места прежней дислокации. Один из них должен оставаться в секретности, в связи с чем может быть и не оборудован коммуникациями. Техника подлежит дозаправке, а личный состав доукомплектовывается боеприпасами.
При полной готовности государство находится на грани ведения боевых действий. При этом предусматриваются различные варианты введения военного положения. Общей мобилизации подлежит весь офицерский состав. Организуется круглосуточное дежурство. Штатные единицы, сокращенные в мирное время, снова укомплектовываются кадрами. Связь между офицерами подлежит шифрованию. Устные донесения обязательно дублируются документально. Перевод подразделения в полную готовность может быть произведен из любого перечисленного состояния.
порядок оповещения военнослужащих, проходящих службу по контракту и проживающих вне расположения части;
порядок получения оружия и боеприпасов, предметов экипировки и имущества;
порядок выноса (вывоза) имущества и материальных средств;
порядок охраны и обороны расположения подразделения;
команды, назначаемые от подразделения, время и порядок их убытия. Содержание боевого расчета ежедневно уточняется на вечерней поверке.
4.2.2. Экипировка личного состава по тревоге
Для успешного выполнения стоящих перед подразделением задач кроме планирования командиру подразделения необходимо особое внимание уделять подготовке личного состава.
Важное место здесь занимает его экипировка, которая включает:
1. Полевое снаряжение.
2. Средства защиты.
3. Запас продовольствия и воды.
4. Шанцевый инструмент.
5. Предметы индивидуального пользования.
6. Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи. Рассмотрим состав элементов экипировки.
Полевое снаряжение – это комплект предметов, предназначенных для
ношения военнослужащим личного оружия, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, запасов продовольствия и воды, предметов индивидуального пользования.
Состав комплекта полевого снаряжения для военнослужащего на основе опыта войск определяется приказом МО РФ 1997 г. № 340 (приложение 2).
Предметы полевого снаряжения хранятся в подразделениях, собранными на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) без боеприпасов.
Снаряжение периодически подвергается осмотру, разборке и чистке с устранением обнаруженных недостатков.
Средства защиты:
противогаз;
общевойсковой защитный комплект (ОЗК).
Запас продовольствия – сухой паек или боевой рацион продовольствия (питания).
Шанцевый инструмент – малая саперная лопата. Предметы индивидуального пользования:
котелок, кружка, ложка;
туалетные принадлежности;
предметы хозяйственного обихода (фурнитура, принадлежности для ухода за обмундированием и обувью);
полотенце;
запасные портянки (носки);
одна пара нательного белья (при необходимости);
шлем стальной;
плащ-палатка.
Индивидуальные медицинские средства:
индивидуальная аптечка;
индивидуальные перевязочные пакеты;
средства обеззараживания индивидуальных запасов воды;
индивидуальный противохимический пакет.
Приказом МО РФ 1997 г. № 210 определен порядок ношения и размещения элементов экипировки военнослужащего.
На поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) располагаются:
фляга в чехле – слева сзади;
сумка для гранат – слева спереди;
малая лопата в чехле – справа сзади;
сумка для магазинов – справа спереди.
В рюкзаке вещевом постоянно содержатся:
котелок с уложенными в него кружкой и ложкой;
фурнитура;
шлем стальной, если он не используется в повседневной жизни.
С получением сигнала на приведение подразделения в боевую готовность рюкзак вещевой пополняется остальными вещами и сухим пайком (боевым рационом продовольствия). При этом туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода вкладываются в карманы рюкзака вещевого.
Для удобства укладки туалетных принадлежностей в подразделениях изготавливаются тканевые мешки.
Чулки и перчатки носятся на поясном ремне (разгрузочном жилете, бронежилете) в чехле справа сзади (за чехлом с лопатой), а плащ – приторачивается к рюкзаку.
Помещать защитный плащ, чулки и перчатки в вещевой рюкзак
ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Индивидуальные медицинские средства оказания первой помощи размещаются:
индивидуальная аптечка – в левом нагрудном кармане куртки;
индивидуальные перевязочные пакеты – в нарукавных карманах куртки;
средства обеззараживания индивидуальных запасов воды – в правом накладном кармане брюк;
индивидуальный противохимический пакет – в сумке противогаза.
4.2.3. Организация проведения занятий по боевой готовности
Определяющим элементом боевой готовности подразделения является его боеспособность, которая в условиях мирного времени зависит от боевой выучки.
Под боевой выучкой понимается комплекс знаний, навыков и умений личного состава, его морально-психологических и физических качеств, обученность и слаженность подразделения для выполнения задач в соответствии с предназначением.
Подготовка подразделения должна проводиться на плановых занятиях и тренировках по боевой готовности, в ходе плановых и внезапных проверок, осуществляемыхстаршиминачальниками, атакжеприпроведениитактическихучений.
Плановые занятия по боевой готовности с личным составом проводятся в начале каждого периода обучения. Программами боевой подготовки предусматривается проведение 3 занятий по боевой готовности продолжительностью 6 ч каждое. Первое занятие проводится в составе роты, отдельного взвода; второе – в составе батальона; третье – в составе.
Последовательное слаживание подразделений осуществляется методом тактико-строевых занятий вначале по элементам с неоднократным повторением в первую очередь тех действий личного состава, которые ими трудно воспринимаются или медленно усваиваются, а затем в комплексе с отработкой всех мероприятий приведения подразделения в боевую готовность.
Кроме учебных эти занятия должны преследовать и такие цели, как проверка реальности разработанных планов, расчетов и изыскание новых путей и способов сокращения сроков перевода подразделения с мирного на военное время.
Исходя из целей первое занятие целесообразно проводить в два этапа: первый – продолжительностью до 4 ч – в светлое время суток, второй – продолжительностью 2 ч – в темное время суток.
Для проведения занятий в расположении роты оборудуются учебные места: в спальном помещении, кладовой для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, комнате для хранения оружия, а также учебное место для обучения лиц суточного наряда.
На учебных местах для личного состава могут быть вывешены:
1. В спальном помещении – схема-график этапов и очередности действий личного состава по сигналам, схема закрепления окон за военнослужащими, осуществляющими светомаскировку с указанием основных и запасных испол-
нителей, плакат с условиями выполнения нормативов по оповещению и сбору личного состава роты, по убытию водителей в парк, погрузочно-разгрузочных команд к складам и т.д.
2. Перед входом в комнату для хранения оружия – график получения оружия с указанием очередности и временных нормативов получения оружия и противогазов.
3. У входа в кладовую – схема-график с порядком экипировки военнослужащих, получения и выноса имущества.
На учебном месте для обучения суточного наряда выкладывается вся документация, определяющая содержание и последовательность его действий:
книга вечерней поверки роты с боевым расчетом, инструкция дежурному по роте на случай тревоги и сбора, документы для учета убывающих команд (посыльных, водителей, погрузочных команд и т.д.).
Назначение учебных мест, оборудуемых в парке, определяется содержанием мероприятий, проводимых личным составом по снятию с хранения автомобильной техники, приведению ее в готовность к применению и выводу в район сосредоточения.
Для проведения занятия командиром роты составляется план-конспект (приложение 3). Порядок проведения занятия может быть следующим.
Во вводной части командир роты объявляет тему, цели, учебные вопросы, порядок проведения занятия, напоминает содержание степеней боевой готовности, проверяет знание личным составом сигналов оповещения, способов их передачи (поступления) в роту и обязанностей согласно боевому расчету.
Затем командир роты распределяет взводы по учебным местам, указывает время занятия на них, определяет порядок замены на учебных местах.
В течение последующего часа командиры взводов в расположении отрабатывают во взводах действия лиц суточного наряда и каждого военнослужащего от момента оповещения до построения команд для следования к местам дальнейших действий. В ходе занятия личный состав осваивает действия при оповещении, подъеме и сборе по тревоге, осуществлении светомаскировки, получении оружия и имущества, выходе посыльных, водителей и других команд по предназначению.
Занятия в расположении роты завершаются 50-минутной комплексной тренировкой по выполнению всех мероприятий в составе роты. При этом особое внимание обращается на организованность и слаженность действий личного состава при получении оружия, средств индивидуальной защиты и другого имущества, экипировка, своевременность построения и убытия команд, правильность действий лиц суточного наряда и старших команд.
Состояние воинских формирований (войск, сил), характеризующее их способность в установленные сроки начать боевые действия и успешно выполнить поставленные боевые задачи (окончательная готовность к выполнению боевых задач).
В Вооруженных Силах РФ установлены четыре степени боевой готовности: ПОСТОЯННАЯ, ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ.
Боевая готовность ПОСТОЯННАЯ -повседневное состояние соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченных всеми видами войсковых запасов, находящихся в готовности к выполнению боевой задачи. Содержание характеризуется: следующим состоянием подразделений и частей: подразделения и части занимаются повседневной деятельностью согласно плану боевой подготовки, при этом дежурные средства несут боевое дежурство; боевая техника, вооружение и автотранспорт содержатся в соответствии с нормами и порядком, установленным приказами и директивами МинОбороны; войсковые запасы боеприпасов, горюче-смазочных и материально-технических средств хранятся в машинах, а основные запасы хранятся на складах
Боевая готовность ПОВЫШЕННАЯ -это такое состояние частей и подразделений, при котором, оставаясь в пунктах постоянной дислокации (в районах боевого дежурства, на полигонах), они проводят дополнительные мероприятия боевой готовности, в результате которых повышается готовность к выполнению боевой задачи. Содержание мероприятий : сбор частей и подразделений, находящихся на учениях, полигонах, работах в свои гарнизоны и проведение мероприятий по их доукомплектованию; организация охраны штабов, казарм, складов, парков боевых машин и других жизненно-важных объектов в местах постоянной дислокации и на полигонах путем усиления наряда выделяемых дежурных сил и средств и выставления парных патрулей; перевод всех категорий военнослужащих, проходящих службу по контракту, на казарменное положение и получение ими личного оружия, средств индивидуальной защиты; уточнение заявок на покрытие текущего некомплекта личного состава,приостановление очередного увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки, и продолжение планового призыва, приостановление откомандирования военнообязанных, призванных на сборы, и приписанного автотранспорта народного хозяйства; снятие с хранения и приведение вооружения и боевой техники в готовность к боевому применению, загрузка войсковых запасов материальных средств в боевые машины и автотранспорт;
В случае пребывния части в боевой готовности ПОВЫШЕННАЯ более двух суток в подразделениях организуются и проводятся занятия по боевой подготовке с учетом выполнения предстоящих задач.
Боевая готовность ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ -это такое состояние частей и подразделений, при котором они поднимаются по боевой тревоге и проводят мероприятия боевой готовности в пункте постоянной дислокации, районах боевого дежурства, на полигонах с последующим, если это необходимо, выводом в районы сосредоточения. Содержание мероприятий : вывод подразделений в районы сосредоточения (при этом средства радиосвязи в местах постоянной дислокации продолжают работу в прежнем режиме); вывод в район сосредоточения командных пунктов управления и подготовка их к работе в полевых условиях; проведение доукомплектования подразделений до штатов военного времени; личному составу выдаются патроны, гранаты, средства индивидуальной защиты, стальные шлемы, противогазы “НЗ”, индивидуальные противохимические пакеты (патроны и гранаты находятся в подразделениях в штатной укупорке).
Боевая готовность ПОЛНАЯ -состояние наивысшей готовности частей и подразделений, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное доукомплектование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение поставленной задачи. Мероприятия : части и подразделения находятся в указанных им районах в готовности к немедленным боевым действиям (выдвижению и занятию районов (позиций) для ведения боевых действий); проводится рекогносцировка маршрутов выдвижения и рубежей развертывания, организуется комендантская служба; принимается (уточняется) решение, доводятся задачи до подчиненных, осуществляется планирование боевых действий; организуется (уточняется) взаимодействие и все виды обеспечения; части (подразделения) ПВО находятся в готовности к немедленному уничтожению средств воздушного нападения противника.
Боевая готовность
вооружённых сил (войск), состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач. Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) Б. г. Постоянная Б. г. обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Боевая готовность" в других словарях:
Боевая готовность - БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, такъ называется готовность войскъ къ походу при переходѣ съ мирнаго положенія на воен. Срокъ Б. гот. складывается изъ времени, потребнаго на мобилизацію, т. е. на укомплектованіе людьми, лошадьми, пополненіе запасовъ и… … Военная энциклопедия
Способность войск (сил) в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил), правильным пониманием командирами, штабами, своевременной… … Морской словарь
боевая готовность - kovinė parengtis statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Ginkluotųjų pajėgų būsena, kai jos pasirengusios bet kurioje situacijoje ir nustatytu laiku pradėti kovos veiksmus ir sėkmingai įvykdyti kovos užduotis. Kovinę parengtį … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas
боевая готовность - Боева/я готовность (номер один) 1) Способность войск в любой момент начать и успешно вести боевые действия. 2) шутл. О полной, мгновенной готовности к чему л. Привести себя в боевую готовность номер один … Словарь многих выражений
Боевая готовность - состояние, обеспечивающее способность войск (сил) в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил), своевременной подготовкой к предстоящим … Словарь военных терминов
Боевая готовность - состояние объединений, соединений, частей (кораблей), подразделений войск и органов ПС РФ, определяющее их способность организованно и в установленные сроки выполнить поставленные служебно боевые задачи по защите и охране ГГ РФ, охране внутренних … Пограничный словарь
Боевая готовность - способность войск быстро сосредоточивать усилия для отражения превосходящих сил противника в оборонительном бою или для нанесения мощного удара по противнику на избранном направлении в наступательном бою. Б. г. войск зависит от обученности… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ - состояние войск (сил), позволяющее им организованно, в установленные сроки начать боевые действия, в ходе к рых успешно выполнять поставленные задачи. Определяется боеспособностью войск (сил) и своеврем. их подготовкой к предстоящим действиями. В … Энциклопедия РВСН
Боевая готовность крепостей - БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ КРѢПОСТЕЙ, являющихся большею частью передовыми оплотами государства, не менѣе важна, чѣмъ Б. гот. арміи и флота, опирающихся на эти крѣп.: неготовность крѣп., какъ существенный признакъ общей неготовности даннаго государства къ … Военная энциклопедия
Состояние корабля (соединения), характеризующее способность вступить в бой с противником (в т. ч. к отражению его внезапного нападения). Имеет несколько состояний (№ 1,2). Например, по боевой готовности корабля № 1 весь личный состав корабля… … Морской словарь
Книги
- Горечь таежных ягод , Владимир Петров. Подполковнику Петрову Владимиру Николаевичу сорок четыре года. Двадцать восемь из них он кровно связан с армией, со службой в войсках противовоздушной обороны. Онсам был летчиком, связистом,…
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:
1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).
При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.
Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.
Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.
В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.
По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.
Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.
Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.
Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.
2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.
Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.
2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.
Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.
Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.
Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).
3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).
В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.
С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.
3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.
В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.
Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.
3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.
Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.
Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.
4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Обзор документа
Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.
Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.
Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.
Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.
Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.
В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.
Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.
Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.