Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Сша всех посчитали по двойным стандартам. Финансирование терроризма: легальные и нелегальные источники (22780)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность финансирования терроризма

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

2. Основные формы и источники финансирования терроризма

Источниками финансирования терроризма могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм. финансирование терроризм легализация административный

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

3. Связь финансирования терроризма с отмыванием денег

Для отмывания денег используются, в сущности, те же методы, которые применяются для сокрытия источников и назначения денег, предназначенных для финансирования терроризма. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут поступать из легитимных источников и (или) от криминальной деятельности. Тем не менее, утаивание источника финансирования терроризма, независимо от того, является ли он легитимным или криминальным, имеет важное значение. Если источник может быть скрыт, то он остается доступным для финансирования будущих террористических акций. Аналогичным образом, террористам необходимо скрыть назначение этих денежных средств, чтобы такая финансовая активность оставалась незамеченной.

По этим причинам ГФМ рекомендует, чтобы каждая страна признала преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций, а также признала такие деяния исходными правонарушениями, предшествующими правонарушениям, связанным с отмыванием денег. И, наконец, группа ГФМ указывает, что восемь «Специальных рекомендаций» в сочетании с «Сорока рекомендациями» по борьбе с отмыванием денег представляют собой правовую основу для предотвращения, обнаружения и пресечения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.

Для принятия мер по борьбе с финансированием терроризма страны также должны расширять свои правовую базу, предназначенную для борьбы с отмыванием денег, распространяя ее действие на некоммерческие организации (в особенности на благотворительные учреждения), чтобы предотвратить возможность прямого или косвенного использования таких организаций для финансирования или поддержки терроризма. В рамках усилий по борьбе с финансированием терроризма также требуется рассмотрение альтернативных механизмов пересылки или перевода денег, таких как «хавала» (прим. нелегальная система перевода денег за границу, распространенная в мусульманских и азиатских странах). В рамках этих усилий также следует планировать меры для предотвращения использования подобных систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

Основное различие между отмыванием денег и финансированием терроризма заключается в том, что в последнем случае источники средств могут быть как легитимными, так и криминальными. К числу таких легитимных источников могут относиться пожертвования, денежные или имущественные дары, предоставляемые таким организациям, как фонды или благотворительные учреждения, которые в свою очередь используются для поддержки террористических актов или террористических организаций. В результате этого различия для борьбы с финансированием терроризма требуются специальные правовые нормы. Однако в том случае, если средства для финансирования терроризма поступают из незаконных источников, борьба с подобными правонарушениями может уже предусматриваться имеющейся в стране правовой базой для борьбы с отмыванием денег, в зависимости от того, какие правонарушения, предшествующие отмыванию денег, предусмотрены такой правовой базой.

4. Понятие легализации преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем -- придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

5. Причины и условия легализации преступных доходов

К важнейшим причинам деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

ѕ сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

ѕ создание видимости законности получения доходов

ѕ сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

ѕ уклонение от уплаты налогов;

ѕ обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

ѕ создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

6. Полномочия уполномоченного органа при применении мер административной ответственности

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

1 Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирванию терроризма» от 07 августа 2001 года;

2 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации” 2010;

3 Уголовное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / Отв. ред. проф. B.C. Комиссаров. М., 2010;

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2010;

5 Лопашенко Н.А. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и характеристика терроризма, его связь с преступностью и новыми технологиями. Трансформация терроризма в современном обществе под влиянием глобализации и этнополитических процессов. Современные формы и тенденции международного терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Понятие и классификация терроризма. Финансовые источники терроризма. Терроризм как террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе. Государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Понятие международного терроризма, основные причины его проявления и история развития в обществе, современное состояние и нормативно-правовые акты, регламентирующие борьбу. Место и роль терроризма в Палестино-Израильском конфликте, главные организации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Понятие, сущность и специфические черты международного терроризма, его виды и основные причины. Взаимосвязь внутренних вооруженных конфликтов и международного терроризма. Создание и террористические действия ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Проблема терроризма в различных ее проявлениях. Распространение терроризма и исламского радикализма на Ближнем Востоке. Экстремизм в исламе как политическое движение. Мероприятия по пресечению деятельности исламистов на территории зарубежных стран.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Характеристика терроризма, как одного из вариантов тактики политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Условия возникновения международного терроризма, его основные формы и методы. Отношение к терроризму в обществе.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Основные типы терроризма. Международно-политическая опасность мирового терроризма. Необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Практика и примеры экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Политические, социальные, экономические и религиозные причины возникновения терроризма; его виды. Исследования влияния исламской религии на политические отношения арабских стран и остального мира. Факторы влияния терроризма на международные отношения.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.

По последним данным, в мире насчитывается более 500 террористических организаций и движений. Большая часть из них имеет характер международных тщательно законспирированных сообществ фанатиков-единомышленников с железной дисциплиной, разветвлёнными связями и мощной финансовой поддержкой. Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до государств-спонсоров терроризма.

Один, давно очевидный, но по дипломатическим мотивам не обсуждаемый факт: без поддержки суверенных государств существование современного терроризма невозможно. Согласно исследованиям, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 миллиардов долларов. «Количество» терроризма породило его новое качество, а технический прогресс, придав ему новые возможности, потенциально уравнял с целыми государствами.

Террористические государства и террористические организации вместе образуют террористическую сеть, составные части которой поддерживают друг друга не только политически, но и оперативно. Поэтому недостаточно уничтожить террористов - следует демонтировать всю террористическую сеть. К режимам, покрывающим и финансирующим терроризм, должны применяться суровые политические, экономические и военные санкции.

Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Необходим комплексный подход, в том числе блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.

Подлинная самостоятельность терроросреды появляется, когда за счёт первоначальной финансовой поддержки сторонников и спонсоров создана система базирования и тренировок и обеспечено самофинансирование. Главный способ самофинансирования - криминальная деятельность.. Сегодня основные источники финансирования терроризма - контроль наркобизнеса, рэкета, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д.

«Экономически оформившийся» терроризм способен к серьезной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег - в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. Терроросреда и создаёт такой экономический сектор, именуемый ныне «серой экономикой».

Для бесперебойной работы серая экономика нуждается в «крыше» из вовлечённых чиновников, т.е. в налаживании коррупционно-лоббистских связей. Для расширения и совершенствования своей преступной деятельности террористы пользуются всё более широкой свободой перемещения по странам мира, либеральной эмиграционной политикой, расширением свободной торговли, новейшими средствами и сложнейшими технологиями отмывания денег.

О такой глобальной проблеме, как отмывание денег, следует сказать особо. Глобализация резко катализировала этот процесс. По данным МВФ, ежегодно в мире отмывается от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов, что достигает 5% мирового валового продукта. В качестве примера активного противостояния этому явлению можно привести принятый в Израиле в 2004 году закон «О противодействии финансированию терроризма», ужесточающий ответственность за финансирование терроризма и существенно расширяющий полномочия властей в этой сфере.

Закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет за оказание финансовой помощи не только самим террористам, но и членам их семей, позволяет правоохранительным органам арестовывать имущество лиц, признанных иностранным государством виновными в террористической деятельности, даже если эта деятельность не направлена напрямую против Израиля.

Глобализация экономики привела к ситуации, когда государство и государственность повсюду в мире явно сдают позиции. Поток товаров и капитала охватил весь мир, а регулирование и контроль остаются в национальной компетенции. В результате экономика определяет политику.

Накоплено достаточно доказательств того, что мировой терроризм связан:

В эпоху холодной войны террористические группы выполняли роль инструмента в противостоянии двух сверхдержав. «Аль-Каеда» Бин Ладена, пакистанское движение «Талибан», палестинский «Хамас» - порождения спецслужб, в силу логики исторического развития вышедшие из-под контроля и зажившие самостоятельной жизнью. Это лишь подчёркивает, как опасно делать ставку на ваххабизм и радикальный исламизм для достижения геополитических целей.

Вовлечение терроросреды в операции спецслужб неизбежно ведет к размыванию границ между ними. При этом терроризм вовсе не цель подобных образований, а всего лишь один из инструментов, применяемый «по мере необходимости». Такой процесс становления спецтерроросреды угрожает подмять под себя государственность. Наиболее известный пример - Колумбия, где только чрезвычайные международные меры сумели вырвать государство из-под практически полного контроля наркомафии.

И государства, и «террор-государства» все шире используют СМИ для создания «терророфобии», которая оказывается инструментом политических игр. Страх перед террором - эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными её видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма была принята Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1999 года. Конвенция

* обязывает стороны предпринимать шаги с тем, чтобы воспрепятствовать и

противодействовать финансированию террористов, прямому или косвенному, через организации, которые утверждают, что преследуют благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещённые виды деятельности, такие, как незаконный оборот наркотиков или незаконные поставки оружия;

  • * налагает на государства обязанность привлекать лиц, занимающихся финансированием терроризма, к уголовной, гражданской или административной ответственности;
  • * предусматривает определение, блокирование и арест средств, выделенных в целях осуществления террористической деятельности, а также раздел с другими государствами средств, полученных в результате конфискации, в зависимости от каждого конкретного случая.

Сохранение банковской тайны более не является основанием для отказа от сотрудничества.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. Интерпол работает по трём основным направлениям:

  • * Создание и поддержка системы глобальной коммуникации полицейских служб. Основное условие международного сотрудничества правоохранительных органов - это возможность беспроблемной и безопасной связи. Созданная Интерполом система называется I-24/7 («Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю»).
  • * Оперативная база данных. Полиция страны - участницы Интерпола имеет доступ к имеющейся в штаб-квартире базе данных. Она содержит имена, отпечатки пальцев, фотографии, пробы ДНК, образцы удостоверений личности и иностранных паспортов и так далее.
  • * Служба оперативной поддержки. Интерпол развивает следующие программы: поиск беглых преступников, координация борьбы с терроризмом, наркотрафиком, с контрабандой людей, преступностью в области финансов, поиск краденых произведений искусства, угнанных машин, биотерроризм.

После терактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был создан командно-координационный центр, который занимается сбором сведений о террористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерпола разрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов и информирование правоохранительных органов других стран как о самих террористах, так и об их деятельности. Были созданы и постоянно обновляются списки международных террористов и террористических групп, создана база образцов краденых и поддельных паспортов и других документов, которыми пользуются террористы.

Интерпол предложил службам безопасности международных организаций воспользоваться его всемирной сетью связи для того, чтобы предупреждать друг друга и полицию о потенциальных угрозах. Он впервые пошёл на то, чтобы открыть доступ к своей информационно-коммуникационной системе I-24/7 кому-нибудь, кроме правоохранительных органов. Теперь же она предоставлена в распоряжение Красного Креста, ООН, Евросоюза и других организаций.

Целесообразность использования Интерпола в борьбе с терроризмом связана с тем, что международный терроризм не может развиваться автономно от других видов транснациональной преступности - торговли наркотиками, оружием, людьми. Было принято решение об учреждении правительствами всех стран - членов Интерпола на своей территории постоянных полицейских бюро, которые должны осуществлять функции Национальных центральных бюро Интерпола и служить центрами международного сотрудничества между правоохранительными органами различных государств.

Единственная гарантия успешной борьбы с терроризмом - постоянное сотрудничество разведслужб, полиции и правосудия всех стран. Страны и народы, исповедующие разные идеалы, религии, но отвергающие террор как способ достижения целей, должны быть готовы к тому, чтобы противостоять опасным вызовам, а для этого обязаны предпринять практические шаги в этом направлении.

В этой связи целесообразно создание единой специализированной антитеррористической структуры с расширенными полномочиями и обязательным членством в рамках ООН, поскольку современные силы и средства, которыми располагают страны, не способны дать адекватный ответ терроризму. При этом должны быть чётко очерчены критерии, по которым страну можно причислить к странам-изгоям. Например, если государство противопоставляет себя такому глобальному сотрудничеству и отказывается ликвидировать базы подготовки террористов на своей территории или выдавать самих террористов. В этом случае уместны и санкции ООН.

Сегодня в общей антитеррористической борьбе стран больше проблем, чем их решений. Одна из главных - отсутствие единой информационной базы о террористах. Для этого необходимо международное сотрудничество спецслужб, обмен информацией, чему будет способствовать создание такого центра.

Террористическая деятельность включает в себя финансирование заведомо террористической организации или террористической группы, или иное содействие им.

Финансирование террористической деятельности организации, подразумевает преднамеренное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

В России выделяют два вида финансирования террористической организации – внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам относят:

· финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;

· средства, поступающие от выкупа похищенных людей;

· производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;

· расхищения бюджетных денежных средств;

· подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств.

К внешним источникам финансирования относятся:

· средства, поступающие от этнических диаспор;

· финансовая помощь от экстремистских международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

Органами безопасности России установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 18 банковских счетов за границей, используемых для этих целей в том числе в Нью-Йорке и Лондоне.

Известны факты, когда террористические организации в России финансировались за счёт производства и реализации контрофактных товаров. В 2000 году был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, который являлся источником финансирования чеченских боевиков. Средний доход данной преступной группировки оценивался в 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен уже к серьёзной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развёртывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. «Отмывание» чаще всего осуществляется в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный финансовый контроль. По этой причине Россию, к сожалению, относят к числу крупнейших «прачечных» мира.



В 2007 году разоблачена подпольная международная криминальная финансовая структура «Хавала», филиалы которой имелись в России. Впечатляет размах криминальных финансистов: только за четыре месяца общий оборот этой организации (банка) составил 4 млрд. рублей «отмытых» денег. Основными клиентами «российской» «Хавалы» били крупные наркоторговцы. Системой отмывания денег московского филиала этой структуры вполне могли пользоваться террористические организации для финансирования крупных терактов, например, в Москве и на юге России. Очевидно, что через эту финансовую наркопрачечную проходили деньги террористов.

В современных условиях особенностью организации внешнеэкономических операций является обязательный учёт возможного «отмывания терроризма», то есть анализ возможной модели отмывания денег той или иной организацией.

Отмывание денег можно описать как «устойчивую» вредоносную и всё поглощающую деятельность, которая приводит к далеко идущим последствиям и результатам». В результате «отмытые» деньги могут стать, и часто становятся, источником финансирования террористических актов.

Но здесь необходимо учитывать и то, что главной целью деятельности по отмыванию денег является «стирка» больших объёмов грязных денег. Террористическая же деятельность способна оперировать и небольшими суммами. Согласно официальным данным, бомбардировка острова Бали обошлась террористам в 19 тысяч фунтов стерлингов, которые не составило бы большого труда поместить в мировую банковскую систему. Американские власти полагают, что терракт 11 сентября 2001 года обошёлся в 200 тысяч долларов США. Незадолго до трагедии террористы снимали наличность с кредитных карт в обычных банкоматах. Но для этого они должны были, как минимум, сначала открыть банковские счета, чтобы потом ими воспользоваться. Далее, согласно традиционной модели отмывания денег, главной целью является полное отделение очищенной наличности от её первоначального источника (стадия интеграции).

Противодействие финансированию террористической деятельности – комплекс сложных мероприятий, определяемых, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. Эти мероприятия связаны с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма.

В 2001 году в России принят специальный закон, направленный на противодействие финансированию терроризма: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Он является реальным, активно функционирующим механизмом вмешательства государства в процессы денежной «подпитки» террористической деятельности.

Убедительной формой участия внешнеторговых организаций предупреждения террористической деятельности является своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных формах, лицах, конкретных фактах.

Например, переговоры по заключению контрактов международной купли-продажи должны начинаться с изучения деловых интересов компаний и предприятий с которыми заключается сделка. Обязательно изучение официальной позиции «нечистоплотных» государств, фирм – партнёров или банков, участвующих в возможном финансировании террористической деятельности или «отмывании» денег террористических организаций.

Организация Объединенных Наций (комиссия FATF) опубликовала документ «Особые рекомендации по выявлению террористических фондов», в котором указаны рекомендации:

Каждая страна должная отнести финансирование терроризма, террористических актов и организаций к категории тяжких преступлений. Главное требование: «все юрисдикции (государства) обязаны противостоять финансированию терроризма, даже если подобные деяния имеют место в юрисдикциях, отличных от тех, где происходит отмывание денег»;

Отчётность о подозрительных операциях, имеющих отношение к терроризму: два ключевых элемента «подозрения» и «достаточных оснований для подозрения». Докладывать о подозрительной деятельности обязаны банки и финансовые учреждения небанковского профиля (конторы биржевых маклеров, участники прямых экспортных и импортных операций, службы перевода денежных средств и др.);

Альтернативные механизмы переводов денежных средств. Три главных элемента данной рекомендации по очистке необходимости таких систем денежных переводов, как чёрный рынок по обмену денег: юрисдикции должны требовать лицензирование или регистрации от организаций, предоставляющих такие услуги; все эти системы обязаны следовать рекомендациям комиссии FATF; юрисдикции должны иметь возможность к применению санкций по отношению к таким системам, если их владельцы не имеют лицензии или регистрации;

Юрисдикции должны наблюдать за деятельностью организаций, чтобы предотвращать все возможные случаи использования последних в целях финансирования терроризма.

Что нужно делать, чтобы вовремя выявить и предотвратить отмывание денег террористическими организациями? Существует ряд предложений:

Узнавайте фирмы – партнёры (предприятия), следуя обязательным процедурам сбора информации. Организация, которая не соблюдает фундаментальных правил проверки, после заключения контракта международной купли – продажи становится особенно уязвимой. Нельзя забывать, что современные преступники располагают своими способами «убеждения» и «воздействия». Также известно, что террористы всё чаще прикрываются чужими именами, которые никаким образом не связаны с терроризмом. Нельзя недооценивать важность процедур сбора информации (в начале подготовки внешнеторговой сделки или же в процессе);

Отслеживайте подозрительные финансовые операции;

Докладывайте и анализируйте всю доступную информацию правоохранительным органам.

Предупреждение террористической деятельности и терроризм в целом представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства. При всём этом терроризм неискореним, поскольку является разновидностью «извечного и не умирающего спутника человека – убийства». Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, чтобы больше не рождались люди, которые путём террора решили свои корыстные задачи, причём не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться терроризму и вовремя выявлять террористическую угрозу.

В целом в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика террористической деятельности должна осуществляться на до преступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Бороться с терроризмом должно государство, но победить его может только общество. Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими.

Помощь каждого гражданина страны в борьбе с терроризмом может выражаться по разному: внимательно следить за происходящим вокруг, не оставаться безучастными к чужому горю, помогать как жертвам теракта, так и правоохранительным органам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Назовите основные принципы борьбы с терроризмом.

3. Какие меры обеспечивают предупреждение террористической деятельности?

4. Назовите основные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие антитеррористическую деятельность.

5. Назовите основные мероприятия системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Перечислите основные задачи федеральной антитеррористической комиссии Российской федерации.

7. Источники финансирования террористической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проявление терроризма в России в конце XX - начале XXI в. Хронология осуществления террористических актов

1995 год
14 июня г. Буденновск, Ставропольский край захват заложников в больнице, погибли 166 человек, ранены более 400 человек
1996 год
9 января г.Кизляр, Республика Дагестан нападение и захват заложников, погибли 78 человек, ранены несколько сот человек
16 ноября г.Каспийск, Республика Дагестан взорван девятиэтажный дом, где проживали семьи российских пограничников, погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок
11 июня г. Москва взрыв в вагоне на станции метро «Тульская», погибли 4 человека, ранены 14 человек
28 июня г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика взрыв автобуса на городском автовокзале, погибли 8 человек, ранены 23 человека.

После подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 г. территория Чеченской Республики была превращена лидерами экстремистов в террористический анклав, в котором не действовали никакие законы, кроме криминальных, а также искаженных шариатских. Систематический характер приобрели набеги и грабежи как на территории самой Чеченской Республики, так и в сопредельных ей Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Процветало заложничество, принявшее массовый характер и ставшее основным промыслом бандформирований. Число заложников, находящихся в плену у террористов, по различным оценкам, составило от 1700 до более 2000 человек. Сумма выкупа колебалась от 10 тысяч до 1 млн. долларов США и более.

С вооруженным вторжением террористических формирований в Республику Дагестан фактически началась эскалация террористической угрозы на всей территории России. Об этом свидетельствует хронология наиболее масштабных терактов в период проведения контртеррористической операции 1999-2001 гг.:

1999 год
19 марта взрыв на Центральном рынке г. Владикавказа, погибли 64 человека, получили ранения более 100 человек
4 сентября г. Буйнакск, Республика Дагестан взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров 136-й бригады Минобороны России, погибли 64 человека, из них 23 ребенка, ранены 146 человек
В ночь с 8 на 9 сентября г. Москва в результате взрыва дома № 19 на улице Гурьянова погибли более 90 человек, получили ранения около 200 человек
13 сентября г. Москва в 5 часов утра взорван жилой дом № 6 по Каширскому шоссе, погибли свыше 120 человек, в том числе 13 детей
16 сентября г. Волгодонск Ростовская область взрыв девятиэтажного жилого дома, погибли 18 человек, из них двое детей, госпитализированы 85 человек, общее число пострадавших составило 310 человек
2000 год
2 июля г. Аргун, Чеченская Республика проживали челябинские милиционеры, погибли 25 человек, получил ранения 81 человек
9 июля г.Владикавказ, Республика Северная, Осетия - Алания взрыв на Центральном рынке, погибли 6 человек, получили ранения 16 человек
8 августа г. Москва взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, погибли 12 человек
12 октября в результате взрыва, начиненного взрывчаткой грузовика, у здания Октябрьского РОВД погибли 15 человек, ранены 18 человек
8 декабря г. Пятигорск, Ставропольский край в результате взрыва на автостоянке Верхнего рынка погибли 4 человека, получили ранения 45 человек
9 декабря с. Алхан-Юрт, Чеченская Республика в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля у мечети погиб 21 человек, ранены 50 человек
2001 год
5 февраля г. Москва взрыв в подземном вестибюле станции метро «Белорусская-кольцевая», пострадали 200 человек
24 марта г. Минеральные Воды, Ставропольский край около Центрального рынка взорван автомобиль ВАЗ-2103, начиненный 50 килограммами тротила, погиб 21 человек, ранены более 50 человек
19 августа г. Астрахань в результате взрыва на вещевом рынке погибли 8 человек, ранены 70 человек
10 ноября г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания в результате взрыва на рынке «Фаллой» погибли 5 человек, получили ранения 66 человек

Военно-силовая составляющая контртеррористической операции 1999 - 2001 гг. явилась точкой отсчета, предопределившей ликвидацию сепаратистского режима и его пособников на территории Чеченской Республики. И все же, несмотря на успех этой операции, главная цель -обеспечение безопасности населения региона от террористической угрозы так и не была достигнута. Напротив, рассредоточившиеся банды экстремистов сделали террор своим основным оружием в дестабилизации обстановки в регионе и других жизненно важных центрах страны. Сам же терроризм принял систематический и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует следующая хронология терактов в 2002-2005 годах:

2002 год
8 апреля г. Грозный, Чеченская Република подорван автобус с чеченскими омоновцами, погибли 18 человек, ранены около 20 человек
28 апреля г. Владикавказ, Республка Северная Осетия -Алания в теракте на Центральном рынке погибли 10 человек, ранены 40 человек
6 августа с. Шатой, Чеченская Республика в результате подрыва на фугасе автобуса с чеченцами, служившими в местной комендантской роте, погибли 9 человек, ранены 7 человек
10 октября г. Грозный, Чеченская Республика при взрыве в здании Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, ранены 7 милиционеров
23 октября г. Москва захват в заложники более 900 зрителей в Театральном центре на Дубровке, при освобождении погибли 129 заложников
27 декабря г. Грозный, Чеченская Республика взрыв двух грузовиков у Дома правительства, погибли 83 человека, в том числе женщины и дети, получили ранения более 200 человек
2003 год
12 мая ст. Знаменская, Чеченская Республика взорвано здание районной администрации и отдела Управления ФСБ России по СКВО, погибли более 40 человек, ранены более 70 человек
14 мая с. Илисхан-Юрт, Чеченская Республика террористка-смертница подорвала себя в толпе во время религиозного праздника, погибли 18 человек, получили ранения 145 человек
5 июня г. Моздок, Республика Северная Осетия -Алания взрыв автобуса с военнослужащими на аэродроме, погибли 18 человек
5 июля г. Москва во время проведения рок-фестиваля «Крылья» подорвали себя две террористки-смертницы, погибли 16 человек, ранены 20 человек
1 августа г.Моздок, Республика Северная Осетия -Алания террорист-смертник полностью разрушил военный госпиталь, погибли 52 человека, получили ранения более 80 человек
5 декабря г. Ессентуки, Ставропольский край в результате взрыва в электричках погибли 38 человек, ранены 160 человек
9 декабря г. Москва две террористки-смертницы подорвали себя у гостиницы «Националы), погибли 6 человек, ранены 14 человек
2004 год
6 февраля г. Москва взрыв в поезде московского метро, следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погиб 41 человек, получили ранения около 250 человек
В ночь с 21 на 22 июня Республика Ингушетия в результате диверсионно-террористической акции и нападения на органы внутренних дел погибли 79 человек
31 августа г. Москва теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, получили ранения более 30 человек
23 августа взрыв самолетов Ту-134 и Ту-154, погибли 90 человек
1 - 3 сентября г. Беслан, (Республика Северная Осетия -Алания) захват заложников в средней школе № 1, погиб 331 человек, в том числе 186 детей, получили ранения 472 человека, были признаны потерпевшими 1395 человек.

Средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;..."

Источник:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Финансирование терроризма" в других словарях:

    Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - (ЕАГ) региональная группа по типу ФАТФ, государствами участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 12 государствам и 17… … Википедия

    Информационный Центр Изучения Терроризма - Местоположение Рамат ха Шарон, Израиль Руководитель Реувен Эрлих Образование 2001 Официальный сайт … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма - Неправительственная организация Информационный Центр Изучения Терроризма им. Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основания … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма им. Меира Амита - Неправительственная организация Информационный центр разведывательной и антитеррористической информации им. генерала Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основан … Википедия

    Группа «Эгмонт» - Группа «Эгмонт» неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира. Содержание 1 … Википедия

    Специальные рекомендации ФАТФ - по борьбе с финансированием терроризма – девять рекомендаций, которые были разработаны в дополнение к 40 действующим после террористической атаки в США 11 сентября 2001 года. Задача специальных рекомендаций – создание основы для системы выявления … Банковская энциклопедия

    Содействие террористической деятельности - деяние, являющееся преступным согласно статье 205.1 Уголовного кодекса РФ. Под содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера (террористический акт, захват заложника,… … Википедия

    Апрель 2010 года - ← Март 2010 года Май 2010 года → 1 апреля Капитанами регентами Сан Марино на предстоящие полгода избраны христианский демократ Марко Конти и лидер Союза умеренных Глауко Сансовини. В Индии началась перепись населения. Попытка переворота в… … Википедия

    Уголовное право - Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

    Силантьев, Роман Анатольевич - Роман Силантьев Дата рождения: 15 сентября 1977(1977 09 15) (35 лет) Место рождения: Москва, Россия Страна … Википедия

Книги

  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов , Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа. Отмывание денег и финансирование терроризма основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми… Купить за 1123 грн (только Украина)
  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов , Пол Аллан Шотт. Отмывание денег и финансирование терроризма – основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми…

Терроризм -- политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

Финансирование терроризма имеет схожие черты с отмыванием денег. Это касается преимущественно методов и способов использования элементов финансовой системы. Однако, финансирование терроризма имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от отмывания денег.

Прежде всего, следует отметить, что источниками при отмывании денег всегда являются преступления. Целью же процесса отмывания является желание воспользоваться преступными доходами, предварительно придав им вид полученных легально.

Что касается источников финансирования терроризма, то ими также могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм.

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

В отличие от отмывания денег, финансирование терроризма осуществляется не с целью воспользоваться преступными доходами, а для достижения политических и идеологических результатов от террористической деятельности.

Финансирование терроризма намного чаще, чем отмывание денег, осуществляется с использованием неформальных (альтернативных) систем перевода денег, таких, например, как "хавала" или курьеров, оперирующих "наличными".

Кроме того, при отмывании денег средства сначала выбывают из формального владения лица-инициатора этого процесса, а затем возвращаются к нему же в "отмытом" виде. При финансировании терроризма, кроме случаев самофинансирования, деньги выбывают из собственности одних лиц, а попадают в собственность других для осуществления террористической деятельности.