Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Международнаяправосубъектность государственно-подобных образований. Государство - основной субъект международного права Государственноподобные образования как субъекты международного права

УДК 342 ББК 67

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В ГОСУДАРСТВЕННО ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Виталий Васильевич Оксамытный,

руководитель Научного центра сравнительного правоведения, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.01 - история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы, связанные с содержанием правовых систем в иных, чем государства, государственно организованных образованиях, - непризнанных государствах, территориях с ассоциированной государственностью, зависимых территориях.

Ключевые слова: правовая система, государство, государственно подобные образования, непризнанные государства, территории с ассоциированной государственностью, зависимые территории.

LEGAL SYSTEMS IN STATE-LIKE FORMATIONS

Vitally V. Oksamytnyy,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Head of the Scientific Center of Comparative Law, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the А.S. Griboedov Institute of International Law and Economics

Abstract. In article the author deals with problems related to the content of legal systems in state-organized entities other than the state - unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Keywords: legal system, state, state-like formations, unrecognized states, territories with associated statehood, dependent territories.

Государственно-правовая карта современности свидетельствует о том, что системообразующие процессы становления, закрепления и развития государственности, начавшиеся тысячи лет тому в недрах родового общества, далеки от завершения.

В специальных источниках указывают на существование на современной карте мира более 250 различных стран1, из которых около 200 признаются независимыми государствами. Последние обладают суверенным территориальным и личностным верховенством, признаны всем международным сообществом и в таком качестве являются полноправными государствами-членами Организации Объединенных Наций2.

1 См., например, Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) // URL: http//www.kodifikant.ru.

2 Члены Организации Объединенных Наций. // URL: http:// www.un.org./ru/members.

В то же время, выделяя основоположную категорию современного мира, следует различать зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия - «государство», «страна», «государственно подобные образования», «квазигосударство», «государственно организованные общества (сообщества)». Понятие «страна» скорее относится к историческим, культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам (особенности проживания и сложившейся культуры населения, привносимые языком общения, обычаями, традициями, менталитетом, религией) и, в силу этого, носит менее официальный характер.

Вполне возможны случаи, когда страной называют также колониальные владения, либо одна страна могла быть представлена двумя и более государственными образованиями.

В частности, Германия с 1949 по 1990 годы состояла из Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и «особой политической единицы» - Западного Берлина, имевшего собственные властные структуры и даже конституцию 1950 года.

Йемен как страна был разъединен на протяжении трех десятилетий и состоял из собственно Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен, пока не был объединен также в 1990 году в единое государство - Республику Йемен.

«Временное» разделение Вьетнама по результатам Женевской конвенции 1954 года вылилось в существование двух государств - Демократической Республики Вьетнам и Государства Вьетнам вплоть до их принудительного объединения в 1976 году в качестве Социалистической Республики Вьетнам.

После Второй мировой войны Корея была разделена по 38-ой параллели северной широты на две зоны военной ответственности - советскую и американскую, а в 1948 году на территории этих зон возникли: Корейская Народная Демократическая Республика на севере некогда единого государства и Республика Корея на юге страны, и т.д.

Различие в понимании и применении данных понятий существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке - со словами «country», которое ближе к понятию «страна», и «state» (государство). В то же время в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

К реалиям современного мира относят, в частности, ситуации, при которых ряд образований с элементами государственности, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендуют на создание собственных государств и таковыми себя считают.

До сих пор существуют остатки колониальной системы, которые в эпоху политической корректности принято называть в рамках статистики, принятой в ООН, зависимыми территориями. Более 40 территориальных владений, зависимых или «самоуправляющихся» территорий, разбросаны по пространствам Земли. И большинство из них, обладая определенными самостоятельными правовыми

полномочиями, настаивают на предоставлении им особого государственного статуса.

Помимо стран, объявляющих о своей фактической либо мнимой независимости, в мире остаются и иные государственно организованные образования, которые обладают практически большинством характерных черт государства за исключением такого его определяющего в современную эпоху признака, как международного признания.

Среди них особое место занимают государственно организованные образования, претендующие на полную самостоятельность, однако считающиеся так называемыми непризнанными государствами, государствами в стадии становления, квазигосударствами.

Подобных образований, как в недавней истории, так и сегодня, насчитываются десятки3. У каждого - собственная судьба и место в мировом государственно организованном сообществе.

Причинами их появления могут быть как революционные потрясения, так затяжные межконфессиональные и межнациональные конфликты, национально-освободительная борьба и стремление отдельных частей сложносоставного государства к самостоятельности и независимости.

Они могут быть поддержаны единомышленниками в других странах, признаны соседями или влиятельными державами, могут десятилетиями оставаться в политической, экономической или военной блокаде. И в то же время поддерживать на собственной территории порядок, осуществлять властные, фискальные и иные функции, то есть обладать собственной правовой системой.

Правопорядок формируется на основе функционирования всех составных частей механизма действия права (а в него практически включаются как «неподвижные» элементы (например, источники права), так и процессы правотворчества, право-реализации и правотолкования) . И потому установление правового порядка в качестве цели правовой системы предполагает рассмотрение последней и в статике, и в динамике, что дает возможность включать в содержание правовой системы совокупность ее элементов и связей между ними.

3 Современные непризнанные государства и страны мира // URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/nepriznannye-strany.html

Предлагаемая ниже трактовка компонентов правовой системы, учитывая проведенные в юридической науке сравнительные исследования, обращает внимание на последовательность проявления ее структурных частей и взаимосвязи между ними, рассматривая их как универсальные категории, характерные практически всем государственно организованным обществам:

Право во всех его проявлениях в общественной жизни (естественное и позитивное, легитимное и законодательное, субъективное и объективное, обычное и формальное, официальное и теневое и т.п.);

Правопонимаиие в совокупности доминирующих правовых учений общества, уровня и особенностей правового мышления народа;

Правотворчество как познавательный и процедурно зафиксированный способ подготовки, оформления и принятия общеобязательных правил поведения в обществе;

Источники права как официальные юридические документы и/или положения, содержащие общеобязательные правила поведения в государственно-организованном обществе;

Юридический массив, включающий в себя действующее в государственно-организованном обществе законодательство как систему официально установленных и взаимосвязанных нормативных актов общего значения;

Юридические учреждения, созданные в государственно организованном обществе для функционирования его правовой системы (правотворческие, правоприменительные, правозащитные, правоохранительные);

Механизм осуществления права, в котором сосредоточиваются процессы его реализации (правовые отношения, юридические факты, правореализация, решение пробельности в праве, разрешение юридических конфликтов, толкование права);

Результаты действия права, заключаемые в установлении в государственно организованном обществе правопорядка, определяемого режимом законности и правовой культурой его субъектов.

Среди современных государственно подобных образований, не входящих в ООН, но претендую-

щих на официальный государственный статус и в ряде случаев, признанных некоторыми государствами-членами ООН, выделяются:

Частично признанные государства, находящиеся в процессе создания (к ним отнесена Палестина, международно-правовой статус которой определен как «государство-наблюдатель при ООН, не являющееся ее членом»);

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию (к ним относятся Абхазия, Косово, Северный Кипр («Турецкая республика Северный Кипр»), Тайвань («Китайская Республика»), Южная Осетия);

Частично признанные государства, контролирующие часть своей территории (например, Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика);

Непризнанные государственные образования, фактически контролирующие свою территорию (в частности, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика (Арцах), Донецкая Народная Республика, Сома-лиленд);

Непризнанные протогосударственные образования, контролирующие часть заявленной ими территории (к такому квазигосударству относят ИГИЛ (ДАИШ) - запрещенную во многих государствах исламистско-суннитскую террористическую организацию с шариатской формой правления, которая насильственно удерживает часть территории Сирии и Ирака). Самопровозглашенные государственно-подобные структуры обладают практически всеми атрибутами государственной власти, в том числе законодательно-представительными и правоприме-няющими учреждениями. Существенное отличие их от суверенных государств заключается именно в международно-правовом статусе, не позволяющем рассматривать такие образования полноправными частями мирового сообщества.

Нередко их правовые системы качественно отличаются от государств, в состав которых они формально должны входить, и этот разрыв продолжает усиливаться.

Так, до фактического самовыделения Приднестровской Молдавской Республики из состава Молдавии на территории ПМР действовало законо-

дательство Молдавской ССР, позже - ССР Молдова. Со 2 сентября 1990 года (день одностороннего провозглашения независимости Приднестровья) их системы законодательства начали развиваться вне зависимости друг от друга и различие между «материнской» и отколовшейся правовыми системами все более возрастает .

Если новое право Республики Молдова ориентируется на традиции романской правовой семьи континентального (европейского) права, то законодательство Приднестровья с момента провозглашенной государственности следовало в целом российскому образцу. В литературе констатируется, в частности, что «особенностью правового режима территории ПМР являются значительное ограничение (почти отсутствие) влияния правовой системы Молдовы и действие на территории Левобережья Приднестровья, помимо законов ПМР, законов СССР и преломленных через акты органов ПМР законов РФ (без какой бы то ни было официальной инициативы России)» .

В ноябре 1983 года в северо-восточной части острова Кипр, оккупированной турецкими вооруженными силами, была провозглашена Турецкая республика Северный Кипр (в 1975-1983 гг. - Турецкое Федеративное государство Кипр), признанная в настоящее время только Турцией. Несмотря на международную изоляцию, эта территория пытается осуществлять собственную государственно-правовую политику, создав структуры собственной законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках замкнутой правовой системы, ориентированной на принципы и институты турецкого права4. Более того, на картах, изданных в Турции и на Северном Кипре, именно эта часть острова именуется государством, тогда как южная - собственно Кипр (государство-член ООН и Европейского Союза) лишь «Греческой администрацией Южного Кипра».

Подобные непризнанные государства с собственными правотворческими органами и законодательством могут существовать десятилетиями. В частности, нынешняя правовая система Тайваня - острова, который его власти официально называют «Китайской Республикой», уже почти 70 лет явля-

4 Правовая система Кипра. URL// http://cypruslaw.narod.ru/ legal_system_Cyprus.htm.

ется «наследницей» правовой системы континентального Китая, имея основой принципы и институты германской правовой семьи континентального (европейского) права, при наличии некоторых элементов англо-американского права. Исторически на правосознание и правовую культуру населения острова в определенной степени влияют конфуцианские традиции китайцев.

В материковом Китае считают, что Тайвань должен признать КНР и по формуле «мирное объединение и одно государство - два строя» стать особым административным районом Китая под юрисдикцией единого правительства, получив право на высокую степень самоуправления с сохранением своей социальной системы. В 2005 году был принят Закон КНР о противодействии расколу страны. В ст. 2 документа особо подчеркивается: «в мире существует только один Китай, расположенный на материке и на острове Тайвань. Суверенитет и территориальная целостность Китая в равной степени распространяются на его материковую часть и на Тайвань» .

Однако, как отмечают авторы исследования политической системы и права КНР, Тайвань, оставаясь юридически провинцией Китая, продолжает быть «фактически независимым государственным образованием, присвоившим себе название, конституцию и атрибуты государственной власти Китайской Республики 1912-1949 годов» .

В то время как Китайская Народная Республика, исходя из идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, строит «социалистическое правовое государство с китайской спецификой», на Тайване продолжает действовать Конституция Китайской Республики 1947 года (с последующими изменениями и дополнениями) В соответствии с ней высшим представительным органом является Национальное собрание, решающее конституционные вопросы и избирающее президента и вице-президента. Также отдельно действуют Законодательная и Судебные палаты, занимающиеся разработкой новых законов и дополнений к Конституции, и Исполнительная палата - правительство. Многие кодексы разработаны под сильным влиянием германского, швейцарского и японского права и введены в действие еще в 20- 30-е годы прошлого столетия. Впоследствии эти законы были модифицированы и сведены в Люфа

цюаньшу - «Полную книгу шести законов», в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующим отраслям: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и административное право.

Как Конституция, так и основные кодексы Тайваня подверглись определенным изменениям, последовавшими за переменами в этом образовании после изоляции на международной арене. Военно-авторитарный режим постепенно отошел в небытие, стали возникать оппозиционные партии, и в настоящее время политическая система Тайваня приобрела более демократические черты. В частности, возрастают полномочия президента при одновременном повышении роли Законодательной палаты, получившей функцию контроля над деятельностью правительства.

Характерным примером территории с переходным режимом служит Палестинская национальная автономия, которая сравнительно давно находится в стадии обретения независимости. После Первой мировой войны Палестина была территорией, управление которой осуществляла Великобритания на основе мандата, полученного от Лиги Наций (1922-1948). Генеральная Ассамблея Объединенных Наций 29 ноября 1947 года приняла резолюцию о создании на территории Палестины двух государств - еврейского и арабского. Последнее в силу ряда причин так и не было создано.

В 1988 году Национальный совет Палестины провозгласил образование на контролируемых Израилем территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа Палестинского государства. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций признала это заявление и приняла решение именовать Организацию освобождения Палестины «Палестиной» без ущерба ее статусу наблюдателя при ООН. Через пять лет Израиль и Организация освобождения Палестины подписали в Вашингтоне Декларацию о принципах промежуточного урегулирования, предусматривающую создание временного палестинского самоуправления . Последнее стало реализовываться (непоследовательно и с большими преградами) в последующие годы в рамках Палестинской национальной автономии. В 2012 году Генеральная Ассамблея ООН предо-

ставила Палестине «статус государства-наблюдателя при Организации Объединенных Наций, не являющегося ее членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации Освобождения Палестины в Организации Объединенных Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике».

Создание в этом образовании поста президента как главы самоуправляющейся территории, правительства как органа исполнительной власти, парламента - Палестинского законодательного совета (Совета палестинской автономии) как органа, обладающего определенными законодательными полномочиями в районах, перешедших под контроль палестинцев, свидетельствуют о формировании собственных органов власти и управления и, как следствие, правовой системы. Ее основы базируются на исламских концепциях и классических институтах современного мусульманского права.

Интерес для сравнительно-правового исследования представляют такой юридический феномен как самоуправляемые части государства, исторически обладающие особым статусом, то есть практически функционирующих в рамках собственной правовой системы.

Так, ст. 105 Конституции Греческой Республики объявляет «район Святой горы Афон, в силу его древнего привилегированного статуса, ...самоуправляемой частью греческого государства», которая «в соответствии с этим статусом управляется находящимися на ней двадцатью Святыми монастырями, между ними поделен весь полуостров Афон, территория которого не подлежит принудительному отчуждению». Перечисляемые в статье «функции государства осуществляются управляющим» (Святым кинотом). Монастырские власти и Святой ки-нот на территории так называемой «Монашеской республики» осуществляют также судебную власть, таможенные и налоговые привилегии (Конституция Греции от 11 июня 1975 г.).

За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 года около 100 территориальных образований, народы которых ранее находились под колониальным или иным внешним правлением, стали суверенными государствами и

получили членство в ООН. Кроме того, многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами.

В то же время, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, в мире насчитывается порядка 40 территорий, находящихся под внешним управлением ряда государств. Их также называют территориями с переходным или временным, «поскольку речь заранее идет о неизбежном прекращении существующего статуса» правовым режимом.

Большая часть территорий не имеют собственной государственно-организованной структуры и отнесены, по классификации Организации Объединенных Наций, к несамоуправляющимся территориям. Среди них: Американское Самоа, Новая Каледония, Гибралтар, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гуам, Каймановы острова, Виргинские острова, Бермудские острова и др. Над ними публично-властные полномочия осуществляют так называемые управляющие государства, которыми в настоящее время являются Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Франция. Однако и при таких условиях подобные образования обладают полномочиями организации и поддержания правопорядка.

Как пример, приведем Фолклендские (Мальвинские) острова - архипелаг в Южной Атлантике, над которым осуществляет контроль Великобритания как над своей заморской территорией. Фолкленды возглавляются английским губернатором, подотчетным своему правительству и британской короне. Однако практическое управление островами осуществляют Законодательный совет (8 из 10 членов которого избираются населением) и Исполнительный совет (3 из 5 членов совета избираются законодательным органом).

Однако есть и примеры зависимых территориальных структур, обладающих собственными представительно-управленческими учреждениями, в том числе законодательными и судебными, принимающими нормативные решения и осуществляющими их реализацию на всем пространстве образования и в отношении всего населения. Их называют территориями с ассоциированной государственностью, чьи статусы предполагают широкие рамки

самоуправления в рамках политической соединенности с метрополией.

В частности, к странам, самостоятельно осуществляющим внутреннее управление, отнесем, например, тихоокеанский остров Ниуэ, официально именуемый как «самоуправляемое государственное образование в свободной ассоциации с Новой Зеландией», а также остров в Карибском море - Пуэрто-Рико как «неинкорпорированная организованная территория».

Бывшая испанская колония Пуэрто-Рико в конце XIX века становится владением Соединенных Штатов. Впоследствии этот остров в Карибском море де-факто утратил режим несамоуправляющейся территории, получив от метрополии статус «государства, свободно присоединившегося к Соединенным Штатам Америки». Данное положение было закреплено в Конституции Пуэрто-Рико, принятой 25 июля 1952 года. В соответствии с ней верховная законодательная власть принадлежит Конгрессу США, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, обороны, одобрения законов и т.д.

Региональную власть в рамках автономии осуществляет двухпалатное Законодательное собрание, избираемое прямым голосованием сроком на 4 года. Пуэрториканский парламент представлен в палате представителей конгресса США комиссаром-резидентом с правом законодательной инициативы, но без права голоса. Исполнительная власть осуществляется губернатором, избираемым с 1948 года пуэрториканцами также на 4 года. Губернатор является главнокомандующим вооруженной милиции и возглавляет Консультативный совет правительства, куда входят назначаемые им 15 министров.

Населению Пуэрто-Рико предоставлено широкое самоуправление, осуществляемое собственными законодательными, исполнительными и судебными органами. Это указывает на функционирование в данном территориальном образовании собственной правовой системы, к тому же по многим показателям отличной от правовых систем стран общего права, к которому принадлежат Соединенные Штаты. Действующие в «присоединившемся государстве» нормы гражданского права составлены по испанскому образцу, а процессуальные

и большая часть иных правовых норм соответствуют латиноамериканским моделям.

Специально созданная в США президентская комиссия по статусу Пуэрто-Рико рекомендовала предоставить жителям острова право на самоопределение. Однако проведенный в 2017 году уже пятый по счету за последнее полстолетия референдум вновь засвидетельствовал, что, имея три варианта выбора (сохранить статус-кво, стать независимым государством, обратиться к Конгрессу США с просьбой о присоединении), граждане Пуэрто-Рико не стремятся к получению полной самостоятельности. Лишь 3 процента пришедших на избирательные участки пуэрториканцев поддерживают требование о независимости. Подавляющее большинство граждан проголосовали за изменение политического статуса острова путем полного присоединения к Соединенным Штатам на правах 51-го штата5.

Обращение к различным проявлениям в мировой реальности правовой системы, объединяющей в себе все юридические явления, институты и процессы в государственно организованном обществе, свидетельствует в пользу вывода об ограниченности ее рассмотрения лишь рамками государственных пределов. Правовая система как политико-юридический феномен отражает многообразие современ-

5 Референдум в Пуэрто-Рико. // URL: https://www.pravda.ru/ world/northamerica/caribbeancountries.

ной государственно-правовой карты современного мира, требуя к себе и более пристального внимания.

Литература

1. Оксамытный В.В. Государственно-правовая карта современного мира: Монография. Брянск: Изд-во БГУ, 2016.

2. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

3. Оксамытный В.В., Мусиенко И.Н. Правовые системы современных государственно организованных обществ: Монография. М.: Изд-во МосУ МВД РФ, 2008.

4. Бабурин С.В. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.

5. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т. 3. Правовые системы Азии. / Под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП; Юрид. фирма «Контракт», 2013.

6. Политическая система и право КНР в процессе реформ. / Рук. авт. колл. Л.М. Гудошников. М.: Русская панорама, 2007.

7. Основные факты об Организации Объединенных Наций: Департамент общественной информации ООН. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2005.

Конституционное право России

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

Государственно-подобные образования - особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

К ним в первую очередь относят так называемые «вольные города» и свободные территории.

В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене вольные города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация.

Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы города представляла Польша. Свободная территория Триест, созданная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии в 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме.

Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана, однако, можно говорить только условно: это соответствующие должностные лица, занимающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство, скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим. Его официальная цель - благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность - правовая фикция.

Лекция 5. Субъекты международного права

5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права

Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся государствами, так как их правосубъектность производна от правосубъектности государств, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы международными договорами, в которых определялся их правовой статус.

Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам государства, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть государствоподобными образованиями.

В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.

Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в международных отношениях. Обменивается представительством с государствами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Правосубъектность международных (межправительственных) организаций и государственно-подобных образований

Международная межправительственная организация представляет собой объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов.

При исследовании правотворческой роли международных организаций следует учитывать особенности их правосубъектности. В международном праве не сразу сформировалась единая позиция относительно международной правосубъектности международных организаций. В настоящее время практически все юристы-международники, занимающиеся исследованием деятельности международных организаций, придерживаются мнения о наличии у них международной правосубъектности. Однако, поскольку международные организации относятся к вторичным субъектам международного права, лни обладают специфической правосубъектностью. Например, С.А. Малинин считает, что правосубъектность международных организаций, сфера их действий, функции и полномочия зависят от воли государств-учредителей и ограничены рамками учредительного акта. Отсюда, по его мнению, можно сделать ряд общих выводов о нормотворческой деятельности международных организаций: установление в отношении всех их конкретного объёма полномочий по участию в нормотворческом процессе не представляется возможным; конкретные степень и формы такого участия определяются государствами-учредителями применительно к данной организации в каждом конкретном случае в момент её создания и в итоге зависят от выполняемых ею функций, поэтому объём полномочий, предоставленных данной международной организации в области правотворчества, можно выяснить лишь на основе тщательного анализа её учредительного акта.

Любая межправительственная организация является субъектом международного права. Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в её правовом положении, в объёме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют своё гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.

Вольным городом называется гогсударство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Например, статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений.

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.).

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан. Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма и его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви-папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.