Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Международнок экологическое право. Международное экологическое законодательство Что дороже-маленькая рыбка или большая плотина

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

    окружающая среда – общая забота человечества;

    окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

    свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

    рациональное использование окружающей среды;

    содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

    взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

    предосторожный подход к окружающей среде;

    право на развитие;

    предотвращение вреда;

    предотвращение загрязнения окружающей среды;

    ответственность государств;

    отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Понятие, источники и принципы международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Можно выделить следующие принципы права международного экологического права:

    принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

    предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

    свобода исследования природной среды;

    сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

    Основные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды - собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой защиты являются:

Атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

Животный и растительный мир;

Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

в 1972 году на Стокгольсмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на 27 сессии Генеральной Ассамблеи была учреждена ЮНЕП. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН, разработка и обсуждение периодических докладов, содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.

Международные договоры по охране окружающей среды.

В области защиты морской среды от загрязнения и использования ресурсов Мирового океана действуют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года и др.

Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года, рамочная Конвенция об изменении климата 1992 года.

Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года, Соглашением об охране полярных медведей 1973 года, Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенцией о биоразнообразии 1992 года и др.

Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года, Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года и рядом других.

Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года, Конвенцией о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их использованием 1989 года.

Понятие «международное экологическое право». Субъекты международного экологического права. Объект (правового регулирования) в международном экологическом праве. Основные направления международного сотрудничества в международном экологическом праве. Объекты международно-правовой охраны международного экологического права. Некоторые особенности зарождения и развития международного экологического права. Основные источники международного экологического права. Основные принципы международного экологического права. Международно-правовая защита различных видов ресурсов мировой природы (объектов политико-правовой охраны международного экологического права). Основные проблемы современного международного экологического права.

Международное экологическое право (значительно реже в научной и учебной литературе используются следующие синонимичные обозначения: международное право окружающей среды, международное право охраны окружающей среды) - это совокупность юридических норм и принципов, в целях охраны и рационального использования мировых природных ресурсов регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды.

Субъектами современного международного экологического права являются современные государства, а также различные международные организации (в рамках данной международно-правовой отрасли роль и «удельный вес» вклада международных организаций в принимаемых решениях и документах существенны).

Таким образом, объектом (правового регулирования) международного экологического права являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации мировой окружающей среды, призванной осуществляться на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Международное сотрудничество в системе современного международного экологического права осуществляется по двум базовым направлениям:

  • 1) создание юридических норм и стандартов, охраняющих отдельные природные объекты;
  • 2) осуществление надзора определенного государства или какой- либо международной организации за тем, чтобы та или иная промышленная, экономическая или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны международного экологического права (международного права охраны окружающей среды) относятся:

  • 1) различные водные ресурсы мировой природы;
  • 2) атмосфера;
  • 3) озоновый слой;
  • 4) климат;
  • 5) различные живые ресурсы мировой природы (флора и фауна);
  • 6) различные экологические системы мировой природы (экосистемы);
  • 7) почва;
  • 8) Антарктика.

Международное экологическое право - одна из самых новых и, безусловно, наиболее важных отраслей современного международного права. В полной мере активно данная международно-правовая отрасль развивается в последние десятилетия, что связано с постоянным увеличением внимания со стороны развитых государств и влиятельных международных организаций к проблематике защиты окружающей среды и мировой природы, которое и характеризует собой мировую политико-правовую конъюнктуру последних десятилетий.

Соответственно, особое внимание природоохранной проблематике уделяется и многими наиболее современными международноправовыми документами и политико-правовыми стандартами. Так, в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций охрана, защита и рациональное использование всех живых организмов и природных ресурсов отнесены к фундаментальным ценностям человеческой цивилизации и современного международного политико-правового порядка.

Столь пристальное внимание со стороны основных «игроков» современной мировой политической «арены» связано и с тем, что все они понимают важность и значимость окружающей среды для всего современного человечества; ее универсальность и нераздельность, а также с тем, что с развитием масштабов промышленного производства и с увеличением численности населения Земли природные ресурсы все более истощаются, что прекрасно осознают современные международно-правовые субъекты.

При этом, необходимо отметить, что первые положения по защите окружающей среды начали появляться в международном праве в других его отраслях.

Например, положения по защите морских вод содержатся в отраслевых конвенциях по международному морскому праву, особое внимание в которых уделяется борьбе с загрязнением нефтью. Так, на решение данной проблемы была направлена первая «морская» международно-правовая конвенция, посвященная экологической проблематике - Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, 1954 г. Данная Конвенция запретила губительную для водных пространств и ресурсов мировой природы практику слива нефти с морских судов.

С течением времени, однако, необходимость выделения политико-правовых стандартов, принципов, категорий по защите окружающей среды в отдельную международно-правовую отрасль стала окончательно понятной и была претворена в жизнь международноправовыми субъектами.

Основными источниками современного международного экологического права являются следующие международные правовые документы:

  • 1) Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений 1980 г.;
  • 2) Всемирная хартия природы 1982 г.;
  • 3) Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций 2000 г.;
  • 4) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1976 г.;
  • 5) Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.;
  • 6) Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.;
  • 7) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
  • 8) Договор об Антарктике 1959 г., а также ряд других международно-правовых документов.

Наиболее существенными принципами современного международного экологического права являются:

  • 1) общий принцип обязательности защиты окружающей среды всеми субъектами современного международного права;
  • 2) принцип суверенитета государства над природными ресурсами, находящимися на его территории;
  • 3) принцип не нанесения одним международно-правовым субъектом (чаще всего, государством) вреда природе другого государства какими-либо действиями, совершаемыми на собственной территории;
  • 4) принцип ответственности каждого международно-правового субъекта за нанесение вреда природе другого государства;
  • 5) принцип свободного доступа к информации, посвященной окружающей среде и проблемам ее охраны;
  • 6) принцип недопущения радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • 7) принцип недопущения военного или иного вредного воздействия на окружающую среду.

Как уже было указано выше, одним из первых объектов международно-правовой охраны окружающей среды, вызвавшим внимание субъектов международных отношений, стали морские водные ресурсы. За указанной выше Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. последовали развивавшие проблематику защиты морских ресурсов от различных вредных веществ международные конвенции универсального характера: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

Вопрос международно-правовой защиты вод и морских ресурсов отдельных морей послужил причиной создания межгосударственных региональных договоренностей.

Наиболее значительной среди межгосударственных региональных договоренностей, посвященных защите конкретных морей, стала Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, 1974 г. Данная Конвенция строго запретила не только загрязнения Балтийского моря, осуществляемые с морских судов, но и все производимые с суши сбросы любых токсичных и вредных веществ, отходов, мусора. На основе положений данной Конвенции ее участниками была создана специальная Комиссия по защите морской среды Балтийского моря.

В 1992 г. странами Балтии была принята новая Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, установившая еще более строгие требования по защите его ресурсов.

Принятие новой Конвенции по вопросу защиты Балтийского моря было связано как с существенными изменениями в политико-правовом положении государств региона, так и со стремлением Балтийских государств максимально полно сохранить свою главную природную ценность, свой наиболее существенный природный ресурс, ориентируясь в этом вопросе на наиболее строгие (по отношению к защите природы в целом) политико-правовые стандарты Западной Европы.

Вслед за тематикой защиты морских ресурсов последовали универсальные международно-правовые стандарты и региональные межгосударственные договоренности, посвященные охране водных ресурсов рек и озер. Например, достаточно эффективной в плане ее выполнения государствами - участниками данной международной договоренности является Конвенция о защите Рейна от загрязнения химикалиями 1976 г., подготовленная образованной несколькими Европейскими государствами Комиссией по защите Рейна от загрязнений.

При этом вода как важнейшая природная ценность, приобретает все большее значение в условиях современного развития человечества, а в наибольшей степени - в связи с неуклонным ростом ее потребления на протяжении всего XX и начала XXI вв. и в связи с чрезвычайной ограниченностью ее ресурсов, что относится, в первую очередь, к ресурсам пресной воды.

Поэтому проблема защиты пресноводных бассейнов в настоящее время приобрела абсолютно исключительное значение не только для международного экологического права, но и для всего международного права, а также для существующего мирового политического порядка в целом.

Так, ряд серьезных политических аналитиков и специалистов в области геополитики со значительной долей вероятности прогнозируют возможность возникновения в ближайшем будущем военно-политических конфликтов, связанных именно с нехваткой пресной воды, например, в некоторых государствах Ближнего и Среднего Востока (в частности, вполне вероятны военные действия «за пресную воду» между Республикой Йемен и Королевством Саудовская Аравия).

В результате глубокого понимания субъектами современного международного права исключительной важности пресной воды в отрасли международного экологического права в последние десятилетия появляются новые чрезвычайно существенные новации. Так, например, Комиссия международного права ООН подготовила для Генеральной Ассамблеи ООН собственный проект статей, посвященный политико-правовому обеспечению несудоходного использования международных водотоков.

Под водотоками в проекте Комиссии понимаются не только поверхностные воды, но и те подземные воды, которые образуют с поверхностными водами единые природные системы (чаще всего «завязанные» в одну такую систему поверхностные и подземные воды текут к одному выходу). В свою очередь, в пространстве современного международного права, международными являются все водотоки, части которых расположены в разных государствах.

Режимы использования международных водотоков определяются двусторонними и многосторонними соглашениями государств, с территориями которых они связаны. При этом, согласно стандартам международного экологического права, все государства, по территориям которых протекают международные водотоки, в обязательном порядке обладают правом на участие в подобных международных соглашениях.

В свою очередь, все государства обязаны использовать международные водотоки исключительно таким образом, чтобы не повредить данным природным ресурсам. Современные государства обязаны обеспечивать охрану и защиту международных водотоков в необходимых пределах, а также сотрудничать друг с другом на равноправной основе в достижении данной цели.

Согласно современным отраслевым стандартам, субъекты международного экологического права должны также уделять пристальное внимание охране атмосферы, озонового слоя, климата Земли, живых ресурсов мировой природы (флоры и фауны), почв и других ресурсов мировой природы.

В 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, дополненная впоследствии целым рядом посвященных защите воздуха от выброса различных вредных веществ Международных протоколов:

  • 1) Протоколом о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов, 1985 г.;
  • 2) Протоколом об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988 г.;
  • 3) Протоколом об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков, 1991 г. и некоторых других.

До этого, еще в 1963 г., проблематика международно-правовой защиты атмосферы Земли была начата заключенным ведущими мировыми державами Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, предусматривавшим, в частности, вызванные необходимостью защиты воздуха определенные ограничения режима испытаний ядерного оружия.

Важность международно-правовой защиты озонового слоя обусловлена тем, что именно данный природный ресурс охраняет Землю от разрушительного воздействия ультрафиолетового излучения. Однако, в настоящее время озоновый слой уже частично разрушен. Это обстоятельство, в первую очередь, вызвано негативными сторонами от промышленной и иной подобной деятельности современного человечества.

Именно в целях защиты озонового слоя в 1985 г. и была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. В данном определяющем отраслевом международно-правовом документе прописаны политико-правовые стандарты международного контроля за состоянием озонового слоя, а также сотрудничества международно-правовых субъектов в целях его защиты.

Также в 1987 г. был принят Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол). Данный Протокол появился по причине своевременно осознанной субъектами современных международных отношений необходимости существенных дополнений в положения Конвенции 1985 г. В ставшем конкретным носителем указанных дополнений Монреальском протоколе определены конкретные ограничения на производство веществ, отрицательно влияющих на состояние данного ресурса мировой природы.

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г. была посвящена непосредственно проблематике обеспечения международно-правовой защиты климата. Данная Конвенция определила общие положения и основные направления сотрудничества современных государств в деле защиты данной, во многом, ключевой, категории мировой природы. В этом международном документе были также установлены принципы и правила политико-правовой ответственности государств за совершение действий, которые могут привести к наступлению неблагоприятных для климата Земли последствий.

Необходимо особо подчеркнуть, что промышленная и иная подобная деятельность человечества способна существенно повлиять на мировой климат, а любые резкие изменения климата, в свою очередь, могут привести к таким негативным последствиям, как:

  • 1) появление на карте Земли новых (в том числе обширных) пустынь или практически лишенных воды и растительности пространств;
  • 2) существенный подъем уровня моря, а это может привести к затоплению многих давно освоенных человечеством пространств.

Поэтому защита климата и привлекает к себе постоянное внимание основных международно-правовых субъектов. В 1997 г. в японском городе Киото был принят протокол к Рамочной конвенции 1992 г., который обязал так называемые развитые страны, также как и государства (страны) с переходной экономикой, сократить выбросы парниковых газов в атмосферу (в первую очередь, двуокись углерода), что и является наибольшей угрозой для климата планеты.

Нормы и стандарты Киотского протокола носят обязательный характер для государств-участников данной международной договоренности. При этом, важность и определяющий характер данной международной политико-правовой договоренности в отрасли международного экологического права отчетливо видны хотя бы из факта участия в этом соглашении (на 2013 г.) более 190 государств.

Говоря о защите различных (в первую очередь, редких и исчезающих видов) представителей животного мира, необходимо особенно отметить положения:

  • 1) «Всемирной хартии природы» 1982 г.;
  • 2) Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г.;
  • 3) Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
  • 4) Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Так, согласно основополагающему отраслевому положению «Всемирной хартии природы» 1982 г., все живые ресурсы Земли не должны использоваться субъектами международных отношений (а также любыми физическими и юридическими лицами) «с превышением возможностей их восстановления» (ст. 10).

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения 1973 г., в свою очередь, устанавливает политико-правовые основы контроля за торговлей животными-представителями находящихся на грани исчезновения видов.

Целью действия данной Конвенции является обеспечение гарантий существования диких видов животных и растений, выступающих в роли объектов международной торговли. Достижение данной цели должно быть осуществлено с помощью выполнения международных требований по лицензированию и сертификации торговли определенными видами животных и растений.

При этом данная Конвенция предусматривает определенные санкции в виде установления системы штрафов, а также возможности конфискации запрещенного товара у недобросовестных продавцов.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. посвящена обеспечению международного сотрудничества в решении задачи охраны мест обитания исчезающих видов животных и растений, а также имеющих особое значение природных комплексов и экологических систем.

Таким образом, объектами правовой защиты Конвенции 1972 г. являются как флора и фауна, так и экологические системы мировой природы.

Правовые стандарты современного международного экологического права особенно выделяют мигрирующие виды диких животных как наиболее подверженные негативному воздействию со стороны различных факторов (в том числе действий человека).

К животным - объектам охраны Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г. относятся, в частности:

  • 1) тюлени;
  • 2) китообразные Балтийского и Северного морей;
  • 3) летучие мыши, обитающие на Европейском континенте;
  • 4) афро-евразийские и азиато-австралийские водоплавающие птицы;
  • 5) белые журавли-стерхи.

Международно-правовые стандарты по охране флоры особенно выделяют защиту тропических лесов как одной из наиболее подверженных угрозе уничтожения категорий растительного мира Земли. Решению данной проблемы (а также регулированию отношений между государствами-производителями и государствами-потребителями тропической древесины) посвящено Международное соглашение по тропической древесине 1983 г.

Также, существенное значение в защите флоры имеют положения Международной конвенции по защите растений 1951 г., предусматривающие конкретные совместные действия государств по борьбе с распространением болезней и опасных вредителей среди различных растений.

Международно-правовой защите мировых почв посвящена Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г.

Появление данной Конвенции было вызвано существенным обострением проблемы деградации земель (почв) в засушливых и полу- засушливых районах Земли (в первую очередь, на территории ряда стран Африки).

Высшим органом Конвенции стала обладающая полным комплексом полномочий по принятию необходимых политико-правовых решений в сфере действия Конвенции Конференция Сторон (англ. The Conference of the Parties ,; сокращенно COP), а ключевым вспомогательным органом Конференции - Комитет по науке и технике, задачей которого (в соответствии с положениями ст. 24 Конвенции) является представление профессиональной информации и специализированных консультаций по всем научно-техническим вопросам, относящимся к борьбе с опустыниванием и смягчению последствий засухи.

В целом, проблема международной охраны почв тесно связана с проблематикой защиты климата, флоры и мировых водных ресурсов.

Говоря о международной защите природы Антарктики, необходимо указать на Договор об Антарктике 1959 г.

Согласно положениям данного Договора, Антарктика провозглашается демилитаризованной территорией, на которой полностью запрещено строительство любых военных баз и объектов, а также проведение военных учений и испытаний, что существенно, в том числе и с позиций международного экологического права.

Кроме того, данный Договор провозглашает Антарктику безъядерной территорией, что означает полный запрет на захоронение, хранение и испытание радиоактивных материалов и ядерных отходов на ее территории, что особо важно в деле защиты природы на данной территории земного шара.

При этом особое место в развитии данной международно-правовой отрасли занимает природозащитная деятельность ООН. Так, нередко, самые принципиальные предложения и наиболее определяющие международные политико-правовые стандарты в сфере защиты мировой природы содержатся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Кроме того, активно занимается вопросами экологии и природоохраны Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС).

Существенная роль в деле защиты мировой окружающей среды принадлежит также другим специальным учреждениям и организациям системы ООН:

  • 1) Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО);
  • 2) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);
  • 3) ЮНЕСКО;
  • 4) Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ);
  • 5) Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Существует также специальная Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая фактически представляет собой отраслевую международную организацию, хотя юридически это всего лишь некий вспомогательный орган, созданный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1972 г. № 2997.

Данной «организации» (ЮНЕП) принадлежит первостепенная роль в содействии развитию международного экологического права, особенно в развитии международных стандартов и подготовке конвенций в области экологии и охраны окружающей среды.

Серьезную роль в деле международной защиты окружающей среды играют также и другие международные межправительственные организации, в первую очередь, ОБСЕ.

Данная организация (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) - это наиболее обеспокоенная, за исключением ООН, природозащитной проблематикой международная межправительственная организация современности. Защита мировой природы (в рамках ОБСЕ) - это, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности на Европейском континенте (ОБСЕ - региональная организация).

Среди международных неправительственных организаций, занимающихся защитой окружающей среды (в том числе и подготовкой (проработкой) различных правовых инициатив), наиболее заметная роль принадлежит такой организации, как Greenpeace (в пер. с англ. «Зеленый мир»).

Именно различные международные организации являются, как правило, настоящим «локомотивом» развития такой важной отрасли современного международного права, как международное экологическое право.

Основными проблемами международного экологического права на данный момент остаются:

  • 1) недостаточная защищенность атмосферы от выбросов различных вредных веществ;
  • 2) недостаточная активность правительств государств «третьего мира» в деле защиты окружающей среды;
  • 3) недостаточная разработанность мер по предотвращению различных техногенных катастроф и преодолению последствий данных чрезвычайных происшествий (ЧП).

Кроме того, нельзя не признать наличия объективных противоречий между социально-экономической необходимостью для многих государств и их правительств интенсифицировать развитие промышленного производства в тех его отраслях, которые могут негативно влиять на природу данных государств (и, следовательно, на мировую природу в целом), а также между постоянным увеличением потребления в мировых масштабах и одновременным сокращением мировых природных ресурсов.

Данные противоречия просто обязаны быть предметами постоянной работы для всех ответственных субъектов международного экологического права, что, тем не менее, вовсе не гарантирует стопроцентного их разрешения существующими политико-правовыми методами и инструментами.

Международной защите подлежат атмосфера, акватория Мирового океана, пресноводные ресурсы и недра. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, регулирующих природоохранные действия государств.

Охрана окружающей среды со всеми ее природными и социальными компонентами прежде всего является задачей внутригосударственного права отдельных стран. В настоящее время во всех странах существует развитое национальное законодательство по охране природы и окружающей среды. Так, в России действуют земельный, водный кодексы, законодательство о недрах, о здравоохранении, об охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, по защите Каспийского, Черного и Азовского морей, бассейнов рек Волги и Урала, по сохранению богатств озера Байкал.

Однако, несмотря на развитую систему национального природоохранного законодательства, возникает необходимость международного сотрудничества в этой сфере в целях сохранения окружающей среды. Следовательно, необходимо взаимообусловленное развитие двух направлений нормативной регламентации охраны окружающей среды – государственно-правового и международно-правового.

Под международно-правовой охраной окружающей среды следует понимать совместные мероприятия государств по предотвращению загрязнения атмосферы, вод Мирового океана и его недр, международных рек, космического пространства и других частей биосферы, имеющих международный характер, а также по охране и рациональному использованию растительного и животного мира. Соответственно, государства обязаны не допускать в пределах своих государственных границ таких действий, которые оказывают вредное влияние на внешнюю среду вне территории данного государства, загрязняют воздух, воды и почву территорий, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства, или наносят вред окружающей среде в пределах другого государства. Этими принципами и должны руководствоваться государства, осуществляющие двустороннее и многостороннее сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

Международно-правовые принципы экологического сотрудничества впервые были сформулированы в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды (1972). В этом документе раскрыта сущность глобальных проблем экологии, а также даны формулировки принципов охраны окружающей среды. Всемирная хартия природы (1982) дополнила и уточнила принципы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) была принята декларация, которая провозгласила целью установление справедливого партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и отдельными гражданами.

Принципы охраны окружающей среды закрепляют приоритет прав человека на поддержание благоприятной окружающей среды и устойчивое развитие. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Для достижения обществом состояния устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Кроме того, в Стокгольмской декларации провозглашается, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно участки естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Отдельная группа принципов подтверждает суверенное право государств на использование природных ресурсов. В декларации Стокгольмской конференции сказано, что государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Именно государства несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции. Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Вместе с тем стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся. Поэтому в данном случае действуют международные нормы, касающиеся внутригосударственных правоотношений. Каждое государство вправе применять их через посредство своих компетентных органов и в сотрудничестве с другими государствами. Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни граждан государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Другая группа принципов определяет обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Каждый человек призван действовать в соответствии с положениями Всемирной хартии природы; каждый человек, действующий индивидуально, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии (п. 24). В Рио-де-Жанейрской декларации эти положения сформулированы следующим образом:

¦ следует мобилизовать творческие силы молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь эффекта устойчивого развития и обеспечить безопасное будущее для планеты;

¦ коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении состояния окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренного населения, обеспечивать его эффективное участие в достижении устойчивого развития;

¦ окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Особую ответственность человека за сохранение и разумное управление объектами живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов, закрепляют принципы ответственности за охрану окружающей среды. Они сформулированы во Всемирной хартии природы:

¦ генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности;

¦ популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для ее выживания; необходимую для этого среду обитания следует сохранять;

¦ принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности – суше или морю, атмосфере; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам и типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов;

¦ используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют.

Использование природных ресурсов регулируется принципами использования природных ресурсов:

¦ биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;

¦ производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия;

¦ ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются;

¦ невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с естественными системами.

Следует воздерживаться от всякого сброса загрязняющих веществ в естественные системы. Это регулируют нормы о предотвращении загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу. Если такое воздействие неизбежно, то загрязняющие вещества следует обезвреживать в тех местах, где они производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в распоряжении производителей. Кроме того, должны приниматься особые меры предосторожности с целью не допускать сброса радиоактивных и токсичных отходов. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна подвергаться контролю; при этом следует использовать соответствующую технологию, которая позволит уменьшить масштабы неблагоприятных последствий для природы. В частности:

¦ необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;

¦ необходимо воздерживаться от деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы. Лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься;

¦ деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать заблаговременная оценка ее возможных последствий; если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и таким образом, чтобы до минимума сократить ее вредное воздействие;

¦ деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запасов природных ресурсов данных районов;

¦ районы, пришедшие в упадок в результате деятельности человека, подлежат восстановлению в соответствии со своим природным потенциалом и требованиями благосостояния населения, проживающего в этих районах.

В целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли учреждено глобальное партнерство. Оно основывается на понимании общей ответственности, которую несут государства вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают. Чтобы эффективно разрешать проблемы ухудшения состояния окружающей среды, государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.

Государствам следует разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения, а также другого экологического ущерба. Государства сотрудничают в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации негативных последствий экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции. Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса на территории других государств любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и подлежат утверждению решением компетентного национального органа. Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.

Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим государствам. Государства направляют другим государствам предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли. Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития. Они действуют путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские.

Отдельную группу образуют нормы, обеспечивающие право на экологическую информацию. В соответствии с Рио-де-Жанейрской декларацией каждый человек вправе иметь доступ к государственной информации, касающейся окружающей среды (включая сведения об опасных материалах и деятельности), а также возможность участия в процессах принятия решений. Государства обязаны развивать и поощрять участие населения путем широкого предоставления информации, обеспечивая возможность использования судебных и административных процедур, включая меры судебной защиты.

Охрана окружающей среды осуществляется и в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на природу. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Государства должны разрешать свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН.

В «Повестке дня на XXI век», принятой ООН (2000), намечена стратегия развития мирового сообщества, предусматривающая выполнение основных задач – сохранения окружающей среды и формирования здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия природы, экологически безопасное применение высоких технологий.

Реализация этих мер позволит обеспечить положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов, отражающих стабильное функционирование, сбалансированное взаимодействие социальной, экономической и экологической сфер.

Одна из сфер международного экологического права – международная охрана морской среды, под которой понимается совокупность юридических норм, направленных на предотвращение загрязнения, сохранение ресурсов Мирового океана. Принцип охраны Мирового океана и его ресурсов закреплен в таких международных соглашениях, как Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью (1954), Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов (1972), Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (1973; с Протоколом 1978 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982). В соответствии с этими актами государства обязаны:

¦ пресекать все виды загрязнения морской среды любыми веществами, включая нефть, яды, сточные воды, мусор, сбрасываемый в море ссудов;

¦ пресекать преднамеренное захоронение в акватории Мирового океана всех опасных веществ и материалов;

¦ охранять живые ресурсы моря.

Государствами заключены специальные соглашения, например Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (1946), Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов в Балтийском море (1973) и др. Конвенция ООН по морскому праву (1982) обязывает прибрежное государство принимать законы по предотвращению и сокращению загрязнения, относящиеся к мирному проходу через территориальные воды, транзитному проходу через проливы, к экономической зоне и деятельности в Международном районе морского дна.

На региональной основе заключены такие соглашения, как Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (1974), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976) и др.

Международно-правовая охрана атмосферы Земли регулируется в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), обязывающей государства разрабатывать наилучшую природоохранную стратегию, обмениваться информацией о потоках загрязняющих веществ, внедряемых технологических процессах. После обнаружения «озоновых дыр» над Антарктикой, а затем и над Арктикой государства подписали Венскую конвенцию (1985) и Межправительственное соглашение по охране озонового слоя Земли (Монреаль, 1987), в соответствии с которыми предусматривается ограничение производства фреонов, азотных удобрений и других вредных веществ.

Большое число международных соглашений содержит нормы об охране животного и растительного мира: Международная конвенция об охране птиц (1950), Соглашение об охране белых медведей (1978), Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана (1976), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (1973), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980).

Участие международных организаций в охране окружающей среды обусловлено необходимостью контроля за соблюдением международных соглашений, координации глобальных и региональных систем обмена научной информацией и экологического мониторинга. Международные организации как постоянно действующие структуры, располагающие консолидированными интеллектуальными, техническими и финансовыми ресурсами и обладающие политической независимостью по отношению к участвующим государствам, представляют собой эффективный инструмент охраны окружающей среды.

Ключевая роль в этой области принадлежит ООН, являющейся всемирным форумом по организации международной деятельности в области окружающей среды. Деятельность ООН имеет всемирный масштаб, сочетает в себе политические, социально-экономические и научно-технические направления. Она позволяет мобилизовать на решение глобальных экологических проблем международные правительственные и неправительственные организации, национальные ресурсы. Одна из первых акций ООН в области экологии была предпринята в 1949 г., когда в Лейк-Саксессе (США) состоялась конференция по охране природы. В последующем экологические проблемы заняли важное место в повестке дня многих специализированных учреждений ООН. Всемирная организация здравоохранения решает вопросы воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека. Всемирная метеорологическая организация направляет свои усилия на решение проблем загрязнения атмосферы. Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства исследовала влияние экологической деградации на производство продовольствия и разрешала проблемы чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов. ЮНЕСКО приняла на себя ответственность за развитие научных знаний об окружающей среде.

Поворотным пунктом в природоохранной деятельности ООН можно считать Конференцию ООН по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972), которая заложила основы сбалансированного и комплексного подхода к решению широкого спектра экологических проблем. Конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы. После этой конференции были разработаны многие межгосударственные и национальные экологические программы, созданы эффективные юридические механизмы для их реализации.

В рамках Стокгольмской конференции принят План мероприятий в отношении окружающей человека среды. В рамках этого плана Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1972 г. Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Эта программа координирует деятельность органов и учреждений системы ООН по включению природоохранных элементов в свою деятельность и созданию новых специализированных организаций, занимающихся экологическими вопросами. Общее руководство программой осуществляется Советом управляющих – органом, который формируется из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 4 года на основании принципа справедливого географического представительства. Начиная с 1987 г. Совет собирается раз в два года. В структуру ЮНЕП входят также Секретариат, расположенный в Найроби (Кения), и добровольный Фонд окружающей среды, созданный в целях полного или частичного финансирования отдельных экологических проектов в рамках системы ООН.

ЮНЕП действует так называемыми программными методами, которые реализуются в три этапа. Первый этап предполагает сбор информации об экологических проблемах и предпринимаемых усилиях по их разрешению. На втором этапе определяются цели и стратегии, планируются отдельные мероприятия. На третьем – происходит отбор мероприятий, они получают поддержку Фонда окружающей среды. Сбор и распространение информации осуществляется ЮНЕП в рамках программы «Глобальной системы наблюдения». В рамках этой программы ведется Международный регистр потенциально токсичных веществ; создана служба, способствующая международному обмену наиболее современной экологической информацией (ИНФОТЕРРА). Эти сведения необходимы для принятия экологически обоснованных решений разными странами во всех точках планеты. В частности, более 50 государств получили от ЮНЕП помощь в разработке природоохранных законодательств, которая выразилась в подготовке докладов для правительств, а также рекомендаций и законопроектов.

В настоящее время ЮНЕП развивается как всемирная природоохранная организация, которая в будущем может выполнять функции по установлению и осуществлению контроля использования хозяйственной емкости биосферы, включая перераспределение финансовых ресурсов ООН.

Органы и учреждения системы ООН внесли значительный вклад в развитие международного экологического права. Под их эгидой приняты Вашингтонская конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973), Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989), Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992), руководящие принципы, касающиеся управления разделяемыми природными ресурсами (1978), контроля загрязнения морей с наземных источников (1985), консервации опасных отходов (1987) и др.

Под воздействием универсальной системы ООН экологическая проблематика вошла в сферу компетенции таких организаций, как Совет Европы, ОБСЕ, Европейский союз, СНГ, ЕвроАзЭС и др.

Международное экологическое право –это совокупность норм и принципов, регулирующих отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов.

Объектоммежгосударственных отношений является окружающая средакак комплексное материальное благо, основа производных от нее материальных и нематериальных благ, условий, гарантирующих здоровье и процветание нынешнего и будущих поколений людей. Международно-правовой охране подлежат, прежде всего, те элементы, от которых зависит существование человечества, и состояние которых, в свою очередь, обусловлено поведением государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, уникальные природные комплексы, околоземное космическое пространство.

Основными источниками международного экологическогоправа являются международный договор и международный обычай. На этапе становления данной отрасли широко применялись обычные нормы. Так, широкое распространение получил принцип, запрещающий причинять ущерб территории соседнего государства в результате использования собственной территории, который генетически связан с максимой римского права «так используй свое, чтобы не причинить ущерб чужому». Обычные нормы послужили основой наиболее известных решений международных трибуналов по спорам относительно ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды.

Современное международно-правовое регулирование охраны окружающей среды складывается главным образом как договорное. В настоящее время насчитывается около 500 общих, региональных, двусторонних международных соглашений, непосредственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Среди общих (универсальных) договоров можно назвать Венскую Конвенцию об охране озонового слоя 1985 г., Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.

Необходимо упомянуть также региональные договоры по охране окружающей среды: Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами 1976 г.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией; Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере 1992 г.; Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).


Особенностью международного экологического права является заметная роль различных деклараций, стратегий, называемые нередко «мягким» правом. Наиболее важными среди таких документов являются Декларация ООН по проблемам окружающей 1992 г., Декларация Рио-де-Жанейро 1992 г., которые, формально не обладая обязательной юридической силой, оказывают существенное влияние на нормотворческий процесс.

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

Окончательному завершению формирования международного экологического права как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной отрасли принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправноправия.

4. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды. Понятие, виды, функции;

Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена одноименная гл. II Федерального закона «Об охране окружающей среды». Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемые органами местного самоуправления.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

Встречается также термин «экологическое управление». Выделяется несколько видов экологического управления: государственное; ведомственное; производственное; общественное.

Каждый из перечисленных видов экологического управления осуществляется разными субъектами: государством и его уполномоченными органами; специальными ведомствами; хозяйствующими субъектами; общественными объединениями юридических лиц и граждан.

Государственное управление в области охраны окружающей среды выражается в следующих функциях:

1) установление правовых норм, регламентирующих вопросы в области охраны окружающей среды, природоохранительного, природоресурсного законодательства, законодательства об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, уголовного законодательства в области экологических преступлений;

2) принятие основ государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;

3) осуществление контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля);

4) установление нормативов, государственных стандартов в области охраны окружающей среды;

5) государственный учет природных ресурсов и объектов, организация ведения государственных кадастров и мониторинга объектов окружающей среды;

6) экологическая оценка состояния окружающей среды.

5.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

установление перечня загрязняющих веществ;

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

установление порядка выдачи комплексных экологических разрешений, внесения в них изменений, их переоформления и отзыва;

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий.

6.Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования: принципы, задачи, соотношение гражданско-правовых и административно-правовых методов управления.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды - это определенная нормативно-правовыми актами деятельность компетентных органов, направленная на сохранение естественных экологических систем и рациональное использование природных ресурсов с целью обеспечения благоприятных условий жизни человека.

К основным задачам государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды относятся: формирование и совершенствование нормативной правовой базы; использование экономических регуляторов природопользования (нормирование, лицензирование и др.); организация и проведение государственной экологической экспертизы; осуществление государственного контроля и надзора в области охраны окружающей среды и природопользования; осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги; разработка и осуществление программ и проектов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха; обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое воспитание и просвещение.

Содержание института регулирования экологопользования характеризуют принципы :
1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользования и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.Законность в регулировании экологопользования имеет две основные стороны: точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов и принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства.
2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предполагает также наличие двух основных сторон: требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем и использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

3. Принцип комплексного (всестороннего) подхода в процессе государственного
управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.

4. Принцип плановости государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды заключается в следующем: важнейшие мероприятия по регулированию экологопользования закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу, а за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

5. Принцип сочетания государственного регулирования с местным самоуправлением выражается в следующем: максимальное вовлечение граждан в дело регулирования экологопользования и расширение демократических начал в регулировании экологопользования должно сопровождаться установлением точно определенной индивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы.

6. Принцип разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций в организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления, использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

Охрана окружающей среды и законодательство об этой деятельности отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, федеральные законы и законы субъектов Федерации должны разграничить полномочия всех субъектов природоохранной деятельности, в том числе органов местного самоуправления, установить правовые основы этой деятельности.

Правовыми способами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются конституционный и договорный.

Разграничение полномочий федеральных и региональных государственных органов осуществляется по двум направлениям: во-первых, посредством детального перечисления в федеральных законах и договорах (соглашениях) полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, и, во-вторых, посредством разграничения полномочий по территориальному признаку.

Большинство федеральных законов содержат непосредственный перечень предметов ведения субъектов Российской Федерации, а также устанавливает, что к их ведению относятся иные вопросы, не отнесенные к ведению Российской Федерации или федеральных органов государственной власти (ст. 6 Закона об экологической экспертизе, ст. 47 ЛК РФ, ст. 66 ВК РФ). Определенные полномочия в конкретной сфере общественных отношений применительно к органам субъекта Российской Федерации федеральные законы установить не могут в силу того, что систему таких органов субъект РФ устанавливает самостоятельно. Полномочия органов власти субъекта РФ "выводятся" из списка предметов ведения.

В течение ряда лет разграничение полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ осуществлялось не только федеральными законами, но и соответствующими договорами и соглашениями. Договором между органами государственной власти РФ и субъектов РФ конкретизировались предметы совместного ведения с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации. Договоры содержали ряд позитивных положений, предусмотренных в связи с необходимостью усиления охраны окружающей среды соответствующего региона.

В настоящий момент подобная договорная практика прекращена, и преобладает законодательное разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти.

Согласно п. 2 статьи 9 ФЗ «Об охране окружающей среды» соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Конституция РФ регулирует этот вопрос в п.п. 2 и 3 ст. 78 , согласно которым федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ в свою очередь по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также закрепляется обязательная информация, которая должна содержатся в таких соглашениях, - это условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Конкретный порядок подготовки и согласования соглашений, а также порядок их утверждения Правительством России, внесения в них изменений и (или) дополнений закреплены в Правилах заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 924).

Ст. 72 Конституции (совместное ведение РФ и Субъектов)

Ст. 5 ФЗ «Об охране окр. среды» (полномочия органов гос. власти РФ с области охраны окр. среды)

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные - в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние - регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные - характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.