Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Светлана Дружинина: исполнение желаний. Светлана Дружинина: биография, личная жизнь и интересные факты

Михаил Мукасей в прошлом - выпускник ВГИКа и кинооператор. В 80-х годах был бас-гитаристом группы "Оберманекен", участвовал в съемках рекламы и создавал музыкальные клипы, входил в состав съемочной группы на съемках ряда кинофильмов в качестве оператора-постановщика. В наши дни отошел в сферу предпринимательства, занимается продюсерской деятельностью и теперь больше известен как муж знаменитой волейболистки Екатерины Гамовой.

Корни

Родился Михаил Мукасей в творческой семье актрисы и режиссера Светланы Дружининой и известного кинооператора, лауреата Государственной премии СССР Анатолия Мукасея. Дедушка и бабушка Михаила были прославленными советскими разведчиками, так что корни у Мукасея вполне звездные.

Родители Михаила - дружная семейная пара, много лет вместе и во всем поддерживают друг друга. Пережив в 1986 году потерю старшего сына (брата Михаила, Анатолия), нашли в себе силы жить дальше полноценной творческой жизнью, а сейчас активно участвуют в судьбе Михаила и его третьей жены Екатерины.

Семья сегодня

Михаил Мукасей женат в третий раз. Его избранницей стала всемирно известная звезда российского волейбола Екатерина Гамова. Михаил до этого был дважды женат, и у него растут дети - сын и дочь. В настоящее время Катя закончила спортивную карьеру, но, по ее словам, сидеть дома она не собирается. Причиной ухода из сборной она объявила спортивную травму и ряд неудачных выступлений.

Познакомилась пара в 2011 году на съемках рекламного видеоролика. Высокая симпатичная Екатерина (рост бывшей спортсменки - 2 метра 2 сантиметра) не могла не привлечь внимание Михаила, выполнявшего работу оператора. Звездная свадьба состоялась теплым летним днем 17 августа 2012 года, о чем вскоре известили все таблоиды.

Скромная свадьба

Прошло мероприятие в кругу самых близких, Екатерина выглядела особенной красавицей в сшитом на заказ платье. Бывшая спортсменка никогда не жаловала журналистов, и ее личная жизнь всегда скрывалась за завесой тайны. Не слишком рады были прессе и на прошедшем свадебном банкете. Ряду изданий в свадебной съемке было отказано. Екатерина и Михаил Мукасей фото на свадьбе поручили делать профессиональным фотографам.

На мероприятии присутствовал сын Михаила. Он довольно взрослый, учится в школе и успел подружиться с избранницей отца заранее. Ходили слухи, что Катя разрушила предыдущий брак Михаила, но это не так. На момент знакомства с ней Мукасей был уже в разводе.

Свадьба проходила по всем русским традициям. Был и выкуп невесты, и веселые конкурсы, и тосты за счастье молодых. Подарки поступали в основном в денежном эквиваленте, как сейчас принято. Медовый месяц молодожены провели в Ницце.

Не пара?

Многим не дает покоя высокий рост Екатерины и прочие ее параметры. Сплетники утверждают, что размер ее обуви - 49! Ни Екатерина, ни ее муж не комплексуют по поводу разницы в росте. Разве для двух любящих сердец такие мелочи имеют значение? Михаил Мукасей рост свой не афиширует, справедливо полагая, что мужчину украшают другие достоинства. Да и рост у него сам по себе вполне приличный. Он старше супруги на 15 лет, и она чувствует себя рядом с мужем надежно и уверенно.

Родители Михаила тепло относятся к невестке, приняли ее как дочь. Когда невестка выступала на международных соревнованиях, Светлана и Алексей вылетали за границу, чтобы поддержать боевой дух Кати. В интервью Дружинина отзывалась о ней как об очень мудрой женщине.

Остается надеяться, что новая семья, существующая уже 4,5 года, окажется такой же крепкой и дружной, как и у родителей Михаила. Ведь, что ни говори, близкие и родные люди - это самая большая ценность в жизни каждого человека. В планах у пары наверняка появление наследников, но заранее о таком не говорят. Время покажет.



(Смеется.

Так получилось. (Смеется.

В любви вы не рассчитывали?

"В чем секрет моего успеха? Всегда смотреть вперед, проявлять настойчивость, волю. Но не ломиться в закрытые двери"

I)&&(eternalSubpageStart


Для миллионов советских женщин она была олицетворением красоты и образцом для подражания. В те времена еще не знали слов "икона стиля". Но теперь режиссер и актриса Светлана Дружинина по праву носит и это звание: на церемонии HELLO! "Самые стильные в России" она стала обладательницей этой специальной награды.

Режиссера Светлану Дружинину можно назвать идеальной женщиной, и в этом не будет ни тени преувеличения. Таким, как она, трубадуры пели серенады, а рыцари бились на турнирах, чтобы заслужить улыбку или цветок. Женственная, очаровательная, безупречно элегантная. И в то же время независимая, уверенная в своих силах леди-босс. Начав в кино как актриса (ее самая известная роль - красавица Анфиса в фильме 1961 года "Девчата"), Дружинина перешла в режиссуру и добилась поистине выдающихся результатов. Без малого 20 картин, среди которых популярная историческая сага "Тайны дворцовых переворотов" и, конечно, культовые "Гардемарины". Сколько девочек подражали утонченным манерам принцессы Фике и мечтали о принце на белом коне, благородном герое с внешностью Дмитрия Харатьяна! Сама Светлана Сергеевна своего прекрасного рыцаря - оператора Анатолия Мукасея - встретила еще в студенческие годы во ВГИКе. Анатолий Михайлович снял как оператор такие фильмы, как "Берегись автомобиля", "Дайте жалобную книгу", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам"... С режиссером Дружининой они работали вместе почти на всех ее картинах. Их творческому и семейному союзу уже 60 лет!

Режиссер и атриса Светлана Дружинина

Всегда окруженная любовью, жена, мама и бабушка, Дружинина остается все той же роскошной и абсолютно современной дамой. Она вдохновляет подписчиц в Instagram и продолжает, что естественно для нее, работать в кино. К сожалению, в прошлом году Фонд кино отказал режиссеру в финансировании съемок новых приключений гардемаринов. Неожиданно. Неприятно. Но Светлана Сергеевна не опустила руки. Она просто решила пойти другим путем: собирать средства на картину, в том числе с помощью краудфандинга. Не сомневаемся, что и эта эпопея закончится удачно, и выйдет новый потрясающий фильм. Мы будем вновь затаив дыхание следить за судьбой гардемаринов и удивляться: как ей это удается?

Светлана Сергеевна, а правда, как вам это все удается? Вы - образец во всем!

Жизнь такая штука - просто так ни-че-го не бывает. Все приобретается усилиями, волей, трудолюбием и терпением. Я очень люблю жить. Мне нравится мое дело. Я люблю своего мужа, хотя все бывает, ведь мы вместе столько лет. Я обожаю своего сына, с которым мы зачастую жарко спорим по поводу политических событий в России и в мире. Я люблю своих друзей. У меня чутье на людей, и, слава богу, оно меня не подводит. Да, бывают усталость, разочарования и обиды. Но это все временно. Нужно обязательно помнить: все временно и все в ваших руках.

Режиссура - традиционно мужская профессия, но мы видим, сколько женских имен появилось: Проскурина, Меликян, Германика, Бычкова, Литвинова...С чем связан такой всплеск? Кино стало легче снимать?


Кино не стало легче снимать. Технологии совершенствуются, но кинопроизводство - по-прежнему очень сложный процесс. Физически, психически изматывающий труд, сопряженный с огромными рисками... А почему столько женщин-режиссеров появилось? Наверное, потому что женщины почувствовали большую свободу, у них появилось больше возможностей для самореализации. И слава богу! Пусть мужчины потеснятся на площадке кинорежиссуры.

Феминистки не пытались вас заманить в свои сети?

Было такое. Но я не феминистка. Я абсолютно здоровый человек, и я на сто процентов женщина. От женской сути никуда не деться, и определенные качества помогают реализовывать замыслы. Я всегда в кабинет к руководству иду как на первый бал Наташи Ростовой: в красивом костюме, с прической, макияжем. И с первого взгляда вижу, кто стоит передо мной: мужчина, который умеет ценить женскую красоту, или сухарь. Или, может быть, мужчина, вовсе равнодушный к женщинам.

У вас в Instagram миллион лайков под фотографией, где вы в купальнике лежите в шезлонге: безупречная фигура, стройные длинные ноги... Это же провокация!

Светлана Дружинина на отдыхе на Кипре

(Смеется. ) Эта фотография была сделана на моем любимом Кипре. Причем без моего согласия. Я очень люблю Кипр, отдыхаю там у друзей. И вот лежу я в тени, потому что вредно быть на открытом солнце, читаю статью в газете "СК-Новости" о том, почему Никита Сергеевич Михалков ушел из попечительского совета фонда. И тут меня "щелкает" муж. Совершенно неожиданно. Хотя бы предупредил! Я бы макияж сделала, прическу. Но фотография получилась неплохая, и я успокоилась. После того как она появилась в Интернете, меня стали преследовать вопросом "Как вам удается так выглядеть? В чем секрет?". Я ничего не скрываю, секрет один - это плаванье. Я обожаю море, вхожу в него как в колыбель и очень хорошо плаваю. Я ведь по первой профессии балерина, а все балетные - отличные пловцы, потому что у них очень хорошие легкие и развита координация.

До того, как стать актрисой, вы окончили хореографическое училище при Большом театре, но оставили сцену из-за травмы. Что вам в жизни дал балет?

Балет - это невероятная самодисциплина, это трудолюбие и жертвенность. Балет научил меня разговаривать телом, жестом и делать это красиво. Он воспитал чувство собственного достоинства. На уроках исторического танца нашим мальчикам объясняли, как брать руку девочки - как драгоценность. А девочке нужно подавать руку как подарок.

А можно ли воспитать в себе это королевское достоинство без балета?

В фильме Юрия Чулюкина "Девчата" (1961 год) Светлана Дружинина играла Анфи-су (на фото), самую красивую девушку в леспромхозе "Бобровский" на Урале, от которой ушел бой-френд -- лучший лесоруб Илья Ковригин. Он предпочел идейную повариху Тосю Кислицы-ну. "Только мастерство режиссера и наша игра помогли поверить, что такое возможно", - говорит Светлана

Наверное, можно. Но, понимаете, это же не значит, что я выхожу и говорю: "Посмотрите, я королева". Ощущение должно быть внутренним. Когда я изучала жизни наших российских императриц, я поняла, что все они вели себя, как ни странно, довольно просто и понятно для людей любого уровня. Но в каждом их жесте, в каждом слове и взгляде сквозило достоинство, это очень важно. Посмотрите на полячек - они все считают себя первыми красавицами и королевами и ведут себя соответственно. Вот, например, Собчак. Говорят, она тоже наполовину полька. Вы не слышали об этом? Как она себя ведет, с каким достоинством умеет говорить, тонко отвечать на хамство. И вторая нация, где женщины чувствуют себя королевами, - это евреи. Они считают себя богоизбранным народом, и там культ женщины. Я в архивах, в дневниках драматурга Евгения Шварца, вычитала его слова о том, что женщина-еврейка ведет себя так, словно вокруг нее вертится весь мир. И даже когда она с тобой говорит мило и ласково, она считает, что делает тебе подарок.

В этом году у вас бриллиантовая свадьба с Анатолием Михайловичем. Расскажите, как можно так полюбить человека - раз и на всю жизнь.

Режиссер Светлана Дружинина в работе строга, и даже ее мужу Анатолию Михайловичу Мукасею, одному из лучших операторов страны, снявшему "Берегись атомобиля", "Большая перемена" и почти все картины жены, включая "Гардемаринов" и "Тайны дворцовых переворотов", приходится ее слушаться

Так получилось. (Смеется. ) У меня было много поклонников, и даже в правительстве. Но почему-то меня тянуло к длинному тоненькому оператору, с которым мы вместе играли в волейбол, были капитанами. Мне было интересно с ним. Анатолий Михайлович снимал мои черно-белые портреты, а я же в те времена была уже звезда! При этом головокружения от успехов у меня не было. Мне ведь еще Андрей Тарковский говорил: "Свет, ты талантливый человек, но ты никогда не достигнешь вершин славы. Потому что у тебя отсутствуют два качества, необходимых для этого: тщеславие и корысть".

В любви вы не рассчитывали?

Никогда! Один член правительства невероятно нежно ко мне относился, но мне с Анатолием Михайловичем было интереснее. Это потом я узнала, что его родители - разведчики... А тогда родители сказали: "Женитесь!" - и я крепко призадумалась. Помню, села в трамвай и всю дорогу соображала: "Вот сейчас мы встречаемся, нам вместе хорошо, но если мы поженимся, мы же будем все 24 часа вместе. Какой ужас!" И вдруг как взрыв произошел в голове: "Ведь он же - оператор, у него свои картины, у меня - свои. Мы будем работать отдельно, а вечером дома рассказывать друг другу, как провели день". И я сказала: "Да!"

Самое главное - не оскорблять друг друга, не унижать. Не бить по больным точкам. Эти трещины потом будут расти дальше. Все пары проходят через одни и те же испытания. Но вопрос, какие выводы они делают, способны ли забыть и идти вместе дальше? Вот у йогов есть прекрасная теза о том, что у человека глаза не случайно впереди, а не на затылке. Смотрите всегда только вперед! И умейте прощать друг друга.


Имя: Светлана Дружинина (Svetlana Druzhinina)

Возраст: 81 год

Место рождения: Москва

Рост: 172 см

Вес: 75 кг

Деятельность: актриса, кинорежиссер

Семейное положение: замужем

Светлана Дружинина - биография

Красавица актриса, покорившая сердца многих представителей сильного пола. Она играла непростых женщин, но делала это настолько великолепно, что кинокритики стыдились сказать, что Дружинина плохо справилась с ролью. Когда разговор идёт о красивых женщинах, всегда становится интересным, какой стала её биография в дальнейшей жизни.

Детские и юношеские годы, семья актрисы

Известная всем москвичам Марьина роща стала родиной для маленькой Светы. Крепкий целеустремлённый характер унаследовала она от донских казаков, чья кровь текла в жилах мамы Анны Даниловны Мызниковой. Отец, Дружинин Сергей Иванович, он был сыном священника, ушёл на фронт шофёром и погиб в боях за город Смоленск, девочке тогда было чуть больше шести лет. Семья ютилась в коммунальной квартире, мать работала воспитательницей. Дети играли на старых кладбищах в игру «Казаки-разбойники». Света была самой главной в этих играх.


В одиннадцатилетнем возрасте успешно выдержала все испытания, и её взяли в труппу, после года занятий, выступлений в качестве девочки-каучук, Светлана захотела уехать с цирковыми акробатами, но мама не пустила. Так не сложилась биография циркачки. Однажды её отправили на летний период в лагерь для пионеров, там завязалось знакомство с новой подругой. Как выяснилось позже, небезызвестная и та девочка – бабушка и внучка. Подружка посещала класс хореографии, который был открыт Большим театром. Возвратясь домой, Света заявила о своём желании танцевать. Она поступила, но в другой театр.

Училась Дружинина с Марисом Лиепой, Натальей Касаткиной, но травма руки перечеркнула и эту возможную биографию балерины. Неугомонная Светлана продолжала искать себя. Она вела вечера, которые транслировали по телевидению. Её заметили и пригласили вести выпуски передачи «КВН». Партнёром Дружининой стал . Телевидение проводило трансляцию только в прямом эфире. Эта работа приучила девушку работать на камеру, говорить со зрителем без напыщенных фраз и заучивать свою роль наизусть.

Светлана Дружинина - фильмы

Двадцатилетнюю красавицу заметил Самсон Самсонов. Режиссёр подбирал актёрскую группу для своего очередного фильма. Светлане досталась неглавная роль, но, благодаря своему партнёру Анатолию Кузнецову, она получила признание зрителей. Наконец-то, стало понятно, что пора поступать во ВГИК. Многие студенты приобретали известность, ещё обучаясь в институте. Дружинина снялась за студенческий период в пяти фильмах.


Фильм «Дело было в Пенькове», в котором также снимался . Имея нехитрое название и простую историю любви в сюжете, стал в то время и до сих пор сохраняет статус самого любимого фильма для советского и русского зрителя.


Потом вышли на экран «Девчата», с известными актерами: , и другими. Эта картина входит в состав золотого кинофонда страны. Дружинина не может останавливаться на достигнутом, она уже не хочет играть роли, даже пусть самые звёздные. Она желает сама приглашать актёров, изучать сценарий, планировать эпизоды.

Светлана Дружинина - режиссура

Актриса решает учиться на режиссёрском факультете. Успешное поступление, дебютный фильм при дипломной защите получил высшую похвалу. Светлана трудится на киностудии «Мосфильм», фильмы, которые снимает начинающий режиссёр, популярны. Достаточно назвать только несколько из них. Кто не помнит «Сватовство гусара» или «Принцессу цирка»? Кинозвёзды соглашаются на предложения, которые поступают от Дружининой. Её гардемарины произвели фурор, песни стали хитами, многие фразы крылатыми.

Через некоторое время она решает снять фильм, основанный на реальных исторических событиях. Так появился сериал «Тайны дворцовых переворотов». Как хорошо, что в своё время не состоялись Дружинина-акробатка и Светлана-балерина. Если бы не случай, зрители могли бы видеть Светлану Сергеевну, танцующей в составе коллектива «Берёзка», которым руководит Надежда Надеждина. Как хорошо, что и этого тоже не произошло.

Светлана Дружинина - биография личной жизни

Муж у Светланы Дружининой учился вместе с ней на факультете режиссуры, он получил диплом оператора. Анатолий Мукасей был, так же как и Светлана, капитаном сборной мужской команды по волейболу, а Дружинина – женской. Начинался роман с соперничества, а по жизни этот союз уникален. В Светлану нельзя было не влюбиться, ведь она до сих пор красавица. А занятия балетом в течение десяти лет научили держать форму и осанку, она стройна и элегантна, как и прежде. У них двое сыновей. Со старшим Анатолием случилась беда, его не стало, скоро за ним же ушла его жена, оставив малыша Даниила бабушке и дедушке на попечение.

«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…

«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.

Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».

Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.

В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».

Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.

Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…

На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!

4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.

Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...

Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».

У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.

Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Рос­тоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушис­тыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы конт­раст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.

У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…

Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…

После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!

Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.

Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…

Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…

Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…

В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и ­уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».

Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блес­тяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.

Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».

Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…

Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…

Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.

По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»

В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.

Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…

Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.

Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.

Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Светлана Сергеевна, глядя на вас на съёмочной площадке, думаешь, что годы не властны над вами...

Светлана Дружинина: А я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя.

— Это правда, что вы можете до сих пор сесть в позу лотоса и на шпагат?

— У меня есть гимнастика, которую я стараюсь делать каждое утро. В последние годы некоторые упражнения, к сожалению, пришлось «сократить»: у меня переломано колено — была тяжёлая травма на съёмках «Гардемаринов». Муж (известный оператор Анатолий Мукасей. — Ред. ) печалился, выхаживал меня, пока я лежала в большом гипсе, а теперь шутит: «Какое счастье! Если бы колено не было сломано, не знаю, куда бы ты ещё побежала! Сейчас хоть что-то приостанавливает тебя». Это всё, конечно, шутки, чтобы поддержать друг друга. А тогда было не до смеха... Первые четыре части «Гардемаринов» были сняты на костылях...

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей. Фото: www.russianlook.com

Дела семейные

— А кто у вас в семье верховодит? Ваш супруг производит впечатление мягкого человека...

— Мягко стелет — да жёстко спать. Да, Мукасей умеет погасить мой взрыв эмоциональный. Но это совсем не значит, что он тряпка. Толя очень упорный человек. Умеет настаивать на своём и в семье, и на съёмочной площадке. Все, кто работал с нами, знают, что мягкий, обаятельный Мукасей вовсе не такой пушистый. Как говорится, из рук пищу не берёт. (Смеётся.)

Кризисы семейной жизни? Пока нас Бог миловал, за больше чем 50 лет совместной жизни у нас получается уживаться.

Светлана Дружинина на трибуне о время матча 1/8 финала женской Европейской Лиги чемпионов 2012/13 Фото: РИА Новости / Роман Кручинин

— А мама вы строгая?

— Я обожаю своего сына, и Миша очень любит меня, я это знаю. Но у нас бывают очень крутые споры. Но мы никогда не оскорбляем друг друга, не переходим на личности, никто никого не обзывает, не упрекает.

Если мы порой «перехлёстываем» через край, мне ничего не стоит позвонить и сказать: « Миш, по — моему, я рванула» . — «Да, мать! Ну ничего. Я тоже был непрост». Я сына очень жалею: ему сказать мне извини безумно трудно, он не любит просить прощения. Но по его поведению я всегда знаю, что он хочет помириться...

— А с внуками — при вашей — то занятости — часто удаётся общаться?

— У меня три внука — Даниил, Максим и Елизавета . Все очень хорошие ребята, талантливые, красивые, умные. И все — от разных матерей. Одной невестки, царство ей небесное, уже нет... Мой самый старший внук Даниил мне как родненький сын. Мы с Анатолием Михайловичем стали его опекунами. (Это пришлось сделать по трагической причине — старший сын Дружининой и Мукасея погиб в 1978 г. — Ред. ). Мы с Данилкой работаем вместе. Он режиссёр по компьютерному монтажу. Причём очень хорошо монтирует, лучше, чем все мы, знает эту технику... И Максима я очень люблю, и Лизку. Но, к сожалению, мы с ними не так тесно общаемся. Так сложилась судьба.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов» в «Усадьбе Кусково». 2010 год Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Умейте говорить спасибо

— Вы выбрали сложнейшую для женщины профессию — режиссёра...

— Я очень жертвенно отношусь к своей работе. «Коллективное творчество» — это неправда. Да, оно коллективное. Но коллектив собираю я, ответственна за него я. Я обязана властвовать и владеть всем этим делом. Но владеть мудро, разумно. Не ради собственных амбиций, а чтобы сделать общее достойное дело. И мой муж, и я всегда работаем на результат. Иногда на съёмках фильмов, как сейчас говорят, «пилят» бюджет. Нам «пилить» нечего. Мы большие дорогие картины делаем за очень маленькие деньги.

— Вы неоднократно говорили, что преклоняетесь перед Екатериной II. Императрица работала только с мужчинами. А вам легче работается с мужчинами или с женщинами?

— Люблю работать именно с мужчинами. Мне в этом плане повезло: моя режиссёрская карьера складывалась рядом с талантливыми, уже известными к тому времени писателями, драматургами, сценаристами. Свой дебют «Зинка» я писала с Борисом Можаевым . С Володиным над «Дульсинеей Тобосской» мы вот здесь, за этим столом работали... (Разговор происходит дома у Дружининой. — Ред .). Юрию Марковичу Нагибину я обязана тем, что он меня «подсадил на время». Мне стало безумно интересно работать именно в Истории.

Рабочий момент на съемках фильма о гардемаринах режиссера Светланы Дружининой, 1987 год Фото: РИА Новости / Ю. Венцковский

— А кто вас на «Гардемаринов» вдохновил?

— Это «привет» от Каверина . Когда мы работали над «Исполнением желаний», у нас были серьёзные споры и даже ссоры. Но мы всегда мирились и очень продуктивно работали...

Кстати, я никогда не влезаю в соавторы сценария. Да, я обязательно рассказываю о своей позиции, пытаюсь её доказать. Но никогда не спорю, если вдруг предложение противоположной стороны будет лучше, чем моё. Может быть, вначале не приму его. Как говорю, я талантлива завтра. На следующий день могу и извинения попросить, и сделать это совершенно искренне.

Когда говорю о том, что люблю работать с мужчинами, я имею в виду только определённые этапы. А так у меня вся съёмочная команда — женщины. Иначе как снимать зимой на натуре в чистом поле, да ещё когда вокруг темно, холодно? Как прожить, что съесть, как на следующий день всё организовать... Мужики таких тяжёлых условий не выдерживают. Только наши милые женщины.


  • «За витриной универмага». 1955 год.

  • «Дело было в Пенькове». 1957 год.

  • «Девчата». 1961 год.

  • «Орлиный остров» 1961 год.

  • «Одиночество». 1964 год.

  • «Любимая». 1965 год.

  • «Сердце России». 1970 год.
  • © РИА Новости / Светлана Дружинина и Снежана Полежаева на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов». 2010 год.

— Сегодня много говорят о том, что уровень культуры падает... Как, по-вашему, удерживать планку, оставаться интеллигентным человеком?

— Как-то я была на передаче о Вячеславе Тихонове . Мы вместе с ним снимались в картине «Дело было в Пенькове». На съёмках программы мне задали вопрос: «А был ли Тихонов интеллигентным человеком?» Когда спрашивают о таких понятиях, как «интеллигентный человек», «духовность», я отвечаю: «Это невозможно оформить на словесном уровне. Нельзя потрогать руками». Все люди, о которых я вам рассказывала, были невероятно интеллигентные, потому что были жертвенны. Творили для Отечества с вдохновением и любовью. Они — наша духовная платформа.

Как оставаться интеллигентным человеком? Надо помнить добро, своих родителей, учителей. Помнить тех, кто тебе помог стать чуть-чуть выше, поддержал в трудную минуту, успокоил. Мне кажется, умение говорить искреннее спасибо и помнить своё начало начал тоже входят в систему интеллигентности.

Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове», 1958 год