Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Спектакли в которых играла сара бернар. «Божественная Сара»: удивительная актриса, любившая и женские, и мужские роли

Во время франко-прусской войны 1870 года Сара Бернар осталась в осажденном Париже и устроила в театре "Одеон" госпиталь, полностью посвятив себя раненым и отказавшись даже от своей артистической комнаты.

После окончания войны Бернар вернулась на сцену. Настоящим триумфом стало ее выступление 26 января 1872 года в роли Королевы в "Рюи Блазе" Виктора Гюго.

После триумфа на сцене "Одеона" Бернар вернулась в "Комеди Франсез". Здесь актриса блистала в трагедиях Расина и Вольтера, с большим успехом сыграла донью Соль в драме "Эрнани" Виктора Гюго, премьера которой состоялась 21 ноября 1877 года.

В 1879 году "Комеди Франсез" гастролировал в Лондоне. Сара Бернар стала любимицей английской публики. После "Федры" ей устроили овацию, не имевшую аналогов в истории английского театра.

После триумфального сезона в Лондоне, в 1880 году Бернар разорвала контракт с "Комеди Франсез", совершила шесть туров по Америке, гастролировала в Англии и Дании. В гастрольном репертуаре актрисы были спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Фру-фру" Анри Мейлака и Людовика Галеви, "Адриенна Лекуврер" Эжена Скриба и др. В 1891 году Бернар совершила триумфальное турне по Австралии. Во время своих турне она трижды посетила Россию (последний раз — в 1908 году).

Талант актрисы, ее мастерство и громкая слава заставляли драматургов писать пьесы специально для нее. Викторьен Сарду написал для Бернар пьесы "Федора" (1882), "Тоска" (1887), "Колдунья" (1903). Начиная с 1890-х годов значительное место в репертуаре актрисы занимали роли в неоромантических драмах Эдмона Ростана, также написанных специально для нее: "Принцесса Греза!" (1895), "Орленок" (1900), "Самаритянка" (1897).

Сара Бернар охотно выступала в мужских ролях (Занетто в "Прохожем" Франсуа Коппе, Лоренцаччо в "Лоренцаччо" Альфреда Мюссе, герцог Рейхштадтский в "Орленке" Ростана и др.). Среди них была и роль Гамлета (1899). Эта роль, которую Сара Бернар сыграла, когда ей было 53 года, позволила актрисе продемонстрировать высокое совершенство техники и вечную молодость своего искусства.

Сара Бернар неоднократно пыталась создать собственный театр . В 1893 году она приобрела театр "Ренессанс", в 1898 году — театр "Насьон" (ныне "Театр Сары Бернар"), открывшийся пьесой Сарду "Флория Тоска".

Во время Первой мировой войны актриса выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почетного легиона.

В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, актриса повредила правую ногу, в 1915 году ногу пришлось ампутировать. Тем не менее Бернар не оставила сцены. Последний раз она вышла на сцену в 1922 году.

Сара Бернар стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это произошло в 1900 году: в Париже тогда была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была заснята в сцене "Дуэль Гамлета".

В 1912 году она снялась в фильмах "Дама с камелиями" и "Королева Елизавета". Всемирный успех "Королевы Елизаветы" создал имя режиссеру фильма Луи Меркантону. Впоследствии актриса снялась еще в нескольких его картинах.

Бернар занималась скульптурой и литературным творчеством. На склоне лет она стала писать пьесы, издала "Мемуары одного стула" и романизированную автобиографию "Моя двойная жизнь", в которых отразились ее владение словом и тонкий юмор.

О личной жизни актрисы ходило множество легенд и невероятных мифов. Утверждали, что Бернар соблазнила чуть не всех глав европейских государств.

Еще на заре своей карьеры она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем, от которого в 1864 году родила сына Мориса. В 1882 году Сара Бернар вышла замуж за греческого дипломата Аристидиса (Жака) Дамала. Их брак оказался крайне неудачным и через несколько месяцев они развелись. В 66 лет актриса познакомилась с американским актером Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Эта любовная связь длилась четыре года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мать Сары Бернар была куртизанкой и готовила дочь к этой профессии, однако девочка отказалась от этой роли, хотя и считала ее весьма доходной. Маленькой Саре доктора вынесли страшный вердикт - туберкулез. Тогда девочка уговорила мать купить ей гроб красного дерева, чтобы ее не положили в какой-нибудь «уродец». Этот гроб сопровождал ее, уже взрослую женщину, во всех поездках. Иногда она спала в этом гробу, в нем позировала фотографам, и порой занималась любовью, что, правда, редко ободряло мужчин, случались сбои.

Может быть, эта боязнь смерти заставляла ее полностью выкладываться в каждой роли, порой, когда опускался занавес, Сара падала в обморок. Может, этот страх инициировал бешеную жажду жизни, это стремление к вечному сексу.

Актерское образование и карьеру ей обеспечивали мамины поклонники, герцог де Морни устроил девочку в консерваторию, к экзаменам девочку готовил сам автор «Трех мушкетеров». Однако, не смотря на все старания, дебют удачным не был. Сара была невысокого роста, худощава, с небольшой грудью и плоскими бедрами. Недоброжелатели называли ее «прекрасно отполированным скелетом». Но чудные глаза цвета морской волны, неповторимый тембр голоса и полная самоотдача в каждой роли покоряли сердца зрителей.

Когда ей было 20 лет, во время гастролей в Бельгии, произошла одна из главных встреч в ее жизни. Молодой герцог Анри де Линь влюбился с первого взгляда и отправился за ней в Париж. И хотя любовный опыт у Сары в то время был больше теоретический, предыдущий любовник, граф де Кератри больше интересовался собой, но природная пылкость и практические наблюдения в доме матери-куртизанки помогли Саре раскрыться самой и раскрыть любимого. Роман был настолько бурным и стремительным, что герцог готов был даже обвенчаться, но при одном условии - Сара должна уйти из театра навсегда.

В это время в семье Анри, в Брюсселе, назревал скандал. Никому не известная актриса из семьи куртизанки окрутила их сына-герцога. Перед Анри было поставлено условие - или остаешься со своей актрисой, или полный разрыв с семьей и лишение наследства. Самого Анри это не пугало, но Сара понимала, что это рано или поздно сломает ее любимого. Она собирает всю волю, чтобы самой порвать с любимым, для его же блага. В этот переломный момент своей жизни она пожертвовала не только своей любовью, но и именем сына, родившегося спустя несколько месяцев после разрыва - 22 декабря 1864 года. «Дама с камелиями» становится жизнью, воплощенной на сцене. А личная трагедия делает Сару Бернар великой актрисой. Во всяком случае, по хронологии выходит именно так. Успех следует за успехом. Через несколько лет Сара Бернар признана звездой первой величины.

Театральные партнеры Сары обычно становились ее любовниками, но эти романы продолжались лишь до конца постановки той или иной пьесы. Сара была страстной любовницей, могла загореться страстью в любое время и в любом месте, однако никогда не отдавала себя всю без остатка. Школа матери. Всю себя она отдавала лишь роли. Ролей было много, много и мужчин, остававшихся верными друзьями и после постановки. Так получилось, что Сару и Пьера Бартона судьба сводила в двух спектаклях - «Теодора» и «Тоска». И они так были озарены охватившим их чувством, что «могли бы освещать улицы Лондона». Но самым лучшим ее партнером на сцене, а значит, и в жизни стал Жан-Муне Сюлли - полдесятка пьес. Их называли просто «парой», даже не называя имен, а появление «пары» в театральной афише гарантировало аншлаг и успех. Публика всегда рада видеть искреннюю игру актеров, которая, вроде как уже и не игра.

Сара Бернар была экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но как туалетами подчеркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации. Толпы мужчин, были влюблены в ее ум и экзотическую ауру.

Существуют доказательства, что у Сары были весьма близкие отношения с принцем Уэльским (будущим королем Эдуардом VII) и племянником императора Наполеона; ее осыпали подарками австрийский император Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо, российский император Александр III и король Италии Умберто, датский король предоставлял ей в полное распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик — родовой замок. Сама Сара скромно писала о себе, что она была «одной из величайших любовниц своего времени».

Она любила рисковать и получала от этого наслаждение. Так во время парижской выставки 1878 года Бернар каждый день поднималась в воздух в привязанном аэростате господина Жиффара. Затем вместе с ученым она совершила воздушное путешествие, аэростат поднимался на высоту 2600 метров от земли.

В 1882 году в Петербурге Сара пережила самый пылкий любовный роман, который, наконец, закончился ее браком. Предметом страсти Сары стал греческий дипломат, красавец Аристидис Жак Дамалла., который был моложе ее на 11 лет. Он бросил службу, карьеру, родину и вступил в труппу любимой актрисы. Влюбленная Сара считала его гением. Аристидис вошел в предложенную роль, но кроме успеха у молодых актрис ничего не добился. Для самоутверждения он хвастался перед Сарой своими победами на интимном фронте и получал огромное удовлетворение, если удавалось публично унизить великую актрису. В общем, нечто среднее между Казановой и маркизом де Садом. Человек не очень умный, он заигрался, стал наркоманом и картежником. А это уже не актерские работы. Тут ставки посерьезнее. Они развелись, но когда Арстидис умирал от морфия, все последние месяцы Сара заботливо опекала бывшего мужа и уже негодного любовника.

Она, вообще, очень любила и людей и животных. В одну из холодных зим Сара истратила последние две тысячи франков на покупку хлеба для городских воробьев. А во время франко-прусской войны превратила свой театр в госпиталь, которым одновременно и руководила, и служила медсестрой.

Сара с внучкой

Так же Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана "Орлёнок". В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Игра актрисы была настолько блистательна, что восторженная публика 30 (!) раз вызывала Сару Бернар на бис.


Она выбирала роли, которые не подходили ей ни по возрасту, ни по полу — и с невероятным успехом их играла. Она сыграла Гамлета — невиданная смелость!

В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их любовная связь продолжалась более четырех лет. В уже своей старости этот мужчина признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.

Лу Теллеген, последний возлюбленный Сары Бернар

Ее сын Морис пристрастился к игре и проигрывал немалые суммы — говорят, что Бернар столько лет продержалась на сцене, потому что ей постоянно были нужны деньги.

Она очень своеобразно гримировалась. Это от нее пошла манера французских актрис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность.


Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

8 января 1914 года Сара Бернар была награждена орденом Почетного Легиона за то, что во время Первой мировой войны выступала на фронте. Причем с серьезной травмой ноги! В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и повредила ногу. 23 февраля 1915 года ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр. В ее репертуар вошли короткие одноактные пьесы и отдельные сцены, в которых она могла играть, находясь на одном месте, или же в которых её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. Да... были актрисы в свое время!!!

Оставшись одноногой, она, вопреки всем ожиданиям, не ушла на покой: Бернар отказалась от костылей, сожгла в камине протез — и продолжала играть на сцене! Конечно, она могла на сцене только сидеть, но выразительность ее лица, ее рук, ее фантастический голос искупали недостаточную подвижность. Даже калекой, располневшей и постаревшей, Сара Бернар оставалась величайшей актрисой.

Сара в последние годы

Когда Великая актриса и любовница умирала, ей было 78 лет, то последним ее распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Сара Бернар ответила: когда перестану дышать. А что может быть разумнее? 26 марта 1923 Сара Бернар умерла от уремии после отказа почек.


Похороны Сары Бернар

Вот такая вот эксцентричность, до самого конца жизни.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Дуэль Гамлета Le duel d"Hamlet Гамлет
ф Королева Елизавета Les Amours de la reine Élisabeth Королева Елизавета I
ф Дама с камелиями La Dame aux camélias Маргарита Готье
ф Адриана Лекуврёр Adrienne Lecouvreur Адриана Лекуврёр
ф Жанна Доре Jeanne Doré Жанна Доре
ф Французские матери Mères françaises
ф La voyante

La voyant


М. Ораци Сара Бернар

Jules Bastien-Lepage Sarah Bernhardt 1879


Кларин Д. Сара Бернар

Кларин Д. Сара Бернар ("Королева Рюи Блас")

Кларин Д. Сара Бернар ("Теодора")

Георг Кларен

Георг Кларен


Г.Кларен Сара Бернард в гневе


Джованни Болдини Сара Бернар

Georges Jules Victor Clairin Sarah Bernhardt ,1876

Портрет Сары Бернар, художница Луиза Аббема, 1875г

"Офелия в чертополохе", Georges Clairin, (1843 - 1919). Позировала Сара Бернар

Луи Аббема

Georges-Jules-Victor Clairin Sarah Bernhardt dans l"Etrangère

Louise Abbéma Portrait de Sarah Bernhardt en tenue de ville

Альфонс Муха
"Сара Бернар"
1903


Несравненная Сара Бернар... Именно она открыла Альфонсу Мухе путь к славе. В 1894 г. художник получил заказ на афишу "Жисмонды" для спектакля этой талантливой актрисы и одной из самых красивых женщин Парижа. Афиша очень понравилась, и с ним был заключен 6-летний контракт на сотрудничество с театром Сары Бернар.

Афиши для Сары Бернар «Жисмонда», «Гамлет», «Лоренцаччо», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Медея»

Украшения в стиле модерн

24 июля - день рождения знаменитого чешского художника, одного из основателей стиля «модерн» Альфонса Мухи. Именно он стал родоначальником «модерна» в ювелирных украшениях. Предлагаем вам 6 лучших украшений, созданных по эскизам Альфонса Мухи как при его жизни, так и в наши дни.

Альфонс Муха родился в 1860 году в Чехии, но слава художника и декоратора к нему пришла в Париже. Здесь он с 1894 по 1901 годы работал в театре великой Сары Бернар, создавал эскизы декораций, афиши. Влюбленность в театр, в неподражаемую актрису подтолкнула Альфонса Муху к работе над украшениями. Сам художник, конечно, не был ювелиром. Украшения по его эскизам выполнял знаменитый парижский ювелир Жорж Фуке.

1. Браслет "Роза руки"

Спектакль «Медея» наделал в Париже много шума. Одни рукоплескали великой Саре Бернар, другие считали недопустимым появление на сцене в качестве главной героини женщины-детоубийцы. Не менее противоречивые отклики вызвали декорации и украшения Альфонса Мухи к этому спектаклю. Особенно зловещими публике показались браслет и кольцо Медеи - змея, обвивающая предплечье и переходящая жалом в кольцо. В качестве материалов были использованы золото, опалы, рубины, бриллианты, эмаль. Художника упрекали в излишнем натурализме. Но настоящие ценители искусства понимали: браслет «Роза руки» - одна из вершин творчества Альфонса Мухи.

2. Брошь "Орхидея"

Для спектаклей «Гамлет» и «Лорензаччо» Сара Бернар требовала от своего художника полного погружения в атмосферу Средневековья. Ей нужны были украшения той эпохи - массивные, величественные, может быть, немного мрачные. Так, в том числе, была создана и брошь «Орхидея». Критики того времени утверждали, что это кич - все слишком было в этой броши: слишком крупные камни, слишком кричащая сама брошь. Они бы удивились, узнав, что через сто лет за «Орхидею» будут сражаться крупнейшие музеи и частные коллекционеры мира.

3. Гребень "Бабочка"

Пожалуй, одно из немногих ювелирных украшений, эскиз которого создавал не Альфонс Муха - декоратор театра Сары Бернар, а Альфонс Муха - один из удивительных художников эпохи модерна. Гребень «Бабочка» выполнен в так называемом «флоральном» стиле (от французского слова floral - цветочный). Альфонс Муха преклонялся перед красотой природы, стремясь, при этом, сделать ее еще чуть красивее. Его бабочка идеальна, его цветы прекрасны. И снова современники упрекали художника в излишней «красивости», манерности. А гребень «Бабочка» вошел в историю.

4. Украшение для корсажа "Крылатый змей"

Украшение для корсажа «Крылатый змей» создано под влиянием представлений Сары Бернар о том, как должно выглядеть женское средневековое украшение. Критики были в шоке: слишком тяжело, камни - о, ужас! - неправильной формы. Список претензий все множился и множился, а цены на ювелирные украшения, выполненные по эскизам Альфонса Мухи, все росли и росли. Особенно - после Всемирной выставки, состоявшейся в Париже в 1900 году. Там эти украшения произвели настоящий фурор. Люди, не знакомые с театром, не интересующиеся искусством вообще, узнали, кто такой Альфонс Муха именно благодаря ювелирным украшениям.

5. FREY WILLE "Сара Бернар"

Альфонс Муха умер в 1939 году. Когда мы говорим сегодня, что ювелирным украшениям, созданным по его эскизам, нет цены, в этом нет преувеличения. Практически все они находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях мира и не продаются. Но в 1951 году венская художница Михаэла Фрей открыла свою Венскую мануфактуру. После смерти Михаэлы ее детище стало называться FREY WILLE. Сегодня украшения, созданные этим брендом, известны во всем мире. Они имеют вполне реальную, хоть и не дешевую, цену. Браслеты, кольца, кулоны, серьги FREY WILLE выпускаются именными коллекциями, посвященными выдающимся художникам. Две из них посвящены Альфонсу Мухе.

Коллекция «Сара Бернар» отдает дань тем отношениям, которые связывали двух великих творцов - актрису и художника. Она выполнена в двух цветовых гаммах: аквамариновой с добавлением голубого и синего цветов и бургундского вина с малиновыми и розовыми оттенками.

6. FREY WILLE "Либуше"

Эта коллекция названа по имени мифической чешской принцессы, которая, согласно легенде, и основала Прагу. На черном фоне - ярко-красные лепестки мака, очерченные тонкими золотыми линиями. С одной стороны, это дань увлечению Альфонса Мухи «флоральным» стилем, с другой, - память о славянских мотивах в творчестве художника.

rdt.

Браслет Сары Бернар. Дизайнер Альфред Муха

Для своих работ Рене Лалик (1860-1945) использовал простые материалы: стекло, эмаль, серебро, слоновую кость, рог, коралл, жемчуг, изредка самоцветы. Он не возводил на трон бриллианты, так как любил камни не за их стоимость, а за художественную ценность. Дерзкие украшения не сразу приняла пересыщенная публика. Женщины-стрекозы, бабочки, цветы, змеи, лебеди…даже простые семена растений и насекомые вдохновляли ювелира. В 1884 году его работы заметил ювелир Фуке, а с 1890 года началось сотрудничество (иначе не скажешь) с актрисой Сарой Бернар. Она стала его любимой клиенткой и вдохновительницей, заказывала украшения не только для спектаклей,но и в свою шкатулку. Театральные образы Сары (в роли то Саломеи, то Клеопатры) в изысканных силуэтах его украшений.Самая известная работа Лалика - брошь «Женщина-стрекоза», принадлежавшая Бернар. В ней заложена идея опасной женщины-соблазнительницы с крыльями и золотыми когтями.

ЭНДИ УОРХОЛ.Сара Бернар


Ж.-Л. Жером Бюст Сары Бернар



В честь Сары Бернар назван один из самых красивых и ароматных сортов пионов.

Когда она выходила на сцену, весь зал сидел затаив дыхание. Когда у нее начинался новый роман, это обсуждал весь город. Если же общество хотя бы ненадолго позволяло себе потерять интерес к великой Саре Бернар, она тут же исправляла положение. В ход шли любые средства от высокохудожественных и неподражаемых на сцене до неожиданных и скандальных в жизни. Казалось, что эта неукротимая женщина играла каждую минуту своей жизни, играла эпатажную пьесу в модном стиле модерн, не позволяя публике оставаться равнодушной к происходящему. И она преуспела ее боготворили и обожали, критиковали и порицали, ставили в пример и завидовали.

Великолепная Сара и в жизни, и на сцене тонко чувствовала публику, но при этом никогда не следовала благоразумному мнению большинства. Часто, слишком часто она изящным движением разрушала привычные рамки, страстно бросалась в омут эксперимента и выходила победителем из самых невероятных передряг. Публика рукоплескала. Писатель Пол Моран, ее современник, напишет об этом так: «В 1900-х годах в Париже жизнь была театром, и этим театром была одна Сара Бернар ».

Укрощение строптивой

22 октября у парижской содержанки Юдит Харт родилась дочь. Девочку нарекли Генриеттой Розиной и передали на руки кормилице: мать обладала достаточными средствами, но не имела времени и желания воспитывать свою незаконнорожденную малышку. Тем более что очень скоро выяснилось, что у девочки очень непростой характер, и удержать ее поведение в границах дозволенного было почти невозможно. К десяти годам чертенка Генриетту отправили учиться в школу при монастыре Граншан. И, несмотря на то что заведение это славилось мягким обращением с воспитанницами, девочку несколько раз выгоняли за чинимые ею безобразия. И тут же принимали обратно — так убедительно она раскаивалась в содеянном и обещала больше никогда-никогда не вести себя плохо. Очевидно, монахини были ее первой публикой, на которой она испробовала свою неподражаемую трагически-эмоциональную манеру игры. Позже, кокетничая с обществом, она даже рассказывала, что в юном возрасте собиралась принять постриг. Но она не была создана для монастырских стен и для обычной и примерной жизни. Природа создала ее, чтобы играть на сцене. Может быть, именно этот талант разглядел в ней «друг семьи» герцог де Морни и настоятельно рекомендовал отдать ее в драматический класс парижской консерватории. Что и было сделано. Позже злые языки болтали, что успехами в учебе юная Генриетта обязана богатству ее покровителя, а вовсе не своим способностям. На подобные высказывания юной актрисе было наплевать, как и на все, что мешало достижению поставленной цели. Ее жизненным девизом было «Во что бы то ни стало», и это весьма подходило к ее неукротимому характеру. Свою первую роль она получила в знаменитом парижском театре «Комеди Франсез», который также почтительно называли «Домом Мольера». Афиши скромно оповещали о дебюте некоей Сары Бернар в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде». Реакция критиков была также весьма скромной — игра юной актрисы их не впечатлила. Однако театр принял решение заключить с ней контракт. Но время блистать в «Комеди Франсез» для Сары Бернар еще не пришло — на театральном вечере, посвященном Мольеру, младшая сестра актрисы наступила на шлейф пожилой примы театра, и... случился скандал. Сара отказалась извиняться за пощечину, которую она залепила приме, защищая сестренку. Из театра пришлось уйти...

От скандала до триумфа

Хлопнув дверью в «Доме Мольера» и не испытывая по этому поводу ни капли сожаления, Сара Бернар поступила в театр «Жеменаз». Здесь актриса много работала, «искала себя», но особыми успехами похвастаться не могла. И в один прекрасный день она решила все бросить, не сказав никому ни слова, и уехала в Испанию — «подышать воздухом и сменить обстановку». Директору театра она оставила записку, которая заканчивалась словами: «Простите бедную сумасшедшую!» Похоже, уходить из театра со скандалом входило у актрисы в привычку. Нет, ее это совсем не смущало, тем более что вскоре ей пришлось пережить романтически-печальную историю на личном фронте. Увидев молодую красавицу Сару, бельгийский - принц Анри де Линь влюбился с первого взгляда. Несмотря на протест его августейшей семьи, он предложил своей Золушке руку и сердце, обещал признать их новорожденного сына Мориса и даже был готов отказаться от короны. Правда, с одним условием: Сара навсегда уходит со сцены и посвящает себя семье... И хотя она любила своего прекрасного принца, но предпочла театр и личную свободу. Родственники принца и принцессы на выданье вздохнули с облегчением.

В 1867 году она поступила в театр «Одеон», и именно на его сцене к актрисе наконец пришел успех. Примечательно, что первое заметное одобрение критики получила ее роль в жанре «травести» — она играла юношу Занетто в пьесе Ф. Конпе «Прохожий» (1867). Позже она весьма охотно бралась за мужские роли на сцене: блистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, играя красавчика Керубино, прекрасно исполняла роль сына Наполеона в трагедии Ростана «Орленок» (1900). Причем довольно солидный для актрисы возраст — пятьдесят шесть — не помешал ей сыграть двадцатилетнего юношу. Тогда же Сара Бернар сыграла самую желанную для актеров всех времен роль принца Гамлета. Но все же первый настоящий триумф ей принесла женская роль — королевы в «Руи Балзе» (1872) Виктора Гюго. Публика и сам автор были в восхищении — Гюго вышел на сцену и, преклонив калено, поцеловал актрисе руку. Критики наперебой восхваляли «поэтическую грацию» Сары Бернар и «удрученное подлинной скорбью величие». Театр «Одеон» готовился к дальнейшим переаншлагам. Но тут восходящую звезду переманил к себе «Комеди Франсез», предложив баснословные гонорары. Сара оставила «Одеон», в утешение выплатив театру огромную неустойку.

Пьеса о бесконечной любви

Любовные истории Сары Бернар были не менее знамениты, чем ее роли. Однажды ее спросили, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви. Бернар ответила: «Когда перестану дышать!» В связях с ней подозревали едва ли не всех августейших персон Европы, тем более что многие из них давали к этому повод. Так, английский принц Эдуард, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и датский король Кристиан IХ щедро одаривали актрису расположением и драгоценностями. Да, Сара Бернар был знаменита своими любовниками. Среди которых, к слову, были не только властные и великие, но и ее партнеры по сцене. Иногда даже казалось, что ей было просто необходимо влюбиться в своего партнера, и порой такая связь длилась ровно до тех пор, пока играли пьесу. Иногда это способствовало головокружительному успеху дуэта, как, например, было в случае с актером Жаном-Муне Сюлли. И всего однажды Сара Бернар прельстилась узами законного брака. Ее избранником стал греческий дипломат Аристид Дамала, с которым она познакомилась на гастролях в России в 1881 году. Избранник, конечно же, был красивым мужчиной, моложе ее на одиннадцать лет, но из этого союза не вышло ничего хорошего. Обнаружив, что муж неисправимый охотник за юбками, игрок и наркоман, великолепная Сара немедленно бросила его — очевидно, без особого сожаления. Мужчины обожали ее за красоту, оригинальность и эксцентричность, и за свою долгую жизнь она ни одного дня не была одинокой. Даже оставленные ею, они порой вспоминали о времени, проведенном с ней, как о «лучших днях своей жизни». Для долгих отношений Саре Бернар не хватало постоянства — часто за ним она видела скуку и застой и посему старалась устраивать себе в жизни как можно больше потрясений.

Жизнь в стиле «эпатаж»

Сегодня мало кого можно удивить скандальным ореолом жизни звезд. Но во времена Сары Бернар это было весьма нетипично даже для знаменитостей. И казалось, что, однажды вкусив прелесть эпатажного поведения, она уже не желала вести себя иначе. Она не признавала канонов ни на сцене, ни в жизни, обожала оригинальность во всем. Во время Франкопрусской войны (1870—1871) она, вместо того чтобы оставить Париж, превратила театр в госпиталь и блестяще справилась с ролью сестры милосердия. В одну из суровых зим она истратила круглую сумму на хлеб... для парижских воробьев. Ее дом был полон экзотики, но самым знаменитым предметом интерьера был гроб красного дерева. Иногда она спала в нем, иногда учила роли, иногда занималась любовью, иногда возила его с собой на гастроли. Демонстрируя завидную смелость, однажды она поднялась на воздушном шаре на 2600 метров — по тем временам это был значительный риск для жизни. Устав от академичного «Комеди Франсез», она решила открыть свой собственный театр и быть в нем полновластной хозяйкой. И хотя эра эмансипации уже приближалась, ее поступок общество посчитало очередным безумством. Сару Бернар это устроило. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет еще и театр «Шатле», который и стал «Театром Сары Бернар». Она руководила и играла в нем почти четверть века, до самой своей кончины. Казалось, что актриса совершенно не боялась провалов и неудач, и, может быть, именно за эту смелость судьба не уставала делать ей подарки. Великие современники-драматурги — Ростан, Гюго, Дюма-сын — специально под нее писали свои пьесы, и она обеспечивала им триумф. Оскар Уайльд во время ее английских гастролей бросал ей под ноги белые лилии, а Станиславский превозносил ее безупречную актерскую технику. Сара Бернар никогда не скрывала свой возраст и не обращала внимания на ворчание отдельных критиков, что ей давно пора на покой. Казалось, что слова «покой» не существует в ее жизни. Помимо руководства и игры в театре она успевала заниматься живописью и скульптурой, находить новые поводы для сплетен и скандалов и даже сниматься в немом кино. Правда, говорят, что первый опыт работы в синематографе ужаснул актрису и она даже упала в обморок, но позже все-таки снялась в нескольких лентах и позволила оставить их для истории.

Конец легенды

Сара Бернар обожала играть трагедии, и, возможно, ее мечтой было умереть на сцене. Она не мыслила себя без театра, и даже когда в 1915-м врачи ампутировали ей ногу, она продолжала появляться в спектаклях — ее выносили на специальных носилках. Здесь очень подходили к случаю слова, однажды сказанные актрисой: «Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях ».

Пожалуй, все понимали, что ее звезда скоро закатится, но никто не думал об этом, когда она произносила со сцены свои монологи. Незадолго до своей смерти она назначила шести самым красивым актерам театра нести на похоронах ее гроб, который на этот раз она собиралась использовать по назначению. Ее не стало 26 марта 1923 года. После себя она оставила огромное количество воспоминаний современников, противоречивые рецензии знаменитых критиков, книгу собственных мемуаров. Последняя, впрочем, совсем не отвечает на вопросы любопытных, укрывая жизнь актрисы вуалью дразнящей тайны. Сара Бернар считала, что «легенда всегда берет верх над историей», и старалась следовать этому. И снова преуспела, став самой легендарной актрисой своего времени. Сколько было в этом таланта, а сколько скандала, теперь уже никто точно не скажет. Да и можно ли упрекать женщину за желание быть любимой, неповторимой и божественной?

Марк Твен как-то определил пять видов актрис: «плохие актрисы, беспристрастные актрисы, хорошие актрисы, великолепные актрисы и… Сара Бернар». Со своего дебюта на сцене в восемнадцатилетнем возрасте (1862 год) в спектакле Расина «Ифигения» до воплощения образа тринадцатилетней Джульетты в семьдесят лет - Сара Бернар имела ошеломительный успех.

Генриетт Розин Бернар — такое имя получила при рождении всемирно известная актриса. Она родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать будущей звезды была куртизанкой, которую мало занимала судьба дочери в детстве, поэтому Сара воспитывалась в монастыре. Но, несмотря на суровые законы здешней жизни, девушка покинула его стены пылкой и целеустремленной.

Благодаря одному из любовников матери, графу де Морни, который с первого взгляда разглядел молодой талант, Сару Бернар определили в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Невзирая на протекцию, девушке пришлось много заниматься, чтобы поступить в этот престижный вуз. Одним из учителей Сары Бернар был Александр Дюма-отец, который и положил первый камень в фундамент великолепия будущей актрисы.

Окончила консерваторию в 1862-м. Этот год также стал её дебютом на сцене главного театра Франции — «Комеди Франсез». Зная о Саре Бернар так много, сейчас трудно поверить, что директор театра сомневался на счет принятия актрисы в труппу. «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!», — заявил он. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.

1 сентября 1862 года в возрасте 18 лет исполнила свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». В своей автобиографии «Моя двойная жизнь» она вспоминает этот момент так: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

К удивлению, критики тогда совсем не оценили актёрских способностей Бернар. Одна из газет написала: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…». Все сошлись на мнении, что единственное, чем может гордиться Бернар, так это своими великолепными золотистыми волосами и всё. Критики были совершенно уверены, что совсем скоро о молодой актрисе уже все забудут. Их пророчество оправдалось, но лишь на ничтожно короткий срок.

Актриса покидает Францию и переезжает в Бельгию, где становится любовницей принца Генри де Лине. В 1864 году у Сары Бернар родился мальчик Морис. Многие считают его сыном принца, но официально эта информация так и не была подтверждена. По слухам, после рождения ребенка Генри сделал Саре Бернар предложение, но королевская семья была категорически против, поэтому они уговорили Сару отказаться и покинуть Бельгию.

Несколько лет она вела жизнь куртизанки, прежде чем вновь вернуться на сцену. Из «Комеди Франсез» её исключили, поэтому она подписала контракт со вторым по значимости театром Франции, «Одеон». Но всё это делалось с намерением вернуться на первую сцене главной театральной дивой Франции. «Во что бы то ни стало», — именно так звучал девиз Божественной Сары.

На сцене «Одеона» она воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в «Короле Лире».

Сара Бернар в образе королевы в спектакле Виктора Гюго «Рюи Блаз»

А со временем в актёрской карьере Сары Бернар появились и пьесы её современников. Дюма-отец был невероятно горд ученицей, когда увидел её в роли Aнны Дамби в его пьесе «Кин, гений и беспутство». А Виктора Гюго юная актриса и вовсе сразила наповал. После одного из спектаклей он подошел к Бернар: «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — сказал писатель. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».

И это были не просто слова. В действительности слеза Гюго оказалась бриллиантом, который венчал цепочку-браслет. Возможно, именно с этого момента у примы и появилась особенная страсть к драгоценным камням. Говорят, что повсюду возила с собой свои многочисленные подарки. А чтоб её сокровища оставались в целости, у актрисы всегда был при себе пистолет. «Человек — такое странное существо, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», — рассказывала актриса.

Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Вертер, Лорензаччо, Занетто… В возрасте 56 лет актриса сыграла 20-летнего Орлёнка в одноименной драме Эдмона Ростана. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом — 30 вызовов на бис! Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства. По его мнению, в ней сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус. А вот Элизабет Робинс, напротив, долгое время критиковала воплощение Сарой Бернар образа Гамлета. «В этой интерпретации великая трагедия «Гамлета» была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования», — написала критик.

Сара Бернар в образе Гамлета

Знаток театра князь Сергей Волконский высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар : «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом — «знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», — la voix d’or, — отмечал Волконский. — Последняя ступень мастерства — ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…»

Она затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха, а когда в газетах появлялись новые сведенья о турне Сары Бернар , то они затаивали собой любые политические конфликты и экономические кризисы. Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно. Публика боготворила Сару Бернар .

Плакаты, нарисованные Альфонсом Мухой, для спектаклей с участием Сары Бернар

Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы». Несмотря на это, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.

А вот в Российской империи её приезда ждали с нетерпением. Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…». Таким образом, стала первой настоящей мировой звездой. Существует легенда о том, что при встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему, государь ответил: «Нет, это я должен перед Вами кланяться».

Хотя и в этой стране нашлись люди, критикующие актрису. К их числу относился и Иван Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар , этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?». Данное мнение также разделял и Антон Чехов, утверждая, что игра актрисы это не более чем хорошо отточенное мастерство, а не божественный дар.

Как истинная актриса, по настоящему жила лишь на сцене, а вот в реальной жизни была сплошная игра. Так русский критик Сергей Волконский считал, что за пределами сцены: « кривляка, она вся искусственна... Рыжий клок спереди, рыжий клок сзади, неестественно красные губы, пудреное лицо, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто другой, — она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, вокруг нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип».

Да, любила себя, любила создавать вокруг себя некий волшебный ореол. Даже в своей автобиографии «Моя двойная жизнь» актриса намерено слегка завуалировала некоторые части своей биографии, чтоб оставаться загадкой всегда. А при жизни в её квартире всегда всё стояло вверх дном: многочисленные пуфы, кресла, коры расставленные и разбросанные то там, то тут. Бернар обожала экзотических животных, поэтому в её квартире помимо собак и кошек, можно было встретить обезьян, попугаев и даже змей. Говорят, что в спальне у актрисы даже видели скелетов. А сама примадонна время от времени любила полеживать в гробу. Такая страсть, впрочем, сохранилась еще с детства. В юности много болела, и врачи предрекали ей скорую кончину, поэтому девочка каким-то образом смогла уговорить мать купить ей гроб. В миру некоторые называли её колдуньей и часто сравнивали с Жанной д’Арк.

Сара Бернар в её знаменитом гробу

Впрочем, сама о себе ничего и не скрывала. Она писала: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар в образе Жанны д"Арк

Единственным мужем актрисы стал актёр из Греции, Аристидис Жак Дамал. Впрочем, и он не смог удержать рядом с собой ураган по имени Сара. Брак их продлился всего несколько месяцев. Подлинной любовью актрисы всегда был театр. И ему она оставалась верна почти до последних дней жизни. Многочисленными любовниками становились богатые почитатели и, почти всегда, партнеры по сцене, роман с которыми оканчивался сразу после премьеры.

Она была одной из первых театральных див, которые отважились попробовать свои силы и на экране. снялась в нескольких немых фильмах. Ей даже выпало огромное счастье воплотить Маргариту Готье не только на сцене, но и в экранизации «Дама с камелиями». Впрочем, после этой роли актриса решила больше никогда не сниматься. Дело в том, что в театре она могла с легкостью скрывать свой возраст в глубине сцене, но в кино это было невозможно, и камера безжалостно подчеркивала уже преклонные года актрисы.


Сара Бернар в фильме «Дама с камелиями»

В 1905 году во время гастролей в Рио-де-Жанейро с Сарой Бернар произошел неприятный случай. Когда она играла в спектакле «Тоска», то повредила правое колено, прыгая с парапета в финальной сцене. Последствия этой травмы для актрисы были фатальными: спустя 10 лет ногу пришлось ампутировать. Один из шоу-менов даже предложил актрисе $10,000, чтобы использовать её ногу в качестве медицинской диковинки, но актриса отказалась.

И даже это не означало конец карьеры Сары Бернар . Она по-прежнему блистала на сцене. В годы Первой мировой войны выступала на фронте, чтобы хоть как-то поддержать солдат. А в возрасте 70-лет актриса вышла на сцену в образе 13-летней Джульетты из трагедии Уильяма Шекспира, и по залу вновь прокатились овации.


Сара Бернар, 1916 год

Сара Бернар, 1920 год

Жюль Ренар так вспоминал о примадонне: «У Сары есть правило: никогда не думать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть смерть. Она пользуется каждым мгновением... Она глотает жизнь».

Скончалась 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет. Когда новость о смерти Сары Бернар достигла театра, носившего её имя, во время первого акта «Орлёнка» занавес опустился, публика без шума покинула зал, а актёры, по-прежнему в костюмах и гриме, отправились к её дому, чтобы попрощаться с великой Сарой Бернар. Это был единственный раз для «Божественной Сары», когда шоу не смогло продолжаться.

Но даже в своей смерти желала быть прекрасной. Актриса заранее спланировала церемонию своих похорон. Она выбрала молодых и красивых актёров, которые понесут её гроб, а весь путь траурной процессии пусть будет устелен камелиями.


Похороны Сары Бернар

сыграла около 79 ролей на 125 сценах Европы, США, Канады, Южной Америки, Австралии и Ближнего Востока. Она покорила сердца миллионов, хотя всегда играла лишь на французском языке. Её неповторимая сила голоса позволяла актрисе воплотить буквально любую роль. была настоящей знаменитостью и на долгие времена сохранила титул «самой знаменитой актрисы за всю историю».

Французская актриса Генриетт Розин Бернар, которую поклонники называли Божественной Сарой, признана первой звездой международной сцены. Она сыграла около 70 ролей в 125 постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Заметными ролями Сары Бернар в театре были Федра Жана-Батиста Расина, Тоска и Теодора Викторьена Сарду, Адриенн Лекуврер Эжена Скриба, Донья Соль из «Эрнани» Виктора Гюго и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Она управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовала «Театр наций», переименованный позже в «Театр Сары Бернар» (сегодня это «Театр де ла Вилль»). Бернар выступала в качестве публичной персоны, сценические романы и трагедии которой наполняли ее собственную жизнь.

Ранняя биография

Сара Бернар была дочерью голландской куртизанки еврейского происхождения Юлии Бернар. Родилась 23 октября 1844 года. Ее свидетельство о рождении было утеряно, и биографы часто указывают дату 22 октября. Сара была старшей из трех незаконнорожденных дочерей Юлии. Второй была Жанна (1851-1900), а третьей - Регина (1853-1884). Неясно, кем был отец великой актрисы. Предполагается, что это был молодой студент по имени Морель, который впоследствии сделал карьеру офицера военно-морского флота. Когда Саре было 13 лет вместо отца в ее свидетельстве о крещении подписался ее дядя Эдуард.

Детство девочки прошло в пансионе, где за ней ухаживала няня, а затем в школе-интернате близ Версаля. Большую часть времени мать отсутствовала. Учитывая религиозное образование, девочка хотела стать монахиней. И все же, когда ей исполнилось 16, любовник ее матери Шарль Дюк де Морни, незаконнорожденный сводный брат Наполеона III, устроил ее в театр.

Учеба и сценическое имя

В течение двух лет Бернар училась актерскому мастерству в Парижской консерватории, где ее идеалом стала выпускница этого учебного заведения знаменитая актриса Рахиль, которая тоже была еврейкой. На протяжении всей своей карьеры у Сары был ее портрет, с которым она постоянно себя сравнивала. Рахиль стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря исполнению роли Федры в 1843 г. и Адриенны Лекуврер в 1847 г.

Выбирая сценическое имя, Бернар знала, что слава Рахили и ее собственная будущая репутация будут связаны с романтическим и антисемитским интересом к еврейским женщинам. Их происхождение порождало дискриминационные антисемитские карикатуры, которые атаковали их, например, за предполагаемую жадность. Национальность актрис подчеркивалась в антисемитских романах и псевдобиографиях, таких как «Дина Самуил» Фелисьена Шампсо, «Мемуары Сары Барнум» Мари Коломбье и др.

После франко-прусской войны 1871 г. Бернар была вынуждена защищаться от обвинений в том, что она была еврейкой и немкой, гордо признав первое и отвергнув второе. В письме, написанном в связи с этими обвинениями, она повторно признала свою еврейскую идентичность. Иностранный акцент, о котором она очень сожалела, Бернар называла космополитичным, но не тевтонским. Она утверждала, что является дочерью великой еврейской расы, и ее необузданный язык - это результат вынужденных скитаний.

Когда Сара достигла славы и независимости, она возила свою труппу по всему миру, превратившись из отвергнутой странницы в международную звезду, почитаемую всеми.

Начало карьеры

В 1862 г. актриса Сара Бернар впервые выступила в национальном театре Comédie Française в роли героини пьесы Расина Ифигении. Но уже через несколько месяцев она была уволена после того, как дала пощечину старшей актрисе, оскорбившей ее. Недовольная маленькими ролями, которые ей давали в модном театре Gymnase-Dramatique, она сбежала в Брюссель. 22 декабря 1864 г. Бернар родила своего единственного сына Мориса. Это был плод ее любви с Анри Принсом де Линем.

В 1866 г. она начала работать в «Одеоне». В 1868 г. Бернар добилась первого публичного успеха, играя соблазнительную Анну Демби в «Кине» Александра Дюма. Критики отметили ее эксцентричный костюм и теплый голос. В том же году она сыграла Корделию в «Короле Лире» Шекспира. В 1869 году большим успехом пользовалась ее роль мальчика-менестреля Занетто, ухаживающего за пожилой куртизанкой в одноактной пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе.

Во время франко-прусской войны Бернар открыла в «Одеоне» больницу. Когда Виктор Гюго вернулся из ссылки, она блестяще сыграла королеву Марию в его «Рюи Блазе». Аудитория была очарована ее жестами, выразительным голосом и превосходной декламацией.

В 1872 г. успех актрисы убедил Comédie Française пригласить ее снова. В последующие годы она полностью развилась и стала знаменитостью благодаря исполнению роли Федры и Доньи Соль.

Таланты актрисы

Бернар разработала собственный эмоциональный романтический актерский стиль, основанный на лирическом голосе, эмоциональной игре, срыве ожиданий зрителей в отношении ее персонажей, раскрытии силы в слабости и слабости в силе. Она выразительно играла травести, такие как Занетто в «Прохожем» и Гамлета Шекспира. Однако суть выступления была изобразительной.

Память у Сары Бернар была удивительной. Она очень быстро запоминала роли, прочитав текст 2-3 раза. Но после прекращения выступлений она полностью забывала текст. В начале карьеры у Бернар случались приступы потери памяти, и у нее была боязнь сцены.

Помимо сцены Сара занималась скульптурой и добилась некоторого успеха, выставлялась в Парижском салоне между 1876 и 1881 годами. В 1880 г. она выставила там свою картину. Тем не менее, ее наибольшим талантом было проецирование эмоциональных поз в незабываемые сцены. Она беспокоилась о том, чтобы ее внешность гармонировала с шедеврами (например, играя Теодору, она одевалась так же, как императрица в мозаичных росписях в Равенне), или рекламировалась как таковая благодаря портретам, плакатам и фотографиям, на которых она изображалась в ключевых сценах. Знаменитым стало фото Бернар в роли Меландри, на котором она запечатлена лежащей с закрытыми глазами в гробу, повторяя картину «Офелия» сэра Джон Эверта Милля и «Юную мученицу» Поля Делароша. Изображение служило рекламой ее любимых сцен умирающих героев, таких как Маргарита, Федора и Адриенна, безжизненно падающих в объятия своих любовников.

Богемная жизнь

В 1876 году в личной жизни Сары Бернар произошла трагедия: умерла ее мать. В том же году ее репутация роковой женщины спровоцировала скандал, когда в защиту ее чести на дуэль были вызваны два журналиста.

В то же время она покинула свою квартиру на Рю-де-Ром и переехала в свой недавно построенный величественный дом на углу улицы Фортуни и проспекта де Вильерса. Ее друзья - известные художники Гюстав Доре, Жорж Клерин, Луиза Аббема и Филипп Парро - расписали стены ее дома аллегорическими картинами. Художественный бастион символизировал ее новый богемный образ жизни.

В отличие от других известных европейских салонов II половины XIX в., главной достопримечательностью ее дома были не гости, а сама хозяйка. Среди друзей Бернар были авторы Джордж Санд и Виктор Гюго, художник Густав Моро, романист Пьер Лоти и такие драматурги, как Жан Ришепен и Жюль Ламетр, также являвшиеся ее любовниками.

Международный успех

В июне и июле 1879 г. Сара Бернар в составе Comédie Française произвела триумфальный дебют в лондонском театре Gaiety. А в начале 1880 г. она ушла из театра и со своей труппой отправилась в турне по Европе и США. Для американского турне Бернар выбрала пьесы, в которых лучше всего проявлялись ее таланты: «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Эрнаниту», «Фру-Фру» Анри Мельяка и Людовика Галеви и еще не сыгранную «Даму с камелиями» Дюма-сына. Ее тур имел огромный финансовый успех.

В начале 1882 г. Сара встретила Аристидиса Дамалу, офицера греческой армии, который был младше ее на 12 лет. Они поженились в Сент-Эндрю на протестантской церемонии в Лондоне в конце успешного тура по Италии, Греции, Венгрии, Австрии, Швеции, Англии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и России. Почитаемая наравне с членами королевских семей, Сара была признана высшим дворянством. Король Италии Умберто подарил ей восхитительный венецианский веер, король Испании Альфонсо XII дал ей бриллиантовую брошь. После ее выступления в «Федре» император Австрии Франц-Иосиф надел на нее старинное ожерелье. В Санкт-Петербурге царь Александр III был глубоко тронут ее искусством.

Приобретение театра

В июле 1882 г. после возвращения во Францию Сара Бернар, воодушевленная успехом ее труппы, купила на имя сына Мориса театр de l’Ambigu. Это решение стало ее первой управленческой катастрофой, которая, однако, сопровождалась ее триумфом как актрисы бульварного театра.

Драматург Викторьен Сарду предложил ей свои мелодраматические сценарии, которые подчеркивали ее таланты. С согласия Бернар он писал такие пьесы, как «Федора», «Теодора» и «Тоска». Поскольку она получила самую высокую плату как актриса, ее театр влез в огромные долги. Сын Морис отказался от руководства, и Бернар арендовала большой 1800-местный театр «Порт Сен-Мартен».

После успеха «Фру-Фру» и «Дамы с камелиями» новая пьеса Ришепена «Нана Сахиб», написанная специально для нее, потерпела фиаско. Бернар вернулась к «Даме с камелиями», чтобы спасти театр от финансовой катастрофы.

Работа в театре «Порт Сен-Мартена»

В сентябре 1884 г. Сара Бернар начала успешное сотрудничество с Феликсом Дюкенелем в качестве нового директора «Порт Сен-Мартена» и Сарду в качестве драматурга. Их главной сенсацией стала пьеса «Теодора», премьера которой состоялась 26 декабря 1884 года. В 1885-86 гг. она была сыграна 300 раз в Париже и более 100 раз в Лондоне. В 1886 г. Бернар отправилась в тур по Южной и Северной Америке, начиная с Бразилии. Летом 1887 г. она вернулась в Париж и с гордостью похвасталась друзьям, что тур сделал ее богатой. Бернар купила дом на бульваре Перейр, 56, где жила до своей кончины. В том же году ее сын Морис женился на польской княжне Марии-Терезе Яблоновской. Партнерство Бернар с Дюкенелем и Сарду достигло еще большего триумфа с постановкой «Тоски».

В 1889 г. ее муж умер от передозировки морфина.

Через несколько месяцев после того, как у актрисы Сары Бернар появилась внучка Симона, она попросила Дюкенеля руководить постановкой новой пьесы Эмиля Моро «Процесс Жанны д"Арк». Игрой 19-летней девы 45-летняя актриса восстановила свою честь, поскольку до сих пор отождествлялась ​​с ролями порочной королевы, проститутки и дамы сомнительного поведения. Хотя пьеса была зрелищной и успешной, она закрылась после 16 недель, потому что Бернар физически страдала от необходимости постоянно падать на колени. Успешное партнерство было приостановлено с провалом «Клеопатры» Сарду в 1890 году.

Мировое турне

В 1891 году Бернар отправилась в очередное мировое турне. В июне 1892 г. она уехала в Лондон репетировать «Саломею» Оскара Уайльда, написанную специально для нее по-французски. Репетиции были прерваны из-за отказа лорда Чемберлена предоставить разрешение на ее показ в Англии. Через год она продала театр «Порт Сен-Мартен», и ее агент организовал покупку Théâtre de la Renaissance, предназначенного для небольших постановок и интимных вечеров, оформленных в стиле рококо. Бернар вернулась во Францию ​​из мирового турне самой богатой и популярной актрисой того времени. Ее капитал составил 3,5 млн франков.

Творческие поиски

Пять лет, которые Сара Бернар посвятила оттачиванию каждого аспекта репетиции, были самыми инновационными. Она была готова экспериментировать с такими молодыми писателями, как Жюль Леметр и Октав Мирбо. Обращение последнего к теме бастующих фабричных рабочих вызвало скандал, который заставил ее временно закрыть театр. Пьеса «Принцесса Греза» (1895) Эдмона Ростана явилась ее попыткой присоединиться к современному символистскому театру. Но ей не удалось извлечь выгоду из мистицизма и религиозности, играя в спектаклях по пьесам Сарду «Спиритизм» и Ростана «Самаритянин». Соревнуясь с сенсационным сезоном 1897 г. Элеоноры Дузе, в следующем году Бернар представила «Мертвый город» любовника Дузе Габриэле Д"Аннунцио. Однако долги ее театра составили 2 млн франков.

«Театр Наций»

В январе 1899 г., решив избежать дальнейших финансовых потерь, Бернар взяла в оренду на 25 лет «Театр Наций» в Шателе, принадлежавший Парижу. Театр был монументальным, позволяя ей в возрасте 55 лет находиться на безопасном расстоянии от аудитории. Она отремонтировала помещение в соответствии с ее звездным статусом. Фойе стало ее собственным маленьким Лувром. Здесь были представлены большие полотна Аббемы, Клерена, Луи Бернара и Альфонса Мухи, изображавшие актрису в роли самаритянки, Гисмонды, Теодоры, Маргариты Готье («Дама с камелиями»), принцессы Грезы и сына Наполеона.

Театр открылся с возрождением «Тоски», продолжил спорное исполнение роли Гамлета. Сара Бернар добилась триумфа благодаря ее травести-роли в «Орленке» Ростана в марте 1900 г. Одетая в военную форму, она изобразила 17-летнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к Парижской выставке, которая привлекала большие толпы и поощряла патриотический дух. Сара дала 250 спектаклей «Орленка», заслужила уважение и стала национальной героиней.

В 1903 г. был достигнут дальнейший успех благодаря седьмой и последней по счету исторической мелодраме Сарду «Волшебница», место действия которой происходит в Толедо во времена инквизиции. Сара исполнила роль страстной цыганки, преследуемой злодеем. В 1904 г. она сыграла Пеллеаса в лондонской постановке «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка.

Поездки в Америку

В 1905 г. Бернар отправилась в длительный тур по Америке. Во время своего последнего выступления в «Тоске» в Рио-де-Жанейро с ней произошел несчастный случай, из-за которого спустя десятилетие ей ампутировали правую ногу.

В марте 1906 г. она выступала в огромном шатре, вмещающем 5 тыс. зрителей, в Канзас-Сити, Далласе и Уэйко. В 1906 г. после ее возвращения в Париж, она сыграла святую Терезу в скандальной пьесе «Дева Авила» Катуле Мендеса.

В октябре 1910 г. после успешного выступления в Лондоне с «Орленком» Бернар в возрасте 66 лет снова отправилась в Америку. Ведущим тура она избрала 27-летнего красавца Лу Телегана, который стал ее любовником на следующие 3 года.

Фильмография Сары Бернар включает несколько немых фильмов, но единственным успешным была картина 1912 г., в которой она сыграла английскую королеву Елизавету. После возвращения в Париж в конце 1913 г. она исполнила в пьесе Тристана Бернара «Жанна Доре» роль Сары, матери человека, который убил соперника, похитившего его невесту.

В 1914 г. актриса стала кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Поддержка армии

Во время Первой мировой войны Бернар посещала французских солдат на фронте и снялась в агитационном фильме «Французские матери». В этом году в возрасте 70 лет она уехала в свой последний американский тур, который продолжался 18 месяцев. Она была принята как знаменитость и выступала на публичных собраниях, призывая американцев присоединиться к союзникам. Хотя Бернар была лишена возможности свободно передвигаться по сцене, достаточно было одного ее голоса, чтобы привести аудиторию в экстаз.

Последние годы жизни

В 1920 г. Бернар играла в «Атали» Расина, представляя монолог стареющей женщины. Она выступала в «Данииле» Луи Вернея и в «Глуаре» Мориса Ростана. Осенью 1922 г. Бернар дала бенифис, чтобы собрать деньги для лаборатории мадам Кюри, играя в «Рейн-Армане» Вернея.

В начале марта 1923 г. голливудский агент предложил ей главную роль в фильме Саши Гитри. Вскоре после этого 26 марта 1923 года Бернар умерла от уремии. Состоялась массовая похоронная процессия из дома на бульваре Перейр в церковь св. Франциска Сальского и оттуда до кладбища Пер-Лашез. Там и расположена могила Сары Бернар.

Произведения

Бернар писала поэзию, прозу и пьесы. В 1878 г. она опубликовала прозаический этюд «В облаках». Бернар написала две пьесы, в которых сама же и сыграла: одноактную мелодраму о прелюбодеянии L"Aveu (1888) и 4-актную пьесу «Сердце мужчины» (1911). Кроме того, она адаптировала драму «Адриенн Лекуврер» (1907). Бернар написала автобиографию «Моя двойная жизнь» (1907) и два вымышленных эпизода из своей жизни - роман «Маленький идол» (1920) и Jolie Sosy. Ее ретроспективный обзор актерского мастерства и театра опубликован в книге «Искусство театра» в 1923 г.