Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Материал по окружающему миру на тему: Беседа "Животные наших лесов". Познавательная беседа для детей подготовительной группы на тему: «Какие звери живут в лесу

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по - разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка - это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных - это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь - это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось - это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры - большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца - это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима - это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Подснежник»

142000, Московская область, г. Домодедово, микрорайон Центральный, ул. 25 лет Октября, д.2а

Конспект занятия

по экологии в средней группе №8

Воспитатель:

Танова Галина Анатольевна

г. Домодедово

«Беседа о диких животных в лесу»

Цель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, ёжик медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни.

Задачи:

    Расширять кругозор, развивать интерес к диким животным;

    воспитывать любовь к живой природе, вызвать желание заботиться о животных леса.

    Развивать речь детей.

    Закрепить навыки правильного произношения.

Ход занятия

Я предлагаю вам не хмурить брови, а посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите, на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и вместе с вами отправимся в лес.

Речь с движением «По тропинке в лес…»

По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево (смотрят налево)

Посмотрели мы направо (смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)

Ну вот, мы с вами и пришли в лес.

Воспитатель: А знаете ли вы, какие звери живут в лесу? (ответы детей).

Показ картинок -животных

Отгадывание загадок.

Зимой спит - летом ульи ворошит? (медведь)

«Медведь»: Косолапый, медведь живет в лесу. Любит лазить на деревья и плавать. Питается он ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень он накапливает жир, а зимой он спит в берлоге.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг

По снежочку тык-тык (заяц).

«Заяц»: Живет он в лесу и прячется от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Но если вдруг настигнет враг, то он тут же начинает отбиваться задними лапами. Шубка его весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питается он травянистыми растениями, корой деревьев.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж).

«Ежик»: На спине у него иголки, они помогают ему защищаться от врагов. Живет в лесу в норе. Осенью на своих иголках он переносит туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А питается он мышами и змеями.

Живу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

«Белка»: она живет в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазает по веткам. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питается она семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.

В лесу под кустом лежит рыжая с хвостом (лиса)

«Лиса»: хитрая и рыжая плутовка, живет в глубокой норе в лесу. она хищница, поэтому с удовольствием ест мышей, зайцев, в реке ловит рыбу. Но особенно любит полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядывает в курятники.

«Волк»: он живет в лесу в логове, и похож на собаку. он хищник, гоняется за зайцами. Шерсть у него серого цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери? (ответы детей: в лесу живут малыши).

Речевая игра «Найди ошибку»

У волка – лисята

У медведя - зайчата

У лисы - медвежата

У ежа – бельчата

У белки – ежата (Дети называют правильный ответ)

Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (дикие животные).

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, физкультминутку проведем. Превращаемся в лесных, зверят.

Раз, два (присядка, руки на пояс)

Это заячья зарядка, ушки на макушке

А лисята как проснуться (ладошки в кулачки, потирают глаза),

Любят потянуться (потягиваются)

Обязательно зевнуть (имитация зевания)

Ну и хвостиком вильнуть

А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут

Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

С зайкой вместе долго топчутся на месте.

Ребята, а куда мы с вами сегодня ходили? С какими животными мы познакомились? Где живет и чем питается волк (лиса, еж, медведь, заяц, белка)? Вы все сегодня молодцы!

Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картины о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.
Ход занятия.
Воспитатель демонстрирует сюжетные картины с изображениями диких животных. (Можно использовать альбом «Знаешь ли ты этих зверей?». М., Искусство, 1974.) Спрашивает, что это за звери, как их по-другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например белый медведь живет только на Севере, львы - в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.
Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы:
- Где и как живут эти звери?
- Как они приспособились к условиям жизни?
Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата - серо-коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка - ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него.)
Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи - ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле - иголки, защита от врагов. Белки - крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах - острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)
Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой - высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.)
Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных. Спрашивает, не хочет ли кто-нибудь узнать что-то еще о ежах и белках. Отвечать на вопросы товарищей он предлагает самим детям. («А я, если потребуется, дополню ответ».) Если желающих оказывается несколько, отвечает тот, кого назовет ребенок, задавший вопрос («Вова, будь добр, ответь мне»).
Интересный и трудный вопрос оценивается фишкой, точно так же - и содержательный ответ.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

В конспекте по познавательному развитию в подготовительной группе представлена беседа на тему "дикие животные", где детей в увлекательной беседе знакомят с лесными обитателями, их повадками. В дополнение дети видят фото животных и слушают звуки леса (презентация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по "Познавательное развитие" в подготовительной группе беседа на тему "Дикие животные зимой"


Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Активизировать словарь по данной теме
Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
Развивать объяснительную речь при отгадывании загадок.
Развивать мелкую и общую моторику по средствам пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.
Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.
Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый?
Дети: - Заяц
Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий?
Дети:- Медведь
Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались?)
Дети:- Волк
Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая?
Дети:- Лиса
Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая?
Дети:- Белка
Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.
Дети:- Еж

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Воспитатель:- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу, вы узнаете, отгадав загадку.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Воспитатель :- давайте послушаем как она разговаривает. (презентация, звук, слайд )

Правильно, это белочка . Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?
Дети: - Дупло (слайд)
Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.(слайд)
Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Дети:- Заяц.
Воспитатель: - Правильно, заяц . (слайд) Летом он был, какого цвета?
Дети:- Серого
Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. (слайд) Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?
Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки.(слайд) Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос? (слайд-звук)
Дети: - Это лиса
Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится.(слайд) Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: - А кто-нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. (слайд)
Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. (слайд)
Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
Воспитатель: - Послушайте еще один голос.(слайд-звук)
Воспитатель: - Кто это?
Дети:- Волк.
Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее.(слайд) К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. (слайд)
В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. (слайд)
Воспитатель: - А днем прячутся в своем жилище. Как оно называется, кто знает?
Дети: – В логове
Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы
Воспитатель: - Давайте послушаем голос (слайд-голос)

Воспитатель: - Правильно, это бобр (слайд).

Жилище у бобров называется так интересно - хатка
Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. (слайд) Бобры очень чистоплотные.
Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?
Дети: - Бобрята.
Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
Воспитатель: - Это барсук , посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.(слайд-звук)
Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. (слайд)
Длина его тела достигает до 3 метров.
Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
Дети:- Они служат для обороны от хищников.
Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
Дети:- Копыта
Воспитатель: - Они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

Физминутка.

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание- руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание- руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Воспитатель: - А почему? (слайд)
Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. (слайд) Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Воспитатель: - А это чей звук? (слайд-звук)
- А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. (слайд) Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа?
Воспитатель: - И сейчас я вам предлагаю собрать картинки.
Воспитатель: - Давайте расселим ваших животных по домам.
Воспитатель: - Где живет волк?
Дети:- В логове
Воспитатель: - С кем он живет?
Дети:- С волчатами.
(по каждому животному)

Итог

Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?
- Почему их называют дикими?
- А кто зимой впадает в спячку?
-Назовите жилище диких животных?
- Что интересного вы еще узнали?