Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Растительный мир Индии. Леса

March 12th, 2015 , 12:23 pm

Да Индия и штат Гоа . Мое последние хобби- это необычные старинные деревья. И так, Фикус Бенгальский, он же Баньян и дерево Бодхи-это одна святыня и вторая- это дерево Бодхи- Пипл . Сбылась мечта идеота, увидеть эту красоту самому, прислониться к дереву "Желаний" и обнять его, попросить о сокровенном. Так как в моем распоряжении был скутер, то удалось встретить "Бодхи" в разных местах. Если кратко, то именно под этим деревом у Принца наступило прозрение и он стал Буддой...

О Баньяне, теперь у меня, это свой образ: святое дерево из деревьев, так как у него не коры, как у дуба, а есть другие деревья...
Интересный момент, что если Баньян окружен специальной осадой и представляет намоленное место: с элементами Алтаря, фотографий Шивы, и с подношениями, то к нему надо подходить сняв обувь, как к святому чистилищу. Даже если Вы иностранец, и не сняли обувь, то увидев это, местные индусы, поднимут страшный вой протеста... Теперь подробности:

Этот необычный Баньян, находится в Декоративном саду, рядом с Мандремом, от него идет тень, поэтому и лавочки поставлены с умыслом, тут уже торопиться не надо...


А вот в самом Арамболе, под плакучим Бансаем, всегда сидят местные индусы и радуются жизни, такой, какая она есть... У этого дерева очень длинные висячие корни, что говорит о его возрастном периоде...

от Арамболя мы направляемся в святое место джунглей, где под очень старым Бансаем живет отшельник, старейший "Бабу". Бабу владеет йогой и системой Рейки, принципов Рейки пять:
- именно сейчас не беспокойся
- именно сейчас не злись
- уважай близких, учителей и старших
- честно зарабатывай на жизнь
- благодари все живое.
Возвраст Бабу 75 лет, на этом месте он живет примерно 42 года (взято из его слов), подробнее в отдельном материале: "дорога к Бабу"...
Так выглядит Бансай, под которым медитировали "Битлз":

И сам Бабу, под Бансаем:

В Джунглях здесь попадаются такие вот необычные деревья-змеи (лианы):


Или такое вот, тоже намоленное дерево с лопастями-корней, он же Chilamate Ficus . Возможно так же название каучуковый фикус...

Большое дерево с Драконьями корнями

Вообщем в Джунглях имеются элементы дикой природы, которые гораздо выше человека... момент- дерево над святым источником глины, и дерево Идол...

После посещения Бабу и джунглей, можно направиться дальше...

Так за поселком Арамболем, идет дорога к поселку Кирим, и его песченному пляжу. Вот такие тут растут Бансаи. Этот широченный Бансай интересен еще и тем, что под ним отдыхают местные школьники. Так как у них у всех школьная форма, с галстуками, то тенек им необходим.

Отправиться к форту Реди, рядом с диким пляже Парадайс, так же зазывает мистика...
Рядом с Красивйшим Храмом, если повернуть, где последняя остановка рикш, по дороге к Форту, на лево и проехать 200 метров, растет святое Бодхи, такого вида:
это Пипал - Ficus religiosa (Фикус священный) с листочками сердечками. Вокруг организовано священное пространство, со слоном и подношениями.Йоги сидящие под этими деревьями получают прозрение. Баньяны и пипалы не зря называют «говорящими». Они дают человеку способность телепатии, отвечают на разные жизненные вопросы...
{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Далее немного не доезжая Форта, справа растет почитаемый местными Бансай-толстяк, подходить только босиком, он обмотан религиозными тесемками- тряпочками...

И вот наконец старинный полуразрушенный Форт, со Сказочными деревьями-пауками...Тут всегда тихо и прохладно, рядом бегают стаи обезьян и дикая природа завораживает своей мистикой, Португальской эпохи завоеваний...Мне кажется, тут живет очень много разных темных Духов и Приведений...
Вот оно дерево Душитель-фикус Бенджамина . Некоторые «душители», такие как Ficus caulocarpa, пускают корни вниз, плотно охватывая ими ствол своего хозяина, который в последствии из-за нехватки света погибает и остается лишь каркас дерева Душителя....



Тут среди, высокой травы, колючих кустарников и зеленых лопухов, бродить можно долго...Я набрел на самого популярного здесь Бансая, вот он какой (внезапный)...

Вот опять корни-пауки, дерева Душитель...


И вот еще, не знакомьтесь тут с местными девушками, это опасно, могут попасться русалки...


Дерево манго, тоже является святым, под ним вел свои беседы будда, со своими учениками, здесь манго очень красивое...

Конечно в ГОА, мне хотелось увидеть дерево-кустарник, на котором растут "Рудракша" (семена для святых бус и четок), тоесть слезы Шивы, но это уже на реке Ганг...

А вот место самого большого Шивы в Мире, штат Карнатака, поселок Мурдешвар, рядом находится пляж "Ом".


Возле старинного храма, растут два дерева: на фото Магнолия.


А это, священный Бансай с алтарем:

В храме есть святое дерево Тулси, расположенное в таком вот ящичке...

И вот, такие святые Бабу, под золотыми Бансаями...


В самой Гокарне, месте где каждый верующий паломник избавляется от сотни грехов сразу, тоже есть священные Бансаи...
Это фото у храма, где паломники просят духовные силы дать им ребеночка, рядом святой Бансай и около него алтарь с подношениями...

С близи, переплетения Бансая выглядят очень необычно:


Всем!!! рекомендую поездку в Гокарну и к Шиве...

Будучи на Найт Рынке , в Арборе, Я наблюдал удивительную картину, "ночь, идет транс музыка и пипл-народ, танцует вокруг сухого , большого дерева, обвешанного герляндами", причем, это повторяется на двух верхних площадках... Деревья реально большие и толстые, больше чем на фото... -А у танцующих девушек на головах, веночки с цветочками, смотрится душевно... вокруг многие курят "табак", для просветления, мероприятие длиться до 5 утра...

А потом, надо съесть большу шаурму, которую здесь делают отменно...

Еще фото, у корней удивительного, большого хвойного дерева, в отеле МамаГоа- Ашвем...


Есть еще такое дерево Чампа, с цветами "Плюмерия", и их великолепным ароматом. Цветы от 5 до 10 см., у них очень красивый белый или розовый цвет...

В Индии "Плюмерию" называют- Деревом Жизни и считают любимым цветком Кришны. Аромат Плюмерии, должен напоминать людям о красоте бесконечного...

Дерево Баньян, как ни странно это звучит, - жизненная форма нескольких видов фикусов. Носит же это растение общее наименование - Фикус бенгальский (Ficus benghalensis). Баньян также имеет наименования на санскрите это: nyagrodha, vat, vata, bahupada.

Чем же примечателен баньян? Самая большая в мире крона - у баньяна. Баньян ещё так же любят называть «дерево-лес», ведь у него, посмотрите на фото, тысяча стволов в отличие от обычных деревьев. Обратите внимание насколько широко раскидывает это дерево свои ветви!


Название «баньян» (banyan) дали дереву европейцы. А произошло это так: мореплаватели из Англии и Португалии обратили внимание, что индусские торговцы (Banyans (в переводе с английского - маклер) любят собиратьсядля своей коммерческой деятельности, общения, да и просто отдыха под высокими деревьями. Отсюда и появилось название «Banyans tree» (то есть, дерево торговцев), а позже слово «баньян», по логике вещей, стало обозначать и само дерево.

Каким же образом это дерево может расти вширь больше, чем вверх (помните про самую большую в мире крону?) и при этом не упасть на землю из-за своего огромного веса под действием силы тяжести? Может ли основной ствол быть настолько сильным?

Так вот, все дело в дополнительных стволах. Это они по мере того как растет дерево отрастают и начинают поддерживают каждую из веток.

На санскрите слово «Ньягродха» (санскритское nyagrodha) обозначает «вниз растущее». А слово «Вата» (санскритское vata) в переводе обозначает - «ветер, двигаться, окружать», от имеющейся способности баньяна разрастаться в стороны на большие расстояния.
Ну и слово «Бахупада» (санскритское bahupada) означает «одно со многими ногами, многоногое», и отмечает способность дерева отращивать дополнительные стволы.


У взрослого бадьяна (растение может жить сотни лет) из ствола и ветвей вырастают большие воздушные корни, которые достигнув земли начинают укореняться, обеспечивая растение необходимыми питательными веществами и водой. С течением времени корни становятся толстыми и трансформаруются в дополнительные стволы, тем самым становясь опорой для общей густой листвы. Таким образом, баньян разрастается вширь, как бы «шагая» новыми стволами, разрастаясь во все стороны. С течением времени из одного дерева образуется небольшая роща. Вот так баньян иногда умудряется занять территорию до нескольких гектаров.


Имеется информация, что некоторые старые деревья, которым было уже сотни (а некоторым из них даже тысячи) лет, выростали свыше 30 метров в высоту и были более 400 метров в окружности. Этот баньян имел порядка 1300 вторичных стволов и еще до 3000 корней воздушных. Представьте, по оценкам мпециалистов, под кроной одного такого "деревца" можно было разместить около 10000 человек.

Для роста и развития баньяна подходит влажный тропический климат, коим обладает Индия. Это здесь находятся наиболее известные баньяны: в Калькутте, Адьяре, Бангалоре, Ауровиле. Ростут они и в США, например, во ФЛориде и Гаваях.


В Ботаническом саду индийского города Калькутта находится знаменитый Великий Баньян - Great Banyan Tree. Этому дереву насчитывается более 250 лет. Упоминания о нём можно встретить в некоторых записях путешественников, которые жили в 19 веке. За свою обозримую историю дерево было несколько раз повреждено, при этом наиболее сильные повреждения баньян получил от двух больших циклонов в 1864 и 1867 годах. Как результат этих циклонов - несколько центральных стволов были, увы, сломаны. Часть дерева была поражена грибком. В 1925 году был удален главный ствол Великого Баньяна, так как начались значительные разрушения ствола из-за болезни. Окружность его составляла на тот момент времени при высоте 1,7 м - 15,7 м, и при этом сам ствол был более 4 метров в диаметре. Площадь, занимаемая деревом составляла - 14428,44 кв.м. На сегодняшний день высота этого баньяна 24,5 м, а окружность кроны порядка 420 м. Дерево имеет около 2800 воздушных корней-стволов.

Великий Баньян внесен в Книгу рекордов Гиннесса.


Первенство калькуттского баньяна по размерам пытается оспаривать ещё один индийский баньян - Big Banyan Tree, растущий в 28 км от Бангалора . Возраст этого баньяна около 400 лет, занятая им площадь - 3 акра.

Крупнейший баньян в США выходец из Индии, его зовут - Florida Champion Tree. Посажен он в 1927 году в поместье Томаса Эдиссонаво, что во Флориде. Высота дерева составляет - до 19 м, окружность центрального ствола - 1,5 м, а размах кроны - 58 м.


В город Лахайна (Lahaina) (Гавайи, США) Баньян был привезён так же из Индии. Деревце высотой 2,4 метра было торжественно посажено 24 апреля 1873 года шерифом города в ознаменование 50-й годовщины Христианской миссии. Сейчас это Banyan Tree Park в центре города - парк из одного дерева, под кроной которого устраиваются всевозможные мероприятия. Баньян разросся до 60 м в ширину и 16 м в высоту, имеет 12 главных стволов в дополнение к огромному ядру.

Огромный баньян сам по себе является экосистемой: «дерево-лес» предоставляет приют и безопасность многим птицам, мелким животным, обезьянам, змеям, ящерицам, насекомым.

В странах Юго-Восточной Азии, особенно в Индии и Китае, Баньян находится в ряду сакральных деревьев. И прежде всего, из-за его способности расти в течение многих-многих лет.Это такой своеобразный символ вечной жизни, а так же устойчивости и несгибаемости. Отсюда и бережное отношение к "великанам". Считается, что если баньяну будет нанесен какой-либо вред (обрезка, рубка), то это вызовет гнев богов, для искупления которого потребуется жертва.

Дерево является древнейшим образом человеческого бытия и его упоминание можно найти в культуре всех известных древних цивилизаций. Практически у каждого народа имеется своё представление Мирового древа (так называемые древо жизни, древо познания, небесное древо, древо восхождения, шаманское древо) или его вариантов (мировой столп, ось мира, лестница, мировая вертикаль, мировая гора, крест).

Надо иметь в виду, что Баньян символизирует не только макрокосмос, но и микрокосмос , то есть самого человека.


Мировое дерево олицетворяет собой постоянно меняющуюся, обновляющуюся и возрождающуюся Вселенную, оно представляет собой неисчерпаемый космический источник жизни. Оно появляется из семени, растет и создает свой мир, свою жизнь. Это образ порядка и гармонии в противовес Хаосу.

PS. Если говорить о древностях, то пожалуй, самым древним вариантом окантовки пола на территории многих стран, богатых деревом, является деревянный плинтус. Естественно изготавливается он не из баньяна, а из других пород дерева более подходящих для этой цели. Так деревянный плинтус издревле широко применяется в строительстве. Деревянный плинтус и в частности белый деревянный плинтус — это классика славянского домостроя, которая находит широкое применение и в современном строительстве.

Природа Республики Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии); 350 видов млекопитающих (примерно 8 % от всех на Земле), 3 300 видов/подвидов птиц (12 % от всех на планете), свыше 20 000 видов насекомых.

Щедрость индийской природы обусловлена географическим положением государства, особенностями климата и ландшафта. Климат, по характеру — влажный тропический, сухой тропический, сырой субтропический и горный (альпийский) — формируется под влиянием Гималаев и пустыни Тар. Гималаи защищают территорию государства от холодных воздушных масс из Центральной Азии, а пустыня заставляет дуть летние влагонесущие муссоны, которые с июня по октябрь приносят на территорию дожди.

Растительный мир Индии

В стране, несмотря на бурную деятельность человека, сохранились разнообразные типы лесов, растительных сообществ:

  • леса тропиков, дождевые вечнозелёные (распространены на Андаманских островах, в Гималаях, в Мизораме);
  • леса субтропиков, горные (на Западных Гхатах, у гор Нильгири);
  • леса тропиков, влажные (распространены на юге Индии);
  • леса тропиков, листопадные (на Деканском плоскогорье, у Сиваликских гор);
  • саванны сухие (Пенджабская равнина, в Раджастане);
  • полупустыни-пустыни (западная часть Раджастана);
  • леса мангровые (дельты Ганга, Маханади и других рек).

Смене природных типов на равнинах соответствует вертикальная поясность в Гималаях: от растительных сообществ субтропиков-тропиков у подножий гор к альпийским лугам и ледяным вершинам.

Представителей более 7 % всей флоры мира можно встретить в Индии. В тропических лесах растут джатовое и саловое дерево (высота до 37 м), сисса (дальбергия), тик. В высокогорных районах — саловые леса, на плоскогорье Декан и на юге государства — разнообразные пальмы (свыше 20 видов).

Леса в северных районах государства включают ольху чёрную, лавр, березу, клен, хвойные, можжевеловые породы, даже берёзы, кедры и ели — в высокогорных областях. В Карнатаке растут сандаловое дерево и миробалан. Вблизи пустыни Тар и Западных Гат обширные колючие леса акации, из экстракта которой готовят краситель для одежды буддийских монахов. А в штате Кашмир главное дерево — гималайский кедр.

Около 3 000 растений Индии используют в медицине и духовных практиках. Из длиннохвойной сосны западных регионов страны готовят целебную смолу. Ним (Азадирахту индийскую) называют «деревенской аптекой» и «Божественным деревом», используя все его части в приготовлении множества аюрведических снадобий.

А баньян называют «дерево-лес». От главного ствола баньяна отрастают толстые побеги — воздушные корни, достигая земли, они укореняются, толстеют, пускают новые побеги, которые тоже укореняются, и так сколько позволит время и пространство. Один из самых старых баньянов Индии растёт около 3 тысяч лет и имеет более 3 000 больших стволов, высота которых — свыше 60 метров.

Животный мир Индии

Мир животных Индии насчитывает меньше видов, чем растительный, но впечатляет сильнее. По всей территории, хотя и в малых количествах, встречаются индийские слоны и бенгальские королевские тигры. Основные места обитания слонов — западнобенгальские леса, Орисса, Уттар-Прадеш. Корова в домашнем хозяйстве индусами почитается, как священное животное.

Гималаи стали домом для чёрного и бурого гималайского медведя, снежного барса (ирбиса), манула — дикого кота, леопарда, тибетской рыси. Северо-восточные штаты государства богаты редкими животными: там обитают толстый лори, золотые лангуры, кошки темминки, гиббоны Хулока — человекообразные обезьяны, дымчатые леопарды, свиные барсуки, бинтуронги.

Индия стала единственным местом обитания оленя барасинга. Много оленей других видов, а также козлов, антилоп встречаются в её лесах и саваннах. В горах Нилгири, в их труднодоступных областях, встречают дикого тура - гаура — самое крупное копытное животное в стране.

216 видов змей распространены по всей территории государства, четвёртая часть их — ядовитые. Самая большая из ядовитых змейкоролевская кобра: её длина достигает 5 м, а укус способен убить слона. В пресноводных водоёмах живут крокодилы магеры, по мангровым зарослям — гребнистые крокодилы, Ганг и притоки — среда обитания крокодилов гавиалов.

В Гирском лесу (полуостров Катхивар) сохранилось небольшое стадо азиатского (гирского) льва. На территории Казирангского национального парка (преимущественно) встречается большой индийский носорог.

В Васту, традиционном индийском учении о гармонии мироздания, особенно благоприятными считаются несколько деревьев. Они являются постоянными обитателями индийского сада, а компоненты этих деревьев активно применяются в традиционной индийской косметологии.

Васту для сада и деревьев

  • Ашватха или пиппал. Считается самым благоприятным и божественным деревом и почитается по всей Индии. Господь Кришна возвестил: «Среди деревьев Я – ашватха!» Современные ученые также утверждают, что дерево выделяет много кислорода, и находиться под деревом полезно для здоровья. Согласно традиции, это дерево должно расти возле каждого храма. Дерево живет столетиями, если его не срубают.
  • Ним. Это дерево обладает большой ценностью с точки зрения медицины, а также оказывает пестицидное воздействие. Масло нима применяется в физиотерапии, а семена, стертые в порошок, хорошо очищают воду. Пучки листьев, привязанные к входной двери во время праздников, считаются благоприятными. Смесь из листьев нима и джаггери преподносится в день Угади, что символически означает обещание уравнять доли радости и горя в жизни.
  • Манго. Большинство частей мангового дерева обладают ценностью с медицинской точки зрения. Плоды манго очень вкусны и полезны для здоровья, из них приготавливают различные приправы. Пучками листьев украшают входную дверь в праздники и священную «калаша» (вода для омовения) при проведении Калаша-пуджи. Дерево относится к долгожителям и даже в 500 лет продолжает плодоносить.
  • Джак (хлебное дерево). Подобно манговому дереву, джак обладает многими ценными свойствами и относится к многовековым деревьям. Кроме огромных фруктов, созревающих раз в году, ценится его прекрасная желтая древесина, из которой изготавливают мебель, двери, окна и т.п. Листья джака считаются благоприятными и нередко применяются для украшения «калаша» вместо листьев манго.
  • Банан. Банановыми листьями украшают входные двери домов, ибо они символизируют благополучие и богатство. На банановых листьях часто подают угощение, поскольку они обладают антибактерицидными свойствами. Во многих храмах встречаются цветы, связанные хлопковой нитью, но принимаются только те, что связаны банановой пряжей. Они занимают достойное место в приношениях Господу.
  • Кокосовая пальма. Это дерево по Васту известно как Кальпа-врикша и считается священным, подобно ашватхе. Оно растет 100–150 лет, и его оберегают от преждевременного срубания. Каждая часть дерева полезна для человеческой жизни. В течение всего года кокос является главным подношением богам. Нежная кокосовая вода – одно из главных средств, применяемых для абхишека (омовения божеств).
  • Бетель. Листья бетеля вместе с орехами (арека) так же важны в жертвоприношениях, как кокос, бананы, цветы и агарбатхи (благовония) и доступны круглый год. Они улучшают пищеварение и рекомендуются для ежедневного употребления после сытного обеда. Нежные цветы (хингара) считаются благоприятными во всех религиозных церемониях и являются важным подношением в почитании Нага.
  • Бильва - деревья по Васту. Листья туласи используются для подношения Вишну, а листья бильвы – Шиве, тогда как Ганеше преподносят только особый вид травы, известный как кадике, или гарике (дурга на санскрите). Ветви бильвы используются в различных религиозных церемониях. Аюрведа предписывает смесь листьев туласи, бильвы и нима в качестве универсального средства от большинства человеческих болезней.
  • Сандаловое дерево по Васту. Без сандаловых благовоний не обходится ни одна пуджа или религиозная церемония. Сандал также используют для различных поделок. Сандаловое масло высоко ценится во всем мире само по себе и при изготовлении благовоний.
  • Сарсон. Самым большим весельем в древней Индии сопровождался праздник весны, отмечавшийся в честь Камы. В несколько измененном виде индийский праздник весны дошел до наших дней. Он приходится на первую неделю февраля, когда зацветает сарсон. Женщины надевают желтые сари, а мужчины повязывают шафрановые тюрбаны. Во время праздника девушки приносят в жертву богу любви молодые побеги посевов и пускают по священным водам Ганга и Ямуны множество зажженных глиняных ламп.
  • Ашока. В Индии цветом любви, страсти и преданности издавна считался красный, поэтому с культом Камадевы связано дерево ашока, цветущее красными цветами. Любимый народом праздник, посвященный сбору цветов ашоки, справляли весной. Участвующие в этом обряде молодые женщины надевали красивые платья и вплетали цветы ашоки в свои черные как смоль волосы. Дерево ашока связывали с представлениями о молодости и красоте. Существовало поверье, будто оно зацветает лишь в тот момент, когда, завершая танец, юная прелестная девушка коснется его корней левой ногой.
  • Сарака индийская (Saraca indica) – деревья по Васту из семейства бобовых, удивительно красивое в цвету. У цветка ашоки нет лепестков, но ярко окрашенные лопасти чашечки цветка вполне их заменяют. Калидаса, придворный поэт Чандрагупты II, в своей книге «Ритусамара» («Карнавал времен года») описывает деревья ашока с их молодой листвой, ниспадающей кистями, среди которых сияют кораллово-красные цветы, вселяющие томление в сердца юных дев.
  • Сал. В старинном городе Шравашти, который некогда процветал на месте современного района Гонда в Уттар-Прадеш, с большим размахом справляли Салабанджику – праздник женщины и дерева. Те из женщин, кто желал иметь потомство, поклонялись цветущему дереву сал. Вид сала, или шореи мощной (Shorea robusta), в полном цвету невозможно забыть. В последнюю неделю марта он сплошь покрывается душистыми кремовыми соцветиями.

Медитация под деревом

Если у вас совершенно неправильная планировка дома, которую вы изменить не в состоянии, Васту-шастра рекомендует утром перед работой выходя на улицу, прикоснуться к дереву и посвятить себя всецело контакту с ним хотя бы на 15 минут.

Если же у вас есть серьезные личные проблемы, следует отнестись к этому ритуалу внимательнее и проводить в медитации под деревом около получаса до восхода солнца на протяжении 48 или 108 дней.

Как и всегда в подобных случаях, технику можно видоизменить в соответствии с имеющимися условиями: либо взаимодействовать с деревом другого вида, либо вырастить саженец благоприятного индийского дерева в домашних условиях.

4 вида благоприятных садов по Васту

  • Сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц.
  • Сад Удиан – только для царей, здесь властители проводили время, играя в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов.
  • В саду Бриксватика жрецы и царедворцы развлекались с женщинами,
  • Сад Нанданван посвящался богу Индре.

Ватсаяна рекомендовал строить дом возле пруда и окружать его садом Удиан. В таких прудах выращивались лилии и лотосы. В саду, прилегающем к дому, где-нибудь в тени прочных ветвей нима или пипала, обязательно подвешивались качели.

Обязанности хозяйки дома и в домашнем саду по Васту

Ватсайяна пишет: «Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и при его согласии взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом.

В саду ей надлежит устроить

  • грядки с зеленью,
  • делянки сахарного тростника,
  • куртины фиговых деревьев,
  • а также посадить различные цветы,
  • а рядом с ними душистые травы
  • и ароматические корни.

По Васту-шастре хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец или пруд».

Юнцан, который побывал в Индии в 630 году, когда там правил царь Харши из Канауджи, так описывает свои наблюдения: «Они занимаются обработкой земли, и долг их – сеять и жать, пахать и боронить, а также полоть и растить урожай в соответствии с временем года. Потрудившись, они, сколько положено, отдыхают.

Среди продуктов земли рис и пшеница особенно изобильны. Из съедобных же трав и иных растений мы можем назвать имбирь и горчицу, дыню, тыкву и другие. Лук и чеснок выращивают в небольших количествах, и немногие люди едят их, а если кто и употребит в пищу, его выставят за стены города…

Если говорить о винах и спиртных напитках, то они имеются в большом разнообразии. Кшатрии употребляют для питья соки винограда и сахарного тростника, вайшьи предпочитают крепкие возбуждающие напитки, а шраманы и брахманы – нечто вроде сиропа, сваренного из винограда или сахарного тростника».

Использование деревьев в косметологии

Калидаса, описывая в «Мегхадуте» украшения женщин своего времени, замечает: «Женщины из Алакапури натирают щеки пыльцой цветущей лодры. Цветы магьи украшают их виски, венчики кураваки свисают с их волос, собранных в пучок, а сириза оттеняет их уши. Когда дует муссон, головы этих прелестных созданий венчают цветы кадамбы, а в руках они носят розовый лотос».

Описывая женские туалеты, он упоминает о том, что женщины втирают в тело ароматическое масло белого сандала, вешают на грудь гирлянды из белого жасмина и пропитывают волосы благовонием цветов чампака. В сезон дождей они украшают головы венками из кадамбы, кесары, кукубы и кетака.

По настенным росписям в пещерах Аджанты (200–600гг.) также можно судить о культуре той далекой эпохи. На картинах можно увидеть женщин с цветами в волосах, на груди (вместо броши) и на запястьях (в виде браслетов).

И теперь еще женщины Махараштры вплетают цветы в прическу и украшают запястья браслетами из жасмина. Также женщины в Индии издревле учились искусству выкладывать на полу красивые геометрические узоры из цветов, плести гирлянды и готовить благовония. Летом гирлянды из жасмина и бильвы можно встретить по всей Индии.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.